Как быть при несогласии с аттестацией рабочих мест?

Аттестация рабочих мест и компенсация работающим за работу в неблагоприятных условиях труда

Как быть при несогласии с аттестацией рабочих мест?

Во исполнение Закона Республики Беларусь «О пенси­онном обеспечении» все объекты хозяйственной деятель­ности независимо от формы собственности обязаны прово­дить не реже одного раза в пять лет аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Рабочее место – пространственная зона, оснащенная необходимыми техническими средствами (основным и вспомогательным оборудованием, технологической и ор­ганизационной оснасткой, средствами обеспечения бла­гоприятных условий труда), в которой совершается трудо­вая деятельность работника или группы работников, со­вместно выполняющих производственные задания.

Аттестация рабочих мест по условиям, труда – система учета, анализа и комплексной оценки на конкрет­ном рабочем месте всех факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на здоровье и тру­доспособность человека в процессе трудовой деятельности. Аттестация рабочих мест предусматривает:

♦ выявление на рабочем месте опасных и вредных про­изводственных факторов, формирующих неблагоприят­ные условия труда, а также причин их возникновения;

♦ оценку технического и организационного уровня ра­бочего места на его соответствие нормативным правовым актам;

♦ исследование санитарно-гигиенических факторов производственной сферы, сложности и напряжённости трудового процесса;

♦ количественную оценку условий труда на рабочем месте;

♦ разработку и составление перечня организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда;

♦ определение права работников на пенсию по возрасту по Спискам N° 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу в особых условиях труда, установление за счет средств предприятия доплат, льгот и компенсаций за ра­боту в неблагоприятных условиях;

♦ составление перечня рабочих мест, производств, про­фессий, должностей, работники которых по результатам аттестации имеют право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда по Спискам № 1 и № 2;

♦ составление перечня рабочих мест, работающим на которых устанавливаются доплаты за работу в неблаго­приятных условиях;

♦ определение размеров дифференцированных тари­фов (взносов) на государственное социальное страхование.

Аттестация проводится аттестационной комиссией, созданной приказом нанимателя; которым утверждается ее состав, полномочия, определяются сроки проведения аттестации, сроки и графики проведения подготовительных работ.

В состав аттестационной комиссии включаются глав­ные специалисты предприятия, работники отделов кад­ров, труда и заработной платы, охраны труда, медицин­ские работники, представители профсоюзного комитета, иного представительного органа работников.

В обязанности аттестационной комиссии входит:

♦ организационное, методическое руководство и конт­роль за ходом проводимой работы исполнителями на всех этапах;

♦ формирование необходимой нормативно-справочной базы и организация ее изучения;

♦ составление перечня рабочих мест, подлежащих ат­тестации;

♦ установление соответствия наименований профес­сий, должностей и характера, фактически выполняемых работ Единым тарифно-квалификационным справочни­кам (ЕТКС) и Квалификационному справочнику должнос­тей руководителей, специалистов и служащих (КСД);

♦ определение объема необходимых исследований опасных и вредных производственных факторов и органи­зация их проведения;

♦ выбор аккредитованной организации для оказания консультативной и методической помощи, а также прове­дения оценки психофизиологических факторов производ­ственной среды в соответствии с Перечнем таких органи­заций, утвержденным МТиСЗ;

♦ подбор аккредитованной лаборатории для: проведе­ния исследований и инструментальных замеров факторов производственной среды в соответствии с Перечнем таких лабораторий, утвержденным МТиСЗ;

♦ организация проведения фотографий рабочего дня;

♦ составление карт условий труда на каждое рабочее место или группу аналогичных рабочих мест, проведение количественной; оценки условий труда;

♦ создание по результатам аттестации перечня рабочих, мест на которых подтверждены особые условия труда по Спискам № 1 и № 2, и перечня на доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях;

..♦ организация разработки мероприятий по улучше­нию условий труда и оздоровлению работников.

Работа осуществляется в соответствии с Методикой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной Постановлением Министерства труда Рес­публики Беларусь от 26.05.2000 г. № 80.

Основным документом при проведении аттестации яв­ляется карта условий труда на рабочем месте, в которую заносятся все действующие санитарно-гигиенические и психофизиологические факторы производственной сре­ды, их фактические величины, соответствующие им нор­мативные значения и баллы с учетом коэффициентов про­должительности действия.

Балл фактора определяется в соответствии с Критериями для количественной оценки факторов условий труда путем сопоставления фактиче­ского значения с нормативным. По величине превышения норматива и в зависимости от продолжительности действия фактора на работающего определяется его балльная оценка.

Общая оценка условий труда в баллах рассчитывается путем суммирования оценок всех произ­водственных факторов.

По результатам балльной оценки определяются в соот­ветствии с действующим законодательством льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.

Ре­шение о предоставлении либо отказе в предоставлении ра­ботнику тех или иных видов льгот и компенсаций, в том числе пенсий на льготных условиях в соответствии со Списками № 1 и •№ 2, принимается администрацией и профсоюзной организацией предприятия.

При несогласии работника с данным решением оно может быть обжалова­но в органы государственной экспертизы по условиям труда либо в районный (городской) народный суд.

Карту условий труда подписывают все члены аттестаци­онной комиссии. С результатами аттестации рабочих мест должны быть ознакомлены работники, занятые на них.

Материалы аттестации рабочих мест являются документами строгой отчетности и хранятся на предприятиях и в организациях Не менее трех лет или до следующей ат­тестации.

Перечень рабочих мест, на которых подтверждены осо­бые условия труда по Спискам №1 и № 2, утверждается приказом нанимателя, согласовывается с профкомом и хранится в течение срока, установленного для хранения документов о трудовом стаже.

Размер доплат к тарифным ставкам и должностным ок­ладам устанавливается независимо от формы собственнос­ти Предприятия.

При определении размера минимально гарантирован­ных доплат за работу во вредных и тяжелых условиях тру­да применяется тарифная ставка 1-го разряда, устанавли­ваемая Советом Министров Республики Беларусь. Нани­матель не имеет права устанавливать размер доплат ниже минимально гарантированных.

Источник: https://studopedia.su/7_39630_attestatsiya-rabochih-mest-i-kompensatsiya-rabotayushchim-za-rabotu-v-neblagopriyatnih-usloviyah-truda.html

Споры решает экспертиза условий труда (вредные условия труда и аттестация рабочих мест)

Как быть при несогласии с аттестацией рабочих мест?

То, что работа не всегда бывает безопасной для здоровья, – всем известный факт. Как известно и другое: занятость в “особых условиях” может компенсироваться укороченным днем, дополнительными днями отпуска, доплатами, досрочной пенсией.

Однако при одном очень существенном условии – сама по себе вредность каждого рабочего места должна быть подтверждена аттестацией. И как раз по поводу ее иногда возникают по-настоящему непростые вопросы.

Каким образом проходит аттестация, можно ли оспорить ее результаты и что будет в случае, если та же аттестация прошла с нарушениями? Все это стало темой первой части интерактивного “марафона” Министерства труда и социальной защиты с участием заместителя министра Валерьяна Васильевича Короля, начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Ивана Александровича Карчевского и начальника отдела государственной экспертизы условий труда Ольги Ивановны Валетко.

На каких рабочих местах должна проходить аттестация? 

– Перечень рабочих мест, где проводится аттестация, определяет специальная аттестационная комиссия, которая создается приказом нанимателя. Согласно решению этой комиссии в перечень могут включаться все категории работников, которые заняты во вредных или опасных условиях на протяжении полного рабочего дня, то есть не менее 80 процентов установленного законодательством рабочего времени.

При этом надо иметь в виду: в обязательном порядке необходимо провести аттестацию по профессиям и должностям, предусмотренным в списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также в списке производств, цехов, профессий и должностей, который дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Должна ли проводиться аттестация рабочих мест специалистов по компьютерам? 

– В нашем случае аттестация проводиться может. Но только по отношению к специалистам по компьютерам, для которых работа с ПЭВМ является основной и у которых такая работа опять же занимает не менее 80 процентов от установленной законодательством продолжительности рабочего дня или смены. 

Как правильно сформировать аттестационную комиссию? 

– Конкретных требований по составу комиссии законодательство не определяет. Иными словами, в таком случае все зависит от нанимателя.

Вместе с тем, с учетом значимости решений этой комиссии желательно, чтобы председателем комиссии был назначен непосредственно руководитель организации или один из его заместителей, а в саму комиссию вошли представители отделов труда и зарплаты, охраны труда, кадров, представители юридической и технологической службы, медработники, руководители структурных подразделений, а также представители профсоюза.

Каким образом лучше всего провести аттестацию в организации с большим количеством сотрудников? 

– В таком случае можно создать аттестационные комиссии в структурных подразделениях организации – такие комиссии будут проводить аттестацию самостоятельно.

Какие последствия имеет некачественная аттестация и неточная оценка условий труда? 

– Последствия для работника – это непредоставление ему доплат, лечебно-профилактического питания, оплачиваемых перерывов, сокращенной продолжительности рабочего дня, дополнительного отпуска и других определенных законодательством компенсаций.

А последствия для нанимателя – привлечение к административной ответственности на основании статей 9.14, 9.19 Кодекса об административных правонарушениях.

В частности, для должностного лица все может закончиться штрафом в размере до 50, а для нанимателя – в размере до 100 базовых величин.

Что делать работникам, которые не согласны с результатами аттестации и лишением права на компенсации, скажем, права на дополнительный отпуск? 

– Сначала следует заметить: после проведения аттестации работники должны быть ознакомлены с ее результатами “под роспись”. И в случае несогласия с результатами можно провести внеочередную аттестацию – по инициативе профсоюза, требованию государственной экспертизы условий работы и по другим основаниям. Причем обратиться в ту же госэкспертизу условий труда могут сами работники.

Может ли наниматель отказать в переаттестации по требованию профсоюза? 

– Отказ нанимателя от переаттестации должен быть мотивирован. В противном случае профсоюз имеет полное право обратиться за защитой прав работников опять же в государственную экспертизу условий труда.

Кто определяет сроки проведения аттестации по условиям труда? 

– Сроки и график проведения аттестации определяет своим приказом непосредственно наниматель. Однако здесь существует требование: новая аттестация должна быть проведена до истечения периода действия аттестации предыдущей.

Возможно ли предоставление компенсаций за занятость во вредных или опасных условиях работникам-совместителям? 

– Сначала следует заметить, что совместительство – это выполнение в свободное от основной работы время другой постоянной работы как у “своего”, так и у другого нанимателя.

Причем законодательство требует: продолжительность работы по совместительству не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени.

А плюс к тому, существует запрет на работу по совместительству: для лиц в возрасте до 18 лет, а также на работах во вредных или опасных условиях, когда на основном и совмещаемом местах предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Действительно, может получиться, что человек имеет по основному месту работы выходной и (с учетом установленных законодательством ограничений) в этот же выходной работает по совместительству полный рабочий день или смену – в этом случае компенсации по результатам аттестации могут устанавливаться в полном объеме. Однако во всех других случаях аттестация не проводится.

Может ли наниматель предоставить дополнительный отпуск за вредные условия труда авансом – вместе с отпуском основным? 

– Такое право у нанимателя есть. При предоставлении же следующего отпуска дни, когда работник не был занят во вредных условиях, будут исключены из специального стажа.

Куда включаются затраты организации, связанные с компенсацией работникам по условиям труда? 

– Расходы по обеспечению здоровых условий труда и охране труда включаются в себестоимость продукции, товаров или услуг. И в том числе речь об издержках, связанных с компенсацией работникам по условиям труда согласно законодательству.

Есть ли данные, сколько всего насчитывается в Беларуси “вредных” рабочих мест? И возможно ли избавиться от таких мест полностью? 

– По статистике, в прошлом году в нашей стране насчитывалось 732893 рабочих места с вредными или опасными условиями.

И полностью избавиться от этой проблемы, наверное, просто невозможно – в конце концов, существуют технологические процессы, которые в той или иной степени воздействуют на здоровье работника негативно.

Другое дело, что количество “вредных” рабочих мест можно и нужно сокращать. Опять же в прошлом году их стало меньше на 66132. Причем эта тенденция уменьшения наблюдается и в этом году.

Сергей Гриб. Газета “Звязда”, 11 ноября 2010 года.

Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=69127&idate=2010-11-11

Еще записи по теме

Источник: http://www.bel-jurist.com/page/expert-examination

Как оспорить СОУТ и лишение компенсаций «за вредность» – Новости – Профсоюз

Как быть при несогласии с аттестацией рабочих мест?

В последнее время многие российские медики лишились — полностью или частично — компенсаций за вредные условия труда: дополнительных отпусков, сокращенной рабочей недели, надбавки к зарплате.

Делается это администрацией с помощью узаконенной процедуры — специальной оценки условий труда (СОУТ), заменившей аттестацию рабочих мест. Выполняется СОУТ нередко с многочисленными нарушениями. В связи с этим многих медработников интересует порядок обжалования действий администрации ЛПУ.

Рассмотрим это на примере вопроса врача одной из районных больниц Нижегородской области юристу профсоюза «Действие».

Врач сообщил, что по итогам проведенной в больнице СОУТ условия труда медработников были признаны допустимыми.

Опираясь на это, работодатель решил изменить условия трудовых договоров, не предоставлять медикам гарантии и компенсации за «вредность».

Сотрудникам раздали письменные уведомления об изменении условий труда «в порядке, предусмотренном статьей 74 Трудового кодекса РФ». Медика интересовал порядок обжалования результатов проведённого СОУТ и правомерность действий работодателя.

Юрист профсоюза подготовил ответ, основные положения которого мы приводим.

ЗАПРОС ИНФОРМАЦИИ

В первую очередь, вам необходимо обратиться на имя руководителя учреждения с письменным заявлением:

«На основании ст. 62 Трудового кодекса РФ в срок не позднее 3 рабочих дней прошу предоставить мне заверенную копию карты специальной оценки условий труда, проведенной на моем рабочем месте (со всеми протоколами исследований (испытаний) и измерений к ней)». (Дата, подпись).

Заявление сделать в двух экземплярах, один из которых оставить себе с входящим номером, датой и подписью должностного лица, ответственного за прием документов. Обычно это секретарь главного врача.

Получив карту и протоколы, вы сможете проверить корректность проведенных измерений.

В дальнейшем можно приступить к процедуре оспаривания результатов спецоценки.

ТРИ ВАРИАНТА ОБЖАЛОВАНИЯ

На основании статей 24, 26 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вы можете:

а) обратиться в региональный орган власти, уполномоченный в области охраны труда, в вашем случае это Министерство социальной политики Нижегородской области, с просьбой о проведении государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления вам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также экспертизы фактических условий труда на вашем рабочем месте;

б) обратиться в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области с заявлением о рассмотрении разногласий по вопросам проведения спецоценки условий труда на вашем рабочем месте;

в) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Рассмотрим эти варианты.

А) ГОСЭКСПЕРТИЗА

Порядок проведения госэкспертизы утвержден Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549-н. Вам необходимо обращаться за проведением госэкспертизы в Министерство социальной политики Нижегородской области. Образцы заявлений и разъяснения есть у них на сайте — http://minsocium.ru/index.php/okhrana-truda/1394-exam.

В нашей практике были прецеденты, когда проведение спецоценки условий труда признавалось по результатам госэкспертизы некачественным, на рабочих местах сотрудников выявляли «вредность». На наш взгляд, обращение с просьбой о проведении госэкспертизы должно содержать мотивы несогласия со спецоценкой (т.е. указание, что измерено ненадлежащим образом).

Отметим, что в случае обращения в Министерство работника или профсоюза экспертиза должна проводиться на платной основе, за счет средств заявителя.

У нас был опыт, когда региональный орган власти, уполномоченный в области охраны труда, провел госэкспертизу бесплатно, что позволило работодателю признать результаты госэкспертизы незаконными в суде и в Минтруда России (в Минтруда обжалуют результаты госэкспертизы).

Б) ЗАЯВЛЕНИЕ В ГОСТРУДИНСПЕКЦИЮ

Стоит обратиться в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области с заявлением на предоставление государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда.

Оказание этой услуги регулируется Административным регламентом, утверждённым Приказом Минтруда России от 05.12.2016 № 709-н.

В случае, если Гострудинспекция согласится с доводами заявления, то она может направить в Министерство социальной политики Нижегородской области представление о проведении экспертизы качества СОУТ на вашем рабочем месте.

В этом случае проведение госэкспертизы будет бесплатным. Мы считаем, что обращение в Гострудинспекцию также должно содержать конкретные доводы, почему вы не согласны с результатами СОУТ, т.е.

в любом случае сначала необходимо изучить карту спецоценки по вашему рабочему месту.

В) СУДЕБНЫЙ ИСК

Еще один вариант действий – обращение в суд с иском об оспаривании результатов проведенной СОУТ. По сложившейся судебной практике ответчиком по такому делу будет являться работодатель, а организация, проводившая спецоценку, — третьим лицом. Такое исковое заявление не облагается госпошлиной.

В суде можно просить о назначении госэкспертизы результатов спецоценки (по судебным определениям она проводится бесплатно).

Суды чаще обращают внимания на процедурные нарушения при проведении спецоценки (к примеру, если комиссия, проводившая спецоценку, была создана в неправомочном составе, если работники не были своевременно ознакомлены с результатами спецоценки и т. п.).

О ПРАВОМЕРНОСТИ ОТМЕНЫ ГАРАНТИЙ

Источник: http://medrabotnik.org/news/kak-osporit-sout-i-lishenie-kompensatsij-za-vrednost

Тонкости нового подхода к оценке условий труда

Как быть при несогласии с аттестацией рабочих мест?

12.05.2016 11:36:00

В своеобразном хит-параде вопросов отечественной практики охраны труда одно из первых мест на сегодняшний день продолжает занимать проведение специальной оценки условий труда.

Об отличии спецоценки от ранее применявшейся аттестации рабочих мест, о формировании новой методической базы и, конечно же, о проблемах, возникающих у работодателей в связи с внедрением нового подхода к оценке условий труда, нам рассказал заместитель директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Петр Сергеевич Сергеев.

В своеобразном хит-параде вопросов отечественной практики охраны труда одно из первых мест на сегодняшний день продолжает занимать проведение специальной оценки условий труда. Об отличии спецоценки от ранее применявшейся аттестации рабочих мест, о формировании новой методической базы и, конечно же, о проблемах, возникающих у работодателей в связи с внедрением нового подхода к оценке условий труда, нам рассказал заместитель директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Петр Сергеевич Сергеев.

 
– В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ) действовавшая ранее аттестация рабочих мест по условиям труда заменена новой процедурой. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, в чем концептуально состоит отличие двух подходов к оценке условий труда работника?
 

– Процедура спецоценки отличается от ранее применявшейся аттестации рабочих мест по условиям труда более четко определенным составом мероприятий, в числе которых выделяется идентификация вредных (опасных) производственных факторов с использованием классификатора таких факторов, ранее отсутствовавшая в аттестации рабочих мест.

Кроме того, спецоценка рассматривает только такие производственные факторы, которые могут быть исследованы и измерены посредством утвержденных и аттестованных в установленном порядке методик, а также факторы, оказывающие непосредственное влияние на условия труда работников.   При спецоценке не исследуется травмоопасность рабочих мест.

Указанный фактор будет оцениваться в рамках процедур, предусмотренных законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)», работу над которым планируется завершить в 2016 году.

В остальном процедура проведения спецоценки во многом схожа с ранее применявшейся аттестацией рабочих мест.

– Законодателями обозначен переходный период, в течение которого результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда остаются легитимными.

Насколько вероятно в новых условиях возникновение ситуаций, при которой работники, имеющие определенный компенсационный пакет, полученный по результатам действовавшей ранее аттестации, могут потерять права на доплаты за «вредность», на дополнительный отпуск и досрочный выход на пенсию?
 

– Частью 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ установлено, что состав и размер гарантий (компенсаций), ранее предоставляемых работнику по результатам проведения аттестации рабочих мест, не может быть изменен иначе как в результате проведения спецоценки на его рабочем месте.  

Основание для пересмотра состава и размера предоставляемых работнику гарантий и компенсаций – улучшение условий труда, подтвержденное результатами проведения спецоценки. В связи с этим вероятность возникновения ситуации, при которой объем ранее предоставлявшихся работнику гарантий и компенсаций может быть изменен, обусловлена исключительно состоянием условий труда на его рабочем месте и предпринимаемых работодателем мероприятий по их улучшению.

 
– Насколько полно в настоящее время, по прошествии уже двух лет с момента принятия закона о спецоценке, сформирована качественная и эффективная методическая база подзаконных нормативных правовых актов для проведения СОУТ в отношении отдельных категорий работников, для которых оценка условий труда должна проводиться с рядом особенностей, учитывающих специфику их профессиональной деятельности?
 

– В настоящее время Минтруда России практически закончил работу по установлению особенностей проведения спецоценки в отношении отдельных категорий работников и видов экономической деятельности, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 290 (далее – Постановление № 290).

  В частности, завершается подготовка к утверждению проекта приказа Минтруда, предусматривающего особенности проведения спецоценки на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Кроме того, совместно с МЧС России принято решение о нецелесообразности установления особенностей проведения спецоценки в отношении пожарных, спасателей и участников ликвидации последствий стихийных бедствий. Условия труда этих работников могут быть признаны опасными в соответствии с Законом № 426-ФЗ ввиду наличия прямой опасности для их жизни и здоровья во время трудовой деятельности.

Одновременно по результатам мониторинга спецоценки и предложений Минтранса России, Минздрава России и заинтересованных объединений профсоюзов и работодателей принято решение о дополнении Постановления № 290 рабочими местами водителей городского пассажирского транспорта, а также рабочими местами работников, оказывающих психиатрическую помощь.

Принятие данных поправок ожидается до конца 2016 года. Также по результатам мониторинга спецоценки и предложений Росуглепрофа и объединения работодателей угольной промышленности Минтруда готовит изменения в особенности проведения спецоценки на рабочих местах работников, занятых на подземных работах.

 
– Большой общественный резонанс вызвала ситуация, связанная с оспариванием работниками авиационной отрасли и их представителями результатов проведенной СОУТ. Премьер-министр поручил Минтруда разобраться в этой ситуации.

Расскажите, какие разночтения в законодательстве вызвали всплеск социальной напряженности на авиапредприятиях? Авиационные профсоюзы, в частности, считают, что на рабочих местах летного состава и проводников нельзя проводить спецоценку по общим правилам, установленным методикой, утвержденной Приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н (далее – Методика № 33н).

Какова перспектива согласования на трехстороннем уровне и принятия документа об установлении особенностей проведения спецоценки кабинных экипажей воздушных судов?
 

– Основная проблема при проведении спецоценки на авиапредприятиях – применение положений Методики № 33н, не учитывающей особенностей проведения спецоценки, обусловленных спецификой работы экипажей воздушных судов гражданской авиации (особый режим работы, высокая ответственность за результат выполняемой работы, особенность воздействия отдельных факторов производственного процесса), что в отдельных случаях некорректно отразилось на составе предоставляемых работникам гарантий и компенсаций.  

К настоящему времени нормативный правовой акт, устанавливающий особенности проведения спецоценки на рабочих местах летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, уже направлен на согласование в Минтранс России. Далее он будет утвержден Минтрудом и направлен на государственную регистрацию в Минюст.

 
– Каков порядок пересмотра компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, по результатам СОУТ?
 

– Основание для назначения предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций работникам – установление вредного или опасного класса (подкласса) условий труда по результатам спецоценки.

В зависимости от класса (подкласса) условий труда определяется состав и размер гарантий и компенсаций: повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск определенной продолжительности, сокращенная продолжительность рабочей недели.

 

Основанием для пересмотра состава и размера предоставляемых работнику гарантий и компенсаций является изменение класса (подкласса) условий труда, подтвержденное результатами спецоценки на рабочем месте указанного работника.

 
– Каковы действия работодателя в случае несогласия работников с результатами проведенной спецоценки?
 

– Несогласие работников возникает при ознакомлении с результатами спецоценки, когда отчет уже утвержден работодателем.

Работник вправе обратиться в профсоюз или иной представительный орган с целью решения вопроса о проведении на его рабочем месте внеплановой спецоценки в соответствии с Законом № 426-ФЗ или в инспекцию труда по месту расположения работодателя для проведения проверки соблюдения законодательства о спецоценке, а также в орган государственной экспертизы условий труда для проведения платной экспертизы качества спецоценки.  

При этом ознакомление работника с результатам спецоценки – его обязанность, уклонение от исполнения которой является нарушением законодательства о спецоценке.

 
– По окончании срока, на который были аттестованы рабочие места, возник вопрос о необходимости хранения в организации отчетов об аттестации рабочих мест по условиям труда. Должна ли организация хранить указанные отчеты, несмотря на то что была проведена СОУТ и необходимости в прежних данных аттестации рабочих мест уже нет?
 

– Нормы о сроке хранения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в настоящее время утратили силу, в связи с чем данные сроки целесообразно устанавливать в соответствии с нормативными правовыми актами по вопросам архивного хранения, имея в виду, что указанные результаты являлись основой для реализации работниками их трудовых прав.

 
– Согласно части 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного закона, спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.

Вправе ли работодатель не проводить спецоценку в отношении офисных работников до 31 декабря 2018 года, если нет профессий с вредными условиями труда (при этом аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проводилась)?
 

– Несмотря на то, что Законом № 426-ФЗ не определены конкретные сроки начала проведения спецоценки в отношении ранее неаттестованных рабочих мест, считаем целесообразным, в целях обеспечения защиты трудовых прав занятых на таких рабочих местах работников, обеспечить максимально оперативное проведение спецоценки, не дожидаясь наступления установленных Законом № 426-ФЗ сроков переходного периода.

 
– Вправе ли организация применять результаты СОУТ, если не были проведены испытания эффективности СИЗ?
 

– Нормы части 6 статьи 14 Закона № 426-ФЗ о возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ, а также изданной в развитие ее положений Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утвержденной приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н, являются диспозитивными, поэтому предусмотренная ими возможность снижения класса (подкласса) условий труда – право работодателя, а не обязанность. В связи с этим решение о возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ принимается комиссией по проведению спецоценки. Если комиссия приняла решение о невозможности такого снижения, результаты проведения спецоценки применяются без учета использования работниками эффективных СИЗ.
 

– Обязана ли организация проводить СОУТ (по истечении срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?
 

– Если случай профессионального заболевания выявлен на рабочем месте, на которое не была оформлена декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то на таком рабочем месте согласно Закону № 426-ФЗ в течение полугода с даты выявления случая профессионального заболевания должна быть проведена внеплановая спецоценка. На задекларированные рабочие места это требование также распространяется, при этом декларация признается утратившей силу.

 
– Как поступать работодателю в ситуации, когда специализированная организация, проводившая в 2014 году спецоценку, в 2015 году была исключена из соответствующего реестра. Будут ли результаты проведенной оценки действительны до конца срока действия?
 

– Ввиду того, что на период проведения спецоценки проводившая ее организация удовлетворяла требованиям Закона № 426-ФЗ и была включена в соответствующий реестр, результаты проведенной указанной организацией спецоценки легитимные. Если работодатель не согласен с результатами проведенной СОУТ, он вправе обратиться в орган государственной экспертизы условий труда с целью проведения экспертизы качества такой спецоценки.

Все публикации

Источник: http://www.kiout.ru/info/publish/24197

Онлайн Инспекция – Обязанности работодателя в сфере проведения специальной оценки условий труда

Как быть при несогласии с аттестацией рабочих мест?

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.

рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал).

Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей  и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1          В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

 2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов. 

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

 3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.  

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.  В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена. 

 4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда.

Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/).

В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы. 

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

материалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

–           игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

–           отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

–           экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

–           коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

–           недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

–           не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

–           не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

–           не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!      

Источник: https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/reminder/162

Жилищный вопрос
Добавить комментарий