Как не нарушить авторское право при использовании авторской фотографии из интернета?

Как использовать чужие фотографии в интернете и не нарушать закон

Как не нарушить авторское право при использовании авторской фотографии из интернета?

Наверняка многие хоть раз сталкивались с такой задачей: нужно подобрать иллюстрацию на сайт или в блог, интернет переполнен вариантами, но есть опасения (вполне оправданные), что использование чужой картинки может быть незаконным. Чтобы в таких случаях не переживать и не сомневаться, стоит ознакомиться с правилами размещения и использования изображений в Рунете.

Основы авторского права

Глава 70 Гражданского кодекса РФ трактует авторские права как «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства».

Согласно закону, автор имеет исключительное право на неприкосновенность и обнародование произведения (в рассматриваемом случае – изображений) под своим именем, анонимно или с использованием псевдонима.

Также автор может как угодно распоряжаться или передавать права на свои произведения.

Если при использовании чужих фотографий, найденных в интернете, пренебречь этими положениями, может последовать довольно серьёзное наказание.

Например, доказанный ущерб в размере свыше 50 тысяч рублей грозит плагиатчику штрафом в 200 тысяч рублей, исправительными работами сроком вплоть до года или даже тюремным заключением длительностью до 6 месяцев.

В случае незаконного использования авторских произведений также применяются штрафы, исправительные работы или арест сроком до 2 лет. Если сумма ущерба составляет менее 50 тысяч, последует административная ответственность.

Защита авторских прав с помощью лицензий

Как правило, сайт, разместивший изображения, прописывает условия их использования по определённым лицензиям. И чаще всего нужно лишь придерживаться правил, которые устанавливают самые распространённые из них:

  • Лицензия свободной документации GNU (GNU Free Documentation License) действует в сфере программного обеспечения и позволяет использовать его и видоизменять, но только при условии, что созданное ПО будет работать по аналогичной лицензии.
  • Лицензия Free Art (License Art Libre) действует по аналогии с GNU, но распространяется уже на произведения искусства.
  • Creative Commons охватывает все возможные виды контента. При её использовании на самом произведении или на сайте-источнике будет виден специальный маркер. В случае с изображениями чаще всего действует именно этот вид лицензии, поэтому рассмотрим его подробнее.

При помощи лицензий Creative Commons можно подобрать ряд условий, которые автор хочет установить на случаи использования его произведения (мы будем говорить об изображении) другими лицами:

  • BY (Attribution), «С указанием авторства» – этим условием наделены все лицензии Creative Commons. При использовании изображения обязательно указание его автора.
  • SA (Share A),«Копилефт» – разрешается использовать и видоизменять изображение, если в дальнейшем оно распространяется под лицензией оригинала.
  • ND (No Derivatives), «Без производных» – разрешается использование изображений в любых форматах и целях без внесения изменений в оригинал. Чтобы каким-то образом преобразовать его, нужно согласовать это с правообладателем.
  • NC (Non-Commercial), «Некоммерческая» – допускается использование, распространение и изменение изображений исключительно в некоммерческих целях.

В различных комбинациях этих условий формируются типы лицензий:

  • CC BY (Attribution) – можно делать всё, что угодно, но с указанием автора оригинального изображения;
  • CCBY-SA (AttributionShareA) – можно использовать и видоизменять изображение с указанием автора при условии аналогичной лицензии на производные;
  • CCBY-ND (AttributionNoDerivatives) – изображение при указании автора можно использовать в неизменном виде в любых целях;
  • CCBY-NC (AttributionNon-Commercial) – можно использовать изображение в некоммерческих целях с указанием автора и без обязательного аналогичного лицензирования;
  • CCBY-NC-SA (AttributionNon-CommercialShareA) – можно использовать изображение на некоммерческой основе с указанием автора, все изменённые версии при этом попадают под действие аналогичной лицензии;
  • CCBY-NC-ND (AttributionNon-CommercialNoDerivatives) – наиболее жёсткая лицензия: изображения можно загружать и обмениваться ими, указывая автора, но нельзя изменять и использовать их в коммерческих целях;
  • CC0 (Creative Commons Zero) – выбирая такой вид лицензии, правообладатель снимает все ограничения на использование изображения.

Произведения в общественном достоянии

Когда исключительное право на произведения науки, литературы и искусства перестаёт действовать (например, если c момента смерти автора прошло более 70 лет), они переходят в общественное достояние (publicdomain). Согласно Гражданскому кодексу РФ, такие произведения можно свободно использовать в неизменном виде. При этом сохраняются неимущественные авторские права на имя, авторство и защиту репутации.

Поскольку в разных странах порядок перехода произведения (в нашем случае – изображения) в общественное достояние различен, перед его использованием нужно убедиться, что произведение точно находится в этой категории.

Создавать самостоятельно

Оптимальный вариант, когда в компании есть собственный фотограф и дизайнер с прописанными в трудовом договоре правами на их работы.

Если таких возможностей нет, можно нанять внешних специалистов и заключить договор на использование результатов их труда. Можно даже попробовать договориться с автором на бесплатное использование его фото.

В крайнем случае – справиться без привлечения профессионалов. В этом помогут различные популярные сервисы – например, PickMonkey, Canva, Easelly или Quotescover.

Использовать фотостоки

Фотобанки вряд ли порадуют вас уникальностью контента, но ассортимент там вполне достаточный, чтобы подобрать картинку для любых целей. Обширной базой могут похвастать Pexels, ISO Republic, Shutterstock, Photogenica, CC Search и другие. Многие крупные компании создают собственные фотобанки для легального использования прессой.

Перед использование ознакомьтесь с условиями лицензии, особенно если подбираете фото для коммерческого использования.

Хотя фотобанки часто указывают на свободное использование изображений, в том числе на коммерческой основе, стоит лишний раз загуглить первоисточник фото.

Картинка вполне может попадать под действие закона о защите авторских прав, то есть не подходить для коммерческого использования без выкупа лицензии.

Вспомнить про общественное достояние

Как мы уже упоминали, произведениями из этой категории можно пользоваться свободно. Википедия предлагает длинный список возможных источников.

Использовать эмбеды

Instagram, , Flickr, Tumblr и даже GettyImages позволяют эмбедить, то есть встраивать изображения на ваш некоммерческий сайт при соблюдении условий пользовательского соглашения.

Спросить у Гугла

Поиск по картинкам в Google позволяет выбрать определённый тип лицензии, удобный вам. Но перед использованием фото всё же стоит ещё раз перепроверить его источник.

Несмотря на пугающие формулировки в законе об авторском праве, суть проста: проверяй и перепроверяй. Легально использовать авторские произведения можно, если обращать внимание на указанные типы лицензии и проверять первоисточник фотоизображения.

Источник: https://www.iseo.ru/press/blog/kak-ispolzovat-chuzhie-fotografii-v-internete-i-ne-narushat-zakon/

Авторское право: как безопасно использовать фото из интернета

Как не нарушить авторское право при использовании авторской фотографии из интернета?

Труд фотографов, художников, музыкантов, писателей и других создателей охраняется авторским правом. Оно начинает работать, когда создатель впервые показал публике свое произведение: опубликовал работу в интернете или поучаствовал в выставке. С этого момента создатель официально становится автором — никто не может использовать его произведение без спроса (ст. 1257 ГК РФ).

Часто бизнесмены скачивают фото в интернете — они уверены, что ничего не нарушают. Предприниматели ссылаются на ст. 1276 ГК РФ. В статье сказано: произведение можно использовать бесплатно и без разрешения автора, если оно «постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения». Но бизнесмены неправильно трактуют закон:

  • такие произведения нельзя использовать для заработка: опубликовать на сайте для рекламы товара или продавать одежду с принтом взятого без спроса изображения (п. 1 ст. 1276 ГК РФ);
  • интернет — это не «место, открытое для свободного посещения» (решение Верховного Суда). Такие места — городские парки, музеи, метро, улицы города.

Где законно взять фотографию для бизнеса

Найти в Гугле фото с лицензией на свободное использование. Поисковик позволяет найти фото с разными типами лицензий: на использование, на использование и изменение, на использование в некоммерческих целях. Для бизнеса подходят фото с лицензией на использование и на использование и изменение.

Чтобы найти нужную картинку, зайдите в «Картинки» и задайте поискНажмите «Инструменты» и выберите тип лицензии в поле «Право на использование».

Для бизнеса подходят фото с лицензией на использование и на использование и изменениеОткройте понравившуюся вам картинку на сайте и нажмите «Перейти»Проверьте, действительно ли ее можно использовать для бизнеса бесплатно — ищите правила использования рядом с фото

Использовать фотографии общественного достояния.

Фотографии, автор которых умер минимум 70 лет назад, можно использовать бесплатно и без разрешения (ст. 1282 ГК РФ). Найти такие изображения можно в старых книгах, журналах и газетах. Главное — указать имя автора и не фотошопить.

Фотографии произведений общественного достояния можно найти на сайтах музеев. Изображения музейных предметов и коллекций можно использовать только с разрешения музея (ст. 36 ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ»). Если хотите взять фото музейного экспоната, узнайте правила его использования — найдите на сайте или уточните по телефону.

Скачать на фотостоках в интернете. Такие фотографии не отличаются оригинальностью, зато их можно получить бесплатно или за символическую плату — 1,5–5 $. Не все фотографии на фотостоках можно использовать для бизнеса. Внимательно читайте условия использования каждой фотографии.
40 бесплатных фотостоков

Договориться с фотографом использовать фотографию бесплатно. Часто фотографы, особенно начинающие, не против, чтобы их снимки публиковали со ссылкой на автора. Им — реклама, вам — решение проблемы. Попробуйте договориться с автором на словах. Но учтите: в этом случае у предпринимателя нет юридических гарантий. Если фотограф вдруг подаст в суд, он наверняка выиграет дело.

Заказать или купить готовую фотографию. Чтобы избежать проблем, заключите с фотографом договор. Если хотите:

Сфотографировать самостоятельно. Это бесплатно и безопасно. Но если вы снимаете скульптуру или памятник, узнайте годы жизни автора. Если не прошло 70 лет после смерти автора, произведение еще не стало общественным достоянием. Использовать такие фотографии для бизнеса без разрешения автора нельзя.

Если сомневаетесь, узнайте в местной администрации, охраняется ли памятник авторским правом. За это отвечают отделы по архитектуре, культуре или туризму — в разных городах по-разному. Если произведение защищено авторским правом, договоритесь со скульптором или архитектором: на словах или заключите с ним договор.

Что нельзя делать с фотографией

Если предприниматель возьмёт фото без разрешения, опубликует без имени автора или отредактирует, автор может подать на бизнесмена в суд (ст. 1255 ГК РФ).

Брать фото без разрешения. Прежде чем использовать чужую фотографию, договоритесь с автором. Автор имеет исключительное право на своё произведение (ст. 1270 ГК РФ). Это значит, что он распоряжается им как захочет: публикует, корректирует и разрешает другим использовать его за деньги или бесплатно.

Автор может передать исключительное право другому человеку, индивидуальному предпринимателю или организации — правообладателю (ст. 1285). Тогда произведением будет распоряжаться правообладатель. Чтобы использовать фотографию, придётся договариваться с ним.

Исключительное право на произведение действует, пока автор жив, и еще 70 лет после его смерти. Если автор работал или воевал во время Великой Отечественной войны — 74 года после смерти.

Если автора репрессировали, а после смерти реабилитировали — 70 лет после реабилитации. После смерти автора исключительным правом пользуются его законные наследники — договариваться нужно с ними (ст.

 1281 ГК РФ).

Если произведение стало музейным экспонатом, его нельзя использовать без разрешения музея, даже когда действие исключительного права закончится (ст. 36 ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ»).

Авторское право охраняет все произведения искусства и их изображения. Если вы собираетесь заработать на фотографиях известного памятника, заключите договор об использовании произведения со скульптором. Иначе вы нарушаете авторское право — скульптор может подать на вас в суд и наверняка выиграет дело.

История с магнитиками

В Ростове-на-Дону предпринимательница продавала магнитики с изображениями известных в городе скульптур «Тачанка» и «Ростовчанка». Их автор — один и тот же человек. Первую скульптуру он создал в 1977 году, вторую — в 1984 году. Предпринимательница не договорилась с автором об использовании фотографий с его работами.

Скульптор подал в суд на продавщицу сувенирки. Суд признал, что предпринимательница нарушила авторское право и обязал ее выплатить скульптору 40 000 ₽ компенсации.

Судебное дело № 2-3421/2017

Умалчивать имя автора. Если вы купили фотографию или получили её бесплатно, всегда указывайте имя автора (ст. 1265 ГК РФ).

Создатель имеет право быть автором своего произведения и подписывать его своим именем. Эти права бессрочные, их нельзя передать или продать. Даже если автор передал исключительное право на своё произведение или оно стало общественным достоянием, право авторства сохраняется.

Фотография на туристическом сайте с указанием автора

Изменять фотографию. Нельзя отзеркалить фотографию, дорисовать что-то в Фотошопе без ведома автора и использовать для бизнеса как новое фото.

Автор имеет право на неприкосновенность своего произведения (ст. 1266 ГК РФ). Фотограф может подать в суд на предпринимателя за то, что тот без разрешения отредактировал изображение и зарабатывает на нём.

Скорее всего, придётся выплатить автору компенсацию — несколько тысяч или десятков тысяч рублей.

Да — использовать фотографию без изменений, автор Эллина БалиозНет — изменить фотографию и использовать как новое изображение

История с Путиным

В Мурманской области предприниматель печатал на футболках фотографию Владимира Путина с надписью «Всё идет по плану». Фото президента он скачал из интернета, отзеркалил и стал использовать для своего бизнеса без разрешения автора.

Автор фотографии — журналист местной газеты — подал на предпринимателя в суд. Он сфотографировал Путина во время служебной командировки по заданию редакции местной газеты. Суд обязал бизнесмена выплатить журналисту 50 000 ₽ компенсации.

Судебное дело № 2-818/2017

Что будет, если незаконно использовать фотографию

Суд учтет десяток факторов: как долго предприниматель использует фото, сколько денег успел заработать, впервые нарушает авторское право или нет.

Автор может потребовать компенсацию (ст. 1301 ГК РФ):

  • от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽;
  • в два раза больше, чем стоит право использовать фотографию.

Предприниматели, о которых мы рассказали, заплатили авторам произведений 40 000 ₽ и 50 000 ₽ компенсации и возместили им расходы на суд.

Если бизнесмен намеренно нарушит авторские права несколько раз, его бизнес могут закрыть по решению суда (ст. 1253 ГК РФ).

Шесть способов получить фотографию для бизнеса:

  • найти в Гугле фото с лицензией на свободное использование;
  • использовать фотографии общественного достояния;
  • скачать на фотостоках в интернете;
  • договориться с фотографом использовать фотографию бесплатно;
  • заказать или купить готовую фотографию у фотографа;
  • сфотографировать самостоятельно.

Не нарушайте авторские права. Если используете чужую фотографию, договоритесь с автором — на словах или заключите договор, указывайте имя автора и не редактируйте изображение без разрешения.

Чтобы использовать фотографии памятников, заключите договор со скульптором. Чтобы использовать изображения музейных предметов — спросите разрешения у музея.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

18 января 2019

Источник: https://zhiza.evotor.ru/avtorskoe-pravo-na-foto/

Авторское право в интернете: как правильно использовать чужой контент и защищать свой

Как не нарушить авторское право при использовании авторской фотографии из интернета?

У всех картинок, гифок, видео, музыки и текстов, которые вы найдёте в интернете, есть автор. Автору автоматически принадлежат права на созданный им объект, и эти права охраняются законом. Это значит, что нельзя просто взять классную картинку и вставить в свой пост или рассылку — для этого нужно разрешение автора.

Авторское право делится на два вида: имущественное и неимущественное. По неимущественному праву автор решает, как назвать своё произведение и как под ним подписаться, публиковать его или нет. Но нас больше интересует имущественное право — использовать это произведение в своих целях, в том числе для зарабатывания денег.

Если материал будет в рекламе товара, услуги или компании — это коммерческое использование.

То же относится к сайтам с платной подпиской, где нужно заплатить за доступ к содержимому, и к группам в соцсетях, где есть реклама товаров или указаны цены.

В этом случае лучше либо создать свой текст и иллюстрации, либо официально их купить. Всё логично: контент приносит прибыль, поэтому должен быть оплачен.

Некоммерческое использование — это когда контент не приносит деньги. Например, если вы делаете рассылку с обзором лучших смартфонов 2018 года, это не коммерция. А если в эту рассылку добавить кнопки «Купить», которые ведут в магазин, то это уже реклама товаров. Соответственно, коммерческое использование.

При некоммерческом использовании всё немного проще. В фотобанках много изображений, которые можно использовать в некоммерческих целях. Многие авторы, особенно непрофессионалы, разрешают использовать свои работы, если вы просто укажете авторство и дадите ссылку на их сайт.

Если автор узнает, что вы использовали его работу, то как минимум потребует удалить её с ваших ресурсов, а может и подать в суд. Обычно судятся, если контент использовали в коммерческих целях. Чаще всего — с крупными компаниями.

Конечно, обычно авторы не сёрфят в интернете целыми днями в поисках своих украденных работ, но попасться всё равно можно. В итоге платить компенсацию по решению суда выйдет дороже, чем честно купить картинку.

Даже если автор изображения не указан, он всё равно существует, и его произведение защищено авторским правом. Если вы при публикации укажете автора, это всё равно нарушение закона, ведь вы берёте его работу без разрешения.

Всегда нужно проверять, защищена ли картинка авторским правом и на каких условиях можно её использовать. Сделать это можно даже через Google с помощью поиска по картинкам.

  1. Заходим в раздел «Картинки». В строке поиска появится значок фотоаппарата, кликаем по нему.
  1. Получаем окно поиска, куда загружаем картинку либо ссылку на файл.
  1. Оригинал фотографии наверняка будет в хорошем разрешении, так что в результатах поиска выберите большие изображения.
  1. Зайдите на сайты, где лежат эти изображения, и посмотрите, как там указан автор. Теперь остаётся найти его страницу в Сети и посмотреть, есть ли там условия использования работ.

Большую часть контента в Сети можно использовать на заранее определённых условиях. Эти условия прописаны в лицензии — договоре на использование контента. Этот договор открытый, его не нужно заключать и подписывать с двух сторон. Вы просто изучаете условия лицензии и соблюдаете их, когда используете изображения и другие медиаобъекты.

Условия лицензии могут быть размещены на сайте, откуда вы берёте контент. Например, в СМИ часто пишут: «При копировании материалов гиперссылка на источник обязательна». В таком случае вы имеете право скопировать текст, если дополните его активной ссылкой на сайт-источник.

Вот список лицензий, которые используются для обозначения авторских прав и условий использования текстов, видео, фото и музыки:

  • СС (Creative Commons) — для любого контента, включая программное обеспечение.
  • GNU FDL (Free Documentation License) — для документов, энциклопедий, словарей.
  • DSL (Design Science License) — для любого контента, включая программное обеспечение. Её почти перестали использовать с появлением Creative Commons.
  • Free Art License (License Art Libre) — для любых художественных произведений.

Creative Commons — самая популярная лицензия. Ей часто пользуются фотографы и дизайнеры, писатели и программисты. Есть несколько подвидов лицензии с разным набором условий: например, ссылаться на автора, использовать произведение только в неизменном виде или только на некоммерческих условиях и другое. Самая подходящая лицензия — CC0, то есть произведение полностью очищено от авторских прав.

Напишите автору письмо. Расскажите, в каких целях вы собираетесь использовать его творение, и спросите, на каких условиях он вам это разрешит.

Соглашение с автором может быть устным или письменным. Если вы опасаетесь, что автор начнёт предъявлять претензии после публикации, то лучше заключить договор письменно. Так будет легче доказать, что вы опубликовали работу строго в рамках договорённости.

Нужно учесть нюансы:

  • Кому принадлежат имущественные права на объект. Может, автор уже продал их какой-то компании и договариваться нужно с ней.
  • Что именно вы хотите сделать с контентом. Нужно чётко это прописать в договоре. Будете ли вы использовать его в коммерческих или некоммерческих целях, опубликуете оригинал или будете как-то его видоизменять — всё это нужно указать.

Всё те же пункты нужно включить в договор, если вы нанимаете фотографа или дизайнера.

Кафе договорилось с фуд-фотографом о съёмке блюд из меню. Фотограф включил в договор условия: указывать его авторство и использовать готовые фото в неизменном виде. Заказчику показалось, что результат недостаточно аппетитный. Он самостоятельно накрутил контрастность в фоторедакторе, а из получившегося сделал коллаж.

Фотограф увидел опубликованный коллаж и подал на кафе в суд. Он выиграл, потому что условия договора были нарушены.

Это легко, когда в штате есть фотограф или дизайнер. Ещё есть сервисы для создания картинок с готовыми шаблонами для недизайнеров: Canva, Piktochart, BeFunky и множество других. Можно нанять внештатного специалиста — только не забудьте заключить с ним договор и прописать в нём передачу имущественных прав на работы.

Использовать фотостоки

Есть платные и бесплатные. Легко искать нужные изображения, лицензии на виду, выбор относительно большой. Но эти картинки уже наверняка кто-то использовал до вас — например, одни и те же улыбающиеся люди изображают сотрудников на сайтах сотен компаний.

«Улыбающийся сквозь боль Гарольд» и вовсе стал мемом, а начинал с фотостока. Ещё один подвох — фотостоки бывают нелегальными и собирают фотографии без разрешения авторов. Отвечать в итоге придётся вам, так что подстрахуйтесь и проверьте картинку через Google.

Встраивать изображения

Только при некоммерческом использовании. С помощью эмбеда вы не сохраняете картинку к себе, а встраиваете её в код страницы. Таким способом можно брать картинки из Instagram, Getty Images, Tumblr и Flickr. Этот способ можно использовать в рассылках и на сайте.

Магазин «Пудра» в раздел отзывов в письме вставляет эмбеды из Instagram-аккаунтов блогеров

Искать в Google

Забиваем запрос, переходим в раздел «Картинки». Здесь нажимаем на «Инструменты» и выбираем подходящую лицензию из выпадающего списка «Права на использование». Всегда заходите на сайт, где лежит фотография, и проверяйте её происхождение.

Использовать материалы из общественного достояния

В России имущественное авторское право перестаёт действовать через 70 лет после смерти автора. Это касается книг, картин, фильмов. При этом в других странах свои сроки действия авторского права, так что обязательно изучите вопрос перед тем, как брать контент.

С текстами та же история, что и с картинками — без разрешения их использовать нельзя. Броские цитаты из фильма или книги отлично подходят для тем в рассылках, но охраняются авторским правом. Причём как оригинальные названия, так и переведённые.

В теме этого письма явно обыграно название фильма с Леонардо Ди Каприо. По Гражданскому кодексу переводные названия фильмов являются творческим результатом работы переводчика. Правообладатели перевода могут подать иск

Даже если вы возьмёте чужой текст и немного переработаете его, правообладатель имеет право подать жалобу. Он обратится за экспертизой, и специалисты могут подтвердить заимствование текста.

В соцсетях тоже работает авторское право. Оно защищает все картинки, тексты, гифки и видео. Без проблем можно делать репосты — так вы сохраняете авторство контента. А вот публиковать у себя без разрешения и указания автора нельзя, это нарушение закона.

Алгоритм действий, если хотите использовать чужой контент в соцсети, обычный. Найдите автора текста или изображения, посмотрите, указаны ли на его сайте или в аккаунте условия публикации. Если не указаны — свяжитесь с ним и договоритесь.

Заведение рекламирует вечер с кинопоказом в группе «ВКонтакте». В посте — кадры из мультфильма «Тайна Коко», и это нарушает права правообладателей мультфильма

Если контент взяли у вас

Пользователи могут брать ваш контент только для личного некоммерческого использования и обязаны указывать автора и источник заимствования. В противном случае они нарушают закон, и вы можете требовать удаления контента и выплаты компенсации через суд.

Ставьте копирайты на все свои фото и видео, подписывайте авторство. Так будет легче защищать свои интересы в суде.

Для начала соберите доказательства: ссылки и скриншоты ваших страниц и страниц конкурента с аналогичным контентом, оригиналы фото и видео. У вас должно быть всё, чтобы показать — вы разместили материалы раньше конкурента. Идите к нотариусу, чтобы он заверил эти материалы.

Затем попробуйте договориться мирно: напишите владельцам ресурса, что вы собрали «вещдоки», и попросите удалить контент и компенсировать вам как минимум расходы на нотариуса. Если нарушители не соглашаются или не отвечают, можно подавать судебный иск.

Обязательно проконсультируйтесь с юристом. Бывает, что ваши усилия в судебном разбирательстве того не стоят: либо шанс на победу небольшой, либо компенсация будет слишком маленькой.

Источник: https://lifehacker.ru/avtorskoe-pravo-v-internete/

Авторское право и творчество (на примере фотографирования)

Как не нарушить авторское право при использовании авторской фотографии из интернета?

Знание и понимание теоретической основы авторских прав – залог правильной квалификации действительности и правильного разрешения споров по авторским правам. Знание того, что охраняет авторское право и в каких пределах, позволяет понять, какое произведение охраняется авторским правом и в каких пределах можно использовать чужие идеи и работы.

Согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ говорится, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Эти и другие нормы закона позволяют сделать вывод о том, что для определения того, охраняется ли та или иная фотография авторским правом, нужно анализировать прежде всего процесс ее создания, творческий вклад фотографа, то как фотография создавалась. Результат – это лишь проявление творчества.

Оригинальность и уникальность объекта авторского права

Нередко часть юристов по авторским правам выражает крайне спорное мнение, что охраняться должны и в соответствии с нашим законом охраняются авторским правом лишь оригинальные, уникальные, новые и отличающиеся от уже созданных произведения.

Таким образом, указанные юристы переносят акцент с творческой деятельности на ее результат, хотя закон четко указывает: достоинства произведения не влияют на его способность быть охраняемым авторским правом объектом.

К сожалению, и в судебной практике нередко встречается подход, что ценность и уровень произведения являются ключевыми критериями при оценке его охраняемости авторским правом (если такой вопрос поднимается в процессе) вне зависимости от процесса создания.

Мотивы, лежащие в основе такого искажения норм закона, понятны. Так, по мнению юристов, выступающих за обязательную оригинальность охраняемых авторским правом произведений, непонятно, как охранять практически идентичные фотографии популярных объектов (объектов природы, всемирно известных архитектурных творений и т.п.).

Но и отказать в охране фотографий, ориентируясь исключительно на их ценность, достоинство и качество, вероятно, неправильно. По крайней мере, незаконно с учетом действующих в России норм авторского права.

Какая фотография охраняется авторским правом?

Отсутствие оригинальности, уникальности, простота сами по себе не означают, что такое произведение не охраняется авторским правом.Читать о других нюансах авторского права »

При решении вопроса, является ли конкретная фотография объектом авторского права, а равно является ли она оригинальным произведением или представляет собой переработку чужого произведения, нужно анализировать субъективные факторы в виде деятельности фотографа, его вклада в созданную фотографию. Результат (сама фотография) должны быть предметом изучения лишь в той степени, в какой позволяют судить о деятельности фотографа при ее создании.

Ценность фoтoгрaфии, ее уникальность и оригинальность как таковые могут учитываться, например, при определении размера компенсации за нарушение авторских прав на такую фотографию.

При этом хотелось бы обратить внимание, что необходимость анализа деятельности фотографа при создании фoтoгрaфии не подразумевает, что фотография, созданная за 5 секунд и не подвергшаяся какой-либо значительной обработке после, не будет охраняться авторским правом.

Творческий вклад фотографа необязательно должен проявляться в многочасовой работе над снимком.

Достаточно творческого порыва, творческого восприятия конкретной сцены, желания зафиксировать ее именно так и не иначе, выбора ракурса съемки, композиции, световых сочетаний, момента съемки и много другого.

Практика: авторские права и перефотографирование сцены

В качестве практического исследования хотелось бы выбрать авторский спор, рассмотренный 28.11.2011 судьей лондонского Патентного суда графства Birss (дело 1CL 70031). Дело интересно, во-первых, сложностью вопроса, во-вторых, глубоким и, как представляется, обоснованным и правильным подходом к анализу.

Фотография истца, mr. Fielder (верхняя), и ответчика, mr. Houghton (нижняя).

Вопрос перед судом: нарушил ли ответчик авторское право истца, создав свою фотографию.

Истец осуществил значительную постобработку фотографии: усилил красный цвет автобуса, полностью удалил небо, перевел снимок (за искл. автобуса) в монохромный, удалил несколько человек с переднего плана, растянул оригинал, исправив перспективу с целью выровнять здания по вертикали. В общей сложности (с учетом поездки на съемки) на создание спорной фотографии ушло 80 часов.

Фотография истца стала популярной и лицензировалась многим для создания производной продукции (сувениров, футболок и т.д.).

Фотография ответчика была создана из нескольких снимков ответчика и фотографии с iStockphoto.

Очевидно, что банального копирования чужого произведения здесь нет.

В деле было упомянуто решение Верховного суда Австрии от 16.12.2003 по делу O (Peter) против F KG ([2006] ECDR 9). В нем говорилось, что охраняемое авторским правом произведение должно быть результатам собственной интеллектуальной деятельности, без обязательного наличия какого-либо уровня оригинальности.

Что же делает фотографию творческой? Как может проявляться личность автора в фотографии всемирно известных объектов, фотографируемых ежедневно тысячами туристов?

  • Ракурс съемки, световое решение, тени, экспозиция, различные эффекты, достигаемые в т.ч. при использовании фильтров, постобработка и т.д.
  • Создание или участие в создании фотографируемых объектов, сцены, особое видение сцены.
  • Фотографирование в нужном месте в нужное время исходя из личного видения.

Конечно, постобработка сделанной фотографии, как правило, свидетельствует о продолжении воплощения творческих мыслей фотографа.

Суд постановил, что фотография истца, безусловно, объект авторских прав как в части самого процесса фотографирования (лейтмотив, ракурс, световое решение, экспозиция и т.д.), так и постобработки фотографии с целью воплощения замысла автора.

Нарушением авторских прав считается не только полное копирование, но и копирование охраняемых частей произведения. То, в какой части можно скопировать, – вопрос не количества, а качества.

Сравнивать нужно не только и не столько результат, сколько те действия, которые привели к появлению результата (произведения). Использовались ли при создании фoтoгрaфии чужие работы и в какой степени. При этом надо понимать, что объективно видимым является, конечно, сам результат, а не деятельность.

Автобус на мосту на фоне здания Парламента и Биг-Бена – популярная композиция. Не является уникальной и выделение ключевого объекта цветом на черно-белом фоне.

Один из основных аргументов ответчика сводился к тому, что место популярное, сюжет очевидный, множество туристов делают снимки здания Парламента и автобуса с такого места. К слову, увлекаюсь фотографией, гулял на том “месте”, но такого кадра делать не хотелось. Мне больше понравился другой ракурс, как оказалось, не менее популярный.

Ответчик утверждал, что фотография истца вовсе не уникальна и не оригинальна, она настолько проста, что нарушить авторское право на нее можно только путем копирования, а не перефотографирования.

Истец же обращал внимание на такую совокупность, являющуюся результатом собственных творческих изысканий в спорной фотографии, как: композиционное соотношение автобуса и здания Парламента (угол, точка съемки, направление движения автобуса), ахроматический фон, белое небо, – а также на то, что ответчик подтвердил, что знал о фотографии истца до создания собственной.

Суд большое внимание уделил тому, что ответчик хотел создать похожую фотографию, но так, чтобы не нарушить авторских прав истца. По сути, хотел “обойти” авторское право истца. Таким образом, именно фотография истца лежала в основе его действий.

Суд признал, что вопрос непростой, но констатировал, что фотографии имеют сходство.

Признавая разницу во множестве элементов двух спорных фотографий, суд подчеркнул, что, на его взгляд, не простое совпадение, что на фотографии ответчика, знавшем о фотографии истца, также присутствует Биг-Бен и здание Парламента в черно-белом, ярко-красный автобус, двигающийся справа налево и как бы обрамленный зданием Парламента (выравненный с ним), белое небо, отсутствуют другие транспортные средства. Несмотря на разницу в большинстве деталей композиции двух фотографий, суд счел, что в ключевых элементах, подлежащих охране авторским правом, они совпадают, в тех элементах, которые делают фотографию истца отличительной от большинства других.

К слову сказать, представленные ответчиком “схожие” фотографии третьих лиц сыграли против него же, т.к. суд увидел, насколько разным может быть воплощение одной и той же сцены.

Суд также отметил, что, если бы ответчик хотел создать новую, оригинальную фотографию той же сцены, то он бы нанял фотографа и так бы и поставил задачу, однако сделано было иначе.

Во всем анализе английского судьи усматривается правильный подход: анализ не столько результата творческой деятельности, сколько самой творческой деятельности, действительно носящей субъективных характер.

Суд настолько далеко пошел в чистоте своего анализа авторского спора, что не стал рассматривать в качестве доказательства представленные снимки сувениров истца с его фотографией и чая ответчика с его спорной фотографией, которые были размещены в магазинах на одной полке и могли, конечно, вызывать смешение у потребителей, а соответственно, явиться актом недобросовестной конкуренции. Ибо недобросовестная конкуренция не имеет отношения к авторским правам, и ей свойственны иные основания и критерии выявления.

Фотографируйте! Не используйте чужие произведения, дабы не попасть под ответственность за нарушение авторских прав! Заранее подумайте о защите собственных авторских прав, в том числе на фотографии!

Источник: http://www.kolosov.info/kommentarii/avtorskoe-pravo-tvorchestvo-fotografiya

Авторское право на фотографии

Как не нарушить авторское право при использовании авторской фотографии из интернета?

Очень часто люди даже не задумываются, что фотографии – это объект авторского права. Но надо знать, что это абсолютно такое же произведение, как книга, например, роман.

Если фотография используется в интернете без согласия автора, то он как минимум может обратиться с претензией, а как максимум — подать иск в суд.  И подобных дел по авторскому праву очень много. Здесь следует знать, что суды назначают компенсацию за незаконное использование фотографий в 20 000-30 000 рублей.  Это средние цифры.  По законодательству сумма компенсации может быть и больше.

Все ли фотографии защищаются авторским правом?

Даже самая простая фотография, сделанная любителем на самый примитивный фотоаппарат, защищается авторским правом.

  Вы спросите: а как же творческая составляющая? Ведь авторское право защищает произведения, то есть должен быть элемент творчества при его создании.

  Судебной практикой предполагается, что любая фотография  создана творческим путем.   Конечно, в суде это можно оспаривать, заказать экспертизу, но скорее всего это будет бесперспективно.

Что же защищается?

Авторское право охраняет:

  • цветные и черно-белые негативы;
  • цифровые имиджи;
  • отпечатки с цифровых имиджей;
  • слайды;
  • любую часть оригинального фото любого размера.

Желающий использовать часть оригинального фото, к примеру, в фотоколлаже, должен заключить договор с автором снимка.

А если кто-то использовал вашу фотографию?

Приходится часто слышать подобные жалобы: «Я бы не нарушал ничьи права, да как узнать кто автор понравившегося фото?» Да, действительно, большинство фотографий в сети без подписей.

Поэтому, если вы хотите разместить фото в интернете, напечатать его в газете или журнале, указывайте имя автора и знак копирайта. Если есть возможность, это желательно сделать на всех своих фотографиях.

В этом случае человек, который захочет использовать фотографию, будет знать, что именно вы ее автор, сможет связаться с вами и договориться об ее использовании.  И даже если будет использовать фотографию незаконно, то по крайней мере укажет фамилию автора.

Если нарушение все же произошло, вы можете защищать свои авторские права на фотографию. Начните с претензии в адрес нарушителя. Форму этого документа вы можете скачать, нажав на кнопку ниже.

Следующий шаг ─ обращение в суд. Но в этом случае надо знать, как доказать, что вы автор снимка.

Это сделать достаточно просто. Судебная практика исходит из того, что автором признается то лицо, которое может представить в суд лучший вариант фотоснимка.

  Нельзя допустить, чтобы у нарушителя был лучший вариант фотографии, чем у автора.  Поэтому надо просто взять за правило выставлять в интернете фотографии с меньшим разрешением, чем у вас в оригинале, или обрезать края.

  Если вы будете следовать этим двум правилам, то без труда докажете, что автор именно вы.

Желательно никому не передавать свои фото, рабочие и исходные файлы в формате RAW, даже заказчику. Хорошим доказательством того, что вы работали над изображением, послужит файл psd (формат Photoshop).

Кроме того настройки современных фотоаппаратов позволяют заносить данные о себе. Например, есть поля owner / владелец или authour / автор — это прекрасный способ установить личность настоящего хозяина снимка. Можно также вбить адрес вашего сайта, номер паспорта и т. д.

Если с доказыванием авторства все нормально, то остается определить, какие права нарушены и какие требования нарушителю можно выдвинуть.

Если разместили фотографию в интернете без вашего согласия, то как минимум нарушено исключительное право.  Далее надо смотреть в каждом случае индивидуально.  Нет указания на имя автора – нарушение права на имя. Изменили фотографию (эффекты, отображение фотографии в зеркальном виде, наложение надписи  и т. п.) —  нарушение права на неприкосновенность произведения.

Если вы собираетесь обращаться в суд, то надо позаботиться и о доказательствах того, что будущий ответчик использовал ваши фотографии. Это особенно актуально, если фотографии были незаконно размещены в интернете, где можно легко убрать любую информацию в любой момент.

Что можно требовать?

При нарушении авторского права на фотографию можно требовать:

  • удалить фотографии с сайта, на котором она размещена незаконно;
  • денежную компенсацию за незаконное использование фотографии, причем компенсация рассчитывается за каждый случай использования и за каждую фотографию;
  • возмещение морального вреда за нарушение неимущественных прав автора.

Обратная сторона

Вы тоже можете стать нарушителем авторских прав других лиц.  Многие владельцы сайтов и веб-редакторы подбирают иллюстрации к своим статьям, просто «погуглив» в интернете.

Но картинки, которые выдает Яндекс и Гугл по поиску, не в свободном доступе: если фотографии (картинки) находятся в интернете, это вовсе не говорит о том, что их можно брать и использовать без согласия автора.

  Помните, что у любой фотографии всегда есть автор, у которого имеются права на нее и который может эти права защищать. Если вдруг к вам поступила претензия, то лучше договорится с фотографом полюбовно.

Несколько рекомендаций медиаюриста, чтобы не нарушить авторское право на фотографию

1.  Используйте свои фотографии и картинки.

2. Можно использовать фотографии из бесплатных фотостоков.

3. Если позволяют финансы, можно покупать картинки на платных фотостоках (кстати, не многие это знают, но платные фотостоки тоже предлагают иногда что-то бесплатно), цена часто символическая, особенно если сравнивать с размером компенсации за нарушение.

4.  Если вы сотрудничаете с фотографом или дизайнером, чьи фотографии или картинки используете на своем сайте, то для того чтобы у вас были все права на их использование, заключите договор. Ведь пока нет правового оформления отношений в виде письменного документа (лицензионный договор или договор об отчуждении исключительных прав), все права остаются у автора.

Источник: http://lawinweb.ru/avtorskoe-pravo-na-fotografii/

Жилищный вопрос
Добавить комментарий