Признается ли объектом налогообложения земля, в собственности физического лица с сервитутом?

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Признается ли объектом налогообложения земля, в собственности физического лица с сервитутом?

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • использования земельного участка;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;
  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
  • сроки;
  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
  • заявление на выполнение регистрации;
  • паспорт лица, подающего данное заявление;
  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Сервитут: подробности для бухгалтера

  • Справедливая стоимость нефинансовых активов … пользования чужими земельными участками (сервитутами)*)
    Получение в безвозмездное пользование … ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться по соглашению между … могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут подлежит регистрации в порядке, … на недвижимое имущество. Стоимость сервитута определяется установленной соглашением между сторонами … или судом платы за пользование сервитутом, но в пределах кадастровой … этом плата за пользование сервитутом относится на текущие затраты учреждения …
  • Доходы и расходы по налогу на прибыль в казенном учреждении … пользования чужими земельными участками (сервитут) (ст. 5 ЗК РФ … ).
    Собственник участка, обремененного сервитутом, может, если иное не … в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование … год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец;
    государственному … учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия … предоставлению ограниченного права пользования (сервитута) освобождается от обложения налогом …
  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России … участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) облагается налогом на добавленную стоимость … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ …
  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России … организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ … предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года … участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ … организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2018 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в …
  • НДС в 2017 году. Разъяснения Минфина России … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) физические лица к оплате покупателю …
  • Подпадает ли под определение «распоряжение имуществом» организация на земельном участке АУ платной деятельности? … ситуация – заключение соглашения об установлении сервитута, то есть о пользовании земельным …
  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за август 2017 года … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 …
  • Строительство объектов недвижимости: закупки, регистрация, учет … владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за март 2019 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 …
  • Изменения в Инструкции № 157н: бухгалтерский учет в учреждении … пользования чужими земельными участками (включая сервитут), объектов, по которым сформированы капитальные …
  • В Инструкцию № 157н внесены очередные изменения … пользования чужими земельными участками (включая сервитут);
    объектов, по которым сформированы капитальные …
  • ТОП-10 разъяснений Минфина России по НДС в 2018 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ …
  • Обоснование поступлений в плане финансово-хозяйственной деятельности … виде арендной платы.
    Плата за сервитут.
    Доходы от распоряжения правами на …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/servitut.html

Земля – Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга

Признается ли объектом налогообложения земля, в собственности физического лица с сервитутом?

Схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории должна представлять собой замкнутый площадной объект.

В случае подачи заявления о выдаче разрешения для целей размещения элементов благоустройства территории необходимо уточнять объекты, предполагаемые к размещению, с целью их отнесения к элементам благоустройства территории в соответствии с постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга».

В случае подачи заявления о выдаче разрешения для целей размещения защитных сооружений, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, необходимо уточнять объекты, предполагаемые к размещению.

Разрешение не исключает необходимости соблюдения предусмотренных законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга обязательных требований о получении разрешительной документации, выполнению согласований и иных необходимых мероприятий, связанных с размещением, эксплуатацией и демонтажем объектов, указанных в разрешении, а также с осуществлением на используемой территории земель видов деятельности, обусловленных размещением таких объектов, и не замещает собой указанную разрешительную документацию (иной результат выполнения обязательных требований законодательства).

Размещение пешеходных галерей, а также строительных лесов на землях, используемых на основании разрешений, осуществляется в качестве защитных сооружений, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

На каждую цель использования земель необходимо отдельное заявление с комплектом документов.

В настоящее время разрешения выдаются Комитетом на срок до 1 года.
В случае поступления заявления о выдаче разрешения посредством межведомственного запроса Государственной административно-технической инспекции, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении на получение ордера на производство работ.

Заявитель вправе подать заявление об аннулировании ранее выданного ему разрешения в случае отсутствия необходимости в нем.

В случае подачи заявления о выдаче разрешения в Государственную административно-техническую инспекцию одновременно с комплектом документов для получения ордера необходимо прикладывать полный комплект документов для получения разрешения (в том числе схему).

ВНИМАНИЕ ЗАЯВИТЕЛЕЙ!

  1. В случае обращения с заявлением на выдачу разрешения для целей размещения временных проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, заявитель, согласно п.4 разрешения, обязан получить в установленном порядке ордер ГАТИ на производство земляных, строительных и ремонтных работ для целей производства работ/размещения объекта, указанного в пункте 1 разрешения в течение 30 календарных дней с даты выдачи разрешения. В случае невыполнения данного обязательства разрешение, по истечении данного срока, считается утратившим силу.

В целях своевременного исполнения данного обязательства Комитет рекомендует подавать заявление на выдачу разрешения для целей размещения временных проездов, в том числе вдольтрассовых,  и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, одновременно с заявлением на выдачу ордера в Государственную административно-техническую инспекцию.

  1. В случае обращения с заявлением на выдачу разрешения для целей размещения элементов благоустройства – элементов входной группы (крыльцо / приямок) заявитель, согласно п.4 разрешения, обязанполучить согласования уполномоченного органа на осуществление перепланировки объекта недвижимости (здания, строения, сооружения, помещения и т.д.) в течение 120 календарных дней с даты издания разрешения. В случае невыполнения данного обязательства разрешение, по истечении данного срока, считается утратившим силу.

Для более оперативного информирования заявителей о принятых решениях Комитета по вопросу выдачи разрешений рекомендуется дополнительно в заявлении указывать адрес электронной почты, на который будет выслан цветной скан выданного разрешения (либо решения об отказе).

Оригиналы документов будут направлены по почте или выданы на руки заявителю (представителю заявителя по доверенности) в АДК «Невская Ратуша» (с учетом приемных дней и часов, см.

раздел «Способ получения результата»)  – в зависимости от способа выдачи результата рассмотрения заявления, указанного в заявлении.

Справка о возможности установки пандуса и аппарелей на земельных участках,  находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, как элемента благоустройства

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

К числу указанных объектов относятся элементы благоустройства территории.

Источник: http://www.commim.spb.ru/zemla

Купля-продажа земли: правовая основа. Налоги и бухгалтерский учет, № 99

Признается ли объектом налогообложения земля, в собственности физического лица с сервитутом?

Попутно заметим, что физические лица — предприниматели не являются отдельными субъектами гражданских правоотношений (см. ст.

2 ГКУ), а следовательно, не могут быть и субъектами права собственности на землю (см. ст. 80 ЗКУ).

Учитывая это, куплю-продажу земли они должны осуществлять по правилам, предусмотренным для обычных физлиц (не субъектов хозяйствования). Поэтому о них сегодня не будем говорить.

Право юридических лиц приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности закреплено в ч. 1 ст. 82 ЗКУ.

И самый распространенный способ перехода прав собственности на земельный участок — заключение договора купли-продажи земли. Такой договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (ст. 657 ГКУ).

Предмет договора. Как предусмотрено ч. 9 ст. 791 ЗКУ,

земельный участок может быть объектом гражданских прав исключительно с момента его формирования** и госрегистрации права собственности на него

В свою очередь, формирование земельного участка предусматривает определение его площади, границ и внесение информации о нем в Государственный земельный кадастр (ч. 1 ст. 791 ЗКУ).

Земельный участок считается сформированным с момента присвоения ему кадастрового номера (ч. 4 ст. 791 ЗКУ).

Поэтому только при соблюдении таких условий продавец имеет право инициировать продажу земли.

Существенные условия договора. Заключение договора купли-продажи земельного участка между двумя юридическими лицами происходит по обычной процедуре заключения хозяйственных договоров с учетом требований, перечисленных в ст. 132 ЗКУ. Такой договор должен содержать:

а) название сторон;

б) вид соглашения (договор купли-продажи);

в) предмет соглашения (земучасток с определением места расположения, площади, целевого назначения, состава угодий, правового режима и т. п.);

г) документ о праве собственности;

ґ) сведения об отсутствии запретов на отчуждение земельного участка;

д) сведения об отсутствии или наличии ограничений по использованию земельного участка по целевому назначению (залог, аренда, сервитуты и т. п.);

е) договорную цену;

є) права и обязанности сторон;

ж) кадастровый номер земельного участка;

з) момент перехода права собственности на земельный участок.

В то же время приобретателям земельного участка нужно помнить о том, что согласно ст. 125 ЗКУ:

право собственности на земельный участок возникает с момента его государственной регистрации

То есть момент перехода права собственности на землю прописан в ЗКУ как императивная норма, следовательно, изменить его по своему усмотрению стороны договора не имеют права.

Земельный участок не сформирован? Тогда позаботьтесь об этом заблаговременно. Особенно если намереваетесь продать объект недвижимости.

Ведь при этом к лицу, которое приобрело право собственности на недвижимое имущество, размещенное на земельном участке, находящемся в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на котором такая недвижимость размещена (ч. 1 ст. 120 ЗКУ, ст. 377 ГКУ).

А существенным условием договора купли-продажи объекта недвижимости является кадастровый номер земучастка, право на который переходит вместе с правом собственности на такой объект (ч. 6 ст. 120 ЗКУ).

На практике при продаже недвижимого имущества вместе с землей идут двумя путями, заключая:

1) или один договор относительно обоих объектов (недвижимости и земли), в котором:

а) прописывают общую сумму сделки;

б) выделяют стоимость земли и недвижимости;

2) или два разных договора: один — для земли и один — для недвижимости.

Имеет ли это существенное значение для учета операции у сторон договора, читайте на с. 13 и 18.

Земельный участок находится в пользовании.

Если же продаваемое недвижимое имущество размещено на земельном участке, который находится в пользовании, то в случае приобретения права собственности на это имущество к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором оно размещено, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у предыдущего землепользователя (ч. 2 ст. 120 ЗКУ).

Иначе говоря, если продавец недвижимости арендовал земельный участок под ней или владел таким земельным участком на праве постоянного пользования, то нет никаких оснований говорить о переходе права собственности на такой земельный участок к покупателю этой недвижимости. То есть операция купли-продажи земли здесь не происходит.

Продавец недвижимости вообще пользовался землей без каких-либо на то правовых оснований? Последствия для покупателя аналогичны: сделка по приобретению недвижимости не наделяет его никакими правами относительно такой земли.

Ведь специальные нормыГКУ и ЗКУ, о которых шла речь выше, работают только в случае, если право собственности на земельный участок под объектом недвижимости в установленном порядке было оформлено на продавца такой недвижимости.

А если покупатель недвижимости заинтересован получить право собственности на землю под ней? Тогда позаботиться об этом ему придется дополнительно.

Поскольку чаще в подобных случаях земля находится в государственной или коммунальной собственности, то ему стоит знать о специальных условиях и порядке продажи земельных участков указанных форм собственности, установленных ст. 127 и 128 ЗКУ.

Такие участки подлежат продаже субъектам предпринимательской деятельности на конкурентных принципах (земельные торги в форме аукциона), кроме земельных участков, на которых, в частности, расположены объекты недвижимого имущества (здания, сооружения), которые находятся в собственности физических или юридических лиц (ст. 134 ЗКУ).

  • Право собственности на земельный участок возникает с момента его госрегистрации.
  • Земельный участок может стать предметом договора купли-продажи исключительно с момента его формирования и госрегистрации права собственности на него за продавцом.
  • К лицу, которое приобрело право собственности на недвижимое имущество, размещенное на земельном участке, находящемся в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на котором такая недвижимость размещена, без изменения целевого назначения земли.

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2017/december/issue-99/article-32681.html

Жилищный вопрос
Добавить комментарий