Какова ответственность при ДТП со смертельным исходом на рабочем месте?

Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения

Какова ответственность при ДТП со смертельным исходом на рабочем месте?

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя). За совершение ряда виновных действий сотрудника могут лишить водительских прав.

В таком случае работник (водитель) не сможет выполнять обязанности, составляющие его трудовую функцию, для выполнения которых он и был принят на работу, а у бухгалтера возникает вопрос, как оформить данный факт и начислять ли в пользу сотрудника какую-либо оплату (например, выплаты исходя из среднего заработка).

Обращаем ваше внимание, что речь в данном разделе идет именно о лишении водителя права на управление транспортным средством, которое производится судом. Если права были изъяты с выдачей временного водительского удостоверения, водитель до окончательно разрешения дела может продолжать выполнять трудовую функцию.

Алгоритм действий работодателя в обозначенной ситуации (лишении водительских прав по судебному решению) должен быть таким. Вначале сотруднику следует предложить временный перевод на другую должность. Оформить перевод без согласия водителя работодатель не вправе (ст. 72.2 ТК РФ).

Если водитель согласен на перевод, следует составить приказ по форме № Т-5 (утв. приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) и перевести работника на другую должность (работу) на срок лишения его водительских прав.

Оплата труда в данном случае производится по выполняемой работе.

Никаких требований о сохранений за водителем прежнего заработка в законодательстве нет. То есть с согласия сотрудника его можно перевести и на нижеоплачиваемую должность (работу).

Новый оклад (размер зарплаты по новой работе) следует указать в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое необходимо оформить в связи с тем, что перевод оказывает влияние на существенные условия трудового договора.

При временном переводе, как и при постоянном, не устанавливается испытательный срок. Это следует из части 1 статьи 70 ТК РФ, согласно которой испытательный срок можно установить при заключении трудового договора с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

При временном переводе записи в трудовую книжку об этом не вносятся. Такой вывод следует из содержания пункта 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), согласно которому в трудовую книжку вносятся сведения о переводе на другую постоянную работу.

Если вакансий в организации (у предпринимателя) нет или они не подходят сотруднику по состоянию здоровья или работник на перевод не согласен, дальнейший порядок действий зависит от срока лишения водительских прав:

  • не более двух месяцев;
  • свыше двух месяцев.

В первом случае следует оформить отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ). При этом работодателю необходимо оформить приказ в производной форме. На наш взгляд, раньше, чем решение суда о лишении права управления транспортным средством вступит в силу, оформлять отстранение нельзя. Связано это с тем, что гражданин может обжаловать соответствующее решение.

Напоминаем, время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в отпускной стаж не входит.

Зарплата за период отстранения от работы не начисляется.

В табеле учета рабочего времени период отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражается как НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

Если водителя лишили прав на срок более двух месяцев и предложить ему другую работу не представляется возможным, работодатель может оформить увольнение. В этом случае издается приказ (форма № Т-8, утв.

приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ.

Выходное пособие сотруднику в данной ситуации не положено, однако нужно рассчитать и выплатить ему (при необходимости) компенсацию за неиспользованный отпуск.

Для того чтобы подстраховать себя от возможных споров с уволенным работником, нужно иметь на руках письменное подтверждение того, что от предложенных вакансий он отказался (например, заявление работника) или что вакансий на момент увольнения не было (например, штатное расписание).

Важно отметить, что в тех случаях, когда водитель лишен права на управление транспортным средством на срок более года, у работодателя могут возникнуть дополнительные сложности. Предположим, сотрудник согласен на временный перевод на другую работу на срок лишения водительских прав. Согласно положениям статьи 72.

2 ТК РФ перевести работника временно можно максимум на год (кроме случая, когда перевод нужен для замещения временно отсутствующего работника). На наш взгляд, увольнять работника при наличии у работодателя вакансии, на которую сотрудник согласен, довольно рискованно. Работник может попытаться оспорить законность увольнения через суд.

Временный перевод на срок более года производить не стоит.

Поэтому наиболее безопасным вариантом будет оформления постоянного перевода. Повторное оформление временного перевода сроком на год не соответствует смыслу норм действующего законодательства РФ. В соответствии со статьей 72.2.

ТК РФ если по окончании срока перевода (а в данном случае максимального срока временного перевода) прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

На практике может возникнуть вопрос: как быть, если водитель был лишен водительских прав при ДТП на личном автомобиле и скрывает данный факт от работодателя? Например, ДТП произошло во время нахождения работника в отпуске, затем он берет больничный, затем еще один.

Важно отметить, что законодательство не обязывает водителя (работника) предъявлять водительское удостоверение в период действия трудового договора по требованию работодателя.

Вместе с тем, если работодателю все же стало известно о факте лишения водительских прав после соблюдения обозначенных выше процедур водителя можно уволить даже в период нахождения в отпуске или на больничном.

Дело в том, что ограничения на увольнение сотрудника в период отсутствия на работе по причине отпуска или болезни установлены в действующем законодательстве только в отношении увольнения по инициативе работодателя. А увольнение в связи с лишением права на управление транспортным средством – это увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае – он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Оплата больничного

Если сотрудник, попавший в ДТП, предъявит в бухгалтерию работодателя больничный листок, ему должны начислить пособие по временной нетрудоспособности.

В тех случаях, когда травма носит серьезный характер и сотрудник находится на излечении в течение длительного времени, у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе продолжающийся несколько месяцев).

По общему правилу, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, отсчитывается с первого дня болезни и до выздоровления работника. Или же до того момента, когда медико-социальная экспертная комиссия назначит ему группу инвалидности. Это определяет статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/15047/

Дтп со смертельным исходом — ответственность

Какова ответственность при ДТП со смертельным исходом на рабочем месте?

Под колесами автомобилей ежегодно гибнут тысячи людей, за 2016 года в РФ погибло 5 344 пешеходов.

Эта цифра и сама по себе ужасна, а если взглянуть, что за ней стоят еще тысячи искалеченных судеб, вообще становиться не по себе.

Автомобиль признан средством повышенной опасности и по его вине происходят многие аварийные ситуации. Но статистика неумолима, почти 70% погибших были виновны в произошедшем ДТП.

Рассмотрим важнейшие вопросы, связанные с данным происшествием. Какова ответственность водителя в том или ином случае. Какое наказание влечет за собой ДТП со смертельным исходом. И что говорит о таких делах судебная практика.

Статья УК РФ ДТП со смертельным исходом

В УК РФ есть статья №264, которая предусматривает наказание за ДТП со смертельным исходом. Статьей УК РФ руководствуются тогда, когда нет иного толкования, как смерть в результате столкновения с ТС.

Рассмотрение таких дел основывается исключительно на УК РФ, здесь не могут применяться термины об административной ответственности. При рассмотрении дела суд учитывает мельчайшие обстоятельства произошедшего, как оправдывающие водителя, так и усугубляющие его вину.

УК РФ назначает такие наказания за ДТП со смертельным исходом:

  • Кончина одного человека предполагает тюремное заключение (ТЗ) до 5 лет, либо работы принудительного характера (РПХ) до 4 лет;
  • При тех же обстоятельствах, но находясь под действием алкоголя, можно получить ТЗ до 7 лет;
  • ДТП, повлекшее смерть 2-х и более человек, может повлечь за собой РПХ до 5 лет или ТЗ до 7 лет;
  • При 2-х и более погибших, но находясь в алкогольном дурмане, водитель приговаривается к РПХ до 5 лет или ТЗ до 9 лет.

При любом из оговоренных случаев происходит лишение прав на 36 месяцев.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Весомыми оправдывающими моментами, при ДТП со смертельным исходом, могут стать оказание своевременной помощи и содействие следствию. И наоборот, скрывшись с места ДТП, водитель автоматически подпадает под максимальные сроки наказания.

Возможно, избежать судебного разбирательства, а как следствие и уголовной ответственности, при достигнутой договоренности с родственниками погибшего. Такая договоренность может быть достигнута в результате возмещения морального ущерба родным умершего.

При доведении дела до суда, виновному грозит наказание в виде судимости. Срок ее будет зависеть от многих составляющих дела. Судебная практика имеет примеры и оправдательных дел, где невиновность водителя была доказана на 100%.

Водителя, по неосторожности сбившего человека насмерть, также будут судить за непреднамеренное убийство. Нюансы статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» рассматриваются по ссылке:

Дтп на пешеходном переходе со смертельным исходом

Пешеходный переход это выделенное место для пересечения человеком дороги. Пешеходный переход считается участком повышенной опасности, водитель обязан сбросить скорость перед ним, и, убедившись в отсутствии пешеходов, проследовать дальше.

Поэтому в происшествии со смертельным исходом на пешеходном переходе, виновен всегда автомобилист. Исключением может стать ситуация, когда человек умышленно бросился под колеса. Доказать это возможно собрав свидетельские показания или предоставив запись видеорегистратора.

Читайте информацию о штрафе за не прохождение техосмотра.

Дтп со смертельным исходом — выплаты

Страховой полис ОСАГО гарантирует выплаты родным погибшего в ДТП со смертельным исходом. Так как сумма выплаты заложена в стоимость полиса. В каждом случае выплаты рассчитываются индивидуально.

Получить выплаты могут не только иждивенцы погибшего, хотя они в первую очередь, но и другие близкие родственники умершего.
Максимальный размер выплат на 2018 год, составляет полмиллиона рублей.

Эта сумма состоит из двух основных выплат:

  • 25 000 на похоронные нужды;
  • материальная помощь до 475 000 рублей.

Получить такие выплаты возможно при наличии полиса, оформленного после 1 апреля 2016 года.

Возмещение морального ущерба при ДТП со смертельным исходом

Гражданский кодекс РФ предусматривает возмещение морального ущерба родственникам пострадавшего. Само понятие морального ущерба слишком эфемерно, под него может подпадать что угодно. А сумма, запрошенная на его возмещение, не имеет жесткого финансового основания.

Если сумма морального ущерба обсуждается в частном порядке, то ее величина зависит от договоренности сторон. При судебном рассмотрении, компенсация морального ущерба будет зависеть от причиненного вреда и возможностей ответчика.

Дтп со смертельным исходом — судебная практика

Судебная практика изобилует исками о моральных и материальных претензиях по отношению к водителям автомобилей, чьи машины участвовали в ДТП со смертельным исходом. Ниже, мы приведем примеры судебной ответственности.

Автомобилист сбил пешехода на пешеходном переходе. Превышения скорости не было. Пешеход стоял на тротуаре и принимал решение о движении через дорогу. Водитель решив, что пешеход не будет передвигаться, не остановился.

Пешеход в надежде, что водитель остановиться в последнее мгновении вышел на дорогу, в результате чего произошло столкновение. Водитель виновник аварии, но суд учел то, что пешеход начал маневр неожиданно, это зафиксировал видеорегистратор.

Кроме того водитель сразу доставил потерпевшего в больницу, где он впоследствии от полученных травм скончался. Все это было принято во внимание, и водитель получил наказание в виде одного года принудительных работ.

Машина с одним пассажиром на переднем сиденье и водителем за рулем, врезалась в бетонное ограждение. В результате чего не пристегнутая пассажирка погибла на месте. Родственники 25-летней девушки подали в суд на водителя.

Данные видеорегистратора смогли помочь восстановить ход событий. Девушка в результате ссоры во время движения отстегнула ремень безопасности, и стал препятствовать вождению, в результате ее действий произошла авария.

С водителя была снята ответственность за аварию.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://classomsk.com/dtp-gibdd-pdd/dtp-so-smertelnym-isxodom-otvetstvennost.html

Каких должностных лиц могут привлечь к ответственности при несчастном случае на производстве? — Audit-it.ru

Какова ответственность при ДТП со смертельным исходом на рабочем месте?
Компания ГАРАНТ

Привлекаются ли к ответственности иные должностные лица организации, кроме генерального директора, при несчастном случае на производстве?

Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятия “должностное лицо”. Однако в ряде статей ТК РФ такой термин все же используется. Так, согласно ст.

362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Понятие должностного лица подробнее раскрывается в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ), а также в Уголовном кодексе РФ (далее – УК РФ).

Так, КоАП РФ относит должностных лиц к специальным субъектам административной ответственности, которые несут такую ответственность в случае невыполнения обязанностей, возложенных на них в силу занимаемой должности (ст. 2.4 КоАП РФ).

В УК РФ должностные лица определяются в качестве специальных субъектов преступления по признакам, характеризующим правовое положение субъекта, которое определяется характером и содержанием осуществляемой им деятельности.

Статьей 419 ТК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Данная норма не содержит каких-либо исключений для отдельных категорий работников в зависимости от занимаемой должности, следовательно, к перечисленным видам ответственности могут быть привлечены и иные работники организации, кроме генерального директора, виновные в нарушении трудового законодательства, в том числе главный инженер, начальник отдела охраны труда и т.д.

Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является основным направлением государственной политики в области охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить безопасность работника и соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте (ст. 212 ТК РФ).

Работник, в свою очередь, обязан соблюдать требования охраны труда (ст. 214 ТК РФ).

Работодатель обязан расследовать каждый несчастный случай на производстве.

Напомним, что несчастными случаями на производстве признаются несчастные случаи, произошедшие как при исполнении работниками трудовых обязанностей на территории работодателя, так и при осуществлении работниками иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах за пределами территории работодателя, например во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте работодателя (ст. 227 ТК РФ). Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен ст.ст. 227-231 ТК РФ.

Так, статья 228 ТК РФ устанавливает обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Нарушение ее требований может привести к привлечению работодателя и его должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.27 или ст. 5.

34 КоАП РФ*(1), а в некоторых случаях – сотрудников данного работодателя и к уголовной ответственности, например, по ст. 125 УК РФ (если пострадавшему не организована первая помощь или при необходимости доставка его в медицинскую организацию), ст.

143 УК РФ (если не приняты неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц).

Соблюдение работодателем ст. 228 ТК РФ позволит ему избежать претензий, касающихся только нарушения именно этой статьи. Но это не избавит работодателя и его должностных лиц от ответственности за действия или бездействия, ставшие причиной несчастного случая или способствовавшие возникновению таких причин.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (часть первая ст. 217 ТК РФ). При этом под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (часть девятая ст. 209 ТК РФ).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (часть вторая ст. 217 ТК РФ).

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда в организации их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (часть третья ст. 217 ТК РФ).

Таким образом, если в организации создана служба охраны труда либо введена должность специалиста по охране труда и причиной произошедшего на производстве несчастного случая стало необеспечение соблюдения требований охраны труда и (или) отсутствие должного контроля за выполнением этих требований со стороны работодателя в лице специалиста по охране труда, представителей службы охраны труда либо в лице иного уполномоченного работодателем работника, последние, на наш взгляд, могут быть привлечены к ответственности, в том числе административной и уголовной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ).

Привлечение работников организации к дисциплинарной ответственности регулируются нормами трудового права.

К дисциплинарной ответственности лица привлекаются в случае, если правонарушение связано с невыполнением или ненадлежащим выполнением трудовых обязанностей, но не представляет общественной опасности (не является преступлением) и предполагает применение дисциплинарных санкций (ст. 192 ТК РФ).

Статьей 192 ТК РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Порядок применения дисциплинарного взыскания установлен ст. 193 ТК РФ.

Так, согласно ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Нормы Трудового кодекса РФ, касающиеся дисциплинарной ответственности, распространяются на любых работников, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших возложенные на них трудовые обязанности.

Следовательно, при наличии соответствующих оснований к указанным в вопросе работникам также могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения, если такие лица будут признаны виновными в нарушении требований охраны труда и это явилось причиной наступления несчастного случая.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тарасова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

3 декабря 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Отметим, что не все суды считают возможным привлечь работодателя к административной ответственности по ст. 5.34 КоАП РФ за нарушение требований ст. 228 ТК РФ в части сроков сообщения о несчастном случае (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 июля 2009 г. N А49-557/2009, ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2006 г. N А13-1226/2006-11).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a114/283092.html

Работник попал в ДТП: как расследовать несчастный случай

Какова ответственность при ДТП со смертельным исходом на рабочем месте?

Главное

  1. О гибели сотрудника в ДТП нужно сообщить в прокуратуру

  2. Расследование можно продлить на срок, превышающий 15 суток, по согласованию с ГИБДД, следственным комитетом и прокуратурой

  3. Привлечение водителя к уголовной ответственности не всегда основание для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

  4. В материалах расследования нужно отразить все этапы расследования

Если сотрудник в рабочее время попал в ДТП, этот несчастный случай нужно расследовать. Ведь, скорее всего, травму работника, которую он получил в аварии, комиссия признает производственной.

В прошлой статье мы рассказали о первых действиях работодателя и о том, в какие органы он должен сообщить о произошедшем несчастном случае.

Теперь вы узнаете, как правильно расследовать такой несчастный случай.

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.

Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки.

Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство.

Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:

  • соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;
  • соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;
  • был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;
  • проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;
  • имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;
  • как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
  • есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;
  • как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73:

  • осмотр места происшествия — форма № 7;
  • опрос очевидцев происшествия и при возможности пострадавшего — форма № 6;
  • акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2;
  • заключение государственного инспектора труда — форма № 5;
  • запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9.

Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней. Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней.

На практике эти сроки могут существенно увеличиваться. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени.

По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней (ст. 229.1 ТК РФ).

Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.

Приостановка расследования несчастного случая на производстве

Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.

Выводы комиссии

Обратите внимание

Нарушение сотрудником ПДД не может стать основанием для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

На основании собранных материалов комиссия:

  • устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
  • выявляет виновных, допустивших нарушения требований охраны труда;
  • вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев;
  • определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием;
  • квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Важно

Сроки расследования несчастных случаев исчисляют в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая

Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.

В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).

Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет.

Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:

  • в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодателя и ФСС;
  • в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.

Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

В случае группового, тяжелого или со смертельным исходом несчастного случая на производстве работодатель в течение трех дней отправляет:

  • в прокуратуру (при тяжелом несчастном случае и со смертельным исходом) оригинал акта по форме 4 и копии акта Н-1 и всех материалов расследования;
  • ФСС — оригинал акта Н-1 и копии всех материалов расследования;
  • ГИТ, территориальное отделение профсоюза и Ростехнадзор (при необходимости) — копии всех материалов расследования.
ПримерНесчастный случай на производстве. Водитель перевозил груз с одного склада предприятия на другой. По пути нарушил правила дорожного движения. В результате автомобиль вылетел на обочину. Водитель получил многочисленные переломы и сотрясение головного мозга. После расследования всех обстоятельств дела комиссия приняла решение, что этот несчастный случай нужно квалифицировать как производственный с установлением степени вины пострадавшего.Несчастный случай, не связанный с производством. Водитель молокозавода повез продукцию на базу. По дороге заехал домой. Выезжая из своего двора, попал в ДТП. В результате водитель получил черепно-мозговую травму и многочисленные ушибы. Комиссия установила, что сотрудник использовал транспортное средство не по назначению и отклонился от маршрута следования в личных интересах. Поэтому квалифицировала несчастный случай как не связанный с производством.

После того как у пострадавшего закончилась временная нетрудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ (в некоторых ситуациях в территориальные органы Ростехнадзора или Ространснадзора).

Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудника, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.

ВНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМАЕсли пострадавший водитель привлечен к уголовной ответственности, означает ли это, что несчастный случай можно признать не связанным с производством?Нет, не означает.Статья 229.2 Трудового кодекса РФ позволяет квалифицировать как не связанный с производством несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим уголовно наказуемых деяний (ст. 264 УК РФ).Некоторые специалисты по охране труда уверены, что если пострадавший в ДТП водитель будет привлечен к уголовной ответственности, то комиссия по расследованию несчастного случая должна автоматически признать такое происшествие несчастным случаем, не связанным с производством.Однако это не совсем справедливо. Многие не обращают внимание на одну фразу в статье: «Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии… в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством…».Комиссия по расследованию должна убедиться, что со стороны работодателя выполнены все требования, возложенные на него ст. 212 ТК РФ по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Возможно, с работником не был проведен предрейсовый медосмотр, и он сел за руль с температурой или повышенным давлением? Или водитель только что вернулся из одного рейса, не успел отдохнуть положенное время перед следующим.Исправен ли был автомобиль перед поездкой? Может быть, водитель неоднократно указывал на технические неисправности, например, с тормозной системой, но до несчастья никто на его слова внимания не обращал?Комиссия в ходе расследования должна поднять все документы: журналы предрейсовых и послерейсовых медосмотров, технического осмотра транспортного средства, рабочие графики и т. п. Если откроется факт невыполнения работодателем своих обязанностей перед работником, то такой несчастный случай нельзя будет признать не связанным с производством.

Источник: https://www.olivinuc.ru/rabotnik-popal-v-dtp-kak-rassledovat-neschastnyij-sluchaj.html

Какое наказание полагается за ДТП со смертельным исходом, в том числе для пешехода-виновника + последствия смертельных аварий за границей

Какова ответственность при ДТП со смертельным исходом на рабочем месте?

Здравствуйте, с вами Кулик Илья! Наверное, вы предполагаете, что если из-за аварии погибли люди, то наказание за неё будет не маленькое. Сразу скажу, за это можно сесть на большой срок. Причём даже если вы пешеход! Читайте статью, и вы будете знать, когда и какое наказание за ДТП со смертельным исходом будет и в каких случаях его можно избежать.

Какая статья регулирует последствия ДТП со смертельным исходом

Ответственность за совершение аварии, в которой погибли люди установлена уголовная, так как фактически это то же деяние, что и причинение смерти по неосторожности. Наказание за ДТП с человеческими жертвами предусмотрено статьёй 264 Уголовного кодекса (УК РФ).

Этой же статьёй предписываются и меры, применяемые за причинение транспортным средством тяжких телесных травм.

Когда не будет наказания за смертельное ДТП

Владелец транспортного средства (а водитель, если он не угонял машину и едет на ней не по работе считается владельцем) не будет нести отвечать за последствия аварии, если он сможет доказать, что:

  • потерпевший действовал умышленно (самый простой пример – самоубийство);
  • действовала непреодолимая сила (например, смерч поднял и кинул авто на место, где стоял человек);
  • третьи лица незаконно завладели ТС, то есть, попросту говоря, угнали.

Если виновником в аварии, повлёкшей смерть, человек стал впервые, уголовной ответственности он может избежать, примирившись с родственниками погибшего и заплатив им компенсацию.

Что будет за аварию со смертельным исходом

Уголовную ответственность нести будет то лицо, чьё нарушение ПДД повлекло смерть других, то есть кого признают виновным. Наказание зависит от количества жертв, и от того, трезв ли был водитель в момент ДТП, наличия других отягчающих или смягчающих вину обстоятельств, наличия нарушений правил Движения со стороны погибших.

Осуждение может быть и условным, зависит от обстоятельств. Минимальный срок заключения по умолчанию – 2 месяца.

Причём если от полученных травм потерпевший скончается позже, а больнице, ответственность наступает не как за нанесение вреда здоровью, а как за причинение смерти.

Ущерб, не исключая и моральный, причинённый с участием источника повышенной опасности, к коим относится и транспорт, возместить нужно будет независимо от виновности, кроме ситуаций, когда пострадали владельцы других ТС.

Если погиб один человек

В случае когда погиб только один человек, виновнику грозят принудительные работы максимум на 4 года или лишение свободы до 5 лет. Сверх того, запретят управлять транспортом на три года или менее.

Если происшествие повлекло смерть двух и более человек

В этом случае меры будут более строгими: возможный срок принудительных работ возрастает до 5 лет, а максимально время заключения – до 7 лет. И конечно, запрет на вождение, максимально – на три года.

Если водитель сбил людей на пешеходном переходе

Если погибли пешеходы, пересекавшие дорогу в разрешённом месте, то однозначно будет признана вина бывшего за рулём транспортного средства, ведь он обязан пропускать людей на переходе. Следовательно, он подлежит ответственности, если авария повлекла смерть – уголовной. Смотря по обстоятельствам судом будет назначена та или иная мера, предусмотренная соответствующей статьёй.

Отдельный случай, когда человек шёл по «зебре», но машине был зелёный свет. Здесь, скорее всего, вину возложат на управлявшего ТС, так как он всегда должен быть готов к возникновению опасностей и принимать меры для их предотвращения. Виновником пеший участник движения станет, когда будет ясно, что водитель при всём своём желании не мог предотвратить аварию.

Кстати, вы помните, что дорогу можно пересекать не только по «зебре», но и на любых перекрёстках, а также в любом другом месте, если соблюдаются все следующие условие:

  1. не видно переходовили перекрёстка с места предполагаемого пересечения дороги;
  2. дорога в обе стороны хорошо просматривается;
  3. нет разделительной полосы или ограждений;
  4. переход осуществляется под прямым углом к краю дорожного полотна.

Статья в тему: Кто виноват и какое грозит наказание виновнику, если ДТП случилось на пешеходном переходе + статистика по таким авариям за 2016 год

Ответственность водителя, когда виновен погибший пешеход

На основании п. 10.

1 ПДД, в котором прописано, что водитель должен ехать со скоростью, которая позволяет ему постоянно контролировать ситуацию, и в случае опасности тормозить вплоть до остановки, виновность пешехода на практике признаётся редко, только когда совершенно очевидно, что авария случилась из-за нарушения пешеходом ПДД (переход в неразрешённом месте, на запрещающий сигнал светофора или регулировщика) и у водителя не было никакой физической и технической возможности для предотвращения наезда. Доказательством этого может быть не только видеозаписи (видеорегистраторы в помощь) и показания свидетелей, но и трасологическая экспертиза.

Если виновником признают всё-таки пешего нарушителя, то водитель не будет осуждён по уголовной статье.

Но гражданскую ответственность владелец ТС за причинённый другим вред здоровью несёт всегда, то есть расходы на лечение (в трагических случаях – погребение), а также моральный ущерб пешеходу он должен возместить, даже в случае своей невиновности. Но и возмещаемая сумма затрат может быть снижена судом смотря по вине пешехода и состоятельности водителя, за исключением расходов, возникших из-за потери кормильца и затрат на погребение. А в возмещении морального и имущественного ущерба судом может быть и отказано.

Наказание за смертельное ДТП виновнику-пешеходу

Ответственность за ущерб несёт тот, кто виновен в его причинении. Поэтому если виновником ДТП окажется пешеход, то и административное, и уголовное наказание будет и ему.

Если в дорожном происшествии, которое произошло из-за пешехода, кто-либо погибнет, пусть даже водитель, ответственность он будет нести по ст. 268 УК РФ.

Если погибший один – наказанием будут либо принудительные работы, либо ограничение или лишение свободы, всё это на срок до 4 лет. Если жертв окажется несколько – то виновному пешеходу грозит до 5 лет принудительных работ или лишение свободы сроком до 7 лет.

Кроме того, возмещение нанесённого им ущерба, в том числе и имущественного, участники аварии могут потребовать с виновника. То есть водитель-потерпевшей может предъявить пешеходу-нарушителю требование оплатить ремонт автомобиля. Законность такого требования подтверждена Конституционным Судом РФ.

Всё сказанное в этом подзаголовке относительно ответственности пешеходов относится и к любым другим участникам дорожного движения, кроме водителей, например, пассажирам.

Какое наказание применяется за совершение смертельной аварии без прав

За езду без прав положено отдельное наказание, не связанное с попаданием в ДТП. И оно будет налагаться сверх мер, применяемых за совершение происшествия. Если человек не получал права – это будет штраф до 15 тысяч, но не меньше 5 тысяч. Если вёл машину лишённый удостоверения водителя – или штраф до 30 тыс. рублей, или административный арест, или обязательные работы.

Кроме того, вождение без прав будет поводом для возникновения регрессных требований к водителю у страховой компании.

Наказание за аварию, в которой погибли люди, совершённую в нетрезвом виде

Опьянение является усугубляющим вину фактором. Поэтому наказание будет строже. Выбора применяемых мер нет – полагается только лишение свободы, причём как минимум на два года. Потолок – 7 лет. А в случае гибели нескольких человек виновника лишат свободы на время от 4 до 9 лет. Назначить условный срок судья не имеет права.

Если виновника задержали спустя некоторое время после происшествия, и у него обнаружено опьянение, то считается, что он был нетрезв и при совершении аварии.

Страховая компания потребует от пьяного виновника заплатить затраченную ей на урегулирование убытков сумму по регрессу.

Статья в тему: Вся правда о наказании за ДТП в нетрезвом виде: когда, за что и какое оно будет + статистика происшествий

Последствия покидания места происшествия

Если человек не останется на месте аварии, то он подлежит наказанию по отдельной статье КоАП, регулирующей меры, применяемые именно за это правонарушение. А это лишение водительских прав на 1,5 года или арест максимум на пятнадцать суток.

В случае виновности в ДТП, в котором есть погибшие, оставление места происшествия будет поводом к увеличению строгости наказания.

Более того, даже в случае невиновности лица, покинувшего ДТП, к нему может быть применена ответственность по ст. 125 УК РФ, за оставление травмированного без помощи. Максимальной из возможных мер будет лишение свободы на год.

Со стороны страховщика за сокрытие с места происшествия будет регресс.

Статьи в тему:

Что грозит, если скрылся с места ДТП и в каких случаях наказания не будет

4 способа как избежать ответственности за оставление места ДТП

Как наказывается ДТП с погибшими в Украине, Беларуси и США

А теперь давайте посмотрим, как наказываются аварии, повлёкшие смерть, в некоторых зарубежных странах. Сразу скажу, что Беларусь и Украина в этом схожи с Россией, что неудивительно, ведь все они когда-то были единой страной. А вот в США применяется совершенно другая правовая система.

И ещё. Преступник судится по законам той страны, в которой он совершил наказуемое деяние. Но если он возвратится в ту страну, гражданином которой он является, ещё не будучи осуждённым за границей, то отвечать за содеянное он будет уже по законам своей страны. И наказание не будет более жёстким, чем оно полагается за преступление в государстве, в котором оно было совершено.

Какие меры применяются к виновникам на Украине

На Украине, если в ДТП погиб только один человек, наказанием станет заключение сроком от 3 до 8 лет, или условная мера – испытательный срок на 1-3 года. Если погибших несколько, срок лишения свободы будет равен 5-10 лет, а испытательный срок возможен только при осуждении на 5 лет.

Смягчающим обстоятельством, при котором, скорее всего, наказание будет минимальным – это полное возмещение ущерба потерпевшим лицам.

Лишение прав необязательно и решается судом, максимальный срок изъятия – 3 года. Опьянение будет отягчающим фактором, но отдельной статьи за это нет.

За вождение нетрезвым – административная ответственность, наказание за которую не зависит от попадания в аварию.

Беларусь: какое наказание придётся понести за совершение смертельного ДТП

В Беларуси виновника смертельной аварии осудят на исправительные работы на время до двух лет либо ограничат в свободе или лишат её на срок, не больший 5 лет. Если погибших несколько, то наказанием станет лишение свободы на 3-7 лет. Лишение водительских прав – по усмотрению судьи. Возможно условное наказание.

Пьяному виновнику происшествия с одним погибшим грозит попасть в заключение максимум на 7 лет, а с несколькими жертвами максимум на 10, при этом устанавливается нижняя планка – 4 года. Изъятие у виновника водительского удостоверения обязательно.

Ответственность за смертельные ДТП в США

В Соединённых Штатах действует правовая система, отличная от той, которая действует в России и на территории стран бывшего Союза, так называемая англо-саксонская.

Вообще, каждый штат устанавливает свою меру наказания за каждое преступление, хотя как основание и используется общий для всех Примерный Уголовный кодекс. Преступления делятся на простые и тяжкие, каждая из групп ещё подразделяется на степени (первая степень более тяжкая чем, например, третья).

Помимо этого, действует прецедентное право, когда суд, вынося решение, обязательно основывается на судебной практике. То есть для каждого случая у судьи уже есть готовое указание, как надо поступать, если подобные дела разбирались ранее.

Какое наказание полагается за ДТП с погибшими в Соединённых Штатах

Максимально возможная квалификация смертельного ДТП – это первая степень тяжкого убийства, за которое могут назначаться меры вплоть до пожизненного заключения и смертной казни. Но как правило, законы в конкретных штатах, предусматривают более мягкие наказания. Обычно авария с человеческими жертвами классифицируется как вторая степень тяжкого, или даже вторая степень простого убийства.

Точные меры за происшествие со смертельным исходом будут разные в зависимости от конкретных обстоятельств и штата, по законам которого идёт суд. Но в среднем за совершение, в том числе в пьяном виде, аварии, из-за которой погибли люди, полагается срок от 2 до 20 лет и штраф до 10 000 долларов. Стоит отметить, что там по ответственности пешеходы равны с водителями.

Подведём итоги

  • совершение аварии, если есть жертвы, приравнивается к причинению смерти по неосторожности;
  • водитель всегда несёт гражданско-правовую ответственность за вред другим, независимо от вины;
  • уголовное наказание будет только виновным;
  • состояние опьянения усугубит для виновника последствия происшествия, причинившего смерть.

Заключение

Вот такие последствия будут для виновника аварии, в которой погибли люди. С одной стороны, наказание достаточно суровое, с другой – погиб человек, и его уже не вернуть. Поэтому будьте аккуратны при вождении.

Если непонятно по теме статьи – пишите в комментарии, я дам ответы на все заданные вопросы.

-бонус: Что будет если прилетят пришельцы на Землю? Как вы считаете?

На этом у меня всё. Не забывайте оформить подписку на блог и поделиться ссылкой на статью в социальной сети. До новых встреч на страницах блога!

Источник: https://kulikavto.ru/dtp/nakazanie-za-dtp-so-smertelnym-iskhodom-budet-seryoznym.html

Жилищный вопрос
Добавить комментарий