Существуют ли поправки к закону о замене прав для иностранцев, получившим гражданство России?

Как получить гражданство России

Существуют ли поправки к закону о замене прав для иностранцев, получившим гражданство России?

Тысячи соотечественников вскоре смогут получить разрешение на проживание и вид на жительство в России в упрощённом порядке. Правительство разработало два законопроекта, которые сделают более простыми и понятными условия для легализации иностранцев в нашей стране.

Документы были внесены в Госдуму 15 мая, и депутаты, по словам спикера палаты Вячеслава Володина, намерены рассмотреть их в приоритетном порядке. Люди, которые связаны с Россией своими корнями, хотят работать на её благо, не должны сталкиваться с бюрократическими препонами, считает он.

Как новые правила помогут соотечественникам быстрее закрепиться в России, разобралась «Парламентская газета».

Дорога к гражданству станет короче

Сейчас общий порядок натурализации иностранцев в России имеет несколько ступеней. Сначала нужно получить разрешение на временное проживание (РВП). Оно предоставляется по квоте, которую ежегодно устанавливает кабмин для всей страны и каждого региона отдельно. «Попасть в квоту» довольно тяжело, и для большинства соотечественников этот процесс затягивается на месяцы и даже годы.

РВП выдаётся однократно сроком на три года. Но уже по истечении первого года можно подать документы на более весомый статус — вид на жительство (ВНЖ). Он действует пять лет, продлевать его можно сколько угодно раз.

Этот документ даёт иностранцам практически все те же возможности, что есть у российских граждан, кроме участия в федеральных и региональных выборах, а также работы на госслужбе. Поэтому некоторым достаточно этого статуса, и они не стремятся стать гражданами России.

Тем не менее среди переселенцев-соотечественников большинство всё же мечтают полноценно связать свою жизнь с исторической Родиной.

Читайте по теме Владельцы как РВП, так и ВНЖ обязаны ежегодно подтверждать проживание в РФ, иначе документы аннулируют. Оформление каждого статуса сопряжено с достаточно громоздким бюрократическим процессом.

Каждый раз нужно заполнять заявления-анкеты (с соблюдением требований до запятой, иначе их не примут), получить справки об отсутствии ВИЧ, сифилиса, туберкулёза, лепры и наркомании, сдавать экзамены на знание русского языка, истории и законодательства России, подтверждать источники средств к существованию и многое другое.

В итоге по общему порядку российское гражданство можно оформить лишь спустя пять лет проживания по виду на жительство. 15 мая Правительство предложило долгожданные законодательные новеллы, которые ускорят путь соотечественников к получению гражданства России.

Госдума рассмотрит инициативы в приоритетном порядке, заверил председатель палаты Вячеслав Володин.

«Те, кто связан с нашей страной своими корнями и говорит на русском языке, у кого живут здесь родные, кто получил здесь образование и готов работать на благо России, не должны сталкиваться с бюрократической волокитой.

Все необходимые документы для проживания таких граждан в России должны оформляться в максимально короткие сроки», — подчеркнул спикер Госдумы.

Он отметил, что либерализация этих процессов началась с поручения Президента России Владимира Путина. В первую очередь упрощение процедур должно коснуться тех, кто у себя на родине стал жертвой политических конфликтов и войн.

Кому упростят получение РВП, ВНЖ и гражданства

Правительство предлагает большой блок поправок в Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который касается оформления вида на жительство. Во-первых, его хотят сделать бессрочным.

При этом иностранцу ежегодно нужно будет подтверждать своё проживание в России, подавая уведомление, и раз в пять лет необходимо будет лично являться в местный миграционный отдел МВД для подтверждения проживания (документы для ежегодного подтверждения можно направлять в электронном виде).

Если в течение двух лет подряд человек не подтвердит проживание в России, его вид на жительство будет аннулирован, следует из проекта закона. Все ранее выданные виды на жительство бессрочными автоматически не станут: их владельцам нужно будет обратиться с заявлением в миграционный отдел МВД.

Те, кто связан с нашей страной своими корнями и говорит на русском языке, у кого живут здесь родные, кто получил здесь образование и готов работать на благо России, не должны сталкиваться с бюрократической волокитой.

Во-вторых, наконец, появился чёткий, расширенный список категорий иностранцев, которые могут получить вид на жительство без предварительного оформления РВП. К ним в том числе будут отнесены:

  • граждане, родившиеся на территории РСФСР или имевшие гражданство СССР;
  • дети, которые родились на территории России, чьи родители-иностранцы имеют вид на жительство;
  • граждане, чьи родители или дети имеют гражданство РФ и постоянно здесь проживают (их также освободят от необходимости сдавать экзамен на знание русского языка);
  • иностранцы, которые предварительно не меньше полугода работали в России в качестве квалифицированных специалистов, а работодатель отчислял за них страховые взносы в Пенсионный фонд;
  • люди, которые проживают на территории России и у которых было прекращено гражданство РФ (кроме осуждённых по тяжким статьям УК РФ, прежде всего за терроризм).

Кроме того, кабмин предлагает дать право на получение РВП вне квоты гражданам Украины, получившим в России статус беженца или временное убежище.

Такую же возможность получат граждане стран бывшего СССР, получившие высшее образование в России, а также переселенцы из Латвии и Туркменистана (в соответствии с международными договорами).

При этом предлагается сократить срок рассмотрения документов таких заявителей с шести до четырёх месяцев.

Читайте по теме Ещё один законопроект Правительства позволит в течение года со дня получения ВНЖ оформить гражданство квалифицированным специалистам.

Сейчас минимальный срок, который они должны проработать в своей профессии на территории России, составляет три года.

«Внесение предлагаемых изменений позволит привлечь в Российскую Федерацию специалистов, востребованных российской экономикой», — планируют в кабмине.

Россия прирастает гражданами с Донбасса

Напомним, что Президент России Владимир Путин уже подписал указы, которые предусматривают для жителей Донбасса и ещё ряда соотечественников беспрецедентно простые условия получения российского гражданства.

Указ от 24 апреля касается людей, которые в настоящее время живут на территории Донецкой и Луганской народных республик и имеют паспорта, выданные республиканскими органами власти. Документы для оформления гражданства они подают на месте: миграционные отделы, в которых работают уполномоченные службы, открыты в нескольких городах республик.

По сути, граждане ДНР и ЛНР получат гражданство, минуя все промежуточные стадии — РВП и ВНЖ. И сам пакет документов, который нужно подать вместе с заявлением, достаточно простой: нужен паспорт, свидетельство о рождении ребёнка, о браке/разводе, а также о смене фамилии или имени.

Срок рассмотрения заявлений на получение паспортов и на получение гражданства не должен превышать три месяца, отмечал глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. «Работы по созданию инфраструктуры для проведения данных операций велись с конца февраля нынешнего года в УФМС Ростовской и Воронежской областей», — рассказал он.

ВМЕСТЕ С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ВСТУПЛЕНИИ В ГРАЖДАНСТВО РФ НУЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ПАСПОРТ ДНР ИЛИ ЛНР С ПРОПИСКОЙ. ФОТО: DAN-NEWS.INFO

Указ от 1 мая относится к выходцам из Донбасса, которые в настоящее время находятся в России и имеют РВП, ВНЖ, статус беженца или временное убежище.

Главное условие: чтобы на момент начала войны (точнее, на 7 апреля 2014 года в ДНР, и на 27 апреля 2014 года в ЛНР) люди имели постоянную регистрацию в городах, ныне входящих в состав ДНР и ЛНР.

Им также нужно немного документов: паспорт с упомянутой пропиской, свидетельство о рождении ребёнка, а также о браке/разводе и смене фамилии.

Подчеркнём, что упрощения по этому указу президента коснулись также крымчан, которые выехали с полуострова до 18 марта 2014 года или были депортированы из Крымской АССР.

Также в нём упоминаются граждане Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, которые родились в РСФСР и имели гражданство СССР. Те из них, кто не имеет в России легального статуса, должны дополнительно пройти медосмотр на отсутствие опасных инфекционных заболеваний.

Ещё им понадобятся документы, подтверждающие основание для упрощённого получения гражданства (например, свидетельство о рождении в РСФСР).

Источник: https://www.pnp.ru/social/kak-poluchit-grazhdanstvo-rossii.html

Гражданство через ЗАГС

Существуют ли поправки к закону о замене прав для иностранцев, получившим гражданство России?

По данным миграционных служб, в России с 2009 года в 51 раз выросло число лиц, получивших российское гражданство благодаря браку с россиянами. В геометрической прогрессии увеличивается и количество новых граждан, участвовавших в программе переселения соотечественников.

При этом в целом мигрантов, ставших россиянами, стало меньше на треть (в 2016 году по сравнению с 2009 годом). В общем порядке в год получают гражданство не более ста человек.

Фактически брак с россиянином и программа переселения соотечественников — это единственные относительно доступные способы получить российский паспорт.

Эксперты говорят о том, что по существующему закону «О гражданстве» и действующим госпрограммам натурализоваться в России могут далеко не все желающие, даже если они носители русского языка и родом из СССР.

Семья Ольги (русская по национальности и советская по происхождению) жила в Казахстане, но всегда мечтала вернуться «на историческую родину». Девушка приехала в Москву учиться. Окончила престижный вуз, нашла хорошую работу.

Несколько лет безуспешно пыталась получить хотя бы разрешение на временное проживание (РВП). Никаких возможностей попасть в госпрограмму не было. Прошла, как говорят на мигрантских форумах, «все круги ада».

Отстаивала ночами гигантские очереди, чтобы только подать документы на квоту, но получала отказы.

Ольга отмечает, что сложности возникали даже при появлении электронной записи на подачу документов, потому что свободных ячеек для записи не было ни в какое время суток. Зато талончики на прием всегда имелись у коммерсантов.

Только замужество открыло ей прямой путь к РВП, хотя замуж она выходила по любви. Сейчас Ольга готовится подавать документы на вид на жительство.

Но пока у нее нет российского паспорта, она не может официально трудоустроиться: работодатели опасаются сложностей с оформлением иностранцев на работу, поэтому предлагают ей работать по серой схеме.

По данным Федеральной миграционной службы и ее преемника, Главного управления по вопросам миграции МВД России, в 2016 году гражданами России стали более 265 тыс. человек. Это значительно меньше, чем в 2009 году (тогда гражданство получили 394 тыс. человек).

В последующие два года число «новых россиян» упало ниже 100 тыс., но с 2013 года оно стало поступательно расти.

Однако в общем порядке (то есть после пяти лет непрерывного проживания в стране по виду на жительство и при соблюдении ряда других условий) из года в год получают гражданство не более ста человек.

Абсолютное большинство мигрантов становятся россиянами в упрощенном порядке.

Среди них лидируют участники госпрограммы содействия переселению соотечественников, число которых постоянно растет: в 2016 году таким образом получили гражданство почти 150 тыс. мигрантов, что в 41 раз больше, чем в 2009 году.

Но еще больше выросло число «новых россиян», получивших гражданство путем вступления в брак с гражданами России: с 683 человек в 2009 году до почти 35 тыс. в 2016 году.

— Сторонники госпрограммы считают рост показателей подтверждением ее востребованности.

Однако эта востребованность вынужденная, — считает завсектором лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских.

— Она обусловлена тем, что в России практически нет других возможностей получить гражданство быстро и по понятным правилам, минуя трудный и весьма непрозрачный путь получения РВП.

Эксперт отмечает, что в стране уже развился бизнес по содействию в заключении брака с гражданином России или в участии в госпрограмме — такими предложениями наводнен Рунет. При этом в стране не существует системы проверки браков на «подлинность».

— У нас никому нет до этого дела. Учитывая, что механизмы включения в госпрограмму и процедуры получения РВП не вполне прозрачны, можно предположить, что фиктивные браки интегрированы в общую систему получения российского гражданства. В условиях дефицита обязательно возникает теневая сторона вопроса, — отметила Ольга Чудиновских.

По ее мнению, мигрантов сложно упрекать в заключении фиктивных браков или попытках стать участником госпрограммы.

— Быть иностранцем в России тяжело даже при наличии вида на жительство или РВП. Иностранцу нужно ежегодно подтверждать факт своего проживания в России. Есть ограничения по свободе передвижения и выбору места жительства.

Например, человек с разрешением на временное проживание может жить только в том регионе, где он получил это разрешение.

Я предполагаю, что для граждан СНГ российское гражданство решает многие проблемы, потому что в большинстве этих государств уровень жизни ниже российского даже сейчас, в сложные для экономики России годы, — пояснила Ольга Чудиновских.

Демограф считает, что госпрограмма давно нуждается в реформе. В существующей редакции она пытается объединить два взаимоисключающих подхода.

С одной стороны, она направлена на привлечение носителей русской культуры, с другой — для участия в программе соискатель должен соответствовать определенным экономическим требованиям (например, иметь нужную в регионе профессию).

Поэтому молодые русские семьи, проживающие в странах СНГ, могут получить отказ из-за того, что специальность заявителей не нужна в регионе предполагаемого проживания.

— Надо дать возможность людям, которые могут сами себя обеспечить и хотят работать или учиться в России, сделать это в рамках других программ, — предлагает Ольга Чудиновских. — Если же мы хотим собирать носителей русской культуры, то не следует обременять госпрограмму экономическими компонентами — пусть репатриационная составляющая останется ее главным содержанием.

По мнению первого зампредседателя комитета Государственной думы по делам СНГ Константина Затулина, существующий закон «О гражданстве» работает на максимальное усложнение процедуры натурализации.

— Заново принятый в 2002 году закон исходил из ложной предпосылки: все, кому было надо, в Россию уже переехали, а для остальных следует поставить барьер, — сказал «Известиям» Константин Затулин.

— Были предложены совершенно невыполнимые условия для получения гражданства РФ: цепочка РВП — вид на жительство — гражданство, обязательное трудоустройство (которое без гражданства труднодостижимо) и другие.

Закон предполагал предоставление гражданства крупным предпринимателям, деятелям культуры и науки, но никто из них так и не смог стать гражданином на этом основании, потому что поправки в закон до сих пор не утверждены.

Депутат также напомнил, что с 2014 года в программе переселения появилась формулировка «носитель русского языка», но воспользоваться этим путем смогли немногие — таких новых граждан около тысячи. Дело в том, что помимо экзамена по русскому языку для натурализации требуется отказаться от имеющегося гражданства и предоставить об этом справку. Однако многие государства таких справок не выдают.

— Упрощенная схема получения гражданства только называется упрощенной. Люди годами не могут даже записаться на подачу документов, — отметил Константин Затулин.

Депутат так же, как и демограф, не исключает возможность коррупции в сфере предоставления гражданства.

По мнению Константина Затулина, в решении вопроса о предоставлении гражданства гораздо правильнее основываться на норме «соотечественник за рубежом», которая была законодательно введена в 1999 году.

Под соотечественником подразумевался выходец (по восходящей линии) из Российской империи и Советского Союза, который сам изъявляет желание быть россиянином.

Такая норма для предоставления гражданства позволила бы не только выдать паспорта тем, кто желает жить в России, но и сохранить в качестве сограждан тех, кто живет за рубежом.

Источник: https://iz.ru/news/671201

Порядок приобретения российского гражданства

Существуют ли поправки к закону о замене прав для иностранцев, получившим гражданство России?

ТАСС-ДОСЬЕ.

24 апреля 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о предоставлении лицам, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, права обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о законодательстве и процедуре получения российского гражданства.

Законодательное регулирование

Гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, в результате приема или восстановления в гражданстве РФ, а также в случае изменения государственных границ России в соответствии с международным договором.

Порядок приобретения гражданства России регулируют конституция РФ, федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 года, указ президента РФ “Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации” от 14 ноября 2002 года, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена указом главы государства от 22 июня 2006 года) и другие законодательные акты.

Законодательство предусматривает общий и упрощенный порядок получения российского гражданства.

Органы власти

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются российский президент, Министерство внутренних дел (МВД) и Министерство иностранных дел РФ. Заявление о принятии в гражданство Российской Федерации подается по месту жительства заявителя: в России – в территориальные подразделения МВД, за рубежом – в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Статус иностранцев в РФ

Иностранные граждане, обращающиеся с заявлениями на получение российского гражданства на территории РФ, должны обладать легальным статусом (например, иметь вид на жительство, ВНЖ). Лица, находящиеся в России незаконно, не могут претендовать на получение гражданства.

Статус иностранцев в РФ регулируется федеральными законами “О беженцах” от 19 февраля 1993 года, “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25 июля 2002 года, постановлением правительства РФ “О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке” от 22 июля 2014 года, международными договорами РФ и др.

Территориальные органы МВД РФ выдают иностранным гражданам разрешение на временное проживание (РВП) в России сроком на три года. Число разрешений ограничено в пределах квоты, ежегодно утверждаемой правительством РФ. Без учета квоты РВП могут получить:

– бывшие граждане СССР, родившиеся на территории РСФСР;

– лица, родившиеся на территории РФ;

– лица, состоящие в браке с гражданином РФ, проживающим в России;

– поступившие на военную службу в РФ;

– участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом;

– лица, имеющие ребенка состоящего в гражданстве РФ;

– лица, осуществляющие инвестиции в России, в размере, установленном правительством РФ;

– некоторые другие категории иностранных граждан, имеющие прямых родственников – граждан России.

Вместе с подачей заявления на РВП проводится обязательная дактилоскопическая регистрация иностранцев.

Через полгода после получения РВП иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство сроком на пять лет (может продлеваться многократно).

Соответствующее заявление подается по месту проживания иностранного гражданина в территориальные органы МВД. До получения ВНЖ иностранный гражданин обязан прожить в России не менее одного года на основании РВП.

Исключение сделано для высококвалифицированных специалистов, лиц, признанных носителями русского языка и членов их семей.

Кроме того, ВНЖ в упрощенном порядке могут получить иностранные граждане, прибывшие в РФ “в экстренном массовом порядке”, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории России, и ставшие участниками госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников.

Общий порядок получения гражданства

При общем порядке решение о предоставлении гражданства принимает глава государства, оно оформляется указом президента РФ. Срок рассмотрения документов составляет один год.

Получить российское гражданство в общем порядке может любой дееспособный совершеннолетний гражданин иностранного государства (или лицо без гражданства), если он постоянно проживает на территории РФ не менее пяти лет с момента получения вида на жительство (в течение этого срока разрешается выезжать из России не более чем на три месяца в течение одного года).

Заявитель обязан соблюдать конституцию и законодательство РФ. Кроме того, он должен документально подтвердить наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком, а также отказаться от гражданства другого государства.

Срок постоянного проживания в РФ, необходимый для получения гражданства в общем порядке, может быть сокращен до одного года по трем основаниям:

– наличие у заявителя высоких достижений в области науки, техники и культуры, либо обладание профессией, представляющей интерес для РФ;

– получение заявителем политического убежища на территории РФ;

– наличие статуса беженца.

Лица, имеющие особые заслуги перед РФ, могут быть приняты в гражданство главой государства без соблюдения условий, о которых говорилось выше. Военнослужащие – контрактники Вооруженных сил РФ (или других российских воинских формирований), имеющие гражданство бывших республик СССР, могут получить российское гражданство, отслужив три года. При этом им не нужно представлять вид на жительство.

Упрощенный порядок

При упрощенном порядке гражданство предоставляется без требований о наличии вида на жительство и проживания в РФ в течение пяти лет. Срок рассмотрения документов в этом случае составляет не более шести месяцев.

Для граждан Белоруссии, Казахстана и Киргизии он сокращен до трех месяцев, в соответствии с четырехсторонним соглашением об упрощенном порядке приобретения гражданства, подписанным 26 февраля 1999 года (вступило в силу 4 ноября 2000 года).

Решение о предоставлении гражданства принимают руководители территориальных органов МВД в субъектах РФ (в отдельных случаях – главы российских дипломатических и консульских учреждений за рубежом).

В настоящее время в упрощенном порядке российское гражданство могут получить:

– лица, имеющие хотя бы одного родителя – гражданина РФ, проживающего в России;

– лица, проживающие в России и более трех лет состоящие в зарегистрированном браке с гражданином (гражданкой) РФ;

– бывшие граждане СССР, рожденные на территории РСФСР;

– бывшие граждане СССР, проживавшие и проживающие в республиках бывшего Советского Союза и не получившие гражданства независимых государств, созданных в этих республиках;

– бывшие граждане СССР, проживающие в России и являющиеся ветеранами Великой Отечественной войны;

– лица, получившие в РФ профессиональное образование по госпрограммам после 1 июля 2002 года и проработавшие в России легально не менее трех лет (с отчислением работодателем с их доходов страховых взносов в Пенсионный фонд);

– индивидуальные предприниматели, проработавшие в России непрерывно не менее трех лет и отчислявшие ежегодно налоги, сборы и платежи в Пенсионный фонд на сумму не менее 1 млн руб.;

– инвесторы, чья доля в уставном капитале российских компаний, специализирующихся в определенных правительством РФ видах деятельности, в течение трех лет составляла не менее 10%. При этом размер уставного капитала этих компаний должен быть не менее 100 млн руб., а сумма уплаченных ими ежегодно в течение трех лет налогов, сборов и взносов в Пенсионный фонд – не менее 6 млн руб.;

– лица, проработавшие в России не менее трех лет по специальности, включенной в специальный перечень Министерства труда и социальной защиты РФ (в него входит 74 профессии, в том числе врач-специалист, медсестра, фрезеровщик, инженер-проектировщик и др.), с отчислением работодателем с их доходов страховых взносов в Пенсионный фонд;

– нетрудоспособные лица, имеющие совершеннолетних трудоспособных детей – граждан России;

– некоторые другие категории детей и недееспособных лиц.

Кроме того, гражданство России в упрощенном порядке могут получить еще две категории иностранных граждан и лиц без гражданства (срок рассмотрения их заявлений составляет три месяца).

К первой относятся лица, постоянно проживающие в РФ на законном основании и признанные носителями русского языка специальной комиссией, формируемой органами МВД с привлечением филологов и лингвистов.

При этом они должны дать обязательство соблюдать российскую конституцию и законы, иметь легальные доходы, а также отказаться от иностранного гражданства (для граждан Украины достаточно представить нотариально заверенную копию заявления об отказе от гражданства, отправленного в диппредставительство этой страны).

Ко второй категории относятся участники госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников и члены их семей. Они должны быть официально зарегистрированы на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания.

В случае отклонения заявления о принятии в российское гражданство заявитель может по истечении года обратиться с повторным прошением.

Поправки в закон “О гражданстве Российской Федерации”

28 декабря 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон “О гражданстве”.

Документ наделяет главу государства правом определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан и лиц без гражданства, которые вправе подать заявление на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке.

Это позволяет принять в гражданство РФ в первую очередь тех, кто проживает в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты или неконституционная смена политического режима.

Кроме того, закон упростил процедуру для участников госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников.

От них более не требуется обязательное наличие регистрации по месту жительства в субъекте РФ, выбранном ими для проживания.

Для получения гражданства в упрощенном порядке достаточно состоять на учете в территориальных органах МВД по месту пребывания в РФ (при наличии РВП или ВНЖ). Данные поправки в закон о гражданстве вступили в силу 29 марта 2019 года.

Основания для отказа в приеме в гражданство РФ 

Заявления о приеме в российское гражданство отклоняются в случае, если заявитель:

– выступает за насильственное изменение основ конституционного строя или иными действиями создает угрозу безопасности РФ;

– участвовал в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах;

– участвовал в террористической, экстремистской деятельности, представляющей угрозу национальной безопасности РФ;

– использовал при подаче заявления подложные документы или сообщил заведомо ложные сведения;

– осужден, имеет неснятую или непогашенную судимость, преследуется российскими правоохранительными органами и др.

Решение о приобретении гражданства РФ подлежит отмене в случае:

– если в судебном порядке установлен факт использования заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений;

– если целью приобретения гражданства являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ;

– отказа заявителя от принесения присяги.

Присяга

Лица, получающие российское гражданство, обязаны принести присягу. Ее текст гласит: “Я, Ф. И. О.

, добровольно и осознанно принимая гражданство РФ, клянусь: соблюдать конституцию и законодательство РФ, права и свободы ее граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции”. От присяги освобождаются лица, не достигшие 18 лет, недееспособные или ограниченные в дееспособности, а также освобожденные от этой обязанности в соответствии с решениями президента РФ.

Статистика

В 2018 году, по данным МВД России, в гражданство России были приняты 269 тыс. 362 человека, в том числе 83 тыс. 81 гражданин Украины, 45 тыс. 362 – Казахстана, 35 тыс. 732 – Таджикистана, 27 тыс. 134 – Армении, 21 тыс. 67 – Узбекистана.

В 2017 году российское гражданство получили 257 тыс. 822 человека, в том числе 85 тыс. 119 граждан Украины, 40 тыс. 718 – Казахстана, 29 тыс. 39 – Таджикистана, 25 тыс. 144 – Армении, 23 тыс. 334 – Узбекистана.

Этническая принадлежность в статистике не раскрывается.

Всего в 2012-2017 годы гражданство России получили свыше 1 млн человек, из них 525 тыс. по госпрограмме содействия добровольному переселению в РФ соотечественников.

По сообщению начальника Главного управления по вопросам миграции МВД РФ Ольги Кирилловой, за 2014-2017 годы и первое полугодие 2018 года гражданство РФ приобрели 312 тыс. граждан Украины. Общее число беженцев из этой страны в Россию после 2014 года, по информации депутата Госдумы Константина Затулина, составило более 2,5 млн человек.

В 2014 году временное убежище в России получили 250 тыс. человек (в 2013 году – 2 тыс. 822), в 2015 году – 149,6 тыс., в 2016 году – 22 тыс., в 2017 году -10,4 тыс. человек. К началу 2019 года статус временного убежища в России имели 76 тыс. человек (98% – беженцы из Украины).

По разрешению на временное проживание в России в конце 2018 года находились 512 тыс. 852 человека, по виду на жительство – 630 тыс. 610.

По состоянию на 1 августа 2018 года, по словам Кирилловой, на территории Российской Федерации находилось 8,5 млн граждан СНГ.

Источник: https://tass.ru/info/6371814

Массовое лишение гражданства РФ из-за незаконно выданных паспортов

Существуют ли поправки к закону о замене прав для иностранцев, получившим гражданство России?

Проблема незаконно выданного паспорта как основания для массового лишения лиц российского гражданства не нова, но оттого не менее актуальна, серьезна и сложна с юридической точки зрения.

О кампании по проверке законности приобретения гражданства

В России уже не первый год проходит кампания по проверке законности приобретения или оформления гражданства, в результате которой тысячи людей в один момент объявляются «негражданами».

Все чаще российские паспорта по заключениям территориальных органов УМВД (до апреля 2016 г.

– ФМС) признаются выданными в нарушение установленного порядка, а значит, недействительными, из-за отсутствия у их обладателей гражданства России. 

Ситуация выглядит примерно так: человек (обычно уроженец республики бывшего СССР), прибывший ранее в Россию (как правило, после 6 февраля 1992 г. – даты вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г.

) и получивший российский паспорт, при его замене или при оформлении загранпаспорта (возможно, не первого) или российского гражданства детям, а также при обращении в МВД или в другие органы и учреждения узнает, что его паспорт гражданина РФ является незаконным («необоснованно выданным», «сомнительным», «выданным в нарушение установленного порядка» и т.д. Иной раз можно получить резолюцию типа «в результате проверки установлено, что гражданином РФ вы не являетесь»).

В подобной ситуации может оказаться кто угодно, в том числе пенсионеры, имеющие бессрочный паспорт, выданный в 45 лет, поскольку и они могут потерять или испортить документ, а кроме того, гражданство пожилых людей также может быть поставлено под сомнение, если их дети, обратившиеся по поводу их документов или документов их детей, оформляли свое гражданство на основании гражданства родителей. 

В таких случаях проводятся длительные проверки законности приобретения или оформления гражданства, т.е. «обоснованности» выдачи паспортов. В результате лица, обратившиеся в отдел по вопросам миграции УМВД, а также их дети становятся «негражданами», и российские паспорта у них изымают.

Вопиющая несправедливость и дикость проблемы «незаконного» паспорта заключается также в том, что ранее документ человеку выдали те же самые чиновники или их предшественники либо коллеги. Именно они так же, как и их сослуживцы ранее, в силу некомпетентности, ошибок, а зачастую корыстных побуждений сами допускали нарушения, выдавая российские паспорта в нарушение установленного порядка.

О конкретном деле

В адвокатской практике мне не раз приходилось сталкиваться с подобными нелепыми и абсурдными с точки зрения элементарной логики ситуациями, когда чиновники, изымая или признавая незаконным и недействительным паспорт гражданина РФ, в одночасье превращали законопослушных людей в фактически бесправных «неграждан».

К примеру, недавно я представляла интересы лица по делу, в рамках которого УМВД РФ по Пензенской области с целью последующего инициирования процедуры лишения гражданства моего доверителя обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта использования подложного документа и сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ. 

Заявитель ссылался на то, что при принятии в гражданство РФ мать моего доверителя якобы представила подложные документы – в частности, справку о приеме в гражданство России, выданную Генеральным консульством РФ в одном из иностранных государств.

Причем основным и, по сути, единственным доводом, на основании которого заявитель сделал такой вывод, было отсутствие сведений о выдаче справки в Генконсульстве, в то время как в заявлении о принятии доверителя в гражданство указано, что подлинность представленных документов подтверждена подписью уполномоченного лица паспортно-визовой службы.

Замечу, что ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) четко определено, что решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае, если будет установлено, что оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

КС: Подача недостоверных сведений при приеме в гражданство не влечет автоматически его отменуСуд пояснил, что сообщение лицом недостоверных сведений при получении российского гражданства не влечет его отмену: необходимо учесть ряд обстоятельств, в том числе наличие устойчивой правовой связи лица с Россией

В п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, предусмотрено, что решение по данным вопросам отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых оно принималось. 

Причем, как неоднократно подтверждалось судебной практикой (например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2013 г. № 33-8683/13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2014 г.

№ 58-КГ14-4 и др.), юридическое значение имеет лишь прямой умысел лица на сообщение заведомо ложных сведений, а не на введение госорганов в заблуждение.

Заведомо ложной нельзя считать информацию, сообщаемую заявителем в случае заблуждения о ее подлинности и достоверности.

Следовательно, само по себе отсутствие сведений о выдаче справки консульства не означает, что мать моего доверителя действовала недобросовестно. В объяснительной записке она указывала, что все документы для приобретения гражданства она представила в Генконсульство, и оно выдало ей справку, на основании которой в 2000 г. она получила российский паспорт.

Действовавшая в тот период редакция Закона о гражданстве 1991 г. (ст. 24) предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение 5 лет после приема. В связи с этим все дела о выдаче паспортов гражданина РФ при приобретении или оформлении гражданства через 5 лет могли быть уничтожены.

Мать моего доверителя узнала о том, что российский паспорт был выдан ей в нарушение законодательства, лишь в 2008 г. – т.е. на момент проведения проверки прошло 8 лет, и вся информация по делам о выдаче паспортов при приобретении или оформлении гражданства, вероятнее всего, была уничтожена.

Отсутствие соответствующих сведений в Генконсульстве может объясняться либо недобросовестностью сотрудников, которые ввели женщину в заблуждение, либо утерей информации.

Соответственно, оснований для утверждения о том, что мать моего доверителя по своей воле ввела в заблуждение сотрудников паспортно-визовой службы, представив им заведомо подложный документ, нет. 

Более того, согласно ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются «лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона». Кроме того, в ст.

42 указано, что «документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона». 

Необходимо также учесть, что в момент подачи заявления о принятии в гражданство РФ мой доверитель был несовершеннолетним и не имел права самостоятельно подать его, а также нести ответственность за сообщенные о себе сведения. Данная позиция подтверждается судебной практикой – в частности, решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 октября 2013 г. по делу № 2-2753/2013. 

Норма п. 2 ст. 24 Закона о гражданстве 1991 г.

, действовавшая во время принятия в отношении моего доверителя решения о приеме в гражданство, предусматривала, что отмена не распространяется на супруга и детей заявителя, которые получили российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконности приобретения гражданства.

В действующей редакции Закона о гражданстве такое положение отсутствует. Однако в постатейном комментарии к данному Закону, опубликованном в 2015 г. (автор – Ванюшин Я.Л.), указано, что при отмене ранее принятого решения о гражданстве РФ должно учитываться так называемое «правило индивидуальной ответственности».

Кроме того, презумпция невиновности, установленная Конституцией РФ, носит более широкий, а не только уголовно-процессуальный характер и распространяется на все органы государственной власти и сферы деятельности, где устанавливается вина человека, в том числе и в рассматриваемом случае.

Практика органов внутренних дел

Как показывает практика, наиболее высок шанс привлечь внимание УМВД у тех, кто родился не в России (РСФСР) либо не имел в РФ постоянной регистрации на 6 февраля 1992 г. По Закону о гражданстве 1991 г.

гражданами России признавались все, кто родился на территории России (РСФСР), дети россиян независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на данную дату постоянно проживали в России.

Этим людям не нужно было получать, точнее, приобретать гражданство – государство признало его наличие «автоматически» и в 1990-х гг. его просто оформили. 

В подзаконные акты и инструкции попало лишь одно условие приобретения гражданства совершеннолетними лицами в порядке признания – по дате проживания.

В базу данных МИД или ГУВМ МВД передавали сведения именно о тех, кто приобрел гражданство, а не об уже имеющих его по признанию или рождению.

И если на сегодняшний день в этой базе данных отсутствуют сведения о приобретении гражданства РФ, то от «подозреваемых» требуют либо предъявить документ о постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 г., либо установить факт постоянного проживания на эту дату в судебном порядке.

Кроме того, сотрудники УМВД утверждают, что признание наличия гражданства по рождению применимо только к лицам, рожденным после вступления в силу Закона 1991 г.

Таким образом, если у сотрудников УМВД есть сомнения в том, что человек на эту дату был зарегистрирован в России, начинается проверка со всеми вытекающими последствиями – фактически это лишение всех гражданских прав, так как имеющийся у человека паспорт изымают либо отказываются обменять, а иных документов, удостоверяющих личность, не выдают.

Новоявленный «негражданин» лишается всех конституционных прав и свобод, включая и такие жизненно важные, как права на получение пенсии, пособий, свободу передвижения. Практика показывает, что в таком положении люди могут находиться месяцы и годы.

Судебная практика

К сожалению, в судах доказать свою правоту зачастую не так просто, а если обратиться к практике Мосгорсуда при рассмотрении таких дел в порядке кассационного производства, ситуация выглядит совсем грустно.

Есть примеры, когда суд соглашается с доводами ГУВМ МВД о наличии при определении принадлежности к гражданству ошибки, сделанной сотрудниками бывших паспортно-визовых служб, и отменяет законное решение первой инстанции. Более того, по жалобе гражданина практически невозможно возбудить надзорное производство в Верховном Суде РФ.

Ранее можно было добиться хотя бы истребования дела, получения отказа с возражениями на доводы. С 1992 г. до настоящего времени ВС РФ не высказал мнения по поводу разрешения споров по вопросам гражданства и лишения статуса гражданина путем изъятия паспорта.

А есть всего-то три основных вопроса, по которым необходимы разъяснения: о постоянстве проживания, о признании гражданства по рождению и об изъятии паспорта по причине «отсутствия» гражданства после того, как оно имелось в наличии в течение многих лет.

Позиция КС РФ

Проблема гражданства рассматривалась также Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 16 мая 1996 г.

№ 12-П Суд констатировал, что гражданин, имеющий российское гражданство по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. Проживание за границей также не прекращает гражданства.

После возвращения в Россию для такого гражданина, по решению КС РФ, достаточно уведомительной регистрации. Ее отличие от регистрации как способа приобретения гражданства – исключительно учетный характер. 

КС РФ указал, что регистрация как способ приобретения гражданства РФ не распространяется на лиц, которые родились на территории РФ, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявили свободного желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР, не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию.

Предложения

На мой взгляд, чтобы разрешить описанные проблемы лиц без гражданства в России, необходимо, во-первых, прекратить практику изъятия или признания недействительными паспортов, выданных уполномоченным органом, если судом не доказана вина гражданина в подлоге или представлении заведомо ложных сведений при оформлении, получении гражданства.

Во-вторых, всех, у кого без установленной судом вины паспорт изъят или признан недействительным, считать гражданами с момента выдачи первого паспорта и выдать новый без каких-либо дополнительных процедур.

В-третьих, объявить «амнистию» всем гражданам бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации, – т.е. признать их право на российское гражданство по рождению, которое было установлено для них в редакции Закона о гражданстве 1991 г. (п. 2 ст. 13).

Наконец, в-четвертых, предоставить право на получение гражданства или вида на жительство всем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживает в России более 5 лет (факт может быть установлен судом) и не имеет гражданства другого государства или права постоянного проживания в нем.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/massovoe-lishenie-grazhdanstva-rf-iz-za-nezakonno-vydannykh-pasportov/

Жилищный вопрос
Добавить комментарий