Какой статьей закона регулируется порядок остановки автомобиля для проверки документов?

Проверка документов сотрудниками ГАИ вне постов признана законной

Какой статьей закона регулируется порядок остановки автомобиля для проверки документов?

Вступило в силу решение Верховного суда, которое признает законным возможность сотрудников Госавтоинспекции останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов.

Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам.

Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы.

Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.

Водителей обязали носить световозвращающие жилеты

Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.

Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента.

По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.

Выявлять нарушителей 
гораздо эффективнее 
на дороге, чем на стационарном посту ДПС

Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции.

Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен.

Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.

Истец также считает, что остановка машины для проверки документов – то же самое, что задержание граждан.

Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам “О безопасности дорожного движения” и “О полиции”.

На загородных трассах предложили увеличить разрешенную скорость движения

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции” сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.

Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки.

Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена.

Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому – несостоятельны, посчитал Верховный суд.

Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.

Остановка для проверки документов не имеет отношения к административному задержанию

Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения – это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.

Эксперт: Новая разметка на дороге повысит собираемость штрафов

Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона “О полиции” за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.

Источник: https://rg.ru/2018/03/21/proverka-dokumentov-sotrudnikami-gai-vne-postov-priznana-zakonnoj.html

«Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД :

Какой статьей закона регулируется порядок остановки автомобиля для проверки документов?

Полномочия инспекторов ДПС останутся неизменными — МВД отклонило идеи начальника административно-правового управления ведомства Дмитрия Газизова о передаче сотрудникам ГИБДД права лишения водительского удостоверения без суда и отказе от административного ареста в пользу превентивного задержания нарушителей на 48 часов.

Споры о возможностях и правах сотрудников ГИБДД возникают регулярно, но больше всего претензий у автомобилистов — к остановкам для проверки документов. Водители жалуются, что сотрудники ГИБДД устраивают засады, тормозят машины без повода и подолгу проверяют документы, хотя вроде бы не имеют права делать это вне стационарных постов.

Больше всего неудобств испытывают водители каршеринга.

Например, один из пользователей форума каршеринга пожаловался на вынужденный простой по вине сотрудников ГИБДД: «Утром спешил в аэропорт, остановили для проверки, причем там уже стояло несколько каршеров.

Пока гаишники разбирались со своим планшетом, потерял 10 минут и чуть не опоздал на самолет. Фактически они выставили меня на лишние сто рублей, потому что машину я не переводил в режим ожидания».

«Каждый день стоят на выезде»

Простые автомобилисты тоже недовольны проверками. «Каждый день стоят на выезде из района и тормозят всех подряд под выдуманными предлогами. Пробивать документы могут по 15 минут, уже замучили этими проверками», — написал в один из столичных автомобилистов.

Возмущенные автомобилисты ссылаются на запрет остановки для проверки документов вне стационарных постов, который действует с 2009 г., но юрист Сергей Смирнов объясняет, что никакого запрета давно нет, да и раньше инспекторы без труда его обходили, называя в качестве причины остановки проведение спецоперации или наличие ориентировок на похожий автомобиль.

«В старом регламенте была фраза, что останавливать автомобили для проверки документов разрешается только на стационарных постах.

Любой сотрудник ГИБДД руководствуется законом о полиции, он может в принципе в любом месте остановить, сослаться на какие-то мероприятия типа «Перехват» или «Антитеррор».

Сотрудники ГИБДД этот пункт обходили, потому что наличие спецоперации проверить невозможно физически», — рассказал Смирнов.

 РБК

Случаев вопиющего нарушения регламента инспекторами не смог припомнить даже координатор сообщества «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «Остановили, проверили документы — можешь спокойно ехать дальше.

Они всегда называют причины остановок, и ты никак не проверишь, действительно ли есть ориентировка или спецоперация. Не вижу проблем, если у водителя все в порядке.

У людей возникали проблемы на знаменитом посту в Кущевке, но там было другое — незаконные обыски с подбросом наркотиков и предложением решить вопрос на месте. Это уже был просто криминал», — вспомнил Шкуматов.

Запрет на проверку документов вне постов был мотивирован тем, что под видом сотрудников ДПС на дорогах часто стояли ряженые мошенники, а у настоящих инспекторов не было нужной для проверки документов техники.

Сейчас экипажи оснащены подключенными к сети планшетами и могут провести проверку в любом месте, поэтому с октября 2017 г. действует обновленный Административный регламент МВД по надзору за дорожным движением, в котором этот запрет отменен.

Изменения попытался обжаловать в суде один из автомобилистов, но Верховный суд подтвердил их правомерность.

Другое дело, что остановить без причины инспектор формально не имеет права, говорит Смирнов: «Если ты ничего не нарушал, нет ориентировок или нет необходимости привлечения понятого, зачем останавливать? Тут уже есть повод для разбирательства, но кто будет этим заниматься? Если все в порядке, проще показать документы и ехать дальше».

Какие есть причины для остановки

Официально в списке причин для остановки автомобиля, помимо нарушения, содержится еще десяток пунктов.

Остановить могут в случае, если у полицейских есть информация о причастности водителя к правонарушению, ориентировки на поиск автомобилей с какими-либо внешними признаками, информация о розыске автомобиля, необходимость опроса водителей и пассажиров о ДТП, свидетелями которого они стали, привлечение их в качестве свидетелей или понятых и при ограничениях движения.

 РБК

Кроме того, сотрудники полиции вправе привлечь водителя для оказания помощи другим участникам движения или даже использовать его автомобиль. Проверить наличие ориентировок можно, позвонив дежурному местного отдела ГИБДД, но получить достоверную информацию получится не всегда.

При остановке автомобиля инспектор должен представиться и сообщить причину остановки. Формально проверка должна проводиться в минимально короткие сроки, но время не регламентировано, поэтому жаловаться можно лишь на необоснованное затягивание времени проверки или составления протокола.

«Сотрудник обязан называть причину остановки: либо обнаружение правонарушения, либо сообщение о том, что нужно проверить такой-то автомобиль, либо что-то произошло и необходимы какие-то процессуальные действия. Просто так проверка документов не предусмотрена, это некий сопутствующий фактор каких-либо других действий», — объяснил Сергей Смирнов.

Водитель не обязан покидать автомобиль, однако сотрудник ГИБДД может попросить его выйти в ряде случаев. Например, для прохождения освидетельствования на состояние опьянения, при проведении досмотра, сверки номеров агрегатов машины, для устранения неисправностей или нарушений при перевозке груза либо в случае, когда водитель своим поведением создает угрозу безопасности инспектора.

 РБК

Помимо пункта о запрете проверки документов вне стационарных постов, из обновленного регламента убрали прямое разрешение на фото- и видеосъемку сотрудников ДПС, но на деле она и не требовалась, пояснил Сергей Смирнов.

Фото- и видеофиксация действий сотрудников полиции разрешены законодательно, и единственное ограничение состоит в том, что при проведении съемки водитель не должен препятствовать выполнению сотрудником полиции его служебных обязанностей.

Практику остановки для проверки документов Петр Шкуматов считает абсолютно нормальной: «Полиция так работает везде в мире. А как иначе им выполнять свою работу, если у них нет права проверять документы?»

Источник: https://www.autonews.ru/news/5d15a2da9a79478d099e339c

Гаи о конфликтах: инспектор имеет право остановить «просто для проверки документов»

Какой статьей закона регулируется порядок остановки автомобиля для проверки документов?

В последнее время в интернете стали все чаще появляться видеоролики, на которых водители спорят с сотрудниками ГАИ, отказываются передавать документы и выходить из автомобилей, ссылаясь на различные нормативные акты.

блогеры учат, «как нужно правильно разговаривать с инспекторами, чтобы избежать поборов на дорогах».

Замначальника ГАИ Гродненской области Александр Войтешко ответил на провокационные вопросы на тему, считается ли проверка документов допустимой причиной остановки автомобиля.

Со спора на тему «причина остановки» начинается большинство конфликтов с инспекторами, видео которых потом получают наибольшее распространение в сети. Пожалуй, самым популярным «антиГАИшным» видеоблогером Беларуси можно назвать пользователя Василия Телогрейкина, на его канале на данный момент насчитывается 7,2 тысячи подписчиков.

Как он сам признался в одной из записей, вопрос инспектору о причине остановки является своеобразным тестом на грамотность и компетентность. В мировосприятии Телогрейкина сотрудник, ответивший «проверка документов», не знает закона, прав будет тот инспектор, который скажет «я вас подозреваю в…». Порой споры и стиль общения таких водителей приводят к конфликтам с применением силы.

Самый громкий пример — сюжет, сделанный в Сморгони.

Можно ли снимать инспекторов?

Как пишет “АвтоГродно”, представитель Госавтоинспекции в интервью «Радио Гродно» обратил внимание на вопрос законности съемки работы инспекторов и обнародования роликов в сети: «Ролики, которые начали появляться в интернете, в основном производят впечатление на молодых водителей 94—96 годов рождения, которые фактически нормативные документы в области организации и безопасности дорожного движения никогда не изучали и не знают, но почему-то, просмотрев эти ролики, начинают считать себя большими юристами и пытаются постоянно оспаривать любое действие сотрудника ГАИ, после чего безосновательно и незаконно публиковать уже свои видео в интернете. В соответствии с 34-й статьей Конституции РБ, фиксировать на фото- и видеоустройства все происходящее вокруг себя не запрещено. Деятельность милиции, в том числе и ГАИ, строится на гласной основе. Если сотрудник ГАИ во время административного процесса решит воспользоваться фото- или видеофиксацией, то он в обязательном порядке предупреждает об этом. Точно так же разрешено и гражданам. Однако здесь есть одно большое „НО“. Если вы без согласия на то сотрудника милиции, которого вы зафиксировали каким-либо фото/видеоустройством, опубликуете запись в сети и к ней появятся негативные комментарии, которые начнут оскорблять честь и достоинство сотрудника, то он имеет право, согласно все той же 34-й статье Конституции РБ, обратиться в суд для разбирательства. Такие случаи были, и суд оставался на стороне сотрудника, в результате чего были выплачены достаточно большие денежные средства».

Является ли проверка документов основанием для остановки?

— Многие считают, что если я еду по ПДД и у меня документы в порядке, то никто не имеет права меня остановить. И первый вопрос, который задают во всех подобных видеороликах, — «На каком основании, какова цель остановки?». Как правило, если нарушение не выявлено, то инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов.

На что часто слышит ответ: «Такой причины нет, вы не имеете права меня останавливать». Давайте рассмотрим этот вопрос подробно. Сегодня водитель ТС, в соответствии с пунктом 9,1 ПДД, обязан останавливаться по требованиям сотрудника ГАИ. Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили.

Согласно статье 25 закона РБ об органах внутренних дел, сотрудники имеют право проверять у граждан (подчеркнем) при подозрении в совершении ими административных правонарушений документы, удостоверяющие личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль которых возложен на органы внутренних дел. Указанная норма применяется при подозрении.

Но, в соответствии с положением о Госавтоинспекции, утвержденным постановлением Советом министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением ПДД. Пункт 12 главы 3 Правил указывает на то, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов.

Проверка наличия этих документов и есть контроль выполнения ПДД водителями. Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно, руководствуясь постановлением Совмина.

Передавать ли документы, или достаточно показать?

— Почти во всех видеороликах основной посыл — это не «предъявлять документы инспектору ДПС». Законодателем в административном кодексе в статье 18.18 указано: «Отказ водителя от предъявления документов, предусмотренных ПДД, влечет ответственность».

То есть если у водителя нет при себе документов либо он отказывается их предъявить инспектору, то наступает ответственность по статье 18.18. На этом этапе возникают многие конфликтные ситуации.

Если водитель заявляет сотруднику ДПС, что отказывается предъявлять документы, то начинается административный процесс и водитель выплачивает штраф в размере до 2 базовых величин. Сейчас мы не говорим о том случае, когда водитель забыл документы.

Но отдельные водители слегка приоткрывают окно автомобиля и показывают документы сотруднику ДПС через стекло, ошибочно считая, что этого достаточно. Согласно главе 3 пункту 12 ПДД РБ, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки, если он их уже предъявил.

И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявлять, то наступает статья 23 часть 4 и ответственность в размере от 20 до 50 базовых величин. Причем это не самые плачевные последствия.

Сотрудник ГАИ, как и любой сотрудник милиции, для пресечения неповиновения законному требованию должностного лица, ведущего административный процесс, имеет право применить физическую силу и специальные средства. Более того, сотрудники Госавтоинспекции имеют право разбить стекло и достать водителя из автомобиля за совершение правонарушения, связанного с неповиновением законному требованию должностного лица.

Обязательно ли выходить водителю из автомобиля?

— Инспектор ДПС, как и любой другой сотрудник милиции, который заподозрил вас в совершении правонарушения, либо если правонарушение совершено в виде неповиновения, может потребовать от вас выйти из автомобиля и при этом проговорить, что в настоящий момент вы задержаны за совершение административного правонарушения.

Административное задержание длится не более трех часов, но может быть и до 72 часов, если за это правонарушение предусмотрены какие-либо ограничения, связанные с административным арестом к примеру. Местом ведения административного процесса может быть служебный автомобиль, поэтому нарушитель будет задержан и будет содержаться в служебном автомобиле до трех часов.

И водитель обязан выйти. Если водитель отказывается выходить из своего автомобиля и отказывается проследовать в служебный, то это снова будет являться неповиновением требованию должностного лица. Предъявить и передать документы вы можете находясь в автомобиле.

Конечно, если у инспектора ДПС возникнут подозрения, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то он может потребовать от него выйти, и это будет абсолютно законно. Ведь сотрудник ДПС не может сесть к вам в автомобиль и провести освидетельствование у вас в машине. Если сотрудник ГАИ требует выйти из салона автомобиля пассажиров, то и они обязаны это сделать.

Конечно, если это не связано с банальным неиспользованием ремня безопасности. В этом случае сотрудник ДПС составит административный протокол в служебном автомобиле и принесет его для подписи в автомобиль с нарушителем.

В большинстве случаев все же белорусские водители предпочитают экономить свое время на общение с инспекторами. «Никогда не понимал людей, которые разводят бадягу про причину остановки и т.п.

завязывать беседу с сотрудниками на 10-15 минут, — пишет пользователь форума Onliner.by, зарегистрированный под ником jenya-2010 (орфография и пунктуация автора сохранены).

— 40 секунд и двигайся дальше».

Источник: https://auto.onliner.by/2015/08/18/gai-314

Если остановила патрульная полиция: советы для водителей и полицейских

Какой статьей закона регулируется порядок остановки автомобиля для проверки документов?

Адвокат Екатерина Коваленко объясняет, когда полицейские могут останавливать водителей, как должен вести себя украинский патрульный и что ему делать, если водитель угрожает расправой

Екатерина Коваленко, адвокат

Наверное, не существует водителя, которого хотя бы раз в жизни не останавливал сотрудник автоинспекции.

С появлением Национальной патрульной полиции стереотип о взяточнике инспекторе Петренко, тормозящем каждую вторую машину и просящим «подышать в трубочку», начал отходить в прошлое.

Но как понять, что полицейский остановил вас правомерно, а не просто так, и что делать, если вы не согласны с обвинением в нарушении Правил дорожного движения?

Остановка транспортного средства осуществляется исключительно жезлом, а в отдельных случаях — жестом руки. При этом полицейский сначала должен указать на само транспортное средство, а затем— на место, где водитель должен его остановить.

Когда ваш автомобиль могут остановить?

Остановка транспортного средства (далее – ТС) регулируется Законом «О Национальной полиции Украины».

Согласно 35-й статьи этого Закона, существует 9 оснований, при которых полицейский имеет право остановить вашу машину или другое ТС:

  • если вы нарушили ПДД;
  • если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности вашего ТС;
  • если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров ТС к совершению дорожно-транспортного происшествия (ДТП), уголовного или административного правонарушения или если есть информация, свидетельствующая о том, что ТС или груз могут быть объектом или орудием совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения;
  • если ТС находится в розыске;
  • если необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
  • если необходимо привлечь водителя ТС к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля во время оформления протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
  • если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрещении движения;
  • если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
  • если вы нарушили порядок определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

Обратите внимание, что Закон о Нацполиции возлагает обязанность на полицейского проинформировать вас о конкретной причине остановки ним вашего ТС с подробным описанием основания остановки, что было описано выше.

Помните также, что останавливаться по требованию полицейского стоит с соблюдением требований ПДД.

Если же приведенные в данной статье Закона основания для остановки транспортного средства отсутствуют, то, конечно, остановка незаконна.

Имеет ли полицейский право остановить транспортное средство для проверки документов водителя?

Согласно указанной статьи, полицейский имеет право требовать у вас предъявления документов, удостоверяющих личность, и/или документов, подтверждающих ваше право на управление транспортным средством.

Документ, который удостоверяет личность, – это паспорт. Документы, удостоверяющие право управлять автомобилем: удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационный документ на транспортное средство, а также полис (договор) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (в том числе страховой сертификат “Зеленая карта”).

Полицейский также имеет право остановить лицо, к примеру, когда оно похоже на человека, находящегося в розыске или пропал без вести. Или когда существует достаточно оснований считать, что лицо совершило правонарушение или имеет намерение его совершить.

Также вас могут остановить, если у полицейского есть достаточные основания полагать, что за рулем находится лицо, не имеющее права управлять транспортным средством.

Как должен вести себя полицейский

Недоверие и скептицизм водителей по отношению к патрульным — распространенное явление. Все это дополнительно стимулируется популярными видеороликами водителей-провокаторов. Так, нередко они выводят нерадивых полицейских на чистую воду, показывая украинской общественности, насколько некомпетентными есть современные правоохранители.

Однако так же часто водители и слушать не хотят полицейского, который их остановил, и сразу же начинают нападать на него словесно, а иногда и физически.

Как должен вести себя полицейский, если водитель провоцирует конфликт и при каких обстоятельствах полицейский может применить силу и спецсредства?

Для сотрудников МВД есть свой «моральный кодекс» – утвержденные Правила этического поведения, о которых мы писали ранее.

В указанных Правилах предусмотрено, что сотрудники МВД должны придерживаться достойного поведения, что предполагает вежливое и доброжелательное общение с гражданами, запрещено употреблять ненормативную лексику, также патрульный должен проявлять беспристрастное отношение к каждому гражданину.

Итак, если водитель после остановки не соглашается с сотрудником полиции, угрожает расправой и увольнением, и более того, провоцирует патрульного, — полицейский должен придерживаться достойного поведения. Ни в коем случае «не вестись» на провокации, не прибегать к грубости и оскорблениям, сохранять спокойствие и вежливо общаться с гражданами.

«Лучший способ избежать конфликта для полицейского — это разъяснить лицу, привлекаемому к административной ответственности, его права, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, в частности право на предоставление пояснений, доказательств по делу и право на обжалование составленного постановления», — подмечает адвокат.

Вместе с тем, статьей 44 Закона «О Национальной полиции» предусмотрено, что полицейский может применять физическую силу и специальные приемы для обеспечения личной безопасности или безопасности других лиц, пресечения правонарушения или задержания лица.

Основания применения специальных средств определены в статье 45 указанного Закона.

Лучшим выходом для водителя, которого остановила полиция, является уважение к полицейскому и знания своих прав и обязанностей. Попросите милиционера объяснить основания для остановки вашего авто, если же он отказывается это делать, не бойтесь доказывать свою правоту в определенные законом способы.

Узнайте, как можно обжаловать штраф за нарушение ПДД по ссылке.

Поделитесь полезной информацией с друзьями:

Источник: https://ckp.in.ua/ru/articles/13779

Кто имеет право на остановку транспортного средства

Какой статьей закона регулируется порядок остановки автомобиля для проверки документов?

Сегодня я расскажу о том, кто имеет право на остановку транспортного средства.

Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор в области безопасности дорожного движения являются работники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции.

Однако нужно понимать, что остановить ваш автомобиль имеет право не любой сотрудник ГИБДД.

Смотрим пункт 2.4 Правил дорожного движения

Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14  контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Кто такой регулировщик по смыслу ПДД? Согласно пункту 1.2. ПДД

Регулировщик — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.

Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Таким образом, исходя из буквального прочтения вышеназванного пункта ПДД право на остановку транспортного средства предоставлено сотрудникам полиции и военной автомобильной инспекции.

Это что же, получается, на сегодняшний день остановить ваше транспортное средство имеет право любой полицейский на дороге, начиная от сотрудника патрульно-постовой службы и заканчивая каким-нибудь начальником какой-нибудь полицейской службы?

Правила  дорожного движения в пункте 1.3 дают следующий ответ на указанный вопрос

Участники дорожного движения обязаны… выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Таким образом, чтобы понимать в каждом конкретном случае, имел ли право на остановку вашего транспортного средства тот или иной сотрудник полиции, не относящийся к ГИБДД, нужно, в первую очередь, знать права, предоставленные сотруднику конкретной полицейской службы (подразделения).

Так в соответствии с пунктом 93 части 2 ст. 28.3 КРФоАП сотрудники военной автомобильной инспекции вправе составить протоколы об административных правонарушениях

предусмотренных частью 4 статьи 12.2, частью 1 и частью 2 (за исключением случаев незаконной установки на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4, 5, 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.

7, статьями 12.8, 12.26 КРФоАП.

Что касается сотрудников полиции, то под определение регулировщиков подпадают, в первую очередь, инспекторы рот, батальонов и полков ДПС.

А на стационарном посту вы можете встретиться с инспекторами технического надзора.

Многие из вас, наверное, уже встречали на дороге так называемых стажеров ДПС. Как вы считаете, имеют ли право на остановку транспортного средства стажеры ДПС?

Отвечаю: нет, не имеют. Почему? Потому что согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утв. Приказом МВД РФ от 15.08.2011 №942

10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;

Иными словами, стажер не является регулировщиком, которому предоставлено право на остановку транспортного средства.

Однако, это вовсе не означает, что если вас останавливает стажер, то вы можете не останавливаться. А откуда вам известно, что он стажер?

Вот если потом в результате остановки транспортного средства и выявления в ваших действиях признаков какого-либо административного правонарушения выяснится, что вас остановил стажёр, то у вас появится железный повод для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.

Так согласно части 2 ст.1.6 КРФоАП

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

А у стажера, как вы теперь знаете, нет компетенции ни регулировать дорожное движение (а значит, и останавливать вас), ни составлять протоколы об административных правонарушениях.

С этим разобрались, теперь давайте подробнее остановимся на ситуации, когда вас останавливает обычный инспектор ДПС.

На самом деле, если не знать некоторых нюансов, то кажется, что уж кто-то, а обычный инспектор ДПС имеет право на остановку транспортного средства. Право это у него безусловно есть, только вот не все автомобилисты знают, что действует оно лишь в то время, пока инспектор ДПС находится на службе.

Согласно пункту 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (далее, Административный регламент),

Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

Согласно пункту 38 Административного регламента

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу.

Согласно п.

57 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД МВД РФ от 2.03.

09 года № 186 дсп (Далее, по тексту, Наставление)

Дежурный обязан… при подготовке сотрудников, заступающих на службу…выдавать сотрудникам в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России, … нагрудные знаки (по карточкам-заместителям установленного образца или под расписку в учетной документации).

Согласно п.65.2 Наставления

Заступающие в наряд сотрудники должны… иметь при себе: нагрудный знак и жетон с личным номером.

Согласно п.104.3 Наставления

При получении команды (разрешения) об окончании несения службы наряд ДПС: сдает в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел…нагрудный знак….

Другими словами, нагрудный знак выдаётся инспектору ДПС только на время несения службы. К чему я клоню, наверное, догадались?

Правильно! Если вас останавливает сотрудник ДПС (или человек в форме сотрудника ДПС) обязательно посмотрите на его нагрудный значок.

У сотрудников ДПС значок круглый, в отличие от всех остальных служб полиции, у которых значок имеет овальную форму.

В центре значка под двуглавым орлом должно быть три буквы «ДПС». Снизу код региона и через тире личный номер самого инспектора.

Так вот, если на остановившем ваш автомобиль инспекторе ДПС не оказалось нагрудного значка, значит этот инспектор ДПС на данный момент не находится на службе, регулировщиком не является, а значит, не имеет права на остановку транспортного средства и не вправе составлять протокол об административном правонарушении.

Максимум, он может в этой ситуации выступать свидетелем совершенного вами административного правонарушения, но не более того.

Помимо нагрудного значка, советую обратить внимание вот на какие моменты.

Согласно пункту 41 Административного регламента

При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Понятие патрульного автомобиля приведено в пункте 35 Административного регламента

К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль».

Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.

При этом, в соответствии с пунктом 44 Административного регламента

При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

Другими словами, если инспектор во время патрулирования движется на автомобиле без специальной цветографической схемы, то он не имеет права на остановку транспортного средства.

Окей, с военной автомобильной инспекцией и ДПС разобрались. Давайте теперь, рассмотрим такой вопрос как остановка транспортного средства сотрудником полиции другой службы.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента

Сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности

То есть получается, что сотрудники полиции, не относящиеся к ГИБДД, могут нести службу на дороге только совместно с сотрудниками ГИБДД и то только по приказу руководителя органа внутренних дел.

Вместе с тем, автор статьи Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru согласно опубликованному позднее Приказу МВД РФ от 05.05.

2012 №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» составлять протоколы за нарушение правил дорожного движения могут и другие сотрудники полиции при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

Источник: https://evgeniyvolkov.ru/kto-imeet-pravo-na-ostanovku-transportnogo-sredstva.html

Полиция остановила ваш автомобиль: Права водителя

Какой статьей закона регулируется порядок остановки автомобиля для проверки документов?

Полиция остановила ваш автомобиль: Права водителя

Фото из открытых источников

Как правильно общаться с сотрудником полиции, если ваш автомобиль остановили для проверки

Оригинал в Татьяны Погукай:

Национальная полиция регулирует дорожное движение и осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения его участниками и за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети (п. 11 ч. 1 ст. 23 ЗУ “О Национальной полиции”).

Кроме этого, она выдает разрешения на движение отдельных категорий транспортных средств; в случаях, определенных законом, выдает и согласовывает разрешительные документы в сфере безопасности дорожного движения (водительское удостоверение и т. п.; п. 13 ч. 1 ст.

23 ЗУ “О Национальной полиции”).

1. Вас остановил полицейский.

Остановка транспортного средства осуществляется жезлом, а в исключительных случаях – жестом руки. При этом полицейский сначала указывает на транспортное средство, которое должно остановиться, а затем – на место, где ему следует остановиться (п. 27.3. приказа 111). Законом (п. 1-9 ч. 1 ст.

35 ЗУ “О Национальной полиции”) определен исчерпывающий перечень случаев, которые дают право сотруднику полиции остановить транспортное средство, а именно: 1) если водитель нарушил Правила дорожного движения; 2) если есть явные признаки, что свидетельствуют о технической неисправности транспортного средства; 3) если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению ДТП, криминального или административного правонарушения, или если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения; 4) если транспортное средство пребывает в розыске; 5) если необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть; 6) если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским, или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов дорожно-транспортных происшествий; 7) если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения; 8) если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения; 9) нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

В любом случае сотрудник полиции обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки им транспортного средства с детальным описанием основания остановки, определенной в этих статьях. На требование полицейского остановку следует производить с соблюдением требований ПДД (п. 2.4 ПДД).

Не спешите “бросаться в объятия полицейским”, выбегая из автомобиля, пока не выясните его намерений. Из автомобиля не выходите, а подождите сотрудника полиции, находясь в автомобиле. Фиксаторы дверей установите в нижнее положение, для общения опустите стекло водительской двери. Полицейский в соответствии с п. 27.4.

Приказа 111 имеет право пригласить водителя выйти из автомобиля только: – с целью устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; – когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения; – когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления;

– когда необходимо участие водителя в оформлении документов или предоставлении помощи другим участникам дорожного движения.

При наличии аудио-, видеофиксирующего устройства (мобильный телефон с техническими возможностями и тому подобное) – включите его.

Зафиксируйте автомобиль, на котором несет службу полицейский. В случае нахождения поблизости других остановленных транспортных средств, водителей или пассажиров – зафиксируйте их и запишите номерные знаки этих транспортных средств с целью установления потенциальных свидетелей на случай спорных правоотношений с полицией.

Если полицейский заставил Вас остановиться в одном из мест, запрещенных для остановки (п. 15.9. ПДД) – зафиксируйте объекты, расположенные возле Вас, таким образом, чтобы можно было идентифицировать место расположения Вашего автомобиля.

Останавливать транспортные средства в местах, запрещенных ПДД (кроме железнодорожных переездов), полицейский имеет право только в исключительных случаях (достаточные основания считать, что водитель находится в состоянии опьянения, подозревается в совершении преступления, оставил место ДТП, создает аварийные ситуации другим участникам движения; п. 12.11. Приказа 111).

2. Как вести беседу с полицейским на дороге?

Во время остановки транспортного средства полицейский обязан без задержки подойти к водителю, а не заставлять его тратить время (п. 27.4. Приказа 111).
Внимательно выслушайте и зафиксируйте обращение к Вам сотрудника полиции, запрет такого действия является противоправным.

Во время обращения к водителю полицейский обязан: поздороваться; четко и понятно назвать свою должность, звание и фамилию; сообщить о причине остановки транспортного средства, суть обращения, суть совершенного правонарушения в случае его совершения.

По требованию участника дорожного движения полицейский обязан предъявить свое служебное удостоверение (ч. 3 ст. 18 ЗУ “О Национальной полиции”).

Полицейский имеет право высказать требование о предъявлении водителем: а) удостоверение на право управления транспортным средством; б) регистрационного документа на транспортное средство;

в) полиса (сертификата) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств для проверки (пункты. 14.7., 27.2. Приказа 111; подпункт “а” п. 2.4. ПДД).

Названные документы предоставлять в руки полицейского не обязательно, достаточно показать в развернутом виде. Требование работника полиции передать ему в руки документы противоправное (абзац 2 ч. 2 ст. 16 ЗУ “О дорожном движении”; подпункт “а” п. 2.4. ПДД).

Перед тем, как предъявить свои документы, желательно высказать требование к нему предъявить его служебное удостоверение).

Из удостоверения желательно переписать фамилию, имя, отчество, звание, должность для возможного обжалования действий в прокуратуре или в суде, также уточнить причину остановки и суть совершенного правонарушения.

Не забудьте записать номер нагрудного знака работника, он также может Вам понадобиться для его идентификации (его нельзя скрывать или каким-либо образом препятствовать прочтению информации на нем и фиксированию ее с помощью технических средств – ч.3 ст. 20 ЗУ “О Национальной полиции”).

Во взаимоотношениях с участниками дорожного движения сотруднику полиции запрещается: обращаться на “ты”; использовать угрожающие или оскорбляющие жесты; допускать при общении пренебрежительный тон, грубость, невежливое изложение замечаний, выражения или реплики, которые оскорбляют человеческое достоинство, угрозы; предъявлять безосновательные обвинения (п. 17.2. Приказа 111).

Обратите внимание, соответствуют ли фамилия, звание и должность тем, которые назвал полицейский при обращении, и не закончился ли срок действия удостоверения.

В случае выявления несоответствия или истечения срока действия удостоверения, требования такого работника не выполняйте, немедленно звоните дежурному полиции по телефону 102 и на телефон доверия (телефоны есть на сайте МВД).

Возможно такой “полицейский” является просто мошенником в форме, который таким образом зарабатывает деньги, что является преступлением, предусмотренным ст. 390 УК Украины.

3. Сотрудники полиции хотят осуществить осмотр Вашего автомобиля.

Согласно подпункта “в” пункта 2.4. ПДД по требованию работника полиции водитель должен дать возможность осмотреть транспортное средство, но согласно законодательству и при наличии на то законных оснований.

Кроме ПДД, право работникам правоохранительных органов осмотреть в определенных случаях Ваш автомобиль предоставляется также рядом норм КУоАП, ЗУ “О Национальной полиции”, ЗУ “О мерах противодействия…” и тому подобное.

Однако ни одна из этих норм не определяет пределы такого осмотра (осмотреть автомобиль снаружи, осмотреть салон автомобиля, в том числе труднодоступные места). Такая неопределенность работниками полиции, как правило, толкуется в свою пользу.

Более того, новый Закон “О Национальной полиции” устанавливает дополнительную форму обзора – “поверхностную проверку”, которой также подвергаются транспортные средства. В таком случае полицейский имеет право требовать открыть крышку багажника и/или двери салона (ч. 5 ст. 34 ЗУ “О Национальной полиции”). Но Вы все равно должны самостоятельно показать полицейскому содержимое личных вещей или транспортного средства.

Кроме того имейте в виду, что досмотр от обыска отличается тем, что при осмотре активные действия осуществляются Вами (например, Вы самостоятельно открываете багажник, двери салона, демонстрируете закрытые места салона и прочее), выполняя требования полицейского, а он в свою очередь лишь наблюдает за Вашими действиями и вещами, ни к чему не прикасаясь руками. По результатам досмотра обязательно составляется протокол, один экземпляр которого Вы должны получить. Но, если это “поверхностная проверка”, грань между которой отличить в этом случае сложно, протокол не составляется, такие действия, к сожалению, никаким образом не фиксируются.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику “Мнение”, ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: https://112.ua/mnenie/policiya-ostanovila-vash-avtomobil-prava-voditelya-275605.html

Жилищный вопрос
Добавить комментарий