Выплата материальной помощи к отпуску

Материальная помощь к отпуску

Выплата материальной помощи к отпуску

С понятием «материальной помощи» сталкиваются многие сотрудники, даже несмотря на то, что сейчас она несколько утратила свою актуальность. Однако во времена СССР материальная помощь в обязательном порядке предоставлялась различным категориям работников в случае появления такой необходимости.

С юридической точки зрения материальная помощь представляет собой особый вид финансовой поддержки, который до сих пор можно встретить на современных предприятиях и в различных организациях. Помимо финансовой помощи основным назначением данной выплаты, безусловно, можно назвать дополнительное стимулирование сотрудников на достижение больших высот в профессиональной сфере.

Современные законодательные нормы устанавливают некоторые правила и нюансы в отношении процедуры предоставления материальной помощи, а также документального оформления данной процедуры.

Прежде всего, необходимо отметить, что данный вид помощи нередко выплачивается сотрудникам именно перед их уходом в регулярный законный отпуск. В таком случае, расчет данной выплаты осуществляется в счет отпускных.

То есть, фактически, сотрудник сможет получить на руки максимальную суммы, которую он и сможет потратить во время своего законного отдыха.

Несмотря на то, что понятие материальной помощи довольно часто встречается в современных профессиональных отношениях, на самом деле ее выплата не является прямой обязанностью работодателей. То есть предоставление сотруднику дополнительных денежных средств является скорее его правом, нежели обязательством.

Материальная помощь к отпуску 2018

Все выплаты, получаемые современными сотрудниками, условно можно разделить на несколько основных групп:

Как видно, материальную помощь, безусловно, можно отнести к социальным выплатам. Ее основным назначением является предоставление определенной суммы денежных средств сотруднику в тот момент, когда он действительно в этом нуждается.

То есть нередко выплата материальной помощи назначается в отношении служащих, попавших в трудную жизненную ситуацию.

К таким ситуациям можно отнести, например, болезнь или смерть близкого родственника, появление срочной необходимости в оплате собственного лечения и т.д.

Отдельно следует упомянуть и о такой важной характеристике, как размер материальной помощи. В действующих законодательных нормах ничего не сказано ни о минимальном, ни о максимальном уровне. Следовательно, точная сумма данной выплаты может быть установлена в индивидуальном порядке.

Как правило, решение принимается работодателем, который перед его вынесением обязан произвести оценку сложившейся ситуации.

Такой подход представляется вполне логичным, ведь некоторым сотрудникам может понадобиться совсем небольшая дополнительная денежная сумма для решения текущих проблем, в то время как другой специалист может нуждаться в действительно серьезном финансовом взносе.

Предоставление материальной помощи может быть осуществлено исключительно по приказу уполномоченного лица. Таким лицом, в большинстве случаев, является руководитель предприятия либо его заместитель.

В письменном распоряжении указывается вся основная информация, а именно – ФИО и должность сотрудника, которому будет предоставлена помощь, непосредственные причины и основания ее предоставления, а также точный размер выплаты.

Заявление на материальную помощь к отпуску

Помимо приказа, существует и еще один важнейший вид документа, на основании которого сотруднику может быть выдана материальная помощь. Такой бумагой является личное заявление, написанное заинтересованным лицом.

Сразу следует отметить, что строгих правил относительно формирования данного документа, а также его составления, законодательными нормами установлено не было.

Однако необходимо отметить, что его составление обязательно нужно осуществить еще до официального наступления положенного отпускного периода.

Как правило, на практике происходит следующим образом: сотрудник подготавливает для своего непосредственного начальника сразу два заявления – о предоставлении отпуска и о выдаче материальной помощи.

Работодатель, получив соответствующие заявления от сотрудника, должен рассмотреть их и принять определенное решение. В случае отсутствия у него каких-либо возражений, он может приступать к формированию двух отдельных приказов.

Если говорить об основных правилах составления заявления – данную процедуру необходимо осуществлять в стандартном порядке, так как никаких дополнительных требований в данном вопросе установлено не было. Во время формирования документа следует учесть ряд важных нюансов:

  1. Составление заявления о выдаче материальной помощи, как и других подобных документов, необходимо осуществлять с заполнения «шапки». Там указываются стандартные сведения относительно адресата, а также автора.
  2. Далее следует указать наименование документа – «Заявление» и приступать к внесению туда основной информации. Она должна содержать в себе соответствующую просьбу о предоставлении материальной помощи. При желании сотрудник может указать непосредственную причину, по которой ему потребовалась данная помощь.

Готовое заявление направляется на стол руководителю либо передается ему через отдел кадров, в зависимости от существующих в организации правил.

Выплата материальной помощи к отпуску

Точный порядок предоставления работникам материальной помощи может быть закреплен на локальном уровне, в конкретной организации. Как правило, данная информация включается в действующий коллективный договор, либо в иные положения. Главное, чтобы ни один пункт подобных положений не противоречил установленным нормам и законодательным требованиям.

Как уже было сказано выше, инициатива по получению определенной суммы материальной помощи всегда должна исходить от самого подчиненного. Более того, ему обязательно нужно выразить свое желание в письменной форме.

Для этого сотрудником составляется официальное заявление на имя своего непосредственного руководителя. Многих подчиненных волнует вопрос – можно ли указать в одном заявлении сразу две просьбы – о предоставлении отпускного периода, а также о выплате материальной помощи.

Сразу следует отметить, что такая возможность не предусматривается на законодательном уровне. Дело в том, что работодателю для предоставления отпуска и выплаты материальной помощи необходимо будет составить два абсолютно разных распоряжения.

Следовательно, для каждого из данных распоряжений должно иметься одно документальное основание.

Что же касается особенностей и правил составления приказа – его формирование может быть осуществлено в стандартном порядке и в соответствии с установленной формой.

Вверху документа всегда указываются наименование учреждения и его иные реквизиты. Далее идет основная информация относительно причин составления данного распоряжения.

Если речь идет о предоставлении сотруднику отпуска – обязательно нужно указать точную продолжительность данного периода отдыха, а также дату его начала.

Материальная помощь к отпуску в бюджетных учреждениях

Немногие знают о том, что действующими законодательными нормами устанавливается перечень особых категорий служащих, которым материальная помощь должна регулярно предоставляться в обязательном порядке. Наиболее популярной категорией здесь, безусловно, являются работники различных бюджетных государственных учреждений.

В вышеуказанных учреждениях обязательно должны иметься локальные акты, которые будут включать в себя информацию относительно:

  • порядка выдачи материальной помощи;
  • точного размера данной выплаты;
  • некоторых иных важных аспектов этой процедуры.

Сам порядок выдачи материальной помощи в бюджетном учреждении не будет отличаться от стандартных схем, о которых упоминалось ранее.

Единственным нюансом здесь будет являться тот факт, что в этом случае бюджетному сотруднику может не понадобиться составление заявления.

Работодатель должен осуществить данную выплату даже при отсутствии инициативы у самого сотрудника, так как данная обязанность закреплена в современных трудовых нормах.

Материальная помощь отпуск размер

В современных нормах законодательства не устанавливаются максимальные и минимальные размеры такой выплаты, как материальная помощь. Следовательно, решение об установлении определенной суммы может быть принято самим работодателем. При этом во время данной процедуры он может проанализировать и взвесить все важные нюансы относительно того, зачем сотруднику нужна материальная помощь и т.д.

Помимо этого попросить о выплате определенной суммы сотрудник может и в своем личном заявлении. В таком случае ему необходимо будет указать не только точный размер выплаты, но и дополнительные сведения о причинах, по которым ему срочно понадобились денежные средства.

Материальная помощь к отпуску, приказ

В приказе о предоставлении материальной помощи в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  1. Точная сумма выплаты, которая будет выдана конкретному сотруднику на основании данного приказа.
  2. Дата, в которую денежные средства должны быть выданы на руки подчиненному либо переведены на его банковский счет.
  3. Полная информация о служащем, в отношении которого происходит назначение данной материальной выплаты. Сюда можно отнести такие сведения, как ФИО подчиненного, наименование его должности и структурного подразделения, в котором он исполняет свои профессиональные обязанности и т.д.
  4. Сведения о документальном основании, которое является главной причиной для назначения выплаты. В большинстве случаев таким основанием является ранее поданное письменное заявление сотрудника. В такой ситуации в приказе обязательно нужно указать индивидуальный регистрационный номер этого документа, а также дату его создания.
  5. Информация об источнике финансирования. Материальная помощь может финансироваться, например, из фонда заработной платы, из бюджета организации, а также из иных источников. В любом случае, данная информация в обязательном порядке должна быть указана в соответствующем приказе.

Итого

Таким образом, назначение и последующая выплата материальной помощи производятся по желанию работодателя. Если в организации нередко это практикуется, порядок выдачи денежных средств, а также некоторые иные важные аспекты данной процедуры обязательно должны быть закреплены в действующих локальных актах компании.

Что же касается самой процедуры назначения материальной помощи, она будет включать в себя следующие обязательные этапы:

  1. Для начала сотруднику необходимо составить заявление о предоставлении ему соответствующей выплаты. Документ может быть сформирован в свободном порядке, главное, чтобы в нем были явно видны намерения гражданина относительно получения им определенной суммы денежных средств.
  2. После составления, заявление передается на стол работодателя, для последующего рассмотрения документа и принятия окончательного решения относительно просьбы сотрудника.
  3. Если начальник решил вынести положительное решение – он ставит на полученном заявлении собственную визу и направляет документ для дальнейшей работы.
  4. Отдел кадров на основании поступившей информации подготавливает соответствующий приказ. В документе обязательно должны быть указаны все важные сведения, включая точную сумму материальной помощи, основания, по которым она выдается на руки подчиненному и т.д.
  5. Как только приказ будет составлен – он обязательно должен быть представлен и самому сотруднику для ознакомления. Если у подчиненного отсутствуют какие-либо возражения – он ставит на документе свою личную подпись.

Источник: https://trudinspection.ru/alone-article/materialnaya-pomosch/materialnaya-pomosch-k-otpusku/

Выплата материальной помощи работникам государственных и других органов

Выплата материальной помощи к отпуску

Работники государственных органов разного уровня, а также органов местного самоуправления (далее – ОМС) имеют право на получение материальной и денежной помощи. Рассмотрим, чем следует руководствоваться в случае осуществления таких выплат разным категориям работников.

Госслужащие

В соответствии со ст. 57 Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) госслужащим гарантируется выплата денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы во время предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней (далее – к. д.).

Определенные ст. 57 Закона № 889 принципы выплаты денежной помощи касаются также госслужащих, которые проходят службу, в частности, в органах прокуратуры, судебных органах и т. п.

Отдельного правительственного решения, предусматривающего условия и порядок выплаты упомянутой денежной помощи, нет. Поэтому в каждом государственном (или другом, конституционно определенном) органе такой документ должен разрабатываться и приниматься самостоятельно.

Материальная помощь на оздоровление

Остановимся на некоторых важных моментах, которые должны учитываться руководителями госслужбы в случае выплаты такой помощи.

Поскольку эта выплата гарантирована государством, в смете госоргана на бюджетный год (с 1 января до 31 декабря каждого года) должна предусматриваться одна помощь для каждого госслужащего один раз в год во время предоставления ежегодного отпуска соответствующего рабочего года.

Нужно знать, что по ст. 59 Закона № 889 ежегодные отпуска предоставляются госслужащим в порядке и на условиях, определенных законодательством о труде. В соответствии со ст. 12 Закона от 15.11.96 г.

№ 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504) ежегодный основной отпуск может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная, непрерывная ее часть будет составлять не менее 14 к. д.

Эта часть отпуска не обязательно должна быть первой.

Поэтому госслужащий также может пожелать разделить свой ежегодный отпуск на части, если руководитель госслужбы не будет возражать против предложенного алгоритма деления. Например, это могут быть две равные части (каждая продолжительностью по 15 к. д.) или три-четыре разные части.

Если имеется согласованное с непосредственным руководителем госслужащего решение относительно деления ежегодного отпуска на части, то денежную помощь в размере среднемесячного заработка госслужащего советуем выплачивать по заявлению работника, в котором указывается, к какой именно его части он желает получить денежную помощь. Возможно и такое, что госслужащий попросит в заявлении, чтобы эта помощь ему была выплачена, например, во время предоставления части отпуска продолжительностью 1 к. д. Это не противоречит законодательству, то есть оснований для отказа госслужащему нет, конечно, если такая выплата осуществляется только один раз в год.

Может случиться, что госслужащий переведен из другого госоргана и во время окончательного расчета по предыдущему месту работы компенсация за неиспользованный отпуск перечислена в тот орган, где он будет работать.

Из ст. 24 Закона № 504 вытекает, что в случае перевода работника на работу на другое предприятие по его желанию на счет другого предприятия, на которое перешел работник, должна перечисляться денежная компенсация за неиспользованные им дни ежегодных отпусков.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона № 504, если переведенный на другое предприятие работник полностью или частично не использовал ежегодные основной и дополнительные отпуска и не получил за них денежную компенсацию, в стаж работы, который дает право на ежегодные основной и дополнительные отпуска, засчитывается время, за которое он не использовал эти отпуска по предыдущему месту работы.

В таком случае в соответствии со ст. 59 Закона № 889 такой переведенный в другой госорган госслужащий имеет право получить денежную помощь, предусмотренную ст. 57 Закона № 889, оформляя свой ежегодный отпуск за соответствующий рабочий год. Кстати, на это обращает внимание Минсоцполитики в письме от 23.12.16 г. № 1791/0/101-16/281.

Обращаем внимание: подобные и другие нюансы относительно правомерности получения «оздоровительной» денежной помощи следует зафиксировать в положении об оплате труда работников соответствующего госоргана. Однако событием, которое непосредственно связывается с выплатой этой помощи, должно быть решение о предоставлении ежегодного отпуска (или части такого отпуска). Если, например, госслужащий оформляет другой вид отпуска (для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, в связи с обучением и т. п.), претендовать на получение указанной денежной помощи он не может.

Кстати заметим, что согласно ст. 60 Закона № 889 госслужащего, независимо от отнесения его должности к категории госслужбы («А», «Б», «В»), для выполнения безотлагательных задач могут отозвать из ежегодного основного или дополнительного отпуска. Согласие госслужащего на такие действия работодателя законодательством не предусмотрено.

В таком случае неиспользованная часть отпуска (конечно, по согласованию с руководителем госслужбы органа, в котором работает госслужащий) предоставляется госслужащему в любое время соответствующего года или присоединяется к отпуску в следующем году с возмещением непредвиденных расходов из-за отозвания должностного лица из отпуска.

Такое возмещение осуществляется по правилам, установленным постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 231 (далее – Постановление № 231).

Данный документ конкретизировал расходы, подлежащие возмещению госслужащему, в частности расходы на приобретение неиспользованных проездных документов, бронирование этих документов и места проживания, оформление визы, страховки и т. п.

Даже если работнику стало известно о его отозвании из отпуска в первый же его день и он фактически выходит на работу на второй день своего отпуска, возвращать полученную денежную помощь на оздоровление он не должен.

Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов

В отличие от «оздоровительной», материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов не гарантируется госслужащему, поскольку ст. 54 Закона № 889 предусматривает только возможность ее получения.

Согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 08.08.16 г.

№ 500 (далее – Порядок № 500), помощь может предоставляться один раз в год в размере среднемесячного заработка госслужащего по его личному заявлению.

Если за материальной помощью обращается руководящий работник или его заместитель, то это решение должно быть согласовано с соответствующим органом вышестоящего уровня (в случае наличия такого органа).

Отсюда вытекает, что при недостаточности средств фонда оплаты труда, предусмотренных сметой госоргана, материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов может вообще не выплачиваться.

Поэтому, принимая положение об оплате труда работников соответствующего госоргана, следует учитывать наличие финансовых ресурсов, чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений.

Если не найдены возможности осуществления этой выплаты госслужащим в течение года, об этом желательно сообщить им еще в начале года.

Также обращаем внимание: поскольку Порядком № 500 предусмотрена выплата именно в размере среднемесячного заработка госслужащего, нельзя ее выплачивать в большем или в меньшем размерах (см. письмо Минсоцполитики от 07.10.16 г. № 1383/13/84-16).

Напомним: решение о выплате различных видов материальной помощи госслужащим принимает руководитель госслужбы в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Что касается руководителей аппарата местной госадминистрации и их заместителей, то решение о выплате им материальной помощи руководитель аппарата соответствующей госадминистрации должен принимать по согласованию с председателем этой местной госадминистрации.

Госслужащим, переведенным из одного госоргана в другой, указанная помощь может выплачиваться только в случае, если по предыдущему месту работы в году, в котором осуществлен перевод, они ее не получали.

«Обслуживающие» работники

С принятием Закона № 889 в штаты госорганов вводятся должности работников, которые выполняют функции по обслуживанию. Оплата труда этих лиц должна осуществляться согласно Условиям, утвержденным постановлением КМУ от 18.01.17 г. № 15 (далее – Постановление № 15, Условия № 15).

Согласно п. 3 Условий № 15 руководители госслужбы в госоргане в пределах утвержденного фонда оплаты труда оказывают «обслуживающим» работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размерах, не превышающих их среднемесячную заработную плату.

В п. 4 Условий № 15 предусмотрена также выплата указанным работникам во время предоставления ежегодного отпуска материальной помощи для оздоровления, предельный размер которой равняется среднемесячному заработку работника.

Напомним: работники, которые выполняют функции по обслуживанию, не являются госслужащими и на них не распространяются нормы Закона № 889. Поэтому, например, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется им на общих принципах, установленных трудовым законодательством, то есть продолжительностью 24 к. д.

Как и другие работники, они могут обратиться к руководителю госслужбы с просьбой деления этого отпуска на части в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 504. Поэтому помощь для оздоровления им будет выплачиваться по их заявлению к той ее части, которую они предложат.

Патронатная служба

Оплата труда работников патронатной службы (среди них, в частности, советники, пресс-секретари, помощники, референты) осуществляется по Условиям оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах, утвержденным Постановлением № 15.

Социально-бытовая материальная помощь и помощь для оздоровления выплачивается им по тем же правилам и в тех же размерах, что и работникам, на которых возложены функции по обслуживанию.

Отличием является то, что решение о выплате принимает лицо, на которое возложены функции руководителя аппарата (в частности, руководитель аппарата Верховной Рады, руководитель офиса Президента, госсекретарь КМУ, министерства, руковдитель госоргана или его заместитель). Предложение относительно выплаты должно подаваться должностным лицом, при котором создана патронатная служба, а выплата должна осуществляться в пределах утвержденного фонда оплаты труда соответствующего госоргана.

Рабочие

Любой госорган при необходимости вводит в штат должности рабочих. Оплата их труда осуществляется согласно приказу Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Приказ № 77).

В отличие от вышеуказанных категорий работников госорганов, рабочим в течение года причитается к выплате одна материальная помощь в размере среднемесячного заработка.

Такая помощь может выплачиваться к ежегодному отпуску работника или (по его заявлению) к определенным жизненным или личным обстоятельствам (бракосочетание, въезд в новую квартиру или же для лечения, при затруднительном материальном положении и т. п.).

Заметим: условия осуществления этой выплаты должны конкретизироваться во внутреннем документе органа власти, в частности в положении об оплате труда.

В положении об оплате труда советуем отдельно определить для каждой категории работников соответствующего госоргана (госслужащие, работники патронатной службы, работники, на которых возложены функции по обслуживанию, рабочие) порядок осуществления выплаты всех составляющих заработка. Можно принять и отдельный документ, который будет определять условия, порядок и размеры материальной помощи, которая будет выплачиваться работникам.

Работники советов

Функционирование ОМС, а также другие вопросы относительно лиц, которые работают в этих органах, регулируется Законом от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493).

По определению ст. 2 Закона № 2493 должностным лицом местного самоуправления является лицо, которое работает в ОМС, имеет соответствующие полномочия относительно осуществления организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает зарплату за счет местного бюджета.

Также в штате ОМС могут быть следующие должности (ст. 3 Закона № 2493):

  • выборные, на которые лица избираются на местных выборах;
  • выборные, на котороые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;
  • должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским главой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством.

Обращаем на это внимание из-за того, что для каждой из указанных категорий лиц установлены особенности оплаты труда.

Так, по ст. 21 Закона № 2493 должностным лицам местного самоуправления выплачивается помощь на оздоровление в размере должностного оклада во время предоставления им ежегодного отпуска продолжительностью 30 к. д.

Как предусмотрено ст. 8 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», регулирование оплаты труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, осуществляется государством, то есть условия и размер оплаты их труда определяются Кабмином.

Источник: https://balance.ua/ru/news/post/vyplata-materialnoj-pomoshhi-rabotnikam-gosudarstvennyx-i-drugix-organov

Матпомощь. Материальная помощь к отпуску

Выплата материальной помощи к отпуску

От правильной классификации выплат работникам зависит начисление на эти суммы налогов и страховых взносов. Не все выплаты, оформляемые как материальная помощь, действительно можно отнести к матпомощи.

Материальная помощь в бюджетном учреждении

Работникам в связи с возникновением у них определенных обстоятельств, событий (это, например, регистрация брака, рождение ребенка) или трудных жизненных ситуаций (тяжелое материальное положение, смерть члена семьи и др.) может быть оказана материальная помощь.

Бюджетные и автономные учреждения в рамках платной деятельности, обычно выплачивают материальную помощь из прибыли. Принять решение о выделении денег может руководитель учреждения. Именно он регулирует текущую деятельность учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого руководителю достаточно издать приказ.

Кроме того, бюджетные (автономные) учреждения могут выплатить матпомощь за счет субсидии на госзадание. Но только за счет сэкономленных средств.

Материальная помощь в казенном учреждении

Казенные учреждения производят выплаты по бюджетной смете. Но, если выплаты в ней не предусмотрены, их можно произвести только при наличии экономии. Это можно сделать, если:

  • у учреждения есть разрешение главного распорядителя бюджетных средств (п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ);
  • руководитель учреждения наделен правом самостоятельного утверждения бюджетной сметы (п. 8 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н).

В некоторых случаях обязанность выплачивать материальную помощь может быть установлена законодательно. Например, такая обязанность закреплена в приказе ФТC России от 23 октября 2008 г. № 1316 в отношении сотрудников таможенных органов и учреждений, подведомственных ФТC России.

Какую выплату считать материальной помощью

К материальной помощи относятся следующие выплаты:

  • не связанные с выполнением сотрудником трудовой функции;
  • направленные на удовлетворение социальных потребностей работника, которые обусловлены возникновением у него трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события.

Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10. Арбитры также разъяснили, что не может быть расценена как материальная помощь сумма, выплачиваемая:

  • один раз в год в связи с предоставлением работнику ежегодного основного отпуска;
  • в процентном отношении к должностному окладу сотрудника в зависимости от его непрерывного стажа работы и достижений в труде;
  • таким образом, что ее размер может быть снижен за нарушение трудовой дисциплины по решению руководства (в отдельных случаях может вообще не выплачиваться).

Обратите внимание: таким образом, выплаты, иногда оформляемые как материальная помощь к отпуску, на самом деле к матпомощи не относятся. Условия выплаты материальной помощи и ее размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, такими как коллективный или трудовой договор, положение о выплате материальной помощи.

В таком положении, к примеру, рекомендуется прописать: «материальная помощь к отпуску оказывается при возникновении у сотрудника потребности в медицинском лечении, для организации благоприятных условий отдыха и восстановления здоровья».

Ведь иная формулировка (например, «материальная помощь выплачивается при предоставлении работникам отпуска») может навести проверяющих лиц на мысль, что ее выплата носит систематический характер, а значит, фактически эти суммы относятся к оплате труда.

Отметим, что для получения материальной помощи работник обязательно пишет заявление с просьбой об ее выплате в связи с конкретным обстоятельством, событием или ситуацией.

Подытожим вышесказанное.

  1. Выплата материальной помощи работникам – право учреждения, а не его обязанность. Матпомощь не зависит от результата деятельности ни учреждения, ни конкретного работника. Ее выплата носит нерегулярный характер.
  2. Основания выплаты материальной помощи – заявление сотрудника и документы, подтверждающие обстоятельство, событие или ситуацию ее предоставления.
  3. Размер материальной помощи может зависеть от финансовых возможностей учреждения. Он не привязывается к должностному окладу сотрудника, чтобы не давать повод проверяющим лицам считать, что при определении размера матпомощи учитывается вклад работника в деятельность учреждения.
  4. Условия выплаты материальной помощи устанавливаются локальными нормативными актами учреждения.

Включается ли матпомощь в расчет среднего заработка

Ответ на этот вопрос зависит от статуса работника.

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила № 562).

Пункт 6 Правил № 562 раскрывает, в каком размере учитывается материальная помощь при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска государственного служащего.

А именно – в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода служащего в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Если же статусом федерального госслужащего сотрудник не обладает, то следует руководствоваться иными нормами. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее – Положение № 922), которое и нужно использовать.

Выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в частности материальная помощь не включают в расчет среднего заработка (п. 3 Положения № 922). С этим согласился и Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в решении от 2 декабря 2014 г. № 2-6933/2014.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3657-red-materialnaya-pomoshch

Матпомощь на оздоровление: учитываем «бюджетные» тонкости. Бюджетная

Выплата материальной помощи к отпуску

Получение работниками бюджетной сферы всех выплат, в том числе и материальной помощи на оздоровление, четко регламентировано законами Украины, постановлениями КМУ и отраслевыми приказами.

Важные нюансы (порядок, условия и круг получателей) прописывают также и в Положении о предоставлении материальной помощи, которое является приложением к коллективному договору (см. письмо Минтруда от 28.07.2010 г.

№ 8109/0/14-10/13).

Для отдельных категорий работников-бюджетников предоставление материальной помощи на оздоровление является обязательным. К ним относятся, в частности: госслужащие, должностные лица местного самоуправления, педагогические и научно-педагогические работники, работники музеев и библиотек, медицинские работники и т. п.

В общем случае «оздоровительные» выплачивают при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада (ставки зарплаты), установленного на момент ухода в отпуск.

Однако некоторым категориям работников бюджетных учреждений (госслужащие, рабочие, которые выполняют функции по обслуживанию госорганов, должностные лица органов местного самоуправления) оздоровительную помощь предоставляют в размере среднемесячной зарплаты.

Для тех работников бюджетной сферы, для которых выплата помощи на оздоровление не является гарантированной, ее предоставление оформляют решением руководителя и только при наличии экономии фонда оплаты труда.

Далее рассмотрим подробнее порядок предоставления материальной помощи на оздоровление и определения ее размера для отдельных категорий работников.

Госслужащие

Напомним, что Законом № 889 были существенно изменены условия оплаты труда государственных служащих. Если раньше ( ч. 1 ст. 35 Закона № 3723, п.п. 3 п.

2 постановления № 268) помощь на оздоровление такой категории работников можно было выплачивать как в размере должностного оклада, так и в размере среднемесячной зарплаты (при наличии средств в пределах утвержденного фонда оплаты труда), то с 01.05.2016 г. согласно ст.

57 Закона № 889 в случае оформления ежегодного основного отпуска госслужащим (длительность которого, как и раньше, составляет 30 календарных дней) выплачивается пособие в размере среднемесячной заработной платы.

Как видим, для госслужащих обязательно помощь предоставляют к ежегодному основному отпуску.

То есть событием, в связи с которым назначается материальная помощь на оздоровление, является ежегодный основной отпуск.

Это значит, что в случае ухода государственного служащего, скажем, в дополнительный отпуск в связи с обучением или в отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста такую помощь ему не выплачивают.

Заметим, что гарантированная матпомощь на оздоровление выплачивается госслужащим (и другим работникам-бюджетникам) раз в году. Поэтому в случае перевода госслужащего из одного госоргана в другой он имеет право на получение оздоровительной помощи только один раз (см. письмо Минсоцполитики от 23.12.2016 г. № 1791/0/101-16/281).

Отсюда делаем вывод: для решения вопроса о выплате матпомощи к ежегодному отпуску на новом месте работы нужно получить справку (произвольной формы) о том, получал госслужащий в течение года на предыдущем месте работы такую помощь или нет.

Рабочие, которые выполняют функции по обслуживанию госорганов

Для «обслуживающих» рабочих госорганов выплата помощи на оздоровление предусмотрена Условиями № 15. Она выплачивается в обязательном порядке при предоставлении ежегодного отпуска. Размер такой выплаты не выше среднемесячной зарплаты ( п. 4 Условий № 15).

Напомним: в 2016 году такая помощь выплачивалась в размере, не превышающем должностного оклада работника.

Должностные лица ОМС

В соответствии с ч. 5 ст.

21 Закона № 2493 должностным лицам органов местного самоуправления (далее — ОМС) предоставляется оздоровительная помощь при уходе в ежегодный отпуск в размере должностного оклада.

Это значит, что такая выплата при предоставлении отпуска указанной категории работников предусмотрена законодательством, следовательно, является гарантированной (обязательной).

Кроме того, согласно п.п. 3 п. 2 постановления № 268 руководители ОМС имеют право в пределах утвержденного фонда оплаты труда предоставлять работникам материальную помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы работника.

Решение о выплате матпомощи на оздоровление принимает руководитель ОМС, учитывая наличие средств для ее выплаты.

Так, если средств не хватает на выплату материальной помощи в размере среднемесячной заработной платы работника, то помощь может быть выплачена в размере должностного оклада.

При этом, как отмечалось выше, конкретный порядок предоставления материальной помощи должен быть установлен в Положении о предоставлении работникам материальной помощи, которое является приложением к коллективному договору.

Решение о выплате оздоровительной помощи председателям советов, их заместителям принимает соответствующий совет ( п. 6 постановления № 268).

Таким образом, размер «оздоровительной» помощи для должностных лиц ОМС ограничен минимальным и максимальным пределами, а именно: помощь на оздоровление выплачивают в размере должностного оклада, а при наличии средств — в размере, который не превышает среднемесячной зарплаты. К тому же специалисты Минтруда в письме от 16.10.

2009 г. № 620/13/84-09 отметили, что помощь на оздоровление, которая гарантирована ч. 5 ст. 21 Закона № 2493 и предусмотрена п.п. 3 п. 2 постановления № 268, — это одна и та же выплата, которая обязательно предоставляется в размере должностного оклада, а при наличии средств — не больше среднемесячной зарплаты.

Если помощь на оздоровление выплачивают в размере должностного оклада, то нужно учитывать размер должностного оклада в месяце ухода работника в ежегодный отпуск.

Если же размер помощи исчисляют исходя из размера среднемесячной заработной платы, то при определении расчетного периода отталкиваются от месяца предоставления ежегодного отпуска.

Расчетным периодом в таком случае будут последние два календарных месяца, которые предшествуют месяцу ухода в отпуск ( абз. 3 п.

2 Порядка № 100) (о нюансах исчисления суммы оздоровительной помощи на примере смотрите далее в этой статье).

Служащие ОМС

Для служащих ОМС оздоровительная помощь — не обязательная выплата.

Если руководитель принял решение о ее выплате, то ее размер не должен превышать среднемесячной зарплаты ( п.п. 3 п. 2 постановления № 268).

Если же средств, предусмотренных в смете на выплату такой помощи, недостаточно, то ее можно выплатить в меньшем размере исходя из финансовых возможностей.

«Обслуживающие» рабочие органов госвласти и ОМС

Для работников, которые обслуживают органы госвласти и ОМС, выплата матпомощи на оздоровление предусмотрена в размере среднемесячной зарплаты ( п.п. «з» п. 2 приказа № 77).

Для них такая выплата является не обязательной, поэтому ее выплачивают при наличии средств по решению руководителя.

В то же время вид помощи приказом № 77 не конкретизирован, то есть это может быть любая материальная помощь, в том числе и на оздоровление к ежегодному отпуску, которую может получить работник в течение календарного года.

При этом если «обслуживающий» работник получит материальную помощь при уходе в отпуск, то другие виды помощи в течение текущего года он не получит (см. письмо Минсоцполитики от 15.03.2016 г. № 272/13/84-16).

Педагогические работники

Согласно ч. 1 ст. 57 Закона об образовании государство гарантирует выплату педагогическим и научно-педагогическим работникам материальной помощи на оздоровление в размере месячного должностного оклада (ставки заработной платы) при предоставлении ежегодного отпуска.

Важно! Право на выплату такой помощи имеют педагогические и научно-педагогические работники, перечень должностей которых утвержден постановлением № 963

Обратите внимание: работникам, которые ведут преподавательскую работу, но не занимают должность педагогических (научно-педагогических) работников, матпомощь на оздоровление не выплачивается.

Помощь на оздоровление в размере должностного оклада выплачивается педработникам (по основной должности) только по основному месту работы при предоставлении ежегодных отпусков согласно графику отпусков независимо от недельной (годовой) учебной нагрузки или объема выполняемой работы (см. письмо Минсоцполитики от 30.11.2011 г. № 1079/13/84-11). Эта материальная помощь является обязательной, и средства на ее выплату должны быть утверждены сметой. Во время формирования фонда оплаты труда на год для каждого работника предусматривается одна помощь на оздоровление.

Принимая во внимание то, что для отдельных педработников, которые имеют соответствующие звания (старший преподаватель, преподаватель-методист) или работают в специализированных заведениях (с особым режимом, с инвалидами и детьми, которые имеют недостатки в умственном или физическом развитии) и т. п., должностные оклады формируются с учетом повышений, начисление им оздоровительной помощи осуществляется исходя из повышенных окладов (см. письмо Минтруда от 05.11.2008 г. № 645/13/155-08).

Другим работникам учреждений и заведений образования, которые не занимают должности педагогических работников, руководители имеют право предоставлять в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах, материальную помощь в сумме не более чем один должностной оклад в год ( п. 4 постановления № 1298 и п.п. 5 п. 4 приказа № 557). При этом в матпомощь, которая может быть выделена работнику на год, включают как помощь на оздоровление, так и другие виды матпомощи (на соцбыт, лечение, кроме помощи на погребение).

Медицинские и фармацевтические работники

Абзацем 3 п. 2 постановления № 524медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений (учреждений) предусмотрена выплата помощи на оздоровление в размере должностного оклада во время предоставления ежегодного основного отпуска.

Такая помощь для указанной категории работников является обязательной выплатой и средства на ее выплату необходимо предусматривать в смете заведения здравоохранения. При этом во время формирования фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого работника предусматривается одна помощь на оздоровление.

К медицинским и фармацевтическим работникам относятся лица, которые допущены к медицинской и фармацевтической деятельности, а именно:

1) профессионалы с полным высшим медицинским и фармацевтическим образованием (в том числе врачи-интерны);

2) специалисты с базовым высшим и неполным высшим медицинским и фармацевтическим образованием всех специальностей;

3) лица с полным и неполным высшим немедицинским образованием, которые допущены к медицинской деятельности на должностях врачей и среднего медицинского персонала согласно приказу № 195.

Следовательно, помощь на оздоровление согласно постановлению № 524 выплачивают тем медработникам, которые занимают должности, приведенные в Справочнике № 117 в разделах «Руководители», «Профессионалы» и «Специалисты», в том числе лицам без медобразования, которые допущены к работе согласно приказу № 195.

Так, в частности, должность статистика медицинского относится к среднему медицинскому персоналу. Поэтому работники, которые занимают эту должность, имеют право

Источник: https://i.factor.ua/journals/bb/2017/june/issue-23/article-28374.html

Жилищный вопрос
Добавить комментарий