Должны ли органы опеки платить пособие, если опекаемая родила и вышла замуж?

На что имеют право сотрудники опеки? Из-за чего они могут забрать детей? Отвечает президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская

Должны ли органы опеки платить пособие,  если опекаемая родила и вышла замуж?

Многие родители подвержены фобии, связанной с органами опеки: придут люди, увидят, что на полу грязно, найдут синяк у ребенка и заберут его в детский дом. «Медуза» попросила президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елену Альшанскую рассказать, на что имеют право сотрудники опеки и какими критериями они руководствуются, когда приходят в семью.

Вообще закон предполагает только один вариант «отобрания» ребенка из семьи не по решению суда. Это 77-я статья Семейного кодекса, в которой описывается процедура «отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».

Только нигде вообще, ни в каком месте не раскрывается, что называется «непосредственная угроза жизни и здоровью». Это решение полностью отдают на усмотрение органов. И в чем они эту угрозу усмотрят — их личное дело.

 Но главное, если все же отобрание происходит, они должны соблюсти три условия. Составить акт об отобрании — подписанный главой муниципалитета. В трехдневный срок — уведомить прокуратуру. И в семидневный срок подать в суд на лишение либо ограничение прав родителей.

То есть эта процедура вообще пути назад для ребенка в семью не предусматривает.

Если сотрудникам опеки непонятно, есть непосредственная угроза или нет, но при этом у них есть какие-то опасения, они ищут варианты, как ребенка забрать, обойдя применение этой статьи.

 Также на поиски обходных путей очень мотивирует необходимость за семь дней собрать документы, доказывающие, что надо семью лишать или ограничивать в правах.

 И мороки много очень, и не всегда сразу можно определить — а правда за семь дней надо будет без вариантов уже требовать их права приостановить? Вообще, никогда невозможно это определить навскидку и сразу, на самом деле.

Как обходится 77-я статья? Например, привлекается полиция, и она составляет акт о безнадзорности — то есть об обнаружении безнадзорного ребенка. Хотя на самом деле ребенка могли обнаружить у родителей дома, с теми же самыми родителями, стоящими рядом. Говорить о безнадзорности в этом смысле невозможно.

Но закон о профилактике беспризорности и безнадзорности и внутренние порядки позволяют МВД очень широко трактовать понятие безнадзорности — они могут считать безнадзорностью неспособность родителей контролировать ребенка.

Полицейские могут сказать, что родители не заметили каких-то проблем в поведении и здоровье ребенка или не уделяют ему достаточно внимания — значит, они не контролируют его поведение в рамках этого закона. Так что мы можем составить акт о безнадзорности и ребенка забрать.

Это не просто притянуто за уши, это перепритянуто за уши, но большая часть отобраний происходит не по 77-й статье. Почему полиция не возражает и не протестует против такого использования органами опеки? Мне кажется, во-первых, некоторые и правда считают, что безнадзорность — понятия такое широкое.

Но скорее тут вопрос о «страшно недобдеть», а если и правда с ребенком что-то случится завтра? Ты уйдешь, а с ним что-то случится? И ответственность за это на себя брать страшно, и есть статья — за халатность.

Второй, тоже очень распространенный вариант — это добровольно-принудительное заявление о размещении ребенка в приют или детский дом, которое родители пишут под давлением или угрозой лишения прав. Или им обещают, что так намного проще будет потом ребенка вернуть без лишней мороки. Сам сдал — сам забрал.

Самое удивительное и парадоксальное, что иногда получается, что, выбирая другие форматы, органы опеки и полиция действуют в интересах семьи и детей.

Потому что, если бы они все-таки делали акт об отобрании, они бы отрезали себе все пути отступления — дальше по закону они обязаны обращаться в суд для лишения или ограничения родительских прав. И никаких других действий им не приписывается.

А если они не составляют акт об отобрании, то есть всевозможные варианты, вплоть до того что через несколько дней возвращают детей домой, разобравшись с той же «безнадзорностью». Вроде «родители обнаружились, все замечательно, возвращаем».

Опека никогда не приходит ни с того ни с сего. Никаких рейдов по квартирам они не производят. Визит опеки, как правило, следует после какой-то жалобы — например, от врача в поликлинике или от учителя.

Еще с советских времен есть порядок: если врачи видят у ребенка травмы и подозревают, что тот мог получить их в результате каких-то преступных действий, он обязан сообщить в органы опеки.

Или, например, ребенок приносит в школу вшей, это всем надоедает, и школа начинает звонить в опеку, чтоб они приняли там какие-то меры — либо чтобы ребенок перестал ходить в эту школу, либо там родителей научили мыть ему голову. И опека обязана на каждый такой сигнал как-то прореагировать.

Формально никаких вариантов, четких инструкций, как реагировать на тот или иной сигнал, нет. В законе не прописаны механизмы, по которым они должны действовать в ситуациях разной степени сложности.

Скажем, если дело во вшах, стоило бы, например, предложить школьной медсестре провести беседу с родителями на тему обработки головы. А если речь о каком-то серьезном преступлении — ехать на место вместе с полицией.

Но сейчас на практике заложен только один вариант реакции: «выход в семью».

О своем визите опека обычно предупреждает — им ведь нет резона приходить, если дома никого нет, и тратить на это свой рабочий день. Но бывает, что не предупреждают. Например, если у них нет контактов семьи. Или просто не посчитали нужным. Или есть подозрение, что преступление совершается прямо сейчас. Тогда выходят, конечно, с полицией.

Поведение сотрудников опеки в семье никак не регламентировано — у них нет правил, как, например, коммуницировать с людьми, надо ли здороваться, представляться, вежливо себя вести.

Нигде не прописано, имеет ли сотрудник право, войдя в чужой дом, лезть в холодильник и проверять, какие там продукты.

С какого такого перепугу, собственно говоря, люди это будут делать? Тем более что холодильник точно не является источником чего бы то ни было, что можно назвать угрозой жизни и здоровью.

Почему это происходит и при чем тут холодильник? Представьте себя на месте этих сотрудников. У вас написано, что вы должны на глазок определить непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Вы не обучались специально работе с определением насилия, не знаток детско-родительских отношений, социальной работы в семье в кризисе, определения зоны рисков развития ребенка. И обычно для решения всех этих задач уж точно нужен не один визит, а намного больше времени.

 Вы обычная женщина с педагогическим в лучшем случае — или юридическим образованием. Вот вы вошли в квартиру. Вы должны каким-то образом за один получасовой (в среднем) визит понять, есть ли непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка или нет.

Понятно, что вряд ли в тот момент, когда вы туда вошли, кто-то будет лупить ребенка сковородкой по голове или его насиловать прямо при вас. Понятно, что вы на самом деле не можете определить вообще никакой угрозы по тому, что вы видите, впервые войдя в дом.

У вас нет обязательств привести специалиста, который проведет психолого-педагогическую экспертизу, поговорит с ребенком, с родителями, понаблюдает за коммуникацией, ничего этого у вас нет и времени на это тоже. Вам нужно каким-то образом принять правильное решение очень быстро.

И совершенно естественным образом выработалась такая ситуация, что люди начинают смотреть на какие-то внешние, очевидные факторы. Вы не понимаете, что смотреть, и идете просто по каким-то очевидным для вас вещам, простым: грязь и чистота, еда есть — еды нет, дети побитые — не побитые, чистые — грязные.

То есть по каким-то абсолютно очевидным вещам: у них есть кровать — или им вообще спать негде, и валяется циновка на полу, то есть вы смотрите на признаки, которые на самом деле очень часто вообще ни о чем не говорят.

Но при этом вы поставлены в ситуацию, когда вы должны принять судьбоносное решение в отсутствие процедур, закрепленных экспертиз, специалистов, вот просто на глазок и сами.

Пустые бутылки под столом? Да. Значит, есть вероятность, что здесь живут алкоголики. Еды в холодильнике нет? Значит, есть вероятность, что детям нечего есть и их морят голодом.

При этом в большинстве случаев все-таки сотрудники органов опеки склонны совершенно нормально воспринимать ситуацию в семье, благоприятно. Но у них есть, конечно, какие-то маркеры, на которые они могут вестись, на те же бутылки из-под алкоголя например.

Риск ошибки при такой вот непрофессиональной системе однозначно есть. Но вообще эти сотрудники — обычные люди, а не какие-то специальные детоненавистники, просто у них жуткая ответственность и нулевой профессиональный инструмент и возможности.

И при этом огромные полномочия и задачи, которые требуют очень быстрого принятия решений. Все это вкупе и дает время от времени сбой.

Если говорить о зоне риска, то, конечно, в процентном отношении забирают больше детей из семей, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков, сильно маргинализированы. В качестве примера: мама одиночка, у нее трое детей, ее мама (то есть бабушка детей) была алкогольно зависимой, но вот сама она не пьет.

Уже не пьет, был период в молодости, но довольно долго не пьет. И живут они в условиях, которые любой человек назвал бы антисанитарными. То есть очень-очень грязно, вонь и мусор, тараканы, крысы бегают (первый этаж).

Туда входит специалист органа опеки, обычный человек, ему дурно от того, в каких условиях живут дети, и он считает, что он должен их спасти из этих условий.

И вот эти антисанитарные условия — это одна из таких довольно распространенных причин отобрания детей. Но внутри этой грязной квартиры у родителей и детей складывались очень хорошие, человеческие отношения. Но они не умели держать вот эту часть своей жизни в порядке.

По разным причинам — по причине отсутствия у мамы этого опыта, она тоже выросла в этой же квартире, в таких же условиях, по причине того, что есть какие-то особенности личности, отсутствия знаний и навыков.

Конечно, очень редко бывает так, что опека забирает ребенка просто вообще без повода или вот таких вот «видимых» маркеров, которые показались сотрудникам опеки или полиции значимыми. 

в СМИ и обыденное мнение большинства на эту тему как будто делят семьи на две части. На одном краю находятся совершенно маргинальные семьи в духе «треш-угар-ужас», где родители варят «винт», а младенцы ползают рядом, собирая шприцы по полу.

А на другом краю — идеальная картинка: семья, сидящая за столиком, детишки в прекрасных платьях, все улыбаются, елочка горит. И в нашем сознании все выглядит так: опека обязана забирать детей у маргиналов, а она зачем-то заходит в образцовые семьи и забирает детей оттуда.

На самом деле основная масса случаев находится между этими двумя крайностями. И конечно, ситуаций, когда вообще никакого повода не было, но забрали детей, я практически не знаю. То есть знаю всего пару таких случаев, когда и внешних маркеров очевидных не было, — но всегда это была дележка детей между разводящимися родителями.

А вот чтобы без этого — не знаю. Всегда есть какой-то очевидный повод. Но наличие повода совсем не значит, что надо было отбирать детей.

В этом-то все и дело. Что на сегодня закон не предусматривает для процедуры отобрания обратного пути домой. А в рамках разбора случаев не дает четкого инструмента в руки специалистам (и это главное!), чтобы не на глазок определить экстренность ситуации, непосредственность угрозы.

И даже тут всегда могут быть варианты. Может, ребенка к бабушке пока отвести. Или вместе с мамой разместить в кризисный центр на время. Или совсем уж мечта — не ребенка забирать в приют из семьи, где агрессор один из родителей, а этого агрессора — удалять из семьи.

Почему ребенок становится зачастую дважды жертвой?

Надо менять законодательство. Чтобы не перестраховываться, не принимать решения на глазок. Чтобы мы могли защищать ребенка (а это обязательно надо делать), не травмируя его лишний раз ради этой защиты.

Записал Александр Борзенко

Источник: https://meduza.io/feature/2017/01/26/na-chto-imeyut-pravo-sotrudniki-opeki-iz-za-chego-oni-mogut-zabrat-detey

Если ребёнок имеет статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей (пособия в 2018 году)

Должны ли органы опеки платить пособие,  если опекаемая родила и вышла замуж?

1. Принимаются вне конкурса в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Получатели: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Получатели: до 23 лет дети-сироты и лица из числе детей-сирот.

3.

Полное государственное обеспечение обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования — выделение одежды, обуви, канцелярии, выплата ежемесячного пособия и ежегодная выплата на учебные материалы в размере трёх стипендий. Выплата увеличенной, минимум наполовину, стипендии. Обеспечение бесплатным питанием. Сохранение стипендии на время академического отпуска по причине болезни.

Получатели: дети-сироты и лица из числа детей-сирот до окончания образовательного учреждения.

4. Бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутных такси) детей, оставшихся без попечения родителей.

5.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное за ними жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

6.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

7. Регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приёмная семья).

8. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учёта по месту жительства или месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

9. Предоставление бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

10. Предоставление путёвок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

11. Органы государственной службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и осуществляют диагностику их профессиональной пригодности с учётом состояния здоровья.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в службе занятости в статусе безработного выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в области.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

В связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работодатели обязаны провести за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством в данной или другой организации.

Получатели: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

12. Предоставление бесплатного жилого помещения в общежитиях среднего профессионального  образования и высшего образования при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда.

Получатели: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Выплаты на содержание ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Размер:

  • 7 037 руб. – на ребёнка до 7 лет,
  • 8 403 руб. – на ребёнка 7-12 лет,
  • 9 250 руб. – на ребёнка 12-18 лет.

Обращаться следует в орган опеки и попечительства, если ребёнок воспитывается в семье опекуна (попечителя), в приёмной семье, либо в патронатной семье.

Пенсия по случаю потери кормильца:

  1. трудовая: размер пенсии зависит от стажа и заработка умершего кормильца, но не менее 1 805,16 руб. повышенный размер пенсии круглым сиротам не менее 3 610,31 руб.
  2. государственная (социальная):
    • 3 692,35 руб. — для детей, потерявших одного родителя,
    • 7 384,72 руб. — для детей, потерявших обоих родителей, детей одинокой матери.

Требуемые документы:

  • В отделение пенсионного фонда по месту жительства ребёнка

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений

С вступлением в силу с 01.01.

2013 Федерального Закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» значительно расширяется категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в отношении которой органы исполнительной власти имеют обязательства по предоставлению жилых помещений за счёт средств федерального и (или) областного бюджетов.

Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с вышеназванным Федеральным Законом сохраняется и за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Предоставление указанной выше категории граждан благоустроенного жилого помещения будет осуществляться из специализированного жилищного фонда Ярославской области по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Законом Ярославской области от 9 ноября 2007 г. № 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений из специализированного жилищного фонда Ярославской области».

А ещё вам может быть интересно:

Если Вы решили усыновить ребёнка

Если Вы стали приёмным родителем

Если у Вас опекунская семья

Если у Вас многодетная семья с 3-4 детьми

Если у Вас многодетная семья с 5-ю и более детьми

В семье ребёнок-инвалид

Отделы социальных выплат Ярославля

Пособия и льготы семьям с детьми в Ярославской области

Эта брошюра содержит разъяснения о мерах социальной поддержки семей с детьми, предусмотренных федеральными и областными нормативными актами. Она издана для будущих и настоящих родителей.

Настоящая брошюра издана для того, чтобы семьи могли лучше ориентироваться в действующих нормативных актах. Она построена по разделам для отдельных категорий семей, чтобы каждая семья смогла найти нужную для себя информацию.

Брошюра подготовлена отделом по вопросам семейной политики и детей управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области.

Свои предложения и замечания направляйте в адрес управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области. Телефон отдела по вопросам семейной политики и детей 40-15-97, E-mail: pichugina@reqion.adm.yar.ru

Источник: Управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области

Источник: http://yarmalysh.ru/oficialno/socialnaja-podderzhka-semej-s-detmi/esli-rebenok-kruglyj-sirota

Опека и усыновление. Личный опыт 2018-19

Должны ли органы опеки платить пособие,  если опекаемая родила и вышла замуж?

Мы с женой все прошли за год – от получения разрешения на опеку до удочерения.

Сначала идешь в районный отдел образования, там тебя встречает тетя “с начесом и железным зубом” 56 размера одежды, уставшая от работы и самой себя. Тетя младше тебя, но обращаешься к ней только по имени-отчеству, так принято.

Тетя задает будущим усыновителям первый вопрос “Оно вам надо?”, но потом выписывает все необходимые бумажки на подготовку усыновителей – “пакет №1”. Список документов не соответствует действующему законодательству, есть лишние документы.

На это тетя отвечает: “жалуйтесь”. Жаловаться нам не хотелось.

Дальше месяц подготовки на курсах усыновителей по субботам и воскресеньям. Группа 10 человек, из которых три пары на усыновление, которые будут искать деток в домах ребенка, остальные 4 человека – опека над своими младшими родственниками. Обучение интересное, ведет профессиональный детский психолог.

Обучение закончили, собрали пакет документов №1.

Дальше самое трудное – поиск ребенка из федеральной базы на усыновите.ру. Хотели удочерить девочку до 3х лет, более-менее здоровую, без братьев и сестер.

Если коротко – детей на усыновление мало, очень мало.  Встали на очередь местных областных опеках на подбор ребенка. Результаты – ноль. До сих пор ни одного звонка оттуда.

Еще почувствовали, что органы опеки местные живут своей жизнью, и если есть возможность получить выгоду личную, или для своего отдела опеки за счет интересов ребенка, то они это сделают непременно.

Не все там такие, но в некоторых городах это были люди хитрые и беспринципные, закон нарушали без смущения, но это уже вопрос в прокуратуру.

Жена в течение месяца по часу-два в день обзванивала органы опеки от Улан-Удэ до Мурманска по найденным в базе детям. В других регионах те же люди работают, что и у нас, поэтому результат был “звоните позже”, “ребенок не готов”, “есть родственники (бабушка лет 80, отец-алкаш, лишенный прав и т.п.)”.

Без чуда в таком деле сложно. Вот чудо: отдел опеки города Тольятти выполнил все по закону: мать сдала дочку в дом ребенка через месяц после рождения и за два года навещала дочь всего несколько раз. Отдел опеки просто подал в суд на лишение матери прав. Мать не возражала. Жена позвонила в Тольятти нам сказали “приезжайте”. Самолет, два часа лета и мы в Тольятти.

Отдел опеки дает направление в дом ребенка на просмотр/знакомство, буднично и просто. Идем в дом ребенка, волнуемся жутко. Заведующая отправляет на беседу к психологу. Речь психолога: “Ребенок со значительной задержкой в развитии, почти аутист, нет контакта глазами, будет ходить под себя до 10 лет. Смотреть ребенка будете?” Тут уже был край нашего стресса.

Приводят девочку 2 года, самый обычный ребенок. Мы заведующей: “будем брать”, заведующая: “посмотрите еще другую девочку – чуть старше, два дня назад от не опекуны отказались после месяца жизни в новой семье”. Посмотрели другую девочку, решили брать свою Настю, за которой приехали.

Дом ребенка изнутри это немножко Стивен Кинг. Можно съехать головой, если принимать все близко к сердцу. Я ставил барьер внутри себя, думая только о нашей новой дочке. Жена как справлялась мне даже представить сложно.

Еще месяц готовили документы на ребенка – суд по лишению матери прав, мед комиссия, решение об опеке.

Приехали в Тольятти второй раз, отпраздновали в доме ребенка два годика нашей дочке с аниматорами и подарками для всех малышей и на следующий день улетели. В самолете от волнения сдали в багаж все памперсы, потекло через край на кресло.

Оказывается у стюардесс в самолете есть все, кроме памперсов, даже стерильные марлевые салфетки. Выручили родители с ребенком с заднего ряда)

Дальше все буднично – шесть месяцев папа с дочкой, мама на работе. Потом в детский сад. Через полгода после лишения матери прав можно удочерять. Собирали пакет документов номер 2 (пятнадцать документов по списку). Еще пачка бумаги, скандалы с районной поликлиникой (долго делали мед заключение). Заявление в суд на удочерение, через три недели рассмотрение.

Тут нам тетя из районной опеки уже начала помогать, увидев нашего живого ребенка. Судья на заседании лопалась от важности, будто реально принимала решение, а не просто оформляла то что и так состоялось. Помощники судьи и секретари в суде – безграмотные, безответственные.

Решение без 10 ошибок подготовить не могут (вычитывает решение сам заявитель – ему же надо!).

Дальше ЗАГС и прочий ФОМС.

Прошу прощения за сумбур. Сегодня я наконец-то наорал на тетю из районной опеки. Писали заявления на отказ от опеки в связи с удочерением по решению суда. Это уже Кафка какой-то. Смысл – я такой-то отказываюсь от опеки своего ребенка, потому что я ее удочерил. Занавес.

Источник: https://pikabu.ru/story/opeka_i_usyinovlenie_lichnyiy_opyit_201819_6716347

Консультации по наиболее часто задаваемым  гражданами вопросам

Вопрос

Полагается ли какая-то оплата родителям-опекунам несовершеннолетнего ребенка, помимо ежемесячных пособий на его содержание. Если полагается, то всем или только неработающим?

Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно.

Одновременно с этим обращаем внимание на соответствующие статьи нового Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48 “Об опеке и попечительстве”, вступившего в действие с 1 сентября 2008 г. и предусматривающего возмездное исполнение обязанностей по договору.

Так, статьей 14 нового федерального закона устанавливается:

1.

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

2. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3.

При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

Вопрос

Мы с мужем хотим удочерить ребенка, в банке данных нашли малышку, как нам узнать про нее больше информации и с чего начать при оформлении документов

Ответ

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:

  • краткая автобиография;
  • справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
  • копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  • справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
  • медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  • копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

Документы, перечисленные в подпунктах 2-4, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья – в течение 3 месяцев.

Лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – иной документ, удостоверяющий личность.

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ, в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения.

Вопрос

Я родила ребенка, будучи замужем. С отцом ребенка развелись, он не общается с ребенком и согласен написать отказ от него. Сыну три с половиной года. Три года я живу не в официальном браке,мой гражданский муж хочет усыновить моего сына. Насколько это возможно без заключения брака и какие документы для этого нужны?

Ответ

Без заключения брака усыновление Вашего ребенка гражданским мужем невозможно. В соответствии с пунктом 2 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Вопрос

Мой ребенок родился вне брака. В графе отец-прочерк. Я вышла замуж. Взяла фамилию мужа. А в августе родится второй ребенок. Муж усыновлять ребенка не хочет. Могу я без его согласия дать своему сыну сою нынешнюю фамилию, т.е. фамилию мужа?

Ответ

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 63 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” при перемене фамилии одним из родителей фамилия их ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, может быть изменена по соглашению родителей, а при отсутствии соглашения по указанию органа опеки и попечительства.

Вопрос

Подскажите, пожалуйста, могу ли я усыновить 4-летнего ребенка будучи незамужем и не работая (студентка). Моя семья готова содержать нас ближайший год до окончания моего обучения. И возможно ли усыновить с “подстраховкой” для ребенка, т.е. при усыновлении помимо приемной родительницы (меня), может ли быть опекун или другая форма заботы и контроля (моя мама, например).

Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации;

лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, см. Приказ Минздрава РФ от 10.09.1996 N 332.

Пункт 2 указанной статьи гласит: Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Вопросы

1.

Скажите через какое время можно повторно обращаться за выдачей заключения о возможности быть приемным родителем? Дело в том что мне отказали сослались на то, что у меня нет стажа в воспитании детей, на курсы меня не отправили, просто отказали и все на этом.

2.За бездействие сотрудника в отношении моего заявления можно взыскать денежную компенсацию морального вреда? Дело в том, что сотрудник рассматривал мое заявление более 30 дней.

3.

При обжаловании заключения в суде нужно ли плать госпошлину, если да то сколько.

4. Обязан ли сотрудник опеки выдать вместе с заключением о невозможности быть приемным родителем выдать на руки акт обследования жилого помещения?

Ответ

1.

Законодательством данный срок не установлен. Однако, решение органа опеки и попечительства Вы вправе обжаловать в судебном порядке.

2.Согласно статье 16 Федерального закона от 02.05.06 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Источник: http://www.usynovite.ru/bz/Advice.html

Получить пособие на ребёнка станет проще

Должны ли органы опеки платить пособие,  если опекаемая родила и вышла замуж?

Заявление о назначении ежемесячной выплаты на первого и второго ребёнка могут разрешить подавать не только по месту жительства, но и по месту фактического пребывания и проживания. Предполагающий это законопроект, подготовленный Правительством, Госдума приняла в первом чтении 5 марта.

Получателей «детских» пособий станет больше

По словам первого заместителя министра труда и социальной защиты Алексея Вовченко, информация о назначении выплаты на первого ребёнка будет размещаться в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

В свою очередь граждане, согласно закону, будут обязаны извещать об изменении места пребывания или фактического проживания органы соцзащиты (при получении выплат на первого ребёнка) и Пенсионный фонд (если деньги перечисляются на второго малыша).

Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнёва уточнила, что такой подход ускорит и облегчит подачу заявлений на получение «детских пособий».

Читайте по теме «Сейчас, когда за пособием можно обратиться только по месту жительства, на местах зачастую возникает непонимание, начинается, что называется «футбол» в отношении человека — с граждан требует документы о регистрации, людям с временной регистрацией пытаются в выплатах отказать, требует постоянную регистрацию. Это противоречие мы пытаемся устранить, перечисляя все способы регистрации», — отметил Алексей Вовченко.

По инициативе президента, выплаты на первого и второго ребёнка начисляются россиянам с невысоким доходом с 2018 года. Размер пособия равен детскому прожиточному минимуму в том регионе, где живёт семья.

Сейчас претендовать на них могут те семьи, чей заработок не превышает полтора прожиточных минимума на человека. С 2020 года круг получателей выплат планируется расширить.

В Послании Федеральному Собранию 20 февраля президент России Владимир Путин предложил назначать их тем семьям, чей доход не превышают двух прожиточных минимумов на человека.

​«Сегодня те меры, которые оказываются, охватывают приблизительно 520 тысяч наших семей. Эта мера, по нашим оценкам, позволит расширить это до почти 770 тысяч наших семей», — сказала вице-премьер Татьяна Голикова.

​Кто имеет право на выплаты

​Предполагается, что основная целевая аудитория выплат — молодые семьи, в которых родители малыша ещё учатся, и, соответственно, не имеют высоких доходов. Для получения такого пособия, помимо российского гражданства, необходимо соблюдение двух основных условий:

  • ребёнок должен родиться не позже 1 января 2018 года;
  • семья имеет низкий уровень дохода (за последние 12 месяцев на каждого ее члена пришлось не более 1,5 прожиточного минимума, установленного в регионе проживания).

Как рассчитать среднедушевой доход семьи

​Чтобы узнать, имеет ли семья право на оформление выплат, необходимо рассчитать месячный среднедушевой доход за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения. Для этого все доходы семьи за это время, полученные в денежной форме, складываются, а затем делятся на 12 и количество всех членов семьи.

​При этом в расчёт нужно брать:

  • заработную плату официально трудоустроенных родителей, премии, компенсации и стимулирующие выплаты;
  • пенсии, выплаты по больничному листу, стипендии студентов, алименты и пособия (с 2019 года детские пособия, а также сами выплаты из «демографического пакета президента» не учитываются при расчете дохода семьи);
  • пенсионные выплаты правопреемникам застрахованных лиц;
  • компенсации за исполнение государственных или общественных обязанностей;
  • денежное содержание (довольствие) военнослужащих, компенсации.

При расчёте месячного среднедушевого дохода в состав семьи включаются родители детей, усыновители, опекуны, законные супруги родителей несовершеннолетних детей и сами несовершеннолетние дети. Бабушки, дедушки, дяди, тёти и другие родственники «не считаются», даже если они живут вместе с ребенком и поддерживают его финансово.

​Важно помнить, что при расчёте дохода не учитываются финансовые поступления, если члены семьи:

  • отбывают наказание в тюрьмах или заключены под стражу;
  • проходят принудительное лечение по решению суда;
  • лишены родительских прав в отношении ребенка, дающего право на назначение выплат.

Как оформить пособие на ребёнка

​Выплата на первого ребёнка перечисляется семье из средств федерального бюджета. Обратиться за её получением можно в территориальный орган социальной защиты населения в любой момент до того, как малышу исполнится полтора года. Если мама малыша лишена родительских прав или умерла, претендовать на деньги может отец или опекун с российским гражданством.

​​ Читайте по теме

Пособие на второго ребенка выплачивается из средств сертификата на материнский капитал, в связи с чем обращаться за его назначением нужно в Пенсионный фонд.

Подать заявление можно как при личном посещении отделения ПФР по месту жительства, так и через многофункциональный центр (МФЦ). Делать это разрешается сразу после рождения или усыновления второго ребенка.

Разрешается подать одновременно два заявления — на получение сертификата на материнский капитал и назначение ежемесячных выплат из него.

Какие ещё пособия положены семьям с детьми

​Помимо указанных пособий, семьи с детьми могут претендовать и на другие выплаты. Среди них — пособия по беременности и родам, выплаты на ребёнка до трёх лет, единовременное пособие при рождении ребёнка, единовременная выплата ставшим на учёт на ранних сроках беременности.

Так, женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), выплачивается единовременное пособие в размере 628 рублей 47 копеек.

Пособие по беременности зависит от статуса получательницы: работающие женщины получают выплаты в размере 100 процентов среднего заработка, студентки — в размере стипендии, военнослужащие-контрактницы — в размере денежного довольствия.

Жены военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, имеют право на единовременное пособие. Срок беременности должен составлять не менее 180 дней. Размер пособия — 26539,76 рублей.

​При рождении ребёнка государство выплачивает одному из родителей единовременное пособие в размере 16 759,09 рублей. Если отец или мать работник Крайнего Севера, то размер пособия увеличится на районный коэффициент.

После рождения ребенка лицо, которые обеспечивают за ним фактический уход и воспитание, получают право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Размер пособия, которое выплачивается до достижения ребенком 1,5 лет, составляет 40 процентов от среднего заработка.

После этого родителям положена только ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей.

​Специальные выплаты положены семьям, в которых родился ребёнок-инвалид. С 1 июля 2019 года, по инициативе президента, размер пособия по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы должен вырасти с 5,5 до 10 тысяч рублей.

Источник: https://www.pnp.ru/social/poluchit-posobie-na-rebyonka-stanet-proshhe.html

Жилищный вопрос
Добавить комментарий