О границах земельного участка

Установление (уточнение) границ сформированных земельных участков

О границах земельного участка

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение процедуры уточнения границ земельных участков.

Специалистов Правового центра отличает глубокое понимание практики применения земельного законодательства, правовых реалий и принципов работы уполномоченных органов.

Мы осуществляем юридическое сопровождение процедуры установления (уточнения) границ земельных участков «под ключ», от обращения с заявлением к уполномоченному органу до регистрации права на образованный участок.

Правовой центр ДВА М имеет уникальный опыт взаимодействия с уполномоченными органами и разрешения споров по вопросам установления границ земельных участков. В данной сфере Правовой центр готов предложить следующие услуги:

  • правовая экспертиза оснований, порядка и проблемных аспектов процедуры установления (уточнения) границ земельного участка;
  • оценка потенциала и перспективных затрат, связанных с реализацией той или иной схемы осуществления проекта;
  • правовое сопровождение процедуры установления (уточнения) границ земельных участков и разрешение связанных с ее реализацией конфликтов, в том числе споров с иными землепользователями, органами государственной власти и пр.
  • судебная защита прав землепользователей по искам об установлении границ и иным судебным спорам, связанным с установлением, уточнением либо изменением границ земельных участков;
  • судебная защита прав землепользователей против исков и иных действий лиц, считающих себя правообладателями земельных участков на основании ранее изданных распорядительных документов.

Установление границ земельного участка

Достаточно часто на практике можно встретить земельные участки, формально поставленные на кадастровый учет, имеющие кадастровый номер и даже зарегистрированное в ЕГРП право собственности, но не имеющих определенных в установленном порядке границ.

Такая ситуация, как правило, относится к земельным участкам, предоставленным в 1990-е годы, когда в стране началось массовое предоставление земельных участков частным субъектам, но твердой законодательной и технической базы под данные процессы еще не было.

Особенно массово рассматриваемая ситуация была характерна для земель сельскохозяйственного назначения, когда на основании одного распоряжения администрации и невнятного чертежа к ней предоставлялись сотни гектар ценных сельскохозяйственных угодий.

Вместе с тем, участок не имеющих установленных надлежащим образом границ, не может считаться полноценным объектом недвижимости.

Прежде всего потому, что формально органы местного самоуправления могут предоставлять части таких «неопределенных участков» иным лицам, в связи с чем участок без границ не может считаться юридически чистым товаром.

В этом случае надлежащий правообладатель будет вынужден защищать свои права на земельный участок (его части) в судебном порядке с непредсказуемым результатом.

Очевидно, что земельные участки должны иметь установленные границы и, если таких границ нет, они должны быть установлены.

При установлении (уточнении) границ земельных участков на практике возникают следующие основные вопросы:

– каким документом были первоначально установлены границы земельного участка, предоставленного правообладателю.

Данные документы должны позволять точно установить уточняемые границы земельного участка, которые подлежат отражению в подготавливаемом кадастровом инженером межевом плане.

Если таких документов нет либо они в недостаточной степени позволяют определить границы земельного участка, границами участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения (дороги, мосты и пр.), позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Уточнение границ земельного участка

– на каком праве принадлежит земельный участок правообладателю.

Как правило, земельный участок, границы которого требуют уточнению, принадлежит правообладателю на праве собственности либо праве постоянного бессрочного пользования. Отсутствие документально подтвержденных прав на земельный участок может быть серьезным препятствием к уточнению его границ, поскольку лицо, уточняющее границы земельного участка, должно быть его правообладателем.

– не существует ли наложение уточненных границ землепользователя на границы иных участков.

Данный вопрос является самым проблематичным. Отсутствие публично установленных границ земельных участков может привести к тому, что части или даже весь участок может быть сформирован и предоставлен иному лицу.

Объяснение простое: сведения о неуточненных границах участка правообладателя отсутствуют в публичной кадастровой карте, документы о предоставлении участков правообладателю находятся в архивах или у самого правообладателя, в связи с чем об их содержании мало кому известно.

Наиболее оптимальным способом защиты права в рассматриваемой ситуации является иск правообладателя об установлении границ его земельного участка.

Для предъявления данного иска необходимо предварительное соблюдение досудебного порядка согласования межевого плана.

Правообладатель, обращаясь в суд, прикладывает к заявлению:

  • документы, подтверждающие права на земельный участок;
  • документы, подтверждающие границы земельного плана;
  • межевой план и доказательства попыток его досудебного согласования.

Неотъемлемой частью данного судебного спора будет являться проведение на основании определения суда кадастровых работ по определению границ земельного участка.

Решение суда, которым удовлетворяются требования об установлении границ, содержит необходимую информацию обо всех опорно-поворотных точках земельного участка и является основанием для внесения сведений о данных границах в кадастр недвижимости.

Основная ошибка, которую допускают землепользователи при обращении в суд в случае спора о границах земельного участка – это неправильный выбор способа защиты права.

Попытки оспаривать действия органов власти по утверждению схем расположения «конкурирующих» участков, снять эти участки с кадастрового учета и пр. – это неправильные меры, которые могут сильно затянуть восстановление нарушенных прав землепользователя.

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное правовое сопровождение процедур уточнения границ земельных участков, включая анализ правовой ситуации и правовое консультирование, юридический due diligence в отношении возможных рисков образования участка в той или иной форме или границах, правовое сопровождение процедуры образования земельного участка, представление интересов в уполномоченных органах и судах.

Наш опыт и глубокое понимание принципов работы уполномоченных органов и правовых реалий российского регулирования данных правоотношений поможет Вам снизить затраты на осуществление Вашего проекта и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/poryadok-obrazovaniya-zemelnyh-uchastkov/utochnenie-granic

Межевание границ земельных участков. Кадастровый инженер Казань

О границах земельного участка

Кадастровые работы – это комплекс различных мероприятий и действий, направленных на получение сведений об объектах недвижимости, результатом которых являются:
– межевой план земельного участка;
– технический план здания, строения, сооружения, квартиры, жилого и нежилого помещения, объекта незавершенного строительства;
– акт обследования.

Межевание (межевой план)

Межевой план подготавливается по результатам проведения работ по межеванию. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Правила и порядок межевания установлены законодательными актами, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации. Межевание включает в себя ряд работ, которые проводят кадастровые инженеры АО “БТИ РТ”:

1 этап. Геодезические замеры границ земельных участков с подготовкой отчета кадастрового инженера с описанием.

2 этап. Подготовка межевого плана для случаев:

– раздел, объединение земельных участков, – выдел земельного пая, – исправление реестровых ошибок, – Подготовка пояснительной записки к схеме расположения земельного участка Также кадастровые инженеры АО «БТИ РТ» могут подготовить заключение о наличии или отсутствии строений на земельном участке, провести восстановление границ земельного участка на местности (вынос поворотных точек в натуру).

Необходимый минимальный набор документов:

– Документ, удостоверяющий личность (при подаче заявки через сайт АО «БТИ РТ» достаточно указать реквизиты документа) – Правоустанавливающий (правоподтверждающий) документ на земельный участок (при подаче заявки через сайт АО «БТИ РТ» необходимо направить скан оригинала документа: например, свидетельство о праве собственности, выписка из Единого государственного реестра недвижимости).

Также АО «БТИ РТ» выполняет работы по Установлению на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность). Указанные работы выполняются по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В каких же случаях рекомендуется заказывать услугу по выносу в натуру границ земельного участка?

Весомой причиной для этого может быть как спор о границе с соседями (в том числе сомнения правильности границ смежных земельных участков), так и любые действия, связанные с существенными материальными затратами, а именно:

в случае приобретения (либо оформления аренды, субаренды) земельного участка вынос границ позволит покупателю (арендатору) определить соответствует ли продемонстрированный ему земельный участок документам, как с точки зрения местоположения реальных границ на местности, так и оценки его площади;

при возведении на земельном участке капитальных строений (в том числе забора) вынос границ позволит обезопасить себя от возможного оспаривания этих действий соседей и гарантировать защиту возводимых объектов от возможного сноса в судебном порядке;

в случае утраты ранее установленных межевых знаков (либо сомнений в том, что в результате чьих-либо действий их местоположение могло быть изменено) для объективной оценки местоположения границ участка во избежание возможных споров (либо для аргументации своей позиции в споре, в том числе в суде);

при проведении соседями кадастровых работ по установлению границ смежных земельных участков, для уверенности в том, что подписываемый Вами акт согласования границ содержит достоверные координаты устанавливаемой границы и соответствует точкам, указанным кадастровым инженером при проведении работ.

Технический план – это документ, который составляется в отношении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, помещения, машино-места. Он нужен для кадастрового учета объектов недвижимости, в отношении которых он составляется, в том числе при изменении их основных характеристик.

В техническом плане указываются: – сведения об объектах недвижимости, необходимые для их кадастрового учета; – сведения о части (частях) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, если на кадастровый учет нужно поставить их часть (части); – новые сведения, которые необходимо внести в ЕГРН. Технический план представляется в орган регистрации прав в форме электронного документа. Технический план составляется по итогам выполнения кадастровых работ, которые проводит кадастровый инженер.

 Для оформления технического плана необходимы следующие документы:

– Документ, удостоверяющий личность (при подаче заявки через сайт АО «БТИ РТ» достаточно указать реквизиты документа) – проектная документация (при подаче заявки через сайт АО «БТИ РТ» необходимо направить скан оригинала документа). – разрешение на строительство, если технический план оформляется на объект незавершенного строительства (при подаче заявки через сайт АО «БТИ РТ» необходимо направить скан оригинала документа); – декларация об объекте недвижимости, если в отношении объекта не предусмотрена подготовка проектной документации и выдача разрешений (при подаче заявки через сайт АО «БТИ РТ» необходимо направить скан оригинала документа). – в случае изменения параметров помещения, здания (например, общей площади, конфигурации и т. п.) необходим документ, на основании которого произведены изменения (например, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного здания или сооружения, проект перепланировки помещения и акт приемочной комиссии, заключение по результатам обследования помещения, подтверждающее невмешательство в несущие конструкции здания или сооружения и т. п.), (при подаче заявки через сайт АО «БТИ РТ» необходимо направить скан оригинала документа)

Акт обследования

Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте, а также иных документов подтверждает прекращение существования объекта с целью снятия его с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав на него. Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой акт кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

Необходимый минимальный набор документов

– Документ, удостоверяющий личность (при подаче заявки через сайт АО «БТИ РТ» достаточно указать реквизиты документа) – выписка из Единого государственного реестра недвижимости (при подаче заявки через сайт АО «БТИ РТ» необходимо направить скан оригинала документа)

– документы, подтверждающие прекращение существования объекта (в том числе решение собственника о добровольном сносе объекта) или являющиеся основанием для сноса объекта недвижимости (при подаче заявки через сайт АО «БТИ РТ» необходимо направить скан оригинала документа)

Источник: https://btirt.ru/service/kadastrovaya-deyatelnost/

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

О границах земельного участка

17.05.2019

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Нередко у граждан возникают споры об определении границ земельного участка. Узнать, как разрешить споры, поможет нижеприведенная информация, подготовленная Управлением Росреестра по Республике Тыва.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее–ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Одним из основных сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”(далее-Закон о регистрации), позволяющих определить земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи является – описание местоположения границ земельных участков.

Границы земельного участка – это линии, определяющие пределы земельного участка. Устанавливаются на местности (в натуре) и фиксируются в документах установленной формы (планы, чертежи границ).

Если возникли споры об определении границ земельного участка, то данный спор можно решить путем:

1 – проведения межевания земельного участка;

2 – обращения в судебные инстанции;

3 – исправления реестровой ошибки.

Проведение межевания земельного участка.

Чтобы установить границы земельного участка на законном основании, проводится межевание земельного участка.

В статье 39 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон о кадастре) указан порядок согласования местоположения границ земельных участков.

В соответствии с вышеуказанной статьей, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащими им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (далее – заинтересованные лица), если уточнены границы участка, в отношении которого проводились работы, или смежных участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

О проведении такого собрания заинтересованных лиц кадастровый инженер публикует объявление в официальном печатном издании или вручает под расписку извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ.

Извещения могут быть направлены почтовым отправлением с уведомлением о вручении по известным адресам электронной почты.

В соответствии со статьей 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

После того как все заинтересованные лица надлежащим образом были извещены о времени и дне проведения собрания, но не подписали акт согласования местоположения границ, при отсутствии с их стороны письменного возражения границы земельного участка будут считаться согласованными.

К межевому плану в таком случае будет приложен документ, подтверждающий надлежащее извещение всех заинтересованных лиц. Как правило, это ксерокопия страницы газеты.

Но бывает и так, что соседи выражают свое несогласие с межеванием в письменном виде, оформляя это как возражение.

Отказ в подписании акта соседи могут объяснить, например, отсутствием желания что-либо подписывать, наличием претензий по местоположению забора, строений или по другим причинам.

Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, то вопрос с установлением границ в соответствии со статьей 59 Земельного кодекса придется решать в суде.

Обращение в судебные инстанции.

Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, и Вам пришлось рассматривать данный спор через суд, то после вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда. Решение суда об установлении границ земельного участка в таком случае будет дополнительным документом, который подается вместе с межевым планом в орган регистрации прав.

Исправление реестровой ошибки.

В ЕГРН содержится большое количество сведений, как об объектах недвижимости, так и о земельных участках. Иногда случается, что в этих сведениях содержатся ошибки. Ошибки могут быть техническими или реестровыми.

Реестровая ошибка – это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия.

Иными словами, документ, который использовался при кадастровом учете и государственной регистрации прав уже содержал ошибку, которая была продублирована в ЕГРН, например, может быть допущена кадастровым инженером при межевании земельного участка, в результате чего границы земельного участка могут пересекать границы другого земельного участка.

В этом случае данная ошибка может быть исправлена в порядке статьей 61 Закона о регистрации.

В любом случае для исправления реестровой ошибки необходимо подать соответствующее заявление в орган регистрации прав.

Это можно сделать, обратившись лично в офис многофункционального центра (МФЦ), посредством почтового обращения, либо в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

С заявлением об исправлении реестровой ошибки, как правило, может обратиться только правообладатель объекта недвижимости.

Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок:

– путем формирования межевого плана (для формирования межевого плана кадастровому инженеру необходимо приложить документы, подтверждающие факт наличия такой ошибки, а также в разделе «Заключение кадастрового инженера» следует обосновать наличие такой ошибки);

– в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ЕРГН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);

– на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения).

В заключение отметим, также, что к требованиям об исправлении реестровых ошибок не применяется срок исковой давности, так как, заявляя указанные требования, истцы, как правило, фактически владеют своим земельным участком, несмотря на выявленную реестровую ошибку.

Монгуш С.О., специалист-эксперт Кызылского отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва 

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/kak-razreshit-spor-ob-opredelenii-granits-zemelnogo-uchastka/

Особенности уточнения местоположения границ земельного участка, в случае если требуется внесение изменений в сведения о смежных с ним земельных участках

О границах земельного участка

Если у Вас есть земельный участок, но границы такого земельного участка не установлены (отсутствуют сведения о координатах точек границ), то Вы вправе осуществить процедуру по уточнению сведений о местоположении границ и площади своего земельного участка.

При этом в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ порой выявляются пересечения или неувязки границ с соседними (смежными) земельными участками.

Очень часто такие ситуации возникают в связи с допущенными ранее ошибками в документах, на основании которых вносились в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о границах соседних земельных участков.

Такие ошибки считаются реестровыми ошибками.    

Наличие реестровых ошибок в местоположении границ смежных земельных участков, может повлечь приостановление государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы (далее – объект кадастровых работ).

Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков – выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.

Действующим Законом о регистрации недвижимости (Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) предусмотрены случаи уточнения местоположения границ одновременно нескольких смежных земельных участках.

Так частью 2 статьи 43 Закона о регистрации недвижимости предусмотрена возможность уточнения местоположения границ или части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) с частью границ уточняемого в результате кадастровых работ земельного участка.

Такая процедура распространяется и на земельные участки, в сведениях ЕГРН о которых содержится реестровая ошибка. Данная норма позволяет одновременно уточнить сведения о границах земельного участка, которые еще не были уточнены, и исправить реестровую ошибку в соседнем с ним земельном участке, если такая ошибка выявилась.

При этом, представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете от смежных земельных участков не потребуется, если местоположение границ земельных участков согласовано в индивидуальном порядке. То есть, если в акте согласования местоположения границ все заинтересованные лица или их представители расписались лично.

В этом случае орган регистрации прав одновременно с осуществлением кадастрового учета земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, внесет соответствующие изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и (при необходимости) площади смежных земельных участков.

При этом объем вносимых в данном случае изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и площади смежных земельных участков Законом № 218-ФЗ не ограничен.

Необходимо ли внести изменения о местоположении всех границ смежного земельного участка, либо только о местоположении общих частей границ смежного земельного участка, может определить кадастровый инженер при выполнении кадастровых работ исходя из условий договора подряда и конкретных обстоятельств. В частности, в зависимости от конкретной ситуации кадастровым инженером осуществляется определение местоположения:

либо отдельных частей границы смежного земельного участка, общих с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ;

либо всей границы смежного земельного участка (всех характерных точек его границы, включая общие с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ).

Состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от указанных выше обстоятельств. Однако стоит иметь в виду, что согласование местоположения границ при их уточнении земельного участка является обязательным.

В случае если у смежного земельного участка уточняется местоположение только тех частей границ, которые являются общими с частями границ объекта кадастровых работ, один акт согласования оформляется только в отношении объекта кадастровых работ.

В случае необходимости внесения изменений в местоположение не только общих с объектом кадастровых работ частей границ смежного земельного участка, но и в местоположение частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, в отношении каждого смежного земельного участка оформляется отдельный акт согласования.

Таким образом, в целях уточнения местоположения границ земельного участка  необходимо обратиться к кадастровому инженеру, являющемуся членом саморегулируемой организации (сведения обо всех кадастровых инженерах размещены на официальном сайте Росреестра).

С кадастровым инженером (с индивидуальным предпринимателем, если кадастровый инженер выполняет свою деятельность как индивидуальный предприниматель, либо с юридическим лицом, если кадастровый инженер является сотрудником юридического лица) необходимо заключить договор подряда на проведение кадастровых работ, включающий объем, результат выполняемой подрядчиком работы, а также условия оплаты.

После проведения всех работ будет подготовлен межевой план, содержащий все необходимые сведения для внесения в реестр недвижимости.

Внесение сведений о границах земельного участка носит заявительный характер, то есть собственнику земельного участка (или его представителю, действующему на основании нотариальной доверенности), границы которого уточняются, необходимо обратиться с соответствующим заявлением (согласно установленной форме) в любой близлежащий офис МФЦ, с приложением правоподтверждающего документа и межевого плана в электронном виде (на диске). Либо, при наличии технической возможности, подать заявление и документы через Личный кабинет портала государственных и муниципальных услуг.

Обращаем внимание на то, что в настоящее время положения части 2 статьи 43 Закона № 218-ФЗ не распространяются на случаи выполнения кадастровых работ в связи с образованием нового земельного участка (земельных участков).

Информация предоставлена

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области

Источник: http://ulmeria.ru/ru/node/101000

Межевание границ земельного участка в Москве и МО, цены на услуги межевания земель – установление и согласование границ земельных участков

О границах земельного участка

Определение границ земельного участка – это обязательная процедура, без которой нельзя получить Свидетельство о праве собственности.

Для чего нужно установление границ участка?

Согласно новым правилам, введенным с 2018 года, с землей без межевого плана нельзя совершать никаких действий, т. е. ее продажа, дарение или передача по наследству просто невозможны.

Помимо этого прохождение такой процедуры позволяет избежать споров с соседями по поводу земли (нарушение границ, «захват» чужой территории).

Имея на руках план межевания, вы сможете легко доказать, что конкретная территория принадлежит именно вам.

Основные цели законного определения границ земли:

  • уточнить межу конкретной территории;
  • выяснить реальные границы участка;
  • разрешить земельные споры при судебной экспертизе.

Когда требуется межевание?

Межеванию подлежат следующие земли:

  • Дачный участок. Процедура нужна для установления достоверных границ и площади надела, который затем официально закрепляется за собственником.
  • Сельскохозяйственные земли. Это земли, находящиеся за пределами поселений, которые могут использоваться для разных сельхоз нужд (разведение скота, выращивание растений и т. д.). Межевание может потребоваться в случае, когда необходимо согласовать границы участка с органами власти, для проведения сделки купли-продажи, аренды и прочих манипуляций с землей, оформления права на участок, при разделении земли и др.
  • Земли общего пользования. Такие земли не есть собственностью отдельных граждан и эксплуатируются владельцами (пользователями) наделов, примыкающих к этим землям. Их межевание позволяет получить разрешение на проведение строительных работ по упрощенной схеме, увеличить площадь своего надела за счет прирезки дополнительной земли и др.
  • СНТ. Определение и фиксация границ земли в садовых товариществах позволяет получить документы на право собственности или приватизацию надела, увеличить надел до 10%, защитить имущественные права на недвижимость, захваченную другим лицом и др.
  • ИЖС. Межевание земель индивидуального жилищного строительства необходимо для закрепления межи участков, оформления конкретной территории в землепользование, перераспределения участков (когда образуются новые после раздела уже существующих).

Как заказать межевание?

Для определения межи земельного участка нужно обратиться в специализированную компанию, которая имеет лицензию и занимается землеустроительными процедурами, подписать с ней договор. После этого кадастровый инженер займется сбором и анализом необходимой информации, обработкой результатов проведения топографической съемки, подготовкой межевого плана.  

Документы для выполнения межевания территории

Чтобы определить и закрепить границы конкретной территории, нужно подготовить следующие документы:

  • паспорт владельца земли;
  • документ, доказывающий право собственности на земельный надел (свидетельство) и договор основания (завещание, купля-продажа и т. п.);
  • справки, подтверждающие, что по рассматриваемой земле не проходят электрические кабели и общественные коммуникации.

Если интересы собственника представляет другое лицо, то к пакету документов прилагается доверенность и паспорт доверителя.

Согласование с соседями

Во избежание каких-либо неприятных ситуаций при межевании границ участка потребуется присутствие соседей. О предстоящей процедуре и приезде специалистов их необходимо оповестить заранее. Участие соседей нужно для того, чтобы подтвердить прохождение границ и сформировать соответствующий акт. Это позволит в дальнейшем избежать спорных ситуаций касаемо земельного участка.

Стоимость межевания земельного участка

Несмотря на то, что межевание земли выполняется по одному плану, цена услуги может варьироваться, что зависит от разных факторов:

  • срочность процедуры;
  • площадь участка;
  • сложность рельефа местности;
  • способ образования земельного участка;
  • удаленность от населенного пункта.

Результатом данной процедуры является межевой план. Внеся собственность в единый кадастровый реестр и получив на руки новый кадастровый паспорт, владелец сможет полноценно распоряжаться землей по своему усмотрению. Также это надежная защита от посягательств соседей на вашу землю и возможность законно начать строительство на участке с точными границами.

СРОКИ:от 5-тирабочих дней

СТОИМОСТЬ:от 15 000рублей

Источник: https://zemlia.tv/kadastrovye-raboty/mezhevanie/zemelnogo-uchastka/

Споры о границах земельных участков

О границах земельного участка

Наблюдения за судебной практикой, связанной со спорами о земельных учасках показывают, что ноги у них нередко растут, если так можно выразиться, из “пограничного вопроса”.

Хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями и выводами, сделанными на основе сопоставления действующего законодательства (не всегда достаточно ясного)  о надлежащих способах защиты в случае, если по данным государственного кадастра недвижимости границы двух (и более) земельных участков пересекаются между собой (т.е. имеет место наложение земельных участков друг на друга). Предать эти размышления (давно созревшие) гласности и суду коллег решила в связи с рассмотрением Президиумом ВАС РФ дела 8410/13, ну и открытой здесь темой  http://zakon.ru/Discussions/isk_ob_ustanovlenii_granic_zemelnogo_uchastka/9395 Прошу прощения у автора, но из-за объема текста посчитала более уместной самостоятельную публикацию.

В настоящее время зачастую земельные участки, несмотря на то, что они поставлены на кадастровый учет и права на них принадлежат определенным лицам, и это даже подтверждается регистрацией в ЕГРП, не имеют надлежащего описания своих границ, пересекаются своими границами или даже полностью налагаются на другие участки. По данным, которые были представлены на Президиуме Государственного Совета в октябре 2012 года, до половины земельных участков надлежащего описания границ не имеют.

Нужно сказать, что эта проблема в общем плане во многом предопределена исторически, и в том числе тем способом реформирования системы кадастрового описания и регистрации прав на земельные участки, который был принят в у нас в стране.

Конкретные способы описания и установления границ земельных участков с целью юридической фиксации их как объектов гражданских прав во многом зависят от достижений науки и техники (т.е.

это вопрос во многом технический) и принятой системы учета объектов и прав на них, ее местного или централизованного, заявительного или инвентаризационного характера  и т.п. Реформа, проводимая в нашем  государстве в этой сфере еще с 70-х годов 20 в.

состоит в сведении информации обо всех земельных участках, созданных в разное время, в период действия различного законодательства, с использованием различных способов определения границ, в том числе различных местных систем координат, а иногда и без использования таковых, в единую систему государственного кадастра недвижимости.

Безусловно, это возможно только посредством приведения всей имеющейся информации о границах земельных участков к единому знаменателю и восполнения недостающих данных.

Характерная черта этой реформы состоит в том, что построение кадастра недвижимости в целом, а также в части уточнения и восполнения недостающей информации, устранения противоречий в сведениях о земельных участках основано у нас на заявительном принципе. От предусмотренной ранее законодательством о землеустройстве инвентаризации сведений о земельных участках законодатель практически отказался.    

Описанное общее направление развития законодательства о кадастровом учете земельных участков проявляется в положениях действующего законодательства о кадастровом учете.

Знания этих положений и, главное, умение вычленить из них смысл позволяют преодолеть возникающий в голове юриста диссонанс между доктринальным пониманием земельного участка, законодательным его определением (ст. 11.

1 ЗК РФ) и реалиями повседневной жизни, где на каждом шагу встречаются земельные участки “без границ”.

Закон о ГКН все земельные участки, созданные до 01.03.2008 (даты вступления в силу этого закона), признает ранее учтенными (т.е. существующими) и при отсутствии о них информации в ГКН (статья 45 Закона о ГКН).

Для этих земельных участков предусматривается особая, отличающаяся от постановки на кадастровый учет вновь образуемых земельных участков, процедура внесения сведений о них в ГКН – внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (часть 1 статьи 16, части 3, 6, 7 статьи 45 Закона о ГКН, пункты 18, 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Особенность этой процедуры состоит в том, что:

(1) она может проводиться либо по инициативе кадастрового органа в порядке инвентаризации сведений об объектах прав, зарегистрированных в ЕГРП, либо по инициативе лица, считающего себя обладателем права на соответствующий участок и подтверждающего это право письменными доказательствами, выдававшимися в период формирования (отвода) и предоставления земельного участка (пункт 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, примечание 4 к графе 6 «Дата внесения номера в ГКН» формы кадастрового паспорта земельного участка, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831);

(2) сведения о ранее учтенном земельном участке вносятся в ГКН «как есть», т.е. без проведения нового межевания и уточнения данных о границах участка, без подготовки межевого плана (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона о ГКН).

Зачастую, однако, в нарушение изложенных правил ранее учтенный участок вместо внесения о нем сведений в ГКН и последующего уточнения его границ ставился на кадастровый учет заново, как вновь образованный  либо на кадастровый учет ставился новый земельный участок, по существу образованный из ранее учтенного, но без обозначения этого и без соблюдения правил кадастрового учета при образовании земельных участков (глава 1.1 ЗК РФ, статьи 24, 25 Закона о ГКН). Например, вместо преобразования ранее учтенного земельного участка, в отношении которого имеется ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования, собственник находящихся на нем объектов недвижимости ставит на кадастровый учет участок, образованный в порядке,  предусмотренном пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ. В результате достаточно распространенной является ситуация, когда один и тот же участок поставлен на кадастровый учет дважды или налагается на часть самого себя. Это выявляется, как правило, в тех случаях, когда информация о ранее учтенном участке вносится в кадастр позднее, иным лицом и т.п., но может быть и не выявлено никогда. Если при внесении сведений о ранее учтенном участке одновременно производится уточнение его границ, с точки зрения результата (появление в кадастре недвижимости сведений о земельном участке с установленными границами) грань между процедурами постановки на кадастровый учет участка как нового и внесением сведений о нем как о ранее учтенном практически стирается. Те нарушения публичных интересов (сохранение непрерывности истории преобразований объектов недвижимости) и соседей (установление границ без согласования со смежными правообладателями), которые имеют место при подобной подмене процедур, очевидно, могут быть устранены без аннулирования кадастрового учета участка (исправление кадастровой ошибки, разрешение спора о границах с соседом).

(3)  законодатель не принуждает правообладателей к уточнению границ принадлежащих им участков (заявительный принцип), но стимулирует их к этому, устанавливая запрет на проведение кадастрового учета, выдачу кадастрового паспорта и регистрацию прав в отношении земельных участков, границы которых не уточнены, т.е. когда информация о границах участка в ГКН отсутствует или участок пересекается с границами других участков (части 3, 4 статьи 14, пункт 2 части 2 статьи 26 Закона о ГКН, статья 19 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). 

(4) уточнение информации о границах и площади (упорядочение границ) ранее учтенных участков проводится по желанию правообладателя с обязательным проведением межевания, в ходе которого границы межуемого участка должны быть согласованы (признаны) правообладателями смежных земельных участков (части 3, 3.1 статьи 25, часть 3 статьи 38, статьи 39, 40 Закона о ГКН);

(5) если правообладатель смежного участка не согласен с предложенным ему описанием границы, отделяющей его участок от межуемого (смежной границы), уточнение данных ГКН о границах участков возможно только по результатам разрешения судом соответствующего спора, т.е. спора о местоположении смежной границы  (спора о границах, межевого спора) (пункт 2 части 1 статьи 22 пункт 9 части 3, пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о ГКН).

В зависимости от ситуации можно выделить две категории такого рода споров:

1) Спор о фактическом местоположении смежной границы отсутствует.

Такая ситуация как правило имеет место при наличии в описании одного или другого либо всех смежных участков так называемой кадастровой ошибки (статья 28 Закона о ГКН), т.е. по существу недостоверностью кадастровых сведений о земельных участках.

Недостоверность (неправильное отражение на плане участка фактически бесспорной его границы) этих сведений может быть обусловлена как, действительно, ошибками кадастрового инженера, землеустроителя, так и несопоставимостью данных (разные системы координат, способы измерения, погрешность и т.п.) о границах смежных участков. В этом случае задача кадастрового инженера и суда (если смежник не желает изменения сведений о своем участке) состоит в том, чтобы определить указанную сторонами на местности фактическую границу, нанести ее на межевой план и внести сведения о ней в  ГКН.

2) Имеет место спор о фактическом местоположении границы, т.е. на одну и ту же часть поверхности земли претендуют несколько лиц, считая, что она относится к принадлежащим им разным земельным участкам (А считает, что эта часть относится к участку А, Б считает, что к участку Б).

Чаще всего подобная ситуация возникает тогда, когда в отсутствие информации о границах ранее учтенных земельных участков на кадастровом плане территории (дежурной кадастровой карте) орган местного самоуправления (иное публично-правовое образование) рассматривает ту или иную территорию как свободную, формирует за ее счет земельный участок и предоставляет его тому или иному лицу. Поскольку в таком случае, происходит по существу «захват части принадлежащего другому лицу земельного участка», отчуждение неуправомоченным лицом части одного участка, как входящей в другой участок, спор о местоположении границы должен, как представляется, рассматриваться как спор о праве, но с некоторыми отличиями:

– это не спор о праве на конкретный объект недвижимости, а спор о праве в отношении лишь спорной части поверхности земли (спор о том, к какому из смежных участков эта часть относится по праву);

– результатом разрешения такого спора должно быть не исключение записи о праве из ЕГРП (если только не имеет места полное наложение участков друг на друга или один участок не располагается полностью в границах другого), а изменение сведений о местоположении смежной границы двух участков в ГКН (сведений о границах и площади соответствующих участков);

– суд как и в рамках спора о праве на конкретный объект может прийти к выводу, что владение спорной частью поверхности земли утрачено истцом, что исковая давность истекла или ответчик является добросовестным приобретателем, что, в отличие от спора о праве на самостоятельный объект недвижимости, должно влечь не отказ в виндикации, а установление границы в соответствии с тем, как она указана ответчиком.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/spory_o_granicah_zemelnyh_uchastkov/9400

Жилищный вопрос
Добавить комментарий