Правомерно ли требование о возврате единовременного пособия на усыновленного при отказе от него?

Единовременное пособие при рождении ребенка

Правомерно ли требование о возврате единовременного пособия на усыновленного при отказе от него?

Заявитель имеет право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц, подразделения Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ), работника МФЦ, а также организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, их работников при предоставлении государственной услуги (далее — жалоба), а также в досудебном (внесудебном) порядке, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания для отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ уполномоченного органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц, МФЦ, его работника, организации, осуществляющей функции по предоставлению государственных услуг, ее работника, в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Предметом жалобы является нарушение прав и законных интересов заявителя, противоправные решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц, МФЦ, его работников, а также организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, их работников при предоставлении государственной услуги, нарушение положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в уполномоченный орган, в МФЦ либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично‑правового образования, являющийся учредителем МФЦ (далее — учредитель МФЦ), а также в организации, осуществляющие функции по предоставлению государственных услуг.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя уполномоченного органа рассматриваются непосредственно руководителем уполномоченного органа.

Жалобы на решения и действия (бездействие) МФЦ подаются учредителю МФЦ или должностному лицу, уполномоченному на рассмотрение жалоб нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Жалобы на решения и действия (бездействие) работников организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, подаются руководителям этих организаций.

Жалоба должна содержать:

  • наименование уполномоченного органа, предоставляющего государственную услугу, МФЦ, организации, осуществляющей функции по предоставлению государственных услуг, фамилию, имя, отчество (при наличии) их должностных лиц, предоставляющих государственную услугу, и (или) их руководителей, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя, сведения о месте жительства, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и (или) действиях (бездействии) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, МФЦ, его руководителя и (или) работника, организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, их руководителей и (или) работников;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решениями и (или) действиями (бездействием) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, МФЦ, его руководителя и (или) работника, организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, их руководителей и (или) работников.

Заявителем представляются документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.

МФЦ обеспечивает передачу жалобы в уполномоченный орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии, заключенным между МФЦ и уполномоченным органом, предоставляющим государственную услугу, но не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления жалобы.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется уполномоченным органом в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель обращался за получением государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги либо отказ в предоставлении государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, в случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление действий от имени заявителя. В случае если жалоба направляется посредством почтовой связи, направляется заверенная копия документа, подтверждающая полномочия представителя.

В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством сайта уполномоченного органа, Единого портала, портала услуг.

При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 106 настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации. При этом документа, удостоверяющего личность заявителя, не требуется.

В уполномоченном органе определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностного лица уполномоченного органа рассматриваются руководителем уполномоченного органа или должностным лицом уполномоченного органа, уполномоченным на рассмотрение жалоб. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя уполномоченного органа рассматриваются должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на рассмотрение жалоб.

В случае, если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

Уполномоченный орган обеспечивает:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование заявителей о порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственной услуги, на сайте уполномоченного органа, на Едином портале, портале услуг;
  • консультирование заявителей о порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа при личном приеме, в том числе по телефону, с использованием сайта уполномоченного органа;
  • заключение соглашений о взаимодействии между МФЦ и уполномоченным органом в части осуществления МФЦ приема жалоб и выдачи заявителю результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в Федеральную службу по труду и занятости отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в уполномоченный орган, МФЦ, учредителю МФЦ, в организации, осуществляющие функции по предоставлению государственных услуг, подлежит регистрации не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа уполномоченного органа, МФЦ, организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

  • удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
  • отказать в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный орган, МФЦ, организации, осуществляющие функции по предоставлению государственных услуг, принимают исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении жалобы может быть отказано в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственных корпораций, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Жалоба может быть оставлена без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решения и (или) действия (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо уполномоченного органа, работник МФЦ, организации, осуществляющей функции по предоставлению государственных услуг, уполномоченные на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом и направляется заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем принятия решения по результатам рассмотрения жалобы.

Заявитель вправе обжаловать решение, принятое по жалобе, направив его в Федеральную службу по труду и занятости.

Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, на сайте уполномоченного органа, на Едином портале, портале услуг, а также может быть сообщена заявителю в устной и (или) в письменной форме.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Источник: https://gu.spb.ru/187915/traditional/

Нерадивых опекунов могут заставить вернуть пособия

Правомерно ли требование о возврате единовременного пособия на усыновленного при отказе от него?

Подготовленные ведомством поправки в Семейный кодекс могут поступить на рассмотрение в Госдуму до конца весенней сессии и, в случае их принятия, вступить в силу уже в начале 2018 года.

Вернули ребёнка? Отдайте миллион

Сегодня, по данным Минобрнауки, в приёмных семьях проживают почти 60 тысяч детей-сирот. Ежегодно около одного процента договоров опеки или усыновления расторгаются как по инициативе самих приёмных родителей, так и органов опеки. В 2016 году было отменено 852 решения о передаче ребёнка в приёмную семью.

10 из них расторгли из-за ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию подопечных или жестокого обращения с ними. На общем фоне числа снижения сирот и развития семейных форм устройства в стране эти цифры не такие значительные. Однако за каждым случаем стоит трагедия ребёнка, дважды потерявшего семью.

Бюджет, как местный, так и федеральный, напоминают в Минобрнауки, в случае расторжения договоров тоже несёт потери. Сегодня минимальный размер единовременного пособия составляет 16 тысяч рублей при всех формах семейного устройства.

В случае усыновления ребёнка-инвалида, ребёнка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сёстрами единовременное пособие увеличивается до 125 тысяч рублей.

Некоторые регионы, например, Москва, Санкт-Петербург и ещё 52 субъекта за счёт собственных средств, как следует из пояснительной записки к законопроекту, выплачивают усыновителям и опекунам от 10 тысяч до 1 миллиона рублей. Эти средства авторы поправки и планируют вернуть в бюджет, чтобы они пошли на выплаты добросовестным опекунам.

852 ребенка были возвращены в детдом из приемных семей в 2016 году

Документ не предлагает чёткого механизма возврата этих денежных средств экс-опекунами, о возврате ежемесячных пособий из федерального и государственного бюджетов в нём также ничего не говорится.

Однако уже сейчас, на стадии общественного обсуждения поправок, мнения законодателей об этой инициативе кардинально разошлись.

Некоторые из них вообще усомнились в том, что идею «ударить по кошельку экс-опекунов» можно воплотить в жизнь.

Просто так «подъёмные» не отдадут

Член комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова считает некорректным решение требовать с бывших приёмных родителей «подъёмные», поскольку этих денег чаще всего уже нет.  

«В 90 процентов случаев, как показывает опыт Волгоградской области, которую я представляю в палате регионов, приёмные родители тратят единовременное пособие на обустройство ребёнка в семье — приобретают мебель, оргтехнику и другие необходимые вещи», — заявила сенатор.

«Заставить вернуть деньги можно будет только по решению суда, это очень деликатный момент», — заметила заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина при кажущейся справедливости предложения Минобрнауки считает его в целом безнравственным.

«Своей новой инициативой — введением положения о возврате единовременного пособия в случае прекращения усыновления — Правительство, по сути, принуждает людей, которые уже приняли решение отказаться от приёмного ребёнка, этого не делать. В противном случае им придётся вернуть государству крупную сумму, которую они наверняка уже потратили. Ребёнок в этой ситуации обречён жить в семье, которая его не любит», — сказал сенатор «Парламентской газете».

Ни для кого не секрет, что есть опекуны, которыми движет отнюдь не желание помочь сиротам, а меркантильный интерес.

В то же время часть парламентариев одобряют инициативу Минобрнауки.

«Если человек взял деньги, а обязанности не выполнил, он должен их вернуть», — говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев.

По мнению депутата, эта мера будет дисциплинировать потенциальных опекунов. 

С ним согласна и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова. Предложенный Правительством законопроект она считает вполне оправданным.

«Ни для кого не секрет, что есть опекуны, которыми движет отнюдь не желание помочь сиротам, а меркантильный интерес», — отметила сенатор.

Лимит для опекаемых и критерии к опекунам

Между тем для предупреждения возможностей заработать на приёмных детях одной этой меры недостаточно, убеждены почти все опрошенные «Парламентской газетой» парламентарии. Чтобы не повторялись случаи, когда приёмные родители вначале берут по десять детей, а потом от них отказываются из-за того, что «мало платят», необходимо менять саму систему семейного устройства.

Если однажды был случай возврата, следует поставить запрет для таких усыновителей и опекунов.

Сенатор Мизулина считает, что сложившаяся практика, при которой государство не оказывает помощь попавшей в беду семье, но при этом поощряет семейные формы устройства, крайне неэффективна. По её мнению, систему следует полностью перезагрузить.

«Гораздо более эффективным решением стала бы поддержка кровных родственников при принятии решения об опеке. У каждого ребёнка есть родное окружение.

Почему бы не обратить взор в эту сторону, прежде чем отдавать ребёнка посторонним людям», — предлагает сенатор.

Ее коллега Елена Попова уверена, что начать следует с пересмотра критериев для приёмных родителей: «Необходимо их сузить. И если однажды был случай возврата, поставить запрет для таких усыновителей и опекунов».

«Надо подумать о максимальном количестве опекаемых. Ведь чем больше детей мы отдаём под опеку, тем больше рисков», — говорит сенатор Кононова.

Сейчас верхний предел не определён, количество детей, отданных в приёмную семью, определяют органы опеки, ориентируясь в большей степени на жилищные условия.

Кроме того, по мнению сенатора, необходим контроль за приёмными семьями как до оформления договора об устройстве ребёнка на усыновление или опеку, так и после.

Пока законопроект, подготовленный Минобрнауки совместно с Минтрудом и Минфином, находится на стадии общественного обсуждения. Согласно проведённому авторами мониторингу, большинство регионов поддерживают эту инициативу. Дискуссия вокруг документа, предполагают законодатели, станет толчком для других инициатив, касающихся семейных форм устройства детей.

Источник: https://www.pnp.ru/social/neradivykh-opekunov-mogut-zastavit-vernut-posobiya.html

Жилищный вопрос
Добавить комментарий