Какие можно сделать выводы о международно правовом регулировании социального обеспечения в России?

Метод сравнительного исследования в праве социального обеспечения

Какие можно сделать выводы о международно правовом регулировании социального обеспечения в России?

(Гусева Т. С.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 2)

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Т. С. ГУСЕВА

——————————— Guseva T. S. Method of comparative research in the law of social security services.

Гусева Татьяна Сергеевна, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена обоснованию актуальности сравнительно-правового метода в исследованиях права социального обеспечения различных стран.

Ключевые слова: сравнительное исследование, право социального обеспечения, национальные законодательства, историко-сравнительный анализ.

The article is devoted to the justification of the relevance of comparative law method instudies of social security law in various countries.

Key words: comparative study, the right to social security, national legislation, historical and comparative analysis.

Современные тенденции развития государства и права (интеграция государств в условиях глобализации, правовые реформы, интенсивное развитие законодательства) доказывают актуальность и необходимость применения сравнительно-правового метода в юридических исследованиях. А. Х.

Саидов справедливо полагает, что «развитие сравнительно-правовых исследований и их использование в законотворчестве есть один из существенных элементов, призванных обеспечить всестороннюю научную обоснованность национального законодательства» .

В трудовом праве — материнской отрасли права социального обеспечения — сравнительные исследования в последние годы активизировались , чего нельзя сказать о дочерней отрасли. ——————————— Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и законотворчество // Право и политика. 2008. N 2. С. 296. Лебедев В. М., Воронкова Е. П., Мельникова В.

Т. Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма). М., 2007; Лютов Н. Л. Коллективное трудовое право Великобритании. М., 2009; Воронкова Е. П. Сравнительное трудовое право. Красноярск, 2009; Амельченко М. Н. Герменевтика трудового права России и Германии: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2010; Морозов П. Е.

Сравнительный анализ правового регулирования проблем занятости и трудоустройства в Российской Федерации и США: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997; и др.

В праве социального обеспечения метод сравнительного правоведения может быть использован при сопоставлении национального законодательства с международно-правовыми нормами.

Для права социального обеспечения, где международные акты служат средством защиты граждан от произвола национального законодателя, проблема оптимального соотношения норм международного права и внутригосударственного законодательства особенно актуальна. С. И.

Кобзева отмечает, что система действующих международных норм в сфере социальной защиты обязывает государства содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека, бороться с нищетой, проводить эффективную социальную политику . ——————————— Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 26 — 27.

В международных актах определены стратегические цели развития социально-обеспечительного законодательства. Однако их имплементация в российское законодательство пока недостаточна: большинство международных актов в области социального обеспечения так и не ратифицированы Россией, несмотря на призывы научной общественности.

Однако программные документы — Всеобщая декларация прав человека и гражданина, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированные Российской Федерацией и обязательные для исполнения, возлагают на наше государство обязанность гарантировать право каждого человека на социальное обеспечение и на достойный уровень жизни его и семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Сопоставление российского законодательства с международными правовыми нормами позволит выявить существующие различия, а впоследствии направить усилия ученых и законодателей на приведение национального законодательства о социальном обеспечении в соответствие с требованиями международных стандартов и преодоление отставания по уровню жизни российских граждан. Не менее важен опыт правового регулирования социального обеспечения, имеющийся в зарубежном законодательстве. «Действительно, использование данных сравнительного права помогает, с одной стороны, взять все то полезное, что оправдало себя за рубежом при решении сходных проблем, избавляет от ненужного труда изобретать уже изобретенный велосипед, а с другой стороны, дает возможность учесть негативные стороны зарубежного юридического опыта» . На пути решения проблем социального обеспечения за рубежом обращают внимание российские экономисты, изучая модели социальной защиты европейских стран . Однако изучение законодательства других государств и внедрение даже апробированных за рубежом решений в российскую правовую систему должно осуществляться крайне осторожно. ——————————— Саидов А. Х. Указ. соч. С. 292. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Д. Роика «Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России» включена в информационный банк согласно публикации — «Государственная власть и местное самоуправление», 2006, N 10. —————————————————————— Роик В. Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2006. N 6; Антропов В. В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС: Дис. … д-ра экон. наук. М., 2007 и др.

Ю. А. Тихомиров справедливо опасается негативных последствий, вызванных тем, что «то одна или группы норм полностью переносятся в проект закона, то институт «перекочевывает» из одной правовой системы в другую без учета внутренних связей и в итоге становится чужеродным» .

Половинчатый учет опыта пенсионного страхования европейских государств, взятый за основу при проведении пенсионной реформы 2002 г., привел к созданию в рамках системы обязательного пенсионного страхования накопительного компонента, инородного ей по своей правовой природе.

Осознание этой правотворческой ошибки влечет очередную реформу законодательства в области пенсионного обеспечения — вывод накопительного компонента из системы обязательного пенсионного страхования . ——————————— Тихомиров Ю. А. Проблемы сравнительного правоведения // Государство и право. 1993. N 8. С. 43. Подробнее см.: Воронин Ю. В.

Актуальные проблемы развития пенсионного законодательства Российской Федерации // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: Мат-лы 6-й межд. научно-практ. конф. / Под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2010. С. 560 — 566.

Во избежание подобных погрешностей необходимо прибегать к сравнению не отдельных норм права, а к комплексному анализу правовых институтов, обращая внимание на внутрисистемные связи. С. Л.

Зивс отмечал: «Сравнительно-правовое исследование как метод юридической науки обязательно предполагает такое рассмотрение сопоставляемых институтов, при котором постоянно имелась бы в виду система, элементами которой данные институты являются» . ——————————— См.: Зивс С. Л.

О методе сравнительного исследования в науке о государстве и праве // Советское государство и право. 1964. N 3. С. 23 — 35.

Комплексный сравнительный анализ института пособия по безработице позволил выявить существенные различия как в механизмах его финансирования, так и в условиях предоставления. В настоящее время ни в одном из государств Европейского союза пособие по безработице не финансируется только из бюджетных средств.

По критерию взаимодействия начал социального страхования и вспомоществования В. В.

Антропов выделяет три типа национальных систем поддержки по безработице в ЕС: 1) только страхование по безработице (Греция и Португалия); 2) страхование по безработице и помощь по безработице (Германия, Франция, Ирландия, Австрия, Нидерланды, Испания и Швеция); 3) страхование по безработице и социальная помощь, предоставляемая по окончании периода выплаты страхового пособия (Италия, Бельгия, Люксембург, Великобритания, Дания и Финляндия) . Существенные различия есть и по кругу лиц, обеспечиваемых пособием. Российское законодательство лишает права на защиту от безработицы (в том числе на получение пособия) большое количество лиц, не имеющих стабильной работы и постоянного дохода: студенты очной формы обучения, граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей или являющиеся учредителями (участниками) коммерческих организаций в силу своего правового статуса не могут быть признаны безработными. К тому же в законодательстве не определен уровень дохода, необходимый для признания лица безработным, поэтому даже разовое выполнение работ или услуг за символическое вознаграждение исключает возможность получения пособия по безработице. ——————————— Антропов В. В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2007. С. 33.

В России лица, работающие на условиях частичной занятости, не могут быть признаны безработными, а следовательно, не могут рассчитывать на получение пособия.

На практике это приводит к тому, что граждане, получающие незначительное вознаграждение за труд, остаются без помощи со стороны государства и не имеют возможности при содействии государственных органов занятости найти другую подходящую работу. За рубежом граждане, работающие неполный рабочий день, получают пособие по безработице.

Например, законодательство Великобритании наделяет правом на пособие по безработице лиц, которые работают или учатся не более 16 часов в неделю. В Германии к категории безработных относятся лица, занятые не более 15 часов еженедельно.

Кроме того, законодательство Германии допускает возможность работы по совместительству для лиц, получающих пособие по безработице (но не более 15 часов в неделю).

Представляется, что подобные меры адекватны современным кризисным явлениям на рынке труда (спад объемов производства, сокращение рабочего времени и уменьшение заработной платы) и способствуют сглаживанию последствий материальной необеспеченности граждан.

Отсутствие в российском законодательстве дифференциации размеров пособия в зависимости от количества иждивенцев приводит к тому, что, потеряв работу, трудоспособный родитель лишается возможности прокормить своих детей. Законодательство зарубежных государств предусматривает решение этой проблемы.

К примеру, в Германии пособие выплачивается не только безработному, но и его детям и составляет на ребенка в возрасте до 6 лет — 60% от пособия взрослого; 70% — для детей от 6 до 14 лет и 80% для детей от 14 до 18 лет. К тому же с 2011 г. размер выплат на детей будет пересмотрен, поскольку Федеральный конституционный суд счел, что эти нормы противоречат Конституции ФРГ, поскольку не обеспечивают достойный прожиточный минимум . ——————————— Пособие по безработице Hartz-IV признано противоречащим Конституции ФРГ. URL: http:// lenta. ru/ news/ 2010/ 02/ 09/ hartz/.

Различия в национальном законодательстве государств допустимы, ибо каждое государство вправе выбирать свои пути правового регулирования, однако они должны быть обоснованы национальными, историческими культурными и иными особенностями страны.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что существующие различия не вызваны объективными причинами, ведь каждое государство должно содействовать занятости, оказывать помощь семьям с детьми, совершенствовать механизмы социального обеспечения.

Это позволяет сделать вывод о несоответствии правового регулирования пособия по безработице потребностям граждан и уровню развития общества, что снижает эффективность этой социальной выплаты, поскольку она перестает в полной мере выполнять свое функциональное назначение.

Объектом сравнительного исследования может служить и право социального обеспечения собственного государства. Социальное обеспечение отнесено Конституцией РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Компаративистские исследования будут уместны и востребованы при сравнении законодательства субъектов РФ о социальном обеспечении, не только с целью устранить коллизии между федеральным и региональным законодательством, но и с целью совершенствования законодательства с учетом опыта других субъектов Российской Федерации.

Право собственной страны может быть подвергнуто историко-сравнительному анализу, который необходим в тех случаях, когда уже имеется опыт правового регулирования той или иной группы общественных отношений.

Преемственность законодательства о социальном обеспечении должна быть одним из векторов развития законодательства в этой области, ведь российское социально-обеспечительное законодательство создается не «с чистого листа», а имеет свои сложившиеся традиции.

В связи с этим заслуживает критики девальвация значения трудового стажа и снижение его влияния на уровень пенсионного обеспечения, поскольку пенсионное законодательство нашего государства на протяжении десятилетий стимулировало длительную трудовую деятельность. Закон РФ от 20 ноября 1990 г.

«О государственных пенсиях в РФ» определял в качестве условия назначения пенсии по старости — общий трудовой стаж, который для мужчин составлял не менее 25 лет, а для женщин — не менее 20 лет. При этом если стаж был меньше, размер пенсии сокращался. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г.

«О трудовых пенсиях в РФ» напрямую не увязывает продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности с размером пенсии, а право на пенсию по старости возникает у лиц, достигших пенсионного возраста, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Плачевно наблюдать отказ от достигнутого в советский период уровня гарантий по отдельным видам социальных пособий: отмена надбавки на иждивенцев к пособию по безработице, существовавшей в период с 1991 по 1996 г.; введение ограничений периодов выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком, введенных с 1 января 2007 г. и др. Развитие сравнительно-правовых исследований в праве социального обеспечения будет способствовать приведению российского законодательства о социальном обеспечении в соответствие с требованиями международного права, позволит выработать оптимальные законодательные решения в области социального обеспечения на основе изучения опыта правового регулирования зарубежных государств, добиться преемственности правового регулирования.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/c317.html

Заключение

Какие можно сделать выводы о международно правовом регулировании социального обеспечения в России?

Анализ межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения позволяет сделать вывод, что государства-участники этих договоров не только реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ, пересмотренной Европейской социальной хартии и Европейском кодексе социального обеспечения международные стандарты, в частности, относительно установления принципа равноправия при осуществлении социального обеспечения, сохранения приобретаемых и приобретенных прав в социальной сфере, но и формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению. С помощью межгосударственных договоров стороны устанавливают взаимные обязательства, которые направлены на устранение коллизий в правовом регулировании социального обеспечения. В данном случае под иностранным элементом следует понимать трудящихся-мигрантов и лиц, переселившихся на постоянное место жительства в другую страну, поскольку именно данные категории населения являются основными получателями социальных пособий в соответствии с положениями двухсторонних соглашений. Вместе с тем, по нашему мнению, вопросы структуры и системы социального обеспечения не могут быть предметом данных соглашений, поскольку это является суверенным правом самого государства и не может определяться в таких договорах.

Исходя из проведенного мной анализа международно-правового регулирования в системе социального обеспечения можно сформулировать следующие выводы:

Право на социальное обеспечение в универсальных и региональных международно-правовых актах относится к числу основных прав человека и реализуется с учетом принципов, закрепленных в данных документах.

Так, в соответствии со статьей 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Формируя систему социального обеспечения в соответствии с внутренним законодательством, используя при этом, как правило, собственные материальные и организационные ресурсы, государство устанавливает и обеспечивает функционирование системы социального обеспечения с учетом собственных условий исторического, политического и экономического характера. В свете указанного, система социального обеспечения каждого государства является национальной, и, устанавливая ее с учетом своей специфики, государство реализует свою социальную функцию.

Поскольку государство является ведущим субъектом социального обеспечения, то оно должно в какой-то мере себя “дисциплинировать”, устанавливать пределы, минимальные гарантии прав граждан в области социального обеспечения.

Проведение классификации международных стандартов социального обеспечения возможно по различным основаниям.

В зависимости от характера и степени детализации международные стандарты социального обеспечения могут подразделяться на общие и специальные.

Критериями классификации также могут являться сферы социальной политики, в которых реализуются те или иные международные стандарты, а также уровень правового регулирования (универсальный, региональный, межгосударственный).

Основные специальные стандарты социального обеспечения зафиксированы в актах МОТ. Анализ конвенций МОТ в области социального обеспечения, позволяет сделать вывод, что в них устанавливаются:

1. общие принципы построения, управления и финансирования национальной системы социального обеспечения, организационно-правовые формы социальной защиты населения;

2. виды социальных рисков;

3. виды социального обеспечения, размеры, объем и условия их назначения.

При этом система социального обеспечения Российской Федерации в целом согласуется с международными стандартами, установленными в Конвенциях МОТ, в частности, в Конвенции № 102 “О минимальных нормах социального обеспечения”.

Ратификация Конвенций МОТ послужит дополнительной гарантией сохранения уровня социального обеспечения, не ниже предусмотренного в ратифицированных международных документах.

Европейская доктрина исходит из признания тесной взаимосвязи прав и свобод человека, а, следовательно, и международных стандартов, сформулированных применительно к различным правам и свободам.

Поэтому несмотря на то, что право на социальное обеспечение не закреплено в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд по правам человека, принимая по жалобам российских граждан на неисполнение судебных решений по делам о различных выплатах социального характера постановления о нарушении права на справедливое судебное разбирательство и на уважение собственности, осуществляет тем самым косвенную защиту права на социальное обеспечение, основываясь на европейских стандартах в области прав человека.

Заключенные в рамках СНГ соглашения в области социального обеспечения практически утратили свою актуальность и в настоящее время подлежат существенному пересмотру с учетом внутригосударственных правопорядков стран Содружества.

Получившее развитие в рамках СНГ модельное законодательство, носящее рекомендательный характер, позволит государствам-участникам совершенствовать свои национальные законодательства в сфере социальной защиты населения путем принятия на их основе внутригосударственных нормативных правовых актов либо внесения изменений и дополнений в действующее внутреннее законодательство.

Значительную роль в применении соглашений о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в сфере социального обеспечения играет Экономический Суд СНГ.

Посредством заключения межгосударственных договоров и соглашений в области социального обеспечения их участники реализуют зафиксированные в Конвенциях МОТ № 118 “О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения” (принцип равноправия граждан договаривающихся государств) и № 157 “Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения” (учет трудового (страхового) стажа, полученного на территориях договаривающихся государств, при назначении пенсий и пособий), а также в пересмотренной Европейской социальной хартии (статья 12), международные стандарты социального обеспечения, а также формируют свои взаимоприемлемые стандарты, касающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих обеспечению.

1. Демичева З.Б. Правовые стандарты Совета Европы: Дис. канд. юрид. наук. М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, 2010. С.137.

2. Зарубаева Е.Ю. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в правовой системе России: Дис. канд. юрид. наук. М., 2011.

3. Лушникова М.В., Лушников A. M. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2012.

4. Мазитова И.Р. Некоторые вопросы системы национальных докладов по Европейской социальной хартии // Право и политика. 2007. № 5.

5. Международное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М.: Международные отношения, 2010.

6. Международное право: Словарь-справочник / Под ред.В.Н. Трофимова. М.: Инфра-М, 2002.

7. Международное право: Дипломатическая академия МИД России: Учебник/ Под ред.А. А. Ковалева, СВ. Черниченко. М.: Омега-Л, 2010.

8. Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М.: БЕК, 1996.

9. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2006.

10. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Руссова М.:

Проспект, 2009.

11. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юрист, 2009.

12. Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебное пособие. М.: Юрист, 2007.

13. Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Влияние норм международного права на развитие национального законодательства // Журнал российского права. 2010. № 6.

14. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. Общая часть. М.: БЕК, 1997.

15. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М.: Инфра-М, 2008.

16. Тихомиров Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. №11.2002.

17. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство НОРМА, 1996.

18. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Государство и право. 1999. № 2.

19. Ушаков Н.А., Энтин М.Л. Современный международный правопорядок // Международный порядок: политико-правовые аспекты / Под ред.Г.Х. Шахназарова. М.: Наука, 1999.

20. Черняева Д.В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право). М.: КНОРУС, 2010.

21. Чирков С.А. К вопросу о сохранении пенсионных прав работников-мигрантов, выехавших в государства – участники территориальных международных договоров // Трудовое право. 2009. №11.

22. Чирков С.А. К вопросу о праве иностранных граждан и лиц без гражданства на Российскую пенсию // Трудовое право, 2009. № 8.

23. Чирков С.А. Правовое регулирование пенсионного обеспечения лиц, выехавших на постоянное жительство за границу: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Москва, 2009.

24. Чумаков А.В. Европейские стандарты в области прав человека в российском уголовном процессе: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2005.

25. Федосеева Н.Н. Глобализация как общенаучный феномен: проблемы определения // Международное публичное и частное право. 2009. № 1.

26. Фрик О.В. Накопительный механизм в обязательном пенсионном страховании: правовые вопросы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь, 2006.

27. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск: Изд-во ОмГУ, 2000.

Источник: https://studbooks.net/945366/pravo/zaklyuchenie

Жилищный вопрос
Добавить комментарий