Как получить статус резидента за 2020 год?

Минфин объявил охоту на резидентов Запада

Как получить статус резидента за 2020 год?

Минфин внес в Госдуму проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». В частности, планируется обязать платить налоги граждан, которые провели на территории России 90 дней в году и имеют здесь дом, бизнес и личные контакты.

Сообщается, что Минфин давно планировал расширить критерии для признания граждан налоговыми резидентами. Теперь такие меры официально вошли в план мероприятий на ближайшие три год

Таким образом правительство рассчитывает вернуть в Россию бизнесменов, которые уехали на Запад.

В настоящее время для того, чтобы «утратить налоговую связь» с Россией, надо провести в стране менее 183 дней. По словам первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, многие бизнесмены пользуются этим, чтобы не платить налог с нераспределенной прибыли.

По новым правилам, если человек провел в России больше трех месяцев, он автоматически будет считаться налоговым резидентом.

Но даже если гражданин находился в России менее 90 дней, он все равно будет считаться налоговым резидентом при наличии недвижимости, экономических и личных связей в России.

Как отмечают эксперты издания, российский Минфин давно планировал ввести критерий центра жизненных интересов для определения налогового резидентства, это распространенная мировая практика, и ее успешно применяют многие страны Евросоюза.

Для России критерий центра жизненных интересов не в новинку, но пока применяется в основном при налогообложении пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти) в отношении стран, с которыми у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

Между тем, новые правила могут привести к многократному резидентству, когда на налоги одного гражданина помимо России будут претендовать еще несколько других стран. В результате увеличится количество споров России с другими юрисдикциями по поводу того, какая из стран имеет преимущество во взимании налогов.

Эксперты РБК отмечают, что многие российские бизнесмены не только отказались от российского «налогового резидентства», но и давно переписали зарубежные активы на жен и доверенных лиц, отправив их на ПМЖ за границу. Возникает вопрос: многие ли из них снова станут российскими налоговыми резидентами?

И о ком идет речь? Коснется ли это крупного бизнеса — тех, кого принято считать олигархами, или только малого и среднего?

Кроме того, одновременно с ужесточением условий для признания налогового резидентства, Минфин предлагает уравнять ставку НДФЛ для налоговых резидентов и нерезидентов, что ранее уже озвучивалось главой ведомства Антоном Силуановым. Предполагается, что снижение НДФЛ для нерезидентов уменьшит стимулы для состоятельных россиян надолго уезжать за границу, а уравнивание ставок существенно упростит администрирование налога.

—  Сейчас в России любой человек, независимо от гражданства, получает статус резидента, если проживёт на территории России не менее 183 дней, что дает возможность платить НДФЛ 13%, а не 30%, как нерезиденты, — поясняет директор Института Инновационного Развития Виктор Яковчук.

—  При этом 30% платят те нерезиденты, страны которых не заключили с Россией договора об избежании двойного налогообложения. Многие наши соотечественники находятся за рубежом больше 6 месяцев и теряют статус резидента. При этом они платят намного меньшие налоги в другой стране, чем в России и таким образом оптимизируют свое налогообложение.

В других странах срок получения статуса резидента совпадает с российским, и также составляет 183 дня. Например, в Швейцарии, Испании, Австрии, на Кипре. Есть страны, у которых срок получения статуса наступает через 3−4 месяца.

«СП»: — Эксперты считают, что правительство таким образом рассчитывает вернуть в Россию бизнесменов, которые покинули страну, чтобы уехать на Запад. Получится ли?

—  Для правительства главное не возвращение крупных бизнесменов, а получение налогов с доходов этих бизнесменов. Новые правила предполагают несколько уточнений для оплаты налогов в России, а не за рубежом.

В первую очередь предлагается снизить срок получения статуса резидента с 183 дней до 90. Более того, при наличии недвижимости или экономических и личных связей в России, они тоже будут платить налоги в России, даже если срок проживания в России меньше 90 дней.

Еще нововведение в том, что и иностранные, и российские резиденты будут платить НДФЛ по единой ставке 13%.

Скорее всего, это действительно приведет к многократному резидентству. И на налоги наших граждан будут претендовать несколько стран. И тут, самое главное — быть настойчивым в международном плане.

А с этим у наших чиновников большая проблема. Ведь иностранные законы выше национального законодательства. Иностранцы не стесняются принимать различные общеевропейские акты, которые выгодны им.

 Так что, вероятнее всего, иностранные юристы найдут лазейку для крупных клиентов.

«СП»: — К чему это может привести на практике?

—  Количество споров, безусловно, возрастет потому, что развитые страны живут за счет налогов, а не нефтегазовых доходов. И от налогов наших бизнесменов никто отказываться не собирается.

При этом, как мы видим, Россия часто ведет себя вяло на международном пространстве. Тут, скорее всего, будет выбор за самими бизнесменами. Их будут давить с разных сторон, и уже они будут решать, резидентами какой страны им становиться.

Все будет зависеть от вовлеченности в бизнес в России и от количества недвижимости.

По моему мнению, очень крупные бизнесмены уже не живут в России. У них дома на Западе, там постоянно живут их семьи. Дети учатся в иностранных школах и университетах. Может, часть налогов все же перейдёт в Россию, но скорее всего они станут иностранными гражданами, и их имущество станет иностранным капиталом, вложенным в Россию.

Возможно, более понятно будет, если вспомнить, почему крупный бизнес уводит деньги из России. На первом месте стоит бесправие бизнеса перед правоохранительными органами.

В любой момент могут все отобрать и посадить в тюрьму по надуманному поводу, потому, что твой бизнес кому-то приглянулся. Для того чтобы вернуть бизнесменов обратно, нужна безопасность, о которой никто из законодателей даже не думает.

Поэтому, может получиться обратный эффект. Чем больше будут давить налогами, тем скорее придет решение покинуть Россию.

«СП»: — Ударит ли это по малому и среднему бизнесу? Или затронет интересы только крупного бизнеса?

—  Малый и средний бизнес тут совсем не причем. Я оцениваю, что игры с резидентством наступают, когда доход начинается от нескольких миллионов долларов в год.

— Минфин сейчас старается снять денег отовсюду, откуда только можно, — считает главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.

— Раньше брезговали, теперь интересуются и «болотной копейкой» — кризис. Конечно, речь не об олигархах, у которых норма прибыли определяется договоренностями на уровне первых лиц, а о тех, кто имеет возможность содержать недвижимость и семьи за рубежом — ближе к крупному, так скажем. Им просто и понятно говорят: хочешь вести дела в России — плати, не хочешь платить — переезжай насовсем.

«СП»: — Получится ли таким образом вернуть в Россию бизнесменов?

— Нет, конечно. Кто уехал, тот не вернется — уже бывали печальные прецеденты — из аэропорта на тюремную шконку. Это мессидж тем, кто хочет жить «здесь», но как «там».

«СП»: — Новые правила могут привести к многократному резидентству…

— Я думаю, что люди, сумевшие составить себе приличные состояния, как-нибудь справятся с проблемой двойного налогообложения. Просто если налоги в РФ окажутся непосильными, они уедут навсегда. Продадут все, что смогут — и с концами.

«СП»: — Что подтолкнуло Минфин пойти на этот шаг?

— Кризис и уменьшение доходов бюджета. Но в стране и так очень большие и очень запутанные налоги, масса других поборов — все это делает ведение бизнеса в стране либо на грани запретительных выплат, либо на грани криминала. Все приводит к сокращению налогооблагаемой базы, к падению производства и тому подобному.

«СП»: — На какие еще меры Минфин может пойти, чтобы удержать деньги в России?

— У финансистов обычно не слишком богатая фантазия, примерно как у Шарикова — отобрать и поделить. Способы отобрать, в общем, давно известны — наши ничего не придумывают. А делить они умеют только как Попандопуло в «Свадьбе в Малиновке». Надо, чтобы росла налоооблагаемая база, а не обдирать как липку то, что есть.

А вот роста производства в стране нынешние экономические гении обеспечить не умеют. Только отбирать и делить. Во времена Чубайса их ущербность была не столь заметна, поскольку приватизировали созданное другими поколениями, и формально экономика росла — в смысле, денег выручали много на распродаже национального достояния.

А сейчас уже все подраспродали, и надо бы показывать эффективное управление, а не умеют. И эти — вряд ли когда-то научатся.

Новости экономики: Кудрин задумал реформу пострашнее пенсионной

Налоги и сборы: Стали известны категории россиян, которые Путин освободил от НДФЛ

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/245276/

Фискальное гостеприимство

Как получить статус резидента за 2020 год?
РИА Новости

На этой неделе Министерство финансов России внесло в Госдуму проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

Реакция не заставила себя долго ждать — заголовки в публикациях ведущих СМИ страны мгновенно запестрили: «Минфин ужесточает налогообложение для состоятельных россиян», «Как изменятся налоги для богатых?», «Налогообложение богатых россиян изменится».

Но так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться.

Безусловно, самым главным предложением в документе является сокращение в два раза срока и расширение оснований для признания лица налоговым резидентом РФ. Ведомство, не ослабляя направленный на пополнение бюджета вектор, продолжает совершенствовать свой фискальный инструментарий.

Причем в этот раз не только через изменение формального критерия, то есть срока нахождения лица на территории РФ более (или менее) 183 дней в году, с помощью которого сейчас определяется статус налогового резидента РФ. Если поправки в итоге будут приняты, в случае пребывания того или иного лица на территории РФ 90 дней в году лицо может быть автоматически признано налоговым резидентом РФ.

Однако здесь важно указать на одно принципиальное положение — лицо может быть признано налоговым резидентом России и при меньшем сроке. Для этого понадобится наличие объектов недвижимости в собственности, семейных и каких-либо иных тесных личных связей в РФ или экономических интересов.

Иными словами, вводится оценочный критерий при определении налогового статуса. По сути, Минфин продолжает имплементировать в национальное российское законодательство такой критерий международного налогового права, как «центр жизненных интересов», существенно затрудняющий уклонение от налогообложения. Этот шаг со стороны Минфина логичен и ожидаем. Тем самым

государство создает препятствия для уменьшения налогоплательщиками размера своих налоговых обязательств путем «манипулирования» статусом налогового резидента.

Например, на сегодняшний день, если лицо находится на территории России 180 дней, то есть менее 183 дней, оно по формальному признаку признается нерезидентом РФ и его доходы, полученные за пределами РФ, не подлежат налогообложению по положениям НК РФ.

При этом, как правило, такой гражданин уже понимает, что с определенного момента он будет нерезидентом РФ и к этому моменту уже не будет иметь на территории РФ доходов, поскольку ставка налога для нерезидентов сейчас составляет 30%.

В связи с чем активы переоформляются на родственников, выводятся в той или иной форме за пределы РФ в низконалоговые или вовсе в безналоговые юрисдикции, а управление бизнесом и получение соответствующих доходов осуществляется путем выстраивания многоуровневых структур управления и получения доходов с участием иностранного элемента.

Отмечу также, что вопросы налогового резидентства нельзя рассматривать в отрыве от норм законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

Одним из условий, необходимых для признания физического лица контролирующим лицом в отношении КИК, является наличие у него статуса налогового резидента РФ.

Таким образом, в настоящее время те или иные лица, сознательно меняя статус с резидента РФ на нерезидента РФ, избегают обязанности уведомлять российские налоговые органы о КИК и не платить налог с нераспределенной прибыли КИК.

Однако в случае внесения в НК РФ предлагаемых Минфином изменений, а также с учетом бюджетоориентированности российских судов налоговый статус резидента РФ, возможно, не будет меняться даже в том случае, если лицо вообще не находилось на территории РФ ни одного дня в течение 12 последовательных месяцев.

К примеру, если его нахождение за пределами РФ не характеризуется наличием у него центра жизненных интересов в месте пребывания при условии, что лицо является гражданином РФ, имеет в России постоянную регистрацию, семью, круг личного и делового общения, значительную часть недвижимости или бизнеса и т.д.

В завершение добавлю, что предлагаемые Минфином изменения апробированы во многих юрисдикциях и в действительности являются серьезным препятствием на пути у тех, кто будет пытаться в той или иной форме уклоняться от уплаты налогов. Главный вопрос заключается в том, насколько предсказуемой будет политическая ситуация в стране и насколько объективно правоприменители и, в частности, судьи будут оценивать конкретные ситуации.

О том, насколько эффективными окажутся предлагаемые меры и насколько масштабным будет возвращение бизнесменов в Россию, как того пообещал министр Антон Силуанов, говорить трудно. Как показывают промежуточные результаты проводимой властью деофшоризации, бизнесмены небезосновательно осторожничают.

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2019/10/05/82239-vy-ne-ponimaete-vy-domoy-letite

Срок поменьше: что Минфин приготовил олигархам

Как получить статус резидента за 2020 год?

Российским бизнесменам станет удобнее защищать свои доходы, если Минфин действительно реализует новые подходы к получению статуса налогового резидента России. Это следует из пояснений, которые дал в пятницу глава РСПП Александр Шохин в кулуарах Евразийского экономического форума.

Глава союза положительно оценил идею Минфина более чем вдвое — со 183 до 90 дней в течение года — сократить срок фактического нахождения на территории России, после которого гражданин будет считаться налоговым резидентом страны. Если гражданина признают налоговым резидентом РФ, он сможет заплатить 13%-й налог с доходов (НДФЛ). Даже если он проживает преимущественно, например, на Лазурном берегу во Франции и раньше платил подоходный налог там.

«Нигде в Европе нет таких низких ставок подоходного налога в 13%, как в России. Налоги начинаются от 30%, а во Франции, например, и вовсе могут доходить до 70%», — говорит Наталья Кордюкова, руководитель налоговой практики юридической фирмы Клифф.

Разрешить всем, кто хочет

В России ставка для нерезидентов сейчас действует в размере 30%, но она снижается до 13%, если, например, француз и итальянец или наш бизнесмен указывает при открытии банковского счета, что он живет в России более 183 дней в году.

Если инициативу Минфина узаконят, то достаточно будет прожить в России всего 90 дней.

Шохин считает, что действительно «надо дать упрощенные параметры предоставления налогового резидентства тем, кто хочет».

«Это должно быть право для тех, кто хочет в ускоренном режиме войти в российскую юрисдикцию», — цитирует RNS главу РСПП.

При этом Шохин категорически не поддерживает другую инициативу Минфина, связанную со статусом резидентства. Ведомство Антона Силуанова ранее предложило ввести в правовое поле новое понятие — «центр жизненных интересов».

То есть, если ты ведешь бизнес по всему миру, от Сингапура до Майями, по несколько месяцев плаваешь на собственной яхте, но центр твоих жизненных интересов находится в Москве, в том числе тут ты имеешь недвижимость, личные и экономические связи, гражданство, ты тут родился и женился, то ты фактически все равно россиянин.

Идея узаконить в Налоговом кодексе понятие «центра жизненных интересов» нашла отражение в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

Однако решение пока не принято, идет дискуссия, нужна ли эта норма. Но по крайней мере изменения не будут неожиданными, как «черт из табакерки», обещал ранее Силуанов.

«Давайте проведем обсуждение на вашей площадке, поскольку это касается крупного бизнеса. Давайте встретимся и детально обсудим это предложение. Каких-то решений на этот счет в правительстве не принималось», — пояснял ранее глава Минфина, обращаясь к отечественному бизнес-сообществу.

Но в РСПП считают, что идея в принципе преждевременная, критерии, что такое центр жизненных интересов размыты, даже в мировой практике не существует четкого понятия.

«Знаете, как определялся центр жизненных интересов? Выясняли, что у него одна жена там, другая семья там и так далее. Собака оказывалась. Жены могут сами прожить, а вот собака без хозяина не может. И по местоположению собаки определяли центр жизненных интересов», — рассказал Шохин в кулуарах форма ЕАЭС, проходившего в Вероне.

По мнению Шохина, «наше правоприменение, судебная практика просто не готовы к этому понятию».

Снизить для иностранцев, ведущих бизнес в России, налог с 30% до 13% НДФЛ и ввести сокращенный период пребывания в России — «потянется народ, потянутся иностранцы. То есть стимулы мы должны создать, а не еще одну дубину», — резюмировал Шохин, добавив, что для всех остальных надо сохранять тот порядок, который есть.

Упрощенный и более короткий период пребывания для получения российского резидентства может быть выгоден тем представителям крупного бизнеса, которые опасаются, что их доход может подпасть под санкции ЕС или США, отмечают эксперты.

Европейскому банку сложнее арестовать банковский счет резидента России, чем европейского налогоплательщика.

Любить родину можно дистанционно

Тем не менее идея Минфина с упрощенным порядком получения резидентства не является стопроцентной гарантией сохранности средств наших бизнесменов, пытающихся защитить свои доходы или хотя бы снизить подоходный налог.

«У каждого государства есть свои критерии, кого считать налоговым резидентом. Если россиянин имеет виллу во Франции или Италии, живет преимущественно там, с семьей и собакой, а бизнес ведет в основном в России, то все равно местный налоговый орган просто так не отдаст России налогоплательщика», — говорит Кордюкова.

В любом случае, ни одна страна добровольно за просто так не захочет лишиться налогоплательщика, тем более, если речь идет о крупном плательщике налогов. «За резидента будут бороться, проверять законность его статуса, его счета. Не всем это нужно», — говорит эксперт.

Иными словами, инициатива Минфина правильная, это попытка конкурировать за налогоплательщиков, используя относительно законные методы, но будет ли много желающих воспользоваться льготой, неизвестно.

В России, как известно, слабо защищены права собственности, и бывшие российские резиденты готовы на повышенные налоги со своих миллионов в европейской юрисдикции.

Лишь бы не потерять свой бизнес в российской.

Снижение ставки с 30% до 13% делается специально для наших крупнейших бизнесменов, которые «не хотят или не могут» находиться в России даже 90 дней», подводит итог Евгений Удилов, руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс».

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/10/25/12777020.shtml

«Уважаемый налогоплательщик, теперь Вы – налоговый резидент!». Перспектива изменения критериев признания физического лица российским налоговым резидентом

Как получить статус резидента за 2020 год?

Что изменится?

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущие годы, вместе с которым был представлен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Главной новостью документа, которую подхватили ведущие деловые СМИ, стало предложение об обновлении правил приобретения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

  • Во-первых, срок пребывания для получения статуса будет сокращен до 90 дней.
  • Во-вторых, в российские налоговые реалии будут интегрированы критерии центра жизненных интересов физических лиц (ввиду «возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц»).

То есть:

Раньше и сейчасВ скором времени
Кол-во дней, чтобы стать налоговым резидентом183 дня в календарном году90 дней в календарном году
Если дней меньшеНалоговую однозначно не интересует общемировой доходНалоговая заинтересуется, где у физического лица «центр жизненных интересов» – недвижимость, семья, доход и прочее. Если в РФ, лицо также признается налоговым резидентом

Критерии «центра жизненных интересов» взяты из действующих международных налоговых соглашений РФ.

Зачем?

Как заявлено в приложении к проекту основных направлений, данная мера «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».

Таким образом, российские налоговые обязательства, в том числе обязательства по уплате НДФЛ с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), распространятся на гораздо большее число налогоплательщиков.

Возможно, предложенные меры станут одной из самых радикальных реформ порядка определения фискальной нагрузки и налогообложения НДФЛ физических лиц в России с 2001 года, когда была введена плоская 13-% шкала (и 30% для нерезидентов).

Путь к «центру жизненных интересов»

  • 2015 год – в России появляются правила КИК. Треть из 500 самых состоятельных российских предпринимателей покинули страну (провели в РФ менее 183 дней и стали нерезидентами) для ухода от налога на прибыль КИК (данные Forbes и Reuters)
  • Середина 2015 года – первая амнистия капиталов (как предложение раскрыть активы и вернуться). Ликвидационная льгота до конца 2017 года и возможность возврата активов из офшорных юрисдикций в личную собственность резидента без последствий по НДФЛ. Только 20% собственников (по данным ведущих юридических компаний) предпочли ликвидацию иным формам налогового планирования, к примеру – переводу активов на нерезидентов.
  • Конец 2015 года – ФНС впервые пытается применить критерий «центра жизненных интересов и постоянного жилища» на территории РФ (которое подтверждается фактом местонахождения собственности на территории РФ либо действующей постоянной регистрацией)[1]. Минфин России[2] признал критерии не подлежащими применению, его поддержал Конституционный Суд[3].
  • Февраль 2019 – заканчивается второй этап амнистии капиталов, большинство декларантов не репатриировало амнистированные активы в РФ (об этом писали СМИ)
  • Июнь 2019 – А. Силуанов отмечает, что Минфин рассматривает перспективу пересмотра критериев статуса налогового резидента
  • Октябрь 2019 – Минфин заявляет, что готов отложить реформу при наличии возражений и учесть возражения бизнеса

Как резидентов идентифицируют через центр жизненных интересов за рубежом?

Опыт многих иностранных юрисдикций подтверждает, что предлагаемые критерии соответствуют мировой практике. Отбрасывая иные важные факторы, тест количества дней и центра жизненных интересов за рубежом выглядит следующим образом (примеры США, некоторых стран ЕС, БРИКС, партнеров РФ по ЕАЭС):

СтранаКол-во дней в годуКакие критерии центра жизненных интересов применяются?
Австрия6 месяцевПреимущественное пребывание; гражданство (само по себе не критерий, но применяется в спорных ситуациях)
Армения183Дом или квартира, где проживает семья или находится личное или семейное имущество; экономические связи
Беларусь183Гражданство; вид на жительство
БельгияЭкономические связи; регистрация по месту жительства; место жительства семьи (если есть брак)
Болгария183Регистрация по месту жительства; место жительства семьи и экономические связи
Бразилия183Гражданство; рабочая виза; специальные правила для граждан стран МЕРКОСУР
Великобритания->Сложная система из нескольких тестов, которая одновременно учитывает количество проведенных дней (рабочих или выходных, от 31 дня до 183 дней); экономические связи; место жительства; место жительства семьи.
Венгрия183Гражданство; ПМЖ
ГерманияДоступное для пользования ПМЖ; преимущественное пребывание*
Греция183Местонахождения активов; гражданство; место жительства семьи**; социальное страхование
Дания6 месяцевПМЖ (в собственности или арендованное)
Индия182 (или 60, если за 4 года – более 365)Отсутствуют, но есть статус «резидента, но нерезидента по обыкновению» (9 из 10 предшествующих резидентству периодов (лет) – нерезидент или менее 729 дней за 7  предшествующих резиденству периодов (лет))
Ирландия183 (или 280 за два года; мин. 30 в одном)Отсутствуют, но есть статус «резидента по обыкновению», приобретаемый после трех лет резидентства. Лицо утрачивает статус «резидента по обыкновению» после трех лет вне резидентства.
Испания183***Экономические связи
Италия183Регистрация по месту жительства; преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи
Казахстан183Гражданство; вид на жительство; место проживания семьи; ПМЖ в личной или семейной собственности
Кипр60ПМЖ (в собственности или арендованное), экономические связи
Китай183Преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи; гражданство
Люксембург6 месяцевПреимущественное пребывание
Нидерланды1 год (только для экспатов)ПМЖ, место жительства семьи и экономические связи; регистрация по месту жительства; местонахождение банковских счетов и иных активов
Польша183Экономические связи
Португалия183Преимущественное пребывание
США183****Гражданство; Наличие «грин-карты»
Финляндия6 месяцевПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение трех лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)
Франция183Место жительства семьи и экономические связи
Чехия183ПМЖ (в собственности или арендованное)
Швеция6 месяцевПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение пяти лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Источник: http://taxsummaries.pwc.com

Важно: критерии формирования налоговой базы резидентов/нерезидентов/«резидентов по обыкновению» могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции

* – на практике регистрация по месту жительства (прописка) может уже интерпретироваться немецкими налоговыми органами как признак резидента, преимущественное пребывание за рубежом придется доказывать

** – греческие налоговые органы могут также ориентироваться не на место жительства семьи, а на то, в какой стране семья чаще всего проводит отпуск

*** – срок отсутствия по причине пребывания в низконалоговой юрисдикции учитывается как пребывание в Испании

**** – в США учитывается 100% дней в текущем году; 2/3 дней в прошлом году; 1/3 – в позапрошлом году

Последствия введения новых критериев. Некоторые практические аспекты

1) Резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать. Может быть дан старт судебной практике разрешения соответствующих споров, а также взаимосогласительным процедурам (как правило, длиною в несколько лет)

2) Существенно увеличится роль, количество случаев применения и интерпретации (в том числе, в рамках административной и судебной практики) tie-breaking rules и, в перспективе, взаимосогласительных процедур. При этом надо понимать, что в РФ в течение последующих нескольких лет эти вопросы будут  регламентироваться и отрабатываться «с нуля».

3) Модель агрессивного налогового планирования «резидент нигде» потеряет свою актуальность. «Гражданам мира» придется принять трудное решение – стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

4) Возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков

  • Существенно увеличится число поданных налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ (декларации новых резидентов; зачеты налогов, уплачиваемых за рубежом)
  • Увеличится количество запросов сертификатов налогового резидента физическими лицами в иностранных юрисдикциях (нужно обосновывать отсутствие обязательств резидента в РФ)
  • Постоянно проживающие за рубежом «новые» резиденты столкнутся с техническими сложностями (придется вставать на учет в российской налоговой, переводить документы, оформлять доверенности)
  • Увеличится количество споров налоговых органов и физических лиц

Остаются вопросы

  • Является ли сегодня теоретически и практически возможным эффективное администрирование новых критериев для отслеживания «новых» резидентов?

С одной стороны, мы наблюдаем рост административных возможностей налоговых органов (CRS, MCAA), с другой – придется существенно увеличить административную нагрузку для межведомственного взаимодействия и автоматизировать процессы получения информации.

  • Повысится или снизится популярность инвестиционных ВНЖ и инвестиционных паспортов?
  • Как будет выглядеть административная процедура «поиска» новых налоговых резидентов?
  • Какие критерии будут выбраны как приоритетные?

Однозначных ответов пока нет.

                                                                         Краткие выводы

  • Российская Федерация следует общемировой практике для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков
  • Двойное резидентство может стать актуальной проблемой для российских собственников
  • Новые правила могут значительно увеличить административную нагрузку налоговых органов, а их должная реализация потребует качественного повышения уровня администрирования налогоплательщиков – физических лиц
  • Главное – многим собственникам капитала придется вновь задуматься о персональном налоговом планировании. Если есть риск попасть в число «новых резидентов», задуматься стоит уже сейчас

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/10/9/uvazhaemyj_nalogoplatelschik_teper_vy__nalogovyj_rezident_perspektiva_izmeneniya_kriteriev_priznaniy

Что нас ждёт в 2020 году: новые налоги и слежка за банковскими операциями онлайн

Как получить статус резидента за 2020 год?

Минфин готовит изменения в налогообложении резидентов и нерезидентов, курортников и индивидуальных предпринимателей. «Секрет фирмы» рассказывает, чем грозят предложения Минфина.

Срок пребывания в России для получения статуса налогового резидента может сократиться со 183 до 90 дней. Налоговую ставку по НДФЛ для резидентов и нерезидентов установят в размере 13%.

Бизнесменов и индивидуальных предпринимателей из России и из-за рубежа, а также лиц, проводящих за границей значительную часть времени.

Срок для признания налоговым резидентом уменьшается со 183 до 90 дней, а налоговая ставка по НДФЛ уравнивается для резидентов и нерезидентов аналогично налоговой ставке на доходы резидентов в размере 13%.

Минфин также предлагает «установить более гибкие критерии определения налогового резидентства физических лиц». Их предлагают применять, когда человек находится в стране меньше срока, необходимого для признания его налоговым резидентом Российской Федерации, но тем не менее «центр его жизненных интересов» находится в России.

Парадоксально, но мера, которая призвана облегчить жизнь бизнесменов, вынужденных перемещаться между разными юрисдикциями, может сыграть наоборот. Если срок составляет 90 дней, то человек может одновременно оказаться налоговым резидентом сразу нескольких стран. Потребуются нормативные усилия, чтобы он не платил налог за одни и те же доходы несколько раз.

Директор Института проблем глобализации, экономист Михаил Делягин заявил «Секрету фирмы», что эти изменения могут коснуться даже тех, кто не занят в бизнесе.

«Человек считается налоговым резидентом, если у него в России есть бизнес или родственники. Эти изменения могут коснуться и обычных людей. К примеру, программист уехал в США, а в России у него живёт мама. Допустим, он приезжает сюда на две недели. И его могут признать налоговым резидентом РФ.

Это будет означать, что заработанные в США деньги будут облагаться налогом и здесь. Поэтому необходима одна существенная поправка: налог должен взиматься с доходов, полученных на территории Российской Федерации. Если я заработал деньги в Швеции, то должен платить налоги в Швеции, если в России — то в России.

Можно сделать исключение для всех офшорных зон или денег, выведенных в офшор», — отметил Делягин.

Утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, курортный сбор получат статус налогов, изменится их регулирование, законодательную форму и администрирование налоговой службой.

Бюджетов Алтайского, Краснодарского, Ставропольского краёв и Крыма, бизнеса в сфере туризма, автобизнеса, операторов связи.

Если предложения Минфина будут приняты, то нас ожидают новые налоги. Они появятся как часть работы по систематизации действующих неналоговых платежей. Ряд платежей, сегодня имеющих квазиналоговый характер, — утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, курортный сбор, — предлагают включить в Налоговый кодекс.

В качестве причины введения в Налоговый кодекс утилизационного сбора Минфин называет «необходимость обеспечения стабильности правил его исчисления и уплаты, а также предоставления хозяйствующим субъектам дополнительных правовых гарантий при изменении ключевых элементов указанного платежа». То есть регионы получат дополнительные гарантии, что деньги дойдут до бюджета.

Причина для введения туристического сбора — создание дополнительных источников дохода местных бюджетов.

Сейчас в качестве эксперимента действует неналоговый платеж: курортный сбор за пользование туристической инфраструктурой в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях и в Крыму.

Министерство рассчитывает, что средства пойдут на финансирование строительства, ремонта и благоустройства природных, исторических и социально-культурных объектов.

Как считает Максим Блант, новые налоги — «отчасти это требование бизнеса хоть как-то упорядочить огромное количество поборов, а заодно и подсчитать реальную налоговую нагрузку на бизнес в России. Отчасти да — желание прибить гвоздями часть этих платежей».

С ним согласен и директор по экономической политике ВШЭ Юрий Симачёв: «В России много разных платежей, которые не имеют формы налога. Привести их в такую категорию значит ввести другое регулирование, законодательную форму и администрирование налоговой службой.

Очень важно, как будет выглядеть соответствующий налог и система штрафных санкций. С одной стороны, есть общие задачи: сделать эту сферу более предсказуемой и оставить меньше инициативы за министерствами и ведомствами, которые постоянно придумывают новые платежи.

Задача нормальная, здесь вопрос, как всегда, в деталях».

Важный момент: возможно, сажать за «новые» налоги пока не будут.Согласно документу, к неплательщикам утилизационного сбора, налога на доходы операторов сети связи общего пользования и туристического сбора в течение 10 лет не будут применяться меры уголовной ответственности.

Налоговая служба сможет следить за банковскими операциями налогоплательщиков в режиме онлайн.

Предпринимателей с онлайн-кассами, самозанятых и ИП на «упрощёнке».

Ещё одно новшество, которое коснётся как обычных россиян, так и бизнесменов, — это введение в систему налогового контроля оперативного контроля за трансакциями.

Сейчас в России действуют два основных вида налоговых проверок:

  1. Камеральная (налоговая служба проводит её самостоятельно, изучая ваши декларации и другие документы).
  2. Выездная (налоговая служба приезжает к налогоплательщику и изучает документы по месту его нахождения).

Однако, по мнению Минфина, действующие способы неэффективны для контроля за онлайн-кассами, новым приложением для легализации самозанятых граждан и бездекларационным налоговым режимом УСН-онлайн. Кроме того, оба вида проверок проводят на основе уже сформированной налоговой декларации, а их периодичность и глубина ограничены.

Слухи о том, что в России могут ввести новую форму контроля со стороны налоговиков, появились ещё в феврале 2019 года. Однако тогда эксперты предполагали, что, вероятнее всего, речь идёт о развитии налогового мониторинга. Расширить практику его применения поручил премьер Дмитрий Медведев.

Эксперты ошиблись, вместо развития налогового мониторинга Минфин хочет использовать новую систему. «Миграция оперативного контроля в систему налогового контроля послужит базисом для новых бесконтактных способов контроля и самостоятельного формирования налоговыми органами налоговых обязательств налогоплательщиков», — отмечается в документе Минфина.

Инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин считает, что практика оперативного контроля в перспективе может применяться не только по отношению к самозанятым и предпринимателям на «упрощёнке».

«Здесь речь идёт о контроле над деятельностью бизнеса. Так что в оперативном контроле могут быть использованы наработки Центробанка, которые были применены в период банковского кризиса.

Они себя достаточно хорошо зарекомендовали», — говорит он.

Минфин подключит к программе налогового мониторинга ещё 51 крупную компанию. В перспективе онлайн-мониторинг заменит камеральные и выездные налоговые проверки

Госкомпаний и корпораций с оборотом от 3 млрд рублей (к 2022 году порог снизят до 1–2 млрд рублей).

Что касается налогового мониторинга, то Минфин тоже планирует его развивать. По состоянию на 2019 год новым режимом воспользовались 44 компании (половина из них — нефтегазовые). Это предприятия с оборотом от 3 млрд руб., активами на 3 млрд руб. и не менее 300 млн руб. уплаченных налогов за предыдущий год.

Однако несколько госкомпаний (в том числе «Роснефть» и «Зарубежнефть») уже отказались открывать налоговикам онлайн-доступ к своим данным. Из-за особенностей бизнеса они не смогут воспользоваться главным преимуществом режима — сокращением налоговых проверок. Кроме того, корпорации опасаются утечки данных бухгалтерского учёта из-за рисков несоблюдения безопасности.

«В некоторых случаях онлайн-мониторинг действительно может заменить камеральные и выездные проверки.

Сам смысл инициативы в том, что, если компания переходит на режим онлайн-контроля, её не должны беспокоить лишними проверками. Но не везде налоговый онлайн-контроль возможен с точки зрения инфраструктуры.

Важно, чтобы компании могли протестировать эту систему параллельно с обычной и посмотреть, какие вскроются недостатки», — говорит Юрий Симачёв.

Ближайшее время переходить на налоговый мониторинг будут добровольно. В планах ФНС привлечь к новому режиму ещё больше 50 компаний, среди которых аэропорт Шереметьево, «Совкомфлот» и его «дочка» «СКФ Шельф».

Минфин предложил ввести налог на прибыль крупных IT-компаний с штаб-квартирами в низконалоговых юрисдикциях.

Технологических гигантов, таких как Google и , а также российских IT-компаний, ушедших в заграничные юрисдикции, но работающих в России.

ИТ-корпорации должны платить в налоги с доходов, полученных на территории России, а не только по месту регистрации штаб-квартиры, считают в Минфине.

Сейчас ИТ-компании предпочитают юрисдикции с наименьшим налогообложением, такие как Ирландия, где ставка налога на прибыль в 12,5%. По данным Национального бюро экономических исследований США, транснациональные компании перевели в низконалоговые юрисдикции практически 40% прибыли, или $600 млрд. Ирландии из этой суммы досталось более $100 млрд.

По мнению Максима Бланта, предлагаемые изменения не будут иметь результата: «Российский Минфин может напридумывать всё, чего его душе будет угодно, но, во-первых, есть действующие соглашения об избежании двойного налогообложения.

И попытки обложить Google, или Pleyrix или ещё кого-то дополнительными налогами эти соглашения нарушают. Все компании, которые официально продают услуги российскому населению, платят тут НДС.

То есть налоги они в России платят, как платят страховые взносы за работающих тут сотрудников, НДФЛ и т.д.».

Что произойдёт дальше? Судьбу «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на следующем этапе решат депутаты Госдумы на парламентских слушаниях.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе

Источник: https://secretmag.ru/opinions/chto-nas-zhdyot-v-2020-godu-novye-nalogi-i-slezhka-za-bankovskimi-operaciyami-onlain.htm

Жилищный вопрос
Добавить комментарий