Строительство на землях населенных пунктов под ИЖС, граничащих с землями лесного фонда

Как выбрать земельный участок?

Строительство на землях населенных пунктов под ИЖС, граничащих с землями лесного фонда

Покупка земельного участка требует большого внимания и ответственности.

Для того чтоб в будущем не возникло никаких проблем, следует учесть массу различных факторов и нюансов.

          1. Сформулируйте свои требования к участку


Прежде всего, важно понять, какой именно участок Вам нужен. Оттолкнитесь от базовых критериев (максимальная цена, размер, расположение и  назначение) и  выделите несколько параметров, принципиальных лично для Вас (наличие или отсутствие коммуникаций, близость к водоёму, состояние земли и грунта и т.д.).

Когда требования сформулированы, можно начинать поиск. К Вашим услугам: онлайн-базы недвижимости, сайты агентств недвижимости, печатные издания и  их электронные версии, социальные сети и доски объявлений.

           2. Определитесь с целью использования земельного участка


При выборе земельного участка следует определиться с целью его использования: будь то садоводство, сельское хозяйство, строительство дома, деловых или промышленных объектов. Каждый земельный участок имеет свое целевое назначение, которое определяется принадлежностью к той или иной категории земель и видом разрешенного использования.

Всего существует семь категорий земель (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

–      Земли сельскохозяйственного назначения.

–      Земли населенных пунктов.

–    Земельные участки специального назначения (предназначенные для целей промышленности, транспорта, связи, обороны, безопасности и др.).

–      Земли особо охраняемых территорий и объектов.

–      Земли лесного фонда.

–      Земли водного фонда.

–      Земли запаса (участки, неиспользуемые в данный момент, которые находятся в резерве страны).

Понятие «категория земель» — более широкое значение, а разрешенное использование носит уточняющий характер. Вид разрешенного использования устанавливает функциональное назначение земельного участка.

Для примера, если Вы планируете возвести жилой дом, выбирайте участок:

·       для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) из земель населенных пунктов;

·       для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в границах населенных пунктов;

·    для ведения садоводства (дачного хозяйства) их земель населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения.

           На огородном земельном участке не разрешено по закону возводить дом.

           Земельный участок категории сельскохозяйственного назначения возможно использовать:

·      для производства разнообразной сельхозпродукции;

·    для размещения необходимой для этого инфраструктуры (в том числе здaний, oбecпeчивaющих пpoцecc пpoизвoдcтвa ceльcкoхoзяйcтвeннoй пpoдyкции);

·       для ведения учебной и научной работы в сфере сельского хозяйства.

          3. Оцените размер и расположение участка


Приступая к поиску, необходимо отталкиваться от предполагаемого размера земельного участка.

Если Вы собираетесь построить на участке дом, лучше заранее представлять себе его площадь, продумать место для парковки и  минимально комфортную придомовую территорию.

    Оптимальным считается соотношение участка и дома – 1:10, хотя правилом это не является и необходимо руководствоваться градостроительными регламентами соответствующей территории.

При выборе, проводя осмотр земельного участка, нужно обращать внимание на его расположение: на возвышении, на наклонной плоскости, в нижней части рельефа. От этого будет зависеть степень затопления участка в весеннее время от таяния снега. Также на участок могут быть организованы водные стоки от граничащих земельных участков.

Земельный участок может иметь сильный уклон и (или) большое количество оврагов, находиться в оползневой зоне, что значительно затруднит строительство на нем объектов недвижимости либо его обработку.

Подбирая земельный участок для строительства дома, не следует выбирать как излишнюю близость, так и удаленность от соседних участков. В случае плотной застройки проживание может стать некомфортным, тогда как чрезмерная отдаленность может привести к отсутствию помощи в трудных ситуациях.

Обратите внимание на расположение участка относительно природных ресурсов: леса, водоемов.

Такое расположение может иметь как свои плюсы (прекрасный вид, чистый воздух, защита от ветров, близость мест для отдыха), так и недостатки (большое количество насекомых; необходимость защиты участка от непрошенных животных; соблюдение противопожарных расстояний от лесных насаждений при застройке участка; соблюдение особого режима в водоохранных зонах и т.д.).

Перед покупкой стоит урегулировать все перечисленные моменты.

         4. Изучите инфраструктуру    

При выборе земельного участка очень важно обратить внимание на инфраструктуру поблизости от приобретаемого участка и возможности ее развития в будущем.

К ней относятся транспортное сообщение, близость к трассам, удобство подъездов, как к местности, так и самому участку.

Важно сразу уточнить, есть ли общественный транспорт в самом населенном пункте, к которому относится участок, есть ли транспортная связь с другими городами или поселками, насколько удобно доехать до участка от того места, где Вы проживаете на постоянной основе.

Для земельных участков, расположенных вдали от населенного пункта, очень важным является качество дорог в округе. Помимо качества дорог важна также их загруженность. При наличии больших пробок в часы пик придется учитывать дополнительные затраты времени на поездку.

Кроме того, к инфраструктуре относятся такие объекты, как магазины, аптеки, больницы, школы и детские сады, почта, банк. Наличие таких элементов влияет на стоимость участка.

         5. Проверьте наличие инженерных коммуникаций


Еще одним существенным моментом является наличие или отсутствие инженерных коммуникаций на земельном участке (водоснабжения, электричества, газоснабжения, канализации), в особенности, если осуществляется выбор земельного участка для строительства жилого дома.

При наличии инженерных коммуникаций, обязательно проверьте документы, подтверждающие законность их подведения к земельному участку.

Важно!Самовольно устанавливать и проводить какие-либо коммуникации запрещено.

При отсутствии коммуникаций на участке, заранее оцените возможные сроки и стоимость работ по подведению газа, электричества и т.д.

6. Оцените качество грунта

Следует заранее проверить качество грунта на участке.

При выборе участка, на котором планируется строительство, рекомендуем ознакомиться с результатами геологического исследования грунта.

Не каждый грунт подходит для закладки фундамента, а ряд типов грунта позволяет установить дом, к примеру, только на винтовых сваях.

Кроме того, важно знать, насколько глубоко залегают грунтовые воды: близкое расположение к поверхности негативно скажется на постройке. Профессионально провести указанные исследования могут инженеры–геологи.

Также качество грунта имеет большое значение для возможности разбивки сада или огорода, производства сельскохозяйственной продукции.

Перед покупкой земельного участка можно заказать анализ почвы, который покажет, насколько богат грунт минералами и другими полезными элементами, нет ли вредных для здоровья включений. Такие исследования почвы проводятся в региональных государственных агрохимических службах, а также в частных лабораториях.

          7. Изучите экологическую обстановку


Нужно оценить общую экологическую обстановку местности, в которой находится участок: не происходит ли вблизи выбросов вредных отходов в воздух, не  относит  ли ветром отходы от предприятий, которые находятся в радиусе сотни километров от земельного участка.

Кроме того, необходимо проверить, не является ли находящийся рядом водоем источником опасных для здоровья веществ, можно ли использовать его для купания и т.д.

Узнайте, какое качество воды в районе вашего участка, чтобы потом не пришлось тратить значительные средства на водоочистительное оборудование.

8. Проверьте сведения о земельном участке

Надеемся, наши советы о том, как правильно выбрать участок, помогут вам найти оптимальный вариант.

Вам также может быть интересно:

“Как выбрать и оформить квартиру на первичном рынке жилья (договор долевого участия)?”

“Как проверить объект капитального строительства перед покупкой?”

“Как выбрать и купить квартиру на вторичном рынке жилья?”

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/kak-vybrat-zemelnyy-uchastok/

Что такое лесная амнистия

Лесная амнистия представляет собой закон. Предназначенный для улучшения положений владельцев земельных участков, расположенного поблизости от территории, отнесенной к лесному фонду. Либо же таких наделов, часть которых заходит на саму территорию леса. Обычно собственники подобных объектов недвижимости сталкиваются с существенными проблемами.

Причина состоит в том, что земли, относимые к лесам, имеют существенно иной статус, нежели земли сельскохозяйственного назначения. Подобный статус отражается и на наделах, которые граничат с лесами. Хотя сами к ним и не относятся. В результате обладатели этих наделов не могут использовать их в полном мере. Лесная амнистия призвана помочь им в этом.

Какие сложности возникали у обладателей земли, находящейся рядом с лесом

На практике если в собственности у землевладельца находится надел, который:

  • Прилегает к территории, относящейся к лесному фонду;
  • Либо несколько вклинивается в нее.

Так, подобный участок мог в течение десятилетий находиться в фактическом распоряжении данного собственника. Но при этом в случае подачи запроса о постановке земли на кадастровый учет заявителю в этом отказывали. Это обосновывалось тем, что земля заходит за границы лесного фонда. При этом суд до принятия закона о лесной амнистии становился на сторону учреждения, отказавшего гражданину.

Если собственники таких участок намеревались произвести межевание, то  в соответствии  с принятым порядком действий они обращались к кадастровому инженеру.

Этот специалист обнаруживал, что надел располагается рядом с лесом и обращался с запросом в Министерство лесного хозяйства. Если оттуда ему поступал ответ, что либо вся земля, либо же ее часть располагается на землях лесного фонда.

То в таком случае кадастровый инженер просто отказывался осуществлять размежевания.

Были возможны и более серьезные последствия. В некоторых случаях участки, которыми люди владели в течение десятилетий, просто отбирались у них на том основании, что они заходят за границу лесного фонда.

Принятие закона об лесной амнистии

Юридическим основанием для данной новации явилось постановление российского Конституционного суда. Эта инстанция вынесла решение о том, что недопустимо отбирать у людей их наделы. Или их части на том только основании.

Что они располагаются в соприкосновении с территорией, относимой к лесному фонду, либо же пересекаются с ней.

Приоритет в любом случае должен быть отдан правам фактических владельцев земли, даже если в ее оформлении существуют некоторые погрешности.

После этого в июле 2017 году российским парламентом был принят специальный Федеральный закон №280-ФЗ.

Он носит название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Именно этот нормативный акт получил краткое неформальное название закона о лесной амнистии. Плюсы и минусы вновь введенного порядка станут понятны в будущем в ходе реального применения данного закона.

лесной амнистии

Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей  участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.

Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.

Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.

При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса.

Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку.

Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.

В законе оговаривается:

  1. Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
  2. Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.

Какие документы принимаются во внимание по лесной амнистии?

В соответствии с законом о лесной амнистии, если согласно лесному реестру данный надел относится к лесному фонду. А согласно иным документам — к иной категории. К примеру, к землям сельскохозяйственного назначения, действительными считаются именно сведения в других документах, а не в лесном реестре. Речь, к примеру, может идти об информации в Едином госреестре недвижимости.

Исключение составляют земли, которые относятся к особо охраняемым территориям, в том числе заповедникам и заказникам. Выделение участков в пределах таких образований всегда не приветствовалось законодательством. Поэтому они безусловно продолжают относиться к лесному фонду и переоформить такие участки не получится.

Особая ситуация с землей промышленного назначения. Для ее владельца весьма желательно, чтобы на ней располагался дом или иной объект недвижимости. Права на который им надлежащим образом зарегистрированы. В ином случае закрепление своих прав на него сильно усложнится.

Как оформить лесную амнистию

Владельцу участка требуется просто обратиться в тот же орган, который предоставил земельный участок. К примеру территориальной управление Росимущества по региону. Предоставлять документы в случае лесной амнистии не требуется, их собирают сами государственные ведомства.

Источник:

Росреестр объяснил, как воспользоваться “лесной амнистией”

До сих пор такое приятное соседство приносило дачникам только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо даже при наличии зарегистрированных прав собственности находилась под угрозой — ее могли отнять.

Права многих граждан на землю и постройки, которыми они пользовались десятилетиями, были прекращены.

Решить эту проблему призван новый закон, который родился благодаря решению Конституционного суда.

ВС объяснил, можно ли убрать «посторонние» конструкции со своей земли

Высшая судебная инстанция страны запретила отнимать у людей сотки, граничащие с лесом. Так появился Закон N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Он принят в защиту собственников, чьи личные участки пересекаются с лесными. Воспользоваться «лесной амнистией» пока смогли немногие. По данным Росреестра, массовое применение нового закона ожидается в наступившем году.

Этот закон, как заявили корреспонденту «РГ» в минэкономразвития, призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился в лесу.

Примеров мучений собственников в попытках зарегистрировать свои сотки из-за близости леса можно найти практически в каждом регионе страны. В Росреестре рассказали всего о нескольких случаях.

Так в Иркутской области человек попросил поставить участок на кадастровый учет. Ему отказали. Причина — пересечение границ его земли и лесного участка.

Собственник попытался решить вопрос в суде, но его уговорили забрать заявление, потому как в регионе уже сложилась судебная практика и по аналогичным делам выносились только отказы.

Но человеку повезло — грамотные люди его попросили подождать, когда на федеральном уровне будет принят соответствующий закон. Как только вступил в силу закон о «лесной амнистии», участок поставили на кадастровый учет.

О сложных вопросах регистрации и оформления земли в рубрике «Юрконсультация» рассказывают эксперты «РГ».

А в Псковской области есть другие примеры, когда «лесная амнистия» начала работать. Граждане попросили поставить на кадастровый учет свои наделы, которые раньше просто не регистрировали.

Теперь одновременно с государственным кадастровым учетом местный орган регистрации прав внес изменения в описание местоположения и площади лесного участка, а также отправил уведомление в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Главное в «лесной амнистии» — это гарантированные права законных обладателей земельных участков

В этой области еще в трех случаях по результатам рассмотрения заявлений о кадастровом учете были обнаружены пересечения границ соток граждан с границами лесного участка. Поэтому одновременно с внесением изменения в сведения о границах участка принимались решение о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ и площади лесного участка.

В Тюменской области тоже попросили поставить на кадастровый учет сотки «в связи с уточнением местоположения границ земельного участка». Право собственности у предыдущего хозяина появилось еще в 1995 году.

По местному документу — Правилам землепользования и застройки Тюмени, этот участок большей своей частью расположен в так называемой зоне «занятой городскими лесами, землями лесного фонда».

В этой зоне нет регламента для соток, которые выделили для садоводства и огородничества.

И в этом случае, рассматривая заявление, специалисты увидели пересечение границ участка с границами лесного участка. Поскольку участок был предоставлен гражданину для садоводства и огородничества до 08.08.2008, то по N280-ФЗ согласование местоположения границы с лесным участком не проводится. Так что в этом случае был применен новый закон и принято решение о кадастровом учете.

Похожая ситуация была и в Челябинской области. Там человек попросил об уточнении границ участка. И здесь увидели пересечение границ его надела и леса. Рассмотрение просьбы приостановили.

Пока заявление лежало без движения, вступил в силу закон о лесной амнистии, предоставивший возможность гражданам, ставшим собственниками участков до 01.01.2016, установить границы своих соток, несмотря на имеющиеся пересечения с лесным участками.

Итог — государственный кадастровый учет был возобновлен и сведения о границах участка были внесены в ЕГРН.

ВС РФ разъяснил, как решать споры о праве прохода через чужой участок

В Минэкономразвития России напомнили, что при подготовке и рассмотрении закона о «лесной амнистии» шли весьма оживленные споры.

Далеко не все разделяли подход, заключающийся в приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) над сведениями Государственного лесного реестра (ГЛР).

Противники приоритета высказывали опасение, что как только наступит «лесная амнистия», граждане начнут массово незаконно присваивать лесные участки.

Но время показало, что боялись зря. Никакого уничтожения лесов из-за нового закона не наблюдается. Не подтвердились опасения и о том, что сразу после того, как «лесная амнистия» заработает, произойдет массовое расхищение и разбазаривание леса и будет происходить узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.

Источник: https://abmrsk.ru/dolgi-i-kredity/lesnaya-amnistiya-chto-eto-takoe-kak-ej-vospolzovatsya-zakon.html

29 июля 2017 г. опубликован федеральный закон 280-ФЗ /1/, получивший название – «лесная амнистия». Освещение закона в СМИ весьма слабое. С законом не знакомо не только население, но и лесхозы, органы регистрации, муниципалитеты, суды. И это весьма странно, т.к.

в кои-то веки депутаты снова что-то не запретили, а напротив – признали прошлые ошибки и облегчили жизнь собственникам недвижимости, граничащей с лесами. Для честного государственного пиара («какие мы молодцы и как мы заботимся о наших гражданах») появился абсолютно обоснованный повод.

Почему этим не пользуются, не понятно?

Итак, в чем суть нового закона? Остановимся в основном на том, что касается бытовой недвижимости (земельных участков для садоводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, а также соответствующих строений).

Проблема возникла из-за того, что более 10 лет учет лесов производился в упрощенном порядке, не «по пальцу» и не «по линейке», конечно, но с меньшей точностью, на основе лесоустроительной документации, без согласования границы со смежными землепользователями. В общем, как лесхозы нарисуют, так и будет «правильно». В 12 субъектах РФ площадь лесов превышает (по учету, конечно) площадь всего субъекта до 3-х раз(?!).

Выделенные в лесных массивах участки под садоводства и дачи не всегда выводились из лесфонда.

То же самое зачастую происходило с поселками лесозаготовителей и бывшими воинскими частями: эти территории, формально находясь в лесфонде, не могут развиваться как поселения. Владельцы участков не могут зарегистрировать права собственности на них.

Более того, участки и строения изымались по решению судов, в том числе в случаях наличия регистрации прав на них в Росреесте, без всяких компенсаций со стороны государства.

Массовый характер носят земельные споры с лесхозами в садоводческих и дачных товариществах, в том числе при виртуальных наложениях границ. Выиграть суд у лесхоза с целью легализации «прирезки» к площади такого участка было практически невозможно.

Согласование границы участка с лесхозом — изматывающее. Одному нашему клиенту Кадастровая палата предложила за свой счет уточнить границы лесного участка, граничащего с садовым участком, «в связи с изменением территории прилегающих лесничеств»….

В итоге имеем огромное количество пересечений реестровых границ лесных участков как между собой, так и с участками иных категорий.Только на территории Московской области количество пересечений с лесом составляет около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, равняется 184 378 гектаров /2/.

Всего по стране Росреестр называет 377 тысяч выявленных пересечений /4/. С учетом того, что в кадастре недвижимости учтено только 25% лесов, а межевание выполнено только на половине участков всех категорий, общее число существующих пересечений (виртуальных или реальных) оценивается в 1,5-2 миллиона /3/,/4/.

По новому закону, в случае наличия противоречий между Государственным лесным реестром (ГЛР) и данными о земельном участке, имеющимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), приоритет устанавливается за ЕГРН и данными об участке по правоустанавливающим документам. Что это означает на практике для «простого» дачника-садовода, которому привалило счастье иметь свою калитку в лес?

Во-первых, если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами – к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016г. Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта.Также земельный участок, если права на него возникли до 8 августа 2008г. (в том числе в случае последующего перехода прав на данный участок после 8 августа 2008г.), относящийся к категории земель лесного фонда, но предоставленный не для целей ведения лесного хозяйства, а для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, либо образованный из таких земельных участков, относится к категории земель населенных пунктов (если он находится в границах населенного пункта) или к категории земель сельскохозяйственного назначения (если он расположен за границами населенных пунктов).При этом принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Во-вторых, до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, нетребуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года, 2) смежным земельным участком является лесной участок (п.9 ст.10 /1/).

Очень важно, какого же размера прирезка допускается при утонении границ участка с лесфондом. В соответствии с п.10 ст.

10 /1/ в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь участка увеличивается не более чем на 10 % площади, указанной в правоустанавливающих или правоподтверждающих документах. Это отличается от общей нормы уточнения площади, предусмотренной п. 32 ч. 1. ст. 26 федерального закона № 218-ФЗ о регистрации недвижимости, по которому уточнять (увеличивать) площадь можно до минимальной нормы предоставления участков соответствующей категории и разрешенного использования. Любопытно, что инструктивное письмо Минэкономразвития /5/ допустимые размеры «прирезки» устанавливает по 218-ФЗ. Если отвергнуть предположение, что перед нами пример коррупционной «вилки», и на самом деле противоречий в двух законах нет, дословное применение двух законов в этой части позволяет уточнять площадь участка «до минимальной нормы предоставления», а возражать уполномоченный орган по лесным отношениям может, если превышение площади от документов составит более 10%. Заметим, что в любом случае увеличивать площадь участка более, чем на 10% чревато для собственника в пределах срока исковой давности (3 года), который может исчисляться с момента размещения уточненных сведений о земельном участке на Публичной кадастровой карте.

В-третьих, если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то эти решения будут иметь приоритет над иными сведениями о категории земель такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН, ГЛР, правоустанавливающих документах.

В четвертых, у собственников объектов недвижимости (не участков), зарегистрированных на землях лесного фонда до 1 января 2016 г., появилась возможность получить в собственность и прилегающий к строению земельный участок. Допустимые размеры земельного участка можно установить по /5/.

Наконец, в-пятых,судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, могут быть обжалованы.

Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу до дня вступления в силу /1/ судебным актом, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ.

Это положение означает возможность подачи нового иска о признании права собственности на недвижимость, которой граждане были лишены только на основании противоречий между сведениями ЕГРН и ГЛР.

Таким образом, Федеральным законом /1/ устанавливается, что само по себе нахождение недвижимости в границах лесничества не является достаточным свидетельством незаконности возникновения права на нее: законность возникновения прав должна быть проверена исходя из соблюдения требований закона при возникновении прав на недвижимость. Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу /1/.

На бумаге все здорово. Но закон пока не работает. За первые 3 месяца действия он был применен, по разным данным, от 50 до 150 раз, соответственно для полного решения проблемы при таких темпах нужно около трех тысяч лет. Чтобы не нарваться на некомпетентность чиновников собственникам целесообразно подождать накопления положительной правоприменительной практики.

Источники:

1.Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель”

2.Пояснительная записка к законопроекту 90991-1.

3.Где наши корни. Как «лесная амнистия» будет применяться на практике. «Российская газета-Неделя», № 7349(183), 16.08.2017.

4. Лесная амнистия. «Новая газета-Кубань»,03.08.2017.

5. Письмо Минэкономразвития РФ от 15 сентября 2017г. №26268-ВА/Д23и “О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017г. №280-ФЗ”.

Источник: https://www.cian.ru/blogs-lesnaja-amnistija-nezamechennaja-sensatsija-274837/

Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?

Строительство на землях населенных пунктов под ИЖС, граничащих с землями лесного фонда

Начавшаяся в 2006 году «дачная амнистия» дала возможность оформить в упрощенном порядке собственность на земельные участки, дачные и жилые дома тем, кто не имел на них документов. Объявленная в 2017 году «лесная амнистия» позволит зарегистрировать землю, которая оказалась включена в состав лесного фонда.

«Лесная амнистия» возникла из необходимости защитить права граждан, которые на вполне законных основаниях получили граничащие с лесом земельные участки, затем по какой-то причине включенные в состав лесного фонда. Если границы участка где-то пересекаются с лесом, собственники не только испытывают трудности с оформлением прав на землю, они вообще могут лишиться участка.

«В предыдущие годы были нередки случаи, когда люди десятилетиями пользовались земельными участками, строили на них дачи, а потом этот участок забирали на том основании, что он относится к землям лесного фонда.

Чтобы найти выход во всех подобных ситуациях, и был принят 280-й федеральный закон, который называют законом о «лесной амнистии», — объясняет начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Красноярскому краю Дмитрий Незванов.

«Лесная амнистия» распространяется на земельные участки, предоставленные в собственность до 1 января 2016 года. При этом неважно, когда права на участок появились у нынешнего владельца, он мог купить участок и в 2017 году, главное, чтобы первоначальному собственнику участок был предоставлен до 1 января 2016 года.

Сведения в каких документах имеют решающее значение?

До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными.

Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре.

Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).

«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.

Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию

Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию.

Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений.

Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.

«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру.

Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание.

Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».

Как оформить собственность на лесной земельный участок?

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства).

Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.

Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду.

Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

Росреестр выявляет земельные участки, имеющие пересечение границ с лесным фондом

Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение.

В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов.

— В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».

«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники.

Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.

Татьяна Крупко

источник: http://www.sibdom.ru/publication/articles/34/1772/ 

Источник: https://www.rosreestr.ru/site/press/news/kto-smozhet-oformit-zemlyu-po-lesnoy-amnistii-/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Строительство на землях населенных пунктов под ИЖС, граничащих с землями лесного фонда

В марте в Госдуме планируется заслушать законопроект о лесной амнистии.

Его принятие будет означать, что все спорные участки, которые по одним документам относятся к землям лесного фонда, а по другим — к землям иных категорий (на которых, в отличие от лесов, возможно строительство), будут отнесены к последним. Юристы уверены, что это может быть только временной мерой и не остановит поток дел об оспаривании границ участков с пересечениями функций.

Двойной учет

Земли лесного фонда, по разным оценкам, занимают от 50 до 65% всех земель в России и зачастую граничат именно с землями поселений, говорит Ксения Солощенко, юрист Castren & Snellman International Ltd. По данным комитета по природным ресурсам Ленобласти, учтенные леса в регионе занимают более 6 млн га, большинство из них относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности.

Состав лесов Ленобласти, тыс. га

Источник: Комитет по природным ресурсам ЛО

В Ленобласти, как и по всей России, существует проблема учета земель лесного фонда.

Ранее эти земли обозначались на картах лесничеств (на так называемых “планшетах”), их границы там были очень условны, они устанавливались с привязкой к строениям и географическим объектам.

В параллельной реальности существовал государственный кадастр недвижимости. Сейчас проходит масштабное кадастрирование земель лесного фонда, и в результате оказывается, что кадастровые участки физически не совпадают с обозначением на “планшетах”.

Поскольку документы лесничеств и базы Росреестра не соотносились друг с другом, это позволяло достаточно вольно манипулировать их данными, отмечают в компании “Качкин и партнеры”.

Двойное документирование привело к наложениям земель лесного фонда на земли поселений, промышленности и т. п.

При этом к моменту выявления наложения собственники земельного участка нередко уже начинали его освоение.

“Со слов правообладателей, а также представителей власти, масштабы проблемы гигантские, — говорит Ирина Серова, руководитель петербургского филиала юридической компании “Хренов и партнеры”.

— Фактически весь Ломоносовский район, как нам известно, в конце 2016 года столкнулся с этой проблемой.

Также и в районе Карельского перешейка речь идет о масштабах наложения границ по площади, равной тысячам гектаров”.

В компании Legis Universum рассказали, что в своей практике сталкивались с проблемой наложения границ земель лесного фонда и границ земель населенных пунктов в Выборгском и Приморском районах Ленобласти.

Разный исход

В Castren & Snellman отмечают, что в абсолютном большинстве случаев при столкновении государственного и частного (или муниципального) интересов удовлетворяется интерес государства. Но есть и другие примеры.

Ирина Серова приводит в качестве примера дело СНТ “Звездочка”, которое касается земель во Всеволожском районе: в нем экспертиза подтвердила правильность позиции правообладателя.

Сейчас дело еще проходит апелляционную инстанцию.

Прошли все судебные инстанции несколько дел девелоперской компании “Сити 78”, которая полтора года пыталась доказать свое право строить коттеджный поселок на участке площадью 49 га у Курголовского озера. Спорная территория по “планшетам” значилась лесом, а по другим документам была переведена в земли поселений. В декабре 2016 года суд признал строительство на участке законным.

Обратное решение ждало в 2016 году иск от ДНП “Озеро Правдинское” (пос. Правдино Выборгского района). ДНП купило участок площадью 3 га в 2011 году, но в 2015–м оказалось, что он учтен в землях лесного фонда, в составе леса площадью 259 тыс. га, границы которого не были четко определены на картах. ДНП в иске было отказано.

Юридическая компания “Иммунитет” приводит в качестве примера дело, когда во Всеволожском районе одни и те же участки считались и оборонными землями в собственности РФ, и землями лесного фонда, которые комитет по природным ресурсам ЛО сдал в аренду на 49 лет.

При этом, поскольку участок не прошел кадастровый учет, а сдавать землю в аренду можно только после этой процедуры, арендатор сам должен был его провести.

Когда после попыток провести кадастрирование участка выяснилось его двойное предназначение, суд встал на сторону арендатора, который потребовал вернуть ему платежи за аренду.

А в 2014 году Росимущество оспорило в суде продажу 4,2 га бывших земель лесного фонда в поселке Первомайское, которые власти Ленобласти перевели в земли поселений и продали под рекреационные цели. После решения суда лесной статус был возвращен не только проданным участкам, но и 147,5 га, которые в 2006 году власти области перевели в земли поселений.

Maxima Legal приводит в пример дело, когда муниципальному управлению города Батайска в Калининградской области удалось отстоять право распоряжаться 2,2 тыс. га. Суд закрепил за этой территорией статус городских лесов.

Две стороны амнистии

В марте в Госдуме пройдут слушания законопроекта о лесной амнистии. Юристы по отношению к нему настроены неоднозначно.

“Решается не проблема, а ее следствие.

Де–факто законопроект отказывается от охраны лесов в пользу интересов частных лиц, которые успели приобрести земельные участки с нарушением закона, — опасается Елена Крестьянцева, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства “Пепеляев Групп”.

— Составители проекта не приводят обоснования, почему они считают правовую определенность и достоверность реестра недвижимости большей ценностью, нежели сохранение лесов. Амнистия — не лучший вариант, когда речь идет о ценном и возобновляемом ресурсе”.

Елена Крестьянцева добавляет, что амнистия возможна, только если ситуация не является для лесного фонда угрожающей.

Она добавляет, что решить проблему на будущее может только переработка всей накопленной лесоустроительной документации (значительная часть которой относится еще к советскому периоду), привязка границ лесов к координатам по спутниковой системе и тотальный публичный доступ к такой информации.

Александра Дегтярева, адвокат АБ “ФРЕММ”, положительно оценивает закон о лесной амнистии. “В большинстве возникающих споров виновато государство, не обеспечившее надлежащий учет земель.

Представляется, что интересы добросовестных приобретателей таких участков не должны страдать, — поясняет она. — В то же время проверка каждого спорного случая необходима, иначе это может привести к злоупотреблениям.

Какое в результате решение найдет законодатель — увидим. Но такое решение проблемы, как амнистия, видимо, стоит признать оптимальным”.

Если уполномоченные органы по управлению лесами не следят за своим имуществом десятками лет, то, вероятно, надо начать с себя и организовать эффективный контроль. Решение проблемы делится на две ситуации: прошлое и будущее.

В отношении всех ранее сформированных участков лесная амнистия, конечно же, станет большим подспорьем, а вот в отношении будущего — только нормальный учет границ лесов в рамках единой системы координат может предотвратить повторение ситуации.

Дмитрий Некрестьянов

руководитель практики по недвижимости и инвестициям “Качкин и партнеры”

цель законопроекта — не столько защита интересов отдельных собственников, сколько вовлечение земли в оборот.

Принятие закона может решить отдельные проблемы, но без системного подхода, то есть одновременного масштабного изменения законодательства, регулирующего, в частности, отношения в сфере землепользования, лесопользования, регистрации и учета земель, желаемый результат вряд ли будет достигнут. В противном случае новый закон решит проблему только точечно и может повлечь массу злоупотреблений.

Ксения Солощенко

юрист Castren & Snellman International Ltd

Надежда Фёдорова автора

17 февраля 2017, 00:05 4902

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2017/02/15/Les_dvojnogo_naznachenija

Жилищный вопрос
Добавить комментарий