Может учитель начальных классов работать воспитателем в детском саду?

Принимаем на работу педагога

Может учитель начальных классов работать воспитателем в детском саду?

Нельзя преуменьшить важность и ответственность работы педагога, а также его влияние на детей и молодежь. Соответственно и требования к кандидату на должность педагогического работника (далее — педработник) — особые. Они касаются не только профессиональной компетентности, но и других характеристик претендента на такую должность.

Кто относится к педработникам

Педработник — это лицо, которое осуществляет педагогическую деятельность . Эта деятельность включает:

— обучение и (или) воспитание. К примеру, работа учителя, воспитателя дошкольного образования;

— научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования (УО) (его структурных подразделений), например, работа воспитателя-методиста, заведующего филиала УО, директора УО.

На заметку
Обычно трудовая функция специалиста описывается в должностной инструкции, которая составляется на основании ЕКСД .

Таким образом, нужно изучить должностные обязанности работника, в частности, его должностную инструкцию, для того чтобы определить, осуществляет он педагогическую деятельность или нет.

Обратите внимание!
Педработники могут трудиться как в сфере образования, например, воспитатель в детском саду, учитель в школе, преподаватель в институте, так и в других сферах. В частности:
— в здравоохранении, например, учитель-логопед ;
— сфере физической культуры и спорта, к примеру, педагог-психолог .

На заметку
Требования к лицам, которые занимаются педагогической деятельностью в сфере физкультуры и спорта, в настоящей статье не рассматриваются.

Образование педработника

Требования к образованию педработника предусматриваются в разделе «Квалификационные требования» соответствующей квалификационной характеристики ЕКСД . В этом разделе указывается уровень образования, а при необходимости также:

— профиль (направление) образования;

— специальность;

— рекомендуемые требования к стажу работы;

— прохождение переподготовки руководящих работников и специалистов, которые имеют высшее (среднее специальное) образование .

Пример

В квалификационной характеристике должности «Воспитатель-методист» указывается, что специалист должен иметь высшее образование по профилю:

— «Педагогика» (направление «Педагогика детства») или

— «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по направлению «Педагогика детства» и стаж работы в должностях педагогических работников не менее 3 лет .

На заметку
В дипломе о среднем специальном образовании, а также в дипломе о высшем образовании указываются, в частности :
— наименование специальности или направление специальности;
— наименование квалификации.

Связь между специальностью (направлением специальности) и квалификацией, указанными в дипломе, и требованиями к образованию в квалификационной характеристике можно установить с помощью ОКРБ 011-2009.

Пример

Профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства») соответствуют следующие специальности и квалификации высшего образования 1 ступени :

СпециальностьКвалификация
1-01 01 01 «Дошкольное образование»Педагог
1-01 02 01 «Начальное образование»Преподаватель

Пример

На должность воспитателя-методиста можно принять специалиста с высшим образованием по специальности 1-01 01 01 «Дошкольное образование», квалификация «Педагог».

На должность педработника в некоторых случаях может быть принято лицо, которое не имеет необходимого образования, например, студент на период преддипломной практики .

Здоровье педработника

Педработник обязан проходить предварительный медосмотр в порядке, который устанавливает Минздрав . Так, соискателю потребуется пройти предварительный медосмотр, если это необходимо в целях предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний .

Пример

Прохождение предварительного медосмотра потребуется, в частности, для работы:

— преподавателем в учреждении среднего специального образования ;

— воспитателем в оздоровительном лагере с круглосуточным пребыванием детей ;

— воспитателем дошкольного образования в учреждении дошкольного образования .

На заметку
В некоторых случаях для допуска к работе педработника предусмотрен обязательный профилактический наркологический осмотр. В частности, для работы:
— воспитателем дошкольного образования;
— педагогом-организатором, педагогом-психологом в УО;
— педагогом в социальном УО;
— мастером производственного обучения .

Обратите внимание!
Информация о годности к работе в должности педработника указывается в медсправке о состоянии здоровья .

Особые требования к педработнику

На должность педработника нельзя принять лицо, которое не вправе осуществлять педагогическую деятельность. В частности, если соискатель :

1) лишен права заниматься педагогической деятельностью. Лишение права заниматься педагогической деятельностью является одним из видов наказания за преступление . Такое наказание может быть назначено судом на срок от 1 года до 5 лет ;

Обратите внимание!
Сведения о лишении права заниматься педагогической деятельностью вносятся в трудовую книжку работника .

2) имеет судимость. Лицо считается судимым :

— со дня вступления в законную силу приговора суда;

— до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленном законом порядке.

На заметку
Не имеет значения, по какой статье УК есть судимость у соискателя на должность педработника.

Информацию о судимости предоставляет информационное подразделение органов внутренних дел по письменному запросу нанимателя .

Такая информация предоставляется :

— госорганизациям, финансируемым из республиканского и (или) местного бюджетов, — бесплатно;

— другим организациям — на платной основе, если иное не предусмотрено законодательными актами;

На заметку
С порядком выдачи справки о судимости, например, УВД Миноблисполкома, можно ознакомиться на сайте.

Обратите внимание!
Запрос о наличии или отсутствии судимости должен содержать :— ссылку на подп. 2.2 п. 2 ст. 51 Кодекса об образовании;— Ф.И.О.

соискателя на должность педработника;— число, месяц, год, место рождения и идентификационный номер такого лица;

— данные, позволяющие признать организацию бюджетной, если с запросом обращается госорганизация, финансируемая из бюджета.

Запрос подписывается руководителем организации и заверяется печатью .

К запросу прилагается копия документа об оплате за предоставление сведений, если запрос подает небюджетная организация .

На заметку
Соискатель может получить справку об отсутствии у него судимости самостоятельно и представить ее нанимателю .

3) признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

На заметку
Суд сообщает органу опеки и попечительства о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным в течение 3 дней после вступления решения в законную силу .

4)не имеет права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами. В частности, установлены дополнительные ограничения для кандидатов на должности, которые предполагают постоянную работу с детьми, в том числе их обучение и воспитание . К примеру, воспитатель УО, учителя всех наименований, преподаватели и др. .

Такие должности не могут занимать лица, которые ранее совершили преступления :

— против половой неприкосновенности или половой свободы;

— предусмотренные ст. 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343, 343-1 УК.

На заметку
Под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста 18 лет, если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме .

Общие правила приема на работу

Общие требования законодательства к приему на работу распространяются и на педработников. В частности, от соискателя требуются следующие документы :

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

— трудовая книжка, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

— индивидуальная программа реабилитации инвалида (для инвалидов) и др.

Источник: https://ilex.by/prinimaem-na-rabotu-pedagoga/

Эстония нуждается в единой системе дошкольного образования

Может учитель начальных классов работать воспитателем в детском саду?

19.01.2019, 10:50

 (2)
TIINA KÕRTSINI, Õhtuleht

Меня, как женщину, мать троих детей, председателя попечительского совета Детских садов Виймси и дочь человека, проработавшего всю жизнь педагогом дошкольного образования, беспокоит, что тема детских садов попадает в зону общественного внимания только в негативном контексте.

Механизмы работы детских садов и школ различаются, и до сих пор не удалось создать равномерную и конкретную систему.

Должно укрепиться сотрудничество между ответственными за детские сады местными самоуправлениями и министерством образования, ответственным за учебные процессы в школах.

Нужно создать программу, которая обеспечила бы более плавный переход из детского сада в школу для всех детей и их лучшую подготовку к школе.

Учитель детского сада vs школьный учитель

Если о зарплатах школьных учителей заботится государство, то зарплаты педагогов в детских садах определяет местное самоуправление. Если в больших городах и многих богатых волостях находят дополнительные возможности для уменьшения разницы в уровне зарплат учителей детских садов и школ, то в уездах, находящихся в более сложной экономической ситуации, для этого не хватает ресурсов.

В Эстонии около 8000 учителей детских садов, 14% из которых моложе 30 лет, и 99% из всех учителей — женщины.

Всего в Эстонии 14 905 учителей, и в прошлом учебном году учебу в общеобразовательных школах начали обучение 150 000 учеников.

Педагогам, работающим в детских садах, предвыборные платформы партий громко не обещают повышение зарплаты до 2000 евро, и их настоящие заботы редко становятся предметом общественного внимания.

Ценить учителей детских садов

Моя мама — воспитатель в детском саду, и на ее примере я видела подноготную всех государственных изменений на протяжении 30 лет.

В 1960-х годах моя мама начала работать воспитателем в детском саду, получив необходимое образование в советское время и затем повышая квалификацию на различных профессиональных курсах для воспитателей.

Далее она получила высшее образование в Таллиннском университете согласно закону, принятому в 90-х годах. В противном случае она не смогла бы продолжить работать воспитателем в детском саду.

За это время изменились требования и были усовершенствованы учебные программы, но содержательных изменений в организации работы детских садов с 1960-х годов не произошло.

Разница видна только в названии должностей: воспитатель превратился в педагога дошкольного образования с высшим образованием, а нянечка стала помощником учителя.

На самом деле не было предпринято ни одного шага, чтобы оценить работу людей с призванием воспитателя, заботящихся о наших малышах, и главным образом женский труд. Недостаточно изменить название должности.

Неравномерный уровень учебных программ

Основой для учебных программ сегодняшних детских садов становятся различные методики, такие как педагогики ”Хорошее начало”, Монтессори, Вальдорф, Реджио Эмилия, а также языковое погружение, обучение на свежем воздухе, обучение предпринимательству, ”читательские гнезда”, садики без травли и садики с особенно внимательным подходом к здоровью и т.д. Если одной из главных задач детского сада является воспитание толерантного человека, то до сих пор непонятно, с каким багажом знаний ребенок идет в школу. Уровень детских садов разный, поэтому первоклассники начинают школьный путь с очень разным уровнем, что ставит учителя с затруднительное положение.

Как сделать уроки увлекательными для тех, кто уже бегло читает, и как в то же время справиться с теми детьми, которые только учатся читать по слогам? Это неправильно и по отношению к детям — почему один ребенок должен скучать, а другой чувствовать себя некомфортно в ситуации, когда он не схватывает все достаточно быстро? По результатам исследований, было замечено, что отстающий в первом классе ребенок в третьем классе начинает отставать еще больше, а на дельнейших ступенях это отставание начинает усиливаться еще больше. Далее мы становимся причиной того, что в обществе становится больше не справляющихся со школьной программой людей, подверженных риску сбиться с верного жизненного пути.

На сегодняшний день в министерстве образования занимаются поиском разных возможностей для обеспечения бесплатных мест или бесплатных часов в детских садах для достижения более равномерного уровня подготовки детей.

Начать же следовало бы с изменения действующего сейчас рабочего распорядка учителей, согласно которому уже десятилетиями параллельно используется модель с двумя учителями и одним помощником учителя и в качестве экспериментального метода модель с одним учителем и двумя помощниками учителя.

В 2013 году согласно части 6 статьи 43 Закона о трудовом договоре было установлено рабочее время работников системы образования, пункт 1 которой предусматривает сокращенное полное рабочее время — 7 часов в день, то есть 35 часов в течение семидневной рабочей недели.

В течение двух последних лет департамент образования прибегнул к услугам кураторов, в чьи обязанности входит составление предписаний по исполнении требований во благо безопасности детей и с целью уменьшения общих расходов в детских садах.

Норма, идеальная на бумаге, не нашла поддержки среди педагогов и вызвала шквал недовольства.

Разные учебные системы детских садов

Системой старой школы называют систему ”2+1”, согласно которой за одну группу отвечают двое учителей с соответствующим образованием, деля рабочий день согласно предписаниям внутреннего распорядка, и где часто допускались длинные рабочие дни.

Главным недостатком этой системы является недооценка роли помощника учителя, потому что помимо сервировки еды и уборки его рабочие обязанности существенно увеличились.

Возникает второй вопрос — нужен ли специалист с высшим образованием во второй половине дня, когда учебная деятельность не проходит?

Кураторы департамента образования стали менять эту систему, требуя, чтобы у воспитателей была большая часть совместного пребывания в группе, чтобы оба учителя могли бы заниматься с детьми, и длинные рабочие дни признали противоречащими закону.

В прошлом году в поле зрения общественности попали первые письма родителей, говорившие о том, что учителя недовольны новой системой и в приведенном случае из садика хотели уйти пятеро из восьми учителей.

Навязывание новых правил для старой системы не является решением.

Согласно второй, находящейся в фазе тестирования системе ”1+2”, за группу отвечают один учитель и два помощника учителя.

Звание учителя дошкольного образования с высшим образованием достойно этой системы, поскольку приравнивается к работе учителей начальных классов.

Учитель отвечает за учебный уровень всей группы и не должен постоянно оставлять заметки для второго учителя. Один учитель упускает что-то из виду гораздо реже и может оказывать большую поддержку детям в случае проблем.

Простой пример — это умение держать карандаш, когда два учителя по-разному учили ребенка держать карандаш, и в итоге у него укоренилась своя собственная привычка. Простая и в то же время очень важная деталь для первоклассника.

Также система поддерживает и более высокую зарплату для двоих помощников учителя, потому что зарплатный фонд на группу остается прежним. Самым проблемным тут становится нахождение помощников учителей с соответствующим образованием, потому что отсутствует государственная система соответствующей подготовки.

И эта система вызвала недовольство родителей, потому что в навыках помощников учителей были выявлены недочеты.

Опыт детских садов Виймси

В период 2008–2013 я состояла в попечительском совете Детских садов Виймси, где стали тестировать новую систему, и принимала участие во многих обсуждениях.

На сегодняшний день эта система была успешно запущена помимо Детских садов Виймси и в нескольких садиках волости Раэ.

Признаюсь, что мой родительский скептицизм заменился на понимание, что система хорошо работает и требует большей поддержки со стороны государства и новых учебных программ.

  • Работать в направлении того, чтобы рабочее время учителей детских садов было бы справедливее, и использовать систему ”1+2”. Прекратить модификацию старой системы, которая вызывает недовольство среди родителей и учителей. Изначальную функцию пребывания детей в садике нужно заменить согласно потребностям современного дошкольного образования.
  • Труд воспитателя детского сада нужно больше ценить и привести его в соответствие с должностью учителя начальных классов. При необходимости следует найти дополнительное финансирование для выравнивания уровня зарплат учителей детских садов с зарплатами учителей начальных классов.
  • Помощников учителей, занимающихся сейчас уборкой, нужно интегрировать в работу группы и увеличить их вклад в заботу о детях. Дневные занятия должны проводиться в группах, где очень пригодится поддержка помощников учителей.
  • Дать родителям больше возможностей для получения обратной связи от одного конкретного учителя и ведения более тесной совместной работы при выявлении у ребенка особых потребностей. Роль родителей в работе детского сада должна быть поддерживающей и количество совместных занятий увеличиться.
  • Создать более безопасную среду для детей, чтобы при смене учителей в течение дня не менялись бы действующие правила. Требования воспитателей разнятся.
  • Увеличить интеграцию детей с особенными потребностями в общество в учреждениях дошкольного образования, нужны дополнительные представительства в регионах.
  • Ввести изучение иностранного языка уже в предпоследней группе детского сада.
  • Составить учебные программы, которые обеспечили бы равномерную готовность всех детей к школе.
  • Направить дополнительное финансирование не на создание бесплатных мест в детских садах, а на уменьшение количества детей в группах.

Детский сад — это место, где маленький человек работает и которое должно соответствовать современным требованиям. Начать следует с создания единой системы образования.

Источник: https://rus.delfi.ee/projects/opinion/estoniya-nuzhdaetsya-v-edinoj-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya?id=85052679

Жилищный вопрос
Добавить комментарий