Как можно доказать реальную стоимость потерянного груза?

Повреждение или потеря груза транспортной компанией: как компенсировать ущерб?

Как можно доказать реальную стоимость потерянного груза?

Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей.

Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций.

Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде.

В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.

Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.

Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком

При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов.

Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора.

В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.

Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК.

В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.

Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.

Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции.

Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.

Ответственность грузоперевозчика

Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам.

Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами.

Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.

Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:

  1. Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
  2. Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
  3. Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.

Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.

Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза

Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения.

Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица.

При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.

Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза.

Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.

Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации

Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю.

При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.

Когда грузоперевозчик не несёт ответственности

Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент.

Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента.

В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче.

Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи.

Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз.

Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины.

Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.

Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена.

Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия.

Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность.

В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию.

Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия.

 Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Как вернуть деньги за потерянный груз через суд

На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок.

Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме.

Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.

Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:

  1. Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
  2. Сопроводительные документы на груз.
  3. Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
  4. Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.

В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда.

Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора.

По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.

Подведём итоги

Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты.

 Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам.

Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.

Источник: https://econom-trans.ru/useful/transportnaya-kompaniya-isportila-poteryala-gruz.html

Отправили груз, а получили… убыток?

Как можно доказать реальную стоимость потерянного груза?

Классик когда-то сказал: «У России две беды – дураки и дороги». С тех пор прошли века, а проблемы остались. Что касается дорог, то, по-видимому, это надолго. Поэтому, чтобы не остаться в дураках при перевозке грузов, лучше застраховаться.

Кто рискует

Многие фирмы продают свои товары покупателям из отдаленных регионов, а также за рубеж. При этом договоры о поставке заключают на разных условиях.

Если продавец обязуется передать покупателю товар со своего склада, то дальнейшая судьба груза его уже не волнует. Теперь за него отвечает покупатель.

Совершенно иная ситуация, когда по договору товар должен быть передан покупателю по указанному им адресу. Тогда проблема доставки и сохранности груза целиком ложится на плечи продавца.

«Наша компания поставляет оборудование для магазинов. У нас много клиентов по всей стране, – рассказывает Юрий Кушнаренко, логистик из Москвы. – В прошлом году мы отправили в Омск импортное оборудование, часть из которого – стеклянные витрины.

Поскольку своих машин у нас нет, мы договорились с транспортной фирмой. По дороге наши стеклопакеты разбили, и клиент отказался принимать товар. Переговоры с перевозчиком были долгими и трудными. Наконец нам возместили стоимость только половины разбитых витрин, остальное – чистые убытки.

А если бы застраховались, получили бы 100 процентов компенсации».

В такой ситуации застраховать груз мог и перевозчик. А в случае сопровождения груза экспедиторской фирмой она также могла бы оформить страховку.

Вообще застраховать груз может любая фирма, имеющая к нему имущественный интерес. Главное, чтобы этот интерес был подтвержден документально: договором поставки, накладной, актом приема-передачи груза и т. д.

Причем страхователь вправе назначить получателем страховки (выгодоприобретателем) любое лицо.

Страхование грузов происходит не только по собственной инициативе. Иногда условия договора обязывают фирму сделать это. Примером служат экспортные контракты о поставке товаров на условиях CIF или CIP (термины «Инкотермс-2000»). В первом случае в цену контракта входят стоимость товара, его страхование и фрахт, во втором – фрахт, перевозка и страхование.

Нюансы договора

Договоры страхования предусматривают разный набор выплат. Он зависит от перечня страхуемых рисков. Существует три основных вида договоров страхования грузов (см. врез).

Однако у них огромное число вариаций благодаря оговоркам (специальным условиям) к правилам основного договора. Прежде чем подписывать договор, обратите на него самое серьезное внимание.

Оговорки содержат перечень случаев, за которые страховая компания не несет ответственности. Все они обычно начинаются словами «данное страхование не покрывает…».

К сожалению, нередки случаи краж и вооруженных ограблений транспорта. Если договор исключает ответственность страховщика за недоставку груза (есть соответствующая оговорка), это значит, что стоимость украденных товаров вам не компенсируют.

По срокам действия договоры бывают разовые и генеральные.

Если фирма решила застраховать крупную партию товара или особо ценный груз, то ей лучше заключить договор разового страхования (на эту конкретную перевозку). Он действует от месяца до двух, начиная с даты поступления страховой премии (взноса) на счет страховой компании. После оплаты страховой премии и отгрузки нужно известить страховщика о том, что груз отправлен.

В подтверждение ему передаются накладная или коносамент. Если перевозка вдруг стала невозможна или по каким-то причинам откладывается, об этом надо письменно уведомить страховую компанию. Она вернет вашей фирме страховой взнос. Правда, при заключении разового договора с вас удержат комиссионное вознаграждение.

Если не уведомить страховщика, договор будет считаться недействительным, а заплаченные деньги фирма потеряет.

Тем, кто занимается регулярными грузоперевозками или их экспедированием, гораздо выгоднее заключить генеральный договор страхования. Как правило, он действует в течение года.

Такой договор сэкономит фирме время и деньги. Ведь страховые гарантии по нему будут действовать автоматически на основании извещения о времени перевозки и составе груза.

По итогам сотрудничества страховой тариф может периодически снижаться.

Подписывая генеральный договор, фирма должна сообщать страховщику обо всех перевозках в день отправки груза. В течение суток страховая компания выдаст вам полис на каждую перевозку. При этом вам выпишут счет на оплату.

Перечислить деньги можно и заранее в виде аванса. Суммируя счета, вы легко проконтролируете наличие ваших денег у страховщика. Когда они закончатся, сделайте очередной платеж. В договоре может быть оговорен и иной порядок перечисления страховой премии – раз в месяц, например.

Если после заключения договора у фирмы изменились условия перевозок, обязательно сообщите об этом страховой компании. Иначе потом у вас возникнут трудности с получением страхового возмещения.

Сколько стоит страховка

Стоимость страховки определяет множество факторов. Прежде всего это стоимость грузов. Она указана в накладных, ГТД или прайс-листах заводов-изготовителей.

Последние чаще всего используются при импорте товаров, когда фирма старается занизить их стоимость в ГТД, чтобы заплатить меньше таможенных пошлин. Но и из этой ситуации есть выход.

Груз можно застраховать на его реальную стоимость, если добавить к таможенной стоимости расходы на растаможку, экспедирование и другие аналогичные затраты.

Страховой тариф напрямую связан с видом используемого транспорта. Страхование перевозок по воде обходится дешевле, чем по суше (см. врез). Сумма страховки зависит и от характера груза.

По уровню риска (в порядке возрастания) и соответственно стоимости страховки грузы условно делятся на несколько групп. К грузам с низким тарифом относятся руда, песок, уголь, кирпич, лес, зерно и др.

Дороже всего обходится страхование перевозки спиртных напитков, табачных изделий, меха, хрусталя и т. д. Имеет значение также количество перевалок груза в пути: чем их больше, тем выше риск порчи товаров.

https://www.youtube.com/watch?v=rsUlF0CExRQ

Уменьшить цену страховки на 20-30 процентов можно, если заключить генеральный договор страхования или предусмотреть в нем франшизу (часть убытка, который покрывает сам страхователь).

Франшиза хороша для случаев, когда сбор доказательств о небольших убытках обойдется вам дороже, чем само возмещение. При перевозке стекла, например, его частичный бой и трещины практически неизбежны.

Но, чтобы доказать наступление страхового случая, придется потратить больше денег, чем вам возместит страховая компания.

Вы сможете добиться скидки к тарифу, если в заявлении укажете, что груз качественно упакован, хорошо охраняется и перевозится приспособленным для этого транспортом.

Например, живые цветы, мясные и молочные продукты должны перевозиться специально оборудованными рефрижераторами.

Не нужно обманывать страховую компанию, заверяя ее в принятии всех возможных мер безопасности, если таковые отсутствуют. Если вскроется обман, вы поплатитесь потерей страховки.

Иногда для проверки соответствия условий перевозки договору страхования и оценки нанесенного фирме ущерба страховщики привлекают сюрвейеров. Это эксперты по установлению фактов, размеров и характера повреждений груза, их возможных причин.

Сюрвейеры также дают квалифицированные рекомендации по упаковке, погрузке и транспортировке товаров. Они имеют право на любом участке маршрута перевозки вскрыть упаковку груза и взвесить его.

Это позволяет установить стадию утраты или повреждения груза, их истинную причину и того, кто несет за них ответственность. Ведь зачастую вину за убытки возлагают совсем не на того, кто действительно виновен.

Чаще других им становится перевозчик, хотя причина ущерба может быть в ошибках погрузки, неправильной упаковке и закреплении груза на транспортном средстве.

При подписании повторного договора страхования (пролонгации действующего), если все ваши грузы благополучно достигли цели, не забудьте попросить у страховой компании скидку – вы имеете на нее полное право.

Если случилось ЧП

При наступлении страхового случая прежде всего надо принять все возможные меры по спасению груза и снижению возможных убытков.

Сообщить в страховую компанию о ЧП нужно не позднее 1-3 суток (в разных компаниях сроки различаются) по телефону, факсу, электронной почте или телеграфу.

Поэтому, отправляя груз, обеспечьте водителя (экспедитора) номерами телефонов и адресами, по которым он может связаться со страховщиком. Сопровождающие товар сотрудники должны быть проинструктированы, как надо действовать в экстремальных ситуациях.

После этого в течение 2-5 дней (срок оговаривается в договоре) страховщику надо вручить письменное заявление о выплате страхового возмещения. Если с этим опоздать, то страховщик может с полным правом не выплатить его. Одновременно претензию направляют перевозчику. Но это еще не все.

То, что груз поврежден или утрачен, надо зафиксировать в государственных ведомствах (при автотранспортном происшествии это ГИБДД). В некоторых случаях характер повреждений должны подтвердить аварийные комиссары из страховой компании либо независимый оценщик.

Это бывает, когда груз стоит более полутора тысяч долларов США.

Ни в коем случае не подписывайте никаких бумаг без участия страховщика с виновником страхового случая. Это закончится для вас потерей страховки.

Для получения страховки в страховую компанию передаются оригиналы или нотариально заверенные копии всех необходимых документов.

К таким документам относятся договоры на поставку товаров, ГТД, накладные с отметками перевозчика, акты передачи груза на судно или с судна, заключения сюрвейеров.

После завершения процедуры страховка выплачивается практически сразу, если ее сумма относительно невелика. В том случае, если ущерб значительный, страховщик может назначить дополнительное расследование, которое длится от 2 до 15 месяцев.

Иногда фирмы страхуют груз не в одной страховой компании, а сразу в нескольких, рассчитывая получить двойную (тройную и т. д.) страховку. Напрасные ожидания! Если страховщики узнают правду (а у них есть своя служба безопасности), то вы ничего не получите ни от того ни от другого.

Варианты договоров страхования грузов
Что страхуется

Страхование «с ответственностью за все риски»
Страховая компания покрывает убытки от гибели и повреждения груза по любой причине. Фирма также получает компенсацию расходов по общим авариям и спасательным работам. Исключения фиксируются в правилах страховой компании

Страхование «с ответственностью за частную аварию»
Страховщик возмещает убытки от повреждения или гибели груза (его части) от стихийных бедствий, огня или взрыва, столкновения транспортных средств, их крушения и пропажи без вести, несчастных случаев при погрузке-выгрузке и т. д. Помимо этого потерпевшей стороне возмещаются расходы по спасению груза и уменьшению убытка

Страхование «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения»
Страховщик отвечает за убытки в результате гибели груза (его части) от стихийных бедствий, аварий и пропажи транспортного средства без вести, некоторые другие риски

Базовые тарифы транспортного страхования грузов

Вид транспортаТарифная ставка, % от стоимости груза
Речной, морской0,11-0,45
Авиационный0,13-0,50
Автомобильный0,51-1,10
Железнодорожный0,65-1,25

ЧП в бухучете

Фирма-продавец обязалась доставить груз покупателю. Для этого она заключила договор «транспортной экспедиции». Груз покупателю доставлен не был. Продавец подал в суд иск на перевозчика.

Отгрузку товаров (продукции) отражают проводкой:
Дебет 45 Кредит 41 (43) – списана себестоимость отгруженных товаров (продукции). После получения документов, подтверждающих, что груз доставлен не был, в учете делают записи:

Дебет 94 Кредит 45

 – списана стоимость утраченного товара;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

 – сторнируется сумма НДС по утраченным товарам;

Дебет 94 Кредит 19

 – списана сумма НДС по утраченным товарам. Стоимость утраченных товаров вместе с НДС должна числиться на счете 94 до вынесения судом приговора о признании конкретных виновников происшествия. После решения суда эти суммы списываются за счет виновного лица:

Дебет 76 Кредит 94

 – списана стоимость утраченных товаров (включая НДС), подлежащая возмещению виновным лицом. Если виновный судом не назван, то стоимость товаров списывается как чрезвычайный расход согласно п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации»:

Дебет 99 Кредит 94

 – списана стоимость утраченных товаров с НДС.

Из истории страхования

Потребность в страховании грузов возникла в давние времена. В средние века, например, имел хождение договор об охранных деньгах для путешественников. Он обязывал феодала возместить убытки от грабежа на большой дороге, если случай произошел в его владениях. Впоследствии этот договор перерос в один из видов страхования транспорта.

В XI веке члены одной торговой гильдии из Дании заключили между собой соглашение о компенсациях в случае кораблекрушения или пленения морскими пиратами. Позднее в корпоративном братстве решили получить экономическую выгоду, из которого и родилось современное страхование.

Оно началось со страхования морских интересов в Италии середины XIV столетия и развивалось очень быстро. По свидетельству хроники, только один генуэзский нотариус в течение недели 1393 года заключил 80 страховых договоров. В это же самое время в Португалии и Испании морское страхование возникло как государственное.

В Германию оно проникло окружным путем через Голландию.

В XVII веке в Лондоне было создано первое в мире сообщество профессиональных морских страховщиков. Со временем оно превратилось в Институт лондонских андеррайтеров (Institute Cargo Clauses – ICC). По сей день по его правилам страхуются международные грузоперевозки во всем мире.

В наше время страхование грузов связано не только с морскими, но и с авиа-, авто-, речными и железнодорожными перевозками.

Источник: https://gaap.ru/articles/otpravili_gruz_a_poluchili_133_ubytok/

Чемоданное повышение: штрафы за задержку рейсов и багажа хотят поднять в 10 раз

Как можно доказать реальную стоимость потерянного груза?

Авиакомпании могут обязать выплачивать пассажирам за длительную задержку багажа или рейса неустойку в размере 3% провозной платы за каждый час просрочки. Это предусмотрено поправками ко второму чтению в законопроект, ужесточающий ответственность авиакомпаний перед клиентами, «Известия» ознакомились с документом.

По словам одного из авторов поправок, члена комитета Госдумы по транспорту Максима Сураева, штрафы могут вырасти с 25 до 250 рублей за каждый час опоздания. Ужесточение ответственности авиакомпаний за задержку выдачи багажа позволит избежать ситуаций, подобных той, что недавно сложилась в Шереметьево.

Правда, доказать реальную стоимость потерянного времени и моральных издержек пассажирам по-прежнему будет непросто.

За багаж ответят

Штраф за задержку рейса могут привязать к стоимости перелета, он составит 3% за каждый час просрочки. Это предусмотрено поправками ко второму чтению в законопроект, ужесточающий ответственность авиакомпаний перед пассажирами.

Сейчас размер компенсации привязан к МРОТ и составляет 25 рублей за час. Изменения в ст. 120 Воздушного кодекса об ответственности авиакомпаний за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения были приняты Госдумой (ГД) в первом чтении в декабре прошлого года. Депутаты тогда проали за увеличение размера компенсации в четыре раза, до 100 рублей за каждый час просрочки.

Но и этот размер неустойки парламентарии посчитали слишком маленьким. Кроме того, указанную статью предлагается дополнить фразой: «Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения ему убытков, причиненных в связи с просрочкой его доставки или багажа в пункт назначения, в полном объеме сверх предусмотренного настоящей статьей штрафа».

Один из авторов поправок, член комитета по транспорту Максим Сураев подтвердил «Известиям», что такие предложения внесены ко второму чтению группой депутатов от «Единой России».

–– Мы предлагаем поправки в принятый в первом чтении законопроект, которым предусматривается увеличение штрафа до 100 рублей в час. Полагаем, что его нужно рассчитывать исходя из 3% от провозной платы, –– сказал он.

Размер штрафа, по его словам, предложен по аналогии с уже действующим на железнодорожном транспорте в рамках закона «О защите прав потребителя».

По оценкам парламентария, исходя из средней цены авиабилетов «туда-обратно» на внутренних рейсах, штраф может составить порядка 250 рублей в час против нынешнего в 25 рублей. Причем речь впервые идет не только о компенсации за отложенный рейс, но и за просрочку доставки багажа.

–– Это особенно актуально в ситуациях, когда пассажиры сутки напролет ждут свои вещи. Такая мера будет стимулировать авиакомпании работать лучше и доставлять багаж своевременно, –– сказал парламентарий.

В Минтрансе раскритиковали подход, указанный в новой редакции законопроекта.

Его реализация создаст необоснованную социальную дифференциацию пассажиров при определении и выплате штрафов за просрочку доставки и может привести к чувствительному повышению стоимости перевозки для конечного потребителя, заявили «Известиям» в министерстве.

Впрочем, как показывает практика, критика ведомств не всегда ставит крест на законодательных инициативах. К примеру, Минздрав выступал против возвращения курилок в аэропорты, однако Госдума всё же приняла законопроект в первом чтении.

В случае со штрафами за непунктуальность авиакомпаний депутаты также намерены продолжать отстаивать инициативу, заявил «Известиям» Максим Сураев. Он добавил, что предлагаемая ко второму чтению поправка была рассмотрена на заседании профильного комитета Госдумы с участием статс-секретаря Минтранса и рекомендована к принятию палатой.

В пресс-службе «Уральских авиалиний» отметили, что действующие Федеральные авиационные правила (ФАП) уже предусматривают, что при задержке рейсов пассажирам должны оказываться дополнительные услуги. При этом привязывать компенсационные выплаты к стоимости перелета там считают некорректным, поскольку билеты на один и то же рейс могут значительно отличаться по цене.

Например, в зависимости от класса обслуживания или времени приобретения. Таким образом, при равных условиях задержки рейса компенсация будет разная, пояснил представитель компании.

В авиакомпании также подчеркнули, что ответственность за выдачу багажа лежит на аэропорте, а не на перевозчике –– сейчас правила авиакомпании не предусматривают выплату неустойки пассажирам за задержку доставки и выдачи багажа.

В других крупных авиакомпаниях на запросы «Известий» не ответили. В АК «Азимут» заявили, что «будут анализировать» изменения после их принятия.

Договор перевозки заключается именно с авиакомпанией, поэтому ответственность за доставку пассажира и багажа (и его перелет и выдачу в аэропорту) несет перевозчик, сказал «Известиям» эксперт института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко. Если задержки в доставке и выдаче багажа допущены по вине аэропорта, то авиакомпания имеет право выставить ему претензии.

Подвели грузчики

По мнению Максима Сураева, ужесточение ответственности авиакомпаний за задержку выдачи багажа позволит избежать таких ситуаций, как сложилась недавно в Шереметьево.

В июне–июле в результате «багажного коллапса» в крупнейшей в России воздушной гавани тысячи рюкзаков, сумок и чемоданов не смогли вовремя улететь вместе со своими владельцами, а некоторым пассажирам на выдаче приходилось ждать по три–шесть часов.

Сбои в отправке и выдаче багажа начались после того, как эти функции полностью перешли к «Шереметьево хэндлинг» –– дочерней структуре аэропорта. Ранее «Аэрофлот», на который приходится порядка 80% пассажиров Шереметьево, делал это сам.

В аэропорту поясняли тогда, что проблемы возникли из-за нехватки грузчиков в совокупности с техническими сложностями –– в одном из терминалов сломалась транспортная лента.

В Шереметьево не стали комментировать «Известиям» предложения депутатов. Там лишь отметили, что обслуживание пассажиров и авиакомпаний, регистрация и выдача багажа в настоящее время «происходят согласно установленным технологическим нормативам».

Длительность задержки рейса легко посчитать, поскольку время вылета и прилета указано в билете, но с какого момента считать задержку багажа –– не ясно. По словам Максима Сураева, для этого министерству транспорта придется принять соответствующий подзаконный акт.

–– Если багаж признан утерянным, то вопрос о компенсации необходимо адресовать претензионным службам перевозчиков. Выплата может производиться как из расчета веса багажа, так и стоимости вещей. Это зависит от политики авиакомпаний, –– сказали «Известиям» в пресс-службе Домодедово.

Представитель воздушной гавани также уточнил, что некоторые перевозчики компенсируют стоимость товаров первой необходимости, которые пассажиру потребовалось приобрести из-за задержки доставки багажа, а также могут выплатить компенсацию за каждый день задержки. Во Внуково, Пулково и Жуковском не ответили на запросы.

Строчка в кодексе

При внутреннем и международном перелете авиакомпании руководствуются разными документами, рассчитывая компенсации за задержку рейса или багажа: в первом случае –– Воздушным кодексом РФ, во втором –– Монреальской конвенцией, пояснила старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner Russia Екатерина Кузнецова. По ее словам, покупая билет на внутренний рейс, пассажир может рассчитывать лишь на 25 рублей за каждый час просрочки, причем задержка менее чем на два часа не считается таковой. Если рейс международный, то компенсации значительно серьезнее –– максимальная сумма составляет почти 87 тыс. рублей.

При потере чемодана стандартный набор действий для туриста: обратиться в службу розыска (lost and found) аэропорта, составить акт о невыдаче багажа, сообщить об этом перевозчику, отметила Екатерина Кузнецова. Через семь дней можно отправлять претензию в авиакомпанию и подавать иск в суд.

А вот получить компенсацию именно за задержку багажа, если он отправился вслед за вами другим рейсом, непросто даже в судебном порядке, подчеркнули опрошенные «Известиями» юристы.

Даже символический штраф в 25 рублей за час задержки можно взыскать только, если она произошла по вине авиакомпании, отметил партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Павел Ивченков.

Юрист подчеркнул, что перевозчики очень неохотно удовлетворяют требования пассажиров о выплате компенсаций, неважно –– за задержку рейса или потерю багажа.

ТАСС/Валерий Шарифулин

Многие пассажиры даже при возможности не обращаются за компенсациями, отметил глава Ассоциации социальных предпринимателей, юрист Роман Алехин. Сложившаяся практика, по его словам, показывает, что в большинстве случаев граждане не получают никакого возмещения даже при задержках багажа на большой срок.

Проблемы со взысканием убытков с авиакомпаний лежат за пределами норм Воздушного кодекса, уверен Андрей Крамаренко.

–– Это можно сделать в рамках Гражданского кодекса, но доказать реальную стоимость потерянного времени и моральных издержек очень сложно. Это проблема всего гражданского судопроизводства. В частности, суды не считают издержками потерянную зарплату, если вы не попали вовремя на работу (из-за опоздания рейса), –– сказал он.

Для того, чтобы эти нормы начали действовать, нужно разработать отдельный законодательный акт, как это сделано в Европе, в том числе для овербукинга, а не просто изменить один абзац в Воздушном кодексе, уверен Андрей Крамаренко.

Источник: https://iz.ru/900809/aleksandr-volobuev-angelina-galanina-sergei-izotov/chemodannoe-povyshenie-shtrafy-za-zaderzhku-reisov-i-bagazha-khotiat-podniat-v-10-raz

Страхование грузов или страхование CMR, в чем разница для владельца груза? Что такое страховка CMR?

Как можно доказать реальную стоимость потерянного груза?
Международные перевозки грузов Чулан Страхование грузов или страховка CMR

Помните, что страховая компания – не касса взаимопомощи, делать подарки в этой сфере не принято. Страхование – такой же бизнес, как и ваш. Страховая компания старается страховать то, что никогда не случится.

Ваша задача иная – застраховать свой груз от того что может произойти, от реальных рисков. Любая страховка имеет определённые ограничения, в договоре специально оговорен ряд спорных моментов. Поэтому необходимо внимательно читать тексты, написанные мелким шрифтом и продумывать все возможные варианты.

При этом, безусловно, стоит оставаться оптимистами и, конечно, надеяться на лучшее.

Мы искренне заинтересованы в положительном результате нашего с вами сотрудничества, поэтому рекомендуем вам самим застраховатьгруз, а не спрашивать у перевозчика полис страхования ответственности самого перевозчика, на жаргоне страховщиков называемого – страховка CMR .

CMR страхование – это профессиональный жаргон страховщиков, правильно называется это так – Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика для международных перевозок.

По CMR–страхованию полис является механизмом компенсации ущерба грузовладельцу, нанесенного по вине перевозчика, если это не вина перевозчика вы ничего не получите.

Страховой полис CMR страхования позволяет защитить перевозчика от финансовых обязательств за утрату или повреждение груза в результате, к примеру, ДТП, намокания, пожара, опрокидывания транспорта, переохлаждения или перегрева груза, угона авто с грузом, кражи, грабежа, а также за финансовые убытки вследствие просрочки в доставке груза или нанесения вреда третьим лицам, причиненного перевозимым грузом (к примеру, падение груза на что-то/кого-то или выливание химических веществ на почву). Категорически Не стоит путать это страхование со страхованием грузов, так как страхование грузов защищает интересы грузовладельца или грузополучателя, но не перевозчика.

По закону на основании конвенции КДПГ «О Договоре международной дорожной перевозки грузов» (Статья 23):

  1. Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки (стоимость груза определяется на основании документов выданных на месте загрузки).
  2. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, или за отсутствием таковой на основании текущей рыночной цены, или же при отсутствии и той и другой на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества (нафантазированная стоимость не принимается).
  3. Размер возмещения не может превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 гр. золота 0.900 пробы.
  4. Кроме того, подлежат возмещению: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере; иной убыток возмещению не подлежит.

По конвенции КДПГ размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки, однако не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования ( SDR = Special Drawing Rights – http://www.imf.org/external/np/fin/data/rms_five.aspx) за килограмм – 8,33 SDR/KG или 920 SDR за одно недостающее место груза.

Например:

  • из CMR берем брутто вес груз 9'758,00 кг.

Берем стоимость одной единицы  SDR на день оформления транспортных документов 49,4836 руб./сдр.

стоимостное выражение предела ответственности перевозчика в данном случае составит 4'022'231,87 руб =  (9'758 кг * 8,33 SDR * 49,4836).

CMR страхование – страхование ответственности перевозчика за груз, прописанный в отдельно взятой накладной CMR со штампом данного перевозчика. В случае, если перевозчик, располагающий полисом CMR-страхования, признается невиновным в ущербе, нанесенном грузу, все Ваши претензии должны быть адресованы третьему лицу, которое в этом виновато.

При наличии отдельного страхового полиса на груз, страховая компания обязана компенсировать ущерб, нанесенный грузу, а потом разбираться с Вашим перевозчиком или третьим лицом. Другими словами, это отдельные виды страхования.

CMR-страхование перевозчика может заменить полис страхования груза только в случае наличия вины перевозчика в нанесенном ущербе грузу, который ещё необходимо доказать. Как правило, это делается в суде, т.к. согласно любому договору страхования, в т.ч. CMR, перевозчик не имеет права признавать себя виновным самовольно.

Необходимо также обратить внимание на размер страховой суммы, указанной в полисе страхования CMR перевозчика, не всегда этот лимит покрывает реальную стоимость груза. Касательно 8,33 SDR/KG при наличии полиса страхования ответственности. Это лимит ответственности, которую несет перевозчик только в случае, если в CMR стоимость груза не обозначена.

В случае наличия в CMR отметки «Особо ценный груз» с обозначением его стоимости и наличия доказанной вины перевозчика, страховая компания перевозчика обязана компенсировать полную заявленную стоимость груза, а не оперировать лимитом примерно в 12 USD/кг.

Из конвенции CMR: Статья 24 Отправитель может указать в накладной при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае заявленная сумма заменяет этот предел. Статья 26 1. Отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок.

2. В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.

Одним из самых необходимых условий качественного урегулирования убытка по договору страхования грузоперевозок является сотрудничество с экспертными организациями при Торгово–промышленной палате, которая имеет свои представительства практически в любом городе России, а также в странах СНГ и Балтии.

Процесс урегулирования убытков в этом виде страхования весьма сложен по организационным причинам: во первых, убыток может произойти в любом, самом удаленном регионе; во вторых, страхование грузов предполагает работу с самыми разными типами грузов, а значит, необходимо наличие и быстрое привлечение экспертов различных профилей.

Когда ваш груз загружен в транспортное средство рекомендуем вам иметь контакт с перевозчиком иначе информация будет до вас доходить (или не доходить) в искаженном виде.

Мы желаем, чтобы вам не пришлось изучать все эти детали на практике пусть с вашим грузом всё будет в порядке! Обращайтесь к нам, мы поможем.

Примечание:
Специальное право заимствования ( SDR, SDRs) — искусственное резервное и платёжное средство. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов.

Первоначально в Уставе SDR было определено как 0.888671 г. чистого золота, что соответствовало 1 доллару США, но с отменой золотого паритета необходимость в определении золотого содержания SDR отпала.

SDR имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты ни когда не выпускались.

Международный код согласно ISO 4217 — XDR.

Курс на 30.08.2012 1 RUB = 0,02037 XDR 1 USD = 0,6576 XDR

1 EUR = 0,8248 XDR

Немного про ответственность при грузовых перевозках. Убытки

Свои профессиональные обязательства страхуют:

  • перевозчики
  • брокеры
  • экспедиторы

Но за груз отвечает согласно КДПГ перевозчик, и застрахован он или нет никого не волнует он обязан возместить ущерб.

Если при перевозке наступит страховой случай, страховая компания возместит ущерб перевозчику, только перевозчику, и уже грузовладелец будет взыскивать ущерб с перевозчика, если конечно сможет взыскать…
Ситуация с экспедитором и брокером – схожая они страхуют свои профессиональные риски.

Иное дело если застраховано имущество(груз), грузовладельцем. Тогда страховая компания возмещает ущерб при страховом случае страхователю, и страховая компания получает право регрессить ущерб к перевозчику.

Согласно типовых правила FIATA, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность:

Экспедитор ни в коем случае не несет ответственности:

  • за ценности или опасные грузы, если они не заявлены экспедитору во время заключения договора на экспедирование;
  • за убытки, проистекающие из-за задержки в доставке, если такая ответственность не выражена четко в письменной форме;
  • за прямые или косвенные убытки, понесенные в результате потери прибыли, рынка и т.д.

Оценка убытков

Стоимость товаров определяется в соответствии с действующей биржевой ценой на товар, если таковой цены нет, то в соответствии с текущей рыночной ценой; если нет ни биржевой, ни рыночной цены, то стоимость товара определяется путем ссылки на обычную стоимость товара такого же вида и качества.

Денежные ограничения ответственности (пределы ответственности экспедитора)

Утрата товара и ущерб, нанесенный товару.

Экспедитор не может нести ответственность за утрату товара и причиненный товару ущерб в сумме, превышающий эквивалент 2 (двух) единиц специальных прав заимствования за килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, если только большая сумма сумма не востребована с клиента-заказчика, перед которым экспедитор является ответственным. Если товар не был доставлен в течение 90 календарных дней после даты, когда этот товар должен быть поставлен, клиент может, если нет свидетельств обратному, считать товар утраченным.

Ограничение ответственности за задержку в доставке.
Если экспедитор является ответственным за убытки, связанные с задержкой в доставке, то такая ответственность ограничивается суммой, не превышающей размеров компенсации, причитающейся за увеличение убытков за эту задержку.

Другие виды убытков.
Пределы ответственности экспедитора за любую утрату и ущерб не должные превышать в каждом конкретном случает суммы, установленной соответствующими национальными нормативными актами и правилами, если только с клиента-заказчика экспедитора, перед которым он несет ответственность, не взыскана большая сумма.

Бытовые рассуждения

в российских условиях невыплаты, затягивание сроков выплат, занижение размеров возмещения – конкурентное преимущество для страховой компании. Те кто будут платить вовремя и в полном объеме – быстро обанкротятся.

По поводу оптимальной стратегии страхования – если есть накопления лучше не страховаться, поскольку страхование как лотерея – по теории вероятностей шансы выиграть всегда меньше т.к.

из призового фонда (собранных страховых премий) нужно вычесть комиссионные агенту, аренду офисов, точек продаж, зп юристам из отдела выплат, ну и прибыль владельцам должна иметь место. Оставшаяся сумма крайне мала. К примеру если у вас автомобиль стоимостью 1 млн, и каско на него стоит, скажем 60 т.р.

то прежде чем купить такой полис, необходимо спрсить себя – не лучше ли мне будет оставить эти 60к., отложить их, и в случае мелкого дтп расплатиться ими за ремонт, а в случае крупного ущерба, будет ли возможность найти недорогих денег на ремонт или покупку другого авто, и тоже оценить эти суммы.

Да и страховые имеют обыкновение исчезать.

(Поэтому неплохо иметь связи в руководстве чтобы заранее расторгнуть договор страхования и передать инфу своим клиентам)Другое дело когда речь идет о дешевом полисе маловероятного риска, например страхование квартиры от пожара – полис стоит копейки – а восстановление сгоревшего жилища – миллионы. Хотя и здесь, спроси себя – если ли у меня финансовый жирок чтобы было где жить в случае чего, и на что ремонтировать сгоревшее.

Про здоровье ровно та же песня – если нет счета в банке, который позволит жить твоей семье не хуже чем при твоей жизни – полис не нужен, если нет, он обязателен.

Источник: https://www.vdnk.ru/site/ru/transport-articles/insurance-goods

Жилищный вопрос
Добавить комментарий