Можно ли получить материальную компенсацию пострадавшему в ДТП?

Сколько заплатят жертве?

Можно ли получить материальную компенсацию пострадавшему в ДТП?

В прошлом году в Латвии зафиксировано 4942 пострадавших в автоавариях. Это значит, что почти 5 тысяч человек были вынуждены найти деньги на лечение, на что-то жить во время больничного и иметь средства на многие другие, внезапно возникшие расходы. После такого ЧП все денежные запасы оказываются исчерпанными. «МК-Латвия» узнала:

■ У кого требовать компенсацию?

■ Какие документы нужно предоставить?

■ В течение какого времени можно требовать возмещение ущерба?

Очень надеемся, что вам эта информация никогда не понадобится, но на всякий случаем советуем ее сохранить.

Наш консультант – юрист Александр Кведарс (тел. 28661129).

У кого требовать компенсацию?

– За какой ущерб, полученный в ДТП, пострадавший может просить компенсацию?

– За моральный, материальный и физический ущерб, полученный в результате автоаварии.

– Кто может претендовать на компенсацию за моральный, материальный и физический ущерб от автоаварии?

– Начну с обратного – виновник аварии, пусть он даже пострадал в ДТП, требовать компенсацию не может, если только у него нет какой-то отдельно оформленной страховки, которая предусматривает возмещение ущерба виновникам аварии. Поэтому претендовать на компенсацию может только пострадавшая и невиновная сторона: водитель, пассажир, пешеход или третье лицо, которому причинен ущерб.

– Кто должен заплатить жертве аварии?

– Обязанность выплатить компенсацию может лежать как на страховой компании виновной стороны, так и на самом виновнике аварии. Бывают ситуации, когда пострадавшему платит и страховщик, и виновник, а бывает так, что платит только кто-то один из них.

Например, пострадавший требует от виновника 10 000 евро за  моральный ущерб. Страховая компания согласна выплатить только часть от этой суммы, к примеру, 5000 евро. В этом случае пострадавший имеет право подать в суд.

И суд, если сочтет такую просьбу мотивированной, может обязать виновника выплатить еще 5000 евро, или, скажем, только 3000 евро. Бывает так, что страховая компания полностью выплачивает компенсацию, которая устраивает пострадавшего.

Если у виновника аварии есть страховка, то правильно сначала обратиться за компенсацией к страховой компании виновника ДТП, и если размер выплаты окажется недостаточным, то пострадавший может подать в суд на самого виновника, чтобы тот из личных средств возместил ему ущерб.

Хочу подчеркнуть, что пострадавший не имеет права получить оплату ущерба одновременно и от страховщика, и от виновника аварии.

Случается, что у водителя в момент аварии не было действующей страховки ОСТА.

В этом случае выплаты совершаются из фонда Бюро страхования латвийских транспортных средств (Latvijas transportlidzeklu apdrošinašanas birojs) и обращаться за компенсацией надо к этой организации.

Бывают и такие случаи, когда авария произошла из-за действий пешехода. В этом случае пострадавший имеет всего одну возможность получить компенсацию – подать на виновника аварии в суд и получить от него лично возмещение.

Какие нужны документы

– Какие документы требуются для того, чтобы получить возмещение?

– Прежде всего это копия полицейского протокола о всех деталях аварии. Его составляет дорожная полиция, и у нее надо запросить копию этого протокола. Напомню: если произошло ДТП, в котором есть пострадавшие, то водитель обязан вызвать на место происшествия дорожную полицию.

– Что должно быть зафиксировано в протоколе?

– Все обстоятельства аварии: дата, время и т. д. Если у пострадавшего нет на руках этого протокола, то он может обратиться в дорожную полицию и ему выдадут копию протокола. Кроме того, пострадавший в аварии должен иметь заключение врачей, в котором будет сказано, какой ущерб его здоровью был причинен.

Очень важно собирать все чеки и квитанции, связанные с расходами по восстановлению здоровья: лечение, операции, реабилитацию, лекарства.

Эти документы следует предоставить в страховую компанию виновника ДТП, если страховки нет – то в Бюро страхования латвийских транспортных средств, а также в суд, если пострадавший хочет судиться.

Когда можно получить деньги

– Как быстро пострадавший получит возмещение ущерба?

– Если в результате ДТП имеются пострадавшие, полиция по их заявлению решает, начать ли уголовный процесс.

В случае если процесс начат, пострадавший от страховой компании или по решению суда получит компенсацию только тогда, когда будет принято окончательное решение по данному делу в суде.

Но даже до окончания уголовного процесса можно собрать все бумаги и подать их в страховую компанию виновного в ДТП.

– Как быстро получишь деньги от страховой компании?

– Как только собраны все документы и все корректно оформлено и установлено, в среднем в течение 10–15 рабочих дней страховщики выплачивают компенсацию.

Если компенсацию должен выплатить сам виновник и он это добровольно не делает, то происходит взыскание долга/компенсации по общим правилам через суд.

– О каких суммах идет речь?

– За материальный ущерб страховая компания может заплатить до одного миллиона евро. Например, такое происходит, если во время ДТП был причинен ущерб машине пострадавшего, вышел из строя  его ноутбук и мобильник, которые были с ним в момент ДТП, не подлежит восстановлению дорогое пальто.

А вот за ущерб, причиненный самому человеку, страховая компания может заплатить до пяти миллионов евро. Этот ущерб делится на две части: материальный и нематериальный. Под материальным ущербом понимают расходы на лечение, реабилитацию, временную либо полную потерю трудоспособности и даже смерть пострадавшего.

Нематериальным ущербом считается моральный ущерб, в это понятие входит получение инвалидности, психологическое состояние человека, те страдания, которые он перенес из-за ДТП. Выплаты за моральный ущерб совершаются по правилам Кабинета министров, которые устанавливают четкую формулу расчета их суммы.

Но даже если у человека тяжелый стресс, депрессия, он вынужден долго и дорого лечиться и восстанавливаться, все равно он не получит более 5 миллионов евро.

Инвалидность и шрамы

– Если в результате ДТП человек не может больше работать, значит ли это, что страховая компания виновного в ДТП будет обязана всю жизнь платить ему определенную сумму?

– Нет! Страховая компания заплатит ему возмещение ущерба, однако это будет одноразовая выплата. Всю жизнь страховщик не будет содержать пострадавшее лицо. Если пострадавший хочет ежемесячного содержания до конца своей жизни, то он должен обратиться с иском к виновнику ДТП в суд.

– Если в результате ДТП у пострадавшего появились шрамы, рубцы и другие повреждения, которые его изуродовали, может ли он просить компенсацию за это?

– Конечно! Размер компенсации, которую выплатит страховщик либо которую присудит суд, зависит от тяжести ущерба.

К примеру, страховщики такого рода ущерб делят на две группы: те, которые никак не влияют на функционирование организма – за это полагается компенсация в размере одной минимальной зарплаты и те, которые влияют на работу организма, в этом случае выплата будет больше – в размере трех минимальных зарплат.

Например, у человек из-за шрама появилась кривая улыбка или глаз не открывается. Но если человек недоволен размером выплат, которые произвела страховая компания виновника ДТП, то он может подать в суд и просить присудить ему большую сумму.

– В течение какого времени можно претендовать на возмещение ущерба в результате ДТП?

– Если речь идет о возмещении за ущерб материальным вещам, то претендовать на него (то есть подавать заявление и все документы) можно в течение года с момента аварии. Если речь идет о компенсации за испорченное здоровье, то подавать документы можно в течение трех лет с даты ДТП.

– Что делать, если виновник аварии не известен или авария произошла не в Латвии, а в другой стране ЕС?

– В этом случае имеет смысл обратиться в Бюро страхования латвийских транспортных средств, ее сотрудники решают такие проблемы.

Если виновник ДТП не известен, они выплачивают пострадавшему в ДТП компенсацию, а если авария произошла в другой стране ЕС, то у пострадавшего есть право обратиться к официальному представителю страховой компании виновника в Латвии либо также в указанное бюро, и ее сотрудники помогут пострадавшему получить возмещение.

Ольга ВАХТИНА,
olga.vahtina@mk-lat.lv

Источник: https://rus.timeline.lv/raksts/novosti/5517-skolko-zaplatyat-zhertve

Меня шантажируют после ДТП

Можно ли получить материальную компенсацию пострадавшему в ДТП?

Водитель зацепил бампером пешехода на зебре. От небольшого удара человек упал. Участники происшествия стали разбираться. Водитель автомобиля начал вызывать скорую и ДПС. Однако потерпевший встал, сказал, что нога не сильно повреждена, и предложил решить все полюбовно без ДПС. Машина повреждена не была.

Мы поехали в травмпункт. Потерпевший сказал врачу, что подвернул ногу. Сделали осмотр, рентген. Диагноз — вывих сустава и небольшая трещина. Поставили гипс. Врач сказал, что ничего страшного — через 10 дней уже будете бегать. Дали ему больничный.

После этого потерпевший и водитель написали расписку в двух экземплярах. В ней написано: пострадавший претензий не имеет и просит моральную компенсацию в размере 50 000 рублей. В расписке не указано, что произошло. Он получил деньги, в чем и расписался. Все мирно разошлись, все довольны.

Через несколько дней звонит родственник потерпевшего и просит от его лица еще 210 000 рублей. Угрожает судом. Говорит, что денег мало, дали подачку и так далее. Утверждает, что потерпевший не работает из-за травмы, ему за квартиру съемную платить надо. Он — рабочий-нелегал из Челябинска.

Что стоит предпринять? Какого специалиста подключать? Какие есть риски?

Анонимно

Если коротко — с учетом того, как все оформлено по документам, нарушений с вашей стороны формально нет, оснований для взыскания дополнительных денег тоже будет не так просто найти. Но риски все же есть и их нужно иметь в виду.

Сложно рассуждать о виновности или невиновности людей в ДТП, не глядя в документы — например, в те же самые европротоколы или расписку, как в вашем случае.

Разберемся, как нужно было бы поступить по закону, что получилось у вас и какие могут быть последствия.

Это не универсальная инструкция для всех случаев с неоформленными ДТП, отказом от медицинской помощи и решением вопросов с возмещением ущерба на месте. В других ситуациях события могут развиваться и по другому сценарию.

В принципе закон не запрещает участникам ДТП решать вопросы возмещения ущерба без участия ГИБДД и страховой компании. Правила дорожного движения разрешают водителям не сообщать о ДТП в полицию и оставить место ДТП, если оформят его по европротоколу.

Если не выполнить эти требования — ситуацию признают оставлением места ДТП. За такое могут лишить водительских прав на срок от года до полутора лет или поместить под административный арест на срок до 15 суток. Также за оставление места ДТП при наличии пострадавших могут привлечь к уголовной ответственности.

При этом в законе нет оговорок, что при отказе пострадавшего от медицинской помощи можно не вызывать ГИБДД и не оформлять документы.

Даже если упавший человек говорит, что с ним все в порядке, но водитель знает, что было столкновение с его автомобилем, — положено вызывать ГИБДД.

Оставление места ДТП до вызова сотрудников полиции или оформления европротокола — это нарушение, за которое накажут по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Вот несколько дел из судебной практики, когда отказ пешехода от медицинской помощи и вызова ГИБДД не помог водителю избежать ответственности за оставление места ДТП:

  1. Водитель наехал на пешехода, но тот отказался от врачей и вызова ГИБДД. Водитель убедился, что к нему никто не имеет претензий, и уехал, а потом его лишили прав на год.
  2. Девушка на велосипеде упала рядом с машиной. От помощи отказалась, доказательств, что она получила травму именно из-за столкновения с машиной, не было. Велосипедистка и водитель разъехались. Пострадавшая пошла домой, а потом оказалось, что она была в шоке и не заметила травму руки. Водителя лишили прав за оставление места ДТП и не приняли во внимание тот факт, что к нему никто не имел претензий, а связь травмы и столкновения не доказана. Для квалификации нарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП достаточно того, что водитель уехал.
  3. Произошло ДТП с участием водителя и пешехода. При этом пешеход сказал, что чувствует себя хорошо, помощь ему не нужна, ГИБДД вызывать тоже не стоит. И даже написал расписку, что не имеет к водителю претензий. А потом сам пошел в больницу фиксировать повреждения. Водитель узнал об этом и сразу приехал в ГИБДД, то есть он не прятался. Но все равно остался без прав на год, потому что с места ДТП уезжать нельзя.

Во всех этих историях пострадавшие хоть и позже, но на каком-то этапе заявили о факте ДТП. То есть суд посчитал, что само происшествие было, это доказано.

В истории с наездом на зебре и распиской факт ДТП не зафиксирован, а при осмотре в больнице пострадавший не упомянул о причине травмы.

Но другим водителям стоит иметь в виду чужой опыт, чтобы как минимум не остаться без прав на долгий срок.

Как правило, сотрудники ГИБДД изучают место ДТП, под протокол опрашивают всех участников, свидетелей, изучают показания видеорегистраторов и камер видеонаблюдения, если они есть. И уже после этого делают выводы о наличии вины водителя.

Закон в этом случае защищает интересы всех участников дорожного движения. Если человек сам бросается под колеса проезжающих авто с целью получить компенсацию, и это удастся доказать — потерпевшим его не признают, и на выплаты он может не рассчитывать.

Также потерпевшим не признают человека, который получил травму не в результате ДТП, а в другом месте. Нет причинно-следственной связи между столкновением с автомобилем и травмой — нет права требовать компенсацию.

Как экономить, меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

На пешеходном переходе случилось некое происшествие, в результате которого пешеход упал. При этом событие необязательно являлось ДТП: машина могла стоять, у пешехода могла закружиться голова, он мог подвернуть ногу на зебре. И так случилось, что рядом оказался автомобиль с неравнодушным водителем. Автовладелец решил вызвать полицию и скорую помощь, но пешеход отказался.

Причины отказа неизвестны. По закону они не должны волновать водителя, его обязанность в случае ДТП — вызвать ГИБДД, даже если пешеход говорит, что с ним все в порядке. Но в этой истории пешеход согласился на помощь, но как будто не из-за автомобиля, а из-за дискомфорта в ноге.

Он ничего не говорил про ДТП, не обвинял водителя в травме и не сообщил врачам, что произошел контакт с транспортным средством.

Водитель отвез пострадавшего в травмпункт, поскольку полагал, что может требоваться врачебное вмешательство. В травмпункте пострадавший сказал врачу, что подвернул ногу, ничего не упомянув про ДТП и его связь с травмой. Водитель точно не знает, было ли это так на самом деле, но оснований не доверять пешеходу у него не было.

При этом водитель вроде бы не мешал пешеходу сообщать врачам о дополнительных обстоятельствах получения травмы — например, о том, что он столкнулся с бампером автомобиля.

Медработники при поступлении человека с травмой всегда заполняют сигнальный листок, где со слов пострадавшего записывают обстоятельства получения телесных повреждений.

Сам водитель, вероятно, ни медиком, ни автоэкспертом не является. Оценить, в результате чего была получена травма, он не может. Если пострадавший сам утверждает, что подвернул ногу — возможно, так и было. В конце концов, ему виднее.

А если пострадавший водителя виновником своей травмы не считает, на вызове полиции не настаивает, а говорит, что ногу подвернул сам — формально это событие не считается ДТП, потому что автомобиль в нем не участвовал. А если нет ДТП, то нет и оснований для выполнения требований, предусмотренных пунктами 2.6 и 2.6.1 ПДД.

Пострадавший попросил моральную компенсацию, которую на месте и получил. Но о том, что это компенсация за травму, полученную в ДТП, он нигде не упоминает.

Все это не означает, что водителю вообще ничего не грозит. При оставлении места ДТП суд должен установить вину и умысел водителя. Для доказательства могут принять любые обстоятельства и факты, в том числе показания свидетелей.

Теоретически человек, который подвернул ногу на пешеходном переходе, может получить дополнительную компенсацию. Если кто-то причинил вред, он должен его возместить. Но потребовать их и получить выплату — это не одно и то же.

Возмещать материальный и моральный вред нужно в том случае, если есть вина. Иногда моральный вред возмещают даже при отсутствии вины, но все равно нужна причинно-следственная связь между управлением автомобилем и вредом пешеходу.

Если бы документы были оформлены правильно, как при ДТП, пешеход мог бы получить компенсацию от страховой компании. А для водителя повысился бы коэффициент при оплате полиса ОСАГО. Моральный вред, утраченный заработок и наем жилья страховая возмещать не будет. Эти суммы водитель должен платить из своего кармана.

Если пешеход решит пойти в суд, придется сослаться на расписку, по которой он уже получил 50 тысяч рублей в счет компенсации.

При таких травмах компенсация через суд может оказаться даже меньше и водителю больше ничего не придется платить.

Но такой гарантии нет, поэтому на всякий случай стоит учитывать даже самый неблагоприятный сценарий: что пешеход докажет факт ДТП и наличие связи со своими травмами, суд установит вину водителя и насчитает большую сумму компенсации.

Мы уже рассказывали о таких случаях в статьях «Продала подержанную машину, а теперь покупатель требует деньги на ремонт» и «Купили квартиру, а продавец передумал и требует доплаты».

С точки зрения закона такие действия можно квалифицировать как вымогательство. Определения шантажа в уголовном кодексе нет. Это не отдельное преступление, а способ совершить какое-то нарушение.

В тех статьях, где он упоминается, имеется в виду вид принуждения к каким-то действиям, но именно под угрозой — например, распространения каких-то сведений или разглашения тайны.

Когда речь идет о возмещении вреда при ДТП, это не совсем такой случай: если потерпевший требует что-то для защиты своих прав и угрожает судом, это не шантаж и даже не вымогательство.

Вот что можно посоветовать в этой ситуации.

Общаться только письменно. Предложите пострадавшему и его представителям составить письменную претензию, а в ответ на угрозы судом стоит ответить, что это будет самое правильное решение.

Пусть пешеход отправит претензию и водителю, и в страховую компанию. На самом деле никакого смысла обращаться по полису ОСАГО уже нет, но отказ страхователя в выплате поможет пешеходу убедиться в том, что у него почти нет шансов на компенсацию, потому что случай не оформлен как ДТП.

В письменных ответах стоит ссылаться на законы. Возможно, для этого лучше подключить юриста или адвоката. Уверенность в своей правоте и юридическая грамотность отпугнут мошенников, которые рассчитывают на легкую наживу.

Выбрать тактику защиты и подготовиться к суду. Не видя обоснований доводов пострадавшего, говорить о судебных перспективах сложно. Но обычно до судов такие истории доходят редко.

Если дело все же дойдет до судебного разбирательства — нужно будет смотреть, какие требования будут в иске, какие доводы будут приводиться и как будут обосновываться заявленные требования. Это станет понятно из письменных претензий пешехода.

На всякий случай стоит проконсультироваться с автоюристом с опытом в таких делах. Это поможет сориентироваться и учесть судебную практику в вашем регионе.

Подключать каких-либо специалистов для конкретных действий на этапе звонков и угроз преждевременно. Не всегда такие слова перерастают в реальные иски и требования.

Запомните:

  1. Для пострадавшего в ДТП самый надежный способ получения компенсации — оформить все по закону. То есть ждать ГИБДД, сообщить врачу о причинах травмы, требовать компенсацию от страховой компании и собирать доказательства ущерба для суда. Договоренность с водителем на месте может привести к тому, что даже сам факт ДТП будет сложно доказать. Хотя многое зависит от формулировок в расписке, но в этой истории они не в пользу пешехода.
  2. Для водителя оформление всех дорожно-транспортных происшествий без участия ГИБДД не всегда выгодно. Если задеть пешехода на зебре и причинить ему легкий вред, скорее всего это будет грозить штрафом. Чтобы уменьшить риски, нужно сделать все по правилам и найти максимум смягчающих обстоятельств. Еще повысится коэффициент при покупке полиса ОСАГО. Но если отдать деньги без вызова ГИБДД и уехать, вероятность потерять права будет гораздо выше, а потом придется решать вопросы с вымогательством и угрозами.
  3. Не торопитесь платить сразу в подобных случаях. Конкретно в этой ситуации уже поздно привлекать страховую компанию, но вообще вред здоровью могла бы оплатить она. Если дело дошло до требований дополнительных выплат и есть риск, что водителю все же придется отвечать, предложите пострадавшему взыскать предполагаемый ущерб через суд. Скорее всего административной ответственности здесь уже не будет, а размер компенсации может оказаться меньше, чем требует пешеход. Если он вообще сможет ее получить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/kompensatsia-dtp/

Пешеходу никто не платит

Можно ли получить материальную компенсацию пострадавшему в ДТП?

Водитель, управлявший автомобилем, сбившим пешехода, независимо от степени (и наличия) вины обязан компенсировать причиненный вред здоровью и жизни потерпевшего.

Однако в случае виновности пешехода выплаты по страховке автогражданской ответственности оказываются гораздо меньше стоимости ремонта сбившего пешехода автомобиля, хотя жизнь и здоровье – главные ценности нашего общества. Но это только одна сторона вопроса. Как ни странно, проблемы с получением эквивалентной компенсации за вред здоровью и жизни есть и у невиновных в ДТП пешеходов.

Начнем по порядку. Относительно прав. Пешеход, невиновно пострадавший в ДТП, имеет право получить компенсацию за вред здоровью от страховой компании, застраховавшей гражданскую ответственность водителя, причинившего вред в пределах страхового покрытия (на сегодня это 160 тыс.

рублей) и (или) от причинителя вреда по суду. Медицинская помощь и лечение оказываются пострадавшему независимо от его виновности или невиновности по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) в пределах предусмотренного перечня медицинских услуг и предоставляемых лекарств.

Теперь о практике реализации прав пострадавшего. Этап первый – больница.

Не хочешь остаться инвалидом – плати деньги

Этап второй – компенсация затрат пешехода на лечение по закону об ОСАГО.

Пострадавший пешеход, как и другие участники дорожного движения, невиновные в ДТП, имеют право на компенсацию вреда здоровью и жизни по закону об ОСАГО. Однако получить что-то со страховых компаний по ныне действующему законодательству на практике очень сложно. Компенсируются только затраты на лечение, которое не могло быть получено в рамках ОМС.

Необходимость всех произведенных затрат должна быть подтверждена выписками из истории болезни, чеками, договорами, счетами-фактурами, накладными и т. д. Перечень документов, которые необходимо представить, составляет до 40 позиций. В итоге компенсацию получают в основном за потерю в заработной плате в связи с длительным лечением.

Моральный ущерб по ОСАГО не компенсируется.

В результате лишь менее 0,5% от всех пострадавших в ДТП обращаются в страховые компании за возмещением вреда здоровью, а средняя сумма выплат не превышает 22 тыс. рублей. Суммарные выплаты страховщиков по закону об ОСАГО за вред здоровью всем участникам дорожного движения составляют менее 0,4% от выплат по материальному ущербу, а выплаты пешеходам составляют менее 0,1%.

Закон об ОСАГО в отношении компенсации вреда здоровью пока не работает

Надо сказать, что в новой редакции закона об ОСАГО, рассматриваемой Госдумой РФ, предусмотрены предварительные компенсации за вред здоровью без предоставления подтверждающих затраты документов, что предлагалось «Союзом пешеходов» с 2010 года.

Однако размер этих выплат, определяемый по специальной таблице в зависимости от полученной травмы, в процентах от суммы страхового покрытия, к сожалению, очень мал – при условии увеличения максимальной суммы выплат за вред здоровью до 500 тыс. рублей, за перелом, например, костей предплечья будет выплачиваться лишь 15–35 тыс.

рублей, в связи с чем мы настаиваем на повышении страхового покрытия до 2 млн рублей, как это предусмотрено для пассажиров общественного транспорта.

Кроме того, возможность своевременного получения предварительных выплат зависит от того, будут ли приняты предложенные «Союзом пешеходов» через депутата Госдумы Вячеслава Лысакова поправки в закон, так как в тексте, представленном правительством РФ, отсутствуют сроки выплат, не указаны конкретные документы, необходимые для получения выплат, а у ближайших родственников пострадавшего (кроме родителей) нет прав представлять интересы пострадавшего в ГИБДД и страховых компаниях. Вызывают также озабоченность новые поправки правительства РФ, внесенные в феврале этого года, которые предусматривают отказ от «таблицы страховых выплат, установленных правилами обязательного страхования» и замену ее «нормативами, установленными правительством РФ», которых еще нет.

Этап третий – взыскание с виновников причинения ущерба по суду.

Окончание письма пешехода Макарова: «….Мы подали в суд на «ПепсиКо» (работодателя) и водителя, однако они стали все сваливать на страховую.

В результате суда нам оплатили только моральный вред, а лечение не оплатили (решение Кировского суда Санкт-Петербурга).

Теперь у нас с женой дилемма: кто должен платить и будет ли успешной апелляция о возврате денег на лечение, ведь это потребует дополнительных затрат, а вдруг нам снова откажут?»

  • Страховщики добивают пешеходов

По оценкам практикующих юристов, до 90% постановлений судов о выплате компенсаций за причинение тяжкого вреда здоровью не исполняются полностью или частично

 Что делать? Очевидно, что эту проблему должно решить государство, как это делается в других странах. Например, в Израиле создан специальный Фонд компенсаций жертвам дорожно-транспортных происшествий, который называется «Карнит».

Этот фонд производит выплаты пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в случае нанесения ущерба их здоровью.

Выплаты производятся, если виновник скрылся с места происшествия, или когда водитель не имеет страховки, или когда у пострадавшего нет возможности подать иск для получения компенсации за вред здоровью и даже за страдания, полученные им в случаях, не описанных в законе.

Средства фонда формируются из отчислений страховых компаний, занимающихся обязательным страхованием. Руководство фонда назначается министерством финансов.

 Нужно ли создавать в России аналогичный фонд – можно обсуждать, но и без обсуждения очевидно, что не могут недостатки в законодательстве и правоприменительной практике лишать граждан России гарантированного Конституцией права на здоровье и возможность его восстановить.

Источник: https://tass.ru/opinions/1597243

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Можно ли получить материальную компенсацию пострадавшему в ДТП?

Что нужно и нельзя делать, чтобы добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу? Как противостоять подставным свидетелям со стороны виновника ДТП? И в каком случае страховщик сможет взыскать с пострадавшего пешехода сумму, выплаченную водителю?

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов довольно распространены. За январь – апрель 2019 г. только в Москве произошло 1016 ДТП, в которых 57 человек погибли, 1005 человек получили вред здоровью разной степени.

Если пешеход стал участником ДТП, ему следует руководствоваться правилами, которые в последующем помогут добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу, взыскать компенсацию морального вреда. Знание своих прав и обязанностей позволит защитить свои интересы в ходе проведения следственных действий и в суде.

Если вы пострадавший пешеход, но можете двигаться, до приезда сотрудников ГИБДД на место происшествия запишите государственный номер машины, водитель которого наехал на вас (если он попытается скрыться с места ДТП), Ф.И.О. и телефоны свидетелей (если они на машине, то ее государственный номер). Сделайте фото- и видеосъемку места ДТП.

Если вашему здоровью был причинен вред, даже легкий, вызывайте скорую помощь и не отказывайтесь от госпитализации.

При отказе протокол о ДТП с наездом на пешехода не оформляется (если не зафиксировано иное нарушение водителем ПДД), так как в этом случае считается, что пострадавшего нет, вред здоровью и материальный ущерб не причинялись.

Часто через два-три дня выясняется, что у пешехода перелом или ушиб внутренних органов, но доказать их причину не удается.

Принимайте активное участие при опросе свидетелей и составлении сотрудником ГИБДД протокола осмотра и схемы места ДТП, протокола осмотра транспортного средства.

Вы вправе ознакомиться с протоколами на месте ДТП. Если возможно, сфотографируйте их, поскольку КоАП РФ не предусматривает выдачу потерпевшим копии протокола осмотра места ДТП.

Если у вас есть замечания, их необходимо указать в протоколе.

Нужно иметь в виду, что в случае несогласия участников дорожно-транспортного происшествия со схемой места ДТП, отказа от ее подписания либо их отсутствия при ее составлении она удостоверяется понятыми либо с применением видеозаписи.

На месте ДТП вы можете не давать показания, сославшись на шоковое состояние.

После аварии как можно быстрее (в Москве – в течение 5 дней с момента ДТП) позвоните на горячую линию городской системы видеонаблюдения и оставьте заявку на сохранение видеоархива с камер по месту происшествия.

Оператору горячей линии нужно будет сообщить дату, время и адрес места ДТП. После этого вам сообщат номер заявки. Его необходимо передать сотрудникам ГИБДД или адвокату. Только они смогут получить видеозапись.

Если ДТП произошло в Москве, следует звонить на номер горячей линии: 8 (495) 587-00-02.

Чтобы ваши права как пострадавшего пешехода в ходе расследований не нарушались, лучше обратиться за юридической помощью к адвокату, который будет представлять ваши интересы. В этом случае все необходимые процессуальные действия от вашего имени совершит он. Если же вы решили справиться своими силами, то следует знать следующее:

1. Необходимо проведение медицинской экспертизы для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью. Ее назначает сотрудник полиции.

2. Сохраняйте все рецепты, выписанные врачом, и чеки, выданные при покупке медикаментов. Они могут пригодиться в будущем, когда нужно будет доказать расходы на восстановление здоровья, если выплата страховой компании не покроет затраты на лечение.

3. Если возбуждено дело об административном правонарушении, следует ознакомиться с его материалами. Случается, пострадавший пешеход не всегда получает постановление ГИБДД или решение суда, рассмотревших дело. Позже он узнает, что дело было закрыто, он признан виновным, при этом сроки для обжалования пропущены.

С уголовным делом ознакомиться не получится из-за тайны следствия. Но выход есть. Часто дело возбуждают сотрудники ГИБДД. Потом, если здоровью участника ДТП причинен тяжкий вред или он погиб, передают в ОВД. Нужно успеть ознакомиться с материалами, пока они находятся в ГИБДД.

4. В случае отказа предоставить материалы дела для ознакомления необходимо написать жалобу начальнику сотрудника ГИБДД.

5. После ознакомления с материалами дела необходимо проверить, все ли указанные вами свидетели опрошены. Если нет, попросите допросить остальных свидетелей.

Данные о свидетелях ДТП, которые имеются у пострадавшего или его родственников, необходимо сообщить дознавателю для их вызова на допрос. Также родственникам лучше самостоятельно связаться со свидетелями, сообщить, что им придется явиться на допрос, попросить их прийти.

6. Если вас не допросили на месте происшествия или в больнице, следует дать свои пояснения о произошедшем ДТП.

Особая проблема – подставные свидетели со стороны виновника происшествия, которые вдруг «находятся» после того, как произошла авария.

В этом случае помогут запись момента ДТП камерой видеофиксации и фотографии места происшествия, сделанные очевидцами.

Можно попросить адвоката к суду запросить у операторов мобильной связи данные биллинга телефонов таких «свидетелей». Это позволит доказать, что они не были в районе ДТП в момент аварии.

Если пешеход невиновен, он вправе обратиться в страховую компанию виновника ДТП для получения страховой суммы за вред здоровью. Размер выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164) и может составлять не более 500 тыс. руб.

https://www.youtube.com/watch?v=4h7FS8AOf38

В случае если виновник скрылся с места ДТП, не имел полиса ОСАГО или у страховой компании отозвали лицензию, то необходимо обратиться в Российский союз автостраховщиков. На сайте РСА размещена информация о получении компенсационных выплат.

Если страховая сумма не покрыла расходы на лечение, то можно получить дополнительную выплату. Но нужно иметь в виду: выплаты страховой организации не могут превышать 500 тыс. руб. Если расходы на восстановление здоровья оказались больше, компенсация взыскивается с виновника происшествия.

Если пешеход виновен, то взыскивать компенсацию за причинение вреда здоровью нужно не со страховой компании, а с водителя.

Пострадавший пешеход независимо от его вины может рассчитывать также на возмещение морального вреда. Компенсация взыскивается с причинителя вреда.

В качестве доказательств физических и нравственных страданий суду нужно будет предоставить фотографии травмы, описать болезненные процедуры, которым пешеход подвергался в больнице, рассказать, как изменилась его жизнь и чего он лишился из-за произошедшего ДТП.

Если виновным в происшествии будет признан пешеход, то размер расходов судьей может быть снижен, а имущественный ущерб не будет возмещен.

Ранее с пешеходов – виновников ДТП страховые организации в рамках ОСАГО взыскивали суммы, выплаченные водителям на восстановительный ремонт машины.

В настоящее время действуют поправки в Закон об ОСАГО, которые внесены Минфином по предложению МОД «Союз пешеходов».

Страховым компаниям запрещено предъявлять требования к пострадавшим пешеходам об оплате затрат на ремонт сбивших их автомобилей. Но это правило не распространяется на КАСКО.

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/poleznye-sovety-peshekhodu-uchastniku-dtp/

Возмещение ущерба при ДТП – как получить материальную компенсацию с виновника? +

Можно ли получить материальную компенсацию пострадавшему в ДТП?

Возмещение ущерба при ДТП с человека, который является виновником аварии, можно требовать тогда, когда сумма убытков превышает (в российской валюте) 120 тысяч. Как раз эти деньги выплачивает страховая компания по полису ОСАГО пострадавшему.

Судебная практика показывает – с виновника аварии сравнительно несложно вытребовать возмещение ущерба после ДТП в следующих случаях:

  • У виновника отсутствует страховое соглашение (полис), или оно «липовое», или его срок на момент аварии был исчерпан. Суд обычно в подобной ситуации принимает решение в пользу пострадавшего человека (удовлетворение его требований по возмещению морального и финансового ущерба).
  • Величина материального ущерба в результате аварии выше 120 тысяч рублей (лимит, который выплачивает страховая организация). Реальную разницу (но обязательно с принятием во внимание существующего износа транспортного средства) можно вытребовать с виновника, заключив с ним соглашение либо направив в суд иск.
  • Транспортному средству был нанесен ущерб, когда машина находилась на месте (не во время езды по дороге). Если ТС, например, находилось на автостоянке, а владелец другого авто повредил его (допустим, неаккуратно открыл дверь и поцарапал покрытие), полис ОСАГО не считает такую ситуацию страховой. Сумма, требуемая для восстановления транспортного средства, должна взыматься через суд или соглашение с виновника.
  • Количество потерпевших в дорожном происшествии составляет три и более человек. Данная ситуация предполагает увеличение страховки до 160 тысяч рублей. Но, как правило, этих денег недостаточно для ремонта машины. Судебная практика предлагает в описанном случае каждому из потерпевших направлять иск в суд на виновника аварии. Допускается оформить и соглашение с ним – судебная волокита не нужна ни одной из сторон аварии.
  • Здоровью пострадавших в ДТП был нанесен вред. Затраты на лечение свыше страхового лимита востребуются с виновника через судебный иск.

Кроме того, ОСАГО не предусматривает компенсации морального ущерба. Остается только направлять иск в суд. Практика (судебная) рассмотрения обращений по взысканию морального вреда сейчас достаточно обширна. Это обычно гарантирует принятие решений в пользу людей, которым был нанесен психологический ущерб в результате происшествия на дороге.

Как уже было замечено, возмещение ущерба при ДТП осуществляется с учетом того, насколько изношен был пострадавший автомобиль. Это означает, что улучшить свой транспорт за счет средств, взысканных с виновника происшествия, потерпевшему не удастся. «Обидчик» должен лишь возместить ущерб, образовавшийся в результате дорожной аварии, но никак не повысить стоимость пострадавшей машины.

Таким образом, «забрать» у виновника аварии (через соглашение между сторонами или через иск в суд) всю сумму, которая была потрачена на выполнение ремонта транспортного средства, не получится.

Как правило, судебная инстанция взыскивает с виновника происшествия на дороге:

  • траты на сервисы, которые оказывают пострадавшей стороне юридические фирмы и оценочные организации;
  • расходы на хранение машины и ее транспортировку в автотехцентр с места дорожного инцидента;
  • средства на восстановление в медицинских заведениях физического и морального здоровья пострадавших;
  • денежные затраты на ремонтные работы с учетом износа узлов и компонентов автомобиля;
  • расходы на почтовые услуги;
  • средства, идущие на погашение трат на реабилитацию и лечение потерпевшего, а также на возмещение ему заработной платы, которую он не получил из-за ДТП.

Также суд может удовлетворить иск об утрате стоимости (товарной) транспортного средства, но только тогда, когда возможен ее расчет. Подобный расчет не производится, если показатель износа автомобиля составляет более 35 процентов либо машина используется более пяти лет.

Как видим, закон предусматривает возможность возмещения и материального (то есть сугубо финансового), и морального ущерба пострадавшим в результате аварии.

Величина морального ущерба при этом определяется с учетом разных факторов и медицинских справок, которые предоставляет пострадавший.

По сути же, решение об «оплате» морального вреда и о конкретной сумме такого возмещения принимает (иногда достаточно субъективно) судья, определяющий степень эмоциональных страданий людей в результате ДТП.

Получение компенсации за ущерб в результате аварии через суд

Когда человек, виновный в дорожном происшествии, не желает подписывать соглашение с пострадавшими о возмещении им финансового и морального ущерба, последние должны подготовить судебный иск по месту, где постоянно проживает (зарегистрирован) виновник ДТП.

Потерпевший готовит исковое заявление, в котором указывает обстоятельства аварии и сумму, которую он планирует получить с ее виновника в качестве компенсации (сумма возмещения морального вреда, полученного в результате инцидента, в иск не вносится). К заявлению прилагаются все без исключения документы (оригиналы и копии), которые имеют отношение к ДТП.

Если сумма иска составляет более 50 тысяч рублей, дело рассматривается в районном суде. А при сумме искового заявления менее этой суммы дело ведет мировой судья. Обязательно при подаче иска требуется заплатить госпошлину.

Повторим – величина морального ущерба в исковое заявление включается. Ее устанавливает судья при проведении судебного процесса.

А вот любые расходы на судебное разбирательство, включая и государственную пошлину, разрешается включать в конечную сумму ущерба.

Существует четкий порядок добровольной оплаты человеком, виновным в ДТП, всех издержек пострадавшей стороны. Потерпевшему в результате происшествия следует четко его придерживаться. Данный порядок предусматривает выполнение далее указанных действий:

  • оформление всех документов по ДТП в ГИБДД;
  • проведение в оговоренные законом сроки независимой экспертизы по обстоятельствам и понесенному ущербу в результате дорожного происшествия;
  • получение отказа (в страховой фирме) о выплате компенсации или же справки о выдаче меньших средств, чем требуется потерпевшему для восстановления авто и своего здоровья.

Только после подготовки всей этой документации (нередко требуются и дополнительные справки) можно подписывать соглашение, в котором оговаривать возмещение ущерба при ДТП его виновником.

Специалисты советуют составлять досудебную претензию о компенсации (добровольной) ущерба в результате дорожного инцидента. В этот документ обычно включают данные:

  • о страховой выплате;
  • о виновнике происшествия;
  • об экспертизе, проведенной независимой компанией;
  • об обстоятельствах и причинах ДТП;
  • о сумме нанесенного ущерба;
  • о том, в какие сроки виновник должен возместить ущерб.

Кроме того, порядок добровольной компенсации ущерба требует, чтобы в претензии указывалась разница между реальной суммой нанесенного вреда и той, которая выплачивается страховщиком по страховке после ДТП. Заметим, что такой досудебный иск обычно содержит и сведения о том, каким образом виновник ДТП будет выплачивать компенсацию – перечислением средств на банковский счет либо наличными деньгами.

Если порядок составления досудебной претензии четко соблюдается сторонами переговоров, пострадавший получит в запланированные сроки свою компенсацию. При неправильном оформлении претензии у виновника аварии появляется возможность избежать выплат. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить крайне ответственно, консультируясь при необходимости с юристом.

Источник: https://carnovato.ru/porjadok-vozmeshhenija-materialnogo-ushherba-vinovnika-dtp/

Жилищный вопрос
Добавить комментарий