Требуют ли данные виды деятельности лицензирование?

Лицензирование видов деятельности

Требуют ли данные виды деятельности лицензирование?

Согласно закону лицензирование необходимо для предотвращения нанесения ущерба правам, интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства.

Поэтому юрлица и ИП должны получать разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности.

Это право будет подтверждено документом, который сейчас по запросу могут выдать не только на бумаге, но и в электронной форме с электронной подписью.

Как получить лицензию?

Чтобы получить лицензию, нужно соответствовать следующим требованиям:

1) иметь необходимые для выполнения работы помещения, технические средства, оборудование и техническую документацию, принадлежащие тому, кто запрашивает лицензию, на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности;

2) иметь штат квалифицированных работников с необходимым стажем работы и профессиональной подготовкой для данного вида деятельности;

3) иметь системы производственного контроля.

Лицензия действует бессрочно, однако получать ее надо на каждый вид деятельности отдельно. Стоимость госпошлины, которую придется заплатить за возможность заниматься тем или иным делом, зависит от вида деятельности. Однако документы, которые надо будет представить для получения лицензии, типичны:

  • заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем;
  • здесь указываются полное название фирмы, ее организационная форма, адрес местонахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица или данные ИП. Сюда же включаются данные об ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговом органе. Естественно, в заявлении необходимо указать, на какой вид деятельности соискатель хочет получить лицензию, а также описать услуги, которые планируется оказывать;
  • в заявлении указываются реквизиты документа, подтверждающего факт оплаты госпошлины. Здесь же можно попросить представить информацию по вопросам лицензирования в электронной форме;
  • копии учредительных документов юридического лица, заверенные нотариально;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением, в течение трех рабочих дней со дня его приема лицензирующий орган должен уведомить об этом предпринимателя. На то, чтобы устранить нарушения, отводится срок 30 дней.

После окончательного приема документов у чиновников будет 45 рабочих дней, чтобы принять решение о выдаче лицензии или об отказе. При этом отказ должен быть мотивирован. В частности, отказать могут, если в заявлении была указана недостоверная или искаженная информация.

Или если в ходе проверки выяснится несоответствие соискателя лицензионным требованиям. Также отказа можно ожидать, если в отношении соискателя лицензии уже выносилось решение об аннулировании ранее выданной лицензии на этот вид деятельности.

Надо знать, что аннулировать или приостановить лицензию могут, например, если лицензиат привлекался к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

Что ждет владельца лицензируемого бизнеса?

Предприниматель, который решился на бизнес, требующий лицензии, должен быть готов как к ежегодным плановым, так и к внеплановым проверкам. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится в следующих случаях:

  • если лицензирующий орган получил заявление о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований от граждан, ИП, юрлиц, органов госвласти или местного самоуправления, СМИ;
  • если истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения лицензионных требований;
  • если уже истек срок, на который было приостановлено действие лицензии;
  • если лицензиат сам попросит чиновников о выездной проверке в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • по приказу (распоряжению), изданному лицензирующим органом в соответствии с поручением президента или правительства.

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник: https://kontur.ru/articles/232

Основные вопросы по лицензированию

Требуют ли данные виды деятельности лицензирование?

Зачем нужна лицензия: основные теоретические вопросы, общие положения

В соответствии с данным законом под лицензирование подпадает 49 видов деятельности.

Кроме того, законом (пункт 2 статьи 1) определены еще 11 сфер деятельности, на которые его действие не распространяется. Лицензирование в отношении них осуществляется в особом порядке. К таким сферам деятельности относятся банковская деятельность, страховая, клиринговая и ряд других.

В соответствии с законом о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых требует предварительного одобрения лицензирующим органом, поскольку его осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Попадание вида деятельности в перечень лицензируемых означает, что его осуществление возможно только после получение разрешения в государственных органах.

В противном случае предприниматель или юридическое лицо могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии установлена статьей 14.1 КоАП и предусматривает следующее наказание:

  • административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии может повлечь за собой привлечение предпринимателя к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ). Ответственность предусмотрена следующая:

  • штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

Правом получения лицензии обладают все без исключения хозяйствующие субъекты, соответствующие установленным лицензионным требованиям и условиям.

В то же время законодательно установлен запрет на занятие определенными видами деятельности для индивидуальных предпринимателей, которым, естественно, не может быть выдана и лицензия на право их осуществления.

Как правило, к таким видам деятельности относятся разработка, производство и продажа продукции военного и двойного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д. В последнее время к закрытым для индивидуальных предпринимателей видам деятельности добавились производство и продажа алкогольной продукции.

Лицензирующие органы

В случае если вид деятельности попадает под лицензирование, начинающий предприниматель должен собрать определенный перечень документов и представить их в лицензирующий орган. Перечень лицензирующих органов устанавливается Правительством РФ.

Согласно закону о лицензировании лицензирующие органы наделены следующими полномочиями:

1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

 
2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;

 
3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;

4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.

Получение лицензии

Для получения лицензии необходимо написать соответствующее заявление в лицензируемый орган с указанием лицензируемого вида деятельности.

В заявлении, поступившем от соискателя лицензии – юридического лица, должно обязательно быть указано полное (и сокращенное), в т.ч. фирменное наименование, его организационно-правовая форма и место нахождения юридического лица.

В случае, если соискателем лицензии выступает индивидуальный предприниматель, то в заявлении указываются данные о нем как о гражданине: фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность. В заявлении о предоставлении лицензии должны быть указаны также и данные документа, удостоверяющего личность заявителя.

Далее соискатели лицензии (уже независимо от того, являются ли они физическими или юридическими лицами) в заявлении о предоставлении лицензии должны указывать государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (индивидуального предпринимателя). В заявлении должны быть указаны и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Согласно п. 5Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются:

– Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001;

 
– Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, по форме N Р57001.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

– Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001;

– Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004;

– Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, по форме N Р67001.

В заявлении также должны быть указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Данное обстоятельство имеет важное значение, поскольку изменение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности влечет за собой переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии (ст. 18 Закона о лицензировании).

К заявлению соискатель лицензии должен приложить ряд документов. Во-первых, это учредительные документы (для юридического лица) – оригинал или нотариально заверенная копия.

Во-вторых, это документы, свидетельствующие о возможности соблюдения им лицензионных требований и условий. Перечень таких документом определяется соответствующим положением о лицензировании.

Для того, чтобы заявление о предоставлении лицензии было рассмотрено, соискатель лицензии должен заблаговременно заплатитьгосударственную пошлину и уже при подаче заявления приложить к нему документ (платежное поручение, квитанция) об уплате государственной пошлины. В соответствии с законодательством РФ сборы за предоставление лицензии – 2600 рублей, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии – 200 рублей. Вместе с тем, ряд документов, необходимых для получения лицензии, возможно получить только за плату. Поэтому, итоговые затраты на лицензирование могут в десятки или даже сотни раз превышать официально установленные сборы.

Срок принятия решения по поступившему заявлению о предоставлении лицензии составляет не более 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми сопутствующими документами.

Кроме того, в этот же временной отрезок включается и обязанность лицензирующего органа уведомить соискателя лицензии о своем решении.

Таким образом, в течение 45 дней лицензирующий орган со дня принятия заявления и представленных документов должен осуществить их проверку, руководствуясь результатами такой проверки, принять соответствующее решение о предоставлении либо о не предоставлении лицензии и уведомить об этом решении соискателя лицензии.

Переоформление лицензии.

В процессе деятельности у предпринимателя (юридического лица) могут возникнуть основания для переоформления лицензии. Переоформление лицензии происходит, в основном, в следующих случаях:

реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования или места его нахождения;

 
изменение имени или места жительства индивидуального предпринимателя;

 
изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Для переоформления лицензии лицензиат должен написать соответствующее заявление в лицензирующий орган. Заявление должно быть подано в течение 15 дней с того момента, как появились основания для переоформления лицензии.

Переоформление лицензии происходит в течение 10 дней.

У лицензирующего органа есть только одно основание для отказа в переоформлении – представление неполных или недостоверных сведений.

Бессрочность действия лицензии

Законом о лицензировании (статья 9) предусмотрена бессрочность действия лицензии.

Приостановление действия лицензии

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.

В этом случае лицензирующий орган в течение суток приостанавливает действие лицензии.

Действие лицензии, приостановленное по первому основанию, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Действие лицензии, приостановленное по второму основанию, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата по решению суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

Аннулирование лицензии

Законом о лицензировании предусмотрена возможность аннулирования лицензии. Полномочиями по аннулированию лицензии наделен суд, который рассматривает соответствующее обращение лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Следует обратить внимание, в Законе о лицензировании специально подчеркивается, что обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии – это его обязанность, а не право.

При этом несоблюдение лицензирующим органом порядка административного приостановления действия лицензии (соблюдение сроков приостановления действия лицензии, указание лицензиату на сроки устранения нарушений лицензионных требований и условий) является основанием для отказа судом в удовлетворении требований об аннулировании лицензии (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по делу № А56-342/2007).

Лицензионный контроль

Источник: http://oldsmb.economy.gov.ru/content/guide/startbusines/enterprise_management/license/m,f,564577/?print

Перечень видов деятельности подлежащих лицензированию

Требуют ли данные виды деятельности лицензирование?

ОКВЭД: лесозаготовки Уголок потребителя. Для осуществления определенных видов деятельности на территории РФ юрлица и индивидуальные предприниматели должны оформить соответствующую лицензию. Пакет документов для получения лицензии подается сразу же после завершения процедуры регистрации экономического субъекта.

Лицензия представляет собой свидетельство, дающее предпринимателю право ведения определенного вида деятельности реализации, выполнения работ, оказания услуг.

Для получения разрешительного документа заинтересованное лицо должно выполнить все лицензионные требования, установленные к оборудованию, помещениям, квалификации сотрудников и пр.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Лицензирование предпринимательской деятельности и выдача лицензии

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию
  • На какие виды деятельности нужна лицензия в 2019 году
  • Кратко о лицензировании отдельных видов деятельности
  • Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
  • Виды деятельности, подлежащие лицензированию
  • Список лицензируемых видов деятельности 2019 по ОКВЭД

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию

Направления бизнеса, подлежащие лицензированию, выбраны неслучайно. Все они требуют специальных технических условий, квалифицированного персонала или могут отрицательно повлиять на жизнь и здоровье людей, окружающую среду, культурное наследие.

Есть среди лицензируемых направлений бизнеса и те, которые связаны с большими финансовыми потоками банки, кредитные организации, рынок ценных бумаг. Почему так, законы не объясняют, но известно, что государство относится к ИП, как к бизнес-малышам.

Чаще всего индивидуальные предприниматели из этого списка выбирают грузоперевозки, перевозки пассажиров, медицинскую и образовательную деятельность, частный сыск.

Остальные лицензируемые виды деятельности года требуют или организационно-правовой формы юридического лица, или крупных финансовых вложений. Оставьте заявку и Вам перезвонит менеджер банка: проконсультирует по тарифу и зарезервирует расчетный счет.

О том, каким бизнесом будет заниматься ИП, заявитель сообщает в форме Р при регистрации в налоговой инспекции.

Для обозначения конкретных видов деятельности в заявлении на регистрацию применяются цифровые коды по ОКВЭД Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Причем, это только четырехзначные коды, а если учитывать пятизначные и шестизначные, их будет еще больше. А если мы возьмем фармацевтическую деятельность, то в это понятие входит и продажа лекарств, и их хранение, и изготовление лекарственных средств по рецептам.

Само по себе указание в форме Р кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемому направлению, не обязывает лицензию получать. Только если предприниматель приступает к реальной деятельности, надо заранее обратиться в лицензирующий орган.

Если вы пока не собираетесь работать по лицензии, то для собственного спокойствия совсем необязательно вписывать эти коды заранее еще при регистрации ИП.

О том, в какое именно ведомство надо обращаться за лицензией, можно узнать из Постановления Правительства от 21 ноября г.

Информацию по самым популярным у индивидуальных предпринимателей лицензионным направлениям приводим в таблице.

У каждого уполномоченного органа есть свой официальный сайт, где можно найти контакты региональных подразделений и всю необходимую информацию для получения лицензии.

Если в качестве ИП вы планируете заниматься только лицензируемой деятельностью, то сначала изучите лицензионные требования.

Если они будут лично оказывать образовательные услуги и у них не будет наемных работников, занятых такой же деятельностью, то лицензия им не нужна. Тем не менее, выполнение многих видов строительных работ невозможно без специального разрешения.

В соответствии с законодательством, чтобы получить право на ведение строительной деятельности необходимо состоять в саморегулируемой организации строителей СРО.

Именно СРО и решает все вопросы допусков к реконструкции, капитальному ремонту и прочим видам работ в строительной сфере.

Отдельный блок рассчитан для проживания одной семьи и имеет одну или более стенок, общих с блоком соседнего дома и не имеющих проемов.

Обязательным условием является то, что дом должен располагаться на личном участке и иметь выход на территорию общественного пользования.

Исключением является объект капитального строительства, который, исходя из положений статьи 48 части 1 ГК РФ, признается либо особо опасным, либо технически сложным, либо уникальным.

Нужно иметь в виду, что приказ был неоднозначно встречен строительными организациями и индивидуальными предпринимателями.

Разрешение на строительство требуется при проведении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, полный перечень которых содержит Градостроительный кодекс РФ в ст.

В качестве примера, к подобным объектам относятся: объекты авиационной и космической инфраструктуры, метрополитены, гидротехнические сооружения, морские порты, а также объекты капстроительства, которые имеют высоту или длину пролетов более чем сто метров и пр.

Существуют внутренние работы, являющиеся исключением и требующие допуска: гидроизоляция, теплоизоляция, огнезащита, антисептирование.

Изучение данного перечня позволяет сделать простой вывод: большинству строительных компаний и индивидуальным предпринимателям вступление в СРО и получение разрешения на строительство не грозит.

Более того, для выполнения подобных работ строительные организации на законных основаниях имеют правопривлекать подрядчиков, имеющих такие разрешения, со стороны.

Для этого необходимо в договоре с заказчиком предусмотреть пункт о привлечении субподрядчика для выполнения определенных работ. Некоторые сферы бизнеса требуют получения специального разрешения от государства — лицензии на определенное направление.

Лицензия подтверждает, что лицензиат имеет необходимую техническую базу и квалифицированный персонал для осуществления выбранного направления.

Но кроме этого, есть еще перечень законов, каждый из которых регулирует отдельное лицензионное направление бизнеса.

Кроме этих федеральных законов, включающих в себя список видов деятельности, подлежащих лицензированию, действуют подзаконные акты на уровне постановлений Правительства. Узнать, какая именно структура занимается выдачей нужного вам разрешения, можно из Постановления Правительства от 21 ноября г.

Так, образовательную лицензию выдает Рособрнадзор, на медицинскую и фармацевтическую деятельность — Росздравнадзор, а на перевозки — Ространснадзор. В году работа без такого разрешения, если оно необходимо, наказывается в соответствии со статьями Ко АП РФ: Достаточно серьезные санкции, поэтому стоит разобраться, требуется ли в вашем случае лицензирование деятельности юридических лиц.

В таблице выше мы уже указали лицензионные виды деятельности, каждый их которых регулирует отдельный закон.

Всего в списке 51 пункт, но некоторые из них можно объединить в одно направление: При регистрации общества с ограниченной ответственностью заявитель указывает в форме Р, какие виды деятельности по кодам ОКВЭД он будет осуществлять.

Выбрать при регистрации юридического лица можно неограниченное количество кодов ОКВЭД, да и впоследствии их можно добавить.

Само по себе указание кодов ОКВЭД, которые соответствуют одному из лицензионных видов деятельности, не обязывает получать разрешение, если в реальности вы к этому бизнесу не приступили. Однако здесь есть некоторый риск того, что проверяющие будут пытаться оштрафовать компанию, если она занимается каким-то схожим направлением.

Проблема в том, что описание лицензируемого направления бизнеса и его характеристика в Классификаторе ОКВЭД не всегда совпадает. Зато в Классификаторе есть совсем другие направления: При осуществлении реальной деятельности по этим кодам ОКВЭД можно как иметь, так и не иметь доступа к конфиденциальной информации.

Желательно, чтобы полученный ответ ведомства был дан в письменной форме, что в какой-то мере защитит от возможного штрафа. Если же говорить о видах деятельности, не вызывающих сомнений в необходимости их лицензирования, то нельзя назвать один код ОКВЭД, полностью характеризующий лицензионное направление бизнеса.

Кодексы Регистрация Войти. На какие виды деятельности нужна лицензия в году. Категория: Кодексы. : 02 сен Какие виды деятельности подлежат лицензированию – перечень видов.

Для предпринимателей и штрафы в разы ниже, и налоговых льгот больше. А вот, например, лицензии на производство и продажу крепкого алкоголя ИП не дадут. Максимум, что разрешат продавать из алкоголя, — это пиво и пивные напитки. Позже их всегда можно добавить, подав форму Р Лицензирование отдельных видов деятельности поручено уполномоченным государственным органам.

Незаконная добыча песка ответственность в году, нужна ли лицензия? Получение лицензии определение, виды деятельности, документы. Это следует из постановления Правительства РФ от 28 октября г.

Выдача лицензий на ведение строительной деятельности была отменена в году. Этажей в таком сооружении должно быть не больше двух.

Не всегда после регистрации ООО можно сразу приступать к реальной деятельности.

Источник: https://martinforaz.com/konstitutsionnoe-pravo/perechen-vidov-deyatelnosti-podlezhashih-litsenzirovaniyu.php

Переоформление лицензий при изменении наименования лицензируемого вида деятельности: необходимость корректировки должна определяться актом, вносящим изменения

Требуют ли данные виды деятельности лицензирование?

С 30 июля текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон № 99-ФЗ).

Теперь законом предусматривается, что в случае если нормативным правовым актом РФ изменяются наименование лицензируемого вида деятельности, перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, необходимость переоформления лицензии должна определяться этим НПА (ч. 2.1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Поправки были внесены Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 249-ФЗ (далее – Закон № 249-ФЗ), которым устанавливается также, что публичные депозитные счета, владельцем которых является служба судебных приставов, подлежат открытию не позднее 1 января 2020 года.

Подробнее остановимся на рассмотрении ключевых нововведений и некоторых оставшихся неразрешенными проблем законодательного регулирования в сфере лицензирования.
 

Устранение административных барьеров для лицензиатов

Проект закона о внесении изменений в законодательство о лицензировании был внесен в Госдуму еще 22 октября 2014 года, а в первом чтении он был принят 17 марта 2015 года. 11 и 18 июля 2018 года состоялись второе и третье чтения соответственно. Для окончательного принятия поправок законодателям понадобилось более 3 лет.

Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, на основе которого был принят закон, изменения направлены на уточнение установленного порядка лицензирования, устранение разночтений и снятие излишних административных барьеров при прохождении процедуры переоформления лицензий.

Ранее основная проблема заключалась в том, что при формальном изменении перечня работ или услуг, включенных в тот или иной вид лицензируемой деятельности, предпринимателям (лицензиатам) все равно грозила проверка уполномоченными органами соблюдения всех лицензионных требований и условий по всем адресам мест осуществления деятельности. То есть процедура была аналогичной процедуре получения новой лицензии. Соответственно, к лицензиату предъявлялись требования, как к соискателю лицензии – например, о предоставлении расширенного пакета документов, предусматривающего, в том числе реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, что могло повлечь для лицензиата непредвиденные затраты на проведение экспертизы промышленной безопасности заполненных по устаревшей форме документов на эксплуатируемые объекты. При этом важно понимать, что за невыполнение в частности указанных требований предусмотрена административная ответственность (ст. 9.1 КоАП).

Таким образом, предприниматели оказывались в неблагоприятном положении, при том, что фактически не совершали правонарушений.

Такого рода административные барьеры мешали нормальному ведению их хозяйственной деятельности – то есть реализации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, в том числе и лицензируемой, которое закреплено в основном законе государства (ст. 34 Конституции РФ).

Теперь, после внесения изменений в ст. 12, ст. 18 и ст. 22 Закона № 99-ФЗ, лицензиаты должны будут переоформлять лицензии при изменении наименования вида лицензируемой деятельности и (или) перечня соответствующих работ, услуг федеральным законом или подзаконным актом, если такая необходимость будет ими установлена.

Порядок переоформления лицензий

Переоформление лицензии согласно ч.1 ст. 18 Закона № 99-ФЗ требуется в следующих случаях:

  • реорганизация юридического лица в форме преобразования;
  • изменение наименования юридического лица или адреса его места нахождения;
  • изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества ИП;
  • изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность ИП;
  • изменение адресов мест осуществления юрлицом или ИП лицензируемого вида деятельности;
  • изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • изменение в соответствии с НПА наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим актом, – что является нововведением.

Ранее, до внесения рассматриваемых поправок в закон, такое основание переоформления лицензий, как изменение наименования вида лицензируемой деятельности и (или) перечней включаемых в нее работ, услуг, было закреплено ч. 6.1 ст. 22 Закона № 99-ФЗ, которая была введена Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ. Однако порядок переоформления лицензий в этой норме предусмотрен не был.

Теперь ч. 6.1 ст.

22 Закона № 99-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой подлежат переоформлению лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, которые действовали до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ – то есть до 3 ноября 2011 года.

Сейчас аналогичное основание переоформления для лицензий, не подпадающих в категории лицензий, которые упоминаются в заключительных положениях закона, а именно в его ст. 22, обоснованно перенесено в главу, посвященную организации и осуществлению лицензирования.

Предполагается, что действие рассматриваемого нововведения будет распространяться на будущее время – то есть на правоотношения, возникающие после 30 июля 2018 года. При этом порядок переоформления по указанному основанию теперь определен – оно должно осуществляться согласно ст. 18 Закона № 99-ФЗ при условии, что сама необходимость переоформления лицензии установлена НПА, вносящим изменения в наименование вида лицензируемой деятельности и (или) соответствующий перечень работ, услуг.

Порядок переоформления лицензий определен ст. 18 Закона № 99-ФЗ .

Так, для переоформления лицензии лицензиату, его правопреемнику или иному уполномоченному лицу нужно обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату госпошлины за переоформление, и предоставить оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа (ч. 3 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).

Важно отметить, что лицензиат имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности до переоформления лицензии, но за некоторыми исключениями.

Так, лицензиат не вправе осуществлять соответствующий вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, по истечении 15 рабочих дней со дня внесения изменений в ЕГРЮЛ при реорганизации юрлица в форме преобразования, а также он не вправе выполнять работы и (или) оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не указанные в лицензии (ч. 2 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).

Несмотря на то, что ч. 11-15 ст.

18 Закона № 99-ФЗ детально определяются порядок подачи в лицензирующий орган заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, а также порядок их приема, некоторые вопросы переоформления лицензий конкретизируются постановлениями Правительства РФ и ведомственными актами.

Среди таких документов можно назвать, например, Постановление Правительства РФ от 14 октября 2015 г. № 1102 “О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения”, Постановление Правительства РФ от 4 июля 2012 г.

№ 682 “О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности”, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 6 июня 2008 г. № 263н “Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензировании фармацевтической деятельности” и многие другие.

Напомним, что основания для отказа в переоформлении лицензии совпадают с основаниями отказа в первичном ее предоставлении и являются следующими:

  • наличие в заявлении о переоформлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
  • установленное в ходе проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям;
  • представление заявления о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу закона или договора) и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении заявителя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности (ч. 19 ст. 18 и ч. 7 ст. 14 Закона № 99-ФЗ).

Некоторые неразрешенные проблемы лицензионного переоформления

Несмотря на внесение в нормы о порядке и об основаниях переоформления лицензий изменений Законом № 249-ФЗ, который должен существенно упростить для лицензиатов механизм корректировки лицензий при изменении наименования лицензируемого вида деятельности, некоторые проблемы законодательного регулирования в этой области все же остались неразрешенными.

Так, ч. 6.1. ст. 22 Закона 99-ФЗ до сих пор не содержит конкретного указания на применяемый порядок переоформления лицензий, которые действовали до 3 ноября 2011 года.

Между тем, в заключении Правительства РФ на тогда еще проект Закона № 249-ФЗ от 2 марта 2015 года была дана четкая рекомендация по доработке проекта в части внесения изменений в указанную норму. В частности рекомендовалось слова в ч. 6.1 ст.

22 “подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей” заменить словами “подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона”.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что содержание ч. 6.1 ст. 22 по существу аналогично содержанию ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ. Поправки в закон эту ситуацию не изменили. Более того, если ранее речь в ч. 6.1 ст. 22 указанного закона шла обо всех лицензиях (о чем теперь говорится в ч.

1 ст. 18 и ч. 2.1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ), то теперь речь в ней идет только о лицензиях, действовавших до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ. При этом в ч. 4 рассматриваемой статьи говорится о лицензиях, предоставленных до этого же момента. Таким образом, содержание норм стало еще более сходным.

Представляется, что под “предоставленными лицензиями” в контексте рассматриваемых норм можно понимать те, которые были выданы до 3 ноября 2011 года, но при этом срок действия которых мог истечь, в то время как под “действовавшими” – те, которые были выданы до указанной даты и срок действия которых до этого момента не истек. К такому пониманию норм закона приводит их буквальное толкование.

В ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ содержится, в отличие от ч. 6.1 этой статьи, указание на то, что предоставленные до вступления в силу упомянутого закона лицензии, которые были переоформлены, действуют бессрочно.

Получается, что в отношении действовавших до 3 ноября 2011 года лицензий – то есть тех, которые были также, как и “предоставленные”, выданы до вступления закона в силу, но срок их действия до этого момента в отличие от последних не истек, правило о переоформлении с бессрочным действием не должно применяться. При этом основания переоформления и его порядок по этим нормам – одинаковые.

Такое нормативное регулирование чревато неоднозначным восприятием и как следствие затруднениями при правоприменении.

Обозначенное буквальное прочтение норм закона вступает в некоторое противоречие со здравым смыслом и может поставить лицензиатов – обладателей выданных и действовавших до вступления в силу Закона № 99-ФЗ лицензий в неравное положение с юрлицами или ИП, чьи лицензии были выданы до этого времени, но их срок действия успел истечь.

При этом важно понимать, что обозначенная терминологическая разница законодателем не поясняется, но, если предположить ее отсутствие, то существование двух таких норм полностью становится неоправданным, поскольку то же буквальное (или грамматическое) толкование закона приводит к выводу о том, что в понятие “предоставленных лицензий” могут включаться в принципе, как те лицензии, срок действия которых истек, так и те, которые продолжали действовать до вступления Закона № 99-ФЗ в силу (то есть “действовавшие лицензии”).
 

***

Таким образом, очевидно, что Закон № 249-ФЗ не устранил в полной мере все проблемы законодательного регулирования переоформления лицензий, несмотря на то, что его целью являлось среди прочего устранение возможных разночтений.

На практике лицензиаты не всегда могут понять необходимо ли им переоформлять лицензию, могут ли они переоформить ее на бессрочную и в каком порядке нужно производить корректировку.

Вопрос о необходимости переоформления требует, как правило, ознакомления с конкретной ситуацией.  

Источник: https://www.garant.ru/article/1212017/

Жилищный вопрос
Добавить комментарий