Строится незаконное торговое некапитальное сооружение

Различия между объектами капитального строительства и временными сооружениями – компания DMSTR

Строится незаконное торговое некапитальное сооружение

Наши сотрудники нередко сталкиваются с вопросами о толковании понятия «капитальное строение», например: «является ли навес капитальным строением».

Ответ на этот вопрос совершенно точно дает Градостроительный Кодекс, в котором определено, что объект капитального строительства – это любой строительный объект, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Проще говоря, капитальное строительство – это любое строительство, для которого требуется возведение заглубленных фундаментов, соответственно, демонтаж объектов капитального строительства совершенно точно не возможен без нанесения значительного ущерба самим зданиям или сооружениям и его назначению.

Объект незавершенного строительства

Объект незавершенного строительства (Градостроительный Кодекс не дает точной формулировки) – это недвижимый строительный объект, возведение которого продолжается, приостановлено, законсервировано или прекращено окончательно (но не списано в установленном порядке), в силу различных причин. Незавершенное капитальное строительство может быть обусловлено отсутствием денежных средств, строительных материалов, изменением собственников и т.д.

Фундамент как признак капитального строительства

Часто к нам поступают вопросы, является ли фундамент объектом незавершенного строительства (далее ОНС). Согласно судебной практике, фундамент можно считать ОНС. Кроме того, именно наличие завершенного фундамента является важным признаком того, что ОНС является недвижимым объектом, иначе это просто набор строительных материалов.

Тем не менее, чтобы окончательно разобраться с тем, какой фундамент считается капитальным, следует понимать, что капитальный фундамент это сооружение, которое находится под поверхностью земли, выполнено из материалов и по технологии, позволяющих выдерживать здания, постройки и сооружения из кирпича, газобетона и т.д.

и при этом, такой фундамент невозможно быстро демонтировать.

Для чего нужно разделение строительных объектов на капитальные и временные

К примеру, у Вас в аренде находится земельный участок. На нём построили временное сооружение, скажем, торговый павильон.

Через некоторое время Вам понадобилась регистрация некапитального строения и оформление данного павильона в собственность, что в дальнейшем позволит Вам получить право собственности на земельный участок.

И тут Вы попадаете в ловушку: регистрация временных сооружений в Росреестре не предусмотрена. Соответственно, не получится оформить в собственность и земельный участок.

Однако, при условии, что земельный участок принадлежит Вам, Вы можете строить временные (вспомогательные) сооружения свободно, разрешение на некапитальное строительство по законодательству не требуется.

Чего не скажешь о разрешении на фундамент для капитальных объектов.

Даже собственнику земельного участка будет не просто получить весь пакет документов и заключений, чтобы перейти к стадии строительства капитального объекта.

Что такое павильон

Торговый павильон – это небольшая отдельно стоящая постройка облегченной конструкции, помещение которой используется для торговли и других целей. Строительство торговых павильонов обычно осуществляется в короткие сроки с использованием деревянных или металлических каркасов, которые зашиваются сэндвич панелями.

Еще один пример. Вам выделили земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности. Чтобы было удобно организовать торговлю, Вы решили установить павильон. Через некоторое время приходит представитель власти и заявляет, что павильон построен незаконно: у Вас не было разрешения на его строительство.

Возникает вопрос: что делают владельцы торговых павильонов в первом и во втором случаях? Они обращаются к специалистам по обследованию зданий с целью определить, является ли здание объектом капитального или же это некапитальное строение, есть ли у этих павильонов признаки капитального строительства. После этого они предоставляют заключение от экспертов органам исполнительной власти. Данное заключение могут принять и либо отправить на доработку, либо, при возникновении сомнений, провести повторное обследование самостоятельно, обратившись в другую экспертную организацию.

Об этом и говорили чиновники, относительно ситуации сноса торговых павильонов в Москве, ссылаясь на отсутствие разрешений на строительство зданий и сооружений, которые по факту были объектами капитального строительства, а по документам – временными сооружениями.

Безусловно, были и собственники, объекты которых были должным образом оформлены: имели разрешение на строительство и регистрацию права собственности, но всё равно попали под снос. Это, правда, уже другой вопрос: о законности действий Правительства Москвы.

«Предупреждён – значит, вооружён».

Временные здания и сооружения в строительстве

Установленного нормативного определения временных (вспомогательных) строений, зданий и сооружений не существует, тем не менее, под понятием временного строения следует понимать постройку некапитального характера без углубленного и неразрывно связанного с землей фундамента, в конструкции которой предусмотрена возможность демонтажа и перемещения данной постройки без несоразмерного ущерба его назначению.

Чем отличается капитальное строение от некапитального? И что нужно знать при строительстве здания?

По своей функции временные строения предназначены для вспомогательного использования и не могут функционировать отдельно без объекта капитального строительства. Это такие объекты, как тамбур, навес над входом.

Вспомогательные сооружения не обязательно должны быть частью здания. К примеру, модульные здания для вахтовых посёлков, бытовки для строителей, которые, на первый взгляд, кажутся самостоятельными строениями (в них есть санузлы, коридоры, кухни, жилые комнаты, залы для совещаний). Данные сооружения обеспечены инженерными коммуникациями, электричеством, водопроводом.

При этом они всё равно выполняют лишь вспомогательную функцию, так как в таких строениях живут и работают строители, и такие постройки лишь помогают им возводить находящийся поблизости объект капитального строительства. Но есть объекты, которые тяжело классифицировать как вспомогательные. Это торговые павильоны, киоски, ларьки, палатки и другие подобные сооружения.

Определить, является ли сооружение временным, можно только после изучения конструктивных решений.

Одним из таких критериев по конструктивному решению является следующее: временное строение должно легко возводиться и легко демонтироваться. Также у временных сооружений отсутствует неразрывное сцепление с землей. Стоит отметить, что устройство фундамента при этом допускается, так как в определенных зданиях, к примеру, модульных – без фундамента не обойтись.

Срок службы временных построек, согласно нормативным документам, составляет не более 10 лет, а у объекта капитального строительства срок службы от 15 до 175 лет.

Чтобы избежать возможных споров по данному вопросу, рекомендуем выполнять фундамент из сборных элементов, таким образом разрешения на строительство фундамента не потребуется. В идеале для временного сооружения фундамент – это плита.

А вот сваи точно не подойдут, так как обратно из грунта после забивки их не извлечешь. Если нет возможности установить сборную плиту, можно залить её на площадке, т. е. выполнить монолитную плиту.

Но тогда необходимо предусмотреть в ней монтажные петли, для того чтобы можно было демонтировать плиту без ее разрушения.

Резюмируя вышесказанное, можем сделать вывод: заниматься возведением зданий и сооружений необходимо только имея четкий план постройки и предназначения строящихся объектов, в т.ч.

материалы и конструкции, которые будут использоваться в строительстве.

Только так можно обезопасить себя от судебных разбирательств с представителями власти касательно классификации строения и законности оснований его возведения и использования.

Источник: https://dmstr.ru/articles/razlichiya-mezhdu-obektami-kapitalnogo-stroitelstva-i-vremennymi-sooruzheniyami/

�������� ������������� ������������� ���������, ��������������� ��������, � ����� ���������� ����������� �������� | ������

Строится незаконное торговое некапитальное сооружение

�������� ������������� ������������� ���������, ��������������� ��������, � ����� ���������� ����������� ��������

��������� �.�., ��� “���������������-�”

����������� ���������� ����������������, ���������� ����� ��������� �������������� � ������� ������������ ������������ � ���� ������������ ������������ ������������� ���������� ��� ������������� �������� ������������, ��� �� �����, � ��������� ������� ��������������� � ���������� ������� ��������� ���������� ����������: � ���������, ��� ������������� �������� ���������� �� �������������, ��������� ��������������� ���������� ��������� ������������.

� ���� ������������ ������� ��������� ��������������� ��������� ��������� ����������� ���������� ������������, ������������ ��� ����� �������������� � ������� ���������� ��������� (��� ���������� ������ ��������), �� ����������� ������� ������������� ������������ ����� ���������� �������� ����������� ����� ��� �������� ���������� �����.

� ���������� ���� ���������������� �� ������������� ������ ����� ������������ � ��������� �� ������������ ��������� ����� ������������� �� ����������� �������, ��� � ����� ���� ��������� � ������������ � ��������� ������.

��������� �����������, � ����� ������ ������� ��������������� � ����������� ���� ����� ��������������� ����� ���������� �������� ����������� ����� �������� � ����������.

�������� �. 17 ��. 51 ������������������ ������� �� (��� ��) ������ ���������� �� ������������� �� ���������, � ���������, � ��������� �������:

  • ������������� ��������, �� ���������� ��������� ������������ ������������� (�������, ������� � ��.);
  • ������������� �� ��������� ������� �������� � ���������� ���������������� �������������.

�������� �. 10 ��. 1 ��� �� �������� ������������ ������������� (���) �������� ������, ��������, ����������, � ����� ������� �������������� �������������, �� ����������� ��������� ��������, �������, ������� � ������ �������� ��������.

����� �������, ������������ �� ������� � ��� ��������� ��������� ������� ����, �� ������� �� ��������� ������ ���������� �� �������������. ���������� �� ������������� �� ��������� � ��� ������������� ����������, �������� ���������������� �������������, �������, ������, ������ ������ ������, ����� �������� ���, ���� ������������ � ���� �� ������������ ����� ��������� ���������.

������������ �������� ������� ����� ����������� ���������� ��������� � ������������ ���������������� ���������� ����������� � ���, ��� ��������� ���������� ���������, � ���� ����� �������������� ������������ � ������ �� ������������ �������� ��������, �� ���������� ������������ ��������� ������������, �.�. ����� ������������� �� ��� �������� ����� ������.

������ �� ���. 1 �. 1 ��. 130 �� ��, ���� ����� ���� �������� � ������� ���������� ��� ������� �� ������� ����� � ������ � ������������� �� ����������� ��� �������������� ������ ����������.

����� � �������� ����������� ��������� ������������ � ������ ������������ ����� ����������� ��������� � ����������������.

� ����� � ���� �� ������� ����������� ��������� ������� ����������� ��������� ���������� �������� ������-���������� ���� (�������, ������, ��������� � �.�.).

������������� �������� ����������� ������������, ������������ �����������������, � ��������� ����� �������� ��������� ���������� ��� ��������� �������� �������� � �������� �������.

����� ����, � ���������, �������� ����������� ��������� � ��������� � �������������� � ������, ����� ������� � ����� ����������� �����������, ��� ������� ���������� � ������������� ��������� ������� �� ���������� ��� ���������� ��� ������������� ������, ������� ��������� ������������ � ���: ���, ����, ���� � ��., ���������� ������� ��������� (��������� �� ���������, ��������, �� ����� �����������, ������������ � ������ ����� ������-��������� �����������, ������� ��� ������� ��� ��� ������ ����� ���� ���������� � ����� ������ �����, �� �� ����������, ��� �������, ������������� �� ��� ����� ������� � �������).

����� ��� ������������� ������ ���������� �� �������� ����� ��������� � ���������� ������-���� ���������������� ����������� ����������� ������� ��������, ������� ������� �������� � ������������, �������� ������������� ��� ��������������� ������������ � �������� ������������ ����������, ������� �������� �� ��������, ��� � ������������� ������� � ����������� �������� �������� ����������� ���������, ��� � ���������� ����� ��������� � �������� ������, � ������� ��� ��� ����������� � �������� ��������� ��������� � �������������, ��������� �� ��� ��� ���� ������ � ��� (������������) ��� ��� � �������� �� ����������� ����� ������������� �� ����.

� ����� � ���� ��� ������� ������� �� ��������� ���� ��� ����� ������� � ������������ ����� ������������� �������������� ���������� �������: ��������, ���������� ����� ���� �������� � ����������� ��������� ������ � ��� ������, ���� �� ����������� ���������� ��� �������������� ������ ��� ���.

������������ ������ � ��������� ����������, ����� ������� �����, ��� ��� ��� ������������ ������� � �������� ������������, � ��������� ���������, �� ���������� ���, ����� �������� ��������� ������, �.�. �������������� ����������� �� ������������ ��� ������-���� ������ ��� �� ���������� � �������� �������������.

���, �. 1.1 ��� 81-05-01-2001 � ��������� ������� � ����������� ������� ���������� ���������� ��� ����������������� �� ������ ������������� ����������������, ���������, ���������������, ����� � ������������ ������ � ����������, ����������� ��� ������������ �����������-��������� ����� � ������������ ���������� �������������.

� �. 1.

2 ��������� � ���������� ��������� ��������, �� ���������� ��������� ������������ ������������� �� ���������� ������ ��������� [1], � ��������� ����������, �� ���������� ���, �������� ����� �� ����������� � �������� ������������ ��������� (����������): ��������, ������������� ������� ��� �������� ����������� ���������� ����������, � ������� (������������ ��������), �������� ��� �������� �������� ���������������� �������, ��������� ����������� � ��������, ��������� ���������� �������� � ����� �����. � ��������� ���������� ����� ����� ������� � �������-�������� ���������� ������� ����� [2].

��������� ���������� �������� � ��������� � ������ ��������� ��������������� ������������ �����, ������ �� ��������� ��������������� � ������������-������������ ��������� ������������.

� ���������, � ����� ����������� ������������� ��� ������, ��� �������� �� ��, ��� � ��������� ����� �� ���� ����������� ��� �� ���� � ������ ���� ����������� “���������� ����������”, ��� �� ��������, ��� ��-�� ����� ������ ������� �� ��� ���� ���������� � ��������� ������������, ������ �� ����� ���������� ����������������, � ���� �� ���� ������� � ���������� ������������ ��������� � ����������� ��� �� ����� ����������������� � ���, ��� ����� ���������� �������� ���������� ����� [3].

����������� ����������� ��� ����� ����� ��������������, �� ��������� � ���������������, �������� ��������, ������� ������ ������� � ��� (� ������������) � ������� �������� ���������� ����������� [4]. � ������ ������������� ��� ������, �� ������� �� �. 1 ��.

130 �� ��, ��� �������� ������� ���� ��������������� �����������, ������ ������-��������� ���������� ��������������� �� ���������� ������� ����� ����� �������� � ������ � ����������� �� ����������� ��� ������ ����������, � ����� � ��� ������ ������� �������� �������������� ���������� � �� ����� ���� �������� � �������� ������������: � ��� ����� �������, �� ������� ����������, �� ������� � ������������ �� ������������� �����������, �������� ����… �� ����� ����� ��� ������ �����, ��� ����� ������������� �� ������ ������� �� �������� �������������� � ������� ��. 131 �� ��, ��������� ��� �� �������� ��������� ������������, �.�. �������� �����������, �� ������������ � �������� ������������ �������������, � ����� �������� ��������� ���������������� �������������.

����� �������, ���������������� � ������������ �������� �������� ������ ����������� ���� ��������� ����� �������� ������������ � ���, � ��������� ��������� �� ������� �� � ����� �� ������ ��������� �������� ��� �� ���������� ������������ ��� ����� ����������. ��������������, ����� ������������� �� ��������� ��������� ��� �������� ���� �������������� �� ��������, � � ������ ������ ���������� �� ����������� ����� �������� �������������� ������ ������ �������� ������ � �������� ���������� �� ���������� ���������.

������ ���� �� ���� ��������� ����� ������������� � ����� ������������� �� ������ ��� �� ����� ������������� � ��������� ����� ����� ������� ���������� ���������� ��� ���������� ����������� �� �� ����������, �������������� ��������� ������� � ������������ – ����� ���������������� ������� ��� ����������� ������������� � ��. � ����� � ���� ������� �������������� �������� �������� � �������� ��� � ��������� ��������, �� ���������� ������������� [5].

� ������ ������� ���� ��� ��������, ��� �������� �������� �������� ��� (���������� ��������) �� ��� ���������, ��� �� �������������� � �������� ����������� ����� ������ ��� ������ ������������ ������������� � ����������� � �������������, ��������� � ������������ � �����������������, �������� �� ��, ��� ����� ������������� ������ ��������� �� ���������� � ������������ ���� ����� ������� ����������� ������ [6].

� ���� �������� ���, ���������, ��� ������� ���������� – ���������������� �������� �������� �� �������� ������������� ������������ ��������� ������ ��������� ��������� ������� � ������������, ��������� �������� ��������������, ��������� �����������, �� ���������� � ����� � ���� ���������� �� ������������� � ����������� �� ����� ��� ������������� ������, ������� �������������� ����� ������������� �� ���� ������ ���������� [7]. � ��������� � ���������� ���� ���������� ��� ���� ������������ �����������, �������� �������� ������� �������� �������� ������������, � �� ���������, �� ��������� ������� ���� �� ��������.

���� �� �� ����������, �������� ����������� �������, �������������� ����������� ����, �������, ��� ������ ����� ��������, ����������������� � ���, ��� �� ������ ������ � ������, �.�.

�������� ��������, ����������� �������� ��� �������������� ������ ��� ���������� ����������, �� �������������� ������� ������������ ��������������� ����������� ����� �� ����� ������.

������� ����� �� ���������� ���� �������, ��� �������������� ������ �������� �������������� ���������� ���� ���������� �� �������� ������� ����������� ���������, �������� �� �� ��� ��������� ������ ���������� � ���������� ��������� �������-����������� ����������, ��� �������� ����� ������ ������������� [8].

� ������� �� ��������� �������� ��������� ������-���� ������� ��������������� ����������� �� ����� ����� ������������� � ������ � ��������� ����� ������� ���������� ���������� (���): ������� ��������������� ����������� � �� ������� ��������� ����������, ������ ������������ ����� �������� � �������������, �.�. ����� ������������� �� ���� ����� ��������� ��������������.

��� �� ���������������� ������� � ��������������� �����������, �� �������, ������, ����� �� ��������� �������� ���������� �� �������������?

�������� ���� 27751-88 «���������� ������������ ����������� � ���������» ��� ���������� � ������������ ���������������� ������������� ������� �������� ���������� ����������� ������ ���������������.

� ��� ��������� �������, �������, ������ ���������, ��������� ������ � ���� �������� ����������.

����������, ����� ���������� ����� ���� �� ������ ����������, �� � ������������� (�����������): ��������, �����, �������������� ����������� ��� ������������ ��������� ��������� ��� ���� ������.

Источник: http://dpr.ru/journal/journal_39_25.htm

Госдума хочет разрешить застройку лесов

Строится незаконное торговое некапитальное сооружение

В начале декабря депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, который, с точки зрения экозащитников и даже самих строителей может привести к массовой вырубке лесов ради строительства. При этом сам законопроект изначально предполагает ровно противоположную цель – защиту лесов от незаконного строительства.

О чем этот законопроект?

Законопроект включает ряд поправок в ныне действующий Лесной и Гражданский кодексы, в которых указаны нормы строительства в лесах.

Сам законопроект можно прочитать на сайте системы обеспечения законодательной деятельности – он числится под номером 793310-7 («О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования использования лесов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также при возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры»). 

Изначально идея поправок звучит неплохо: суть законопроекта сводится к тому, чтобы с целью рекреации строить в лесах туристические и спортивные объекты (детские лагеря отдыха, турбазы). Инициаторы поправок считают, что они помогут «качественно повысить уровень отдыха в лесах, инвестиционную привлекательность использования лесов».

Смущает фраза о том, что строить можно будет и «иные объекты капитального строительства и некапитальных строений, необходимых для осуществления рекреационной деятельности».

Механизм работы простой: сперва нужно получить участок в аренду для рекреации (это смогут сделать как государственные и муниципальные органы, так и ИП и юрлица). После оформления аренды можно будет отправляться за разрешением на строительство. Предполагается, что в общей сложности построенные объекты должны будут занимать не больше 20% от арендованного участка.

По словам руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Сергея Аноприенко, законопроект упорядочивает порядок размещения в лесах объектов строительства в зависимости от того, являются они капитальными или некапитальными.

К тому же, появятся жесткие ограничения, препятствующие излишней застройке лесных участков, но параллельно повышающие «инвестиционную привлекательность «рекреационной» аренды лесных участков» и тем самым улучшающие качество отдыха россиян.

Законопроект также предполагает запрет на перевод застраиваемых с той самой целью рекреации участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий. Кроме того, поправки запрещают и проводить на таких участках сплошную вырубку деревьев, добавляет Аноприенко.

Получается, что законопроект вроде как запрещает стройку частных коттеджей, но допускает стройку коттеджей «рекреационных». 

Таким образом, один и тот же коттеджный поселок может быть как законным (если он будет турбазой), так и незаконным (если жить в нем будут постоянно одни и те же «туристы»). Признаем, экосистеме эта разница глубоко безразлична.

Было – станет

По ныне действующему законодательству сейчас в лесах можно возводить только временные постройки, и это принципиальное отличие.

Но даже сейчас нарушений этого правила хватает с лихвой – более того, даже суды не всегда могут (или просто не хотят) «отбить» незаконную стройку коттеджа или базы отдыха.

В качестве примера можно привести строительство ЖК «Сказочный лес» в рекреационной зоне национального парка «Лосиный остров».

«На сегодняшний момент практически не отлажена система эффективного регулирования существующих надзирающих процессов, – напомнил читателям ЦИАН.Журнала руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. – И мы регулярно видим из практики огромное количество всевозможных нарушений, в том числе градостроительного кодекса. 

Есть множество фактов, когда невзирая на закон и ответственность, леса вырубаются и территории используются не по назначению. 

В данном случае, главное не допустить, чтобы вместо объектов туристического направления не появились жилые коттеджи и не началась массовая хаотичная застройка».

Чем опасен законопроект?

С точки зрения Моора, сама по себе идея развития внутренней туриндустрии, детских и спортивных лагерей на рекреационной земле безусловно хорошая.

«Но, к сожалению, у любой инициативы всегда есть обратная сторона медали, и она беспокоит нас прежде всего. Конечно, есть опасения, что пытаясь увеличить внутренний туризм, может произойти незаконная массовая вырубка лесов и ухудшение экологической ситуации на большой территории лесфонда».

По мнению эксперта, нужно очень аккуратно принимать решения о создании механизмов, которые вполне «законно» позволят недобросовестным предпринимателям совместно с недобросовестными чиновниками уничтожать леса, и под названием «рекреация» строить самое обычное жилье – допускать этого никак нельзя. Моор считает, что на данном этапе ситуация непрозрачна и является вполне спорной. Пока открытым остаются вопросы, каким образом она будет регулироваться, а также кто и как будет контролировать процесс.

«Нужно внимательно подойти к этому закону, обсудить с экспертами и контролирующими органами, чтобы, с одной стороны, сохранить лесные массивы, а с другой стороны, развивать крайне важную для нашей страны и экономики в целом внутреннюю туриндустрию, при этом не нарушая никакие градостроительные нормы. Это очень тонкая грань, в которой нужен тщательный и внимательный контроль», – резюмирует Моор.

Есть и еще один момент: одна из поправок говорит, что в первую очередь под застройку следует отправлять те земли Лесфонда, на которых преобладают погибшие, поврежденные и перестойные деревья. Противники законопроекта считают, что этот пункт может «вдохновить» недобросовестных участников строительства на намеренное повреждение лесов.

Мария Архиповой (Баст), председатель Ассоциации адвокатов России за Права человека, адвокат, считает, что с точки зрения бизнеса данная инициатива ни к чему не приведет, так как гарантии права собственности – это одно из основных условий бизнеса.

«В данном случае речь идет об аренде, соответственно, о воле чиновника, то есть, способствует созданию чиновничьего бизнеса, когда чиновники своим же фирмам буду сдавать в аренду леса для коммерческой деятельности, а под видом рекреации будут вырубать. В целом, это вписывается в корпоративный бизнес, который сложился в России, и не отвечает никаким признакам свободной рыночной экономики и предпринимательства».

Резюмируя все вышесказанное, Кирилл Сиволапов, руководитель отделения «управление недвижимостью» Факультета рыночных технологий ИОМ  РАНХиГС, признает, что законопроект «не очень хороший». С точки зрения Сиволапова, он позволяет строить в лесной зоне, и это может привести к проблемам.

«Об этом законопроекте говорили много, и большинство относится к нему достаточно скептически именно из-за того, что он позволит частично продолжать вырубку лесов».

Источник: https://www.cian.ru/stati-gosduma-hochet-razreshit-zastrojku-lesov-300947/

Штраф за незаконную постройку на собственном участке 2019: ответственность за возведение самостроя

Строится незаконное торговое некапитальное сооружение

/ Жилищные споры / Самовольная постройка / Штраф за незаконное строительство на своем участке

Просмотров 61

Недвижимость нуждается в регистрации, но многие собственники сознательно ее игнорируют. Считается, раз земля принадлежит владельцу, значит с ней можно делать что угодно и строить что захочется. Зачем тратиться на разрешения и уведомления? Между тем, за незаконное строительство на участке грозят правовые санкции.

Последствием от возведения самовольной постройки в РФ может быть не только штраф, но и уголовная ответственность. Надзорные органы особо не церемонятся с нарушителями. Стоит ли идти на риск или лучше узаконить постройку? Какие штрафы грозят нарушителям в 2019 году и как их избежать – ответы в нашей статье.

Какие постройки нужно регистрировать?

Различают капитальные и некапитальные строения. Первые подлежат обязательной регистрации, а вторые нет. Капитальные постройки представлены объектами, которые имеют фундамент. Их нельзя переместить без ущерба конструкции.

До 4 августа 2018 года можно было построить гараж, садовый домик, пристройку и прочие некапитальные объекты без разрешения на строительство. Новые правила обязали регистрировать частные дома на участках под ИЖС – теперь вместо разрешения действует уведомительный порядок – в силу ст. 51 ГрК РФ.

Застройщик оформляет проект, технические документы и заявление. Их рассматривают в архитектурном отделе при администрации и дают «добро» на строительство дома.

Это касается жилых домов, капитальных гаражей, объектов для предпринимательской деятельности и прочих сооружений.

Если строение не имеет фундамента, а представлено легкой и разборной конструкцией – разрешений и уведомлений не требуется.

Подробнее в статье «Можно ли сделать пристрой к дому без разрешения на строительство?»

Налоговые службы проводят регулярные рейды по садовым участкам. Цель таких рейдов – выявить незаконные постройки и привлечь нарушителей к ответственности. Сейчас активно внедряют аэрофотосъемку территорий СНТ. Квадрокоптеры летают по воздуху и обнаруживают объекты даже за самым высоким забором.

Пример:

Иванов и Петров – соседи по садовому участку. Оба оформили землю под ИЖС, оба живут в построенных жилых домах. Иванов имеет автомобиль и ему нужен гараж. Он нанимает бригаду строителей, оформляет проект и готовится к стройке. Учитывая, что гараж будет капитальным – Иванову нужно уведомить администрацию о строительстве.

Затем нужно поставить гараж на кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности + уплачивать налог на недвижимость. В противном случае – штраф или снос постройки. Петрову гараж не нужен – ему нужен уличный туалет и небольшой сарайчик под инвентарь. Оба строения без фундамента. Право собственности на них оформлять не нужно. Строительство также не требует уведомления властей.

За отсутствие регистрации туалета и сарая Петрову не грозят никакие санкции.

Рекомендуем почитать «Как узаконить самовольную реконструкцию жилого дома?»

Последствия возведения самостроя

Незаконно возведенная постройка считается самостроем. Квалифицировать объект как «самоволку» можно в соответствии с Гражданским кодексом.

Закон четко выделяет следующие признаки самостроя:

  • застройка на земле не под строительство (например, участок под личное подсобное хозяйство – ЛПХ);
  • строительство на чужом земельном участке;
  • отсутствует оформление разрешений/уведомлений;
  • нарушены требования СНИП и прочие нормы.

Совокупность таких признаков дает основания признать строение – самостроем. Застройщику, который его возвел, угрожают юридические санкции.

Чем грозит возведение самостроя:

  • Административная ответственность – применяется в силу п. 2 ст. 222 ГК РФ. Инициатор застройки не имеет право распоряжаться объектом: продать, подарить, обменять, заложить, сдать в аренду и прочее. Самовольные постройки подлежат сносу или приведению в благопристойный вид по всем параметрам. Затраты на снос ложатся на нарушителя. Вместе с тем владельцу грозит административный штраф в рамках КоАП РФ.
  • Уголовная ответственность – в силу ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Наказанием является штраф, арест, обязательные или принудительные работы, вплоть до тюремного заключения. Однако деяния нужно доказать. Обычно наказывают предпринимателей, которые строят на ИЖС объекты под ведение бизнеса, но не регистрируют их в Росреестре.

Чаще всего встречаются административные санкции – и ярким примером является штраф от Налоговой.

Какой штраф?

Владельцу, который возвел на земельном участке в собственности объект самостроя, грозит наказание в соответствии с п. 1 ст. 9.5. КоАП РФ:

  1. Отсутствие разрешения/уведомления о строительстве капитальных объектов, когда такие разрешения нужны по закону, наказывается:
  • для физических лиц (граждан) – штраф от 2 000 до 5 000 рублей;
  • для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на незаконных предпринимателей – аналогично штрафу для должностных лиц, либо приостановление деятельности на срок до 3 месяцев;
  • для юридических лиц (компаний) – от полумиллиона до 1 млн рублей, либо приостановление деятельности на аналогичный для незаконных предпринимателей срок.
  1. Несоблюдение сроков уведомления администрации о начале и завершении строительных работ на участке, наказывается:
  • для граждан – от 500 рублей до 1 000 рублей;
  • для представителей власти – от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для незаконных предпринимателей – от 10 000 до 40 000 рублей;
  • для компаний – от 100 000 до 300 000 рублей.
  1. Непрерывность работ, когда были составлены акты об устранении недостатков при строительстве, наказывается:
  • для физических лиц – 2 000 до 5 000 рублей;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для незаконных предпринимателей – штраф от 10 000 до 40 000 рублей, либо приостановление хозяйственной деятельности на срок до 3 месяцев;
  • для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей, либо запрет на коммерческую деятельность на срок до 90 суток.
  1. Нарушение правил по эксплуатации объекта капитального строительства наказывается:
  • для граждан – от 2 000 рублей до 5 000 рублей;
  • для представителей власти – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • юридическим лицам – от пятисот тысяч до 1 млн рублей.

Вторая разновидность наказаний в РФ за нецелевое использование земельных ресурсов. Если собственник застроил участок под ЛПХ, ему грозит административная ответственность по ст. 40 и ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Статья 8.8 КоАП отмечает санкции за подобные нарушения в виде штрафов:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1% кадастровой цены земельного участка (если она определена), но не менее 10 000 рублей;
  • для должностных лиц – кадастровая ставка поднимается от 1 до 1,5%, а штраф увеличивается до 20 000 рублей;
  • юридическим лицам грозит штраф до 100 000 рублей, а если определена кадастровая стоимость – от 1,5 до 2%.

Если кадастровая цена не определена, применяются штрафные санкции. Физическим лицам – от 10 до 20 тысяч, представителям власти – от 20 до 50 тысяч, а компаниям – от 100 до 200 тысяч рублей. Неуплата чревата долгами и начислением пени.

Куда жаловаться на незаконное строительство?

Типичная ситуация в России – гражданин затевает стройку на своем участке, но при этом объект мешает его соседям. Или человек открывает торговую точку, но не имеет лицензии и разрешений. Могут ли соседи повлиять на ситуацию, кому и куда жаловаться?

Чтобы защитить свои права, нужно обратиться с жалобой в местную администрацию. Иногда уместно жаловаться напрямую в надзорный орган, например – по охране природопользования. По факту обращения проведут проверку, а нарушение будет установлено.

Также можно подать иск о принудительном сносе самостроя. Дела рассматриваются в городских (районных) судах по месту нахождения объекта.

Если дело имеет уголовный оттенок, например, по ст. 159 УК РФ, жалоба в администрацию не поможет. Соседям нужно подавать заявление в районную прокуратуру или к дознавателю. Если есть состав преступления, заявление оформляют на имя следователя отдела полиции. Адреса ОВД можно посмотреть на карте или на сайте МВД.

Ознакомьтесь с жалобой на незаконное строительство:

Источник: http://law-divorce.ru/shtraf-za-nezakonnoe-stroitelstvo-na-svoem-uchastke/

Временные некапитальные 2-х ярусные паркинги

Строится незаконное торговое некапитальное сооружение

1. Правовой статус временных некапитальных объектов имеет двойное содержание. Его гражданско-правовая составляющая состоит в том, что такие объекты не являются объектами недвижимого имущества.

Составляющая, связанная с градостроительным законодательством, состоит в том, что градостроительное законодательство собственно на них не распространяется, то есть на федеральном уровне при возведении временных некапитальных объектов не установлено никаких требований по соблюдению сложных регламентов предпроектной подготовки, проектирования и строительства. Применительно к таким объектам федеральные законы не требуют получать для них технические условия на присоединение к сетям, разрешение на строительство, не требуются санитарно-эпидемиологические заключения и государственная экспертиза проектной документации'.

Согласно закону под «объектом капитального строительства» понимается: здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

На федеральном уровне вопрос о временных постройках урегулирован крайне слабо. Все наиболее важные их юридически-значимые признаки установлены судами в прецедентной практике.

Из опубликованной арбитражной судебной практики следует, что разграничение между временными сооружениями и объектами капитального строительства производится по определённым оценочным категориям, к которым прежде всего относится прочная связь с землей, когда перемещение сооружения невозможно без причинения ему несоразмерного ущерба, а также отсутствие у металлоконструкций бетонной основы, наличие под возводимым строением фундамента и подведение инженерных коммуникаций. Имеются прецеденты, в которых сооружения из металлоконструкций (фасонного стального проката) при отсутствии данных признаков прямо признаются временными постройками '.

Связь между гражданско-правовой и градостроительной составляющими содержания статуса временных некапитальных объектов в том, что согласно закону прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости (объектам капитального строительства). Для такого отнесения необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном законом порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Именно такая позиция повсеместно представлена в прецедентной судебной практике.

Из этого, в частности, следует, что государственная регистрация право собственности на возведённый временный некапитальный объект практически не возможна.

Есть ещё одно очень важное, связанное с этим обстоятельство.

Выделение государственной и муниципальной земли под строительство осуществляется по сложно регламентированной процедуре, установленной ст. 30-32 Земельного кодекса РФ.

Однако из содержания этих статей (там упоминаются получение технических условий, градостроительные правила землепользования и застройки и др.) явно следует, что они действуют лишь применительно к объектам капитального строительства.

Имеются судебные прецеденты, в которых такая позиция прямо поддерживается.

1_ ч. 1 ст. 4, п. 2, 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ч. 3 ст. 12 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N9 52-ФЗ «О санитар но-эпидемиологическом благополучии населения». Выдержки из актов, на которые выполнены ссылки. приведены в приложении.

2_ п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

3_ см. Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2007 г. N9 Ф08-5993/07, от 23 октября 2007 г. N9 Ф08-67651О7, от 6 марта 2007 г. N9 Ф08-130/07, от 1 июня 2004 г. N9 Ф08-1926/04, от 6 марта 2007 г. N9 Ф08-130/07, от 3l мая 2007 г.

N9 Ф08-1791/07, Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа ОТ 8 июля 2003 г. N9 А33-3352/02-С2-Ф02-2028/03-С2, от 8 августа 2006 г. N9 А19-1967/06-7-Ф02-3981/06-С2, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2005 г.

N9 Ф09-2678/05-С3.

4_ см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2008 г. N9 А05-497612007, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 июля 2007 г. N9 А62.

4894/06, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2006 г. N9 Ф09-10090/06-С6, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2006 г.

N9 А33-1167012006-Ф02-5647/06-С2 и др.

5_ см. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 декабря 2004 г. N9 А39-276012004-255/3.

Таким образом выделение земельного участка для возведения временных некапитальных сооружений должно осуществляться для не связанных со строительством целей

На федеральном уровне имеется соответствующее положение ст. 34 Земельного кодекса РФ, но оно, как это прямо следует из его названия, регулирует выделение земли гражданам.

Применительно к юридическим лицам специальных подобных правил нет. В этой связи известны даже судебные прецеденты, в которых суды пытались распространить действие ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающей определённый в ней порядок местной власти, и На юридических лиц”. Однако широкого распространения такой подход не получил.

Поэтому, процесс выделения государственных и муниципальных земель под возведение временных некапитальных объектов на основании общих правил, установленных земельным законодательством? всецело и произвольно регулируется на уровне субъектов федерации и практически осуществляется на уровне местных администраций _8

Практически в каждом из субъектов федерации имеется свои установления по выделению земли под временные сооружения. Это либо отдельные нормы больших земельных законов, либо специальные законы и акты. Строгость правил и сложность процедуры варьируются. Самые жёсткие установления – в Москве, где возвести временный объект почти также сложно, как и капитальный”.

Каким образом юридическим лицам выделяется в аренду земля под возведение временных сооружений и то, что для этого зачастую достаточно по сути одного распоряжения местной администрации можно видеть по судебным прецедентам, регулирующим последующие споры в связи с этой землёй _1

2. При правовом оформлении отношений, связанных с возведением или монтажом (термина «строительство» лучше избегать) временных некапитальных сооружений, как показывает имеющаяся судебная практика, очень важным является правовое описание этих сооружений.

Будучи правильным, оно сразу же позволит исключить враждебные инициативы чиновников и правоохранителей, которым уже при первом взгляде в документы будет понятно, что далее как минимум предстоит долгое выяснение о каком объекте идёт речь с привлечением экспертов, получением заключений и прочими подобными вопросами, в поле которых предприниматели имеют как правило большую свободу манёвра.

Есть судебные акты, где прямо указывается, что первоочередными являются именно правовые критерии, данные в правоустанавливающих документах!'.

Даже если соответствующие конструкции имеют какие-то специальные названия, типовые номера, патенты и прочие правовые атрибуты, при помощи которых их можно обозначить, не описывая, описание всё равно придётся давать, например в подзаконных нормативных актах местных администраций о выделении земли (разрешённое использование) или в целевом условии договоров аренды земельных участков. Скорее всего подробное описание потребуется и в предмете первоначального договора, на основании которого будет осуществляться проектирование и затем – строительство.

Описание сооружений должны быть выполнены очень адекватно при помощи юридически-значимых терминов, данных в нормативно-технической документации (ГОСТы, СНиПы, СП и т. N.

l, а также из опубликованных актов судов, имеющих мотивировочные части с развёрнутым определением таких объектов.

При этом в описании должны акцентировать но присутствовать необходимые признаки, подчёркивающие временность и некапитальность.

Нормативно-технические документы я использовал такие

6_ СМ. Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 ноября 2006 г. N2 Ф08-5760/06, от 25 августа 2006 г. N9 А44-205512005-3.

7_ ст. 22, 28, 29 Земельного кодекса РФ.

8_ ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N2 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

9_ см. Дополнительные требования к порядку размещения и строительства некапитальных объектов на территории г. Москвы, утв. Распоряжение Мэра Москвы от 30 марта 1998 г. N2 299-РМ.

10_ см. Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2007 г. N2 ФО9-7397/07-С6 и от 13 сентября 2007 г. N2 Ф09-7135/07-С6, Постановление Федерального арбитражного суда центрального округа от 2 мая 2006 г.

N2 A14-745-2005/l0/32, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2005 г. N2 Ф04¬193712005(10233-А27 -9), Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 апреля 2005 г. N2 A43-1713812004-15-560.

11_ см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2005 г. N2 ФО9-2678/05-С3 или Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2007 г. N2 Ф08-130/07.

Строительные нормы и правила СНиП 11-23-81 «Стальные конструкции», утв. Постановлением Госстроя СССР от 14 августа 1981 г. N2 144;

Свод правил по проектированию и строительству СП 53-102-2004 “Общие правила проектирования стальных конструкций». утв. Письмом Госстроя рф от 20 апреля 2004 г. N2 ЛБ- 2596/9;

Источник: http://www.niigip.ru/info/cons/99-1

Жилищный вопрос
Добавить комментарий