Как исчисляется срок доследственной проверки?

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Как исчисляется срок доследственной проверки?

Новая редакция Ст. 144 УПК РФ

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.

4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Источник: http://upkodeksrf.ru/ch-2/rzd-7/gl-19/st-144-upk-rf

Доследственная проверка: Как проходит доследственная проверка по уголовному делу. Сроки доследственной проверки

Как исчисляется срок доследственной проверки?

В нашей стране доследственной проверкой называют специальный этап уголовного процесса, когда сотрудники правоохранительных органов осуществляют проверку различных сообщений, которые к ним поступают.

В этих сообщениях граждане указывают на различные нарушения закона и правоохранители в ходе проверки выявляют, есть ли признак преступления в поступивших сообщениях.

После завершения данной процедуры принимается определенное решение, которое указывает на то, что имеется или нет возможность для того, чтобы возбудить дело.

Сообщения о нарушениях и преступлениях от граждан

По действующим правилам и нормам, уголовное дело возможно завести, только с учетом действующего законодательства и на это должны быть определенные причины, иначе завести дело не представляется возможным по сути.

Данный факт в обязательном порядке требуется учитывать если рассматривать вопрос о процедуре доследственной проверки на наличие преступлений. Далее имеется возможность рассмотреть вопрос, как проходит доследственная проверка по уголовному делу.

Основные причины по которым может быть на основании закона заведено уголовное дело:

  1. Заявление от потерпевших о совершенном нарушении или же преступлении.
  2. Явка с повинной (когда человек сам приходит в органы правопорядка и сообщает, что он совершил определенное преступление).
  3. Сообщения, которые указывают на то, что готовится или же уже совершено определенное преступление.
  4. Официальное постановление прокурора.

Документы, которые поступают от ЦБ. Эти дела заводятся по стат. 172.1 УК РФ – это фальсификация различных финансовых отчетов, справок и документов учета, а также отчетности определенной организации или же компании.

На основании различных информационных данных, которые поступают в правоохранительные органы при помощи использования почты, телефона и прочих.

По итогам таких действий, начальник проверяет все имеющиеся сообщения и в прямой зависимости от того, что в них содержится решение, что их необходимо зарегистрировать.

Это указание должно выполняться в письменном виде с полным учетом действующих норм и правил законодательства нашей страны.

После этого, рассматривается вопрос, нужна ли в определенном случае доследственная проверка, которую проводить сотрудники органов правопорядка.

Консультация адвоката во всех вопросах, которые непосредственно связаны с возбуждением уголовного дела является неотъемлемой частью правильной и своевременной защиты.

Поэтому, если у гражданина имеются различные сложности, которые имеют связь с тем, что на них могут завести дело в правоохранительных органах по различным деяниям или же совершенным преступлениям, следует незамедлительно воспользоваться услугами специалиста по этим вопросам.

Это в значительной степени улучшит шансы человека, который обвиняется в преступлениях отстоять свои законные права и интересы.

Какие сообщения принимают на рассмотрение?

Помимо этого, поводом для осуществления такой проверки, может быть устное сообщение гражданина, показания которого заносятся в специальный протокол и на основании этих информационных данных, может быть с течением определенного времени принято решение, что проверка по данным сообщениям необходима и будет целесообразна.

Сообщения, которые поступают от граждан, когда они сообщают об различных незаконных действиях или же о совершении преступлений в обязательном порядке рассматриваются специалистами.

После этого проходит доследственная проверка, если было решено, что определенная представленная информация имеет под собой убедительные свидетельства и доказательства.

В этом процессе, обязательным считается процедура сохранения всех поступивших сигналов и сообщений в специально созданный для этих целей протокол.

В этом протоколе регистрируются все информационные данные, непосредственно касающиеся различного рода сообщения о готовящихся или же уже совершенных преступлениях, которые поступают от граждан.

Заявителю о готовящихся или же совершенных преступлениях выдается специализированный документ, который указывает на тот факт, что сотрудники органов правопорядка приняли его сообщение на рассмотрение. В этом документе необходимо указывать дату, а также фамилию сотрудника, который принял сообщение от гражданина.

Сроки доследственной проверки составляют 3 суток, за это время сотрудники органов правопорядка должны будут проверить поступившее сообщение и принять вывод по нему. Помимо этого, дознаватель имеет законное право продлить по времени данный срок до 10 суток.

В некоторых случаях этот момент играет важную роль и его требуется максимально полно учитывать.

Как сказано уже было выше, этап, когда начинается процесс по возбуждению дела содержит в себе некоторое количество самостоятельных этапов имеющих между собой связь.

Согласно действующим нормам и правилам законодательства по завершению, каждого определенного этапа выносится законное и обоснованное заключение и решается вопрос будет ли возбуждено дело, тогда имеется возможность понять, как происходит каждый из этапов по отдельности.

Консультация адвоката во всех вопросах, которые непосредственно связаны с возбуждением уголовного дела является неотъемлемой частью правильной и своевременной защиты.

Поэтому, если у гражданина имеются различные сложности, которые имеют связь с тем, что на них могут завести дело в правоохранительных органах по различным деяниям или же совершенным преступлениям, следует незамедлительно воспользоваться услугами специалиста по этим вопросам.

Многочисленные сообщения, которые поступают от граждан, когда они сообщают об различных незаконных действиях или же о совершении преступлений в обязательном порядке рассматриваются специалистами.

После этого проходит доследственная проверка, если было решено, что определенная представленная информация имеет под собой убедительные свидетельства и доказательства.

После завершения проверки принятых сообщений, руководитель проверяет все имеющиеся сообщения и в прямой зависимости от того, что в них содержится решение, что их необходимо зарегистрировать. Это указание должно выполняться в письменном виде с полным учетом действующих норм и правил законодательства нашей страны.

После этого, рассматривается вопрос, нужна ли в определенном случае доследственная проверка, которую проводить сотрудники органов правопорядка.

Консультация адвоката во всех вопросах, которые непосредственно связаны с возбуждением уголовного дела является неотъемлемой частью правильной и своевременной защиты.

Поэтому, если у гражданина имеются различные сложности, которые имеют связь с тем, что на них могут завести дело в правоохранительных органах по различным деяниям или же совершенным преступлениям, следует незамедлительно воспользоваться услугами специалиста по этим вопросам.

Это в значительной степени улучшит шансы человека, который обвиняется в преступлениях отстоять свои законные права. Все эти нюансы имеют очень важное значение и требуется обязательно их учитывать, если рассматривать более подробно данный вопрос.

Особенности выполнения доследственно проверка

Следователи и работники правоохранительных органов, занимающихся вопросами доследственной проверки учитывают все сообщения, которые им поступают различными способами.

Помимо этого, вся поступающая информация на постоянной основе хранится и дополняется новыми фактами, которые появляются в ходе осуществления разнообразных действий связанных с проверкой поступивших от граждан сообщений.

Гражданину, заявившему о готовящихся или же совершенных преступлениях выдается специализированный документ, который указывает на тот факт, что сотрудники органов правопорядка приняли его сообщение на рассмотрение.

В этом документе необходимо указывать дату, а также фамилию сотрудника, который принял сообщение от гражданина. Сроки доследственной проверки составляют трое суток, за это время сотрудники органов правопорядка должны будут проверить поступившее сообщение и принять вывод по нему и затем принимается официальное решение.

Разнообразные сообщения, которые поступают от граждан РФ, когда они сообщают об различных незаконных действиях или же о совершении преступлений в обязательном порядке рассматриваются специалистами.

После этого проходит доследственная проверка, если было решено, что определенная представленная информация имеет под собой убедительные свидетельства и доказательства.

В этом процессе, обязательным считается процедура сохранения всех поступивших сигналов и сообщений в специально созданный для этих целей протокол.

Необходимо напомнить, что если человек приходит в правоохранительные органы, чтобы сообщить о готовящихся или же совершенных преступлениях выдается специализированный документ, который указывает на тот факт, что сотрудники органов правопорядка приняли его сообщение на рассмотрение. В этом документе необходимо указывать дату, а также фамилию сотрудника, который принял сообщение от гражданина.

Нормами и правилами законодательства РФ установлены определенные сроки доследственной проверки составляют трое суток, за это время сотрудники органов правопорядка должны будут проверить поступившее сообщение и принять вывод по нему.

Помимо этого, дознаватель имеет законное право продлить по времени данный срок до десяти суток. В некоторых случаях этот момент играет важную роль и его требуется максимально полно учитывать.

В этом специально созданном протоколе регистрируются все информационные данные, обязательно касающиеся различного рода сообщения о готовящихся или же уже совершенных преступлениях, которые поступают от граждан нашей страны.

Ранее говорилось уже о том, что специальный этап проверки, когда начинается процесс по возбуждению дела содержит в себе некоторое количество самостоятельных этапов имеющих между собой связь.

Согласно действующим нормам и правилам законодательства по завершению, каждого определенного этапа выносится законное и обоснованное заключение и решается вопрос будет ли возбуждено дело, тогда имеется возможность понять, как происходит каждый из этапов по отдельности.

От граждан нашей страны в правоохранительные органы на постоянной основе поступает значительное число разнообразных сообщений, при этом все они строго проверяются и сохраняются.

В своих сообщениях, которые граждане могут передать различными способами, они указывают на различные нарушения закона и правоохранители в ходе проверки выявляют, есть ли признак преступления в поступивших сообщениях.

После завершения данной процедуры принимается определенное решение, которое указывает на тот момент, что имеется или нет возможность для того, чтобы возбудить дело.

Когда люди сообщают об различных незаконных действиях или же о совершении преступлений в обязательном порядке рассматриваются специалистами. После этого проходит доследственная проверка, если было решено, что определенная представленная информация имеет под собой убедительные свидетельства и доказательства.

В этом процессе, обязательным считается процедура сохранения всех поступивших сигналов и сообщений в специально созданный для этих целей протокол.

В этом протоколе регистрируются все информационные данные, относящиеся к различному рода сообщениям о готовящихся или же уже совершенных преступлениях, которые поступают от граждан нашего государства.

При поступлении новых сообщений рассматривается большое число разнообразных факторов, которые могут иметь очень важное значение.

В этом процессе, обязательным считается процедура сохранения всех поступивших сигналов и сообщений в специально созданный для этих целей протокол.

В этом протоколе регистрируются все информационные данные, которые непосредственно касаются различного рода сообщения о готовящихся или же уже совершенных преступления поступающие от граждан.

Определенному заявителю о совершенных преступлениях выдается специализированный документ, который указывает на тот факт, что сотрудники органов правопорядка приняли его сообщение на рассмотрение. В этом документе необходимо указывать дату, а также фамилию сотрудника, который принял сообщение от разных людей, после обращения в правоохранительные органы.

Важно! По всем вопросам доследственной проверки, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по уголовным вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

доследственная проверка как проходит доследственная проверка по уголовному делу сроки доследственной проверки сообщения о нарушениях и преступлениях от граждан какие сообщения принимают на рассмотрение

Источник: https://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/dosledstvennaya-proverka-kak-prokhodit-dosledstvennaya-proverka-po-ugolovnomu-delu-sroki-dosledstven-203323/

Доследственные проверки часто ничем не заканчиваются

Как исчисляется срок доследственной проверки?

15.09.2019 20:02:00

Государство обещает компенсации за задержку с возбуждением уголовных дел

Фото сайта Федеральной палаты Российской Федерации /fparf.ru/

Потерпевшие граждане смогут получить компенсацию за волокиту при возбуждении уголовных дел. Такие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) уже подготовил Минюст.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и вовсе предлагает отменить стадию доследственной проверки.

Эксперты отметили, что попытки правоохранителей уклониться от расследования «нежелательных» для них дел происходят повсеместно.

Потерпевшим нередко приходится убеждать правоохранителей в том, что необходимо возбудить уголовное дело по их заявлению.

А те приводят массу отговорок для того, чтобы максимально затянуть начало расследования либо под формальными предлогами в нем отказать. Чаще всего из-за отсутствия состава преступления.

Гражданину же приходится или отказываться от своего заявления, или надеяться на более благоприятное отношение следующих инстанций.

При этом упускается время, когда можно было доказать вину преступника по горячим следам. Другой вариант – из-за волокиты истекает срок давности по данному преступлению. Граждане могут потребовать от государства материальной компенсации за проволочки, которые будут признаны виной следствия. Но весь казус в том, что отсчет волокиты начинается лишь с момента возбуждения уголовного дела.

Минюст предлагает это исправить, включив в данный период и время, потраченное на доследственные проверки.

«Законопроектом предусматривается включение в разумный срок уголовного судопроизводства периода со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до момента возбуждения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора», – говорится в пояснительной записке к проекту поправок в УПК.

Как сказала «НГ» адвокат юридической компании BMS Law Firm Татьяна Пашкевич, проблема в том, что с дознавателей и следователей по результатам каждого месяца, квартала и года требуют показатели, которые должны быть не ниже предыдущего периода. «И в погоне за количеством дел, направленных в суд по результатам расследования, никто не вспоминает про материалы и уголовные дела, где к расследованию нужно подходить более внимательно, детально и ответственно», – пояснила она.

Член Ассоциации юристов России Алексей Гавришев подтвердил «НГ», что факты волокиты в ходе доследственных проверок встречаются повсеместно. Как отметил эксперт, законодателям стоит предусмотреть и инструменты, предостерегающие правоохранителей от другой крайности – возбуждения уголовных дел при отсутствии достаточных оснований.

На днях на эту же тему высказалась и Москалькова. По ее словам, в аппарате омбудсмена с каждым годом все больше жалоб на необоснованные отказы потерпевшим в расследовании.

«Обращаюсь особенно к тем, кто работает в органах следствия и дознания: огромное количество обращений, которое увеличивается с каждым годом, связано с незаконным отказом потерпевшему в возбуждении уголовного дела – значит, с доступом к правосудию», – заявила Москалькова.

Она в очередной раз выступила за корректировку процедуры возбуждения уголовных дел. Например, Москалькова предлагает совсем отказаться от процедуры доследственных проверок, которые длятся месяцами, но по сути дублируют обычные следственные действия.

Будет проще, считают в аппарате омбудсмена, отказаться от этой лишней ступени, чтобы механизм уголовного процесса, включающий работу следователя и привлечение адвоката, начинал работать сразу.

Член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов назвал отказ от доследственной проверки «нецелесообразным», поскольку отсутствие этого этапа не позволит получить данных об основаниях для возбуждения уголовного дела либо об их отсутствии.

Сам он обратил внимание на другую проблему: на сегодняшний день складывается порочная практика принятия многократных повторных решений об отказе в возбуждении уголовных дел.

«При этом проверочные действия и после отмены таких решений далеко не всегда проводятся вообще либо в достаточном составе», – пояснил Иноядов.

«Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела расценивался ранее и расценивается сейчас как один из способов укрытия преступлений», – сказал адвокат, напомнив, что пресечение таких фактов является одним из направлений прокурорского надзора.

По его словам, следует сделать так, чтобы после однократной отмены решения об отказе в возбуждении уголовного дела можно было ставить вопрос о наличии в действиях соответствующего должностного лица признаков дисциплинарного проступка.

«Однако дисциплинарная ответственность не должна являться самоцелью, а также способом борьбы с неугодными сотрудниками. Важно установить действительные причины незаконности решения, бездействия должностного лица.

Такие показатели, как количество повторно отмененных незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, в частности, могут учитываться при принятии решений о присвоении очередного звания, перемещения по службе, премировании.

Главное – это изменить отношение сотрудников к возможности неоднократного отказа в возбуждении уголовного дела», – подчеркнул собеседник «НГ». 

Источник: http://www.ng.ru/politics/2019-09-15/3_7676_proverka.html

Способы нарушения сроков

Как исчисляется срок доследственной проверки?

С существованием в российском уголовном судопроизводстве стадии доследственной проверки связано наличие целого ряда проблем, с которыми сталкиваются простые граждане и представляющие их интересы адвокаты при обращении с заявлениями о совершении преступлений.

В 90-е годы основной трудностью являлась сама подача заявления в органы внутренних дел – сотрудники дежурных частей территориальных отделов зачастую отказывали в принятии заявлений по надуманным предлогам. Принятые государством меры по борьбе с сокрытием информации о преступлениях помогли исправить эту ситуацию.

В настоящее время, особенно в крупных городах, областных центрах и районах, такой проблемы нет. Однако возникли иные препятствия в реализации потерпевшими своего права на получение защиты от преступлений путем обращения в правоохранительные органы, особенно при проведении проверок территориальными органами полиции.

Напомню, что основными нормативными актами, регламентирующими порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлении в органах внутренних дел, являются Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Административный регламент, утвержденный Приказом МВД РФ от 1 марта 2012 г. № 140.

При адекватном толковании указанных нормативных актов существующий порядок рассмотрения сообщений о преступлении представляется весьма понятным и логичным.

Однако на практике заявители и практикующие адвокаты сталкиваются с весьма вольной их трактовкой сотрудниками правоохранительных органов, что создает серьезные и подчас неразрешимые препятствия в реализации одного из основных назначений уголовного судопроизводства, закрепленных в ст. 6 УПК РФ, – осуществления защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ установлен общий 3-дневный срок для проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Согласно ч.

3 указанной статьи, по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя этот срок может быть продлен до 10 суток соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а при необходимости производства проверок, ревизий, экспертиз, исследований, проведения оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток соответственно руководителем следственного органа или прокурором. Таким образом, максимальный срок, установленный действующим законодательством для проведения проверки сообщения о преступлении, составляет 30 суток.

Данный срок исчисляется со дня получения сообщения о преступлении, а именно с даты регистрации рапорта или заявления о преступлении в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях (КУСП) сотрудником дежурной части территориального органа полиции.

Между тем на практике органами полиции данный срок соблюдается далеко не всегда. Так, сотрудники органов внутренних дел для формального соблюдения сроков и получения дополнительного сверх 30 суток времени для проведения проверки прибегают к различным способам толкования действующих норм в своих интересах, не соответствующих как букве, так и духу закона. Рассмотрим основные из них.

1. Повторная регистрация в КУСП.

При необходимости в получении дополнительного времени для проведения проверки органами внутренних дел, в особенности по делам в сфере экономики, используется способ повторной регистрации материала по КУСП.

В этом случае сроки исчисляют с даты новой регистрации. Данная практика используется достаточно давно и дает сотрудникам ОВД возможность фактически растянуть проверку на 2-3 месяца.

К сожалению, прокуратура не реагирует достаточно жестко на данный творческий и не соответствующий закону подход органов внутренних дел при толковании действующих процессуальных норм. Может быть, поэтому в последние два года сотрудники таких органов пошли еще дальше в этом направлении.

Так, при рассмотрении заявлений о преступлении сотрудниками ОЭБиПК окружных управлений внутренних дел г.

Москвы все чаще 30-дневный срок проведения проверки сообщения о преступлении исчисляется не с регистрации заявления в КУСП, а с даты поступления материала проверки в соответствующее подразделение УВД.

К примеру, 12 марта 2017 г. в ОЭБиПК УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве было подано заявление о совершении преступления в сфере экономики, подписанное генеральным директором ЗАО «С».

После истечения продленного прокурором максимального 30-дневного срока для проведения проверки материал проверки в последний день срока был отправлен в следственное управление того же окружного управления.

В следственном управлении материал находился в производстве в течение еще 30 дней, а в последний день проверки материал был отправлен обратно в ОЭБиПК УВД для проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий. Впоследствии он перенаправлялся между следственным и оперативным подразделениями УВД подобным образом еще несколько раз.

При этом каждый раз 30-дневный срок проверки исчислялся с даты регистрации материала в секретариате следственного или оперативного подразделения без изменения номера и повторной регистрации в КУСП, а решение о возбуждении уголовного дела было принято лишь в декабре 2017 г., то есть по истечении 7 месяцев с даты регистрации заявления о преступлении в КУСП.

Таким образом, фактически проверка сообщения о преступлении была проведена с превышением установленного законом максимального 30-суточного срока проверки в несколько раз.

2. Незаконный и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела.

Весьма распространенным способом, используемым в целях получения дополнительного, не предусмотренного законом времени для проведения проверки, применяемым как сотрудниками органов внутренних дел, так и подразделений Следственного комитета РФ, является вынесение по истечении 30-дневного срока проверки необоснованного решения об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. В этом случае постановление об отказе отменяется как незаконное и необоснованное прокурором или руководителем следственного органа, а исполнитель получает дополнительный 30-дневный срок для проведения проверки. Данная процедура незаконного отказа в возбуждении уголовного дела может применяться по одному и тому же заявлению несколько раз, что позволяет при внешнем соблюдении закона значительно продлить сроки проверки свыше фактических 30 суток.

Так, 14 марта 2017 г. в УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве поступило заявление от г-на А. После того, как прошел 30-дневный срок, 14 апреля 2017 г.

сотрудником ОВД, проводившим проверку, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, при этом в постановлении было указано, что доводы заявителя подтвердились, но для принятия решения необходимо проведение дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, для чего требуется время. 23 апреля 2017 г.

постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено прокуратурой ЦАО г. Москвы как незаконное и необоснованное, а сотрудник полиции, проводивший проверку, получил таким образом дополнительные 30 суток для проведения проверки.

3. Необоснованное направление материала по подследственности.

Еще один способ, нередко используемый органами внутренних дел для получения дополнительного времени для проведения проверки, – необоснованное направление материала проверки по подследственности в другой территориальный орган внутренних дел или в подразделения Следственного комитета РФ. В подобных случаях материал гарантированно возвращается обратно, при этом срок на практике исчисляется с даты возвращения материала.

Так, по уже упоминавшемуся выше заявлению о совершении преступления, поданному А. в УВД по ЦАО г.

Москвы, материал проверки после истечения дополнительных 30 суток был необоснованно направлен якобы по подследственности в ОМВД по городскому округу Химки, откуда был возвращен через полтора месяца.

В результате этой манипуляции оперативный сотрудник вновь получил дополнительные 30 суток для проведения проверки, которые начали исчислять со дня возвращения материала в УВД по ЦАО г. Москвы.

Я перечислил три основных способа.

На практике при проведении проверки по одному и тому же материалу все указанные способы зачастую комбинируются, в результате чего по отдельным заявлениям, особенно по преступлениям в сфере экономики, проверка фактически затягивается на год и более.

Между тем нарушение процессуальных сроков при проведении проверки сообщения о преступлении не только нарушает права и законные интересы потерпевших от преступлений лиц и подрывает доверие к государству и его правоохранительным органам, но также препятствует в дальнейшем производству по уголовному делу. Дело в том, что зачастую за упущенное время уничтожаются или скрываются доказательства; лица, совершившие преступление, принимают меры к сокрытию имущества, добытого преступным путем, могут оказать давление на участников процесса или скрыться.

Следует также отметить, что действующее уголовно-процессуальное законодательство, устанавливающее срок проведения проверок сообщений о преступлении, является понятным и логичным, в существенном изменении в этой части не нуждается.

Нарушение сроков при рассмотрении заявлений о преступлениях является проблемой именно правоприменительной практики, а для того, чтобы заставить сотрудников органов внутренних дел соблюдать закон в этой части, необходима жесткая позиция надзорного органа в лице прокуратуры, а также руководителей органов внутренних дел, особенно со стороны руководителей следственных подразделений.

Однако при сложившемся лояльном отношении указанных должностных лиц к применению их подчиненными этих незаконных методов ждать изменения ситуации в ближайшее время не приходится.

При таких обстоятельствах заявителям и адвокатам необходимо при каждом случае нарушения сроков проверки незамедлительно обращаться с жалобами к прокурору и руководителю следственного органа, органа дознания, а также активно использовать процедуру судебного обжалования нарушений закона в порядке ст. 125 УПК РФ.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/sposoby-narusheniya-srokov/

Гордиев узел доследственной проверки

Как исчисляется срок доследственной проверки?

Вот лишь некоторые из них:

1. Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер

Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток.

К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков.

В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев.

При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер.

Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.

144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О).

Вместе с тем нарушения сроков проверки сообщений не влекут для следователей никаких неблагоприятных процессуальных последствий, в том числе признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным либо исключения доказательств, а поэтому такие произвольные действия продолжаются.

2. В период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель позволил следователю проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности будущего обвиняемого

Так, согласно ч. 1 ст.

144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.

На это указывают требования ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ: «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса».

Было очень опрометчивым решением законодателя дозволять представителям обвинения получение доказательств еще до возбуждения уголовного дела (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ была введена Федеральным законом от 4 марта 2013 г.

№ 23-ФЗ), когда представляется затруднительным обеспечить реализацию принципа равноправия и состязательности сторон.

3.

УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности

Например, он не сможет привести к следователю очевидца совершенного преступления и попросить его опросить. По смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство только по уголовному делу, которое на интересующий нас момент еще не возбуждено.

4. УПК РФ, предусматривая право уполномоченного должностного лица продлевать сроки доследственной проверки сначала до 10 суток, а затем до 30 суток, не предусматривает его обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц

Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ, «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия».

Данная процессуальная норма, действующая на стадии предварительного расследования, представляется логичной и основательной, но как объяснить иной подход законодателя при продлении срока проведения проверки, скажем, до 30 суток? Совершенно очевидно, что заинтересованные лица обязаны знать о таком решении следователя (дознавателя), чтобы иметь возможность своевременно его обжаловать.

5. Неизвещение лица, в отношении которого проводится проверка, о вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела

В соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ о принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела извещается только заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное постановление. Но ведь данное постановление не в меньшей степени затрагивает интересы лица, в отношении которого проводилась проверка!

6. Часть 1.1 ст. 144 УПК РФ не предусматривает право стороны защиты знакомиться с материалами доследственной проверки в случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела

Следователь, который вынес формальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, намереваясь выиграть время и в будущем возбудить уголовное дело, не позволит ознакомиться с материалами проверки, имея в виду пресловутую тайну следствия.

К этому следовало бы добавить, что со стороны прокуроров и руководителей следственных подразделений за действиями следователей и дознавателей на данной стадии осуществляется слабый соответственно надзор и контроль, а судебный контроль напрочь отсутствует.

Таким образом, так называемая доследственная практика превратилась в полноценное, иногда в многомесячное, не контролируемое со стороны суда расследование, которое проводится еще до возбуждения уголовного дела, но в процессе которого следователь (дознаватель) беспрепятственно добывает доказательства виновности, а лицо, в отношении которого такая проверка ведется, ограничено в процессуальных правах и не имеет эффективной возможности себя защищать.

Такое положение с очевидностью нарушает провозглашенный в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принцип равноправия и состязательности сторон.

В дальнейшем, уже после возбуждения уголовного дела, дублируются многие процессуальные действия, ранее совершенные в ходе доследственной проверки: опрошенные лица повторно допрашиваются, могут заново проводиться экспертизы и т.д.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, обоснованно указывая на некоторые из отмеченных проблем, предложила вообще упразднить доследственные проверки.

Данное предложение следовало бы проанализировать с точки зрения его практических перспектив.

Если сегодня исключить из УПК РФ ст. 144 и 145, то завтра может произойти следующее.

Основанием для возбуждения уголовного дела станет лишь информация о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, полученная из заявления, явки с повинной или сообщения о преступлении.

Схожий порядок предусмотрен ст.

21 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой президент адвокатской палаты субъекта РФ при наличии надлежащего повода и формы обращения возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката не позднее десяти дней со дня их получения и никакой предварительной проверки обращения не проводит. И в этом случае такой порядок кажется вполне приемлемым. Однако в отношении уголовного преследования граждан он может повлечь серьезные негативные последствия.

Очевидно, что секвестр только двух статей приведет к значительному увеличению количества возбужденных уголовных дел.

После автоматического возбуждения уголовного дела без проведения предварительной проверки встанет вопрос о задержании подозреваемого лица и его дальнейшего помещения под стражу.

Из практики нам хорошо известна приверженность представителей стороны обвинения и судов к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу, которая оценивается статистикой как переваливавшая за 91% от числа всех заявленных ходатайств.

Может укорениться сложившаяся практика, при которой подозреваемый (обвиняемый) сначала окажется в следственном изоляторе, а лишь потом следователь начнет проверять его причастность к совершению преступления, достоверность и допустимость показаний потерпевшего и иных доказательств. Неизбежно с увеличением количества возбужденных дел увеличится количество арестованных лиц.

С учетом сложившихся следственных обычаев, когда следователь и его руководитель боятся прекратить возбужденное уголовное дело из-за возможных обвинений в коррупции и некомпетентности, могут возникать ситуации, при которых поспешно заведенные уголовные дела попросту не захотят прекращать. По традиции их со страху станут заталкивать в суды для рассмотрения по существу.

Зная практику вынесения оправдательных приговоров (около 0,2–0,3%) и еще более печальную практику отказов прокуроров от поддержания обвинения, мы столкнемся с массовыми фактами осуждения невиновных лиц.

Как видно, исключение из УПК РФ только двух статей (144 и 145) может привести к катастрофическим последствиям для интересов правосудия и правопорядка.

Может произойти так называемый эффект бабочки, когда незначительное влияние на систему создаст большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время.

Следует признать, что существование доследственной проверки позволяет отказывать в возбуждении многих тысяч уголовных дел за отсутствием состава или события преступления.

Удаление важного процессуального фильтра облегчит процедуру возбуждения и сделает граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, более уязвимыми.

Кроме того, от таких новаций вряд ли будут в восторге и сами следователи (дознаватели), ведь они будут вынуждены без какой-либо проверки возбуждать уголовные дела, а потом нести персональную ответственность за неизбежно допущенные ошибки.

Этого допустить никак нельзя.

Как повествуют античные писатели Курций Руф и Плутарх, в 334 г. до н.э. Александр Македонский, столкнувшись со сложным узлом и потеряв терпение, не стал его распутывать, а просто рассек одним ударом меча. Полагаю, что сложный гордиев узел доследственной проверки не стоит иссекать таким прямолинейным способом.

Нам следовало бы настойчиво и выдержано найти и распутать все концы этого сложного узла.

Во-первых, распутать наиболее завороченный конец, связанный со сроками проведения проверок в порядке ст. 144–145 УПК РФ, можно, сократив их до 10 суток, как это было и ранее в УПК РСФСР, ограничив соответствующих должностных лиц возможностью однократной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во-вторых, освободить еще один тяжелый конец узла, позволяющий следователю (дознавателю) проводить полноценное расследование и собирать доказательства до возбуждения уголовного дела. В этом нет никакой необходимости, потому что доказательства должны добываться только после возбуждения уголовного дела.

В-третьих, найти и вытянуть еще один закрученный конец, который ограничивает процессуальные возможности лица, в отношении которого ведется проверка и его адвоката.

Если все же ставить вопрос об упразднении проверки до возбуждения уголовного дела, то следует предусмотреть фундаментальные изменения самой идеологии УПК, где вместе с проверкой на процессуальную свалку должна уходить и действующая у нас стадия предварительного следствия. Но это совершенно иная тема.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/gordiev-uzel-dosledstvennoy-proverki/

Источник: https://pravo163.ru/gordiev-uzel-dosledstvennoj-proverki/

Жилищный вопрос
Добавить комментарий