Правомерен ли отказ военнослужащему в получении служебного жилья?

Отказ от служебного жилья военнослужащим последствия

Правомерен ли отказ военнослужащему в получении служебного жилья?

Некоторые категории военнослужащих, например офицеры в звании полковник и выше, имеют право на дополнительную площадь от 15 до 25 кв.м. 7.

Положена ли жилплощадь членам семьи военнослужащего в случае его гибели? Если положена, то какая норма по предоставлению жилья? Во-первых, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий.

Вправе ли военнослужащий отказаться от служебного жилья?

Важно В этот жилищный фонд входят помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны. Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). 10. Много ли обращений к Вам поступало от военнослужащих по поводу жилья? Чаще всего обращения военнослужащих связаны с незаконным увольнением без предоставления жилого помещения.

В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами. Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание. 2.

Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях? Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Консультация юриста: основания для отказа в предоставлении жилья военнослужащему

Оно гарантирует военным возможность стать получателем господдержки, а также закрепляет формулу расчёта суммы выплаты.

По закону на проверку документов заявителя и принятие решение службе даётся 30 дней. После того, как будет принято итоговое решение, его в течение трёх дней перенаправят в департамент финобеспечения Минобороны (обратившийся получит копию решения).

На перечисление средств отводится 30 дней. После того, как военнослужащий получит деньги на расчётный счёт, в течение трёх дней финобеспечение должно известить орган, отвечающий за обеспечение жильём о начислении средств.

Военнослужащие получают следующие преимущества при оформлении жилищной субсидии:

  • Время ожидания в очереди на получение помощи сокращается.
  • Есть возможность использовать деньги на покупку (самостоятельно или в ипотеку) или постройку жилья.

Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 «Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.

2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее по тексту – Инструкция, Приказ № 1280) служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.

1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно ч. 1 ст.
Закона № 76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с п.

4 Инструкции в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться:

  • меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания;
  • жилые помещения маневренного фонда;
  • жилые помещения в общежитии.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона № 76-ФЗ военнослужащим до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Одной из мер государственной поддержки населения является субсидирование, предоставляемое на улучшение жилищных условий.

Военнослужащие также могут стать получателями данного вида государственной помощи, но – в особом порядке. Обо всех изменения, произошедших в 2017 году в данном вопросе, вы узнаете из данной статьи.

Внимание Законодательное регулирование вопроса Согласно действующему законодательству, военная субсидия является программой поддержки военнослужащих, которая должна им помочь разрешить жилищный вопрос. Полученную сумму можно потратить на:

  • Приобретение жилья (как в новостройке, так и на вторичном рынке).
  • Погашение ипотеки.
  • Строительство дома.

Выплата денежных средств производится один раз – перечисляют сразу всю обозначенную сумму. Для этого получатель открывает лицевой счёт в банке.

Источник: http://2440453.ru/osnovaniya-dlya-otkaza-voennosluzhashhemu-v-predostavlenii-zhilya-ili-subsidii/

Выселение из служебного жилья в 2019 — судебная практика, с несовершеннолетним ребенком

Понятие служебного фонда жилья и особенности выселения из него подробно описаны в жилищном законодательстве. Определенные существуют для лишения права проживания в квартире, они зависят от условий по предоставлению площади для размещения. В каких случаях прописку аннулировать невозможно, о судебном практике пойдет речь в этой статье.

Что это такое

Многие вопросы с вселением и лишением права на жилплощадь в служебном жилищном фонде связаны с непониманием статуса этой недвижимости.

Определенные различия между жильем в частной собственности, муниципальным и государственным фондом недвижимости отмечаются именно в отношении служебного жилья – то есть недвижимости с определенным статусом, прописанным в законе.

Регулируются такие отношения в профильных нормативных актах, в частности, в ФЗ о статусе военнослужащих.

https://www..com/watch?v=50E19o747Gs

Дома и квартиры служебного назначения относятся к отдельному жилому фонду с определенным правовым положением.

На основании ст.92 ЖК РФ ему присущи следующие особенности:

  • обязательно отнесение к объектам муниципальной или государственной собственности с назначением органа, ответственного за перераспределение фонда;
  • выделение квартир в такой недвижимости по распоряжению определенных структурных подразделений власти;
  • предоставление жилплощади исключительно на основании договоров социального найма без выделения в частную собственность;
  • продажа таких помещений законом не предусмотрена.

Важно: Не могут относится к служебным коммунальные квартиры даже с выделенным, изолированными комнатами.

Вопросы распоряжения, прописки и выселения из частной собственности  урегулированы в основном гражданским законодательством, при том что права на распоряжение жилищным фондом указаны исключительно в Жилищном кодексе РФ и правилах пользования жилыми помещениями. В них прописаны условия распоряжения недвижимостью, эксплуатации помещений.

Основания

Право на жилье закреплено в верховном законодательном акте России – Конституции. Лишить дома любого человека нельзя, если только условия для этого не прописаны в законодательстве. Это право защищается путем установления государством определенного механизма для предоставления и выселения.

Источник: https://krasovolaw.com/otkaz-ot-sluzhebnogo-zhilya-voennosluzhaschim-posledstviya/

Отказ от предложенного жилого помещения: злоупотребление или законное право военнослужащего

Правомерен ли отказ военнослужащему в получении служебного жилья?

Разнообразие форм реализации жилищных прав военнослужащими и особенности их реализации порождают немало проблем, требующих продуманного законодательного регулирования и выработки единообразной судебной практики. Одной из таких проблем является злоупотребление правом.

Не претендуя на выяснение всех возможных способов злоупотребления правом, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащими, обратимся к анализу отдельного вопроса, актуального и не описанного на страницах журнала, – отказа военнослужащего от предоставленного жилого помещения.

В юридической литературе не существует однозначного понятия “злоупотребление правом”. Ряд авторов полностью отвергают это понятие, считая его противоречивым, лишенным всякого правового смысла, поскольку осуществление права не может быть противоправным.

Смысл данной позиции сводится к тому, что поскольку лицо в своем поведении вышло за пределы содержания предоставленного ему субъективного права, то его нельзя считать лицом, осуществляющим свое право.

В данном случае оно не злоупотребляет своим правом, а лишь действует противоправно .
——————————–

Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1946. N 6. С. 427; Самойлова М.В.

Право личной собственности граждан СССР: Автореф. дис. … канд. наук. Л., 1965. Стр. 11.

Тем не менее жилье является одним из базовых жизненных благ для любого человека. Особенно этот вопрос актуален для тех военнослужащих, которые проходят службу в распоряжении командиров (начальников) и не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилого помещения.

По мнению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, одной из основных причин нарушения жилищных прав увольняемых военнослужащих является приобретение жилья в регионах, не востребованных увольняемыми военнослужащими в качестве избранного постоянного места жительства или с потребительскими качествами ниже типовых . ——————————–

Справка о рассмотрении военными судами гражданских дел, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 6. С. 33 – 58.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как сказано в п. 19 ст.

15 названного Закона, военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия. Согласно п. 5 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850 “О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512” требования военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), не обоснованные нормами федерального законодательства, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений, удовлетворению не подлежат. В соответствии с вышеуказанным Приказом при несогласии военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке к извещению. В случае непоступления от военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), которым направлены извещения, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими (гражданами, уволенными с военной службы), принятыми на учет. В проекте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” рекомендуется обратить внимание судов на то, что законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо условий, позволяющих военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) предъявлять дополнительные требования к предоставляемому ему благоустроенному жилому помещению по месту военной службы либо по избранному месту жительства, а отказ от такого жилого помещения по мотивам отсутствия права выбора жилого помещения должен признаваться судом необоснованным. В случае если военнослужащий, проходящий военную службу в добровольном порядке до получения жилого помещения, необоснованно отказывается от предоставленного жилого помещения по указанным мотивам, действия такого военнослужащего могут быть расценены как злоупотребление правом. В этом случае последующее увольнение военнослужащего с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях будет являться правомерным. 18 февраля 2014 г. в г. Москве на Гоголевском бульваре состоялся пикет военнослужащих по поводу многочисленных нарушений, связанных с застройкой и эксплуатацией жилья в Подмосковье. По мнению военнослужащих, дома для очередников построили на территории промышленной зоны “Подрезково”, не проведя рекультивацию земель и не изменив границы санитарно-защитной зоны расположенного поблизости Черкизовского северного кладбища. В коллективным обращении, адресованном В. Путину, озвученном на пикете, военнослужащие обратились с просьбой прекратить заселение московского района Молжаниново, а также не верить докладам чиновников Минобороны России о том, что вопрос с обеспечением военных жильем практически решен, поскольку это не соответствует действительности. По мнению военнослужащих, кроме действующего Черкизовского северного кладбища, на указанной территории вообще нет никакой инфраструктуры. На территории промышленной зоны “Подрезково” в соответствии с требованиями СанПиНов разрешено строительство только производственных и культурных объектов. Строительство жилого дома осуществлялось в пределах приаэродромной территории аэропорта Шереметьево. О необходимости этих мер, отмечают активисты, мэр Москвы С. Собянин еще в марте 2011 г. сообщал тогдашнему министру обороны А. Сердюкову . ——————————–

URL: http://izvestia.ru/news.

Из приведенного примера следует, что для того, чтобы определить, является ли отказ военнослужащего от жилого помещения злоупотреблением правом, необходимо исследовать вопрос, каким условиям должно соответствовать предоставляемое жилье (место расположения, наличие инфраструктуры и т.д.). Согласно ч. 1 ст.

15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) объектом жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

Таким образом, жилое помещение обладает целым рядом юридических признаков и, кроме того, существуют определенный порядок признания помещения жилым, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.

), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности . ——————————–

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Как сказано в ч. ч. 4 и 5 ст.

1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Формулировку “право свободного выбора жилых помещений” в данном случае следует воспринимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье. Однако положение о свободе выбора жилого помещения представляется крайне сомнительным. Достаточно обратиться к ст.

49 ЖК РФ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Процедура получения такого жилья столь “строга”, что о выборе жилого помещения не может быть и речи. Редакция ч. ч. 4 и 5 в этом плане, безусловно, неудачна.

Предусмотренную “свободу выбора жилых помещений” следует воспринимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье . ——————————–

Шешко Г.Ф. Право на жилище: конституционные принципы и жилищное законодательство // Цивилист. 2007. N 4.

Как указывается в ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), как правило, в виде отдельной квартиры в пределах социальной нормы.

При предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Исходя из ч. 1 ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений должны учитываться интересы не только военнослужащего, но и членов его семьи.

Допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия. В соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 СНиП 31-01-2003 от 23 июня 2003 г. N 109 “Здания жилые многоквартирные”, принятых Постановлением Госстроя России, квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условий заселения их одной семьей.

В соответствии с ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Основным критерием отнесения помещений к жилым помещениям является их вхождение в жилищный фонд. Как показывает исследование проблемы, очень часто у военнослужащих возникает вопрос, будет ли считаться злоупотреблением правом отказ от получения жилого помещения, которое находится в доме, который не введен в эксплуатацию . ——————————–

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих / URL: http://voensud.ru. Рубрика “распределили, но ключи не дают”.

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=37793

Обзор судебной практики по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, Обзор судебной практики от 18 августа 2015 года

Правомерен ли отказ военнослужащему в получении служебного жилья?

Перед изучениемОбзора рекомендуем предварительно ознакомиться с егооглавлением.

Общиеположения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилищегарантировано статьей15 Федерального закона от 27.05.

98 N 76-ФЗ “О статусевоеннослужащих”, в соответствии с данной статьей,государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилымипомещениями в форме предоставления им денежных средств наприобретение или строительство жилых помещений либо предоставленияим жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящимФедеральным законом, другимифедеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военнойслужбы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

-военнослужащие, назначенные на воинские должности после полученияпрофессионального образования в военной профессиональнойобразовательной организации или военной образовательной организациивысшего образования и получения в связи с этим офицерскоговоинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие сними члены их семей;

-офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службыпосле 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены ихсемей;

-прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы,являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контрактупосле 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены ихсемей.

Согласно п.14ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении своенной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ичленов их семей при перемене места жительства осуществляетсяфедеральными органами исполнительной власти, в которыхпредусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджетана строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путемвыдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдачежилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иномуфедеральному органу исполнительной власти, в котором федеральнымзаконом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационногоучета по прежнему месту жительства представляются указаннымигражданами и совместно проживающими с ними членами их семей приполучении жилого помещения по избранному месту жительства.

Лицам, отказавшимсяначиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенногожилого помещения, расположенного по месту военной службы или поизбранному до дня вступления в силу настоящего Федерального законаместу жительства, которое соответствует требованиям, установленнымзаконодательством Российской Федерации, а также изъявившим желаниеизменить место жительства,предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом2.

1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, чтообеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службыпо достижении ими предельного возраста пребывания на военнойслужбе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатнымимероприятиями, общая продолжительность военной службы которыхсоставляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года былиприняты органами местного самоуправления на учет в качественуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с нимичленов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджетапо выбору гражданина, уволенного с военной службы, в формепредоставления:

жилого помещения всобственность бесплатно;

жилого помещения подоговору социального найма;

единовременной денежнойвыплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения,предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственностьбесплатно или по договору социального найма, составляет 18квадратных метров общей площади жилого помещения на одногочеловека.

Военнослужащий, имеющийвоинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военнуюслужбу либо уволенный с военной службы по достижении им предельноговозраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или всвязи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинскойчасти, военнослужащий, имеющий почетное звание РоссийскойФедерации, военнослужащий – преподаватель военной профессиональнойобразовательной организации или военной образовательной организациивысшего образования, военной кафедры при государственнойобразовательной организации высшего образования, военнослужащий -научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, припредоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилогопомещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилогопомещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье44 Федерального закона от 06.02.

97 N 27-ФЗ “О внутренних войскахМинистерства внутренних дел Российской Федерации”военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу поконтракту в воинских частях по охране важных государственныхобъектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и членыих семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми всоответствии с Жилищным кодексомРоссийской Федерации (далее в настоящей статье- проживающие совместно с ними члены их семей), на периодпрохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваютсяслужебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях,относящимися к жилым помещениям специализированного жилищногофонда.

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014N 210-КГ14-5

Исковыетребования: Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении емураспределенного жилого помещения по избранному месту жительства всвязи с обеспечением ранее жильем за счет государственногожилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом иобратился в суд.

Позиция суда:решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля2013 года, оставленным без изменения апелляционным определениемСеверного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, КривцуК.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьиСеверного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьиВерховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года впередаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседаниипрезидиума флотского военного суда и Военной коллегии ВерховногоСуда Российской Федерации заявителю и его представителюотказано.

Однако Верховный суд несогласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства вКривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве членасемьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерацииони не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военнойслужбы более 10 лет.

Согласно п.14ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, совместнопроживающих с ними членов их семей, осуществляется при получениижилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявительправомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением поизбранному месту жительства после увольнения с военной службы сучетом супруги и дочери.

Иск обобязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовскогообластного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковыетребования: Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском кАдминистрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязаниипредоставить жилое помещение.

Позиция суда:Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А.отказано.

Вышестоящий судсогласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условиемобеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категорииявляется принятие решения органами местного самоуправления опринятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях ивключении их в список нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, какследует из материалов дела, истец является включенным в списокграждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего врезультате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты”Комсомольская правда” ОАО “Ростовуголь” непригодным для проживанияпо критериям безопасности.

Как следует из материаловдела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасскаразъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию городас заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жиломпомещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался сзаявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано покаким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилогопомещения

1.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420294823

Правовой раздел

Правомерен ли отказ военнослужащему в получении служебного жилья?

Обыденность военнослужащих заключается в частых переездах из одной воинской части в другую. Как правило, располагаются эти части в разных регионах областей, республик, государства в целом

И самым главным вопросом, волнующим военнослужащего становится вопрос обеспечения жильем. Все военнослужащие, которые не имеют в месте прохождения воинской службы постоянного жилья, обязаны обеспечиваться в течении трех месяцев служебным жильем.

Если же говорить о праве военнослужащих на получение постоянного жилья в собственность, в месте прохождения службы то можно выделить следующие аспекты данного процесса. В случае, когда военнослужащий признается нуждающимся в постоянном жилом помещении, по достижении им общей продолжительности военной службы сроком в 20 лет.

Также постоянное жилье предоставляется военнослужащим, достигнувшим предельного возраста пребывания ими на службе, также в зависимости от их состояния здоровья, в случае возникновения различных организационно-штатных мероприятий, но непрерывный срок службы их при этом должен быть не менее 10 лет.

Получение необходимой субсидии является чисто добровольным делом каждого военнослужащего. Для подачи заявления о предоставлении жилого помещения, подается рапорт командиру воинской части, с соответствующим набором определенного комплекта документов.

Жилье военнослужащим предоставляется, согласно вынесенного решения комиссии решающей подобные вопросы.

В заключении военнослужащий становится в очередь на получение жилья, и дожидается этого момента, на протяжении определенного промежутка времени. В некоторых ситуациях военнослужащий может быть снят с учета, также в связи с возникновением ряда причин. Одной из таких причин является самостоятельное решение проблемы с жильем.

На практике нередко возникают ситуации, в которых военнослужащий не допускается к постановке в очередь на получение жилья по чисто формальным причинам.

При этом также существуют определенные нормы жилой площади, которые отводятся на одного человека, в которые включены все условия, необходимые для полноценного проживания как самого военнослужащего, так и членов его семьи. Определяется также и норматив стоимости одного квадратного метра жилой площади, установленный для военнослужащих, который утвержден законодательством, в случае превышения которого нужно будет доплачивать из своего собственного кармана.

● ● ● ● ●

Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться лишь четко определенным категориям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих”.

На весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями следующие категории военнослужащих:

  • военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, проживающие в закрытых военных городках.

Указанный перечень является исчерпывающим, следовательно, право на получение служебного жилья распространяется далеко не на всех военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Не вправе претендовать на получение служебных квартир от Министерства обороны Российской Федерации:

  • военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (они размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов в казармах, а матросы и старшины также размещаются на кораблях), кроме офицеров;
  • курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, не имеющие офицерских званий (в зависимости от года обучения и службы, а также семейного положения они размещаются в казармах, общежитиях либо вне расположения военных учебных заведений);
  • граждане, уволенные с военной службы и пребывающие в запасе или в отставке (они обеспечиваются постоянным жильем либо с их согласия жилищными сертификатами);
  • военнослужащие — иностранные граждане (они на весь срок военной службы размещаются в общежитиях);
  • военнослужащие, обеспеченные постоянным жильем по месту прохождения военной службы или в других близлежащих населенных пунктах;
  • военнослужащие, имеющие офицерское звание, повторно поступившие на военную службу и заключившие новый (т. е. не первый) контракт о прохождении военной службы (они вправе претендовать только на получение жилых помещений для постоянного проживания при условии, что продолжительность их военной службы после заключения первого контракта о прохождении военной службы или после окончания военного учебного заведения составляет не менее пяти лет).

Порядок и сроки предоставления военнослужащим служебного жилья.

Государство гарантирует военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставление служебных жилых помещений не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы.
Договор найма жилого помещения, в том числе и служебного, заключается на следующие сроки:

  • для военнослужащих — граждан Российской Федерации — на срок действия контракта о прохождении военной службы;
  • для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, — до окончания военной службы по призыву.

Договор прекращает свое действие при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, а для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, — при их увольнении с военной службы по призыву.
Договор найма служебного жилого помещения досрочно расторгается в следующих случаях:

  • досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
  • обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениям для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Например: по соглашению сторон; по инициативе военнослужащего; по инициативе командования (только в судебном порядке — ч. 3 ст.  101 ЖК РФ).

В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.

При досрочном расторжении или прекращении жилищного договора кадровый орган воинской части производит об этом соответствующую запись в обоих экземплярах с указанием даты и причины расторжения договора. Подпись начальника кадрового органа воинской части заверяется гербовой печатью воинской части.

В случае возникновения вопросов рекомендуем обратится к юристу по жилищным вопросам.

РООИ “РУСИЧИ-ЦЕНТР” – Правовой раздел

Источник: http://www.rusichi-center.ru/e/3008497-predostavlenie-zhilya-voennosluzhaschim

Уволенные военнослужащие, не признанные в период службы нуждающимися в получении жилого помещения, сохраняют право на его получение от Министерства обороны РФ. Верховный Суд РФ в очередной раз пересмотрел судебную практику

Правомерен ли отказ военнослужащему в получении служебного жилья?

На сегодняшний день проблема получения жилого помещения военнослужащими, по утверждению представителей МО РФ, решается весьма успешно.

В печати периодически появляются  доклады должностных лиц, которые в подтверждение сказанного приводят статистические данные о том, сколько человек, признанных нуждающимися и внесенных в Единый реестр военнослужащих, получили квартиры или жилищную субсидию.

 Вот, к примеру,  цитата из выступления Министра обороны РФ на внеплановом заседании коллегии военного ведомства, состоявшегося 25.07.2018 года:

«Прежде всего, наконец, удалось снять с повестки дня застарелую проблему нехватки жилья для военных. С 2012 года по настоящее время выполнены социальные обязательства по реализации жилищных прав в отношении более 521 тысячи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей», — отметил министр.

И далее по тексту:

Благодаря такому нововведению, как предоставление субсидий для приобретения или строительства постоянного жилья, очередь нуждающихся в нем сократилась в 2,5 раза.

Только при всей видимости успеха в разрешении столь важного вопроса, «за бортом» остается проблема, скрываемая, замалчиваемая и никогда не упоминаемая в этих самых докладах и выступлениях.

А суть проблемы в том, что достаточно большое количество бывших военнослужащих (сколько их на самом деле доподлинно неизвестно), честно и добросовестно отслуживших Родине,  заработавших право на получение жилого помещения от МО РФ, но уже закончивших службу и уволенных из рядов ВС РФ,  оказались брошенными этим самым Министерством обороны на произвол судьбы.

В подавляющем большинстве в эту группу входят военнослужащие, оставшихся проживать после увольнения в служебном жилье, в общежитиях, часто вообще не обеспеченные жильем, и которые по различным причинам, в том числе, как например, незнание закона,  прямого злоупотребления со стороны вышестоящих должностных лиц, не были признаны нуждающимися в получении жилого помещения в процессе прохождения военной службы.

 А злоупотребление выражалось в том, что увольняемым военнослужащим, не имеющим жилья, в целях их скорейшего увольнения со службы, командованием предлагались служебные квартиры, и после согласия последних на их получение, их увольняли уже как обеспеченных жильем по установленным нормам.

Соответственно, такие лица сразу же снимались с жилищного учета. По прошествии времени люди начинали понимать, что с ними поступили, мягко говоря, нехорошо, но что-либо исправить становилось невозможным.

Почему так происходит, и как теперь можно поступать в таких случаях, рассказывается в этой публикации.

Часть 1. 

Первоначально обратимся к нормам действующего законодательства, касающегося жилищного обеспечения военнослужащих.  

Исходя из ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением (жилищной субсидией) имеют следующие категории военнослужащих:

— Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года,   — признанные нуждающимися в жилых помещениях,  по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства;

— военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, или поступившие на военную службу после этой даты, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более  — по избранному постоянному месту жительства.

Сюда же можно отнести военнослужащих, уволенных до 1 января 2005 года подлежавших обеспечению жилыми помещениями органами местного самоуправления.

Между тем, в  вышеперечисленном списке к военнослужащим положения закона «О статусе военнослужащих», несмотря на  заявленные  в ст. 15  государственные гарантии предоставления жилого помещения, не применяются в том случае,  если они на момент обращения в жилищные органы МО РФ с заявлением о признании их нуждающимися уже не служат в армии. 

И такие «бывшие» военнослужащие обеспечению квартирами или жилищной субсидией от МО РФ не подлежат.  Чиновники МО РФ, в чьей компетенции находится обеспечение жилыми помещениями, отказывая таким гражданам в постановке на жилищный учет, обосновывают свой отказ тем, что они:

 — утратили связь с армией, 

— не являются действующими военнослужащими,

= жилищные органы обязаны обеспечивать жильем только действующих военнослужащих, и т.д.

 Суды, начиная с середины 2013 года, отказывают бывшим военнослужащим по их искам о признании нуждающимися в получении жилого помещения и в обязании жилищного органа  постановить их на учет.  

Судьи считают отказы жилищных органов МО РФ соответствующими закону, мотивируя это тем, что «нормативные и правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, в частности, Приказ МО РФ от 30.09.2010 №1280,
не предусматривают принятие органами военного управления на жилищный учет граждан, не являющихся военнослужащими».

Для примера рассмотрим вкратце два решения по такой категории дел.

Вначале обратимся к практике Верховного суда РФ.

Источник: https://pravorub.ru/articles/83222.html

Жилищный вопрос
Добавить комментарий