Приватизация. Как доказать что я ничего не приватизировала

Дети, которых в 1992-1993 годах родители не включили в число собственников квартир, остаются без жилплощади

Приватизация. Как доказать что я ничего не приватизировала

Варвара Пономарева одна из тысяч молодых граждан, родители которых попали в первую волну приватизации. В 1992-1993 годах таких, как она, малышей при приватизации не включали в число собственников.

Но прошли годы, и эти дети выросли. Взрослая жизнь для очень многих из них, как и у Варвары, началась со знакомства с отечественной системой судопроизводства. Повзрослевшие дети отправились в суды добиваться своей доли в квартире, где они родились, прописаны и живут. Сколько таких, как Пономарева, установить невозможно – подобной статистики никто не ведет.

Часто место проживания этих бедолаг зависит от нескольких факторов – настроения их родителей, продолжают ли они жить в браке, и прочее. Если благоприятные факторы не складываются, то дети первой волны приватизации запросто оказываются на улице.

Формально закон должен защищать их интересы. При обращении в суд таким детям должны выделять долю в их собственной квартире. Но это скорее исключение, чем правило.

Дочки-матери без документов

В 1993 году при приватизации квартиры родители Варвары не включили в число собственников свою дочь. Теперь Варвара регулярно посещает Пресненский суд столицы. И вот почему.

В январе 1993 года, то есть на момент приватизации, в Москве в квартире на Новом Арбате жила обыкновенная семья – бабушка, папа, мама и их дочка-внучка Варвара пяти лет. Ее, конечно, никто не спрашивал, хочет ли она быть собст венником. Доли при приватизации жилья определены не были.

В 2003 году умирает бабушка, а папа с мамой расходятся. У каждого из родителей начинается своя жизнь.

Дочь Варвара только в декабре 2008 года узнает у нотариуса, что доли после смерти бабушки закрепляются за родителями, а у нее ничего нет.

Отец, который сначала решил написать завещание и подарить долю квартиры своей дочери, уже передумал. Он отменил завещание.

В начале этого года Варвара пришла в суд с иском о признании частично недействительной приватизацию 1993 года и о выделении ей доли в квартире, где она родилась, была прописана и жила.

Ответчиками по иску дочери оказались мать и отец. Мать поддержала иск дочери. Отец был категорически против.

В конце лета суд отказал Варваре Пономаревой в иске. Судья, подтверждая свою правоту, в решении записала, что собственник обязан оплачивать жилое помещение, а Варвара этого не делала. Получился абсурд. Выходило, что с неполных пяти лет ребенок должен оплачивать место своего жительства? А на что тогда родители?

На сегодня ситуация такова: девушка 21 года, не имея никакой собственности, остается в своей же квартире просто прописанной. Выходит, она была лишена собственности дважды – в 1993 году родителями, а в 2009 году и судом.

Как забыли малолетних

Когда в самом начале 1990-х годов в России началась приватизация жилплощади, что это такое, толком никто не знал. Взрослое население не понимало, нужно ли включать детей в число собственников.

Формально закон в те годы не настаивал на таком обязательном включении несовершеннолетних в приватизационные документы. А какие это будет иметь по следствия в будущем, предсказать в те годы никто не мог.

И вот что мы имеем на сегодняшний день.

Выросшие дети, узнав о том, что они в собственной квартире всего лишь прописаны, стали обращаться в суды. Их иски абсолютно одинаковы – все настаивают на выделении им доли в квартире.

Однако по нынешнему закону таким детям отводится только один год “на размышление” с момента, как им стало известно, что у них ничего нет. За 12 месяцев они должны успеть осознать действительность и добежать до суда, чтобы подать иск. И горе тем детям, которые не могут доказать в суде, когда именно они узнали о том, что родители лишили их собственности.

Но неумение быстро суетиться – еще не самое страшное. Есть категория вчерашних детей, которым вообще не позавидуешь. Это те, у кого родители успели разбежаться и у них в силу неприязненных отношений нет общего взгляда на долево-квартирный вопрос своих детей.

Полным абсурдом можно назвать и причину, по которой суды порой отказывают детям в удовлетворении их требований, – это факт того, что ребенок не платил за квартиру. И это при том, что родители не требовали с ребенка оплаты, а выступая его законными представителями, вносили плату самостоятельно.

Ну и совсем трагически складывается ситуация для тех детей, у которых родители развелись, а затем вступили в новые браки. Интересы таких родителей уже категорически расходятся с интересами их собственных детей.

Поделятся ли они долей собственности в квартире добровольно или нет? Матери, как правило, отрывают от сердца свои части долей. А вот отцы, у которых уже новые семьи, очень часто не хотят расставаться с тем, что имеют.

Так дети рискуют стать бомжами при живых родителях.

Источник: https://rg.ru/2009/12/03/jilye.html

Что будет, если не приватизировать квартиру?

Приватизация. Как доказать что я ничего не приватизировала

Процесс приватизации начался еще в 90-х годах прошлого века. Такой термин обозначает процесс перехода государственного имущества в частную собственность. В 2017 году в жилищное законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми приватизация была признана бессрочной.

Но в настоящий момент кто-то спешит оформить квартиру в собственность, а кто-то наоборот, не считает это целесообразным. Связано это с тем, что приватизация жилья, оформленного по договору социального найма, имеет как свои плюсы, так и минусы.

Вечный вопрос, заключающийся в том, что стоит ли приватизировать жилье или нет, встречается довольно часто и ответ зависит исключительно от индивидуальной ситуации каждого гражданина, проживающего по договору социального найма.

Обязательна ли приватизация квартиры?

Приватизация подразумевает под собой процесс перехода государственного жилого имущества в руки собственника. Более подробно понятие «приватизация» описано в статье 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1.

Приватизировать жилое помещение или оставить все как есть — индивидуальный выбор каждого человека. Право на приватизацию квартиры возникает у гражданина, который проживает в квартире, оформленной по документу социального назначения. Обязывать приватизировать жилье никто не имеет права.

Так как с 2017 года приватизация продлена бессрочно, граждане, проживающие в квартирах по договору социального найма, вправе самостоятельно решать приватизировать ли жилье и в какой срок.

Пример

Сидоров А.О.проживал со своей женой и трехлетним сыном в квартире, оформленной по договору социального найма. Вместе с женой они приняли решение приватизировать свое жилище. После подачи заявления на приватизацию и имеющихся документов на квартиру Сидорову А.О.

отказали в составлении договора о приватизации, объяснив это следующими моментами: в заявлении Сидоров А.О. не упомянул своего трехлетнего сына, а также не предоставил письменного согласия от супруги.

Стоит отметить, что приватизация вовсе не требуется для кооперативной квартиры.

Связано это с тем, что квартира, приобретенная гражданином в жилищно-строительном кооперативе, не является государственной собственностью.

Согласно российскому законодательству выплата паевого взноса в полном размере устанавливается как основание для приобретения права собственности на жилое помещение — п. 4 ст. 218 ГК РФ, п.1 ст. 129 ЖК РФ.

Стоит ли приватизировать квартиру?

Прежде чем определиться с выбором, связанным с приватизацией квартиры, необходимо знать плюсы и минусы самого процесса приватизации и последствия.

С одной стороны, приватизированную квартиру в будущем можно продать, обменять, извлечь выгоду при различных сделках, а с другой — такая квартира требует повышения расходов.

Собственник жилья будет уплачивать налог на недвижимость, который, в свою очередь, значительно увеличился в связи с его расчетом, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, а также нести расходы в связи с капитальным ремонтом в многоквартирном доме.

Гражданин-собственник не имеет права на улучшение жилищных условий, в отличие от нанимателя, и если он захочет поменять квартиру на жилье с большей площадью, то это будет происходить за его счет.

Малоимущие граждане могут столкнуться с финансовыми проблемами в дальнейшем, если захотят приватизировать свое жилье, поэтому перед тем как решить этот вопрос следует проанализировать все обстоятельства.

Пожилые люди-пенсионеры, проживающие в муниципальном жилье, также имеют право на приватизацию. В таком случае граждане смогут завещать это жилье своим детям или внукам.

Но есть и отрицательные стороны: если вдруг квартира окажется разрушенной в результате наводнения, пожара или другого бедствия — новое жилое помещение государство не предоставит. Собственник разрушенного жилья должен позаботиться о восстановлении квартиры самостоятельно.

Плюсы приватизации

Прежде всего, главным плюсом приватизации является становление жильца приватизированной квартиры полноправным собственником. Получив такой статус, человек имеет право распоряжаться своим имуществом по своему собственному усмотрению:

  • продать;
  • подарить;
  • обменять;
  • сдать в аренду;
  • передать по наследству.

Кроме этого, собственник такой квартиры может прописать или выписать человека, оформить перепланировку жилого помещения получить кредит под залог приватизированной квартиры и т.д.

Стоит отметить, что приватизации квартиры может быть отменена, иными словами, деприватизирована.

Это значит, что гражданин имеет право отказаться от собственности на квартиру и снова заключить с государством договор социального найма. Но стоит знать, что такую сделку можно совершить единожды.

Выселить собственника за долги в отличие от неприватизированной квартиры практически невозможно. Но следует знать, что в любом случает взыскать имеющийся долг у собственника за коммунальные услуги без определенных проблем можно в судебном порядке, но лишить владельца самого приватизированного жилья — не выйдет.

Если случится, что дом, в котором находится приватизированная квартира, будет признан в последующем аварийным, то взамен на старое жилье собственнику предоставят другое, равное по метражу.

Минусы приватизации

Ответственность за приватизированное жилье несет собственник.

Если вдруг произойдут непредвиденные обстоятельства: случится пожар или потоп в муниципальной квартире, то в таком случае ущерб возместит государство.

Если же квартира будет приватизирована — ремонт и восстановление жилья будет на собственнике пострадавшего жилого помещения.

Плата за недвижимость также является большим минусом при приватизации — с каждым годом в нашей стране налог на недвижимое имущество увеличивается, а также растет размер взносов на содержание жилья и его ремонт.

Если в приватизированной квартире живет одинокий пожилой человек, не имеющий финансовой поддержки от родственников или иных лиц, то для него это может понести большие денежные затраты. Но если жилье не приватизировать, то оплачивать расходы по капитальному ремонту дома будет государство.

Сколько квартир можно приватизировать одному человеку

Каждый человек, который проживает в квартире на основании договора социального найма, имеет право приобрести эту жилую площадь себе в собственность путем приватизации.

По закону приватизировать жилье можно один раз. Но несовершеннолетние граждане могут повторно принять участие в приватизации, т.е.

оформить еще одну муниципальную собственность по достижению совершеннолетия.

Если у прописанных в квартире имеется в собственности другое жилое помещение, это не служит ограничением для участия в процессе приватизации. Право на однократную приватизацию имеет право все граждане, проживающие в жилье по договору социального найма, независимо от количества собственных квадратных метров.

В оформлении квартиры в собственность участвуют как члены семьи нанимателя помещения, так и граждане, не имеющие родственных отношений с нанимателем, но прописанные в данной квартире.

Иные права и обязанности и членов семьи нанимателя относительно занимаемого жилого помещения содержаться в ст. 69 ЖК РФ.

Можно ли приватизировать квартиру, если есть другая собственность

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 № 1541-1 любой гражданин Российской Федерации, имеющий право пользования жилым муниципальным помещением на условиях социального найма, вправе приобрести его на условиях, предусмотренных законодательством.

Наличие права собственности на иные объекты недвижимого имущества (квартира, жилой дом и др.) никак не влияет на право приватизировать квартиру.

Гражданин, который проживает в жилом помещении на основании договора социального найма обязан своевременно платить за него и поддерживать в надлежащем состоянии (ст. 678 ГК РФ). Но согласно ст. 158 и ст. 169 ЖК РФ,, только собственники жилых и не жилых помещений в многоквартирном доме обязаны ежемесячно осуществлять взносы за капитальный ремонт.

В данном случае, в муниципальной квартире собственником является государство, соответственно, наниматель освобождается от обязанности вносить плату за капремонт.

Можно ли приватизировать квартиру с долгами по коммунальным платежам?

Оформить муниципальное недвижимое имущество в свою собственность может каждый гражданин страны, а вот о неоплаченных квитанциях за коммунальные услуги в законе ничего не сказано. Поэтому долг по коммуналке не лишает права гражданина осуществить процесс приватизации жилья.

Многие граждане сталкиваются с такой ситуацией, что при обращении с заявлением о намерении приватизировать квартиру сотрудники служб отказывают в выдаче необходимых документов из-за наличия долгов.

В данном случае специалисты действуют неправомерно, их действия можно обжаловать в суде.

Естественно все государственные службы стремятся повлиять на будущего собственника жилого помещения и заставить его оплатить все задолженности, но в данном случае их действия не обоснованы.

Кто наследник, если квартира не приватизирована

Если гражданин проживал в одиночку в квартире по договору социального найма и его близкие родственники не были в ней прописаны, то наследовать такую квартиру они не имеют никакого права. В этом ситуации квартира будет передана во владение государству.

Если же человек сможет доказать, что являлся родственником по отношению к умершему наследодателю и проживал с ним до момента его смерти, то в судебном порядке можно попытаться добиться разрешения на дальнейшее проживание в такой квартире. Суд учтет мнения и на основании следующих условий примет решение в пользу наследника, если:
наследника если:

  • он и наследодатель являются близкими родственниками по отношению друг к другу и проживали совместно.
  • наследник был прописаны в этой квартире, являлся иждивенцем и вел с наследодателем общее хозяйство.

В этом случае потребуется не только провести стандартную процедуру вступления в наследство, но и переоформить все необходимые документы на квартиру и стать очередным съемщиком.

После указанных действий, такой наниматель квартиры по социальному найму вправе осуществить приватизацию квартиры. Только при выполнении таких условиях можно стать собственником неприватизированного ранее жилья.

Кто оплачивает ремонт в квартире, занимаемой по договору соцнайма и пострадавшей в результате пожара?

Здравствуйте! Я проживаю в квартире по договору социального найма. Недавно у соседей произошел пожар, квартира в которой я проживаю тоже немного пострадала. Кто должен осуществлять ремонт?Добрый день. Лицо, которое причинило вред, обязано возместить его в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ). Так как вы проживаете в квартире, которая находится в муниципальной собственности — ремонт будет обязано оплатить государство. В свою очередь, его уполномоченные представители будут требовать от Ваших соседей возместить вред. Таким образом, ремонт в квартире Вам не придется производить за счет собственных денежных средств.

Источник: http://kvartirniy-expert.ru/privatizaciya/plyusy-i-minusy/

Что значит приватизированная квартира?

Приватизация. Как доказать что я ничего не приватизировала

Когда почти 30 лет назад граждане России впервые получили право бесплатно оформить приватизацию муниципального жилья, в котором проживали, решение приватизировать квартиру казалось единственно верным. Приватизация быстро стала массовым явлением. И через некоторое время люди пришли к выводу, что жизнь в квартире на условиях социального найма тоже имеет свои преимущества.

И с тех пор споры о том, что же выгоднее – приватизировать жилье или оставить «все, как есть», не утихают. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, все зависит от конкретной жизненной ситуации жильцов. И то, что хорошо для одних семей, совсем не подходит для других.

В данной статье мы подробно расскажем об особенностях приватизированного и неприватизированного жилья. В частности, выясним, есть ли разница между понятиями «приватизация» и «собственность». Сравним достоинства и недостатки каждого из видов. И на этой основе дадим полезные юридические рекомендации, как разумнее поступить в том или ином случае.

Что такое «Приватизированная квартира»?

Прежде всего, необходимо четко разобраться в терминах.

Приватизацией называется процесс преобразования собственности из муниципальной в частную, регулируемый законом ФЗ №1541-1. Основанием для приватизации является договор социального найма или ордер муниципалитета (в настоящее время используется крайне редко).

Приватизация исключительно добровольное дело – человека нельзя не нее вынудить. Если муниципальные органы по какой-то причине жестко настаивают на приватизации – это повод для обращения в суд. Сделка приватизации, проведенная под давлением, будет признана незаконной.

Приватизированная квартира становится собственностью физического лица, оформившего сделку. Если же в квартире проживает несколько человек (физических лиц), она все имеют право на участие в приватизации. Следовательно, каждый становится собственником пропорциональной доли в приватизированном жилье.

Долевая собственность не подразумевает деления собственно жилой площади (особенно, если места общего пользования невозможно разделить). Но каждый член семьи имеет право на определенную часть жилья в денежном эквиваленте.

И определенные права – например, в случае продажи квартиры, каждый владелец доли должен оформить согласие на продажу и стать участником сделки.

Собственник имеет прав распоряжаться своей долей, как сочтет нужным (если при этом не нарушаются нормы Жилищного кодекса и Гражданского кодекса РФ).

Что такое «Неприватизированная квартира»?

Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.

ВНИМАНИЕ! Не всякое жилье может быть приватизировано. Закон ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» касается только муниципального (государственного) жилья. Нельзя приватизировать:

  • Служебные квартиры
  • Комнаты в общежитии, находящемся на балансе предприятия и организации
  • Жилой фонд, находящийся в закрытых военных городках (ЗАТО)

Если вам неизвестен статус квартиры, в которой проживает ваша семья, вы можете обратиться за справкой в ЕГРН или узнать это на специальном сервисе Госреестра. Следует указать адрес и кадастровые данные жилья. Но обычно владелец жилплощади указывается в специальной строке квитанции об оплате коммунальных услуг (графа «собственник»)

В чем разница?

Разница между приватизированной и неприватизированной квартирой заключается в особенностях имущественных и неимущественных прав человека, в ней проживающего. Эти особенности следует внимательно изучить перед тем, как принять решение о приватизации. В некоторых случаях приватизировать квартиру невыгодно, и лучше оставаться в ней на условиях социального найма.

Итак, основные различия приватизированной и неприватизированной квартиры:

  • На приватизированной жилплощади можно прописать кого угодно. На прописку в вашем муниципальном жилье имеют право лишь близкие родственники.
  • Став полноправным владельцем квартиры, ее жильцы становятся ответственными за содержание объекта в целом. То есть жилец обязан оплачивать не только ремонт своей жилплощади, но и капитальный ремонт, а также поддерживающие работы в целом здании. На практике это означает, как минимум, двукратное повышение квартплаты.
  • Хозяин приватизированной квартиры получает право использовать ее по своему усмотрению: продавать, закладывать, дарить, обменивать завещать, сдавать в наем. Договор социального найма подразумевает лишь проживание на данной жилплощади. Все прочие сделки запрещены.
  • Неприватизированную квартиру можно приватизировать бесплатно. Приватизированную. – расприватизировать, то есть, вернуть в собственность государства (муниципалитета), также бесплатно. Сделать то и другое можно только один раз. Повторная приватизация не предусмотрена законом.

Плюсы и минусы приватизации

Уже из приведенных выше различий понятно, что приватизация имеет не только плюсы, но и минусы. Однако в деле приватизации главный вопрос не «хорошо это, или плохо», а «подходит ли это для меня».

Все зависит от конкретной жизненной ситуации каждого человека или каждой семьи. В некоторых ситуациях минусы несущественны в сравнении с преимуществами, которые несет приватизация. В других – напротив, могут иметь решающее значение и лишать приватизацию всякого практического смысла. Предлагаем рассмотреть преимущества и недостатки процедуры приватизации подробнее.

Плюсы приватизации квартиры в 2019 году

  • Человек, приватизировавший квартиру, становится собственником, владельцем объекта недвижимости. В некоторых случаях это может быть ликвидная и дорогая собственность.
  • Даная недвижимость достается ему бесплатно, без выкупа или дополнительных трат. В ходе процедуры приватизации оплачиваются только госуслуги по оформлению смены собственника.
  • Приватизированное жилье можно использовать в качестве источника пассивного дохода: например, сдавать его в аренду частному или юридическому лицу.
  • С приватизированным жильем можно совершать любые сделки, использовать его в качестве кредитного обеспечения, занимать деньги под его залог.
  • Владелец приватизированного жилья имеет право проводить внутри квартиры перепланировки (разумеется, по согласованию с БТИ, чтобы исключить причинение ущерба несущим конструкциям здания в целом). В случае социального найма жильцы имеют право лишь делать косметический ремонт.
  • Из приватизированной квартиры нельзя выселить, даже за огромные долги по квартплате. Тогда как договор социального найма может быть расторгнут в любое время, если жилец нарушает его условия.

Минусы приватизации в 2019 году

  • Расходы на содержание жилья значительно повышаются. Квартплата возрастает сама по себе, плюс к ней добавляется ежемесячная плата за капитальный ремонт здания. Этот факт нередко становится весьма неприятным сюрпризом для многих семей. А для одиноких пенсионеров может стать настоящей проблемой.
  • Помимо того, владельцы приватизированных квартир платят налог на недвижимость. Обычно это 0,3% кадастровой стоимости жилья ежегодно. Это небольшая сумма, но все же дополнительная трата, взамен которой вы, фактически «ничего не получаете».
  • Если ваше муниципальное жилье может быть отнесено к категории «элитного» – это одно. Но старый ветхий жилой фонд – совсем другое дело. Рыночная стоимость и привлекательность для арендаторов квартиры в старом изношенном доме «не престижного» района будет лишь падать с каждым годом. Кроме того, собственнику самому придется разбираться с проблемной канализацией, водопроводом, электрическими сетями.

Приватизировать квартиру или нет: советы юристов

Когда бесплатная приватизация только началась, она была срочной (до 2004 года). Многие люди приватизировали квартиры «на всякий случай», опасаясь, что позднее будет возможен только их выкуп по рыночной стоимости. Но срок бесплатной приватизации продлевался несколько раз, и, наконец, в 2017 году его отменили совсем (ФЗ № 14).

Это означает, что, прожив определенное количество лет в муниципальном жилье, наниматели могут переоформить его в свою собственность бесплатно, и выкупать квартиры не придется.

На сегодняшний день приватизировано почти 80% муниципального жилья в России. Это подавляющее большинство, но все же 20% жильцов, которые еще не приняли решение – это миллионы людей.

Для них и предназначены нижеследующие советы.

  1. Одиноким пожилым людям, которые являются единственными нанимателями жилья, приватизация ни к чему. Во-первых, не придется платить высокие коммунальные платежи и налог на недвижимость. Во-вторых, договор социального найма является определенной гарантией жилищных прав пенсионеров. Неприватизированную квартиру нельзя продать, следовательно, никакие «черные риэлторы» не могут обманом или угрозами лишить беспомощного пожилого человека жилья.
  2. Нет смысла и приватизировать жилье аварийном, ветхом фонде. Или в доме, который грозит перейти в разряд аварийных в ближайшие годы. Следует дождаться постановления администрации о расселении и получить новое, более комфортабельное жилье по договору социального найма. А уже это, более привлекательное с коммерческой точки зрения, жилье, затем приватизировать.
  3. Чтобы приватизировать служебное жилье, его нужно вначале перевести в разряд муниципального. В ряде случаев это невозможно (особенно в военных городках). Да и прочие владельцы служебных квартир крайне редко дают согласие на их бесплатную приватизацию. Но если, например, предприятие обанкротилось, жилые дома, находящиеся на его балансе, передаются в собственность муниципалитетов и превращаются из ведомственного, служебного жилья, в муниципальное. Которое можно приватизировать.
  4. Приватизировать квартиру имеет смысл, если вы хотите улучшить жилищные условия. Тогда можно ее продать, и, добавив накопления, купить более комфортабельное или просторное жилье.

Если у вас остались вопросы, или ваша ситуация нестандартна, обращайтесь к юристам портала Prav.io.

Источник: https://prav.io/browse/blogs/kuplya-prodazha-kvartiry/chto-znachit-privatizirovannaya-kvartira

Первый кризис украинской приватизации

Приватизация. Как доказать что я ничего не приватизировала

В одной из предыдущих статей по истории приватизации речь шла об основных факторах, которые обусловили выбор ее модели в Украине.

Однако, как известно, самые умные замыслы и практика порою расходятся.

Не стали исключением и процессы разгосударствления собственности в Украине.

За период с 1992 года по 1994 год было приватизировано 9 416 предприятий за деньги и 6 705 – за сертификаты. Из них 7 714 предприятий было выкуплено обществами покупателей, 526 – продано на аукционах, 345 – на некоммерческих и 312 – на коммерческих конкурсах.

Основными способами приватизации в 1994 году были выкуп госимущества, сданного в аренду с выкупом – 36,3%, и выкуп госимущества – 39,7% – обществом покупателей. Кроме того, за эти годы было создано 2 659 акционерных обществ.

Хотя первоначально предполагалось в первую очередь приватизировать объекты незавершенного строительства, которых в Украине насчитывалось 57 тыс, из-за несовершенства законодательной базы за этот период было продано всего 73 недостроя, находившихся в коммунальной и общегосударственной собственности.

Одной из причин низкого уровня приватизации объектов незавершенного строительства была завышенная цена недостроев. В некоторых случаях их стоимость, несмотря на то, что объекты простояли пять-десять лет без консервации, превышала стоимость нового строительства.

Динамичнее всего процесс приватизации шел в Донецкой, Львовской областях и Киеве. Больше всего было приватизировано предприятий в торговле, общепите и бытовом обслуживании. Быстрыми темпами продавались акции предприятий легкой промышленности, строительства и транспорта.

За этот период на Украинской фондовой бирже было продано 4 148 192 акции на 4,6 млн грн. В 1992-1994 годах от приватизации поступило 24 182 тыс грн. Из них в госбюджет было направлено 15 668,4 тыс грн.

Приватизация и экономический кризис

В 1994 году для процесса приватизации в Украине сложилась весьма неблагоприятная социально-политическая ситуация.

В условиях резкого ухудшения социально-экономической ситуации в стране подавляющее большинство населения считало причиной своих тягот приватизацию, поскольку из всех направлений экономической реформы она проводилась наиболее последовательно и ощутимо.

В их понимании именно приватизация рушила привычный образ жизни, который обеспечивал им хоть и невысокий, но стабильный уровень благосостояния.

Граждане, воспитанные в условиях социалистического способа ведения хозяйства, при котором продажа госимущества в таких масштабах была просто невозможна, воспринимали приватизацию как “распродажу Родины”.

Фото meta.ua

В то же время отсутствие полноценной законодательной базы и возникавшая из-за этого неразбериха создавали дополнительные возможности для грубых просчетов и многочисленных злоупотреблений, которые формировали негативное отношение общественности к процессам разгосударствления экономики в целом.

В условиях нарастания объемов продажи государственной собственности депутаты Верховной рады, избранные весной 1994 года, посчитали необходимым внимательно разобраться в этом процессе, ужесточив контроль над ним.

В новом составе парламента позиция левых сил, всегда последовательно выступавших против приватизации, укрепилась. В обстановке мощного давления “левых” часть парламентариев национально-демократической ориентации, ранее решительно поддерживавшая рыночную идеологию, заколебалась.

Признавая необходимость проведения приватизации, они говорили, что этому процессу необходимо придать большую социальную направленность.

Едва ли не на первых заседаниях нового состава парламента, большинство членов которого не участвовало в работе над законодательством о приватизации и зачастую плохо представляло себе все особенности этого процесса, стало проявляться желание “взять тайм-аут”, чтобы вникнуть в эти проблемы.

Неутешный парламентский вердикт

Сто сорок семь парламентариев подписали заявление, одним из авторов которого была народный депутат Валентина Семенюк. Документ требовал наложить мораторий на процесс приватизации. Предполагалось, что за это время будет проведена инвентаризация основных государственных объектов.

Эти и другие причины способствовали проведению серии парламентских слушаний по вопросам приватизации.

Результатом отчета главы ФГИ стало принятие Верховной радой в июле 1994 года постановления “Об усовершенствовании механизма приватизации в Украине и усилении контроля над ее проведением”, которое вместе с последовавшим за ним постановлением Кабмина от 31 августа 1994 года сыграло существенную роль в дальнейшем развитии процессов разгосударствления экономики Украины.

Постановлением от 29 июля 1994 года парламент признал работу ФГИ неудовлетворительной, а его председателю выразил недоверие. В вину фонду были поставлены следующие просчеты.

1. Невыполнение задач Государственной программы приватизации.

2. Недостаточная работа по подготовке нормативно-законодательной базы.

3. Отсутствие надлежащего контроля за процессом приватизации.

Фото УП 

4. Нарушение принципов и приоритетов приватизации, в частности – занижение стоимости приватизируемых объектов.

5. Недостаточный анализ эффективности использования приватизируемого имущества.

6. Неэффективное проведение информационно-разъяснительной работы о процессах реформирования собственности среди граждан Украины.

Для усовершенствования механизма приватизации и усиления контроля над ее проведением Верховная рада приняла специальное постановление.

Кадровый передел в ФГИ

Отставка председателя ФГИ Владимира Прядко не была результатом его отчета на сессии Верховной рады. Просто депутаты посчитали, что руководство фонда уже исчерпало свой ресурс полезности.

Дело в том, что должность главы ФГИ с каждым днем требовала не только глубоких экономических знаний, но и опыта политической борьбы, умения понять политическую ситуацию и точно настроить свое ведомство на выполнение оперативно-тактических задач, определяемых правительством.

Нужен был человек, который мог бы решать новые задачи приватизации в новых политических условиях.

Нужно признать, что первый председатель ФГИ выполнил поставленную перед ним задачу: подобрал отличный коллектив, сумел организовать его работу, дал возможность раскрыться лучшим качествам сотрудников.

Он поддержал тот энтузиазм, благодаря которому небольшая группа людей при почти полном отсутствии условий заложила надежный фундамент приватизации, подготовила основной пакет законодательно-нормативных актов.

Можно сказать, что попытка депутатов временно остановить процесс приватизации была вполне понятной и даже прогнозируемой.

Дело в том, что немало депутатов, одновременно являвшихся руководителями предприятий, высшими чиновниками министерств и ведомств, также активно участвовало в процессе передела собственности.

Поэтому можно утверждать, что мораторий был продиктован не столько экономическими соображениями, сколько результатом политической борьбы за сферы влияния в экономике, за собственность.

Четыре взгляда на приватизацию

В тот период в высших органах власти господствовало четыре точки зрения по вопросу приватизации. За каждой из них стояла парламентская фракция или группа фракций, политическая партия и определенные слои населения.

Фото УП

Позиции были непримиримы. Каждый отстаивал правоту исключительно своей точки зрения, претендуя на истину в последней инстанции. Найти общие точки соприкосновения было практически невозможно.

Сторонники первой точки зрения рассуждали примерно так. Коль мы, образно говоря, открыли дверь свободной экономике, то было бы логично с точки зрения принципа социальной справедливости разделить госсобственность до последней копейки на десятки миллионов равных частей и всем поровну их раздать.

На первый взгляд, логика в этом была. Но это только на первый взгляд. Если же взглянуть чуть глубже, то уже трудно будет уловить в этом какую-то логику.

Ведь смысл приватизации состоит не в том, чтобы госсобственность раздробить на миллионы частей и взамен одного рачительного собственника в лице государства получить сотни и тысячи. Это еще более усугубило бы ситуацию.

Истинный смысл приватизации в другом: чтобы бесхозная государственная собственность попала в руки конкретного эффективного собственника, способного вывести предприятие на траекторию устойчивого экономического роста.

Вторая точка зрения предлагала передачу всех промышленных предприятий – заводов, фабрик, угольных шахт – в собственность трудовых коллективов.

Какая-то логика просматривалась и здесь, но как тогда быть с многомиллионной массой людей, работающих в бюджетной сфере, – учителями, врачами, военнослужащими, а также студентами и пенсионерами?

При таком сценарии они превратились бы в граждан второго сорта, которых оставили за бортом приватизации. Они бы не только ничего не получили от такой формы приватизации, но потенциально теряли всякую возможность претендовать даже в перспективе на какую-то долю государственной собственности.

Хотя одни из них всю жизнь могли проработать на предприятии, а сегодня находиться на пенсии. У других родители, по несколько десятков лет отработав на предприятии, ушли из жизни, а их дети были в то время студентами.

Все они оставались бы лишь созерцателями происходящих приватизационных процессов, наблюдателями дележа государственного пирога. В то же время кто-то, всего несколько дней проработав на заводе или фабрике, при этой форме приватизации мгновенно становился бы собственником.

Наиболее радикально настроенные народные депутаты, ориентированные на форсирование реформ, отстаивали только свою позицию. С ними можно было бы согласиться, если бы не время, когда это предлагалось сделать. Суть их рассуждений, которые отражали третью точку зрения, сводилась к следующему.

Фото skyscrapercity.com

Приватизация – это продажа государством собственности. А коль будет идти обыкновенная продажа, то, следуя элементарным законам рынка, государство должно продавать собственность только за деньги и как можно дороже.

Никакой бесплатной раздачи, никакой уравниловки не должно быть и в помине. Только так могут появиться реальные собственники, реальные хозяева. А полученные от приватизации деньги можно использовать на структурную перестройку экономики и на финансирование социальных программ.

Это сейчас можно спокойно говорить в любой аудитории о рынке, частной собственности, фермерстве, бизнесе и предпринимательстве. Эти понятия большей частью населения, и не только молодежью, воспринимаются нормально.

В начале же девяностых годов само упоминание этих слов вызывало раздражение у большинства людей. А тот, кто пытался говорить об этих вещах в положительном контексте, сразу же вызывал у большинства окружающих негативную реакцию, скептическое к себе отношение.

Все это можно было понять. Десятилетиями насаждавшаяся мощнейшей пропагандой реакция отторжения частной собственности давала о себе знать. Люди мыслили идеологическими штампами. В тот период у большинства людей только начиналась болезненная ломка мировоззренческих стереотипов.

В то время начинать лишь одну широкомасштабную денежную приватизацию было невозможно. Такое решение тогда не поддержала бы ни одна ветвь власти. Кроме того, в Украине в тот период еще не было свободного отечественного капитала, способного участвовать в денежной приватизации.

Начав в начале девяностых годов этот процесс и пустив на внутренний рынок западный капитал, Украина рисковала остаться без своих стратегических отраслей, которые полностью перешли бы в руки иностранных инвесторов.

В то время в парламенте, как, впрочем, и в обществе, была еще и четвертая точка зрения, с которой тоже нельзя было не считаться.

В Верховной раде ее представляла левая часть политического спектра страны, которая в принципе отрицала необходимость проведения реформ и построения государства с социально-ориентированной рыночной экономикой.

Будущее Украины она видела во вчерашнем дне – в возврате к плановой экономике, базирующейся на общегосударственной собственности на средства производства. Она считала, что внутренний потенциал ушедшей в историю командно-административной системы был не исчерпан.

Приватизация как политический компромисс

Однако остановить процесс приватизации было уже просто невозможно. В 1994 году он начал набирать ускорение. В “верхах” усиливался процесс перераспределения государственного имущества, разворачивалась пока еще неявная борьба за наиболее доходные объекты.

Фото skyscrapercity.com

Шло первичное накопление капиталов. С “низа” оно сопровождалось инициативой трудовых коллективов и прогрессивно мыслящих директоров предприятий, которые в условиях невиданного падения уровня производства хотели спасти предприятия, вывести их из кризиса, обеспечив себе достойное существование.

Чтобы окончательно не заблокировать реформы, конструктивное депутатское большинство при поддержке нового президента Леонида Кучмы избрало единственно возможный вариант: учесть все четыре позиции и двигать приватизацию одновременно по всем четырем направлениям. Так и сделали.

Во-первых, была начата масштабная сертификатная приватизация, которая позволила массам людей стать реальными собственниками.

Во-вторых, через механизм аренды с выкупом было реализовано право трудовых коллективов стать собственниками своих промышленных предприятий.

В-третьих, был утвержден перечень государственных предприятий, которые ввиду их общегосударственной значимости не подлежали приватизации.

В-четвертых, был задействован механизм денежной приватизации.

В соответствии с решением президента и Верховной рады новым председателем ФГИ 16 августа 1994 года был назначен Юрий Ехануров – кандидат экономических наук, доцент, прошедший путь от мастера до замначальника Главкиевгорстроя.

Он имел опыт работы в местных и центральных органах исполнительной власти. На новый пост его назначили с должности замминистра экономики Украины.

Владимир Ларцев, экс-советник председателя Фонда госимущества Украины

Источник: https://www.epravda.com.ua/rus/publications/2013/03/1/362867/

Жилищный вопрос
Добавить комментарий