Есть ли перспектива подавать в суд на сбившего меня водителя, за материальной компенсацией?

Сбили пешехода: кто кому должен? Нередко компенсации друг другу выплачивают обе стороны

Есть ли перспектива подавать в суд на сбившего меня водителя, за материальной компенсацией?

В редакцию обратился человек, два года назад угодивший под колеса автомобиля по собственной вине. Он не отрицал вины, как и не имел претензий в адрес автомобилиста.

Каково же было его удивление, когда неожиданно он оказался должен тому почти 100 тысяч рублей! Просто автомобилист обратился в суд с целью взыскать с пешехода ущерб, нанесенный машине, и, согласно статье 1064 ГК РФ, он имел основание это сделать.

Кто виноват и кто платит

Что интересно, суд, с одной стороны, удовлетворил требования автомобилиста, с другой — «приговорил», в свою очередь, его самого к выплате 10 тысяч рублей компенсации вреда здоровью пешеходу (покрывается ОСАГО). Водитель, еще раз подчеркнем, был в ДТП не виноват.

Эта несколько парадоксальная ситуация в целом вполне согласуется с нынешним Гражданским кодексом. Не углубляясь в юридические дебри, отметим два интересных аспекта.

Во-первых, в случае наезда на пешехода водитель обязан компенсировать вред его здоровью или жизни вне зависимости от своей виновности (ст. 1079 ГК РФ). Подобная норма применяется к автомобилистам, как владельцам средства повышенной опасности, и ее вескость зачастую становится сюрпризом.

Есть несколько исключений, освобождающих автомобилиста от полной ответственности, скажем, если пешеход прыгнул под колеса намеренно или попал под автомобиль вследствие своей грубой неосторожности. Впрочем, на практике доказать подобное удается далеко не всегда.

Таким образом, даже если водитель признан полностью невиновным в самом ДТП, пострадавший может взыскать через суд компенсацию расходов на лечение и реабилитацию.

Но есть и «во-вторых»: это обратная ответственность пешеходов перед водителями. Правда, в этом случае пешеход должен быть признан виновным и возместить автомобилисту материальный ущерб.

Резкое увеличение подобных исков было зафиксировано с конца 2012 года, когда Конституционный суд РФ постановил, что на виновных пешеходов в равной мере распространяется действие статьи 1064 ГК РФ, определяющей основания для возмещения ущерба.

Разбирательство в Конституционном суде было инициировано страховой компанией, клиент которой совершил наезд на пешехода, признанного виновником аварии.

Так вот, страховая выплатила клиенту компенсацию за разбитый автомобиль, а затем отстояла в суде право предъявить пешеходу претензии в рамках суброгации.

Напомним, подобная практика предусмотрена статьей 965 ГК РФ, и подразумевает право страховых взыскивать ущерб с виновников происшествий на сумму, которая страховая компания перечислила своему не виновному клиенту.

С тех пор количество суброгационных претензий в адрес пешеходов возросло, причем доходит дело и до вопиющих случаев, когда иск предъявляют семье погибшего пешехода-виновника. Подобная практика спровоцировала серьезную дискуссию в обществе, поскольку считается многими несправедливой. Тем не менее, она имеет место быть.

Кто рискует больше

У кого больше риск оказаться крайним в ДТП, у водителя или пешехода? С общечеловеческой точки зрения у пешехода, потому что повреждения, полученные в ДТП, как правило, коварны.

Нередки переломы бедер и травмы головы, которые делают человека неполноценным до конца жизни — чем компенсировать такой ущерб? Поэтому каждый раз, оказываясь вблизи проезжей части, нужно отчетливо понимать свои перспективы, и не лезть на рожон «назло водителям».

А заодно провести ликбез с домочадцами, поскольку люди, которые сами не водят автомобиль, нередко отличаются бесшабашным поведением на дорогах.

Кроме того, мы помним, что у пешехода, в отличие от водителя, нет ОСАГО, поэтому в случае признания виновным компенсировать ущерб придется из своего кармана. А представьте, что пешеход спровоцировал не только наезд, но и повреждение других автомобилей — суммы компенсации могут быть весьма внушительными.

Однако с точки зрения легальных последствий вероятность стать крайним все же больше у водителя. Помимо описанного выше, водитель гораздо чаще признается виновным, даже если очевидная доля вины есть и на пешеходе.

Классический пример: ребенок кинулся через дорогу в неположенном месте. Можно давить? Да ни в коем случае! Даже помимо моральных аспектов такого деяния при разборе ДТП виновность во многом будет определяться своевременностью торможения.

Эксперты определят момент обнаружения опасности (появления ребенка у проезжей части или его выхода из-за препятствия) и выяснят, когда именно вы начали тормозить. А согласно п. 10.

1 ПДД, тормозить вы должны сразу же при обнаружении опасности с учетом времени реакции и срабатывания механизмов.

Сам собой, каждое из подобных исследований имеет множество «люфтов» и допущений, тем не менее, слишком позднее или отсутствующее торможение — один из поводов объявить виновным водителя.

Отдельная дилемма связана с маневрированием в момент опасности: когда торможение уже не помогает избежать наезда, стоит ли пытаться увернуться? Правила не требуют от водителя в таком случае делать «лосиные переставки», более того, водитель несет ответственность за любые новые ДТП, спровоцированные маневром.

И даже отворот в столб с целью спасти виновного пешехода может оставить крайним самого водителя, ведь все тот же п. 10.1 требует в первую очередь тормозить вплоть до полной остановки. Впрочем, чаще всего у водителей просто нет времени проанализировать возможные последствия, и маневр совершается рефлекторно.

А успешный ли он или «отягчающий» — нередко дело случая.

Не будь крайним

И водителям, и пешеходам следует отчетливо понимать возможные последствия их безалаберности на дороге. А последствия, как вы убедились, могут быть разнообразными и «долгоиграющими»: скажем, суброгационная претензия в адрес виновника-пешехода может прилететь в течение трех лет!

Набившее оскомину требование соблюдать ПДД обретает совсем иной смысл, когда дело доходит до разбора полетов. Ведь соблюдение оных позволяет если не избежать аварии, то хотя бы снизить последствия и, главное, не оказаться крайним.

Источник: https://svpressa.ru/auto/article/142536/

Верховный Суд обязал невиновного в ДТП водителя возместить моральный вред | БІЗНЕС

Есть ли перспектива подавать в суд на сбившего меня водителя, за материальной компенсацией?

Около 23:00 на автодороге Стрый – Черновцы водитель, управляя автомобилем «БМВ-316», на своей полосе движения совершил наезд на пешехода, который после этого упал на полосу встречного движения, под автомобиль марки «Кіа Rio». От полученных телесных повреждений пешеход, который был в состоянии сильного алкогольного опьянения и переходил дорогу в неположенном месте без опознавательных знаков в темное время суток, скончался на месте.

Водитель «БМВ-316» добровольно возместил потерпевшей материальный вред в размере 17 000 гривен, которые были потрачены на погребение мужа и установки памятника. Водитель «Кіа Rio» материальной помощи не оказывал. Жена погибшего обратилась в суд с требованием возместить моральный вред в размере 4 608 000 грн.

Решением районного суда, оставленным без изменений постановлением Апелляционного суда Ивано-Франковской области, иск удовлетворен частично. Взыскано с водителей в солидарном порядке в пользу жены погибшего 50 000 грн в счет возмещения морального вреда, а уголовное дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления.

Полный текст постановления Верховного Суда по делу №352/342/17,вы можете найти в системе анализа судебных решений VERDICTUM. Получить тестовый доступ в VERDICTUM можно по ссылке.

Почему водители не понесли уголовной ответственности?

Согласно позиции Верховного Суда водители автомобилей «БМВ-316» и «Kia Rio» не имели технической возможности предотвратить данное ДТП путем применения своевременного экстренного торможения с момента возникновения безопасности для движения.

Причиной наступления данного ДТП стали такие обстоятельства, при которых пешеход, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения и будучи одетым в темную одежду, как участник дорожного движения, не выделил себя на дороге для своевременного выявления другими участниками дорожного движения, переходил проезжую часть в неположенном месте, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников дорожного движения, чем нарушил требования п. 4.4; 4.7; 4.8; 4.14 ПДД, оказался в поле зрения водителя «БМВ-316», на таком расстоянии до автомобиля, водитель уже не мог предотвратить ДТП.

Суды трех инстанций согласились в том, что в действиях водителей автомобиля «БМВ-316» и «Kia Rio» нет нарушений ПДД, которые способствовали возникновению ДТП и они не имели технической возможности предупредить ДТП до момента наступления опасности для движения, поэтому состав преступления, предусмотренный частью второй ст. 286 УК, в действиях обоих водителей отсутствует.

Возмещение морального вреда

1. Верховный Суд ссылается на положения ч. 2 ст. 1167 ГК, которая определяет, что моральный вред возмещается независимо от вины, если он причинен увечьем, другим повреждением здоровья или смертью физического лица вследствие действия источника повышенной опасности.

2. Использование транспортных средств является источником повышенной опасности.

Вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается лицом, которое на соответствующем правовом основании (право собственности, иное вещное право, договор подряда, аренды и т.п.

) владеет транспортным средством, механизмом, другим объектом, использование, хранение или содержание которого создает повышенную опасность.

3. Если из-за грубой неосторожности потерпевшего возник или увеличился вред, то в зависимости от степени вины потерпевшего (а в случае вины лица, причинившего вред, – также в зависимости от степени его вины), размер возмещения уменьшается (часть вторая ст. 1193 ГК) .

Верховный Суд согласился с мнением суда первой инстанции о том, что водители «БМВ-316» и «Kia Rio» как лица, которые руководили источниками повышенной опасности, должны нести ответственность за моральный вред, причиненный такими источником, независимо от наличия их вины, но при этом суды отмечают: в том, что погибший пренебрег правилами дорожного движения, находился в нетрезвом состоянии, вины водителей нет. Несмотря на то, что размер денежного возмещения морального вреда определяется судом, учитывая требования разумности и справедливости, сумма 4 608 000 грн является завышенной, требования жены пешехода не подлежат удовлетворению. Суд кассационной инстанции оставил решение суда апелляционной инстанции без изменений, то есть – возмещение морального вреда обоими водителями в солидарном порядке 50 000 грн.

Источник: https://biz.ligazakon.net/news/190673_verkhovnyy-sud-obyazal-nevinovnogo-v-dtp-voditelya-vozmestit-moralnyy-vred

����� ��� ������ � �����: ��������� �������� ���������� ������ ����, ������� �� �����

Есть ли перспектива подавать в суд на сбившего меня водителя, за материальной компенсацией?

��������, ����������� ����������� ���, ������ ������� �������� ����������� �� ���� �������� � ����� ������� ����� �� ���� ��������� ��� ������� (���).

������ �������, ��� ����� ��������������� ���� ��������� � ����������� ������� (��), �� �� �������� ���� �� ����� �� ���������, � �������� ������� ������� ����������� ���.

������ ����� ��� ������������ ����� ��� ������� ��������� ������� ���.

�� ������ ����������, ��� ������� ��������� � ����� � �� �������, ������� ������ ������� ����� ����� �������� ���������� ��� �� ���� ���������. ��������� ������ ����� ����������� ��� �������� �����, ���� ����� �������� �� ������ ��������, �� � ������.

��� ����� ��������� ���

�������� ������ �� ������� ������� �������� �������, ������� �������� ������� � ������������ ����� ������ ����������� �� �������� �����, ����� �� ��������� ��� ������� ������ ��� ���������, ����������� �� ��������. � ����� ������� ������� �������� �����������, � ���������� (����������� Toyota Land �ruiser) � ������������ �����������.

��� ���������, ��� �������� ���� � ����������� ��������� �������� � �� ���� ����������� ����������� �������� ������. � ����� ������� �� ������ ���������� ��������� ����� 100 ���. ���, ������� ��� ������ ��������� ���������� �������� � ��������.

������������ ������������� � ������������ ����� ���������� ������� ����� ������ ���� � ����������� � ������ ��������.

�� ������ ������ ������ ������������, ����� ������� ��� �������� ���������������, ���� ������ ��� ������ ��������� ���������� �� ������� ��������. “����� ��� ������������ �������� ��������, �������� �������, ���� ������� ��� ��������� � ���, �� � ���� ��������� ���������� � ���� ����������, � ��������� �����������.

� �������, ������� � �� �������� ��������� ���������� ��������� (������� �� ������ ��������� ����� ���������). � ���������� � ���� �� “����������� ��������� ���������� ���������”, �����, �� ���� ���������. ����������� ������� � ����� �� ���� �������� ��������”.

����� �������� ��������� ��������, ��� �������� �������� ������ �� ������������� ����������� ��������� ��������, ��� � �������� ��������������, ������������� � �. �. � �������� �������� ��������� �������� (���), ����� �� ������ �����, �� � �����������. “����� 4.

10 ��� ������, ��� ����� ������� �� �������� ����� �������� ������ ��������� � ���������� ��������������� ����������. ����� 4.

13 ��� ����� ��������� ��������� �������� �� ������, �� ���������� � ���������� ��������� ��� ���� � ������ ���������� ��������; �������� �������� ��� �������� �� ���������� �������; ��������� ���������������, ��� ��������� ��������, ����� ����� ����������� �������� �� �������� �����”, � ���������� ���������.

���, ������ �������� ���������� ������ ���������� � ���������� ����������� ���, ��� ���� ������ ��� �������� ������. �� ������ ���������� �������, �� 10 ������� 2019 ���� � ������� �� ���� ��������� ��������� 579 ��� � ������������� (2,7% �� ����� ����� ��� � �������������), ������� 83 �������� (3% �� ����� ����� �������� � ���), ������������ 533 �������� (2% �� ����� ����� �������������� � ���). ���� ����� ����� ���� �� �������� ��� ������� ���������� ���������� ���.

��, �� ������ ����������� ���������� �������, � ���� ������ �������, ����� �������� ���������� �� ������ ������� �� ���������, �� ��������, ������� ������ �� ����, �������� � ������ ����������, �����, ���������� � �. �. � ���� ������ �������� ���� �������� ����� ������, � �������� � ���� ���������� ������������� ������ ���� ���������. ������ �������� ����� ����������.

��� ����� ������ ���� � ��������� ��������

������ �������, ��� ��������� ����� �������������� �������� ��������� ������������ ��������������� �������� � ������ ��� �� ��� ����. “��������� ��������� ��� ������� ����������������� ��� ����, � ������ �����������.

� ���� ��������� ������ 1187 ��, ������� ������������� “��������������� ��������� ��������� ���������� ��������� ��� ����”, �� ���� ������, ��� ���������� �������� ������ ��������� ��������. �� ��� �������� ������ 1166 ��, ������������ ����� ��������� ��������������� �� ���������� ������������ �����.

������� ����� � � �������������� ���������� ����� � ����������� ��������� ���������� ������, ������������ �� ���� ��������. ��������� �������� ����� �������� ����������� ���������� � ������� ����������� ���� � ���������-���������� ��� �����, ����������� � �������� ��������� ���������� �� ������� ����� (��������� � ���.)”.

� ���� ������� ��������� �������, ��� ���������, ��������� � ���, ����� ��� ��������� ������� �� ������������ ����������, ��-�������� ��������. ��� ����� ����� “��������” ������������� ����, ����� �����, ���� ��� ����� ����������� � ���������������� � ������ ��� � ������������� �� ������ ��� ������ �����������. ������� � ����������, �� ��� ����� ������� ������ � ��������� ��������.

“������� ������ �� ������� ��� � �������� � ����������� ���������� ��� �� ���� ���������, � ������ �������. � ������ ����� �������� ���� ������������� ��������� ��������, ������� ������ ��������� ���������� �� �����.

�� ������ �������� �� ����� ������ �����, � ���� ��� ������ �� ��� � “����������� �����”, ��� ���� �������� ����������� �������� ������ � �������� �� ������ ����������, �� ������ �������� � ���������� ����, �������� ���� ����� �������.

���������� � ���, ���, ����� ��� ������, ����� ��� � ��������� �� ������ ���������� �� ��� ����������, ��������������� ������, �������� ������ ������������ ��������� ���������� �, � ����������, � ������ ���� ����� � ��������”. ������, ������ ��������, ��� ������������ ����� ����� �������� �� ������ � ������ ������������ ��������, �� � � ��������� � ������, � ��� �����������, �� �� �����, ��� � ������� ����������� ����������. �� ������ ��������� ��������� ������� ������ “���� � ���������”, ��, ��������, ���� ���� �������� ��� ����� ��������� �������������� �������� “���������� ������, ����� �������”, ������ ��� ���������� �����.

�����: ��������� ��������

##: ��������, ��������, ����

Источник: https://gorod.dp.ua/news/167673

Жилищный вопрос
Добавить комментарий