Как взыскать выходное пособие?

Содержание
  1. Выходное пособие при увольнении. Порядок и размер выплаты
  2. Кс рф: выходное пособие должно быть не ниже зарплаты независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения
  3. Выходное пособие при сокращении. Судебная практика
  4. Выходное пособие при увольнении. Порядок и размер выплаты
  5. Кс рф: выходное пособие должно быть не ниже зарплаты независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения
  6. Выходное пособие при сокращении. Судебная практика
  7. Выходное пособие при увольнении. Порядок и размер выплаты
  8. Кс рф: выходное пособие должно быть не ниже зарплаты независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения
  9. Выходное пособие при сокращении. Судебная практика
  10. Выходное пособие при увольнении. Порядок и размер выплаты
  11. Кс рф: выходное пособие должно быть не ниже зарплаты независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения
  12. Выходное пособие при сокращении. Судебная практика

Выходное пособие при увольнении. Порядок и размер выплаты

Как взыскать выходное пособие?
Как взыскать выходное пособие?

Выходное пособие – это определенная Трудовым кодексом (далее ТК) РФ или коллективным договором денежная сумма, которая выплачивается работнику, в последний день его работы (день увольнения). Размер выходного пособия зависит от основания увольнения работника. Если Вас увольняют по основанию, предусмотренному п.1 ст.

81 ТК РФ (расторжение трудового договора в связи с ликвидацией организации), либо п.

2 этой же статьи (расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников), Вам будут выплачивать в течение двух месяцев после увольнения Ваш средний заработок, (за первый месяц в любом случае, а за второй, если Вы не трудоустроитесь к этому моменту).

В некоторых случаях выплата среднего заработка может быть продлена еще на 1 месяц, итого с выходным пособием получится три. Для этого необходимо в течение первых двух недель после увольнения обратится в службу занятости населения и не быть ею трудоустроенным на протяжении следующих полутора месяцев.

По другим основаниям увольнения работнику будет выплачено выходное пособие соответствующее его 2-ух недельному среднему заработку. Такими основаниями являются:

  • несоответствие работника должности, которую он занимает, или работе, которую он выполняет по причине его состояния здоровья, которое препятствует продолжению данной работы (подпункт “а” пункта 3 статьи 81);
  • призывом работника в армию или заменой ее альтернативной службой (пункт 1 статьи 83); восстановлением ранее работавшего работника (пункт 2 статьи 83);
  • отказом работника от перевода в связи с переездом работодателя в другую местность (пункт 9 статьи 77).

Выплата выходного пособия равного месячному заработку предусмотрена и тогда, когда трудовой договор прекращается по причине нарушения установленных правил его заключения, если это нарушение не дает возможности работнику продолжить работу, при условии что нарушение допущено не по его вине (ч. 3 ст. 84 ТК).

Трудовым договором или же коллективным договором могут предусматриваться иные случаи выплаты выходных пособий, и к тому же устанавливаться их повышенные размеры.

Двухнедельный срок для обращения в службу занятости может быть продлен если работник сможет доказать что пропустил его по уважительным обстоятельствам, например, в случае своей временной нетрудоспособности, либо выполнения государственных или общественных обязанностей.

Для получения среднего заработка за первые два месяца работнику не обязательно соглашаться на работу, которую ему, предлагает служба занятости, а вот для получения денежных средств за 3-ий месяц двойной отказ лишает его такой возможности.

Необходимо знать, что служба занятости должна предложить работнику подходящую работу, т. е. такую, которая соответствует профпригодности работника с учетом так же уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состояния его здоровья и транспортной доступности.

Учитывается также и заработок работника на прежней работе. Если Вы получали зарплату выше прожиточного минимума, то работу где зарплата ниже его, Вам предложите не имеют право.

Ели же Вы получали зарплату ниже прожиточного минимума, то зарплата на предложенной работе должна соответствовать вашей предыдущей, но никак не ниже.

Для отдельных категорий работников установлены свои правила и порядок выплаты выходного пособия.

Так, при увольнении государственного служащего в связи с ликвидацией государственного органа, в котором он работал или сокращением штата ему должен быть выплачен средний заработок по ранее занимаемой им должности в течение 3 месяцев (и это без учета выходного пособия).

В случае если государственному служащему не была предоставлена работа в соответствии с его профессией, а так же квалификацией, то он будет продолжать оставаться в реестре госслужащих (с указанием что он находится в резерве), стаж непрерывной госслужбы при этом в течение одного года прерываться не будет. (ст. 16 Закона о государственной службе).

Коллективные договора могут лишь улучшать, но никак не ухудшать, правовое положение работника по сравнению с положением, предусмотренным в ТК и другими нормативными актами регулирующими законодательство о труде. Именно по этому, в тексты коллективных договоров или соглашений зачастую включаются нормы, усиливающие защищенность увольняемых работников.

Повышение размеров выходных пособий, и их выплата в случаях, когда это не предусмотрено законодательством, производятся за счет прибыли, которую получает организация, и не может влиять на увеличение себестоимости выпускаемой продукции.

Таким образом, минимальный размер выходного пособия определен в ТК РФ и иных специализированных актах законодательства регулирующих конкретную сферу деятельности, а максимальный – в коллективном договоре или соглашении.

Если вы заинтересованны аспектами трудового правы прочтите также – “испытательный срок при приёме на работу”

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Источник: http://www.legalneed.ru/info/trudovoe_pravo/vihodnoe_posobie/

Кс рф: выходное пособие должно быть не ниже зарплаты независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения

Как взыскать выходное пособие?

Позиция Конституционного суда Российской Федерации по данному вопросу отражена в постановлении КС РФ от 13 ноября 2019 г. № 34-П, посвященном проверке конституционности абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922.

Суть дела состояла в том, что работник был уволен в декабре связи с ликвидацией организации. При увольнении ему выплатили выходное пособие, исчисленное путем деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных им за этот период дней с целью определения среднего дневного заработка.

Затем средний дневной заработок был умножен на количество рабочих дней в месячном периоде, следующем за датой увольнения (в январе), без включения в расчет выпавших на этот период выходных и нерабочих праздничных дней.

Работник счел такой расчет неверным, так как итоговая сумма оказалась меньше фактически получаемого им среднего месячного заработка.

Предъявление иска к бывшему работодателю о взыскании разницы между средним месячным заработком и суммой выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда не принесло результата – суд отказал в удовлетворении исковых требований и признал расчет верным. Тогда работник решил инициировать проверку абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, направив соответствующую жалобу в КС РФ.

Доводы заявителя сводились к тому, что указанная норма позволяет уменьшать размер выходного пособия уволенному по инициативе работодателя работнику, получавшему должностной оклад. Это имеет место, когда расчет размера выходного пособия производится без учета среднего дневного заработка за нерабочие праздничные дни, приходящиеся на месячный период со дня увольнения.

В своем постановлении КС РФ сделал следующие выводы:

  • каждому работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, наряду с оплатой труда (расчетом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка;
  • размер выходного пособия зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм и не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника;
  • при определении размера выходного пособия на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы необходимо учитывать предписания ч. 1 ст. 178 ТК РФ (при этом способ подсчета среднего месячного заработка должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд);
  • для всех случаев определения среднего заработка, кроме случаев применения суммированного учета рабочего времени, должен использоваться средний дневной заработок (это актуально как для определения размера подлежащей выплате работнику денежной суммы, исчисляемой для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, так и для иных случаев, когда ТК РФ предусмотрен такой порядок исчисления денежной суммы, причитающейся работнику в качестве оплаты какого-либо периода);
  • при исчислении зарплаты, являющейся оплатой отработанного периода, действуют специальные правила: наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения зарплаты работникам, получающим оклад (ч. 4 ст. 112 ТК РФ), а работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение (ч. 3 ст. 112 ТК РФ).

Суд акцентировал внимание на том, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться предусмотренная ч. 1 ст.

178 ТК РФ государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий от потери работы, а также обеспечение реализации конституционного права на труд и права на защиту от безработицы.

“При этом независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности”, – подчеркнул он.

В итоге КС РФ не усмотрел несоответствия рассматриваемой нормы (абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы) Конституции РФ. Он признал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, а также со ст.

139 и ч. 1 ст.

178 ТК РФ она не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере меньшем, чем его средний месячный заработок, определяемый по установленным правилам независимо от даты увольнения и наличия или отсутствия в первом месяце после увольнения нерабочих праздничных дней. “Выявленный конституционно-правовой смысл абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике”, – резюмировал Суд.

Источник: https://www.garant.ru/news/1303834/

Выходное пособие при сокращении. Судебная практика

Как взыскать выходное пособие?

Выходное пособие при увольнении. Порядок и размер выплаты

Как взыскать выходное пособие?
Как взыскать выходное пособие?

Выходное пособие – это определенная Трудовым кодексом (далее ТК) РФ или коллективным договором денежная сумма, которая выплачивается работнику, в последний день его работы (день увольнения). Размер выходного пособия зависит от основания увольнения работника. Если Вас увольняют по основанию, предусмотренному п.1 ст.

81 ТК РФ (расторжение трудового договора в связи с ликвидацией организации), либо п.

2 этой же статьи (расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников), Вам будут выплачивать в течение двух месяцев после увольнения Ваш средний заработок, (за первый месяц в любом случае, а за второй, если Вы не трудоустроитесь к этому моменту).

В некоторых случаях выплата среднего заработка может быть продлена еще на 1 месяц, итого с выходным пособием получится три. Для этого необходимо в течение первых двух недель после увольнения обратится в службу занятости населения и не быть ею трудоустроенным на протяжении следующих полутора месяцев.

По другим основаниям увольнения работнику будет выплачено выходное пособие соответствующее его 2-ух недельному среднему заработку. Такими основаниями являются:

  • несоответствие работника должности, которую он занимает, или работе, которую он выполняет по причине его состояния здоровья, которое препятствует продолжению данной работы (подпункт “а” пункта 3 статьи 81);
  • призывом работника в армию или заменой ее альтернативной службой (пункт 1 статьи 83); восстановлением ранее работавшего работника (пункт 2 статьи 83);
  • отказом работника от перевода в связи с переездом работодателя в другую местность (пункт 9 статьи 77).

Выплата выходного пособия равного месячному заработку предусмотрена и тогда, когда трудовой договор прекращается по причине нарушения установленных правил его заключения, если это нарушение не дает возможности работнику продолжить работу, при условии что нарушение допущено не по его вине (ч. 3 ст. 84 ТК).

Трудовым договором или же коллективным договором могут предусматриваться иные случаи выплаты выходных пособий, и к тому же устанавливаться их повышенные размеры.

Двухнедельный срок для обращения в службу занятости может быть продлен если работник сможет доказать что пропустил его по уважительным обстоятельствам, например, в случае своей временной нетрудоспособности, либо выполнения государственных или общественных обязанностей.

Для получения среднего заработка за первые два месяца работнику не обязательно соглашаться на работу, которую ему, предлагает служба занятости, а вот для получения денежных средств за 3-ий месяц двойной отказ лишает его такой возможности.

Необходимо знать, что служба занятости должна предложить работнику подходящую работу, т. е. такую, которая соответствует профпригодности работника с учетом так же уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состояния его здоровья и транспортной доступности.

Учитывается также и заработок работника на прежней работе. Если Вы получали зарплату выше прожиточного минимума, то работу где зарплата ниже его, Вам предложите не имеют право.

Ели же Вы получали зарплату ниже прожиточного минимума, то зарплата на предложенной работе должна соответствовать вашей предыдущей, но никак не ниже.

Для отдельных категорий работников установлены свои правила и порядок выплаты выходного пособия.

Так, при увольнении государственного служащего в связи с ликвидацией государственного органа, в котором он работал или сокращением штата ему должен быть выплачен средний заработок по ранее занимаемой им должности в течение 3 месяцев (и это без учета выходного пособия).

В случае если государственному служащему не была предоставлена работа в соответствии с его профессией, а так же квалификацией, то он будет продолжать оставаться в реестре госслужащих (с указанием что он находится в резерве), стаж непрерывной госслужбы при этом в течение одного года прерываться не будет. (ст. 16 Закона о государственной службе).

Коллективные договора могут лишь улучшать, но никак не ухудшать, правовое положение работника по сравнению с положением, предусмотренным в ТК и другими нормативными актами регулирующими законодательство о труде. Именно по этому, в тексты коллективных договоров или соглашений зачастую включаются нормы, усиливающие защищенность увольняемых работников.

Повышение размеров выходных пособий, и их выплата в случаях, когда это не предусмотрено законодательством, производятся за счет прибыли, которую получает организация, и не может влиять на увеличение себестоимости выпускаемой продукции.

Таким образом, минимальный размер выходного пособия определен в ТК РФ и иных специализированных актах законодательства регулирующих конкретную сферу деятельности, а максимальный – в коллективном договоре или соглашении.

Если вы заинтересованны аспектами трудового правы прочтите также – “испытательный срок при приёме на работу”

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Источник: http://www.legalneed.ru/info/trudovoe_pravo/vihodnoe_posobie/

Кс рф: выходное пособие должно быть не ниже зарплаты независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения

Как взыскать выходное пособие?

Позиция Конституционного суда Российской Федерации по данному вопросу отражена в постановлении КС РФ от 13 ноября 2019 г. № 34-П, посвященном проверке конституционности абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922.

Суть дела состояла в том, что работник был уволен в декабре связи с ликвидацией организации. При увольнении ему выплатили выходное пособие, исчисленное путем деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных им за этот период дней с целью определения среднего дневного заработка.

Затем средний дневной заработок был умножен на количество рабочих дней в месячном периоде, следующем за датой увольнения (в январе), без включения в расчет выпавших на этот период выходных и нерабочих праздничных дней.

Работник счел такой расчет неверным, так как итоговая сумма оказалась меньше фактически получаемого им среднего месячного заработка.

Предъявление иска к бывшему работодателю о взыскании разницы между средним месячным заработком и суммой выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда не принесло результата – суд отказал в удовлетворении исковых требований и признал расчет верным. Тогда работник решил инициировать проверку абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, направив соответствующую жалобу в КС РФ.

Доводы заявителя сводились к тому, что указанная норма позволяет уменьшать размер выходного пособия уволенному по инициативе работодателя работнику, получавшему должностной оклад. Это имеет место, когда расчет размера выходного пособия производится без учета среднего дневного заработка за нерабочие праздничные дни, приходящиеся на месячный период со дня увольнения.

В своем постановлении КС РФ сделал следующие выводы:

  • каждому работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, наряду с оплатой труда (расчетом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка;
  • размер выходного пособия зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм и не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника;
  • при определении размера выходного пособия на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы необходимо учитывать предписания ч. 1 ст. 178 ТК РФ (при этом способ подсчета среднего месячного заработка должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд);
  • для всех случаев определения среднего заработка, кроме случаев применения суммированного учета рабочего времени, должен использоваться средний дневной заработок (это актуально как для определения размера подлежащей выплате работнику денежной суммы, исчисляемой для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, так и для иных случаев, когда ТК РФ предусмотрен такой порядок исчисления денежной суммы, причитающейся работнику в качестве оплаты какого-либо периода);
  • при исчислении зарплаты, являющейся оплатой отработанного периода, действуют специальные правила: наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения зарплаты работникам, получающим оклад (ч. 4 ст. 112 ТК РФ), а работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение (ч. 3 ст. 112 ТК РФ).

Суд акцентировал внимание на том, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться предусмотренная ч. 1 ст.

178 ТК РФ государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий от потери работы, а также обеспечение реализации конституционного права на труд и права на защиту от безработицы.

“При этом независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности”, – подчеркнул он.

В итоге КС РФ не усмотрел несоответствия рассматриваемой нормы (абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы) Конституции РФ. Он признал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, а также со ст.

139 и ч. 1 ст.

178 ТК РФ она не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере меньшем, чем его средний месячный заработок, определяемый по установленным правилам независимо от даты увольнения и наличия или отсутствия в первом месяце после увольнения нерабочих праздничных дней. “Выявленный конституционно-правовой смысл абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике”, – резюмировал Суд.

Источник: https://www.garant.ru/news/1303834/

Выходное пособие при сокращении. Судебная практика

Как взыскать выходное пособие?

Выходное пособие при увольнении. Порядок и размер выплаты

Как взыскать выходное пособие?
Как взыскать выходное пособие?

Выходное пособие – это определенная Трудовым кодексом (далее ТК) РФ или коллективным договором денежная сумма, которая выплачивается работнику, в последний день его работы (день увольнения). Размер выходного пособия зависит от основания увольнения работника. Если Вас увольняют по основанию, предусмотренному п.1 ст.

81 ТК РФ (расторжение трудового договора в связи с ликвидацией организации), либо п.

2 этой же статьи (расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников), Вам будут выплачивать в течение двух месяцев после увольнения Ваш средний заработок, (за первый месяц в любом случае, а за второй, если Вы не трудоустроитесь к этому моменту).

В некоторых случаях выплата среднего заработка может быть продлена еще на 1 месяц, итого с выходным пособием получится три. Для этого необходимо в течение первых двух недель после увольнения обратится в службу занятости населения и не быть ею трудоустроенным на протяжении следующих полутора месяцев.

По другим основаниям увольнения работнику будет выплачено выходное пособие соответствующее его 2-ух недельному среднему заработку. Такими основаниями являются:

  • несоответствие работника должности, которую он занимает, или работе, которую он выполняет по причине его состояния здоровья, которое препятствует продолжению данной работы (подпункт “а” пункта 3 статьи 81);
  • призывом работника в армию или заменой ее альтернативной службой (пункт 1 статьи 83); восстановлением ранее работавшего работника (пункт 2 статьи 83);
  • отказом работника от перевода в связи с переездом работодателя в другую местность (пункт 9 статьи 77).

Выплата выходного пособия равного месячному заработку предусмотрена и тогда, когда трудовой договор прекращается по причине нарушения установленных правил его заключения, если это нарушение не дает возможности работнику продолжить работу, при условии что нарушение допущено не по его вине (ч. 3 ст. 84 ТК).

Трудовым договором или же коллективным договором могут предусматриваться иные случаи выплаты выходных пособий, и к тому же устанавливаться их повышенные размеры.

Двухнедельный срок для обращения в службу занятости может быть продлен если работник сможет доказать что пропустил его по уважительным обстоятельствам, например, в случае своей временной нетрудоспособности, либо выполнения государственных или общественных обязанностей.

Для получения среднего заработка за первые два месяца работнику не обязательно соглашаться на работу, которую ему, предлагает служба занятости, а вот для получения денежных средств за 3-ий месяц двойной отказ лишает его такой возможности.

Необходимо знать, что служба занятости должна предложить работнику подходящую работу, т. е. такую, которая соответствует профпригодности работника с учетом так же уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состояния его здоровья и транспортной доступности.

Учитывается также и заработок работника на прежней работе. Если Вы получали зарплату выше прожиточного минимума, то работу где зарплата ниже его, Вам предложите не имеют право.

Ели же Вы получали зарплату ниже прожиточного минимума, то зарплата на предложенной работе должна соответствовать вашей предыдущей, но никак не ниже.

Для отдельных категорий работников установлены свои правила и порядок выплаты выходного пособия.

Так, при увольнении государственного служащего в связи с ликвидацией государственного органа, в котором он работал или сокращением штата ему должен быть выплачен средний заработок по ранее занимаемой им должности в течение 3 месяцев (и это без учета выходного пособия).

В случае если государственному служащему не была предоставлена работа в соответствии с его профессией, а так же квалификацией, то он будет продолжать оставаться в реестре госслужащих (с указанием что он находится в резерве), стаж непрерывной госслужбы при этом в течение одного года прерываться не будет. (ст. 16 Закона о государственной службе).

Коллективные договора могут лишь улучшать, но никак не ухудшать, правовое положение работника по сравнению с положением, предусмотренным в ТК и другими нормативными актами регулирующими законодательство о труде. Именно по этому, в тексты коллективных договоров или соглашений зачастую включаются нормы, усиливающие защищенность увольняемых работников.

Повышение размеров выходных пособий, и их выплата в случаях, когда это не предусмотрено законодательством, производятся за счет прибыли, которую получает организация, и не может влиять на увеличение себестоимости выпускаемой продукции.

Таким образом, минимальный размер выходного пособия определен в ТК РФ и иных специализированных актах законодательства регулирующих конкретную сферу деятельности, а максимальный – в коллективном договоре или соглашении.

Если вы заинтересованны аспектами трудового правы прочтите также – “испытательный срок при приёме на работу”

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Источник: http://www.legalneed.ru/info/trudovoe_pravo/vihodnoe_posobie/

Кс рф: выходное пособие должно быть не ниже зарплаты независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения

Как взыскать выходное пособие?

Позиция Конституционного суда Российской Федерации по данному вопросу отражена в постановлении КС РФ от 13 ноября 2019 г. № 34-П, посвященном проверке конституционности абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922.

Суть дела состояла в том, что работник был уволен в декабре связи с ликвидацией организации. При увольнении ему выплатили выходное пособие, исчисленное путем деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных им за этот период дней с целью определения среднего дневного заработка.

Затем средний дневной заработок был умножен на количество рабочих дней в месячном периоде, следующем за датой увольнения (в январе), без включения в расчет выпавших на этот период выходных и нерабочих праздничных дней.

Работник счел такой расчет неверным, так как итоговая сумма оказалась меньше фактически получаемого им среднего месячного заработка.

Предъявление иска к бывшему работодателю о взыскании разницы между средним месячным заработком и суммой выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда не принесло результата – суд отказал в удовлетворении исковых требований и признал расчет верным. Тогда работник решил инициировать проверку абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, направив соответствующую жалобу в КС РФ.

Доводы заявителя сводились к тому, что указанная норма позволяет уменьшать размер выходного пособия уволенному по инициативе работодателя работнику, получавшему должностной оклад. Это имеет место, когда расчет размера выходного пособия производится без учета среднего дневного заработка за нерабочие праздничные дни, приходящиеся на месячный период со дня увольнения.

В своем постановлении КС РФ сделал следующие выводы:

  • каждому работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, наряду с оплатой труда (расчетом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка;
  • размер выходного пособия зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм и не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника;
  • при определении размера выходного пособия на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы необходимо учитывать предписания ч. 1 ст. 178 ТК РФ (при этом способ подсчета среднего месячного заработка должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд);
  • для всех случаев определения среднего заработка, кроме случаев применения суммированного учета рабочего времени, должен использоваться средний дневной заработок (это актуально как для определения размера подлежащей выплате работнику денежной суммы, исчисляемой для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, так и для иных случаев, когда ТК РФ предусмотрен такой порядок исчисления денежной суммы, причитающейся работнику в качестве оплаты какого-либо периода);
  • при исчислении зарплаты, являющейся оплатой отработанного периода, действуют специальные правила: наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения зарплаты работникам, получающим оклад (ч. 4 ст. 112 ТК РФ), а работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение (ч. 3 ст. 112 ТК РФ).

Суд акцентировал внимание на том, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться предусмотренная ч. 1 ст.

178 ТК РФ государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий от потери работы, а также обеспечение реализации конституционного права на труд и права на защиту от безработицы.

“При этом независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности”, – подчеркнул он.

В итоге КС РФ не усмотрел несоответствия рассматриваемой нормы (абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы) Конституции РФ. Он признал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, а также со ст.

139 и ч. 1 ст.

178 ТК РФ она не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере меньшем, чем его средний месячный заработок, определяемый по установленным правилам независимо от даты увольнения и наличия или отсутствия в первом месяце после увольнения нерабочих праздничных дней. “Выявленный конституционно-правовой смысл абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике”, – резюмировал Суд.

Источник: https://www.garant.ru/news/1303834/

Выходное пособие при сокращении. Судебная практика

Как взыскать выходное пособие?

Выходное пособие при увольнении. Порядок и размер выплаты

Как взыскать выходное пособие?
Как взыскать выходное пособие?

Выходное пособие – это определенная Трудовым кодексом (далее ТК) РФ или коллективным договором денежная сумма, которая выплачивается работнику, в последний день его работы (день увольнения). Размер выходного пособия зависит от основания увольнения работника. Если Вас увольняют по основанию, предусмотренному п.1 ст.

81 ТК РФ (расторжение трудового договора в связи с ликвидацией организации), либо п.

2 этой же статьи (расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников), Вам будут выплачивать в течение двух месяцев после увольнения Ваш средний заработок, (за первый месяц в любом случае, а за второй, если Вы не трудоустроитесь к этому моменту).

В некоторых случаях выплата среднего заработка может быть продлена еще на 1 месяц, итого с выходным пособием получится три. Для этого необходимо в течение первых двух недель после увольнения обратится в службу занятости населения и не быть ею трудоустроенным на протяжении следующих полутора месяцев.

По другим основаниям увольнения работнику будет выплачено выходное пособие соответствующее его 2-ух недельному среднему заработку. Такими основаниями являются:

  • несоответствие работника должности, которую он занимает, или работе, которую он выполняет по причине его состояния здоровья, которое препятствует продолжению данной работы (подпункт “а” пункта 3 статьи 81);
  • призывом работника в армию или заменой ее альтернативной службой (пункт 1 статьи 83); восстановлением ранее работавшего работника (пункт 2 статьи 83);
  • отказом работника от перевода в связи с переездом работодателя в другую местность (пункт 9 статьи 77).

Выплата выходного пособия равного месячному заработку предусмотрена и тогда, когда трудовой договор прекращается по причине нарушения установленных правил его заключения, если это нарушение не дает возможности работнику продолжить работу, при условии что нарушение допущено не по его вине (ч. 3 ст. 84 ТК).

Трудовым договором или же коллективным договором могут предусматриваться иные случаи выплаты выходных пособий, и к тому же устанавливаться их повышенные размеры.

Двухнедельный срок для обращения в службу занятости может быть продлен если работник сможет доказать что пропустил его по уважительным обстоятельствам, например, в случае своей временной нетрудоспособности, либо выполнения государственных или общественных обязанностей.

Для получения среднего заработка за первые два месяца работнику не обязательно соглашаться на работу, которую ему, предлагает служба занятости, а вот для получения денежных средств за 3-ий месяц двойной отказ лишает его такой возможности.

Необходимо знать, что служба занятости должна предложить работнику подходящую работу, т. е. такую, которая соответствует профпригодности работника с учетом так же уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состояния его здоровья и транспортной доступности.

Учитывается также и заработок работника на прежней работе. Если Вы получали зарплату выше прожиточного минимума, то работу где зарплата ниже его, Вам предложите не имеют право.

Ели же Вы получали зарплату ниже прожиточного минимума, то зарплата на предложенной работе должна соответствовать вашей предыдущей, но никак не ниже.

Для отдельных категорий работников установлены свои правила и порядок выплаты выходного пособия.

Так, при увольнении государственного служащего в связи с ликвидацией государственного органа, в котором он работал или сокращением штата ему должен быть выплачен средний заработок по ранее занимаемой им должности в течение 3 месяцев (и это без учета выходного пособия).

В случае если государственному служащему не была предоставлена работа в соответствии с его профессией, а так же квалификацией, то он будет продолжать оставаться в реестре госслужащих (с указанием что он находится в резерве), стаж непрерывной госслужбы при этом в течение одного года прерываться не будет. (ст. 16 Закона о государственной службе).

Коллективные договора могут лишь улучшать, но никак не ухудшать, правовое положение работника по сравнению с положением, предусмотренным в ТК и другими нормативными актами регулирующими законодательство о труде. Именно по этому, в тексты коллективных договоров или соглашений зачастую включаются нормы, усиливающие защищенность увольняемых работников.

Повышение размеров выходных пособий, и их выплата в случаях, когда это не предусмотрено законодательством, производятся за счет прибыли, которую получает организация, и не может влиять на увеличение себестоимости выпускаемой продукции.

Таким образом, минимальный размер выходного пособия определен в ТК РФ и иных специализированных актах законодательства регулирующих конкретную сферу деятельности, а максимальный – в коллективном договоре или соглашении.

Если вы заинтересованны аспектами трудового правы прочтите также – “испытательный срок при приёме на работу”

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Источник: http://www.legalneed.ru/info/trudovoe_pravo/vihodnoe_posobie/

Кс рф: выходное пособие должно быть не ниже зарплаты независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения

Как взыскать выходное пособие?

Позиция Конституционного суда Российской Федерации по данному вопросу отражена в постановлении КС РФ от 13 ноября 2019 г. № 34-П, посвященном проверке конституционности абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922.

Суть дела состояла в том, что работник был уволен в декабре связи с ликвидацией организации. При увольнении ему выплатили выходное пособие, исчисленное путем деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных им за этот период дней с целью определения среднего дневного заработка.

Затем средний дневной заработок был умножен на количество рабочих дней в месячном периоде, следующем за датой увольнения (в январе), без включения в расчет выпавших на этот период выходных и нерабочих праздничных дней.

Работник счел такой расчет неверным, так как итоговая сумма оказалась меньше фактически получаемого им среднего месячного заработка.

Предъявление иска к бывшему работодателю о взыскании разницы между средним месячным заработком и суммой выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда не принесло результата – суд отказал в удовлетворении исковых требований и признал расчет верным. Тогда работник решил инициировать проверку абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, направив соответствующую жалобу в КС РФ.

Доводы заявителя сводились к тому, что указанная норма позволяет уменьшать размер выходного пособия уволенному по инициативе работодателя работнику, получавшему должностной оклад. Это имеет место, когда расчет размера выходного пособия производится без учета среднего дневного заработка за нерабочие праздничные дни, приходящиеся на месячный период со дня увольнения.

В своем постановлении КС РФ сделал следующие выводы:

  • каждому работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, наряду с оплатой труда (расчетом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка;
  • размер выходного пособия зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм и не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника;
  • при определении размера выходного пособия на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы необходимо учитывать предписания ч. 1 ст. 178 ТК РФ (при этом способ подсчета среднего месячного заработка должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд);
  • для всех случаев определения среднего заработка, кроме случаев применения суммированного учета рабочего времени, должен использоваться средний дневной заработок (это актуально как для определения размера подлежащей выплате работнику денежной суммы, исчисляемой для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, так и для иных случаев, когда ТК РФ предусмотрен такой порядок исчисления денежной суммы, причитающейся работнику в качестве оплаты какого-либо периода);
  • при исчислении зарплаты, являющейся оплатой отработанного периода, действуют специальные правила: наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения зарплаты работникам, получающим оклад (ч. 4 ст. 112 ТК РФ), а работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение (ч. 3 ст. 112 ТК РФ).

Суд акцентировал внимание на том, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться предусмотренная ч. 1 ст.

178 ТК РФ государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий от потери работы, а также обеспечение реализации конституционного права на труд и права на защиту от безработицы.

“При этом независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности”, – подчеркнул он.

В итоге КС РФ не усмотрел несоответствия рассматриваемой нормы (абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы) Конституции РФ. Он признал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, а также со ст.

139 и ч. 1 ст.

178 ТК РФ она не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере меньшем, чем его средний месячный заработок, определяемый по установленным правилам независимо от даты увольнения и наличия или отсутствия в первом месяце после увольнения нерабочих праздничных дней. “Выявленный конституционно-правовой смысл абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике”, – резюмировал Суд.

Источник: https://www.garant.ru/news/1303834/

Выходное пособие при сокращении. Судебная практика

Как взыскать выходное пособие?

Все о выплатах при увольнении по сокращению >>> 2018

• Невыплата среднего заработка за третий месяц со дня увольнения по сокращению незаконна, если работодатель не оспорил в суде решение органа занятости

• После увольнения по сокращению работники организаций, расположенных в ЗАТО должны обратиться в Центр занятости для сохранения среднего заработка на период трудоустройства

• Совместителю, уволенному по сокращению, но продолжающему работать на основной работе, средний заработок на период трудоустройства не положен

2017

• Если организация не оспорила решение Центра занятости о сохранении за работником среднемесячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по сокращению, то отказ в такой выплате незаконен

• При увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работнику было выплачено выходое пособие в повышенном размере, предусмотренное трудовым договором.

Отказывая во взыскании выходного пособия и среднего заработка за два месяца нетрудойстройства, предусмотренных Трудовым кодексом, суд указал, что из трудового договора не следует, что выходное пособие в повышенном размере подлежит выплате сверх тех выплат, которые предусмотрены трудовым законодательством или в дополнение к ним

2016

• При увольнении в связи с сокращением работнику в соответствии с коллективным договором было выплачено выходное пособие в размере трехкратного среднего месячного заработка. Средний заработок за второй и третий месяцы нетрудоустройства работодатель не выплатил.

Отказывая работнику во взыскании указанных выплат суд указал, что установленный коллективным договором размер компенсационной выплаты является повышенным по сравнению с установленным ст.

178 ТК РФ, а не дополнительным, поэтому при установлении коллективным договором размера выходных пособий, повышенных по сравнению с Трудовым кодексом, работник не вправе одновременно требовать пособий, предусмотренных и Трудовым кодексом, и коллективным договором

• Если работник сокращается с работы по внутреннему совместительству и одновременно по основной работе, то средний заработок на период трудоустройства сохраняется отдельно по каждому трудовому договору

• Работница, работавшая у индивидуального предпринимателя, была уволена в связи с сокращением. В трудовом договоре конкретные случаи и размеры выходного пособия и других компенсационных выплат не определены.

Отказ работодателя в выплате выходного пособия и среднего заработка за второй и третий месяц на период нетрудоустройства незаконен, поскольку трудовым договором прямо предусматрена обязанность работодателя соблюдать требования законодательства о труде, что не исключает возможность распространения на работника на период действия договора всех гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством

• Несостоятельны доводы ответчика о том, что граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и являющиеся учредителями Обществ, считаются занятыми и не имеют права на выплату сохраняемого среднемесячного заработка на период трудоустройства за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения в связи с сокращением, поскольку “трудоустройство” и “занятость” это разные понятия и лицо, считающееся занятым, не может быть в обязательном порядке признано лицом трудоустроенным и лишено права на сохранение заработной платы при увольнении по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ

• Взыскание работницей выходного пособия в повышенном размере, установленного дополнительным соглашением к трудовому договору.

Отказывая в удовлетворении требования, суд указал, что данная выплата не относится к выплатам, предусмотренным положениями ст.

178 ТК РФ, не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, не предусмотрена действующей у ответчика системой оплаты труда и по существу, носит произвольный характер

• Взыскание работником выходного пособия в повышенном размере, установленного трудовым договором.

Удовлетворяя требование работника суд указал, что трудовым законодательством прямо предусмотрена возможность установления в индивидуальном трудовом договоре условий, в том числе по выплате выходного пособия в повышенном размере, улучшающих положение работника, по сравнению с установленными законом

2015

• Выплата выходного пособия при увольнении по сокращению работающим у ИП не предусмотрена

2012

• Взыскание выплат за досрочное расторжение трудового договора при увольнении по сокращению.

Отменяя решение первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку работодатель уведомил работника о предстоящем увольнении за три месяца (что не противоречит требованию закона о таком предупреждении не менее, чем за два месяца), то дополнительная компенсация, предусмотренная ч.

3 ст. 180 Трудового Кодекса РФ, подлежит исчислению исходя из времени, оставшегося до истечения срока, указанного в предупреждении об увольнении, а не из установленного законом срока предупреждения

Источник: http://www.trudovoikodeks.ru/praktika_vykhodn_posobiye_iniz_rd_2_81.shtml

Жилищный вопрос
Добавить комментарий