Кого имеют ввиду под Иные лица?

Иные лица, имеющие право на оказание юридической помощи – неопределенное понятие, приводящее к вполне определенным негативным последствиям

Кого имеют ввиду под Иные лица?

Логичным продолжением разговора о проекте изменений правил свиданий заключенных под стражу, думаю, является обсуждение  норм, предусмотренных ч. 8 ст. 12, ч. 4 ст. 89, ч. 2 ст. 91, ч. 6 ст. 158, ч. 2 ст. 185 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Во всех данных нормах говорится об «иных лицах [наряду с адвокатами], имеющих право на оказание юридической помощи» осужденным.

Естественно, я далеко не первый, кто обращает внимание на неопределенность этой категории, но, к сожалению, никаких законодательных новелл на этот счет на горизонте не видно.

Определения «юридическая помощь» в федеральном законодательстве я не обнаружил. Однако, например, Федеральным законом “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” определены основные виды бесплатной юридической помощи.

В этой связи, в самой упрощенной форме юридическую помощь можно определить как деятельность по правовому консультированию, составлению документов правового характера и представлению интересов лица в различных организациях (судах, гос.

органах и т.д.).

Кто же может осуществлять эту деятельность в интересах осужденных?

О.А.

Акимова (Коптяева), в автореферате своей кандидатской диссертации (2006) приводит мнения маститых ученых-правоведов по этому поводу и выдвигает собственную гипотезу: «Действующее законодательство не даёт ответа на вопрос, какие именно лица, кроме адвокатов, имеют право на оказание юридической помощи осуждённым к лишению свободы (ч. 8 ст. 12 УИК РФ). Весьма неоднозначны по данному вопросу и мнения различных учёных. Так, В.И. Селивёрстов относит к иным лицам представителей профессионального союза или иной общественной организации, в которой состоял осуждённый, законных представителей, его опекунов; А.И. Зубков – представителей различных юридических контор, центров по оказанию юридической помощи населению как субъектов правозащиты, альтернативных традиционным коллегиям адвокатов. Исходя из того, что оказание юридической помощи гражданам, в том числе осуждённым, является одной из функций правоохранительной деятельности государства, на взгляд соискателя, логично предположить, что УИК РФ под иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, прежде всего, имел в виду правоохранительные органы: адвокатуру, прокуратуру, уполномоченных по правам человека, Федеральную службу исполнения наказаний и нотариат».

По мнению С.М. Зубарева, к иным лицам относятся «профессиональные юристы из числа близких родственников, законные представители, представители правозащитных организаций и др.».

Вместе с тем все эти мнения не оказали сколько-нибудь заметного влияния на судебную практику.

О том, что юридическую помощь может оказывать кто угодно (за исключением, наверное, недееспособных) ясно следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2003 № 447-О, в котором проанализирована ч. 1 ст. 45 УПК.

«…Поскольку статья 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации не уточняет, кем именно должна быть обеспечена квалифицированная юридическая помощь нуждающемуся в ней гражданину, конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи нельзя трактовать как обязанность пользоваться помощью только адвоката».

В названном определении сформулирован единственный критерий отбора лица, оказывающего юридическую помощь – субъективное восприятие его со стороны доверителя как лица «способногооказать квалифицированную юридическую помощь».

Т.е. если мне кажется, что мой знакомый грузчик (ничуть не умаляю значимость этой работы!) с «тремя классами» образования обладает хорошими познаниями в юриспруденции, никто не запретит обратиться мне к нему за юридической помощью.

Правило о совершенном отсутствии каких-либо объективных критериев для лиц, оказывающих юридическую помощь, естественно, в полной мере распространяется и на осужденных к лишению свободы, прибегающих к услугам таких «помощников».

Вместе с тем администрация исправительных учреждений пытается установить определенный фильтр для таких лиц, например, требуя наличия у них высшего юридического  образования.

Но суды, рассматривающие жалобы на отказы в предоставлении свиданий по таким мотивам, естественно, эти фильтры отметают.

«Никаких ограничений для возможности представлять интересы граждан в судах на основании доверенности лицам, не имеющим высшего юридического образования либо статуса адвоката и запрета предоставлять указанным лицам свидания с осужденными, ст. 48 Конституции РФ и ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, не содержат.

Также указанные статьи не содержат запрета на оформление осужденными лицами доверенностей на представление их интересов в судах Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 4 ГПК РФ», – гласит кассационное определение Московского городского суда от 14.03.2012 по делу № 33-7895.

Несколько подобных определений в этому году вынес и Верховный Суд Республики Мордовия.

Источник: https://zakon.ru/Discussions/inye_lica_imeyuschie_pravo_na_okazanie_yuridicheskoj_pomoschi_-_neopredelennoe_ponyatie_privodyasche/4246

– Верховный Суд Республики Беларусь

Кого имеют ввиду под Иные лица?

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 июня 2005 г. № 6

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 44, 6/1144)

В целях правильного и единообразного применения судами норм Уголовно-процессуального кодекса, регулирующих участие потерпевшего в уголовном процессе, и обеспечения его прав и законных интересов Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, что строгое соблюдение норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном процессе, является важной гарантией реализации лицом, пострадавшим от преступления, своего неотъемлемого права на доступ к правосудию и судебную защиту.

При производстве предварительного следствия и судебном рассмотрении каждого уголовного дела должны быть приняты все предусмотренные законом меры к выяснению характера и размера вреда, причиненного преступлением (п. 4 ч. 1 ст. 89 УПК), установлению круга лиц, которым этот вред причинен.

2. Разъяснить судам, что по смыслу ст.

 49 УПК потерпевшим может признаваться только физическое лицо, которому непосредственно преступлением (независимо от того, является преступление оконченным или имело место приготовление или покушение на совершение преступления) или предусмотренным уголовным законом общественно опасным деянием невменяемого причинен физический, имущественный или моральный вред.

Лицо признается потерпевшим независимо от его гражданства, возраста, физического или психического состояния и иных данных о личности, от установления лица, совершившего преступление, правомерности поведения самого потерпевшего, за исключением случаев, когда лицо пострадало от преступления, совершенного им же, либо вред причинен во время его задержания при совершении им преступления, если не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Признание потерпевшим представителя юридического лица уголовно-процессуальным законом не предусмотрено, поскольку юридическое лицо, которому преступлением или общественно опасным деянием невменяемого причинен вред, реализует свои права путем предъявления гражданского иска.

3. По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, к участию в уголовном процессе в качестве потерпевших допускаются лица, относящиеся к членам семьи умершего (п. 53 ст. 6 УПК), его близкие родственники (п. 1 ст. 6 УПК) либо законные представители (п. 8 ст. 6 УПК), осуществляющие права и выполняющие обязанности, предусмотренные ст. 50 УПК.

При этом следует иметь в виду, что в п. 1 ст. 6 УПК дан исчерпывающий перечень лиц, признаваемых близкими родственниками и допускаемых к участию в уголовном процессе в качестве потерпевших. Другие родственники, а также иные лица, отнесенные к членам семьи в соответствии с положениями п. 53 ст.

 6 УПК, могут выступать в этом качестве при условии совместного проживания и ведения общего хозяйства с умершим.

https://www.youtube.com/watch?v=RWE2nBGBKC0

Если члены семьи, близкие родственники, законные представители погибшего не достигли между собой соглашения о том, кто из них будет осуществлять права потерпевшего, они также могут быть признаны потерпевшими.

4. Судам необходимо иметь в виду, что лицо может быть признано потерпевшим как по его заявлению, так и по инициативе органа, ведущего уголовный процесс, но не ранее возбуждения уголовного дела.

Решение о признании лица потерпевшим должно приниматься немедленно по установлению к этому оснований, что является важной гарантией обеспечения своевременного доступа потерпевшего к правосудию, реализации им своих процессуальных прав и выполнения обязанностей.

Орган, ведущий уголовный процесс, обязан разъяснить потерпевшему его права и обязанности, а также предоставить возможность для подачи искового заявления о возмещении вреда.

5. При наличии оснований для применения мер по обеспечению безопасности орган, ведущий уголовный процесс, обязан принимать такие меры в отношении потерпевшего, членов его семьи и близких (ст. 65 УПК) как по их заявлению, так и по собственной инициативе.

При этом конкретные меры безопасности применяются с учетом степени угрозы независимо от категории совершенного преступления и обстоятельств его совершения, в том числе и от того, совершено преступление одним исполнителем, в соучастии или группой (организованной группой).

Постановление (определение) направляется органу, компетентному в обеспечении мер безопасности. В необходимых случаях потерпевшему может быть направлено письменное уведомление или объявлено постановление о применении мер безопасности.

6. Если потерпевшим от преступления является несовершеннолетнее или недееспособное лицо, то орган, ведущий уголовный процесс, обеспечивает участие в производстве по делу его законного представителя. В соответствии с положениями ч. 3 ст.

 57 УПК законный представитель потерпевшего не вправе совершать какие-либо действия против интересов представляемого им лица.

В связи с этим органу, ведущему уголовный процесс, следует принимать меры, направленные на предотвращение таких действий.

7. Обратить внимание судов, что участие в уголовном процессе потерпевшего, его законного представителя не исключает возможности одновременного участия в деле представителя потерпевшего, который осуществляет права и выполняет обязанности, предусмотренные ст. 59 УПК.

В отличие от законного представителя, признание которого и допуск к участию в производстве по уголовному делу не зависит от воли потерпевшего, представителем потерпевшего может признаваться только лицо, уполномоченное потерпевшим или его законным представителем представлять его интересы при производстве по делу (ст. 58 УПК).

При необходимости законный представитель потерпевшего может быть допрошен по известным ему обстоятельствам дела в качестве свидетеля, что не влечет за собой изменения его процессуального положения. В то же время в силу ст. 87 УПК дача лицом свидетельских показаний исключает возможность его участия в производстве по данному уголовному делу в качестве представителя потерпевшего.

Допрос вместо потерпевшего его законного и иных представителей по обстоятельствам совершения преступления не допускается.

8.

 Разъяснить, что потерпевший, его законный представитель, представитель потерпевшего приобретают соответствующие процессуальные права и несут определенные законом обязанности только после того, как орган уголовного преследования или судья вынесет постановление, а суд – определение о признании их таковыми. Постановление (определение) о признании потерпевшим выносится в отношении каждого лица, которому преступлением причинен вред.

Помимо соблюдения общих требований к оформлению процессуальных решений постановление (определение) о признании потерпевшим должно в обязательном порядке содержать сведения о том, какой вред (или несколько его видов) причинен преступными действиями, а по делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, – кто из числа лиц, определенных законом, допускается к участию в деле в качестве потерпевшего.

Лицо, признанное потерпевшим, уведомляется об этом путем объявления постановления (определения), о чем делается отметка в постановлении (протоколе судебного заседания), или путем вручения копии постановления (определения).

9.

 Судам надлежит иметь в виду, что при назначении и подготовке судебного разбирательства по поступившему уголовному делу необходимо проверять, все ли лица, которым преступлением (общественно опасным деянием невменяемого) причинен вред, признаны потерпевшими, разъяснены ли им их процессуальные права и обязанности и были ли органом уголовного преследования обеспечены надлежащие условия для их реализации.

В случаях, когда потерпевший был ограничен в осуществлении предусмотренных законом прав (например, не уведомлен об окончании предварительного расследования и ему не была обеспечена возможность ознакомления с материалами дела, необоснованно отклонено ходатайство потерпевшего о допуске представителя), судья (суд) принимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений.

10. Обратить внимание судов на необходимость неуклонного соблюдения требований ч. 2 ст. 279, ч. 4 ст. 281 и ст.

 283 УПК о вручении потерпевшему копии постановления о прекращении производства по делу, о своевременном извещении потерпевшего о месте и времени начала судебного разбирательства и направлении ему копии постановления о назначении судебного разбирательства, а также копии постановления о мере пресечения в отношении обвиняемого, если она судьей была изменена или отменена либо продлена в случае нахождения обвиняемого под стражей, домашним арестом.

11. Судам необходимо предпринимать предусмотренные законом меры к обеспечению участия потерпевшего в судебном заседании. В случае неявки потерпевшего суд в соответствии с ч. 2 ст.

 296 УПК решает вопрос о продолжении разбирательства уголовного дела либо о его отложении.

При этом следует иметь в виду, что судебное разбирательство в отсутствие потерпевшего может быть проведено только тогда, когда полное выяснение всех обстоятельств дела и обеспечение защиты прав и законных интересов потерпевшего возможны в его отсутствие.

Потерпевший может быть подвергнут приводу по мотивированному постановлению (определению) суда и при наличии достоверных данных, подтверждающих неуважительность причин его неявки в судебное заседание.

12. В ходе судебного разбирательства суду следует не только разъяснить потерпевшему, его законному или иному представителю их права, закрепленные соответственно ст.ст.

 50, 57, 59 УПК, но и создать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством условия, обеспечивающие названным участникам процесса возможность представлять доказательства, заявлять ходатайства, высказывать мнение относительно доводов и ходатайств других участников процесса, принимать участие в допросе обвиняемого, других потерпевших, свидетелей.

13. Решая вопрос о проведении судебного следствия по сокращенному порядку (ст. 326 УПК), суду надлежит выяснить не только согласие потерпевшего с таким порядком, но и круг доказательств, которые, по его мнению, необходимо исследовать. При этом не должно допускаться ущемление права потерпевшего дать показания в судебном заседании.

14. Обратить внимание судов на неуклонное соблюдение конституционного права потерпевшего отказаться от дачи показаний против себя самого, членов своей семьи или близких родственников.

Потерпевший допрашивается в соответствии с правилами допроса свидетелей, предусмотренными ст. 330 УПК, а несовершеннолетний потерпевший – с учетом особенностей, содержащихся в ст. 332 УПК. С разрешения председательствующего потерпевший вправе давать показания в любой момент судебного следствия.

Согласно ч. 2 ст. 93 УПК потерпевший может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в том числе по поводу имеющихся в деле доказательств.

В случае рассмотрения дела в отсутствие потерпевшего по причинам, исключающим его явку, судом в соответствии со ст. 333 УПК решается вопрос об оглашении его показаний, данных в ходе досудебного производства.

15. Судам надлежит иметь в виду, что если в судебном разбирательстве участвует не только потерпевший, но и его представитель, право на выступление в судебных прениях с речью и репликой предоставляется представителю потерпевшего.

16. В целях обеспечения возможности обжалования приговора потерпевший, который не участвовал в судебном заседании, должен быть в письменной форме извещен о состоявшемся приговоре с разъяснением права на получение его копии, порядка и срока обжалования.

17.

 Судам кассационной инстанции при принятии дел к своему производству следует выяснять, извещен ли потерпевший, его представители о принесенном протесте или кассационной жалобе, поданной другими участниками процесса, а также о дне рассмотрения дела в вышестоящем суде, предоставлена ли ему (им) возможность ознакомиться с поступившим протестом, жалобой и, при желании, подать на них возражения. При этом в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 373 УПК, потерпевшему вручается копия протеста независимо от его просьбы об этом. Установив, что указанные права потерпевшего нарушены, суд кассационной инстанции принимает меры к устранению допущенных нарушений, а при невозможности – возвращает дело с этой целью в суд, постановивший приговор.

18.

 Необходимо иметь в виду, что лишение или стеснение гарантированных законом прав потерпевшего при судебном рассмотрении уголовного дела, если это помешало суду всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела и повлияло или могло повлиять на постановление законного и обоснованного приговора, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, которое влечет отмену состоявшихся по делу судебных решений.

19. Обратить внимание судов, что потерпевший является единственным участником процесса, непосредственно пострадавшим от преступления, в связи с чем обеспечение защиты его прав и законных интересов приобретает особое значение. Поэтому судам следует реагировать частными определениями на каждый случай нарушения или ограничения гарантированных ему законом прав.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Республики Беларусь

Источник: http://www.court.gov.by/ru/jurisprudence/post_plen/criminal_proc/d08119ab9a994a81.html

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Кого имеют ввиду под Иные лица?

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010.

Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 209. права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 211. Риск случайной гибели имущества

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации.

В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

https://www.youtube.com/watch?v=rHCFgVPN2fA

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

2.

Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

4. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Статья 218. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

2.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

4. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статья 220. Переработка

1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя.

2.

Если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость.

3. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещения причиненных ему убытков.

Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей

В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Источник: http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_94_51fz/razdel2.php

Жилищный вопрос
Добавить комментарий