Возможно ли мировое урегулирование, если ущерб возмещен?

Мировое соглашение о возмещении ущерба при ДТП до суда: зачем нужно и как составить + образец

Возможно ли мировое урегулирование, если ущерб возмещен?

Нередко потерпевший и виновник после ДТП решают вопрос с компенсацией ущерба в частном порядке, между собой, без суда. Но эту договорённость необходимо правильно оформить, составив соглашение об урегулировании ущерба. Иначе или пострадавшая сторона может ничего не получить, или виновнику придётся платить дважды.

Поэтому сейчас я расскажу, что такое мировое соглашение при ДТП до суда, и как его правильно составить. Поехали!

Когда понадобится соглашение до суда?

Иногда случается, что полную компенсацию ущерба, причинённого в ДТП невозможно получить по страховке. Страховая компания не будет выплачивать, если:

  • не было застраховано транспортное средство, которым причинён ущерб;
  • сумма вреда больше максимальной выплаты по «автогражданке»;
  • возмещение ущерба, не покрываемого ОСАГО, самый распространённый пример – моральный вред;
  • когда вред нанесён в результате не страхового, в рамках ОСАГО, случая.

А также этот документ используется, когда участвовавшие в аварии стороны хотят решить вопрос о компенсации без обращения в страховую, например, чтобы сохранить скидку за езду без аварий.

Мировое соглашение до суда особенно пригодится если виновник подлежит ответственности за ДТП с пострадавшими. В этом случае такая договорённость будет свидетельствовать о старании причинителя ущерба загладить свою вину, что учитывается в суде.

Что такое мировое соглашение

Строго говоря, мировым называют соглашение, которое заключается между участниками судебного процесса до вынесения решения по делу.

При этом судья должен утвердить его своим постановлением, то есть от него зависит, будет прекращено дело по примирению участников или нет.

Поэтому на вопрос «Можно ли подписать мировую до суда?» правильным ответом будет: нет.

А до суда составляется соглашение об урегулировании ущерба, но зачастую в народе также называют его мировым. Но сила этих документов различная.

Если мировое, утверждённое судом приравнивается к судебному решению, то есть его хотя и можно обжаловать, но второй раз по рассмотренному вопросу в суд подать уже невозможно, то после соглашения до суда права требовать компенсации у потерпевшего остаются. Но, конечно, судья при рассмотрении дела будет учитывать факт реального возмещения ущерба.

Соглашение до суда

Итак, по своей сути при возмещении ущерба при ДТП досудебное соглашение – это договор между виновником и потерпевшим об урегулировании убытков.

Статья в тему: Всё о возмещении материального ущерба, полученного при ДТП: пошаговая инструкция, разбор нестандартных ситуаций + образцы документов

Примечание. Только соглашения недостаточно для подтверждения заглаживания ущерба, оно свидетельствует о договорённости сторон урегулировать конфликт. Поэтому дополнительно к нему обязательно составляется расписка при получении денег в ДТП и расписка об отсутствии претензий. Иногда они объединяются в расписке о возмещении ущерба.

Как их оформить, читайте здесь:

Как правильно написать расписку при получении денег при ДТП: скачайте образец прямо сейчас

Зачем нужна расписка о возмещении ущерба при ДТП и как правильно её написать + образцы

Взаимная договорённость выгодна для обеих сторон, потому что участие в судебном процессе подразумевает определённые затраты, которые, правда, частично возмещает проигравшая сторона. Кроме того, судебное разбирательство может тянуться долго.

Поэтому соглашение позволит потерпевшему просто и быстро получить компенсацию без бумажной волокиты и судебных издержек.

Для виновника это также выгодно, потому что позволит избежать участия в судебном процессе, участие в котором не только хлопотно, но и грозит обязательством по возмещению всех судебных расходов, понесённых потерпевшим, кроме возмещения вреда. А также можно договориться на рассрочку выплаты и т. п.

Когда пишут досудебное соглашение

Составить соглашение до суда можно:

  • сразу после аварии, если будет понятно, что этот вариант получения компенсации наилучший;
  • по взаимной договорённости спустя некоторое время после происшествия, например, когда становится ясным, что выплаты от страховой недостаточно или потерпевший требует компенсировать моральный вред;
  • после предъявления досудебной претензии к виновнику.

Обычно, если виновник не соглашается возместить ущерб после предъявления досудебной претензии, потерпевший резонно подаёт иск в суд, и заключить уже можно, пусть и до первого судебного заседания, только мировое соглашение, решение о принятии которого будет делать судья.

Оформление соглашения при ДТП

Итак, стороны решили до суда урегулировать возникший между ними конфликт, оформив соглашение о возмещении ущерба при ДТП. Составить его можно в простой письменной форме, нотариально оформив, или только заверив подписи сторон у нотариуса.

Два последних варианта более предпочтительны, но и простая форма документа имеет такую же силу. Просто в случае возникновения в дальнейшем конфликтной ситуации в суде будет проще доказать подлинность той бумаги, которая будет заверена нотариусом.

Специальной формы или бланка для этого документа нет, и для многих подобных бумаг важно содержание, а не оформление. В этом договоре обязательно указывается:

  • место и дата написания;
  • личные данные сторон, включая паспортные;
  • описание ДТП от имени виновника, с указанием ТС участников и обстоятельств происшествия;
  • суть соглашения;
  • сумма компенсации, а также указание, что именно покрывается выплатой;
  • срок выплаты – он может и не совпадать с временем составления документа;
  • информация о подписании и экземплярах документа.

Бумагу составляют в двух экземплярах, по одному для каждой стороны. Иногда при нотариальном оформлении создаётся третий документ, который остаётся у нотариуса.

Как правильно составлять договор

Сумма возмещение, планируемая к передаче должна быть указана как цифрами, так и прописью, причём буквенное написание имеет преимущество в случае расхождения данных. Иногда указываются документы, на основании которых устанавливается сумма возмещения.

Желательно также присутствие при составлении двух свидетелей, которые поставят свои подписи на составленном документе. Они пригодятся, опять же, в случае отказа в дальнейшем одной из сторон признавать документ.

Очень приветствуется, если соглашение будет писаться от руки шариковой ручкой, особенно в тех местах, где текст излагается от первого лица обоими участниками договора. При выполнении этого условия становится возможным проведение почерковедческой экспертизы, при помощи которой выясняется, кто и когда писал документ.

Стоит обратить также внимание на психофизиологическое состояние оппонента. Если он подписывал документ, когда был нездоров или в состоянии опьянения, возможно и аннулирование соглашения в суде.

Поэтому если участник договора подвержен хроническому заболеванию или престарелый, пригодится заверение нотариуса, а ещё лучше психиатра о том, что документ он составляет в трезвом уме, добровольно, полностью отдавая отчёт своим действиям.

Как писать соглашение + образец

Составляется мировое соглашение после ДТП обычно в такой форме, как правило, используется нумерация пунктов:

  • в шапке пишется название документа, город, дата;
  • далее следуют сведения о договаривающихся сторонах и фраза, выражающая суть документа;
  • обозначают первый пункт. От лица причинителя вреда описывается авария с признанием виновности;
  • пункт два. Излагается основная договорённость, приводится обоснование суммы;
  • в третьем пункте сообщается об обязанности виновника возместить причинённый вред с указанием срока выплаты. Можно прописать штрафные санкции, налагающиеся за неисполнение обязательств, например, проценты от суммы ущерба;
  • можно указать заявление потерпевшей стороны о получении компенсации, если выплата проводится сразу;
  • определяются обязательства сторон, приводится дополнительная информация;
  • указывается, кто несёт расходы по оформлению составляемого документа;
  • потом приводятся сведения об экземплярах соглашения;
  • в конце ставятся подписи сторон, сведения о свидетелях и нотариальном заверении.

Скачать образец заполненного документа можно здесь.

Если произошёл наезд на пешехода

Когда происходит аварии с пешеходом, во-первых, как правило, возникают тяжёлые травмы, во-вторых, владелец ТС обязан возместить ему вред независимо от своей вины, поэтому очень часто требуется написать мировое соглашение при ДТП с пешеходом.

А когда виновному водителю грозит ответственность за нанесение вреда здоровью, добровольная компенсация в досудебном порядке, оформленная подобным образом, станет реальным аргументом для смягчения наказания. Образец соглашения, оформляемого когда пострадал пешеход, доступен для скачивания по ссылке.

Когда авария происходит по вине пешехода, он, как причинитель вреда, должен оплатить ремонт автомобиля, хотя за вред здоровью ему и будет компенсирован водителем. А так как ответственность пешеходов не страхуется, то получить деньги на ремонт можно только с виновника-пешехода, оформив договорённость как раз-таки соглашением о возмещении ущерба.

Возмещение морального вреда

Так как за моральный ущерб по «автогражданке» не предусмотрено, то зачастую соглашение составляется именно и компенсации морального вреда. Более того, как и вред здоровью, моралка компенсируется даже невиновным водителям потерпевшему, не являющемуся автовладельцем.

Даже в суде суммы за моральные страдания присуждают небольшие, особенно когда нет тяжких травм, поэтому не стоит требовать большой компенсации с виновника. Ведь если он не согласится компенсировать добровольно, потребуется судебное разбирательство, а рассчитывать больше чем, скажем на 5-10 тыс. р. при средней степени вреда здоровью не стоит.

Статья в тему: Что такое моральный вред при ДТП и как проходит взыскание компенсации за него + образцы иска и возражения на исковое заявление

Если условия соглашения не исполняются

Именно на случай такого форс-мажора необходимо со вниманием отнестись к составлению соглашения. При нарушении договорённостей первым шагом должна стать досудебная претензия – вдруг оппонент всё же одумается и выполнит обязательства.

Статья в тему: Как правильно составить и отправить досудебную претензию виновнику ДТП + образцы текста претензии

Если же вторая сторона упорствует в неисполнении обязательств, придётся обратиться в суд с исковым заявлением. К нему необходимо приложить само соглашение.

Естественно, когда в нём присутствует почерк оппонента, факт его составления подтверждают свидетели или нотариус, шанс добиться справедливости гораздо выше, чем когда это просто распечатанная бумага и единственное доказательство участия в составлении его ответчика – показания истца и подпись, которую и подделать можно.

Подведём итоги

  • до суда составляется соглашение о возмещении ущерба;
  • необходимы дополнительные расписки, для подтверждения фактической компенсации ущерба;
  • чтобы в подлинности документа не было сомнений, нужно правильно его составить;
  • никакой договор не может являться отказом от законных прав, отстоять которые всегда можно в суде.

Заключение

Мировое соглашение о возмещении ущерба до суда – надёжный способ быстро загладить последствия ДТП. Только чтобы не пострадать в случае недобросовестного поведения оппонента, необходимо правильно оформить этот документ.

Источник: https://kulikavto.ru/dtp/mirovoe-soglashenie-pri-dtp-do-suda-o-vozmeshchenii-ushcherba-pozvolit-izbezhat-tyazhby.html

Возмещение ущерба при ДТП в Москве, цены

Возможно ли мировое урегулирование, если ущерб возмещен?

Учитывая стремительно увеличивающееся количество транспортных средств, приходящихся на долю каждого, проживающего на территории Российской Федерации, частота дорожно-транспортных происшествий (ДТП) кажется естественной.

Естественным является и желание автомобилистов, попавших в ДТП, добиться возмещения ущерба, который был причинен их здоровью или имуществу по вине иного участника дорожного движения.

После первых нескольких минут шока автовладелец, являющийся пострадавшей стороной в ДТП, задумывается о необходимости и способах возмещения нанесенного ему морального и материального ущерба для осуществления ремонта поврежденного транспортного средства.

В зависимости от обстоятельств дела ущерб может быть возмещен или страховой компанией, или непосредственно виновным участником дорожного движения. Как правило, для пострадавшей стороны возмещение ущерба представляет собой обоснованное, правильное и естественное следствие ДТП.

Тем не менее, реалии таковы, что есть большие риски столкнуться с трудностями при возмещении ущерба. Таким образом, возмещение ущерба при ДТП становится все более популярной услугой среди клиентов современных юридических компаний, включая Московскую муниципальную коллегию адвокатов.

Категория дел, связанных с возмещением ущербов, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), основывается на общегражданских положениях, закрепленных в виде списка обязанностей лица, которое причинило вред другому лицу.

Данное положение предусматривает обязательное возмещение ущерба, при ДТП в том числе. При условии отсутствия споров в связи с подтверждением или опровержением виновности стороны судебные споры, связанные с возмещениями по нанесенному ущербу, не являются делами повышенной сложности.

Гораздо более сложными считаются в судебной практике случаи, связанные с установлением виновника ДТП.

Правовой процесс в рамках дел, связанных с компенсацией ущерба при ДТП, начинается с того момента, когда произошло дорожно-транспортное происшествие. Данный процесс характеризуется индивидуальной логикой и структурой.

Непосредственно возмещение полученного вреда является заключительным этапом правового процесса в рамках ДТП. Этап возмещения начинается с момента прохождения стадии взаимодействия между стороной и страховой компанией.

В действительности ситуация выглядит следующим образом. При наличии страхового полиса у виновника ДТП обязательства по выплате компенсации пострадавшей в аварии стороне ложатся на страховую компанию.

Однако здесь нужно помнить, что страховые компании предусматривают наличие определенного лимита по возмещению нанесенного потерпевшей стороне материального вреда. Этот лимит равен 400 тысячам рублей.

Таким образом, в случае, когда общая сумма ущерба превышает установленный лимит, виновник ДТП обязан самостоятельно покрыть разницу.

Подобные ситуации могут возникать по нескольким причинам. Общий список оснований для самостоятельного направления претензии виновнику дорожно-транспортного происшествия и выдвижения соответствующих требований о возмещении понесенных убытков включает в себя следующие обстоятельства:

  • Превышение общей суммы ущерба суммы, которая предусмотрена гражданской ответственностью виновной стороны в соответствии с условиями страхового полиса ОСАГО.
  • Отказ со стороны страховой компании в удовлетворении требований о возмещении понесенного потерпевшей стороной ущерба в полном объеме.
  • Отсутствие полиса ОСАГО или истечение срока его действия.

На практике процесс возмещения нанесенного вреда выглядит следующим образом (для примера мы рассмотрим ситуацию, при которой у виновника имеется страховой полис). Независимая экспертиза показала, что общая сумма ущерба составила 190 тысяч рублей.

В соответствии с договором страховая компания выполнила обязательства касаемо возмещения 80 тысяч рублей из этой суммы. Следовательно, выплата остатка в виде 110 тысяч рублей остается задачей виновника дорожно-транспортного происшествия.

Это подкреплено статьями 1064 и 1072 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что ситуации, в рамках которых страховая компания осуществляет возмещение лишь части рассчитанной суммы, очень распространены на сегодняшний день. Именно в этом и заключается сложность подобных дел. Потерпевшая сторона вынуждена тратить время и средства на направление претензии в адрес виновника ДТП. При этом чаще всего дело завершается судом.

Кто отвечает за возмещение убытков?

Обязательства компенсации понесенных материальных убытков в рамках дорожно-транспортного происшествия, в соответствии с действующим законодательством, ложатся на страховую компанию.

Именно страховые компании страхуют гражданскую ответственность виновника и остальных участников аварии по закону.

Аналогичным образом законодательство Российской Федерации регулирует и лимитирует суммы обязательных компенсаций:

  • Компенсации физического урона, полученного при дорожно-транспортном происшествии. Выплатами сопровождается получение увечий или травм, а также случаи летального исхода. Максимальная страховая сумма составляет 500 тысяч рублей.
  • Компенсации материальных убытков ограничиваются 400 тысячами рублей.

Независимо от общего количества потерпевших участников аварии, каждый из них имеет право на компенсацию. При этом далеко не во всех случаях страховая компания готова в полной мере выполнять свои обязательства, поэтому предусматривается возможность отказа в осуществлении выплат. Основаниями для отказа могут быть следующие обстоятельства, помимо перечисленных ранее:

  • Если виновник ДТП находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения во время инцидента.
  • Если виновная сторона не имеет прав на осуществление управления транспортным средством.
  • Если момент происхождения дорожно-транспортного происшествия противоречит условиям договора.
  • Если страховая компания была лишена лицензии на осуществление страховой деятельности.

Нужно отметить, что, несмотря на распространенность таких случаев, ни одно из перечисленных оснований не является правомерным.

Согласно действующим законам страховая компания обязана возместить понесенный ущерб несмотря на отсутствие прав управления транспортным средством или состояние опьянения виновной стороны.

После этого страховая компания может потребовать регрессии затрат у виновника происшествия в судах.

Способы компенсации вреда при ДТП

Порядок действий при возмещении нанесенного потерпевшей стороне ущерба в рамках совершения ДТП предусматривает два пути решения проблемы:

  • Подача искового заявления на возмещение вреда в суд.
  • Составление и удовлетворение досудебной претензии.

Обращение в суд с исковым заявлением после ДТП в целях компенсации понесенных убытков является категорической и крайней мерой решения сложившейся проблемы.

Компенсация вреда при ДТП по мировому соглашению

Как правило, большинство участников ДТП, столкнувшись с ущербом после дорожно-транспортного происшествия, принимают решение заключить с виновной стороной добровольное соотношение без обращения в суд. Этот способ требует меньших затрат времени и средств, а потому считается наиболее рациональным.

Заключение мирового соглашения в добровольном порядке предполагает, что виновная сторона возмещает ущерб без передачи дела в суд.

Законодательство России предусматривает возможность как самостоятельного составления рассматриваемого соглашения, так и его составление в присутствии нотариуса.

Обязательными требованиями документа являются уточнение места и времени заключения мирового соглашения, предоставление личных данных о потерпевшей и виновной стороне, перечисление обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, а также определение размера и сроков компенсации ущерба.

Возмещение ущерба при ДТП через суд

Случаются ситуации, когда противоположные стороны не могут прийти к мировому соглашению, а виновник отказывается удовлетворить ущерб на добровольных основаниях. В этом случае потерпевшая сторона имеет право на истребование понесенного ущерба через суд.

Выплата материальной и моральной компенсации производится в условиях строго установленного алгоритма действий. Так, порядок действий при востребовании компенсации ущерба, понесенного в ДТП, с помощью суда, включает в себя основной этап в виде составления досудебной претензии с обязательным обоснованием требований к удовлетворению вреда и указанием общей суммы и срока погашения компенсации.

Документ подается непосредственно виновнику ДТП. Далее, при невозможности разрешения конфликта без судов, потерпевшая сторона вправе представить исковое заявление в суде по месту жительства виновной стороны согласно утвержденному порядку действий.

Обратите внимание, что сумма компенсации не включает в себя моральные убытки.

Размер морального ущерба, понесенного в ДТП, определяется в ходе разбирательства, учитывая отсутствие условия обязательного обложения государственными налогами.

В стоимость искового заявления может входить реальный размер ущерба вследствие ДТП, а также сопутствующие издержки, например расходы на уплату государственной пошлины или услуг адвокатов.

Если вы хотите компенсировать ущерб, полученный в дорожно-транспортном происшествии, с наименьшими издержками, воспользуйтесь квалифицированной помощью юристов Московской муниципальной коллегии адвокатов. Свяжитесь с нами по телефону, указанному в разделе «Контакты», и запишитесь на консультацию к юристу в удобное время.

Источник: https://www.mmka.info/uslugi/dlya-fizicheskikh-lits/pomoshch-pri-dtp/vozmeshchenie-ushcherba-po-dtp/

Возмещение ущерба виновником ДТП через суд: образец иска и досудебной претензии | Юридические Советы

Возможно ли мировое урегулирование, если ущерб возмещен?

Последнее обновление Март 2019

В большинстве случаев пострадавший в ДТП настроен добиться полного возмещения причиненного виновником ущерба, включая и моральный вред.

В то же время, несмотря на то, что правда на стороне понесшего убытки человека, доказать и взыскать стопроцентный объем восстановительных затрат удается далеко не всем.

Как грамотно реализовать свои права и добиться максимального возмещения, читайте ниже.

Всем известно, что с введением ОСАГО обязанность оплатить понесенный ущерб лежит на страховой компании того, кто виноват, либо в «своей» страховой организации (это называют прямое возмещение), если пострадали только ТС, которые застрахованы по ОСАГО. Казалось бы, все понятно и просто. Вместе с тем, нередки ситуации, когда приходится предъявлять требования непосредственно к виновнику ДТП:

  • когда страховая компания не в полном объеме удовлетворила требования пострадавшей стороны. Так, гражданская ответственность может быть застрахована на сумму, не превышающую 400000 рублей: если сумма затрат на ремонт авто оказалась больше, разница подлежит взысканию напрямую с виновного в происшествии;
  • если машина повреждена на стоянке, парковке, то есть не в ходе движения (машина не эксплуатировалась, водитель её не управлял, и не было другого автомобиля, который перемещался и совершил столкновение, а, допустим, какое-либо лицо поцарапало автомобиль гвоздем). Это уже не ДТП, как таковое, а причинение имущественного вреда;
  • когда необходимо добиться выплаты за причинение морального вреда;
  • страховая организация отказалась произвести выплату (полностью или частично) и обжалование таких действий не принесло положительного результата;
  • страховая организация обанкротилась или ликвидировалась, не произведя выплату по судебному акту, принятого в пользу потерпевшего;
  • если виновный в ДТП водитель не имеет заключенного договора с какой-либо страховой компанией, или такой договор просрочен.

Имущественные требования не всегда могут быть предъявлены к тому, кто за рулем. Так, если автомобиль числится на балансе у определенной организации, то обязана возместить убытки эта организация (как правила, потерпевшие требуют возмещения солидарно и с юридического лица и с водителя, чтобы избежать лишних разбирательств с перекладыванием вины друг на друга).

Если человек совершил аварию, будучи за рулем автотранспорта на основании доверенности, договора аренды и подобное, то должником будет такой водитель, правда, эти обстоятельства собственнику ТС нужно достоверно подтвердить. Подобное правило действует и в случае, если автомобилем управлял угонщик.

Если же груз вины в перечисленных ситуациях понес собственник, то он впоследствии к совершившему столкновение гражданину может предъявить регрессные требования.

Как возместить вред с виновника дорожно-транспортного происшествия

Если договоренности о добровольной оплате ваших затрат вследствие ДТП достичь не удалось, существует два способа взыскания в принудительном порядке:

  1. досудебная претензия. Рассматриваемый способ подразумевает составление письменного требования о погашении тех денежных затрат, которые понесла пострадавшая сторона.
  2. подача искового заявления в суд.

Претензионный порядок

Специалисты по делам о ДТП советуют пройти досудебную процедуру возмещения, прежде чем обращаться с иском.

Вместе с тем, законодательством не запрещено миновать стадию подачи письменного требования и сразу после наступления дорожной аварии обратиться в районный суд (напомним, что в случае требований, направленных в адрес страховой, досудебная процедура считается обязательной).

Практика показывает, что зачастую виновники ДТП попросту игнорируют направленные им письма-претензии. Если вы все же решили воспользоваться возможностью решить денежные вопросы во внесудебном порядке, то полезно будет знать следующее:

  • претензия должна быть ясной и понятной;
  • в  ней должны быть: описание ДТП, в результате которого возникли убытки, мотивированный вывод о необходимости возмещения (следует указать, почему именно с этого лица вы намерены получить оплату затрат);
  • обстоятельства по которым не производится взыскание со страховой организации;
  • не допускать требований в грубой, резкой, эмоциональной форме;
  • в письме необходимо указать на повреждения (как явные, так и скрытые), а также на документ, подтверждающий их перечень;
  • окончательная сумма, которую вы намерены получить: стоимость ремонтных работ, уменьшение товарной стоимости, расходы на эвакуацию, хранение, затраты на оценку и т.д.

Все, на что ссылается автор претензии, желательно, приложить к ней в копиях (для большей убедительности и солидности копии можно заверить нотариусом). Это могут быть:

  1. документ, подтверждающий сам факт ДТП;
  2. подтверждение владения автомобилем;
  3. оплаченные счета стоимости ремонта, эвакуации, хранения и т.д.;
  4. заключение оценочной экспертизы;
  5. иные документы.

Составленная претензия направляется виновнику ДТП по месту его проживания заказным письмом с уведомлением или с ценной описью вложения. Допускается вручение письма посредством курьерской службы – данный вопрос решается на усмотрение отправителя.

Приведенный образец претензии можно использовать в случае полного отсутствия возмещения ущерба страховой компанией виновника ДТП:

Иванову Ивану Ивановичуадрес регистрации: 100000г. Москва, ул. Ленина, д. 1, кв. 1Петрова Петра Петровича,адрес регистрации: 200000

г. Москва, ул. Ленина, д.2, кв.2

ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ ВИНОВНИКУ ДТП

Уважаемый Иван Иванович!

Источник: http://juresovet.ru/vozmeshhenie-ushherba-vinovnikom-dtp/

Чем для автовладельцев обернется обновленное ОСАГО

Возможно ли мировое урегулирование, если ущерб возмещен?

Владелец сильно поврежденного автомобиля получит выплату по ОСАГО только деньгами

30 апреля вступает в силу обновленный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Ключевое нововведение – переход на натуральное возмещение по ОСАГО с некоторыми исключениями.

Теперь в общем случае автомобили, попавшие в аварию по чужой вине, будут ремонтироваться страховщиками с использованием только новых деталей без каких-либо доплат автовладельца, если, конечно, размер ущерба укладывается в действующий лимит ОСАГО – 400 000 руб.

Как и прежде, после ДТП невиновный автовладелец должен обращаться за возмещением в страховую компанию, где приобрел ОСАГО (безальтернативное прямое возмещение убытков). Однако, если в ДТП пострадали люди, возмещение нужно требовать у страховщика виновника; если полиса у него не оказалось, компенсация выплачивается через Российский союз автостраховщиков (РСА).

Ранее автовладельцы после аварии имели право выбора – получить от страховщика деньги или поручить ему организацию ремонта машины (возмещение в натуре). Но не все страховые компании предлагали оба варианта возмещения. По статистике РСА, только 10% автовладельцев, попавших в аварию, восстанавливали авто с помощью страховщиков.

https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ

Теперь же страховщиков обязали ремонтировать поврежденный в ДТП автомобиль без доплаты автовладельца, используя при этом только новые запчасти.

По действовавшим до принятия закона правилам страховые компании с согласия клиента также могли починить машину, но стоимость ремонта рассчитывалась с учетом износа деталей, которые требуется заменить.

А разницу со стоимостью новых запчастей, которые обычно используются при ремонте, и старых автовладелец компенсировал из своего кармана. Стоимость ремонта определялась по утвержденной ЦБ единой методике и справочникам стоимости запасных частей с коррекцией на износ.

Теперь же в случае ремонта износ деталей учитываться не будет.

Впрочем, обновленный закон предусматривает ряд случаев, когда ущерб возмещается исключительно деньгами.

Если оценочная стоимость ремонта выше установленного законом лимита ОСАГО в 400 000 руб. (или предельной суммы по европротоколу) и автовладелец не соглашается доплатить разницу, а также при полной гибели машины, потерпевший получит максимальную выплату.

Также денежные выплаты за ущерб автомобилю предусмотрены для инвалидов и в случае причинения тяжкого вреда здоровью (или смерти) потерпевшего. Как пояснил руководитель департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук, в последнем случае речь идет о денежной выплате за ущерб автомобилю (до 400 000 руб.

), также потерпевший получит выплату за ущерб жизни и здоровью (максимум 0,5 млн руб.).

Но размер денежного возмещения по имуществу по-прежнему будет рассчитываться по стоимости изношенных деталей. По словам президента РСА Игоря Юргенса, разница в стоимости ремонта с использованием старых и новых запчастей может достигать 38%.

Правда, при ремонте автовладелец может и сам согласиться на использование бывших в употреблении запчастей – например, если с получением новых возможны проблемы.

«Это удобно для владельцев старых автомобилей, особенно японских, запчасти на которые уже не выпускают.

Хуже, если бы такого выбора не было и пришлось бы искать замену среди новых неоригинальных аналогов», – рассуждает заместитель гендиректора СК «Альянс» Евгений Дубенский.

По новым правилам страховщик должен направить автовладельца ремонтировать машину на станцию техобслуживания (СТО), с которой заключен договор и которая расположена не далее 50 км от места ДТП или места жительства владельца машины.

Автовладелец также может предложить свою СТО, не из списка страховщика, но согласованную с ним. Страховая компания обязана рассмотреть такую просьбу клиента в течение 15 дней, но соглашаться не обязана, поясняет заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.

Изменения в ОСАГО не коснулись ни основных условий страхования, ни процедуры оформления полиса, ни его цены.Как и прежде, стоимость ОСАГО рассчитывается по базовому тарифу (3432–4118 руб.) с поправками на регион, мощность двигателя, прошлые страховые случаи и т. д. Максимальное покрытие по «железу» – 400 000 руб., по жизни и здоровью людей – 500 000 руб.

По словам начальника управления методологии урегулирования убытков РСА Андрея Маклецова, если СТО удалена более чем на 50 км и не удалось договориться со страховщиком об ином месте ремонта, автовладелец может отказаться от ремонта и ему должны будут выплатить деньги. «Однако сумма к выплате будет определяться с учетом износа деталей», – напоминает он. Так что, прежде чем отказываться от ремонта, стоит хорошо подумать, предупреждает Юргенс.

Максимальный срок ремонта автомобиля по закону не может превышать 30 рабочих дней со дня предоставления его на станцию. За нарушение страховщик должен выплатить клиенту компенсацию за просрочку в 0,5% страхового возмещения в день.

При многократном нарушении сроков ремонтных работ ЦБ может запретить страховщику на срок до года ремонтировать автомобили клиентов, оставив только возможность платить деньгами с учетом износа.

«Применяя такие санкции, регулятор наказывает скорее клиентов страховой компании – они автоматически попадают в зону денежной компенсации», – отмечает вице-президент Ассоциации защиты страхователей Инна Жаврид.

https://www.youtube.com/watch?v=5Rj4WjoZSz4

Страховщики теперь отвечают и за качество ремонта. Гарантийный срок – шесть месяцев, а на кузовные работы и лакокрасочное покрытие – 12 месяцев.

Если при выдаче автомобиля из ремонта или в течение гарантийного срока клиент обнаружит недостатки, он имеет право обратиться к страховщику, а тот обязан в течение пяти дней организовать осмотр автомобиля.

Предельный срок повторного ремонта в поправках не установлен, говорит директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев, но предполагает, что он также не должен превышать 30 дней.

Положения нового закона применяются к договорам, заключенным после 28 апреля, следует из него без уточнения, должны ли новые полисы быть у всех участников ДТП. Мнения по этому поводу участников рынка, регулятора, чиновников до последнего времени различались.

Только в четверг, 27 апреля, ЦБ дал разъяснение участникам рынка. Из него следует, что для применения свежих норм закона новый полис должен иметь автовладелец, обратившийся за возмещением к своему страховщику.

Если за страховкой нужно идти в компанию виновника ДТП, то новый полис должен быть именно у него.

После вступления закона в силу все полисы ОСАГО с неистекшим сроком страхования остаются действительными до указанной в них даты. Но при желании полис можно «обновить», расторгнув прежний договор и заключив новый. Правда, тут автовладелец потеряет как минимум 23% от стоимости старого полиса (расходы страховщика на ведение дел).

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/04/28/687883-chem-obernetsya

Виновник ДТП заплатит дважды

Возможно ли мировое урегулирование, если ущерб возмещен?
После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт.

В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ.

Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей.

Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.

Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.

От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ.

Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС.

Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума.

«А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene.

— А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.

«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.

— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист.

К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).

Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско.

«Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он.

— Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.

ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.

ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.

ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков.

«Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.

ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно.

«Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.

«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.

Страховщики против… страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).

«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.

Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.

Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.

Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.

То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446

Жилищный вопрос
Добавить комментарий