Как получить компенсацию лечения после ДТП, если был наезд на пешехода?

Меня шантажируют после ДТП

Как получить компенсацию лечения после ДТП, если был наезд на пешехода?

Водитель зацепил бампером пешехода на зебре. От небольшого удара человек упал. Участники происшествия стали разбираться. Водитель автомобиля начал вызывать скорую и ДПС. Однако потерпевший встал, сказал, что нога не сильно повреждена, и предложил решить все полюбовно без ДПС. Машина повреждена не была.

Мы поехали в травмпункт. Потерпевший сказал врачу, что подвернул ногу. Сделали осмотр, рентген. Диагноз — вывих сустава и небольшая трещина. Поставили гипс. Врач сказал, что ничего страшного — через 10 дней уже будете бегать. Дали ему больничный.

После этого потерпевший и водитель написали расписку в двух экземплярах. В ней написано: пострадавший претензий не имеет и просит моральную компенсацию в размере 50 000 рублей. В расписке не указано, что произошло. Он получил деньги, в чем и расписался. Все мирно разошлись, все довольны.

Через несколько дней звонит родственник потерпевшего и просит от его лица еще 210 000 рублей. Угрожает судом. Говорит, что денег мало, дали подачку и так далее. Утверждает, что потерпевший не работает из-за травмы, ему за квартиру съемную платить надо. Он — рабочий-нелегал из Челябинска.

Что стоит предпринять? Какого специалиста подключать? Какие есть риски?

Анонимно

Если коротко — с учетом того, как все оформлено по документам, нарушений с вашей стороны формально нет, оснований для взыскания дополнительных денег тоже будет не так просто найти. Но риски все же есть и их нужно иметь в виду.

Сложно рассуждать о виновности или невиновности людей в ДТП, не глядя в документы — например, в те же самые европротоколы или расписку, как в вашем случае.

Разберемся, как нужно было бы поступить по закону, что получилось у вас и какие могут быть последствия.

Это не универсальная инструкция для всех случаев с неоформленными ДТП, отказом от медицинской помощи и решением вопросов с возмещением ущерба на месте. В других ситуациях события могут развиваться и по другому сценарию.

В принципе закон не запрещает участникам ДТП решать вопросы возмещения ущерба без участия ГИБДД и страховой компании. Правила дорожного движения разрешают водителям не сообщать о ДТП в полицию и оставить место ДТП, если оформят его по европротоколу.

Если не выполнить эти требования — ситуацию признают оставлением места ДТП. За такое могут лишить водительских прав на срок от года до полутора лет или поместить под административный арест на срок до 15 суток. Также за оставление места ДТП при наличии пострадавших могут привлечь к уголовной ответственности.

При этом в законе нет оговорок, что при отказе пострадавшего от медицинской помощи можно не вызывать ГИБДД и не оформлять документы.

Даже если упавший человек говорит, что с ним все в порядке, но водитель знает, что было столкновение с его автомобилем, — положено вызывать ГИБДД.

Оставление места ДТП до вызова сотрудников полиции или оформления европротокола — это нарушение, за которое накажут по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Вот несколько дел из судебной практики, когда отказ пешехода от медицинской помощи и вызова ГИБДД не помог водителю избежать ответственности за оставление места ДТП:

  1. Водитель наехал на пешехода, но тот отказался от врачей и вызова ГИБДД. Водитель убедился, что к нему никто не имеет претензий, и уехал, а потом его лишили прав на год.
  2. Девушка на велосипеде упала рядом с машиной. От помощи отказалась, доказательств, что она получила травму именно из-за столкновения с машиной, не было. Велосипедистка и водитель разъехались. Пострадавшая пошла домой, а потом оказалось, что она была в шоке и не заметила травму руки. Водителя лишили прав за оставление места ДТП и не приняли во внимание тот факт, что к нему никто не имел претензий, а связь травмы и столкновения не доказана. Для квалификации нарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП достаточно того, что водитель уехал.
  3. Произошло ДТП с участием водителя и пешехода. При этом пешеход сказал, что чувствует себя хорошо, помощь ему не нужна, ГИБДД вызывать тоже не стоит. И даже написал расписку, что не имеет к водителю претензий. А потом сам пошел в больницу фиксировать повреждения. Водитель узнал об этом и сразу приехал в ГИБДД, то есть он не прятался. Но все равно остался без прав на год, потому что с места ДТП уезжать нельзя.

Во всех этих историях пострадавшие хоть и позже, но на каком-то этапе заявили о факте ДТП. То есть суд посчитал, что само происшествие было, это доказано.

В истории с наездом на зебре и распиской факт ДТП не зафиксирован, а при осмотре в больнице пострадавший не упомянул о причине травмы.

Но другим водителям стоит иметь в виду чужой опыт, чтобы как минимум не остаться без прав на долгий срок.

Как правило, сотрудники ГИБДД изучают место ДТП, под протокол опрашивают всех участников, свидетелей, изучают показания видеорегистраторов и камер видеонаблюдения, если они есть. И уже после этого делают выводы о наличии вины водителя.

Закон в этом случае защищает интересы всех участников дорожного движения. Если человек сам бросается под колеса проезжающих авто с целью получить компенсацию, и это удастся доказать — потерпевшим его не признают, и на выплаты он может не рассчитывать.

Также потерпевшим не признают человека, который получил травму не в результате ДТП, а в другом месте. Нет причинно-следственной связи между столкновением с автомобилем и травмой — нет права требовать компенсацию.

Как экономить, меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

На пешеходном переходе случилось некое происшествие, в результате которого пешеход упал. При этом событие необязательно являлось ДТП: машина могла стоять, у пешехода могла закружиться голова, он мог подвернуть ногу на зебре. И так случилось, что рядом оказался автомобиль с неравнодушным водителем. Автовладелец решил вызвать полицию и скорую помощь, но пешеход отказался.

Причины отказа неизвестны. По закону они не должны волновать водителя, его обязанность в случае ДТП — вызвать ГИБДД, даже если пешеход говорит, что с ним все в порядке. Но в этой истории пешеход согласился на помощь, но как будто не из-за автомобиля, а из-за дискомфорта в ноге.

Он ничего не говорил про ДТП, не обвинял водителя в травме и не сообщил врачам, что произошел контакт с транспортным средством.

Водитель отвез пострадавшего в травмпункт, поскольку полагал, что может требоваться врачебное вмешательство. В травмпункте пострадавший сказал врачу, что подвернул ногу, ничего не упомянув про ДТП и его связь с травмой. Водитель точно не знает, было ли это так на самом деле, но оснований не доверять пешеходу у него не было.

При этом водитель вроде бы не мешал пешеходу сообщать врачам о дополнительных обстоятельствах получения травмы — например, о том, что он столкнулся с бампером автомобиля.

Медработники при поступлении человека с травмой всегда заполняют сигнальный листок, где со слов пострадавшего записывают обстоятельства получения телесных повреждений.

Сам водитель, вероятно, ни медиком, ни автоэкспертом не является. Оценить, в результате чего была получена травма, он не может. Если пострадавший сам утверждает, что подвернул ногу — возможно, так и было. В конце концов, ему виднее.

А если пострадавший водителя виновником своей травмы не считает, на вызове полиции не настаивает, а говорит, что ногу подвернул сам — формально это событие не считается ДТП, потому что автомобиль в нем не участвовал. А если нет ДТП, то нет и оснований для выполнения требований, предусмотренных пунктами 2.6 и 2.6.1 ПДД.

Пострадавший попросил моральную компенсацию, которую на месте и получил. Но о том, что это компенсация за травму, полученную в ДТП, он нигде не упоминает.

Все это не означает, что водителю вообще ничего не грозит. При оставлении места ДТП суд должен установить вину и умысел водителя. Для доказательства могут принять любые обстоятельства и факты, в том числе показания свидетелей.

Теоретически человек, который подвернул ногу на пешеходном переходе, может получить дополнительную компенсацию. Если кто-то причинил вред, он должен его возместить. Но потребовать их и получить выплату — это не одно и то же.

Возмещать материальный и моральный вред нужно в том случае, если есть вина. Иногда моральный вред возмещают даже при отсутствии вины, но все равно нужна причинно-следственная связь между управлением автомобилем и вредом пешеходу.

Если бы документы были оформлены правильно, как при ДТП, пешеход мог бы получить компенсацию от страховой компании. А для водителя повысился бы коэффициент при оплате полиса ОСАГО. Моральный вред, утраченный заработок и наем жилья страховая возмещать не будет. Эти суммы водитель должен платить из своего кармана.

Если пешеход решит пойти в суд, придется сослаться на расписку, по которой он уже получил 50 тысяч рублей в счет компенсации.

При таких травмах компенсация через суд может оказаться даже меньше и водителю больше ничего не придется платить.

Но такой гарантии нет, поэтому на всякий случай стоит учитывать даже самый неблагоприятный сценарий: что пешеход докажет факт ДТП и наличие связи со своими травмами, суд установит вину водителя и насчитает большую сумму компенсации.

Мы уже рассказывали о таких случаях в статьях «Продала подержанную машину, а теперь покупатель требует деньги на ремонт» и «Купили квартиру, а продавец передумал и требует доплаты».

С точки зрения закона такие действия можно квалифицировать как вымогательство. Определения шантажа в уголовном кодексе нет. Это не отдельное преступление, а способ совершить какое-то нарушение.

В тех статьях, где он упоминается, имеется в виду вид принуждения к каким-то действиям, но именно под угрозой — например, распространения каких-то сведений или разглашения тайны.

Когда речь идет о возмещении вреда при ДТП, это не совсем такой случай: если потерпевший требует что-то для защиты своих прав и угрожает судом, это не шантаж и даже не вымогательство.

Вот что можно посоветовать в этой ситуации.

Общаться только письменно. Предложите пострадавшему и его представителям составить письменную претензию, а в ответ на угрозы судом стоит ответить, что это будет самое правильное решение.

Пусть пешеход отправит претензию и водителю, и в страховую компанию. На самом деле никакого смысла обращаться по полису ОСАГО уже нет, но отказ страхователя в выплате поможет пешеходу убедиться в том, что у него почти нет шансов на компенсацию, потому что случай не оформлен как ДТП.

В письменных ответах стоит ссылаться на законы. Возможно, для этого лучше подключить юриста или адвоката. Уверенность в своей правоте и юридическая грамотность отпугнут мошенников, которые рассчитывают на легкую наживу.

Выбрать тактику защиты и подготовиться к суду. Не видя обоснований доводов пострадавшего, говорить о судебных перспективах сложно. Но обычно до судов такие истории доходят редко.

Если дело все же дойдет до судебного разбирательства — нужно будет смотреть, какие требования будут в иске, какие доводы будут приводиться и как будут обосновываться заявленные требования. Это станет понятно из письменных претензий пешехода.

На всякий случай стоит проконсультироваться с автоюристом с опытом в таких делах. Это поможет сориентироваться и учесть судебную практику в вашем регионе.

Подключать каких-либо специалистов для конкретных действий на этапе звонков и угроз преждевременно. Не всегда такие слова перерастают в реальные иски и требования.

Запомните:

  1. Для пострадавшего в ДТП самый надежный способ получения компенсации — оформить все по закону. То есть ждать ГИБДД, сообщить врачу о причинах травмы, требовать компенсацию от страховой компании и собирать доказательства ущерба для суда. Договоренность с водителем на месте может привести к тому, что даже сам факт ДТП будет сложно доказать. Хотя многое зависит от формулировок в расписке, но в этой истории они не в пользу пешехода.
  2. Для водителя оформление всех дорожно-транспортных происшествий без участия ГИБДД не всегда выгодно. Если задеть пешехода на зебре и причинить ему легкий вред, скорее всего это будет грозить штрафом. Чтобы уменьшить риски, нужно сделать все по правилам и найти максимум смягчающих обстоятельств. Еще повысится коэффициент при покупке полиса ОСАГО. Но если отдать деньги без вызова ГИБДД и уехать, вероятность потерять права будет гораздо выше, а потом придется решать вопросы с вымогательством и угрозами.
  3. Не торопитесь платить сразу в подобных случаях. Конкретно в этой ситуации уже поздно привлекать страховую компанию, но вообще вред здоровью могла бы оплатить она. Если дело дошло до требований дополнительных выплат и есть риск, что водителю все же придется отвечать, предложите пострадавшему взыскать предполагаемый ущерб через суд. Скорее всего административной ответственности здесь уже не будет, а размер компенсации может оказаться меньше, чем требует пешеход. Если он вообще сможет ее получить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/kompensatsia-dtp/

Пешехода сбила машина, положена ли выплата по ОСАГО?

Как получить компенсацию лечения после ДТП, если был наезд на пешехода?

В таком случае по закону предусмотрено возмещение вреда за счет страховой компании, по оговору ОСАГО. Если водитель страхует свою гражданскую ответственность (оформляет ОСАГО), то вред причиненный им в результате ДТП возмещает страховая компания с которой у него заключен договор ОСАГО.

Если ограничиваться только пешеходами, то если водитель сбил пешехода, то это так же ДТП и «Закон об ОСАГО» на говорит следующее, что на основании п. «б» статьи 7 закона, вред причиненный жизни или здоровью потерпевшего возмещается. Максимальная сумма возмещения в пределах 500000 руб. Все что сверх этой суммы возмещает причинитель вреда, то есть водитель сбивший пешехода.

Приведу пример, водитель сбивает пешехода, в результате судебно-медицинской экспертизы был установлен вред здоровью и сумма возмещения вреда здоровью была оценена в 450000 рублей.

В такой ситуации ОСАГО покрывает данную сумму, так как за вред причиненный здоровью страховая выплатит потерпевшему до 500000 рублей.

А если сумма ущерба за вред здоровью сбитого пешехода 650000 рублей, то страховая покроет максимум 500000 рублей, а 150000 рублей причинитель вреда должен будет выплатить из своего кармана.

То есть мы приходим к выводу, что если пешеход сбит водителем у которого есть действующий полис ОСАГО, то вред причиненный пешеходу будет возмещен страховой компанией в пределах 500000 рублей, все что свыше возмещает причинитель вреда.

После того как пешеход был сбит, данное происшествие должно быть зафиксировано инспекторами ГИБДД и скорой медицинской помощью, или по крайней мере если скорую не вызывали, то на место необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, которые должны приехать, оформить по документам данное происшествие и выдать пострадавшему документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, а это справка о ДТП в которой указан номер полиса водителя сбившего пешехода и другие его данные определение о возбуждении дела об административном нарушении, или о возбуждении уголовного дела по статье 261 УК РФ).

Потерпевший для того, что бы возместить причиненный ему ущерб, должен направить страховой компании заявление о возмещении вреда причиненного здоровью в результате ДТП. Заявление направляется в страховую компанию, в которой застрахован водитель причинивший вред здоровью (сбивший пешехода).

Размер страховой выплаты зависит от тяжести причиненного здоровью вреда. Тяжесть причиненного здоровью вреда определяется на основании судебно-медицинской экспертизы, а так же связанных с восстановлением здоровья расходами (платное лечение, медикаменты, расходы на протезы, реабилитацию и прочее).

Вообще потерпевшей стороне необходимо сохранять все чеки, так как при возмещении вреда, нужно будет подтвердить свои расходы, а для этого нужны документы, так же необходимо предоставить список лекарств (препаратов) назначенных лечащим врачом и эти данные должны сходиться, так как если купленного лекарства за которое пострадавший хочет получить компенсацию не будет в назначении врача, то при таких расхождениях компенсации не будет.

То же самое и с платным лечением, если лечение назначил врач и есть подтверждающие документы, то траты на такое лечение компенсируются. То же самое и с санаторно-курортным лечением, так же необходимы документы подтверждающие не только его оплату но и назначение врача.

Конечно в результате ДТП могут пострадать личные вещи пешехода (одежда, телефон, украшения, часы и прочие вещи) и за их порчу так же можно получить компенсацию и здесь нужно будет предоставить чеки из магазинов, что бы подтвердить стоимость испорченных вещей, или обратиться к услугам оценщика.

Так мы с вами разобрались, что максимальная сумма которую может выплатить страховая это 500000 рублей, если сумма ущерба оказалась выше, то разница взыскивается с виновника ДТП, путем подачи гражданского иска к виновнику ДТП, то есть через суд. Можно конечно договориться с виновником без суда, путем предложения заключить соглашение в котором и будет прописан порядок всех расчетов и их размер. Если урегулировать спор мирным путем не удается, то на виновника подают в суд.

Если у водителя сбившего пешехода нет полиса ОСАГО?

Если водитель который сбил пешехода не застраховал свою гражданскую ответственность, то вред причиненный жизни или здоровью пешехода, возмещается из личных средств водителя причинивших вред.

Так же пункт 6 статьи 4 «Закона об ОСАГО» говорит нам следующее, что владельцы автомобилей, риск ответственности которых не застрахован по ОСАГО, в случае причинения ими вреда в результате ДТП, возмещают причиненный вред в соответствии с гражданским законодательством. А гражданское законодательство нам говорит следующее, что на основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ, вред причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом причинившим вред в полном объеме.

Размер вреда в данной ситуации определяется точно так же как и в первой части статьи, по результатам медицинской экспертизы, по затратам на лечение на основании задокументированным назначениям лечащего врача.

В такой ситуации когда у виновника нет полиса ОСАГО, обращаться в страховую бессмысленно и в такой ситуации нужно попытаться урегулировать вопрос о возмещении ущерба мирным путем, а если это не получится, то необходимо подготовить все документы, рассчитать сумму ущерба, подготовить исковое заявление и подать в суд на виновника ДТП и уже в судебном порядке взыскать с него сумму ущерба.

Посоветую вам на стадии подачи искового заявления заявить ходатайство об аресте имущества должника. Делается это для того, что бы должник не успел продать движимое и недвижимое имущество, тем самым создать ситуацию когда с него нечего взыскивать.

А если имущество будет арестовано еще до решения суда, то должник не сможет продать арестованное имущество и после получения исполнительного листа, если должник не захочет исполнять решение суда и компенсировать ущерб, или к примеру у него не будет денег, то можно обратить взыскание на арестованное имущество должника и за счет его продажи компенсировать ущерб или его часть.

Как наложить арест на имущество должника?

Если водитель сбивший пешехода скрылся с места ДТП?

Здесь ситуация не так проста как кажется и получите ли вы какое либо возмещение или нет, зависит от того, найдете ли вы виновника ДТП или нет. Здесь не важно, есть ли у виновника полис ОСАГО или нет, если его не найдут, то и взыскивать причиненный вред, будет не с кого.

Если виновник скрылся, то здесь нужно действовать так же как и в любом ДТП, вызывать сотрудников ГИБДД, объяснить им ситуацию, что виновник скрылся. Конечно если травмы полученные пешеходом серьезные, то сам он ничего не объяснит, но всегда есть очевидцы, которые обычно и вызывают полицию и скорую медицинскую помощь.

Найти виновника удается по горячим следам и по приметам, так же по записям сделанным с видеокамер. Как только виновник будет найден, то сразу выяснится, был ли у него полис ОСАГО или нет и дальше уже идем двумя путями, или идем в страховую, или подаем в суд на виновника ДТП в случае если у нет полиса ОСАГО.

Есть еще третий вариант, если за рулем был угонщик, который угнал авто и наделал делов, то возместить причиненный вред не удастся, если угонщик не будет найден, а если угонщика задержат, то вред будет возмещать он. Но есть еще вариант, когда в угоне авто виноват сам владелец, то тогда он так же привлекается к ответственности, но здесь нужно доказать, что неосторожность самого владельца авто привела к угону автомобиля.

Если у вас остались вопросы, то задайте из на сайте нашему юристу, он проконсультирует вас по любому вопросу, подскажет вам как действовать в конкретной ситуации и даст свои рекомендации. Так же у нас есть автоюрист по ДТП которому вы можете позвонить и задать вопросы. 

Источник: https://yurist174.ru/autopravo/osago/peshehoda-sbila-mashina-polozhena-li-vyplata-po-osago

Пешеходу никто не платит

Как получить компенсацию лечения после ДТП, если был наезд на пешехода?

Водитель, управлявший автомобилем, сбившим пешехода, независимо от степени (и наличия) вины обязан компенсировать причиненный вред здоровью и жизни потерпевшего.

Однако в случае виновности пешехода выплаты по страховке автогражданской ответственности оказываются гораздо меньше стоимости ремонта сбившего пешехода автомобиля, хотя жизнь и здоровье – главные ценности нашего общества. Но это только одна сторона вопроса. Как ни странно, проблемы с получением эквивалентной компенсации за вред здоровью и жизни есть и у невиновных в ДТП пешеходов.

Начнем по порядку. Относительно прав. Пешеход, невиновно пострадавший в ДТП, имеет право получить компенсацию за вред здоровью от страховой компании, застраховавшей гражданскую ответственность водителя, причинившего вред в пределах страхового покрытия (на сегодня это 160 тыс.

рублей) и (или) от причинителя вреда по суду. Медицинская помощь и лечение оказываются пострадавшему независимо от его виновности или невиновности по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) в пределах предусмотренного перечня медицинских услуг и предоставляемых лекарств.

Теперь о практике реализации прав пострадавшего. Этап первый – больница.

Не хочешь остаться инвалидом – плати деньги

Этап второй – компенсация затрат пешехода на лечение по закону об ОСАГО.

Пострадавший пешеход, как и другие участники дорожного движения, невиновные в ДТП, имеют право на компенсацию вреда здоровью и жизни по закону об ОСАГО. Однако получить что-то со страховых компаний по ныне действующему законодательству на практике очень сложно. Компенсируются только затраты на лечение, которое не могло быть получено в рамках ОМС.

Необходимость всех произведенных затрат должна быть подтверждена выписками из истории болезни, чеками, договорами, счетами-фактурами, накладными и т. д. Перечень документов, которые необходимо представить, составляет до 40 позиций. В итоге компенсацию получают в основном за потерю в заработной плате в связи с длительным лечением.

Моральный ущерб по ОСАГО не компенсируется.

В результате лишь менее 0,5% от всех пострадавших в ДТП обращаются в страховые компании за возмещением вреда здоровью, а средняя сумма выплат не превышает 22 тыс. рублей. Суммарные выплаты страховщиков по закону об ОСАГО за вред здоровью всем участникам дорожного движения составляют менее 0,4% от выплат по материальному ущербу, а выплаты пешеходам составляют менее 0,1%.

Закон об ОСАГО в отношении компенсации вреда здоровью пока не работает

Надо сказать, что в новой редакции закона об ОСАГО, рассматриваемой Госдумой РФ, предусмотрены предварительные компенсации за вред здоровью без предоставления подтверждающих затраты документов, что предлагалось «Союзом пешеходов» с 2010 года.

Однако размер этих выплат, определяемый по специальной таблице в зависимости от полученной травмы, в процентах от суммы страхового покрытия, к сожалению, очень мал – при условии увеличения максимальной суммы выплат за вред здоровью до 500 тыс. рублей, за перелом, например, костей предплечья будет выплачиваться лишь 15–35 тыс.

рублей, в связи с чем мы настаиваем на повышении страхового покрытия до 2 млн рублей, как это предусмотрено для пассажиров общественного транспорта.

Кроме того, возможность своевременного получения предварительных выплат зависит от того, будут ли приняты предложенные «Союзом пешеходов» через депутата Госдумы Вячеслава Лысакова поправки в закон, так как в тексте, представленном правительством РФ, отсутствуют сроки выплат, не указаны конкретные документы, необходимые для получения выплат, а у ближайших родственников пострадавшего (кроме родителей) нет прав представлять интересы пострадавшего в ГИБДД и страховых компаниях. Вызывают также озабоченность новые поправки правительства РФ, внесенные в феврале этого года, которые предусматривают отказ от «таблицы страховых выплат, установленных правилами обязательного страхования» и замену ее «нормативами, установленными правительством РФ», которых еще нет.

Этап третий – взыскание с виновников причинения ущерба по суду.

Окончание письма пешехода Макарова: «….Мы подали в суд на «ПепсиКо» (работодателя) и водителя, однако они стали все сваливать на страховую.

В результате суда нам оплатили только моральный вред, а лечение не оплатили (решение Кировского суда Санкт-Петербурга).

Теперь у нас с женой дилемма: кто должен платить и будет ли успешной апелляция о возврате денег на лечение, ведь это потребует дополнительных затрат, а вдруг нам снова откажут?»

  • Страховщики добивают пешеходов

По оценкам практикующих юристов, до 90% постановлений судов о выплате компенсаций за причинение тяжкого вреда здоровью не исполняются полностью или частично

 Что делать? Очевидно, что эту проблему должно решить государство, как это делается в других странах. Например, в Израиле создан специальный Фонд компенсаций жертвам дорожно-транспортных происшествий, который называется «Карнит».

Этот фонд производит выплаты пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в случае нанесения ущерба их здоровью.

Выплаты производятся, если виновник скрылся с места происшествия, или когда водитель не имеет страховки, или когда у пострадавшего нет возможности подать иск для получения компенсации за вред здоровью и даже за страдания, полученные им в случаях, не описанных в законе.

Средства фонда формируются из отчислений страховых компаний, занимающихся обязательным страхованием. Руководство фонда назначается министерством финансов.

 Нужно ли создавать в России аналогичный фонд – можно обсуждать, но и без обсуждения очевидно, что не могут недостатки в законодательстве и правоприменительной практике лишать граждан России гарантированного Конституцией права на здоровье и возможность его восстановить.

Источник: https://tass.ru/opinions/1597243

Выплаты ОСАГО по здоровью при ДТП

Как получить компенсацию лечения после ДТП, если был наезд на пешехода?

Выплаты по ОСАГО за вред здоровью: кому положены, как получить? Взыскание морального ущерба, расходов на лечение, компенсации за потерю трудоспособности.

В этой статье

  • Выплата пассажиру по ОСАГО в случае ДТП
  • Если причинен тяжкий вред здоровью, выплата ОСАГО больше?

Рассчитайте стоимость самого выгодного ОСАГО за 5 минут

Полис ОСАГО водителя — гарант возмещения имущественного и неимущественного вреда другим участникам дорожного движения при столкновении или наезде. Программа ОСАГО возмещает вред здоровью всем участникам аварии кроме водителя-виновника.

Сумма возмещения

Максимальная компенсация вреда здоровью при ДТП по ОСАГО — 500 тысяч рублей. «Стоимость» всех травм приведена в Постановлении Правительства РФ №1164.

В документе есть нормативы для расчета компенсации, размер страховой премии по каждой травме указан в процентах от максимального лимита в полмиллиона.

Например, перелом одного ребра оценен в 1% или 10000 рублей, а неоперируемое повреждение спинного мозга — в 75% или 375 тыс.руб.

«Цена» увечий суммируется, т.е. если пострадавший в ДТП получил, к примеру, несколько переломов, потерял зуб и повредил легкое, компенсация будет включать в себя сумму возмещений за каждую из травм. Если рассчитанная по нормативу сумма превышает полмиллиона, выплат сверх лимита от страховой компании не полагается, взыскать со страховщика по полису ОСАГО получится только 500000 рублей.

Как получить

Возмещение вреда здоровью при ДТП по ОСАГО необходимо требовать с компании, в которой была застрахована ответственность виновной стороны. Сведения об этой организации будут указаны в протоколе, который выдаст сотрудник ГИБДД на месте происшествия.

Перед тем, как обратиться за выплатой, необходимо подготовить пакет документов:

  • заявление о страховом возмещении (образец можно взять у страховщика);
  • извещение о ДТП;
  • справка из ГИБДД;
  • копия административного протокола;
  • копия паспорта;
  • документы со станции скорой помощи, травмпункта или другого учреждения (если пострадавший сам обратился за мед.помощью);
  • заключение судмедэкспертизы (процедура обычно проводится в по инициативе следователя при тяжком вреде здоровью).

Компенсация выплачивается в течение 20 рабочих дней после передачи пакета документов наличными из кассы СК, либо безналичным способом — перечисляется по приложенным к документам реквизитам счета.

Денежные средства получат все пострадавшие, в том числе невиновный в ДТП водитель автомобиля, его пассажиры, люди, которые получили травмы, находясь в салоне авто виновника ДТП, пешеходы.

Иногда страховые отказывают в выплате пассажиру по ОСАГО, находившемуся в момент аварии в транспортном средстве виновника.

В этом случае отказ неправомерен — пострадавшему следует обратиться в суд за взысканием денег со страховщика.

Получить по ОСАГО выплаты по переломам или другим травмам после наезда может любой пешеход. Компенсация понесенных на лечение расходов должна быть выплачена пешеходу в любом случае, даже если тот «сам виноват»: перебегал на красный, переходил дорогу в необорудованном для этого месте и т.д.

Расчет компенсации для всех категорий пострадавших выполняется по одному и тому же нормативу. Выплаты сбитому пешеходу ОСАГО, получившему сотрясение мозга, не отличаются от компенсации пассажиру в салоне авто, который получил аналогичную травму.

Тяжесть повреждений определяется на основании медицинских документов и результата судмедэкспертизы. Размер выплат по ОСАГО за вред здоровью прямо пропорционален тяжести травмы — чем серьезнее полученное увечье, тем больше размер возмещения.

Если за легкий вред здоровью выплаты по ОСАГО обычно перечисляют в течение нескольких недель после аварии полностью, компенсацию за серьезный вред здоровью нередко выплачивают двумя частями: первую — сразу после дорожно-транспортного происшествия, вторую — по окончании лечения, которое может затянуться на несколько месяцев, потребовать проведения операций или специальной длительной реабилитации.

Как получить компенсацию за расходы на лечение

Программа ОСАГО компенсирует и причинение вреда здоровью, и понесенные в связи с полученными травмами расходы. Взыскать стоимость лекарственных препаратов, операций и процедур в частных клиниках, санаторно-курортного лечения со страховщика можно только в том случае, если размер выплаченной компенсации не покрыл эти расходы.

Например, пассажир авто ударился в момент столкновения и выбил два зуба. Страховая выплатила ему 25000 рублей согласно нормативу. На протезирование было потрачено 20000 рублей. Так как размер компенсации полностью покрыл расходы на лечение, возмещать оплату стоматологических услуг страховщик не обязан.

Другой пример: сбитый пешеход получил перелом позвоночника, требующий операции.

Вмешательство было выполнено в государственном учреждении по полису ОМС, однако больному потребовались услуги сиделки на весь срок лечения, средства гигиены и реабилитации, лекарства.

Сумма выплаты по нормативу — 50000 рублей, фактически понесенные расходы — 70000 рублей. Страховая компания должна выплатить еще 20000 рублей.

Чтобы потребовать расходы на лечение со страховой, необходимо сохранить чеки, а также документы, подтверждающие необходимость этих расходов (рецепты от врача на медикаменты и т.д.).

Кроме того, компенсацию выплатят только в том случае, если больной не смог получить соответствующую услугу бесплатно по полису ОМС.

Например, если пациенту требовалась сложное хирургическое вмешательство в ближайшее время, он не попал в стационар по месту жительства и воспользовался услугами платной медицины.

Если пациент по собственному желанию, без весомых оснований лечил последствия травмы в частном медучреждении, расходы на лечение и реабилитацию не оплатят.

Другие выплаты

Страховая компания может возместить пострадавшему утраченный в связи с полученной травмой заработок. Для получения денег необходимо приложить к заявлению документы, подтверждающие утраченный доход.

При этом для страховщика не имеет значения, является ли пострадавший единственным кормильцем или многодетным родителем.

Если зарплата заявителя превышает размер начисленной по нормативу компенсации, ему выплатят разницу между этими величинами, если не превышает — оставят сумму возмещения без изменений.

На компенсацию за вред здоровью могут претендовать все участники ДТП, кроме водителя, виновного в аварии. Законом установлен максимальный размер страховой премии по ОСАГО — 500000 рублей.

Сумма возмещения рассчитывается по нормативу, изложенному в Постановлении Правительства №1164.

У страховщика можно получить возмещение расходов на лечение и компенсацию утраченного заработка, если сумма этих расходов превышает размер начисленной по нормативу страховой премии.

Рассчитайте стоимость самого выгодного ОСАГО за 5 минут

  • Выплата пассажиру по ОСАГО в случае ДТП
  • Если причинен тяжкий вред здоровью, выплата ОСАГО больше?

О насinfo@revizorro.ru

Источник: https://revizorro.ru/osago/vyplaty-osago-po-zdorovyu-pri-dtp

Сбили пешехода: кто кому должен? Нередко компенсации друг другу выплачивают обе стороны

Как получить компенсацию лечения после ДТП, если был наезд на пешехода?

В редакцию обратился человек, два года назад угодивший под колеса автомобиля по собственной вине. Он не отрицал вины, как и не имел претензий в адрес автомобилиста.

Каково же было его удивление, когда неожиданно он оказался должен тому почти 100 тысяч рублей! Просто автомобилист обратился в суд с целью взыскать с пешехода ущерб, нанесенный машине, и, согласно статье 1064 ГК РФ, он имел основание это сделать.

Кто виноват и кто платит

Что интересно, суд, с одной стороны, удовлетворил требования автомобилиста, с другой — «приговорил», в свою очередь, его самого к выплате 10 тысяч рублей компенсации вреда здоровью пешеходу (покрывается ОСАГО). Водитель, еще раз подчеркнем, был в ДТП не виноват.

Эта несколько парадоксальная ситуация в целом вполне согласуется с нынешним Гражданским кодексом. Не углубляясь в юридические дебри, отметим два интересных аспекта.

Во-первых, в случае наезда на пешехода водитель обязан компенсировать вред его здоровью или жизни вне зависимости от своей виновности (ст. 1079 ГК РФ). Подобная норма применяется к автомобилистам, как владельцам средства повышенной опасности, и ее вескость зачастую становится сюрпризом.

Есть несколько исключений, освобождающих автомобилиста от полной ответственности, скажем, если пешеход прыгнул под колеса намеренно или попал под автомобиль вследствие своей грубой неосторожности. Впрочем, на практике доказать подобное удается далеко не всегда.

Таким образом, даже если водитель признан полностью невиновным в самом ДТП, пострадавший может взыскать через суд компенсацию расходов на лечение и реабилитацию.

Но есть и «во-вторых»: это обратная ответственность пешеходов перед водителями. Правда, в этом случае пешеход должен быть признан виновным и возместить автомобилисту материальный ущерб.

Резкое увеличение подобных исков было зафиксировано с конца 2012 года, когда Конституционный суд РФ постановил, что на виновных пешеходов в равной мере распространяется действие статьи 1064 ГК РФ, определяющей основания для возмещения ущерба.

Разбирательство в Конституционном суде было инициировано страховой компанией, клиент которой совершил наезд на пешехода, признанного виновником аварии.

Так вот, страховая выплатила клиенту компенсацию за разбитый автомобиль, а затем отстояла в суде право предъявить пешеходу претензии в рамках суброгации.

Напомним, подобная практика предусмотрена статьей 965 ГК РФ, и подразумевает право страховых взыскивать ущерб с виновников происшествий на сумму, которая страховая компания перечислила своему не виновному клиенту.

С тех пор количество суброгационных претензий в адрес пешеходов возросло, причем доходит дело и до вопиющих случаев, когда иск предъявляют семье погибшего пешехода-виновника. Подобная практика спровоцировала серьезную дискуссию в обществе, поскольку считается многими несправедливой. Тем не менее, она имеет место быть.

Кто рискует больше

У кого больше риск оказаться крайним в ДТП, у водителя или пешехода? С общечеловеческой точки зрения у пешехода, потому что повреждения, полученные в ДТП, как правило, коварны.

Нередки переломы бедер и травмы головы, которые делают человека неполноценным до конца жизни — чем компенсировать такой ущерб? Поэтому каждый раз, оказываясь вблизи проезжей части, нужно отчетливо понимать свои перспективы, и не лезть на рожон «назло водителям».

А заодно провести ликбез с домочадцами, поскольку люди, которые сами не водят автомобиль, нередко отличаются бесшабашным поведением на дорогах.

Кроме того, мы помним, что у пешехода, в отличие от водителя, нет ОСАГО, поэтому в случае признания виновным компенсировать ущерб придется из своего кармана. А представьте, что пешеход спровоцировал не только наезд, но и повреждение других автомобилей — суммы компенсации могут быть весьма внушительными.

Однако с точки зрения легальных последствий вероятность стать крайним все же больше у водителя. Помимо описанного выше, водитель гораздо чаще признается виновным, даже если очевидная доля вины есть и на пешеходе.

Классический пример: ребенок кинулся через дорогу в неположенном месте. Можно давить? Да ни в коем случае! Даже помимо моральных аспектов такого деяния при разборе ДТП виновность во многом будет определяться своевременностью торможения.

Эксперты определят момент обнаружения опасности (появления ребенка у проезжей части или его выхода из-за препятствия) и выяснят, когда именно вы начали тормозить. А согласно п. 10.

1 ПДД, тормозить вы должны сразу же при обнаружении опасности с учетом времени реакции и срабатывания механизмов.

Сам собой, каждое из подобных исследований имеет множество «люфтов» и допущений, тем не менее, слишком позднее или отсутствующее торможение — один из поводов объявить виновным водителя.

Отдельная дилемма связана с маневрированием в момент опасности: когда торможение уже не помогает избежать наезда, стоит ли пытаться увернуться? Правила не требуют от водителя в таком случае делать «лосиные переставки», более того, водитель несет ответственность за любые новые ДТП, спровоцированные маневром.

И даже отворот в столб с целью спасти виновного пешехода может оставить крайним самого водителя, ведь все тот же п. 10.1 требует в первую очередь тормозить вплоть до полной остановки. Впрочем, чаще всего у водителей просто нет времени проанализировать возможные последствия, и маневр совершается рефлекторно.

А успешный ли он или «отягчающий» — нередко дело случая.

Не будь крайним

И водителям, и пешеходам следует отчетливо понимать возможные последствия их безалаберности на дороге. А последствия, как вы убедились, могут быть разнообразными и «долгоиграющими»: скажем, суброгационная претензия в адрес виновника-пешехода может прилететь в течение трех лет!

Набившее оскомину требование соблюдать ПДД обретает совсем иной смысл, когда дело доходит до разбора полетов. Ведь соблюдение оных позволяет если не избежать аварии, то хотя бы снизить последствия и, главное, не оказаться крайним.

Источник: https://svpressa.ru/auto/article/142536/

Жилищный вопрос
Добавить комментарий