Какой порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком у военнослужащих женщин?

«Декрет» для солдата

Какой порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком у военнослужащих женщин?

Проект федерального закона, посвященного уравниванию в правах военнослужащих мужского и женского пола, в четверг был внесен правительством в Государственную думу. Ранее законопроект одобрил общественный совет при Минобороны. Речь идет о внесении изменений в те части законов, где говорится о предоставлении служащим по контракту отпуска по уходу за ребенком младше трех лет.

Военные отцы-одиночки, в отличие от служащих в МВД, не имеют права на отпуск по уходу за ребенком. По крайней мере, так обстоит дело в данный момент. В случае

если парламент примет и одобрит этот законопроект, отцы-одиночки из числа контрактников смогут ухаживать за малолетними детьми наравне с военнослужащими-женщинами.

«Это исполнение решения Европейского суда по правам человека, который признал неправомерным вмешательство в частную жизнь государства, которое и так дискриминирует военнослужащего по отношению к другим госслужащим, — считает Арсений Левинсон, юрист правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право». — Любопытно, что даже граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу вместо срочной военной, тоже имеют такое право. Отцы-одиночки могут уйти в отпуск по уходу за ребенком, и в этот период срок службы у них истекает».

Так или иначе, все опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сошлись во мнении, что

поводом для внесения поправок в законодательство стало решение ЕСПЧ по делу «Константин Маркин против России».

После развода с женой в 2004 году военнослужащий пушкинского гарнизона остался с тремя детьми, младшему из которых не исполнилось трех лет. Начальство Маркина отказалось отпускать офицера в отпуск по уходу за младшим ребенком.

Суды, в которые обращался военнослужащий, также отказали ему в предоставлении отпуска, хотя такая возможность существует для военнослужащих-женщин. В итоге Маркин подал жалобы в Европейский суд по правам человека.

Кроме того, после подачи иска в Страсбург по решению своего командира Маркин получил требуемый отпуск и даже денежную помощь. Но Конституционный суд РФ отклонил его жалобу, указав на особый характер военной службы и на добровольный отказ военнослужащих от ряда своих прав.

По мнению КС, запрет на предоставление отпуска по уходу за ребенком конституционно обоснован, поскольку защита Отечества была бы невозможной, если бы военные в массовом порядке попросили предоставления им отпуска по уходу за ребенком.

«Все суды, вплоть до Конституционного, признали правоту гарнизона, ссылаясь на то, что у военнослужащих есть определенный статус, который им известен, и этот статус предполагает отказ от ряда социальных благ в обмен на престиж профессии, — напоминает обстоятельства громкой истории руководитель юридического отдела компании «Зуйков и партнеры» Ольга Юрьева. — Отсюда следует невозможность предоставления отпуска мужчинам в силу особенностей службы в российской армии».

По словам Юрьевой,

когда дело дошло до ЕСПЧ, произошел неожиданный поворот. Суд принял жалобу Маркина и назначил ее к слушанию.

В результате в 2012 году появилось постановление, согласно которому претензии Маркина были признаны законными и обоснованными. Стоит упомянуть, что часть судей в ЕСПЧ высказали особое мнение, признав, что военная служба действительно подразумевает под собой некоторые лишения, в том числе невозможность предоставления отпусков.

Несколько судей выразили опасения, что данная ситуация может явиться толчком к тому, что все контрактники в ситуации Маркина начнут обращать в ЕСПЧ с корыстным умыслом для получения компенсаций, поскольку отпуск по уходу за ребенком подразумевает значительно меньшее содержание, чем возможная компенсация от России, полученная по решению Европейского суда.

«Так, например, Маркин получил компенсацию в размере 6000 евро», — уточняет Юрьева.

Юрист отмечает, что российский гражданин не является первопроходцем в этом вопросе, ранее в ЕСПЧ рассматривались аналогичные дела граждан Австрии и Турции против своих государств. В итоге австрийцу было отказано, а претензии турка были удовлетворены.

«Затем Минобороны решило, по всей видимости, сделать обоснованный реверанс в сторону Европы, — продолжает Юрьева, — и выработать среднестатистическое положение, закрепить в нем должности, которые могут или не могут заменяться, установить размер предоставления материального содержания в отпуске по уходу за ребенком.

Считаю, что этот подход достаточно грамотный, но думаю, что без случая Маркина, который отважился пройти путь до ЕСПЧ длиной в семь лет, вряд ли эти изменения появились бы.

Кстати, ситуация неоднозначна еще и тем, что Маркин впоследствии сошелся с женой и у них появился четвертый ребенок, однако к судебному делу это отношения уже не имеет».

Противоположной точки зрения придерживается член комитета Госдумы по обороне, депутат Андрей Красов, действующий военный в звании полковника.

Он скептически смотрит на возможность офицеров уходить в отпуск по уходу за ребенком. В разговоре с «Газетой.

Ru» Красов подчеркнул, что сегодня служащие по контракту обеспечены деньгами в достаточной мере для того, чтобы нанять младенцу няню и с ее помощью решить проблему ухода за ребенком.

«В данном случае я считаю, что

офицер не может устраниться от командования и выпасть из процесса военной подготовки на полтора или три года»

, — заключил депутат.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2014/06/05/6060637.shtml

Отпуск по уходу за ребенком для военнослужащих-мужчин: реализация принципа гендерного равенства в российском законодательстве

Какой порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком у военнослужащих женщин?

В начале июня на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект № 540300-61 (далее – законопроект), предусматривающий предоставление военнослужащим-мужчинам, проходящим военную службу по контракту и являющимся отцами или усыновителями, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Нововведение коснется тех, кто воспитывает ребенка без матери: в случае ее смерти, лишения родительских прав, отказа от ребенка, длительного пребывания в медицинских организациях и т.п.

История законопроекта возвращает нас в недалекий 2006 год, когда один из военнослужащих Минобороны РФ после отказа в удовлетворении его просьбы предоставить отпуск по уходу за своими малолетними детьми, исчерпал все внутренние средства правовой защиты и обратился в Европейский суд (Постановление Европейского Суда по правам человека от 22 марта 2012 г. Дело “Константин Маркин (Konstantin Markin) против Российской Федерации” (жалоба № 30078/06) (Большая Палата). Дело этого гражданина получило большой общественный резонанс, ведь незадолго до вынесения решения Европейским судом КС РФ отказался принять к производству его жалобу, посчитав, что нарушений конституционных прав в этом деле не было и, следовательно, жалоба не соответствует критерию допустимости. В своем обосновании КС РФ указал, что военные проходят службу и реализуют свое право на труд не по ТК РФ, согласно которому женщинам, а в некоторых случаях и мужчинам, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК РФ), а по нормам Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (далее – Закон № 76-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 76-ФЗ право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Принимая во внимание положение ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, получается, что, поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к несению службы. Занятие данным видом деятельности предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Соответственно, военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.

Вместе с тем, Закон № 76-ФЗ подразумевает равные права как для мужчин, так и для женщин. Однако в отношении предоставления отпуска по уходу за ребенком существует неравноправие, при котором военнослужащие-мужчины не могут брать отпуск по уходу за ребенком до трех лет, в отличие от женщин (п. 13 ст. 11 Закона № 76-ФЗ).

Европейский суд признал, что отказ предоставить военнослужащему-мужчине отпуск по уходу за ребенком наравне с военнослужащим-женщиной, противоречит принципу гендерного равенства граждан, провозглашенного Конвенцией “О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”, ратифицированной Российской Федерацией еще в 1980 году (далее – Конвенция)2.

В итоге, дело получило широкую общественную огласку, и Россия признала нарушение норм Конвенции, военнослужащий получил справедливую компенсацию за допущенные нарушения, а Правительство России разработало и внесло этот законопроект в Госдуму.

Надо сказать, что ратифицировав Конвенцию “О защите прав человека и основных свобод”3 в 1998 году Россия взяла на себя обязательства неукоснительно соблюдать нормы международного права. Да и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ провозглашает нормы международного права, как нормы, имеющие верховенство над Российским законом.

Учитывая прецедентный характер решений Европейского суда, приведение национального законодательства в соответствие с требованиями международных правовых норм является естественным процессом. В связи с этим стоит рассчитывать на скорое принятие этого законопроекта, внесение соответствующих поправок в действующие Федеральный закон от 28 марта 1998 г.

№ 53-Ф3 “О воинской обязанности и военной службе” и Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”. Тем более, что аналогичная норма уже действует в отношении граждан, проходящих службу в органах внутренних дел (п. 8 ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.

№ 342-Ф3 “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”). 

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Призывная кампания-2014: что нужно знать
1 апреля 2014 года в России началась весенняя призывная кампания. В ближайшие три с половиной месяца, согласно планам Генштаба, на военную службу отправятся 154 тысячи молодых россиян.

Положена ли вам отсрочка или вы подлежите освобождению от призыва на срочную военную службу? Что делать, если вы получили повестку? Какие вещи и документы необходимо взять с собой на отправку? Ответы на эти и другие не менее важные вопросы об особенностях проведения призывной кампании для прохождения срочной военной и альтернативной гражданской службы вы узнаете из нашего материала.

____________________________

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/trignin/551059/

К вопросу о предоставлении военнослужащим мужского пола отпуска по уходу за ребенком

Какой порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком у военнослужащих женщин?

(Зайков Д. Е.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 8)

К ВОПРОСУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ МУЖСКОГО ПОЛА ОТПУСКА ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ

Д. Е. ЗАЙКОВ

Зайков Д. Е., старший юрисконсульт, капитан юстиции.

История человечества есть история взаимодействия мужчин и женщин в различных сферах их жизнедеятельности.

А с развитием общества и государства, формированием нового мировоззрения и мироощущения людей, прогрессом в различных областях науки направленность этого взаимодействия, как свидетельствует практика, переживает глубокую внутреннюю трансформацию.

Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, к выполнению более широких социальных функций, закрепление как в международном, так и в национальном законодательстве и реализация на практике важнейших положений о равенстве мужчин и женщин (гендерное равенство) привели к кардинальным изменениям роли женщин в обществе.

Они все более активно участвуют в традиционно мужских видах деятельности, таких как политика, государственное управление, предпринимательство, служба в армии.

В настоящее время военная служба женщин уже не выглядит необычным явлением и представляет собой пример преодоления социального неравенства женщин, которое, с одной стороны, связано с существующими в обществе традициями и морально-этическими нормами, а с другой — с природно-биологическими факторами . ——————————— Боровик М. А., Шемберко М. В. Женщины в вооруженных силах стран — членов НАТО [Электронный ресурс]. URL: http://www. inion. ru/product/eurosec/st7v2.htm.

При этом на первый план, как десятки и сотни лет назад, выходит проблема равенства мужчин и женщин, особое значение которой удается в военно-служебных отношениях.

Важность гендерного равенства при прохождении военной службы в настоящее время актуализируется в связи с проводимыми процессами военного реформирования, феминизацией армии, наличием сложнейшей демографической проблемы в стране, сокращением числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и, как следствие, профессионализацией Вооруженных Сил Российской Федерации.

Однако до сих пор проблема содержания равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы не изучена до конца — что должно лежать в его основе — абсолютное равенство прав и обязанностей военнослужащих мужского и женского полов, приоритет военнослужащих женского пола как наименее защищенных членов общества, выполняющих важнейшую репродуктивную функцию, или комплексный подход, учитывающий физиологические и психологические особенности военнослужащих женского пола, специфику правового положения лиц с семейными обязанностями (без половой стратификации) и основывающийся в первую очередь на позиции приоритета выполнения военнослужащими обязанностей по защите Отечества. Представляется, что именно последнее положение имеет как научную, так и практическую основу своего существования, наиболее полно отражает интересы общества и государства, но при этом обеспечивает должную реализацию важнейших прав и свобод военнослужащих. Решение указанной проблемы усложняется отсутствием в Российской Федерации единой государственной политики в области гендерного равенства, основывающейся на принципах социальной справедливости, целесообразности и учета общественных и социальных функций, потребностей и возможностей лиц разного пола. Отдельные правовые акты проводят однобокую политику защиты и охраны прав и свобод женщин, не принимая во внимание необходимость решения имеющихся проблем гендерного характера, а также в части необоснованного ограничения прав и свобод мужчин. ——————————— См., напр.: Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 г. N 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин»; Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. N 6.

В данных условиях говорить о государственной политике в области гендерного равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы не приходится.

Однако в условиях феминизации армии, когда по вполне объективным причинам нарушается существовавший веками баланс соотношения военнослужащих мужского и женского пола в пользу последних, роль и значение которых постоянно повышаются, равенство мужчин и женщин при прохождении военной службы становится неотъемлемым принципом деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Специфика правового статуса военнослужащих женского пола в основном обусловлена выполняемой ими особой социальной функцией — рождения и воспитания детей (материнство). При этом ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации закрепляет важное положение о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, тем самым подтверждается равное значение материнства и отцовства как важных и неотъемлемых составляющих нормального процесса воспитания детей. Однако уже в ч. ч. 1 и 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации установлены следующие положения: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». В указанной норме права не выделен институт отцовства. Представляется, что это объясняется особой значимостью защиты института материнства в силу незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка, хотя такое фактическое ущемление прав лиц мужского пола на участие в воспитании детей, конечно, недопустимо . ——————————— Ни один нормативный правовой акт военного законодательства не содержит даже упоминания о правовом институте отцовства.

Источник: http://center-bereg.ru/e701.html

Порядок предоставления отпусков военнослужащим по контракту

Какой порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком у военнослужащих женщин?

Армия военная прокуратура Порядок предоставления отпусков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, регламентирован статьей 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) и главой VIIПоложения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», далее – Положение). © Министерство обороны РФ

Порядок предоставления отпусков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, регламентирован статьей 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) и главой VIIПоложения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», далее – Положение).

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно на основании приказа командира воинской части предоставляется основной отпуск, который по их просьбе может быть предоставлен по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.

Продолжительность основного отпуска устанавливаетсяв зависимости от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении:менее 10 лет – 30 суток,10 лет и более – 35 суток,15 лет и более – 40 суток, 20 лет и более – 45 суток.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением.

Например, для военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и местностях с неблагоприятными экологическими условиями, она увеличивается на 15 суток, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – на 10, с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных – на 5 суток.

Военнослужащим, проходящим службу на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на 15 суток.

Перечнитаких должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, но не менее одних суток в один конец. Если основной отпуск военнослужащим предоставлен по частям, время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, предоставляется только один раз.

Помимо основного, предусмотрены дополнительные отпуска, которые предоставляются военнослужащим по контракту:

1) признанным в соответствии с Федеральном законом «О ветеранах»(в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года №40-ФЗ) ветеранами боевых действий (продолжительностью 15 суток);2) для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации(учебные отпуска);3)на основании заключения военно-врачебной комиссии (отпуска по болезни);4) подлежащим медико-психологической реабилитации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 16Закона (реабилитационные отпуска);5)отпуска по личным обстоятельствам (на срок до 10 суток) в случаях:

тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился военнослужащий;

пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего;

в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, – по решению командира воинской части.

При этом продолжительность отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным (водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно;
6)общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, – в один из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (по желанию военнослужащего, отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток).

Этот отпуск предоставляется также военнослужащим, проходящим военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим указанный отпуск ранее, который предоставляется один раз за период военной службы.

Заместитель начальника аналитического отдела

организационного управления Главной военной прокуратуры

Марат Александров

В ДPУГИХ CMИ

Экспертное мнение и аналитика

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201608011652-4dc4.htm

Жилищный вопрос
Добавить комментарий