Могу ли я записывать разговор с полицейским, без его согласия?

Можно ли снимать полицейского на видео? Практические советы

Могу ли я записывать разговор с полицейским, без его согласия?
Но если

закон разрешает полицейскому делать лишь то, что разрешено, то гражданину – все, что не запрещено

Значит снимать на видео полицейского можно.

Автор видео уверен, что полицейский взял взятку

Стоит отметить, что иногда полицейские и их руководство, комментируя скандальные видеоролики в интернете, ссылаются на Гражданский Кодекс. А там сказано, что использование изображения гражданина возможно только с его согласия. Мол, полицейский такой же гражданин РК, как и любой другой. Однако, по словам Уткина, это не совсем так.

— Если гражданин фиксирует на видео все происходящее, чтобы обезопасить себя в будущем, ничего предосудительного в этом нет. Ведь

данное видео можно будет использовать в качестве доказательства

некорректного поведения либо превышения полномочий сотрудника полиции, – говорит Сергей Уткин. – При этом он не нарушает статью Гражданского Кодекса, потому что

взаимоотношения полицейского во время исполнения служебных обязанностей и гражданина Гражданским Кодексом не регулируются

В нем предусмотрены лишь взаимоотношения равных субъектов. А здесь мы имеем дело со взаимоотношениями власти и подчинения. Сама же полиция вполне законно снимает граждан на видео.

 Сейчас у всех патрульных полицейских обязательно должны быть видеорегистраторы в служебных автомобилях, а также нагрудные знаки-видеорегистраторы. И все это видео хранится у них на сервере в течение полугода.

Так почему бы и обычному гражданину не фиксировать на видео взаимоотношения с полицейскими?

Как не нарваться на неприятности

Полицейские, запрещая видеосъемку, могут предъявлять разные требования. Например, указать на то, что фиксируя служебную деятельность сотрудника полиции, гражданин мешает осуществлению основных задач полиции. Но при этом

страж порядка должен обосновать, что конкретно он запрещает и в связи с чем

Не может же он запретить снимать себя на видео только потому, что хочет скрыть свои незаконные действия, дабы гражданин потом не мог ничего доказать.

Очередной конфликт произошел между инспектором и водителем в Алматы

— Я не призываю противодействовать сотруднику полиции. Это представитель власти, и за неподчинение или сопротивление ему предусмотрено суровое наказание. Вплоть до уголовной ответственности,  – говорит Сергей Уткин. – Поэтому

если требования полицейского законны, гражданин обязан их исполнять

Однако существует очень много нюансов в определении того, законно это требование или нет. Поэтому не нужно бояться задавать вопросы. То есть если гражданин снимает на видео полицейского, а тот требует немедленно прекратить съемку,

лучше какое-то время не останавливать запись, вести себя подчеркнуто уважительно, но при этом задавать вопросы

типа:

  • Если у вас законное требование, я конечно прекращу съемку, но объясните, почему я должен это сделать?
  • В ваших действиях присутствует какая-то секретность?
  • Какой нормой закона вы руководствуетесь, когда отдаете мне такое указание?
  • Назовите, пожалуйста, статью и пункт закона, по которым это запрещено?

Как правило, этого вполне достаточно, чтобы полицейский прекратил свои противоправные действия и стал действовать, как положено по закону. Хотя иногда ситуация принимает совершенно другой оборот. Полицейский может попросту отнять у вас записывающее устройство, стереть запись и заявить, что никакого инцидента вообще не было.

Как доказать реальность инцидента

Если полицейский начинает распускать руки и пытается отнять записывающее устройство, мой собеседник настоятельно рекомендует не проявлять агрессию. Впоследствии это может быть обращено против вас. Лучше (по возможности) все происходящее

зафиксировать на видео, а потом отключить запись

Еще эффективнее при возникновении конфликтной ситуации

скрытно пользоваться вторым записывающим устройством

Пусть даже это будет аудиозапись. Если же полицейский забрал и разбил записывающее устройство, «флешка» там все равно останется, и с нее можно будет скачать отснятый материал. Если же он удалил видеозапись, то существуют специальные компьютерные программы по восстановлению файлов.

Полиции лучше не попадаться, дорого будет стоить — юрист из Украины

— Если все это сделать не удалось, или полицейский вообще забрал записывающее устройство и говорит, что ничего не было (а свидетелей, вещдоков и других доказательств нет),

нужно писать жалобу в Управление собственной безопасности Департамента внутренних дел, прокуратуру или в суд, и настаивать, чтобы полицейского проверили на детектор лжи на полиграфе

Этот прибор применяется во всем мире. Конечно, его показания не являются единственным доказательством, но все же дают возможность дать какую-то оценку. Если полицейский категорически отказывается от обследования на полиграфе, а гражданин согласен пройти проверку, это обстоятельство уже говорит о многом.

Коротко о главном:

  • Снимать действия полицейского на видео закон не запрещает;
  • Если полицейский запрещает видеосъемку, он должен объяснить, каким законом это запрещено и в связи с чем;
  • Важно задавать вопросы, чтобы выяснить, чем полицейский объясняет запрет;
  • Ни в коем случае не применять агрессию против полицейского;
  • Иметь при себе дополнительное записывающее устройство;
  • В случаях противоправных действий полицейских обращаться с жалобой в прокуратуру или суд;
  • Если видеозапись инцидента уничтожена, настаивать на проведении проверки показаний полицейского на «детекторе лжи».

Источник: https://365info.kz/2017/06/mozhno-li-snimat-politsejskogo-na-video-prakticheskie-sovety

О видео-фиксации действий сотрудников полиции и разъяснении понятий: гражданин и гражданин российской федерации в соответствии с законом о полиции

Могу ли я записывать разговор с полицейским, без его согласия?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” (далее – Федеральный закон “О полиции”), в данном законодательном акте под “гражданами” понимаются: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Одним из принципов деятельности полиции является беспристрастность (статья 7 Федерального закона “О полиции”).

Согласно части 1 данной статьи, полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”,  сотрудникам полиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данное право полиции может быть реализовано для выполнения возложенной на нее обязанности участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а так же за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации (пункт 33 части 1 статьи 12 Федерального закона “О полиции”).

На основании пункта 1 части 4 и части 5 статьи 5 Федерального закона “О полиции” при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения гражданина к сотруднику полиции,  последний обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

На граждан федеральным законом, либо иным нормативным правовым актом обязанности по “собственной устной и письменной идентификации” не возложены.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона “О полиции”, деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Кроме того, в соответствии с пунктом 25 приказа МВД России  от 2 марта 2009 г.

N 185 “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения” сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Так, федеральными конституционными законами от 30 мая 2001 г. N 5485-1 “О государственной тайне”, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” и некоторыми другими законодательными актами предусмотрены ограничения данного конституционного права гражданина.

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность”), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I “О государственной тайне”).

В случае существующего запрета на фото-, видеосъемку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона “О полиции” должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий фото-, видеосъемку.

Законодательством Российской Федерации не  установлен запрет фото-, видеосъемку сотрудников полиции, в то же время названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении. Ответственность за такие нарушения наступает на основании нормативных правовых актов, охраняющих соответствующие отношения (например, статьи 13.11 и 20.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кроме того, любой гражданин, в том числе и сотрудник полиции при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения может обратиться в установленном порядке в суд.

Учитывая изложенное, использование видео- и звукозаписывающей аппаратуры при разговоре с сотрудниками полиции возможно в случае отсутствия запрета на ее использование и соблюдения гражданских прав.

Разъяснение подготовлено Договорно-правовым департаментом МВД России.

Источник: https://31.xn--b1aew.xn--p1ai/citizens/pravo/urcons/uk3

Правомерна ли звукозапись разговора с сотрудником полиции без уведомления о записи?

Могу ли я записывать разговор с полицейским, без его согласия?

Существует мнение, что если сотрудники полиции действуют на основании государственных полномочий, то гражданин может записывать на диктофон любые разговоры со своим участием без уведомления сотрудников полиции о записи – есть ли такое право у граждан?

Право записи разговоров сотрудников полиции без их уведомления требует наличия определённых условий:

  • оперативные мероприятия сотрудников ОСБ МВД России;
  • фиксирование гражданином нарушения своих прав сотрудником правоохранительных органов, если такая запись не нарушает режима тайны следствия (правомерность записи в этом случае требует доказательства в суде).

В различных форумах и других лентах обсуждений вопроса скрытой звукозаписи читатели пишут следующие комментарии:

  • “… не имеет право записывать по причине нарушения ст. 23 Конституции”;
  • “… имеет право записывать, так как недопустимо ограничение прав и свобод”;
  • “… разговоры, касающиеся самого себя гражданин всегда может записать”;
  • “… полиция является публичной властью и не имеет право скрывать сведения от гражданина”

подобные комментарии создаются простыми читателями, не имеющими юридического образования.

Вопрос: Что же неправильного в приведённых выше утверждениях?

1. Статья 23 Конституции РФ закрепляет за гражданином право неприкосновенности сведений о его личной жизни, в то время как сотрудник полиции при исполнении своих служебных обязанностей является представителем государственной власти и не передаёт в служебных разговорах сведений о своей личной жизни.

Вопрос: Значит ли это, что разговор с представителем власти можно скрытно записывать? – таких оснований у гражданина нет, без присутствия особого случая нарушения его прав.

2.

Заявления о недопустимости ограничения прав, указанных в части 2 статьи 6 федерального закона “О полиции“, записи разговора “самого себя” и официальности действий сотрудников полиции, можно прокомментировать тем, что никто не нарушает права граждан, запрещая вести звукозапись разговора, содержащего сведения составляющие тайну следствия, установленную статьёй 161 УПК РФ и другими нормами, регулирующими режим профессиональной тайны сотрудников полиции.

Следует понимать, что для охраны прав граждан в структуре правоохранительных органов введён информационный режимпрофессиональной тайны и ограничения доступа к процессуальным документам.

Именно поэтому гражданину нельзя осуществлять звукозапись разговоров, в которых присутствуют сведения: раскрывающие следственные методики; содержащие фрагменты документов с ограниченным режимом доступа; содержащие персональные данные или сведения о личной жизни третьих лиц.

В основном такие разговоры связаны с заявлением о правонарушении, получением показаний свидетелей, подозреваемых и другое.

Для осуществления аудиозаписи допроса следователем существует процедура уведомления следователя через письменное заявление (ходатайство) об осуществлении аудиозаписи допроса.

Согласно части 4 статьи 189 УПК РФ: “По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются.”

Из нормы закона следует, что предусмотрен особый режим хранения информации, полученной в ходе следствия.

Частью 7 статьи 5 закона “О полиции” устанавливается право доступа для ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Поэтому гражданин или его представитель может получить доступ, требуемый для защиты своих прав, к аудиозаписи, хранимой в особом информационном режиме.

Вопрос: Что можно записывать гражданину при разговоре с сотрудником полиции, кроме доказательств нарушения своих прав, способом не нарушающим особые информационные режимы?

В целях правильного понимания разъяснений сотрудника полиции в отношении прав гражданина, гражданин может осуществить звукозапись разговора с информацией о своих правах и планом необходимых действий для их защиты после разрешения сотрудником полиции осуществления такой записи.

Разрешение требуется для того, чтобы удостовериться в том, что нет нарушений режима профессиональной тайны. Сотрудник правоохранительных органов может запретить аудиозапись и предоставить гражданину свои разъяснения в письменном виде, например, в виде инструкции, справки, памятки (это его право).

Развитие информационных систем государственного назначения позволяет предположить, что в будущем исчезнет потребность в осуществлении аудио-фиксирования действий должностных лиц.

Информационной системой будет проводиться аудио- и видео- протоколирование всех действий представителей гос. служб и гражданину будет достаточно подать жалобу в надзорные органы, чтобы была проведена проверка с использованием материалов государственных информационных систем.

Дополнительный материал по теме этой статьи:

  • Информационные отношения: информационно-правовые режимы
  • Правомерность скрытой и обычной записи разговора на диктофон

12 мая 2019 года.

автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.

Задавайте вопросы, пишите комментарии, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/info_law_society/pravomerna-li-zvukozapis-razgovora-s-sotrudnikom-policii-bez-uvedomleniia-o-zapisi-5cd81d63dc10c300b339a9cd

Остановила полиция: что делать и как себя вести

Могу ли я записывать разговор с полицейским, без его согласия?

В любых. Если вы идёте по улице, то вы участник дорожного движения. А если в стране объявлен “красный” уровень террористической опасности, то тем более не стоит сопротивляться полицейским. Спокойно остановитесь и вежливо спросите, в связи с чем вас остановили. Вы не совершали правонарушений и ваша совесть чиста? Вас обязательно отпустят.

В соответствии со статьёй 9 Закона Республики Казахстан “О документах, удостоверяющих личность”, “Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории, обязаны иметь удостоверение личности”.

В Законе не прописана обязанность постоянного ношения документов при себе, и не предусмотрен запрет на оставление документов дома. В соответствии с принципом права “Граждане вправе делать то, что не запрещено” документы, удостоверяющие личность носить постоянно с собой не обязательно.

Если вы не совершили правонарушения, полицейский не вправе задерживать вас и ограничивать вашу свободу. Поэтому сначала попросите его предъявить служебное удостоверение, а потом поинтересуйтесь, в связи с чем он просит вас показать документы.

Если страж правопорядка настаивает на том, чтобы вы предъявили свои документы, вы вправе отказать. Вежливо ответьте, что у вас с собой нет документов, так как по закону вы не обязаны их с собой носить.

Нет, если вы не совершили административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 6 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 9 апреля 2012 года “О применении мер обеспечения и производства и некоторых других вопросах применения законодательства об административных правонарушениях” личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при вас производится только в случае совершения административного правонарушения. И то только в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения. В любом другом случае никто не имеет права вас обыскивать.

Опять же, вас могут задержать, только если вы совершили правонарушение.

В соответствии со статьёй 6, пункт 1, подпункт 31, Закона РК “Об органах внутренних дел Республики Казахстан” полицейские вправе задерживать только лиц, совершивших уголовное или административное правонарушение.

Согласно статье 16 Конституции РК, каждый имеет право на личную свободу. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законам случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права на обжалование.

Хотя вас могут задержать и без санкции, но на срок не более 72 часов. Административный арест устанавливается на срок до 30 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения могут закрыть на срок до 45 суток. Административный арест назначается судьёй в исключительных случаях.

Если вы уверены, что находитесь в трезвом уме и твёрдой памяти, то лучше не сопротивляться и пройти экспертизу. Существуют правила направления для освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов, утверждённые Постановлением Правительства РК от 4 июня 2003 года № 528.

Согласно данным правилам, медицинское освидетельствование в медучреждении проводится по письменному заявлению. В случае, если полицейский провёл медицинское освидетельствование на месте, к направлению для медицинского освидетельствования в медучреждении прилагается акт освидетельствования установленного образца.

Акт составляется полицейским в присутствии двух понятых. При отсутствии понятых допускается проведение медицинского освидетельствования только с вашего согласия. В таком случае вы направляетесь на экспертизу в медицинское учреждение, полицейский не может освидетельствовать вас сам.

Если в итоге окажется, что вы не пьяны и не под действием наркотиков, то вы вправе требовать возмещения затрат, возникших в связи с данной процедурой, и обжаловать действия полицейского.

Вы вправе отказаться от проведения освидетельствования и изложить свою позицию в протоколе об административном правонарушении, акте освидетельствования или в отдельном объяснении, которое прилагается к протоколу об административном правонарушении.

В соответствии со статьёй 36 Закона РК “О правах ребёнка в Республике Казахстан” ребёнку запрещено находиться вне дома без сопровождения родителей или опекунов в период с 23.00 до 6.00.

Полицейские могут доставить ребёнка в отделение, откуда родители его заберут.

А потом оплатят штраф от трёх до 15 МРП в соответствии со статьёй 442 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Вы обязаны предоставить свои пальцы для дактилоскопии, только если вас в чём-то подозревают.

В соответствии с подпунктом 30 пункта 2 Закона РК “Об органах внутренних дел” снятие отпечатков (дактилоскопия) производится в отношении подозреваемых, обвиняемых и лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (тюрьме), а также содержащихся в специальных учреждениях органов внутренних дел (следственный изолятор, изолятор временного содержания, приёмник-распределитель,специальный приёмник).

По закону, понятые привлекаются в ряде случаев, однако обязательства это не порождает. Вы можете вежливо отказаться без объяснения причин.

В соответствии со статьёй 23, пункт 1, Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан действия органа или должностного лица могут быть обжалованы.

Если вы считаете, что с вами поступили незаконно, нужно обращаться в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Жалобу можно писать в местную полицейскую службу департамента внутренних дел района, где произошло ЧП с вашим задержанием.

Можно снимать и записывать действия и разговор любого стража порядка, если он находится при исполнении.

В соответствии со статьёй 21 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях не допускается съёмка в случае, если в деле фигурируют сведения, являющиеся государственными секретами, а также в случае необходимости обеспечения тайны усыновления, сохранения личной семейной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, сведений об интимных сторонах жизни. Таким образом, не допускается съёмка, если это касается государственных секретов или личной жизни и личных прав лиц, в частности представителей власти.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://informburo.kz/cards/ostanovila-policiya-chto-delat-i-kak-sebya-vesti.html

Я записываю свои телефонные разговоры, это законно?

Могу ли я записывать разговор с полицейским, без его согласия?

Я записываю вообще все свои телефонные разговоры. Если что-то забыл, могу всегда послушать и освежить в памяти. Если разговор касается не только меня, но и всей семьи — например, звонят рассказать об ипотечном кредите и его условиях, — удобнее потом дать послушать супруге запись с менеджером банка, чем пересказывать своими словами.

Задался вопросом, насколько законна такая запись. Обязан ли я предупреждать вторую сторону о том, что записываю разговор? Могу ли я использовать эту запись для защиты своих прав, например, когда кто-то угрожает мне по телефону? Или же когда частенько звонят с назойливой рекламой, могу я использовать запись, чтобы наказать звонивших по закону?

Вы когда-то писали, что записывать свой разговор можно, это называется надлежащим доказательством. Но в статье про то, как доказать, что договор был, говорите, что суды часто отказываются приобщать записи в качестве доказательств и нужна экспертиза. Я запутался.

Расскажите, что я вообще могу делать со своей записью, а что нет?

Виталий

А вот о том, что дальше можно делать с такой записью и что нельзя, я расскажу подробнее.

Существуют категории информации, к которым нет доступа без согласия обладателя:

  1. Коммерческая тайна.
  2. Сведения о частной жизни.
  3. Персональные данные.

Если телефонный разговор между вами и собеседником касается бытовых вопросов, ни к одной из перечисленных категорий он не относится. Вы можете его записывать и хранить при условии, что записи не будет в открытом доступе в интернете или где-то еще.

В личных целях вы можете пользоваться записями разговоров без ограничений: например, как записной книжкой, чтобы самому себе что-то напоминать.

Тайну телефонных разговоров защищает статья 138 УК РФ. Если вы или собеседник во время разговора решили его записать, статья вас не касается. Но касается, если вы специально записываете чужой разговор, в котором сами не участвуете. Санкции за такое преступление — от штрафа в 80 000 рублей до исправительных работ на срок до одного года.

Объясняю, как это работает. Если вы сами звоните супруге и включаете запись разговора — это законно. Но если вы установите на телефоне супруги программу для записи ее разговоров с другими людьми — это преступление. В суде рассказы о поиске возможных любовников в этом случае не помогут.

Предупреждать собеседника о том, что вы записали разговор, необязательно. Но нельзя передавать посторонним людям аудиозаписи без согласия собеседника. За нарушение грозит административная ответственность по статье 13.14 КоАП РФ и штраф от 500 до 1000 рублей.

На мой взгляд, самостоятельно сделанная аудиозапись разговора не самое лучшее доказательство. Суды крайне неоднозначно относятся к ним и не всегда приобщают в качестве доказательства к делам.

Приведу пример из судебной практики. Женщина дала в долг 1,5 млн рублей, а должник деньги не вернул. В качестве доказательства женщина предоставила в суд аудиозаписи телефонных разговоров с супругой должника. Супруга подтверждала, что деньги заняли для совместного с мужем бизнеса. Раз так — значит, ответчиков по иску двое, шансы вернуть долг выше.

Суд первой инстанции признал аудиозаписи доказательством. Во второй инстанции сказали, что разрешение на запись никто не получал, поэтому это не доказательство. Точку поставил Верховный суд. Он постановил, что закон не нарушали: запись разговора о долге сделал один из собеседников, речь шла именно о долге, это можно признать доказательством.

После этого дела многие СМИ написали, что Верховный суд разрешил ведение записи переговоров. Но на самом деле все не так просто. Решение приняли по конкретному делу, где учитывалось содержание конкретного разговора. запись могли не признать доказательством, если бы в разговоре упоминались какие-то персональные данные.

Правоохранительные органы и суды отдают предпочтение записям, полученным с соблюдением всех процессуальных норм.

Процессуальные нормы — это прописанная в законе последовательность действий, гарантирующая подлинность записи и законность ее получения. Ее делают на учтенный носитель специально обученные сотрудники.

В случае с негласной записью телефонного разговора сотрудники полиции всегда получают разрешение суда. Оспорить подлинность такой записи крайне сложно.

Но даже в этом случае окончательное решение о том, доказательство ли эта запись или нет, принимает суд. И не всегда решения суда однозначны: судьи тоже люди и могут ошибаться. Об этом у нас есть целая рубрика — «Изумительные истории».

Если вы планируете использовать запись разговоров для защиты, стройте беседу так, чтобы собеседник обязательно представился. Постарайтесь проговорить дату разговора, место и обстоятельства, с которыми он связан. Не обсуждайте информацию, относящуюся к личным данным, говорите четко и по делу.

Не используйте ненормативную лексику и специфические термины, понятные только вам и собеседнику. Помните, смысл разговора должен быть понятен не только вам, но и судье.

Потребуется подтвердить не только факт разговора, но и его точное время. Детализацию разговоров закажите у своего оператора мобильной связи.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/vse-zapisal/

Можно ли снимать действия сотрудников полиции на видеокамеру с целью защиты своих прав и свобод?

Могу ли я записывать разговор с полицейским, без его согласия?

В соответствии с обращением от 14 марта 2016 года №03/-4622 о рассмотрении поставленного вопроса, а именно – «Можно ли снимать действия сотрудников полиции на видеокамеру с целью защиты своих прав и свобод?» по существу сообщаем Вам следующее:

Согласно статье 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

В соответствии со статьей 152.

1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 указанной статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети “Интернет”, гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в части «Объекты гражданских прав. Защита нематериальных благ» дает следующие разъяснения:

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети “Интернет”.

Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.

1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.

Не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» закрепляется принцип открытости и публичности, т.е.

деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Согласно статье 4 Федерального закона 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливается принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, как один из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 27 июня 2006 года № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”:

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Статья 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» также закрепляет принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

На основании выше изложенного, законодательством Российской Федерации не установлен запрет на фото- и видеосъемку сотрудников полиции, однако нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых доступ к информации о деятельности полиции может быть ограничен.

То есть допускается использование фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры в случае отсутствия запрета на ее использование и соблюдение гражданских прав. Ответственность за нарушения данных положений наступает на основании нормативно правовых актов, регулирующих соответствующие отношения.

Также, любой гражданин, в том числе и сотрудник полиции, при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения может обратиться в суд в установленном законом порядке.

Источник: https://xn--80ad1b9c.xn--j1adp.xn--b1aew.xn--p1ai/document/8058878

Жилищный вопрос
Добавить комментарий