Как получить возмещение ущерба при ДТП с ямой, если в ГАИ составили протокол о ДТП?

Как взыскать с дорожников компенсацию ущерба при ДТП? (инструкция)

Как получить возмещение ущерба при ДТП с ямой, если в ГАИ составили протокол о ДТП?

  1. post
  2. Горизонтальная Россия

Роман Хакимзянов,     Очень часто люди не могут отсудить компенсацию материального ущерба от ДТП, потому что не знают порядок действий и перечень документов, необходимых для суда. Выслушав вчера очередную историю об оформлении ДТП в Ухте ленивыми гаишниками, я решил все-таки написать этот пост.

Итак, поехали:
      На дорогах снег, гололед и колейность глубиной десятки метров сантиметров. И, порой, единственный способ заставить чиновников работать – завалить их судебными исками. Отсудив 100% ущерба от ДТП у дорожной службы, Вы не только свой семейный бюджет спасете, но и поспособствуете  улучшению ситуации на дорогах города.

     Летний вариант инструкции я немного подправил для суровой северной зимы:
    1. Девушка по имени Ольга ехала по объездной дороге вдоль ул. Куратова. Машина попала в глубокую колею, девушка потеряла управление , и авто выкинуло через встречку на отбойник.      2.

 Ольга включила «аварийку» и выставила знак аварийной остановки (за 15 метров до места ДТП в городе, и за 30 метров – за городом). Это не только поможет другим водителям, но и сэкономит ей немного денег – отсутствие знака аварийной остановки карается штрафом в размере 1000 руб.    3. Теперь звоним в дежурную часть ГИБДД (тел. в Ухте 77-05-87) и сообщаем о ДТП.

 Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше часов придется ждать наряд ДПС. Советую уточнить у держурного, как долго Вам ждать наряд и сколько ДТП перед Вами в очереди на оформление.
    4. Пока едут гаишники, измеряем глубину колеи на месте ДТП (если Вы попали в яму – измеряем ее длину, ширину и глубину).

Помните, что по ГОСТу Р-50597-93 колейности на проезжей части ВООБЩЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, а размеры ямы на дороге не должны превышать 15 см в длину (измеряется вдоль проезжей части), 60 см в ширину и 5 см в глубину.
     Для измерения Вам понадобится рулетка и уровень. Я понимаю, что Вы не носите с собой в карманах рулетку с уровнем, но купить их все же стоит.

Простой строительный уровень длиной до 1 метра и небольшая измерительная рулетка обойдутся Вам в 200 рублей. Если заранее не обзавелись, то до приезда ГАИшников у Вас будет на это время..
    Если нет возможности найти рулетку и уровень, то обязательно позвоните по горячей линии “Взаимопомощи на дорогах” 8-912-103-33-33.

 Эта организация добровольцев действует не только в Ухте, но и в других городах Республики Коми. Позвоните и скажите, что попали в ДТП и Вам нужна рулетка и уровень  замеров места аварии. Можете не верить, но Вам привезут их!    5. Когда приехал экипаж ГИБДД, Ольга пояснила гаишникам обстоятельства происшествия.

Помните, что если Вы пострадали в ДТП и находитесь в шоковом состоянии, то не надо подписывать никакие документы и давать объяснения гаишникам. Допрос пострадавших на месте ДТП – это незаконное деяние со стороны сотрудников.

Будучи в шоковом состоянии, Вы можете наговорить лишнего или подписать документы, которые потом будут для Вас серьезной помехой в суде против дорожной компании, виновной в плохом содержании дороги. В протоколе/справке ДТП не должно быть слов о том, что Вы “не справились с управлением”. Настаивайте на том, что Вы сделали все возможное, чтобы избежать ДТП.

    Если Вы не пострадали, то будьте готовы ответить на такие вопросы, как:

    – скорость движения Вашего авто в момент ДТП. До приезда ДПС пройдите до ближайшего перекрестка в обратную сторону относительно движения Вашего авто и убедитесь в отсутствии знаков, приведенных ниже.

Это важно, так как действие знаков ограничения скорости распространяется от места его установки и до ближайшего перекрестка (если иное не указано на знаке).

Также, убедитесь в отсутствии знаков “неровная дорога” и “ремонтные работы”.

В нашем случае подобных знаков на этом участке дороги не было. Но их быстренько поставили работники дорожной компании сразу после сообщения о ДТП..   – время происшествия (можно примерно);
. 6. Сотрудники ДПС  составили справку о ДТП, в которой записали данные пострадавшей и ее машины, дату, время и место ДТП. Были описаныповрежденные детали авто и т.д. Копию справки должны выдать Вам сразу после подписания. Если водитель пострадал, то справку ему выдают после выписки из больницы.
    Также с Ваших слов будет составлено “объяснение” обстоятельств ДТП. В нем должно быть подробно написано что, где и как произошло. Сотрудник ДПС с Ваших слов должен записать в бланк объяснения такие факты, как:

    – наличие/отсутствие знаков ограничения скорости, и других ограничивающих/предупреждающих знаков. Ограничений в нашем случае не было (разумеется, 60 км/ч по городу никто не отменял);

  – глубина колеи или размеры ямы (ширина, длина, глубина) и других неровностей на дороге (торчащие люки, решетки, пни, арматура и т.д.);
     Если сотрудник не сделал этого, то Вы собственноручно должны вписать эти данные в объяснение в то место, где заканчивается запись гаишника.      Наша колея была 9 сантиметров в глубину. Это более чем достаточно, чтобы отсудить компенсацию у ОАО “Коми дорожная компания”, которая содержит данный участок дороги.

    Обращаю Ваше внимание на то, что Вы должны настаивать на измерении колеи, ямы или иной неровности дорожного полотна. Колею желательно измерить в нескольких местах. Если ям было много – пускай измеряют и вносят в объяснение размеры всех ям. Если колея или яма не будет измерена и не будет составлен “акт выявленных недостатков в содержании дороги”, то суд Вы проиграете.

 Если сотрудники отказываются измерять и фиксировать колейность или ямы, то:

    – позвоните по телефону доверия, который написан абсолютно на всех служебных машинах ДПС и пожалуйтесь на сотрудников, которые отказываются исполнять свои служебные обязанности;

    – отказывайтесь подписывать какие-либо справки и протоколы, пока сотрудники ДПС не измерят колею или яму. Только когда Вы убедитесь в составлении “Акта выявленных недостатков содержания дороги”, можете подписывать документы. Помните, что в этом акте ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть указаны размеры колеи или ямы. Если размеров не будет, то Вы проиграете суд;

    – позвоните мне по тел. 79-48-52, если Вы попали в ДТП в городе Ухта (и если это случилось в дневное время);

    – сфотографируйте или снимите на видео то, как Вы сами измеряете ямы. В суде это послужит доказательством вины хозяина дороги.

     Кроме всего прочего в “объяснениях” гаишники должны указать двух свидетелей. Помните: свидетелями ДТП по законодательству РФ могут быть даже Ваши близкие родственники (о таких мелочах ГИБДДшники зачастую не знают).      7.Далее сотрудник ДПС должен выдать Вам определение об отказе в возбуждении административного дела.      Вы спросите, какое дело? Ответ прост: ГИБДД может обвинить Вас в нарушении пункта 10.1 ПДД, в котором четко прописано: “Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.”.
      Т.е. Вас могут обвинить в том, что Вы по своей невнимательности не справились с управлением и вылетели из колеи (или попали в яму).  Поэтому настаивайте на выдаче такого определения. Иначе Вам придется обжаловать обвинения сотрудников в судебно порядке. А это немного затягивает процесс выбивания компенсации из кошелька владельца дороги (примерно на 3 месяца дольше придется судиться).
     Наша пострадавшая не получила такое определение на месте ДТП, поскольку была госпитализирована.

    8. Если Вы подозреваете, что не только колесо пробили, но и повредили колесный диск или другие части авто, то смело вызывайте эвакуатор и везите машину на СТО. Услуги эвакуатора Вам тоже легко вернут по решению суда. Для суда Вам потребуется квитанция от службы эвакуаторов (ее можете получить, созвонившись на следующий день с диспетчером той службы, куда звонили).

    9.Созвонитесь с экспертом-оценщиком, для проведения независимой экспертизы. Пригласите эксперта на СТО, чтобы он сам лично осмотрел повреждения авто. Услуги эксперта-оценщика Вам обойдутся в несколько тыс. руб. – эти деньги Вы тоже без труда получите по решению суда. С экспертом советую созвониться заранее, пока Вас оформляют гаишники.

    Ни в коем случае не ремонтируйте резину на шиномонтаже и машину на СТО до осмотра эксперта! Все повреждения должны быть сфотографированы оценщиком до начала ремонта. А вот после оценки можете приступать к ремонту резины (или авто) и обязательно сохраните все чеки оплаты услуг шиномонтажа и СТО.

     10.На следующий день после ДТП напишите заявление в ГИБДД с просьбой выдать копию “Акта выявленных недостатков содержания дороги”. 

    Форму заявления можете скачать по этой ссылке.

    Это заявление можете либо отправить в ГИБДД почтой (адрес ГИБДД Ухты – 169300 ул. Моторная 1/9), либо принести им в приемную.

    Вот скан заявления Ольги и Акт, полученный в ГИБДД:

     11. Бывают случаи, когда владелец дороги выплачивает компенсацию до подачи иска в суд. Для этого надо обратиться с письменной претензией к владельцу дороги. Даже если формально владельца дороге нет, за поврежденное авто будет расплачиваться администрация Вашего муниципалитета – в соответствии с законодательством РФ.

      В претензии важны два момента:

  – Вы приглашаете владельца дороги поучаствовать в независимой экспертизе Вашего авто (предлагаете связаться с Вами и договориться о встрече с экспертом).

    – Вы предлагаете на основании уже проведенной Вами экспертизе возместить Вам ущерб в “досудебном порядке”.

     Прилагаете к этой претензии копию всех чеков (расходы на эвакуатор, шиномонтаж и т.д.), акт независимого оценщика, акт выявленных недостатков содержания дороги,  справку с места ДТП и определение об отказе в возбуждении административного дела.      Пострадавшая в данном ДТП Ольга написала претензию в ОАО “Коми дорожная компания”, на балансе которой “висит” данный участок трассы Р-25.

    12. Обратитесь к юристу за помощью после получения акта выявленных недостатков в содержании дороги и независимой оценки. Услуги юриста Вам также придется оплатить до суда.

Но не переживайте – эти деньги Вам тоже вернет хозяин дороги. На своем личном опыте я несколько раз убеждался в том, что с адвокатом отстаивать свои права в суде намного легче.

А вот без юриста велика вероятность проиграть суд.

    Шансы выиграть дело в суде высоки, поскольку Верховный Суд дал разъяснение судам низших инстанций о том, что доводы в стиле «водитель должен ехать с такой скоростью, чтобы имелась возможность вовремя обнаружить выбоины, представляющие опасность для движения» и принять меры «вплоть до остановки» не могут являться доказательством невиновности представителей дорожных организаций. Особенно в тех случаях, когда на дороге нет знаков, предупреждающих о “плохой дороге”.

    Пожалуй, это всё, что Вам нужно сделать самому. Все остальное за Вас сделает Ваш юрист =)

    Итак, кратко повторим порядок Ваших действий в ДТП:

  1. Включаем аварийку и выставляем аварийный знак. 4. Проверяем наличие на дороге знаков предупреждения/ограничения. 5. У приехавших сотрудников ГИБДД получаем: – Справку о ДТП с размерами ямы/колеи, ометкой об отсутствии знаков. – Определение об отказе в возбуждении административного дела. 6. Требуем от сотрудников составление “Акта выявленных дефектов содержания дороги” (с размерами колеи/ямы). 7. Вызываем эвакуатор (не забудьте взять квитанцию об оплате у диспетчера). 8. Делаем независимую оценку повреждений авто. 9. Пишем заявление в ГИБДД о выдаче “Акта выявленных дефектов содержания дороги”. 10. Направляем хозяину дороги претензию. 11. Обращаемся к квалифицированному юристу за помощью.

    Вот ссылка на электронную версию этой инструкции. Обязательно распечатайте и возите с собой в машине. Покажите инструкцию друзьям-водителям!

    Если у Вас возникнут вопросы – не стесняйтесь – пишите мне на мыло [email protected]

Источник: https://7x7-journal.ru/posts/2014/02/20/kak-vzyskat-s-dorozhnikov-kompensaciyu-usherba-pri-dtp-instrukciya

Кто несет ответственность за ремонт автомобиля, попавшего в яму на дороге

Как получить возмещение ущерба при ДТП с ямой, если в ГАИ составили протокол о ДТП?

Итак, стандартная схема. Дорога, автомобиль, большая яма. Итог – материальный ущерб, потраченное на доказательство время, деньги и нервы.

 Что делать, если покупатель не зарегистрировал автомобиль и начали приходить штрафы?

Наверное, нет в России автомобилиста, который бы не попадал в отечественные дорожные ямы. В Великом Новгороде произошел схожий инцидент.

Предыстория:

Гражданин обратился в районный суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Городское хозяйство», приложив необходимые документы. Об алгоритме действий в случае попадания в яму и необходимой доказательной базе мы подробно писали несколько лет назад. Напомним его:

1. Вызовите сотрудников ГИБДД на место происшествия по телефону 112.

2. До приезда инспекторов ДПС не отъезжайте от места ДТП.

3. Постарайтесь найти свидетелей происшествия, записав их контактные данные и адрес проживания.

4. Сфотографируйте дорожную яму.

5. Дождитесь сотрудника ДПС, он должен будет составить протокол, в который должны быть внесены ВСЕ подробности происшествия. В протоколе должно быть отмечено, что выбоина не была выделена дорожными знаками, ограждена, должны быть указаны данные свидетелей и должна стоять отметка о том, что вы зафиксировали дорожный изъян при помощи средств фото-, видеофиксации.

6. Копия протокола должна остаться у вас на руках.

Далее.

1. Получите в органах ГИБДД акт о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия и справку о ДТП (форма 154).

2. Узнайте в ГИБДД, какая организация отвечает за состояние дорог данного участка.

3. Необходимо провести оценку повреждений автомобиля. Позвоните туда и договоритесь о месте и времени экспертизы для оценки ущерба.

4. Проведите оценку повреждений в назначенное время.

5. Подайте исковое заявление в районный суд по месту юридического адреса виновника аварии.

Подробно об этом можно прочитать здесь: ДТП по вине дорожных служб: Как получить компенсацию?

Итак, потерпевшая сторона собрала доказательства о том, что в апреле 2016 г. в г.

Великий Новгород на Колмовском мосту произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Mercedes-Benz CLS 350 под управлением истца, случившееся в результате наезда на выбоину в дорожном покрытии, за которое ответчик был привлечён к административной ответственности.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца с учётом износа составила чуть более 125.000 рублей, которые истец просил взыскать с ответчика, а также расходы на оценку ущерба в размере 1.500 руб., расходы по оплате государственной пошлины и юридических услуг.

Также сотрудниками ГИБДД было вынесено постановление об административном правонарушении работника МБУ «Городское хозяйство», который был привлечён к административной ответственности по ст. 12.34. КоАП с наложением штрафа в размере 2.200 руб. за появление «выбоины на проезжей части, размеры которой превышают установленные п. 3.1.2. ГОСТ Р50597-93».

Согласно ГОСТ 50597-93, размер дорожной ямы не должен превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину. Ямы не больше такого размера не смогут нанести повреждений автомобилю. Все, что больше, очень даже могут.

Районный суд иск удовлетворил, однако апелляционная инстанция, куда дело было направлено по инициативе ответчика, отменила ранее вынесенное решение и постановила отказать в удовлетворении исковых требований. Почему?

Несмотря на то, что суд апелляционной инстанции согласился с виной МБУ «Городское хозяйство» о ненадлежащем содержании дорожного покрытия, он подчеркнул, что указанное обстоятельство не влечёт безусловное возложение ответственности на МБУ в рассматриваемом случае, «поскольку также необходимо учитывать, что ущерб транспортному средству причинён на дороге общего пользования, при движении по которой водитель обязан был соблюдать требования Правил дорожного движения Российской Федерации».

Для возложения ответственности на МБУ «Городское хозяйство» необходимо было установить, что истец при движении с разрешённой скоростью по Колмовскому мосту в Великом Новгороде не в состоянии был обнаружить выбоину на дорожном покрытии, а в случае её обнаружения – не имел технической возможности избежать наезда. В итоге суд, сославшись на пункт 10.1 Правил дорожного движения*, возложил на истца бремя доказательств о невозможности обнаружения данной опасности на освещенном ночью мосту.

* Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Решение Верховного суда:

Первое. Верховный суд отметил (Определение ВС РФ), что с данными выводами апелляционной инстанции согласиться невозможно, поскольку они приняты с нарушением норм действующего законодательства.

В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине (п. 2).

 Когда владельца не имеют права штрафовать на основании данных с камер видеофиксации?

Таким образом, бремя доказывания отсутствия вины в причинении вреда законом возложено на лицо, этот вред причинившее, в настоящем случае – на МБУ «Городское хозяйство».

Второе. ВС не согласился с пунктом ПДД 10.1.

Верховный суд отметил, что для того чтобы водитель мог среагировать на опасность на дороге, он в обязательном порядке должен быть о ней предупрежден, то есть выбоина должна быть отмечена дорожными знаками или ограждена. В материалах дела суда первой инстанции о таких нюансах ничего не сказано. Нет о них речи и в апелляционной инстанции.

О яме водителя никто не предупредил. Значит, он не виноват. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Источник: http://www.1gai.ru/baza-znaniy/520201-kto-neset-otvetstvennost-za-remont-avtomobilya-popavshego-v-yamu-na-doroge.html

Как возместить ущерб, если авто попало в яму

Как получить возмещение ущерба при ДТП с ямой, если в ГАИ составили протокол о ДТП?

Как выиграть суд за ямы: все способы / Анастасия Искрицкая

Расплачиваться за ямы на украинских дорогах приходится самим автолюбителям. А что, если заплатить не из своего кармана, а заставить ответить тех, кто строил дорогу и обязан ее содержать? Законодательство такую возможность предусматривает, да и прецеденты есть. Мы спросили юристов Алексея Святогора и Марину Гавяду о том, как это сделать правильно.

Увы, алгоритм оказался непростым, а сам процесс долгим. А опыт опрошенных нами водителей, которые реально смогли добиться компенсации, и вовсе расстроил — в лучшем случае судебные разбирательства займут год, но есть и примеры, когда водители тратили на доказательство своей правоты по 3 года. Если ущерб небольшой, понятное дело, лучше решить проблему своими силами.

А если крупный — можно пробовать судиться.

СБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

СВИДЕТЕЛИ. Сразу же ищите свидетелей, которые подтвердят, что яму по объективным причинам вы увидеть не могли — она не ограждена, отсутствует знак “Внимание” или “Плохая дорога”.

Понятное дело, что свидетели не будут ждать с вами приезда ГАИ — в крупных городах их приходится ждать по 4—8 часов, но взять телефоны и имена не помешает. При составлении протокола нужно будет указать людей, видевших момент ДТП, а также их контакты.

Также желательно взять номера телефонов у понятых, которых привлекают при составлении протокола (если на схеме “случайно” потом появятся изменения, их можно будет вызвать для того, чтобы они посмотрели на свои подписи).

Неплохо найти свидетеля, который подтвердит, что в этом месте ямы уже давно.

ФОТО, ВИДЕО. Учтите, что такого рода доказательства должны быть получены лишь законным путем. Согласно разъяснению Конституционного суда по этому поводу, нужно указать (если в дальнейшем на суде будет такой вопрос), что вы снимали для себя, а не для того, чтобы специально привлечь дорожников к ответственности.

Также указать в объяснении к протоколу, что есть фото- и видеоматериалы, которые хранятся на флеш-памяти (согласно ст. 65 Гражданского процессуального кодекса, это является доказательством).

На фото должна быть четко видна дорога, видимые дорожные знаки, а также положение авто с привязкой к местности (например, на фоне остановки) — суд примет это как доказательство, если из отснятого видно, что яма незаметна.

ОБЩЕНИЕ С ГАИ. Согласно п. 2.3 ПДД, водитель должен быть внимательным на дороге, а пункты 12.1 и 12.

3 гласят о том, что при выборе скорости необходимо учитывать дорожную обстановку, и в случае появления на полосе препятствия, которое водитель способен объективно обнаружить, сбавить скорость либо остановиться.

За нарушение этого правила ст. 124 КоАП предусмотрен штраф от 340 грн либо лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев.

Нужно четко объяснить инспектору, что либо яму вы не видели, либо после того как приблизились на достаточное для оценки ее размеров расстояние, поняли, что возможности ее объехать нет (справа и слева были машины); вовремя остановиться вы пытались, но не получилось (яму увидели слишком поздно). Если было темно и яма не огорожена/подсвечена, то можно просто указать, что ее видно не было. Кроме того, нужно отснять яму так, чтобы четко были видны ее размеры и глубина — для этого нужен сантиметр.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ И ПРОТОКОЛА

СХЕМА ДТП. Очень внимательно просмотрите схему ДТП, составленную гаишниками, отметьте на ней все замечания, которые вы смогли обнаружить. Часто судьи при рассмотрении дела указывают на то, что на схеме не видно тормозного пути. Прямо там напишите причину, по которой его не видно, например, работа АБС или дождь.

ВЫЗОВ ДОРОЖНИКОВ. Потребуйте у инспекторов ГАИ вызова на место ДТП представителя владельца дороги, например, ДЭУ. “Дорожник” должен выехать на место ДТП и поставить свою подпись на схеме. Если по штатному расписанию обязанность следить за дорогой лежит именно на нем, желательно потребовать, чтобы он тут же написал пояснение.

ЕСЛИ ПРОТОКОЛ СОСТАВЛЯЮТ НА ВАС

Требуйте переноса рассмотрения дела на основании того, что нуждаетесь в юридической помощи. Пояснения можно дать через некоторое время в ГАИ, явившись туда по вызову следователя-дознавателя с юристом. В ГАИ нужно настоять на том, чтобы протокол составили на должностное лицо, ответственное за состояние дорог.

Если протокол, несмотря ни на что, составили на вас, после него должен последовать админсуд.

Протокол также может отменить начальник того подразделения ГАИ, сотрудник которого его составлял.

ЕСЛИ ПРОТОКОЛ СОСТАВИЛИ НА ДОРОЖНИКОВ

Далеко не всегда сотрудники ГАИ обвиняют в таком ДТП (попадании в яму) водителя. В таком случае инспектор составляет протокол на сотрудника предприятия-владельца дороги, который обязан следить за ее состоянием — согласно п. 1.

5 ПДД действия либо бездействие участников дорожного движения не должны создавать опасность либо помеху для движения, угрожать жизни и здоровью. Ответственность за это предусмотрена ст.

140 КоАП (нарушение правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автодорог и улиц…) в виде штрафа 1020—1360 грн.

В этом случае нужно получить в ГАИ копию протокола (либо постановления админсуда о привлечении должностного лица к ответственности) и вместе с ней отправляться в суд (с гражданским иском про возмещение ущерба) либо страховую компанию (если есть полис КАСКО).

СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

Если есть полис КАСКО, нужно сразу же сообщить о ДТП страховую компанию, провести оценку ущерба и подавать документы на возмещение. Часто страховщики оказывают юридическую помощь в споре с дорожниками, присылают на суд своего представителя (если протокол составлен на автовладельца). После возмещения ущерба автовладельцу, страховщики подают иск на дорожников самостоятельно

ПОДГОТОВКА К СУДУ*

Доказательствами являются любые данные, которые имеют отношение к делу. В зависимости от ситуации (выбранной линии защиты), можно выслать запросы:

— в МЧС и/или Гидрометцентр о погоде в момент ДТП;

— в “Автодор” о том, когда последний раз был ремонт этого участка;

— в ГАИ о том, кто является владельцем дороги;

— в Госстандарт Украины о том, в каком состоянии должна быть дорога в соответствии с ДСТУ 3587-97. Согласно с ним, предельные размеры просадок, выбоин и других дефектов не должны превышать15 смв длину,80 смв ширину и5 смв глубину — несоответствия должны устранять в течение 7 дней после их выявления.

*Если вы опротестовываете протокол у начальника ГАИ, эти документы можно показать и ему.

ЭКСПЕРТИЗА УЩЕРБА

И для страховой компании, и для суда нужно провести экспертизу автомобиля — заказать ее можно у любого эксперта, который имеет лицензию. Оценка ущерба является неотъемлемой частью иска, который вы предъявляете дорожникам.

В СУДЕ (АДМИНДЕЛО)

На суде по административному делу вам нужно доказать, что ПДД вы не нарушали — лучше всего воспользоваться помощью адвоката (такое заседание стоит порядка 300—400 грн), и опротестовать протокол ГАИ. А также привести упомянутые выше доказательства своей невиновности, а также показания свидетелей.

Также нужно подать ходатайство о вызове в суд представителя дорожников и инспектора, составившего протокол. Аргументы инспектора о том, что водитель ехал слишком быстро и не остановился из-за этого либо не объехал яму легко опровергнуть, указав на п. 12.

9 ПДД, который запрещает резко тормозить, резко менять положение авто на дороге и ехать слишком медленно.

В СУДЕ (ГРАЖДАНСКИЙ ИСК)

Требовать нужно возмещения и морального, и материального ущерба, и расходов на экспертизы и юридическую помощь (в двух последних пунктах нужно взять счета от адвоката и эксперта).

Представитель дорожной службы, скорее всего, будет затягивать дело, требуя повторной экспертизы, а если вы уже успели отремонтировать свой автомобиль, ее провести довольно сложно. Но если нет, затраты на экспертизу в конечном итоге лягут на тех же дорожников. Чтобы у них не было соблазна слишком долго тянуть, сразу же нужно требовать ареста счетов автодорожной службы на сумму иска.

Учтите, что заседаний может быть 10—12. Кроме того, после вердикта суда может еще и последовать апелляция. Так что дело затянется надолго (с учетом того, что до этого был административный суд).

ПОСЛЕ СУДА

Опыт показывает, что денег у дорожников всегда “нет”, а Государственная исполнительная служба неохотно выбивает такие долги — дороги ремонтируются обычно из местного бюджета, из него же получает зарплату и госисполнитель.

По этой же причине очень неохотно и долго принимают решения в пользу автовладельцев и суды — они также получают деньги из того же бюджета. Но настойчивость и жалобы на бездействие госслужащих в конечном счете позволяют получить возмещение ущерба.

И если все пострадавшие пойдут в суд и добьются решения в свою пользу, то в высоких кабинетах все-таки задумаются: может, дешевле вовремя и качественно ремонтировать дорожное покрытие?

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

в соцсетях

Подписывайтесь на нашу рассылку

Ок

Источник: https://www.segodnya.ua/economics/avto/Kak-vozmestit-ushcherb-esli-avto-popalo-v-yamu-417412.html

Юристы советуют водителям судиться, если машина сломалась из-за ям на дорогах

Как получить возмещение ущерба при ДТП с ямой, если в ГАИ составили протокол о ДТП?

ТСН.ua расспросил у юриста, что делать, если машина сломалась после попадания в яму.

Этой зимой на автодорогах Украины наступил настоящий коллапс. Чуть ли не каждый день в прессе появляется информация об ужасном состоянии дорожного покрытия.

Даже в столице, дороги которой всегда более-менее оперативно ремонтируют по сравнению с другими регионами Украины, этой зимой с этим не сложилось, в результате чего сейчас огромные ямы на киевских дорогах отрывают машинам колеса.

В регионах ситуация еще хуже – дороги Львовщины покрыты ямами, как после бомбардировки, на разбитой дороге в центре Горловки вязнут даже троллейбусы, а автобан Киев-Одесса из супердороги превратился в “решето”.

Состояние дорог настолько ужасно, что на них обратили внимание высшие руководители государства. Генпрокурор Виктор Пшонка посчитал, что из бюджета на дороги украли почти 180 миллионов гривен, а премьер Николай Азаров даже сам признался, что не может без слез ездить по украинским дорогам и поручил сконцентрировать ресурсы и усилия на их ремонте.

А тем временем опасный фристайл на дырявых дорогах Украины ежедневно выворачивает карманы водителей.

Юристы советуют украинским водителям судиться для возмещения причиненного вреда в случае, если их автомобили пострадали вследствие неудовлетворительного состояния дорожного покрытия.

Смотрите видео: Дороги в Киеве – как после авиаударов

По словам управляющего партнера адвокатского объединения “Атторнейс Юнайтед” (Attorneys United) Николая Голодняка, в таких случаях сразу обязательно нужно вызвать ГАИ.

“Как показывает практика, в большинстве случаев работников ГАИ надо убеждать в том, что они должны оформить именно как ДТП, если транспортное средство (ТС) попало в яму, в результате чего нанесен материальный ущерб владельцу ТС”, – сказал Голодняк в комментарии ТСН.ua.

По словам юриста, во время составления протокола осмотра происшествия нужно внимательно проследить за теми сведениями, которые в него вносит инспектор. Описательная часть дорожного полотна должна быть детализирована, какой тип, сухое или мокрое, наличие льда на покрытии, размер самой ямы, определено местонахождение ее в отношении дорожных сооружений.

“За состояние дороги всегда есть ответственная организация, а некоторые дороги в Украине застрахованы.

Поэтому обязательно надо узнать у инспектора, которое дорожно-эксплуатационное управление отвечает за данный отрезок дороги, на котором произошло ДТП.

Запишите ФИО инспекторов, которые приехали на место и составили протокол, при необходимости, в дальнейшем, будет легче найти материал в органах ГАИ”, – советует Николай Голодняк.

Он советует обязательно сфотографировать все подробно на фотоаппарат, записать на видео, как происходит фиксация ДТП. Такие материалы могут быть полезными при назначении экспертизы, которая установит связь между ДТП и полученными повреждениями ТС.

После того, как материалы составлены и работники ГАИ уехали, ТС необходимо транспортировать на удобную стоянку, где в дальнейшем будет необходимо провести автотовароведческую экспертизу, которая определит сумму материального ущерба. Все расходы, понесенные в результате ДТП, нужно считать и собирать чеки, именно эти суммы затем будут заявлены в суде, как требование ответчику.

Если ТС застраховано по КАСКО, в зависимости от страховой компании и условий договора, расходы, все или частично, на себя возьмет именно страховая компания.

Однако само судебное разбирательство, по словам юриста, может затянуться.

“К сожалению, четко сказать, сколько уйдет времени, нельзя. Каждый случай является отдельным, это зависит от местности (региона), страховых компаний и работников учреждений ответственных за дороги, суды”, – рассказывает Голодняк.

По его словам, на практике такие споры затягиваются от 6-ти месяцев и до 2-х лет, а услуги адвоката обойдутся минимум в 2 тысячи гривен. Но, в случае принятия решения в пользу истца, он получит возмещение всех своих расходов на ремонт, которые подтверждены чеками.

Кроме того, можно рассчитывать и на возмещение причинения морального вреда. По словам Голодняка, есть прецеденты, когда с владельца дороги стянули 5 тысяч грн морального ущерба.

Однако даже полученное решение суда еще не является гарантией того, что владелец ТС получит сразу возмещение своих расходов.

“В большинстве случаев организации, отвечающие за дороги, ссылаются на бюджетное финансирование и тянут как можно дольше, как я уже говорил, это может затянуться до 2-х лет, именно столько времени понадобилось для взыскания в пользу фирмы перевозчика с Дорожно-эксплуатационного управления”, – говорит юрист.

Источник: https://tsn.ua/ru/ukrayina/yuristy-sovetuyut-voditelyam-suditsya-esli-mashina-slomalas-iz-za-yam-na-dorogah-290757.html

Я попал в яму и повредил машину: как оформить дтп и добиться денежной компенсации?

Как получить возмещение ущерба при ДТП с ямой, если в ГАИ составили протокол о ДТП?

25.10.2018 | 24135 просмотров

По данным ГИБДД, за 2017 год из-за неудовлетворительных условий содержания и обустройства улично-дорожной сети произошло 67 896 ДТП, в которых погибло 6990 и пострадало 86 070 человек. И это только зафиксированные случаи.

А сколько водителей пробивают колеса, гнут диски, но не сообщают об этом? Большинство из них не рассчитывают получить компенсацию и не хотят зря тратить свое время на оформление кучи бумаг и хождение по разным инстанциям.

Но это не бесполезное дело! Сотрудники ГИБДД и суды все чаще встают на сторону пострадавших и обязывают дорожников возместить ущерб.

Причиной ДТП может стать яма от естественного разрушения, вырубка асфальта для ремонта, ледяная колея от неубранного снега, открытый люк, обвисший провод и любое другое препятствие, которого на дороге быть не должно или которое должно быть огорожено либо обозначено для участников движения соответствующими знаками, разметкой, ограждением. Если препятствие было, а ограждения не было, то владелец автомобиля может устранить повреждения за счет виновника аварии — организации, отвечающей за эксплуатацию объекта или проводящей его ремонт и обслуживание.

Разберемся, как это делать.

Фото- и видеофиксация обстоятельств ДТП

На фото и (или) видео следует запечатлеть все обстоятельства аварии: общий вид последствий, повреждения автомобиля, тормозной след, сам источник аварии. Причем ямы, выбоины, ледяные колеи нужно снимать с измерениями — рулеткой или линейкой. При съемке смартфоном или планшетом лучше включить определение местоположения или использовать приложение для оформления европротокола.

Конечно, не стоит забывать и о тех действиях, которые водитель обязан произвести при любом ДТП.

Прежде чем производить съемку, надо оказать первую помощь пострадавшим людям, если таковые есть, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов). После этого позвонить в ГИБДД (тел. 02 или 112) и сообщить о случившемся. А дальше следовать указаниям дежурного.

Освобождать проезжую часть нужно, если на то были указания от дежурного ГИБДД и при наличии технической возможности. И только после того как были зафиксированы все обстоятельства на фото и (или) видео.

Если есть свидетели происшествия, то обменяйтесь с ними контактами. Их показания могут быть полезны на группе разбора в ГИБДД и в суде

Оформление в ГИБДД

В идеале нужно, чтобы сотрудники ГИБДД прибыли на место и зафиксировали все сами, составив схему ДТП, протокол осмотра места происшествия (если пострадали люди) и отдельный «Акт о выявленных недостатках дорожного покрытия» (он приобщается к делу, на руки водителю не выдается). Акт инспекторы могут составить позже в присутствии организации, отвечающей за данный участок, но вполне вероятно, что ямы уже не будет, поэтому фиксировать все лучше на месте сразу после ДТП.

Гарантировать приезд полицейских можно только в том случае, если в аварии пострадали люди либо повреждения получили несколько автомобилей. Незначительные аварии нужно оформлять самостоятельно на ближайшем посту ДПС или в подразделении ГИБДД.

Поскольку виновник ДТП не очевиден, сотрудник автоинспекции должен составить схему ДТП и вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указываются дата и место проведения группы разбора.

К моменту ее проведения хорошо бы найти виновника. Формально ГИБДД обязана иметь все данные о том, кто отвечает за тот или иной участок дороги, однако на практике автоинспекция редко предоставляет такие сведения по требованию граждан.

Автовладельцу приходится самостоятельно выискивать виновных.

За ямы отвечают дорожники, за открытые люки — водоканалы, электрики или связисты; за обвисшие провода — электрики, связисты или троллейбусные депо и т. п. Найти виновника можно через местные власти, МЧС, поискать по базе торгов и т. д. Сложности обычно возникают в городах, где подрядные организации часто меняются и имеют неявные границы участков.

Если найти конкретного виновника не удалось, то можно подать в суд на муниципальные власти как на собственника проблемного участка.

После проведения группы разбора водителю должны выдать протокол с указанием конкретной организации в качестве виновника и определение в отказе от возбуждения дела в отношении водителя.

В отношении должностных лиц организации, отвечающей за конкретный участок дороги, могут быть оформлены протокол и постановление об административном правонарушении, на основании которых они привлекаются к ответственности.

Если сотрудник ГИБДД составляет протокол и выносит постановление без группы разбора, то нужно внимательно читать эти документы.

Они фиксируют виновника ДТП, которым часто называют водителя, приписывая ему несоблюдение скоростного режима или другое нарушение.

В этом случае водителю следует отказаться подписывать и протокол, и постановление или рядом с местом для подписи написать, что он не согласен.

Если со стороны ГИБДД, местных властей и прочих заинтересованных в прекращении расследования лиц возникает противодействие (затягиваются сроки, не предоставляется запрашиваемая информация и т. п.), можно обратиться в прокуратуру.

Но такие проблемы стали редкостью: для госавтоинспекции важнее показатели безопасности движения, а местным властям иногда выгоднее отказать подрядчику в оплате на основании недобросовестного исполнения контракта.

Так что шансы водителя доказать свою правоту повысились.

Проведение экспертизы

Для оценки ущерба нужно провести независимую экспертизу повреждений автомобиля, которая в зависимости от сложности может стоить и одну, и 50 тысяч рублей. У эксперта должен быть действующий сертификат или лицензия на этот вид деятельности (для суда нужна будет его копия).

На встречу с экспертом-оценщиком можно пригласить представителя виновника, что потом поможет снять возможные вопросы в суде. Но если он не пришел, оценку можно проводить и без него.

По результатам экспертизы выдадут акт, в котором будут перечислены повреждения и составлена калькуляция стоимости их устранения.

Теоретически вместо экспертизы можно выставить счет из автосервиса, в котором был восстановлен автомобиль. Но этот документ имеет меньшую силу, так как помимо устранения повреждений могли быть проведены другие работы, а также не был учтен износ. И придется доказывать, что стоимость работ и запчастей не были завышены.

Досудебное требование

Прежде чем идти в суд, нужно провести процедуру досудебного решения спора. Виновнику аварии отправляется письмо, в котором указано требование возместить расходы и документы с их обоснованием (копия акта экспертизы).

Письмо обязательно должно быть заказным с уведомлением о вручении, с описанием вложения, на копии требования должен быть поставлен штамп почты. Либо его можно доставить в организацию лично и получить входящий номер документа и штамп на своем экземпляре о принятии.

Требование по сути является тем же иском, поскольку содержит описание всех обстоятельств аварии, ссылки на законодательные акты, на основании которых выдвигается требование (наиболее значимые нормы мы приводим чуть ниже), обоснование суммы требования и т. п.

В требовании нужно обязательно указать срок его добровольного исполнения — 7, 10, 30 дней или, по желанию автовладельца, любой другой, относительно реальный.

Обращение в суд

По истечении срока, указанного в требовании, можно подавать иск в суд по месту нахождения ответчика. В нем нужно описать происшествие, его последствия и требования истца.

Помимо денег на восстановление автомобиля в иске можно указать расходы на эвакуацию до места ремонта и дополнительные траты — на экспертов-оценщиков, юристов (если они привлекались к работе над иском), оплату госпошлины и прочие расходы, связанные с судебным процессом.

Также можно попытаться взыскать компенсацию за утрату товарной стоимости и возмещение морального вреда. Если в аварии пострадали люди — как сам водитель, так и пассажиры, — то можно требовать возмещение вреда жизни и здоровью.

Основные нормы, на которые может опираться автовладелец при подаче иска к дорожникам:

1. Статья 12 закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

2. Статья 1064 Гражданского Кодекса РФ, по которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ответчик, причинивший вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

3. Пункты 3.1.1. и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»:

• Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
• Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Какие решения обычно принимает суд?

Дорожники часто апеллируют к пункту 10.1 Правил дорожного движения, согласно которому водитель должен двигаться со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения.

А при возникновении опасности, которую водитель способен обнаружить, он должен принять все меры к снижению скорости вплоть до полной остановки.

Также ответчики отказывают в исполнении требования на основании статьи 1083 Гражданского Кодекса «Учет вины потерпевшего…», считая, что водитель имел умысел или причинил вред по грубой неосторожности.

Однако практика последних лет показывает, что суды не соглашаются с доводами ответчиков или учитывают их, снижая суммы исков, но все же принимая решение в пользу водителя.

4 июля 2018 года Верховный суд опубликовал определение № 18-КГ17-166, в котором прямо указано: «Ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги. При определении размера вреда наличие умысла или грубой неосторожности в действиях потерпевшего доказывает лицо, причинившее вред».

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/popal-v-yamu-63568.html

Жилищный вопрос
Добавить комментарий