Имеют ли право производить досмотр вещей супругов?

Правила проведения досмотра вещей работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны | Филиал Белорусского Национального Технического Университета «Минский Государственный Политехнический Колледж»

Имеют ли право производить досмотр вещей супругов?

Правила проведения досмотра вещей работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны

В повседневной жизни многие граждане сталкиваются с проведением досмотра личных вещей, например, в магазинах, на дискотеках, в учреждениях образования и на других объектах. Поговорим о правомерности и правилах проведения досмотра вещей.

Перечень организаций, в которых допускается досмотр вещей, работниками охраны утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.10.2007 года № 534.

 Организациями, где чаще всего подвергаются досмотру личные вещи граждан, являются:- организации, которые на постоянной основе организуют проведение дискотек, работу культурно-развлекательных (ночных) клубов и имеют подразделения охраны (на объектах, принадлежащих этим юридическим лицам);- торговые организации, имеющие подразделения охраны;- учреждения образования, имеющие подразделения охраны.Вышеуказанные организации вправе осуществлять досмотр вещей только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на охранную деятельность, а в случаях, предусмотренных иными законодательными актами, без специальных разрешений (лицензий) на эту деятельность.

Правила проведения досмотра вещей работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 года № 601.

Действие указанных выше Правил не распространяется на предполетный досмотр, личный досмотр и иные процедуры контроля, осуществляемые в целях обеспечения авиационной безопасности в соответствии с актами законодательства.

Досмотр вещей – мероприятие по обеспечению защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств, состоящее в предъявлении физическим лицом вручную переносимых (перевозимых) им вещей для визуального и ручного контактного их обследования работником охраны в целях разрешения вноса (выноса), ввоза (вывоза) этих вещей на охраняемый объект (с охраняемого объекта).

К вещам, подлежащим досмотру, относятся папки, портфели, сумки, чемоданы, полиэтиленовые пакеты, инвалидные коляски, детские коляски, чехлы, тележки, контейнеры и другие вещи, вручную переносимые (перевозимые) физическими лицами.

Досмотр вещей проводится на территории объектов, охраняемых:

– военизированной охраной – работниками военизированной охраны в пределах их компетенции;

– организациями, включенными в перечень организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, в которых допускаются личный досмотр, досмотр вещей и документов, транспортных средств работниками охраны этих организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, – работниками охраны данных организаций в пределах их компетенции.

Досмотр не проводится:- в отношении лиц, которые в соответствии с международными договорами пользуются дипломатическим иммунитетом или согласно законодательным актам обладают неприкосновенностью;- работниками организаций, не уполномоченных в соответствии с актами законодательства на проведение досмотра;- работниками организаций, не имеющих специальных разрешений (лицензий) на охранную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих данную деятельность без специальных разрешений (лицензий) в соответствии с законодательными актами;- на принадлежащих организациям охраняемых объектов, для которых локальными нормативными правовыми актами этих организаций не установлен пропускной и (или) внутриобъектовый режим;- в отношении несовершеннолетнего или недееспособного физического лица в отсутствие его законных представителей (родители, усыновители, опекуны, попечители и другие лица).

Работники охраны перед проведением досмотра вещей, обязаны:

– доставить владельца и подлежащие досмотру вещи в присутствии понятых в помещение для досмотра;- указать владельцу конкретный случай, послуживший основанием для производства досмотра вещей;- разъяснить владельцу его права и обязанности, применительно к досмотру вещей;- проверить документы, удостоверяющие личность владельца;- предложить владельцу добровольно выдать вещи;- осмотреть помещение для досмотра;- закрыть окна и двери в смежные помещения;- убрать предметы, которые могут быть использованы как средства для нападения.

Работники охраны, проводящие досмотр вещей, обязаны:

– произвести визуальное и ручное контактное обследование досматриваемых вещей без их повреждения и нарушения целостности;- принять меры, исключающие возможность со стороны владельца незаметно отложить, спрятать (выбросить) вещи;- обращаться с досматриваемыми вещами бережно и аккуратно;- исключить доступ в помещение для досмотра лиц, не участвующих в досмотре вещей, и возможность наблюдения за его производством.

Досмотр проводится в пределах, необходимых для обнаружения работниками охраны вещей:

– являющихся орудием или непосредственным объектом противоправных посягательств, а также соответствующих документов;- запрещенных к вносу (выносу) на охраняемый объект в случаях, предусмотренных актами законодательства (о пожарной безопасности и иными) и требованиями пропускного и внутриобъектового режимов (указанные вещи могут быть приняты работниками охраны на временное хранение в соответствии с требованиями пропускного и (или) внутриобъектового режимов для обеспечения пропуска лица на охраняемый объект).

В случае обнаружения работниками охраны вещей, указанных выше работником охраны незамедлительно приглашаются понятые и дальнейший досмотр вещей производится только в присутствии понятых с обязательным составлением протокола досмотра вещей.

Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников охраны при проведении досмотра повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) руководителю организации, с которой данные работники состоят в трудовых отношениях, и (или) в суд.

Лицензионно-контрольная группа штаба Партизанского (г.Минска) отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь

Источник: https://mgpk.bntu.by/pravila_dosmotra

Досмотр как мера административного принуждения, применяемая полицией для противодействия правонарушениям в сфере оборота наркотических средств

Имеют ли право производить досмотр вещей супругов?

(Газизов Д. А.) («Административное право и процесс», 2012, N 2)

ДОСМОТР КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПОЛИЦИЕЙ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Д. А. ГАЗИЗОВ

Газизов Дмитрий Анатольевич, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Рассматривается правовая природа личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, как мера административного принуждения, применяемая полицией для противодействия правонарушениям в сфере оборота наркотических средств.

Ключевые слова: личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, порядок проведения досмотра.

Inspection as a measure of administrative enforcement by police to deal with violations in the field of drug trafficking D. A. Gazizov

In this article the legal character of body and cargo searching is considered, when misdemeanor cases occur. Also different features of its application are examined. On the basis of given analysis the author suggests different ways of improvement of the legal drug regulation.

Key words: body searching, search of personal property, procedure of searching.

Полиция для выполнения возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» задач наделена широкими полномочиями по применению различных по характеру мер административного принуждения, которые, как справедливо отмечал А. П.

Коренев, используются в целях обеспечения соблюдения и защиты тех административно-правовых и иных норм права, которые содержат общие правила поведения в сфере государственного управления . ——————————— См.: Коренев А. П. Административное право России: Учебник: В 3 ч.

2000. Ч. 1. С. 217.

В учебной и научной юридической литературе применение досмотра сотрудниками полиции рассматривается как мера административного принуждения . Последнее обладает целым рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения. ——————————— См., напр.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М.

Козлова, Л. Л. Попова. М., 2001. С. 302; Коренев А. П. Указ. соч. С. 236, 237; Административная деятельность органов внутренних дел: Общая часть: Курс лекций / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 2004. С. 176; Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: Монография / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2004. С.

164.

К основным признакам, характеризующим досмотр как меру административного принуждения, можно отнести следующие. 1. Досмотр как мера административного принуждения, применяемая полицией, является правовым средством ее административно-правовой деятельности по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, противодействию преступности.

Такой вывод вытекает из анализа Федерального закона о полиции, КоАП РФ, Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федерального закона от 6 марта 2006 г.

N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и других законодательных актов, положения которых детализируются и конкретизируются в ведомственных нормативных актах — приказах, инструкциях, положениях, директивах и пр. 2.

Анализ деятельности полиции по применению досмотра показывает, что именно административно-правовые нормы в большей степени определяют регулируемые отношения, субъектов этих отношений, а также их права и обязанности . ——————————— Подробнее см.: Мягков А. В., Газизов Д. А. Применение милицией досмотра: теория и практика: Монография. Барнаул: Барнаульский ЮИ МВД России, 2006.

3. Досмотр как мера административного принуждения характеризуется множественностью субъектов, его применяющих.

Помимо полиции в той или иной мере применять досмотр имеют право органы и должностные лица Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы и др., реализующие «специальные исполнительные, контрольные или надзорные функции».

Необходимо отметить, что деятельность полиции распространяется на самые разнообразные области и сферы социальной жизни, тогда как деятельность иных, в частности названных выше, федеральных органов исполнительной власти имеет определенную «тематику», ограниченную обособленной сферой общественных отношений.

В силу возложенных на нее задач полиция в ряде случаев вправе и обязана действовать в сферах, «подведомственных» иным федеральным органам исполнительной власти.

Полиция занимает особое место в системе государственных органов, имеющих право на применение досмотра, решающих задачи по обеспечению безопасности личности, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, являясь одним из основных ее субъектов. 4.

Досмотр, применяемый сотрудниками полиции, реализуется в порядке их административно-правовой и административно-процессуальной деятельности.

Произведенный нами анализ дел об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств позволяет сделать вывод о том, что основным субъектом, применяющим досмотр, являются сотрудники, осуществляющие охрану общественного порядка, — 94%, тогда как на долю оперативных сотрудников полиции приходится лишь 6%.

Отметим, что последние осуществляли досмотр также в ходе административно-правовой деятельности. 5. Для досмотра как меры административного принуждения характерна внесудебная процессуальная форма применения, оперативность принятия решения. Применению мер административного принуждения, как правило, не предшествует предварительное издание каких-либо актов или получение санкции. 6.

Досмотр является эффективным средством предупреждения преступлений и административных правонарушений. 7. Досмотру присуща многоплановость, выражающаяся в преследовании нескольких целей.

В частности, личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте применяется как административно-предупредительная мера в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, а при досмотре водителя транспортного средства, совершившего административное правонарушение и не желающего предъявить документы на право управления, он приобретает форму административно-процессуальной меры, применяемой в целях выявления и закрепления доказательств правонарушения. Все эти меры схожи между собой по форме и способу осуществления, но различны по целям применения. Административно-правовые нормы, регулирующие применение досмотра полицией, в зависимости от своей служебной роли подразделяются на материальные и процессуальные. Различие между ними, как отмечал В. Д. Сорокин, заключается в том, что «если норма материального права, определяя содержание правомочий и юридических обязанностей субъектов права, отвечает на вопрос: что надо сделать для реализации этих полномочий и обязанностей, то норма процессуального административного права отвечает на вопросы: как, каким образом, в каком порядке они могут быть реализованы» . ——————————— Сорокин В. Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968. С. 9.

Порядок применения досмотра полицией представляет собой конкретную процедуру, конкретный процесс, «порядок реализации предписаний как определенного способа воздействия на поведение людей» , являющегося частью производства по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления. ——————————— Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. С. 47.

Словарь русского языка толкует термин «порядок» как последовательный ход чего-нибудь; правила, по которым совершается что-нибудь .

В нашем случае рассматриваемой дефиниции будет придан определенный юридический смысл для более четкого уяснения сути процессуально-правовых норм, регулирующих применение досмотра как меры административного принуждения сотрудниками полиции.

Проецируя анализируемый термин в плоскость разбираемой проблемы, определимся с его юридическим содержанием, или наполнением. ——————————— См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. 8-е изд., стереотип. М., 1970. С. 557.

Порядок применения досмотра — это законодательно установленная последовательность осуществления определенных действий, которой должны руководствоваться сотрудники полиции перед, в момент и после применения досмотра как меры административного принуждения при возникновении условий, наличие которых позволяет им осуществить рассматриваемую меру . ——————————— См.: Бекетов О. И., Опарин В. Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: Монография. Омск, 2001. С. 137; Каплунов А. И. Применение и использование сотрудниками милиции огнестрельного оружия: теория и практика: Монография / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2001. С. 176.

Анализируемая мера остро затрагивает честь и достоинство гражданина, оказывает сильное психическое воздействие, что обусловливает необходимость четкого правового регулирования процедуры ее применения. Однако правового акта, который устанавливал бы единый порядок, правила проведения досмотра, к сожалению, не существует.

Анализ действующих нормативных правовых актов, регламентирующих применение полицией досмотра, позволяет констатировать, что порядок осуществления рассматриваемой меры достаточно полно урегулирован только применительно к производству по делам об административных правонарушениях, т. е. как меры административно-процессуального обеспечения.

Порядок же применения досмотра как административно-предупредительной меры остается недостаточно урегулированным. Такое положение дел можно объяснить простой логикой. Если процессуальный досмотр применяется по единственному основанию, то предупредительный — нет.

Кроме того, порядок его применения, на наш взгляд, зависит от правового характера и области, в которой полиции приходится осуществлять свою деятельность. Говорить о единообразном применении административно-предупредительного досмотра в условиях помещения лица в специальный приемник и в случае пользования человеком воздушного транспорта нельзя.

Кроме того, имея профилактический характер, один досмотр преследует цель предупредить совершение правонарушений, а другой — не допустить нарушения общественной безопасности. Общий порядок применения досмотра регламентирован ст. 27.7, 27.9 КоАП РФ.

Предлагаем, чтобы избежать повторов в процессе анализа, рассмотреть общий и упрощенный порядок осуществления указанной меры в единстве, так как они тесно связаны между собой, порой неразрывны. 1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, и досмотр транспортных средств должны применяться в присутствии двух понятых (ч. 3 ст. 27.7, ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ).

Для контроля за законностью производства личного досмотра, досмотра вещей и досмотра транспортных средств закон устанавливает круг лиц, которые должны присутствовать при производстве этих действий.

При осуществлении досмотра необходимо присутствие двух понятых, что должно найти отражение в протоколе досмотра, либо должна быть произведена соответствующая запись в протоколе о доставлении или административном задержании (ч. 6 ст. 27.7 и ч. 5 ст. 27.9 КоАП РФ).

Результаты проведенного анкетирования сотрудников ДПС, патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных показали, что 51% опрошенных приходилось проводить досмотр без понятых. На вопрос: «Чем было обусловлено их отсутствие?» — ответы распределились следующим образом: применение досмотра связано с опасностью причинения вреда жизни и здоровью людей — 16,0%; отсутствие реальной возможности обеспечить проведение досмотра с участием понятых — 32,5%; отказ граждан присутствовать в качестве понятых — 27,8%; применение досмотра в случаях, не терпящих отлагательств, — 23,7% . ——————————— См.: Мягков А. В., Газизов Д. А. Применение милицией досмотра: теория и практика: Монография. Барнаул: Барнаульский ЮИ МВД России, 2006. С. 92.

Ряд сотрудников органов внутренних дел ошибочно считают, что ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ дает им право в любых исключительных случаях осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, без понятых. В указанной части речь идет только о наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.

Упоминания о наркотических средствах или психотропных веществах нет. Осуществлению досмотра без участия понятых, способствуют, к сожалению, ведомственные нормативные акты. Так, в абзаце 2 п.

266 раздела «Особенности задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений» Устава патрульно-постовой службы предусмотрено, что «в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно (выделено мной. — Д. Г.), или в более удобный момент, когда можно получить помощь…». ——————————— Утв.

Приказом МВД России от 29.01.2008 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» // Бюл. норм. актов фед. органов исполн. власти. 2008. N 27.

Источник: http://center-bereg.ru/m1118.html

Досмотр вещей в магазинах

Имеют ли право производить досмотр вещей супругов?

Все мы неоднократно видели, как в крупных супермаркетах к посетителям «прилипают» представители охраны этих заведений. Требования, выдвигаемые с их стороны, различны. К примеру, нередко они требуют оставить Вашу сумку в их «камере хранения» или желают покопаться в Ваших вещах.

Запомните! Большинство таких действий незаконны!

Если охранники просят оставить Вашу сумку в «камере хранения», то эта просьба звучит по крайней мере глупо и неуместно. В одном ряду с этой просьбой будет стоять смехотворная просьба оставить кошелёк в «камере хранения», а взять с собой только купюры.

Под каким предлогом это делается? Охрана настолько убеждена в том, что при попытках что-либо украсть злоумышленники обязательно спрячут это в сумке? Или, может быть, в сумке проще пронести незамеченным что-либо мимо кассы… Но ведь для этого и нужна охрана, чтобы пресекать такие ситуации, а не ликвидировать последствия, когда жаренный петух клюнет и злоумышленника поймают уже на выходе.

По сути, сканеры на выходе должны являться контролем над работой охраны, проверяя их работу, а не наоборот. Если супермаркет опасается кражи на торговой территории и пытается обезопасить себя от этого, то почему мы думаем, что супермаркет возьмёт ответственность за вещи, оставленные нами в их «камерах хранения», когда он за “оставленные вещи ответственность не несет”?

Мы все не раз сталкивались с тем, что возле «камер хранения» висят объявления, что магазин не несёт ответственность за Ваши ценные вещи, которые Вы оставили в камере хранения! Что же получается? И с собой нельзя, и оставлять – не стоит? Не носить с собой ценные в денежном эквиваленте вещи?

Но как быть, если вещь дорога не по своей стоимости? Пускай вещь не дорога, но всё же от любой пропажи приятного мало. Фраза «… администрация НЕ НЕСЁТ ответственность» и ей подобные должны насторожить нас с Вами.

И еще: А имеет ли право охрана вообще осматривать Ваши вещи на каком-либо основании? Содержимое Вашей сумки Вы можете по желанию показать охранникам, но можете так же их показать кому угодно. А вот требовать от вас демонстрации содержимого сумки охрана не вправе.

Право на досмотр имеют лишь уполномоченные на то органы. К примеру, милиция. Т.е. охрана имеер право только пригласить милицию, если подозревает факт кражи. Но в этом случае охрана несет ответственность еще и за Вашу задержку и за ложный вызов милиции.

Не думаю, что это ей нужно.

Так что знайте, уважаемые читатели, свои права и умейте ими пользоваться, чтобы избежать расстройства от пропажи своих вещей или прелюдного досмотра охранниками магазинов.

ГК Статья 886. Договор хранения

1. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Логично предположить, что между посетителем (а ведь каждый посетитель – потребитель товаров или услуг!) и магазином должен быть заключен подобный договор. Но ведь мы не заключаем никакого договора, нигде не расписываемся и так далее. Может ли такой договор быть заключенным в устной форме? Что «говорят» об этом наши законы?

ГК Статья 887. Форма договора хранения

1. Договор хранения должен быть заключен в письменной форме в случаях, указанных в статье 161 настоящего Кодекса.

ГК Статья 161. Сделки, совершаемые в простой письменной форме

1. Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, – независимо от суммы сделки.

2. Соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со статьей 159 настоящего Кодекса могут быть совершены устно.

ГК Статья 159. Устные сделки

1. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

2. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.

3. Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.

Получается, что сдавая в камеру хранения вещи, Вы заключаете УСТНЫЙ договор хранения. Получается, что Вы в праве заключить УСТНЫЙ договор, как и выбрать магазин, и так же Вы имеете право на заключение письменного договора. Поскольку магазин не настаивает на заключение письменного договора, так же как и Вы, он заключает (а точнее, заключаете вы с ним) УСТНЫЙ договор хранения.

Слово «обязывая» тут используется не в буквальном смысле. Фактически, магазин может Вам ПРЕДЛОЖИТЬ, но не потребовать.

ГК Статья 426. Публичный договор

3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

Статья 445. Заключение договора в обязательном порядке

4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Статья 14.15 КоАП. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

То есть потребитель может вызвать милицию для составления протокола об административном правонарушении. К тому же магазин НЕСЁТ ответственность за Ваши вещи, хоть и заявляет, что не несёт. Это называется «ввод в заблуждение потребителя».

Изучая указанные выше статьи можно придти к выводу, что не пустить в магазин по какой-либо причине Вас так же не могут.

Имеет ли право охрана осматривать Ваши вещи на каком-либо основании? Ссылки сотрудников служб безопасности на должностные инструкции неправомерны: в них не может быть прописано право на досмотр или обыск частных лиц. Согласно ст. 27.

7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, производить досмотр может только сотрудник милиции. Охранник может Вас осмотреть, только если у него по чистой случайности имеется с собой удостоверение сотрудника милиции, которое было Вам предъявлено.

Если охранник досмотрел ваши вещи, то Вы вправе обжаловать его незаконные действия!

Если дело ограничилось досмотром вашей сумки без применения насилия или угрозы его применения, необходимо обратиться в ОВД по месту нахождения магазина (или по месту своего жительства) с заявлением.

Для успешного исхода желательно наличие свидетелей инцидента, но если их нет – не беда. Жалоба все равно будет направлена в отдел лицензионно-разрешительной работы округа, где зарегистрировано охранное предприятие, на сотрудника которого вы жалуетесь.

По каждому обращению ОЛРР проводит проверку ЧОПа.

Если факт нарушения подтвердится, сотруднику службы охраны вынесут предупреждение. И оштрафуют согласно п. 4 ст. 20.16 КоАП РФ. Если в течение года охранник получит второе предупреждение, он будет лишен права на свою работу на срок до трех лет.

Если охранник требовал досмотра вещей и угрожал применить физическую силу или применил ее, он может понести уголовную ответственность по ст. 203 УК РФ – «Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб».

За это сотрудник службы безопасности рискует получить до пяти лет лишения свободы, а после освобождения лишиться права заниматься охранной деятельностью в течение трех лет.

Единственное, что может сделать охранник – попросить Вас остаться, потому что у него есть какие-либо подозрения. Хотя, Вы можете не оставаться, даже если охранник вызовет милицию.

Источник: http://www.ukon.su/article/article_41233_dosmotr-veschey-v-magazinah/

Поверхностная проверка, осмотр и обыск автомобиля: основания и порядок

Имеют ли право производить досмотр вещей супругов?

Работники полиции имеют право осмотреть Ваш автомобиль. Такое право предусмотрено Законом «О национальной полиции» и Кодексом Украины об административных правонарушениях.

Существует несколько видов такого осмотра:

1) осмотр транспортного средства в соответствии со ст. 264 КУоАП;
2) поверхностная проверка, которая заключается в визуальном осмотре соответствии со ст. 34 ЗУ «О Национальной полиции».

Сразу следует сказать, что автомобиль является Вашей частной собственностью, неприкосновенность которой гарантируется ст. 30 Конституции Украины. Никто без Вашего разрешения или решения суда, не может залезать в салон, открывать самостоятельно багажник, рыться в Ваших вещах и смотреть номер кузова.

Перед проведением осмотра / поверхностной проверки, полицейский обязательно должен сообщить Вам о причинах применения такой меры (ч. 2 ст. 31 ЗУ «О Национальной полиции»), а также что именно будет осуществляться — поверхностная проверка или личный досмотр — с обязательной ссылкой на нормативно-правовой акт, регулирующий порядок его осуществления.

Следует так же сразу выяснить в рамках чего и какого производства осуществляются такие действия: уголовного производства или в рамках административного правонарушения.

Поверхностная проверка

Поверхностная проверка является превентивной мерой, которая заключается в визуальном осмотре лица, вещей, транспортного средства. Протокол о такой проверке не составляется, действие фиксируется на нагрудную камеру (видеорегистратор) работника полиции, которую он включает перед началом разговора с водителем.

Согласно ч. 4 ст. 34 ЗУ «О Национальной полиции» полицейский может осуществлять поверхностную проверку транспортного средства:

1) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом;
2) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве есть вещь, оборот которой запрещен или ограничен или которая представляет угрозу жизни или здоровью лица или других лиц;
3) если существует достаточно оснований считать, что вещь или транспортное средство является орудием совершения правонарушения и / или находится в том месте, где может быть совершено уголовное преступление, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.

Как видим в этом перечне нет такого основания для поверхностной проверки, как подозрение в совершении административного правонарушения или совершение административного правонарушения.

Поверхностная проверка осуществляется путем визуального осмотра автомобиля или его салона и багажника. Полицейский имеет право требовать открыть крышку багажника и / или двери салона. При этом содержание личных вещей или транспортного средства лицо показывает самостоятельно.

Осмотр транспортного средства

Отличие этого вида осмотра состоит в том, что он применяется только к лицам, которые подозреваются или совершили административное правонарушение. Об осуществлении такого осмотра обязательно составляется протокол, копию которого Вы должны получить.

В протоколе указываются основания и причины проведения осмотра, его результаты и другое или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Помните, что все активные действия осуществляются Вами (например, Вы самостоятельно открываете багажник, двери салона, демонстрируете закрытые места салона и т.д.), выполняя требования полицейского, а он в свою очередь лишь наблюдает за Вашими действиями и вещами, ни к чему не прикасаясь руками.

Обыск транспортного средства

Обыск – это уже следственное действие, заключающееся в принудительном обследовании помещений, сооружений, участков местности и других объектов, находящихся в ведении определенных лиц, с целью обнаружения и изъятия предметов и документов, которые могут иметь значение по делу, или нахождения разыскиваемых лиц, проводимый при наличии вероятных данных о том, что они скрываются в определенном месте или у определенного лица.

Обыск проводится только в рамках уголовного производства.

Не допускается проникновение в жилище или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда.

Поэтому обыск производится на основании постановления следственного судьи.

Перед началом выполнения постановления следственного судьи лицу, которое владеет транспортным средством должна быть предъявлена ​​копия решения суда о проведении обыска и предоставлена ​​ее копия.

Так же следует знать, что если под видом осмотра фактически был произведен обыск, то такие действия можно признать незаконными и все доказательства добытые таким путем не будут иметь доказательной силы.

Источник: http://advokat-bezuh.in.ua/poverhnostnaya-proverka-osmotr-i-obyisk-avtomobilya-osnovaniya-i-poryadok/

Защита прав человека на словах и на деле

Имеют ли право производить досмотр вещей супругов?

5 марта в 11:41 1087

что за неполных два года осуществления практической деятельности в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, я столкнулся с систематическим попустительством со стороны представителей территориальных подразделений прокуратуры РФ к фактам явных нарушений гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов при производстве дознания, предварительного расследования. Данное попустительство имеет место как в ходе осуществлении должностными лицами прокуратуры полномочий, предусмотренных главой 31 УПК РФ (утверждение обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд), так и при поддержании государственного обвинения в судах первой и вышестоящих инстанций.

Возможно, вступительная часть данного обращения покажется излишне объёмной, но необходимость её приведения именно в таком виде обусловлена явным несоответствием позиции должностных лиц Прокуратуры РФ, представляющих её в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, требованиям действующего законодательства, в том числе – Конституции РФ, а также позиции руководства надзорного органа.

В соответствии с положениями Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 N 2202-1, прокуратура РФ, действуя в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляет от имени Российской Федерации (в числе прочего) надзор:

1) за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации,

2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении возложенных на него функций по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор:

– принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

– использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона;

– при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Конституцией России установлено, что:

– Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1),

 – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2);

– органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15);

– в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17);

– права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18);

– каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

– каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23);

– государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст. 45);

– права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

В соответствии с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ратифицированных Россией в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ, далее – Конвенция):

– каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом (ст. 5),

– каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (ст. 8).

12.04.2013г. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации С.Г. Кехлеров, выступая в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с лекцией на тему «Конституция Российской Федерации: роль и место прокуратуры в защите конституционных принципов», отразил следующее:

– Реализация конституционных положений, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляется различными государственными органами, среди которых особое место занимает прокуратура Российской Федерации, выступающая в качестве независимого конституционного института.

– … требуются колоссальные усилия для того, чтобы диктатура закона стала реальностью.

В этой связи, слава Богу, что законодателю, другим институтам общества и государства хватило осознания необходимости сохранения прокурорского надзора за исполнением закона как одного из проверенных и надёжных инструментов обеспечения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

– Хочу особо подчеркнуть, что прокуратура защищает Право в целом. Право как высшую социальную ценность. Прокуратура отстаивает верховенство закона и единство законности. Никакая другая государственная структура не имеет подобных задач и функций.

– Одной из сфер, где наиболее высок риск причинения вреда правам человека и гражданина, является уголовное судопроизводство.

Конституция Российской Федерации гарантирует презумпцию невиновности, неприкосновенность личности, жилища, охрану личной жизни граждан, обеспечение обвиняемому права на защиту.

Однако возможности прокуратуры по защите прав участников уголовного судопроизводства существенно ограничиваются изъятием у прокурора целого ряда полномочий.

Прокурор лишен права возбуждать уголовные дела по выявленным нарушениям закона с признаками уголовно – наказуемого деяния, проводить расследование, принимать решение об избрании и применении мер процессуального принуждения.

Значительно сократился объем полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, большая часть из которых была передана руководителю следственного органа.

Это нисколько не способствовало улучшению защиты прав граждан, напротив, налицо ухудшение состояния законности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

– …Отвечая за уголовное преследование, в т.ч. поддерживая обвинение в суде, прокурор не может изучить ход следствия, дать указания. Ждет, когда дело поступит с обвинительным заключением, когда даже при возврате дела на доследование невозможно исправить ошибки, т.к. упущено время.

– Принимаемые прокуратурой меры по защите прав и свобод человека и гражданина способствуют эффективной реализации положений Конституции Российской Федерации.

…Созданная в соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура Российской Федерации не только противодействует противоправным проявлениям в самых разных сферах государственной, общественной и частной жизни, но и является надежным гарантом восстановления нарушенных прав и свобод.

И делает это быстро, эффективно и бесплатно.

Быстро, эффективно и бесплатно. Данное выступление практически через предложение может быть разобрано на цитаты для использования в повседневной деятельности сотрудников территориальных подразделений Прокуратуры РФ с целью осознания того, что они стоят исключительно на страже Закона, на страже прав и свобод человека и гражданина.

В своей лекции г-н Кехлеров С.Г. сетует на то, что «возможности прокуратуры по защите прав участников уголовного судопроизводства существенно ограничиваются изъятием у прокурора целого ряда полномочий».

К сожалению, как показывает практика, и имеющиеся полномочия органов прокуратуры не то, что бы не использовались в полной мере, а скорее напротив – используются вопреки целям и задачам, прописанным в Конституции РФ и законах.

Должностные лица органов прокуратуры (в нижеприведенных случаях) не только сами инициативно не выявляют грубейшие нарушения основных прав человека и гражданина, нарушения уголовно-процессуального законодательства, допускаемые сотрудниками правоохранительных органов на стадии досудебного производства, но и покрывают те нарушения, которые выявлены стороной защиты, которые подтверждены документально; дают заключения о необоснованности доводов жалоб стороны защиты по этим фактам, и тем самым неверно ориентируют суды при принятии теми решений как по существу уголовного дела, так и при рассмотрении жалоб граждан в порядке ст. 125 УПК РФ.

По уголовным делам, ссылки на которые будут приведены ниже, должностными лицами прокуратуры, вопреки аргументированным заявлениям стороны защиты, признавались законными нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина при отсутствии к тому предусмотренных федеральными законами РФ оснований:

– задержание, доставление в орган внутренних дел,

– производство личного досмотра,

– проникновение в жилище и его осмотр при отсутствии согласия проживающих в нём лиц и судебного решения.

Впоследствии доказательства, добытые в результате указанных незаконных действий, использовались стороной обвинения для доказывания виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица.

Несмотря на то, что стороной защиты в каждом случае указывалось на недопустимость использования добытых подобным образом доказательств, построения на их основе обвинительного приговора, заявлялось о незаконности действий сотрудников правоохранительных органов (данные действия неоднократно обжаловались в порядке ст. 125 УПК РФ), прокуратура, судебные органы (первой, апелляционной, а по некоторым делам – уже и кассационной инстанций) придерживались противоположной позиции.

Примеры:

  • 09.2015г. сотрудниками 3-го отдела 3 службы Управления ФСКН России по Московской области был произведён осмотр (!) кв. 32 д. 24 ул. Жилгородок м-н Ольгино г.о. Балашиха (Железнодорожный), по месту жительства супругов Д.

Согласия на проникновение в жилище и его осмотр супруги Д. не давали, судебное решение на проведение данного процессуального действия сотрудниками ФСКН не истребовалось.

Согласно ст. 176 УПК РФ, осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

На момент начала производства указанного следственного действия у сотрудников ФСКН отсутствовали какие-либо достоверные данные, свидетельствующие о том, что по месту жительства супругов Д. имеются следы какого-либо преступления.

То есть, законных оснований для проведения ОСМОТРА, как такового (необязательно жилища), в принципе, не имелось.

Ворвавшись в квартиру по месту жительства Д., сотрудниками ФСКН в отношении последних была применена физическая сила и спецсредства (наручники), они были лишены свободы (без составления соответствующего протокола), при этом им не было обеспечено гарантированное ст. 48 Конституции РФ право на получение квалифицированной юридической помощи.

После задержания Д. (супруга) в автомобиле у подъезда д. 24 ул. Жилгородок м-н Ольгино г.о. Балашиха (по месту жительства), сотрудниками 3-го отдела 3 службы Управления ФСКН России по Московской области был произведён его личный досмотр (в ходе которого ничего обнаружено не было), а затем – досмотр используемого им автомобиля «Ниссан Ноут» (обнаружен сверток с наркотическим веществом).

Указанные процессуальные действия, как следует из протоколов, были произведены в соответствии с нормами ч. 3 ст. 48 Федерального Закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», также содержатся ссылки на нормы УПК РФ (разъяснение прав и обязанностей специалиста).

Действия сотрудников 3-го отдела 3 службы Управления ФСКН России по Московской области были обжалованы стороной защиты в порядке ст. 125 УПК РФ в Железнодорожный городской суд Московской области. Данная жалоба была оставлена судом без удовлетворения, равно как и апелляционная жалоба на решение суда 1-й инстанции.

Позиция сотрудников прокуратуры, участвующих при рассмотрении жалоб в процессах, сводилась к даче необоснованного заключения о законности действий сотрудников УФСКН РФ.

Источник: https://sibadvokat.ru/magazine/zashhita-prav-cheloveka-na-slovah-i-na-dele

Жилищный вопрос
Добавить комментарий