Предусматривает ли публичная форма собственности покупку данного земельного участка?

Оформление права постоянного пользования землей

Предусматривает ли публичная форма собственности покупку данного земельного участка?

Из данной консультации вы узнаете: как осуществляется процедура регистрации права собственности на земельный участок и какие документы следует подать для такой регистрации.

Основания для получения права собственности

Земля в Украине в соответствии с ч. 3 ст. 78 Земельного кодекса (далее – ЗК) может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.

Субъектами права собственности на земли коммунальной собственности выступают территориальные громады, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного самоуправления (п. «б» ст. 80 ЗК).

Согласно ч. 2 ст. 83 ЗК в коммунальной собственности находятся:

  • все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности;
  • земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности независимо от места их расположения.

Территориальные громады получают землю в коммунальную собственность в случае:

  • передачи им земель государственной собственности;
  • отчуждения земельных участков для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости в соответствии с законом;
  • принятия наследства;
  • приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • возникновения иных оснований, предусмотренных законом.

Получение права собственности на землю, кроме принятия наследства и приобретения по гражданско-правовым соглашениям, осуществляется по разным процедурам.

В частности, в соответствии со ст. 117 ЗК передача земельных участков государственной в коммунальную собственность осуществляется по решениям соответствующих органов исполнительной власти, в которых указывается кадастровый номер земельного участка, его место расположения, площадь, целевое назначение, сведения об обременении вещных прав на земельный участок, ограничения в его использовании.

На основании решения органов исполнительной власти о передаче земельного участка в коммунальную собственность составляется акт приемки-передачи такого земельного участка.

Решение органов исполнительной власти о передаче земельного участка вместе с актом приемки-передачи является основанием для государственной регистрации права собственности территориальной громады на него.

Отчуждение земельных участков для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости осуществляется в соответствии с требованиями Закона от 17.11.09 г.

№ 1559-VI «Об отчуждении земелных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости» (далее – Закон № 1559).

Данный Закон предусматривает, что такое отчуждение является своеобразным переходом права собственности на земельные участки от физических и юридических лиц за плату в коммунальную собственность путем их выкупа или принудительного отчуждения для нужд территориальной громады и общества в целом.

Мероприятия по отчуждению земельных участков осуществляются за счет бюджетных средств и средств юридических лиц, которые инициировали такое отчуждение (ст. 6 Закона № 1559).

При этом сельские, поселковые, городские советы в пределах территории осуществления их полномочий принимают решение о выкупе земельных участков и утверждении их выкупной цены.

Выкуп земельного участка осуществляется исключительно с согласия его собственника путем заключения договора купли-продажи, который подлежит нотариальному удостоверению. В случае предоставления лицу в собственность земельного участка или другого имущества вместо выкупленного может заключаться договор мены (ст. 12 Закона № 1559).

В случае недостижения согласия с владельцем земельного участка относительно выкупа принудительное отчуждение можно осуществить исключительно в отношении объектов, определенных ст. 15 Закона № 1559, и только по решению суда.

Ст. 18 Закона № 1559 предусмотрено, что право собственности на земельный участок, выкупленный для общественных нужд, переходит к территориальной громаде после заключения договора купли-продажи (другой сделки, предусматривающей передачу права собственности) и государственной регистрации такого права.

Государственная регистрация права собственности территориальной громады на земельный участок, принудительно отчужденный по мотивам общественной необходимости по решению суда, осуществляется после перечисления предыдущему собственнику выкупной цены в полном объеме, что подтверждается соответствующими расчетными документами, а в случаях, предусмотренных законом, – документом о внесении средств на депозит нотариальной конторы и/или после возникновения права собственности на недвижимое имущество, предоставленное вместо выкупленного.

Что касается возникновения права коммунальной собственности по другим основаниям, определенным законом, в качестве примера можно привести добровольный отказ лица от права собственности на земельный участок в пользу территориальной громады.

В таком случае согласно ст. 142 ЗК собственник подает заявление о прекращении права на земельный участок в орган местного самоуправления, который, в свою очередь, в случае согласия на переход права собственности, заключает соглашение о передаче права собственности на земельный участок. Такое соглашение подлежит нотариальному удостоверению.

Итак, как усматривается из вышеупомянутого, основаниями для обретения права коммунальной собственности органами местного самоуправления является безвозмездная передача имущества государством, другими субъектами права собственности, а также приобретение имущества в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Источник: https://uteka.ua/publication/budget-13-byudzhet-byudzhetnyj-process-planirovanie-primenenie-kekr-54-oformlenie-prava-postoyannogo-polzovaniya-zemlej

Глава 10. Формы собственности. Частная и публичная собственность

Предусматривает ли публичная форма собственности покупку данного земельного участка?

Формулировка п.1 ст. 212ГК “В Российской Федерациипризнаются частная, государственная,муниципальная и иные формы собственности”породила проблему формы собственности,само существование которой далеко неочевидно.

Например, исследование проблемгосударственной и муниципальнойсобственности привело одного изсовременных авторов к справедливомусуждению о том, что “в настоящее времясуществование таких категорий, как”государственная”, “муниципальнаясобственность”, впрочем, как и”публичная собственность”, лишеноособого юридического значения.

Правосубъектность государства уже неможет оказывать влияния на правособственности. Возникновение единогоинститута права собственности имеетпрочное основание в равной правосубъектностисобственников” . В том же смыслепри обсуждении частной проблемы – опонятии недвижимости – высказываетсяА. Ерш, оспаривая утверждение С.

Гришаевао том, что в основании выделениянедвижимости лежит право частнойсобственности на землю: “…земельныеучастки могут находиться в публичнойсобственности, однако это не меняетнедвижимой природы находящихся на нихобъектов” .

——————————–

Пятков Д.В. Гражданскаяправосубъектность хозяйственныхпубличных организаций и ее реализацияпри разграничении собственности:Автореф. дис. … канд. юрид. наук.Екатеринбург, 1999. С. 16 – 17. Работа Д.

Пятковапосвящена главным образом поиску путейпреодоления того странного обстоятельства,которое состоит в том, что “публичная”собственность не выступает непосредственнов гражданском обороте, так как органы,указанные в ст.

125ГК, являются властными органами,а не участниками оборота, требующего,как известно, равенства, а юридическиелица, созданные для эксплуатациипубличной собственности, имеют не правособственности, а право хозяйственноговедения или оперативного управления.

По мнению автора, наряду с публичнойорганизацией существует также”хозяйственная публичная организация”как субъект права собственности, хотяи с тем же наименованием (Пятков Д.В.Указ. соч. С. 6 и сл.). Как видим, проблемапубличной собственности решается не врамках форм собственности, а в сфереправосубъектности.

Ерш А.В. Зданияи сооружениякак предмет договорааренды // Вестник ВАС РФ. 2000. N 8. С. 97.

Вполне соглашаясь с позицией, согласнокоторой не может быть разницы в содержаниипубличной и частной собственности,можно, однако, заметить, что частнаясобственность на землю делает возможнымоборот земли и того, что на ней находится,а это придает юридическое значениестепени связанности имущества с землей.Если же на землю нет частной собственности,она оказывается вне оборота, соответственно,связь с земельным участком утрачиваетзначение и становится безразличной дляправа.

На почве единого права собственности,вытекающего из ст.209ГК, или изст.1Протокола N 1 Европейской конвенциипо правам человека, публичная собственностьвыступает скорее как несобственность.В этом смысле показательно дело бывшегокороля Греции и членов королевскойсемьи против Греции.

Спор, рассматривавшийсяЕС, затрагивал право на имущество короля(движимое и недвижимое) после учрежденияв Греции республики. Ответчик ссылалсяна то, что речь идет о публичном имуществекак атрибуте государства, не подпадающемпод понятие собственности, защищаемойевропейским правом.

Суд анализировалследующие факты: являлось ли имуществопредметом возмездных сделок, выплачивалисьли налоги на имущество, совершались лив отношении этого имущества актыконфискации и реституции (ибо бесцельнаконфискация относительно имущества,которое не находится в частнойсобственности).

В конечном счете ЕСпризнал, что имущество королевскойсемьи находилось у истцов на правечастной собственности.

Хотя законодательный источник нормып.1 ст. 212ГК коренится, безусловно,вст.8действующей Конституции РФ, всвою очередь, находящейся в сложнойсвязи притяжения-отталкивания ссодержаниемст.10прежней Конституции, решениемы обязаны искать тем не менее в пределахсовременного гражданского права.

Вместе с конституционной традициейзамены правовых понятийсоциально-экономическими, котораяздесь, как можно видеть, сохранена, отпрежнего законодательства перешла ипрежняя проблематика, заметно, впрочем,утратившая остроту со времен перестроечныхдискуссий.

Тогда уже приходилосьанализировать связь экономического июридического понятий собственности. Результатом этого анализа сталовыяснение того обстоятельства, что этойсвязи нет или, в смягченном варианте,что право собственности непосредственноне отражает экономических отношенийсобственности, даже если последние исуществуют.

С этих позиций искать сутьформы собственности в глубинах “базиса”- заведомо бесплодное занятие.

——————————–

Скловский К. К проблеме правасобственности // Правоведение. 1990. N 1. С.40 – 45.

Этот подход, однако, далеко не общепринят,и не следует ожидать, что многолетняяинерция внедрения в законы не облеченныхв правовые формы более или менееабстрактных экономических конструкцийостановится сама по себе. Именно этими можно объяснить как феномен п.1 ст.

212ГК РФ (хотя при сопоставлениисакрального в известный период деленияна общенародную, колхозно-кооперативнуюи личную собственность с нынешнимиформами собственности нельзя не заметитьперемещения с “базисных” надостаточно поверхностные “уровни”;компромисс, по-видимому, как обычно неустраивает полностью ни одну сторону),так и другие малоудачные попыткискрещивания экономических и юридическихкатегорий в законе, все еще предпринимаемыеи современным законодателем.

Предложенное Е.А. Сухановым объяснениезаконодательного феномена формсобственности как экономическогопонятия, не влекущего, однако, различийв содержании права собственности ипотому юридически незначимого ,подчеркивает именно этот аспект. Этоверное по сути замечание не исчерпывает,к сожалению, возникшей проблемы.

——————————–

Источник: https://studfile.net/preview/6701878/page:11/

Особенности купли-продажи земельных участков

Предусматривает ли публичная форма собственности покупку данного земельного участка?

Заключение договоров купли-продажи земельных участков регулируется § 7 «Продажа недвижимости» главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В силу требований статей 24, 30 Федерального закона от 21.07.

1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательному нотариальному удостоверению подлежат договоры купли-продажи земельных участков, принадлежащих несовершеннолетнему гражданину, гражданину, признанному ограниченно дееспособным или недееспособным, а также договоры купли-продажи долей в праве общей собственности на земельный участок.

По соглашению сторон могут быть нотариально удостоверены и иные сделки с земельными участками.

При нотариальном удостоверении договора-купли-продажи земельных участков нотариус учитывает следующие особенности.

В частности, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) (статьи 5, 15, 27, 35, 37, 39.1):

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.

При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 ЗК РФ;

3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 ЗК РФ. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, сооружений, на которые это правило не распространяется.

Статьей 37 ЗК РФ предусмотрено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. 

В соответствии с требованиями статьи 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:

устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;

ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;

ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами (статья 37 ЗК РФ).

Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

Особенности купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно статье 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

Следует также учитывать особенности правового режима земельных участков для ведения крестьянского (фермерского хозяйства).

Правовой режим данного имущества определяется статьями 257-259 ГК РФ и Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 ГК РФ. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК РФ и земельным законодательством.

Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.

В случаях, предусмотренных статьей 258 ГК РФ, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

Порядок распоряжения имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О крестьянском фермерском хозяйстве».

Распоряжение имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в интересах хозяйства его главой.

По сделкам, совершенным главой крестьянского (фермерского) хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Сделка, совершенная главой крестьянского (фермерского) хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой крестьянского (фермерского) хозяйства в его личных интересах.

земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также части зданий, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.субъект собственности, физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распорядителя, пользователя объекта собственности.

Источник: https://notariat.ru/sovet/pages/tag/udostoverenie-sdelok-kupli-prodazhi-zemelnykh-uchastkov

Жилищный вопрос
Добавить комментарий