Аттестация педагогического работника при переводе на другую должность

Переход на другую должность, перерыв в работе: разбираемся в нюансах о

Аттестация педагогического работника при переводе на другую должность

Квалификационная категория и педагогическое звание

Это основные показатели работы педагога, которые определяют размер его зарплаты.

Так, тарифный разряд (ставку зарплаты) педагогическому работнику устанавливают в зависимости от присвоенной по результатам аттестации квалификационной категории (приказ № 557, абз. 3 п. 4 Инструкции № 102).

А вот за наличие педагогического звания, которое присваивают также по результатам аттестации, предусмотрено повышение должностного оклада, размеры которого определены п. 24Инструкции № 102.

Важно! Повышения за звания, присвоенные по результатам аттестации, осуществляют только за период работы на должностях, на которых они были присвоены (абз. 16 п. 24 Инструкции № 102).

Поэтому формально при переходе педагога на другую должность, в другое учебное заведение, присвоенные педагогические звания не сохраняют. Аналогично обстоят дела и с квалификационными категориями. Но подчеркнем: законодательством на этот счет установлены и исключения.

Назовем основные правила, когда при переходе на другую педагогическую должность, в другое учреждение или при возобновлении педагогической деятельности за педагогом сохраняют присвоенные квалификационные категории и педагогические звания. Для наглядности рассмотрим их на примерах.

Но прежде отметим: если по каким-либо причинам аттестационная комиссия не подтвердила (или не присвоила) педагогическое звание либо квалификационную категорию уже на новой должности,то в любом случае не будет оснований для установления тарифного разряда с учетом ранее имеющейся квалификационной категории, а также для повышения должностного оклада за наличие ранее присвоенного педагогического звания.

Ситуация: переход на другую должность или в другое учреждение

Правило № 1. При переходе педагога из одного заведения в другое на одинаковые должности или на должности, которые соответствуют профилю преподаваемого предмета (дисциплины), повышение за педагогическое звание сохраняют до очередной аттестации (п. 24 Инструкции № 102).

В свою очередь,абз. 1п. 3.27 Типового положения № 930 установлено: за педагогическими работниками, которые переходят на работу из одного учебного заведения в другое, а также на другие педагогические должности в этом же заведении, сохраняют присвоенные квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания до следующей аттестации.

Как подчеркнуло МОНМС в письме от 06.03.2013 г. № 2/5-13-576,основными требованиями в данном случае являются:

а) переход (а не совмещение или совместительство) в другое учреждение или на другую должность в этом же самом учреждении;

б) наличие у работника соответствующего образования.Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона № 1060 педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующее образование, профессионально-практическую подготовку.

Но стоит заметить, что применять положения абз. 1п. 3.27 Типового положения № 930 не всегда возможно.

Так, например, если учитель школы перешел на должность руководителя кружка в этой же школе, сохранить присвоенную квалификационную категорию в данном случае не получиться, так как руководителям кружков по результатам аттестации присваиваются тарифные разряды (8 — 10-й), а не квалификационные категории. Данный вопрос пока не урегулирован Типовым положением № 930.

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Воспитатель перешел на работу в другое учреждение

В апреле 2011 года по результатам аттестации воспитателю дошкольного учебного заведения (далее — ДУЗ) присвоена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «воспитатель-методист». С 01.09.2014 г. воспитатель перешел в другое ДУЗ на должность воспитателя-методиста.

В данном случае педагог перешел на работу в другое учреждение и на другую должность. За ним сохраняют только квалификационную категорию на основании абз. 1п. 3.27 Типового положения № 930.

Но помните: она будет действительна только до апреля (а не до сентября) 2016 года, ведь срок действия присвоенных в 2011 году квалификационных категорий и педагогических званий истекает в апреле 2016 года.

Что же касается педагогического звания, то ни Инструкция № 102, ни Типовое положение № 930 норм о сохранении педагогических званий в таких случаях не содержит.

Таким образом, в случае, если педагог в апреле 2016 года (или в апреле 2015 года) не пройдет аттестацию на должности воспитателя-методиста, квалификационная категория и педагогическое звание утратят силу в апреле 2016 года.

Пример 2.Воспитателя назначили заведующим ДУЗ

В2013 году по результатам аттестации воспитателю ДУЗ присвоена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «воспитатель-методист».

С 26.08.2014 г.

ее назначили на должность заведующей этим заведением.

Означает ли это, что при определении должностного оклада заведующей следует установить максимальный тарифный разряд? Нужно ли повышать должностной оклад заведующей за наличие педагогического звания?

Во-первых, подчеркнем: такая ситуация не означает, что заведующей в обязательном порядке должен быть установлен максимальный тарифный разряд. Согласно приложению 9 к приказу № 557 заведующему ДУЗустанавливают 12 — 14-й тарифный разряд.

Конкретный тарифный разряд устанавливается приказом руководителя вышестоящей организации и, на его личное усмотрение, может зависеть от многих факторов, в том числе от:

— имеющегося фонда оплаты труда;

— личного вклада работника в развитие заведения;

— готовности заведения к новому учебному году;

— наличия или отсутствия у работника дисциплинарного взыскания;

— стажа работы и профессионального уровня;

— участия в общественной деятельности, конкурсах;

— наличия педагогического, почетного званий, ученой степени, наград и т. д.

Во-вторых, за наличие педагогического звания, присвоенного на должности воспитателя, должностной оклад заведующей ДУЗ не повышают. Это следует из абз. 16 п. 24 Инструкции № 102.

Кроме того,п. 3.14Типового положения № 930 предусмотрено: руководящие работники учебных заведений проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Педагогические звания им не присваивают.

Пример 3.Воспитателя назначили заведующим ДУЗ

В2013 году по результатам аттестации воспитателю ДУЗ присвоена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «воспитатель-методист».

С сентября 2014 года ее назначили на должность заведующей ДУЗ, в котором функционирует только 2 группы. Поэтому в обязанности заведующей входят часы работы воспитателем.

Нужно ли повышать должностной оклад такой заведующей за наличие педагогического звания?

Действительно,согласно п.п. 3 п. 11 Инструкции № 102 в должностной оклад заведующих ДУЗ с одной-двумя группами (кроме заведений (групп) с круглосуточным пребыванием детей) включена оплата за ведение воспитательной работы с детьми в группе в течение 3 часов в день. Условие о проведении такой работы содержит и п. 4Типовых штатов № 1055.

Но такую работу они должны выполнять на ставку заведующего ДУЗ. Повышение должностного оклада или доплата за выполнение такой работы не предусмотрены.

За наличие педагогического звания, присвоенного на должности воспитателя, должностной оклад заведующей ДУЗ, в обязанности которой также входит ведение воспитательной работы, не повышают.

Пример 4.Учителя начальных классов перевели надолжность воспитателя ГПД

Учителю начальных классов присвоена І квалификационная категория в 2012 году. В связи с сокращением количества начальных классов в 2014/2015 учебном году, с 01.09.2014 г. его перевели на должность воспитателя ГПД.

Поскольку учитель перешел на другую педагогическую должность в этом же заведении, то квалификационную категорию, присвоенную ему на должности учителя начальных классов, сохраняют на основании абз. 1п. 3.27 Типового положения № 930 до 2017 года.

Пример 5. Переход в другое заведение в год проведения очередной аттестации

Воспитателю ДУЗ в марте 2010 года присвоена І квалификационная категория. В ноябре 2014 года он перешел на работу в другое ДУЗ.

Согласно п. 3.2 Типового положения № 930 аттестационная комиссия утверждает списки аттестуемых педагогических работников и график работы аттестационной комиссии до 20 октября.

А как же быть с теми педагогами, которые в год прохождения очередной аттестации перешли на работу по той же должности в другое учебное заведение? Для них предусмотрена отдельная норма — п. 3.

20Типового положения № 930, согласно которому их аттестация может быть перенесенана один год.

Для таких работников до следующей очередной аттестации сохраняют присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории (тарифные разряды), педагогические звания.

Обратите внимание, что аттестация «может быть» перенесена, т. е. она не переносится автоматически. Решение о переносе принимает аттестационная комиссия и оформляет свое решение документально.

Подчеркнем: решение о переносе очередной аттестации комиссией может быть принято в любой срок (п. 3.2 Типового положения № 930).

Ситуация: переход педагога на должность методиста

Правило № 2. За педагогическими работниками, которые переходят на должности методистов, воспитателей-методистов, сохраняют присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории.

Таких работников аттестуют не позднее чем через два года после перехода на должность методиста или воспитателя-методиста (абз. 2п. 3.27 Типового положения № 930).

Кроме того, за методистами учебно-методических, методических кабинетов (центров), институтов повышения квалификации (усовершенствования) учителей сохраняют право на получение повышенных должностных окладов, если в период работы на должностях учителя, преподавателя, воспитателя по результатам аттестации им было присвоено соответствующее звание (п.п. 3 п. 13 Инструкции № 102).

Пример 6.Воспитатель перешел на должность методиста

В апреле 2012 года по результатам аттестации воспитателю ДУЗ присвоена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «воспитатель-методист». С 22.04.2014 г. он перешел на должность методиста в методический кабинет при управлении образования.

За педагогическим работником сохраняют:

а) квалификационную категориюна основании абз. 2п. 3.27 Типового положения № 930. При этомего должны аттестовать не позднее чем через два года после перехода на должность методиста;

б) педагогическое звание на основании п.п. 3 п. 13 Инструкции № 102. Согласно этой норме за методистом методкабинета сохраняют право на повышение должностного оклада, если в период работы на должности воспитателя (учителя, преподавателя) по результатам аттестации ему было присвоено соответствующее звание.

Это значит, что высшую квалификационную категорию и педзвание сохраняют за методистом до 21.04.2016 г. Если он в апреле 2016 года не пройдет аттестацию на должности методиста методкабинета, категория и звание на этой должности утратят силу.

Также, если по каким-либо причинам аттестационная комиссия не присвоит педагогическое звание уже на новой должности, то должностной оклад повышаться не будет.

Добавим: если методист продолжает совмещать должность воспитателя в ДУЗ, то присвоенные в апреле 2012 года по этой должности квалификационная категория и педагогическое звание будут действительны до апреля 2017 года.

Пример 7.Методист перешел на должность заведующего методкабинетом

В апреле 2012 года методисту районного методического кабинета присвоена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «учитель-методист». В апреле 2014 года методист перешел на должность заведующего районным методическим кабинетом.

В таком случаедолжностной оклад заведующего за наличие педагогического званияне повышают. И причин для этого несколько.

Во-первых, норма о сохранении педагогического звания в таком случае не предусмотрена ни Типовым положением № 930, ни Инструкцией № 102.

Во-вторых, согласно п. 3.14Типового положения № 930 руководящие работники учебных заведений проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности. Педагогические звания им не присваивают, соответственно, нет и оснований для повышения должностного оклада заведующего методкабинетом за наличие педагогического звания, присвоенного на должности методиста.

Ситуация: педагог вышел из отпуска для ухода за ребенком

Правило № 3. На время пребывания в отпуске в связи с беременностью и родам, для ухода за ребенком до 3 (6) лет за педагогическими работниками сохраняют квалификационные категории (тарифные разряды), а также педагогические звания (п. 3.19 Типового положения № 930).

Время пребывания в таких отпусках не учитывают при определении срока очередной аттестации.

Пример 8. Учитель пребывал в декретном отпуске и отпуске для ухода за ребенком до 3 лет

Источник: https://i.factor.ua/journals/bb/2014/december/issue-47/article-4222.html

Аттестация педагогических работников: продолжаем изучать новые требования

Аттестация педагогического работника при переводе на другую должность

01.03.12

Каковы особенности применения п. 3.22 Типового положения?

С целью социальной защиты педагогических работников, которые продолжительное время работали на педагогических должностях, достигли высокого уровня профессионализма и перешли работать на другие педагогические должности, в Типовое положение введена норма (п. 3.

22), согласно которой при переходе педагогических работников из одного учебного заведения в другое, а также при переходе на другие педагогические должности в этом же учебном заведении, квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания, присвоенные им по результатам предыдущей аттестации, сохраняются до следующей аттестации. Также сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории за педагогическими работниками, переходящими на должности методистов, воспитателей-методистов, а также при переходе педагогического работника из методического учреждения на педагогические должности в учебное заведение.

Лишение работника квалификационной категории, которую он достиг в течение многих лет работы на педагогических должностях, и установление ему низшей квалификационной категории «специалист» противоречат общепризнанным нормам трудового законодательства.

Пункт 3.

22 Типового положения распространяется, в частности, на случаи перехода педагогического работника с педагогической должности в общеобразовательном учебном заведении на должность в дошкольном учебном заведении, при переходе из заведения профтехобразования в школу и наоборот, с должности преподавателя высшего учебного заведения I — II уровней аккредитации в профессионально-техническое училище или в общеобразовательное учебное заведение и т. п. Единственными требованиями для сохранения квалификационной категории при этом должно быть то, что переход осуществляется с одной педагогической должности на другую педагогическую должность, а также наличие у работника соответствующего образования, необходимого для его зачисления на эту должность.

Вопросы, связанные с определением размера оплаты труда при приеме на работу работников, регулируются КЗоТ и другими нормативно-правовыми актами. В частности, ст. 96 КЗоТ установлено, что должностные оклады служащим устанавливает собственник или уполномоченный им орган в соответствии с должностью и квалификацией работника.

По результатам аттестации собственник или уполномоченный им орган имеет право изменять должностные оклады служащим в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных размеров окладов на соответствующей должности. Такая же норма содержится в п.

4 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

То есть определить размер оплаты труда при приеме на работу педагогического работника или при догрузке его часами на другой должности должен собственник или уполномоченный им орган. При этом главным критерием, по которому определяется тарифный разряд такому работнику, является уровень его квалификации.

При этом не следует допускать при приеме на педагогические должности установление низшего тарифного разряда специалистам, имеющим высокую квалификацию, большой опыт научной или преподавательской работы. Собственник или уполномоченный им орган при приеме на работу специалистов с большим опытом работы должен решать вопросы размера оплаты труда с учетом уровня квалификации таких работников.

При аттестации таких работников следует руководствоваться п. 4.

9 Типового положения, которым, в частности, определено, что специалисты, перешедшие на должности педагогических работников в профессионально-технические и высшие учебные заведения I — II уровней аккредитации с производства или сферы услуг, а также научно-педагогические работники высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, перешедшие на педагогические должности, аттестуются на присвоение квалификационной категории «специалист второй категории» при наличии не менее двух лет стажа работы на производстве, в сфере услуг или стажа научно-педагогической деятельности; «специалист первой категории» — не менее пяти лет; «специалист высшей категории» — не менее восьми лет.

Не может быть установлен низший тарифный разряд научно-педагогическим работникам высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, принятым на должности учителей или преподавателей общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, лицам, имеющим ученые степени и приглашенным для преподавания учебных дисциплин, по которым они являются специалистами, в общеобразовательные или другие учебные заведения системы общего среднего образования, специалистам с производства или сферы услуг с большим опытом работы.

Например, в случае принятия на педагогическую должность в профессионально-техническое учебное заведение специалиста с производства или сферы услуг, имеющего стаж работы по специальности пять лет, при первой аттестации на педагогические должности он может аттестоваться на присвоение квалификационной категории «специалист первой категории». Впрочем, при приеме на работу такого специалиста оплата его труда существляется по тарифному разряду, установленному собственником или уполномоченным им органом.

При приеме на работу в общеобразовательное учебное заведение специалиста, который до этого работал преподавателем аналогичной учебной дисциплины в высшем учебном заведении III — IV уровня аккредитации и который имеет ученую степень, руководитель учебного заведения (органа управления образования) имеет право установить ему наивысший тарифный разряд, предусмотренный на этой должности. При аттестации на педагогической должности ему может быть присвоена любая квалификационная категория, в том числе и квалификационная категория «специалист высшей категории», как это предусмотрено п. 4.7 Типового положения.

Когда должна проводиться аттестация работников, прервавших работу на педагогической должности?

Следует отметить, что отныне п. 3.

17 Типового положения установлено, что за работниками, прервавшими работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после принятия их на работу. Подчеркнем: это касается лиц, с момента последней аттестации которых прошло более пяти лет.

Если с момента последней аттестации работника, прервавшего работу на педагогической должности, не прошло пяти лет, его очередная аттестация должна осуществляться в пятилетний срок со дня последней аттестации.

Каков порядок аттестации работников, совмещающих педагогические должности?

Пункт 3.

18 Типового положения дополнен новой нормой, которой установлено, что при совмещении работниками педагогических должностей в одном учебном заведении их аттестация осуществляется по каждой из занимаемых должностей.

Педагогический работник, который в год очередной аттестации совмещает педагогические должности, а именно наряду со своей основной работой выполняет дополнительную работу по другой педагогической должности, проходит аттестацию по каждой из занимаемых должностей.

Типовым положением предусмотрено также, что по заявлению работника или по представлению руководителя либо педагогического совета учебного заведения может проводиться внеочередная аттестация.

То есть аттестация работника, совмещающего педагогические должности, может проводиться как одновременно, так и в разные сроки.

Целесообразно синхронизировать аттестационные процедуры работника, занимающего две или более должности в одном учебном заведении, проводя их одновременно.

Следует учитывать, что на педагогических работников, совмещающих педагогические должности, аттестационные листы оформляются отдельно на соответствие каждой из занимаемых должностей.

Пунктом 3.1 Типового положения определено, что работники, включенные в списки лиц, подлежащих очередной аттестации, имеют право подавать в аттестационную комиссию заявление о присвоении более высокой квалификационной категории (тарифного разряда). Когда нужно подать такое заявление?

С целью недопущения ухудшения прав педагогических работников на присвоение квалификационных категорий в текущем учебном году педагогические работники, включенные в список лиц для прохождения очередной аттестации, которые претендуют на присвоение более высокой квалификационной категории, могут подать в аттестационные комиссии заявления о присвоении следующей квалификационной категории (тарифного разряда).

В связи с этим педагогическому работнику необходимо помнить, что заявления о присвоении более высокой квалификационной категории, тарифного разряда, а также о внеочередной аттестации, переносе срока аттестации необходимо подавать в аттестационную комиссию до 10 октября.

Каков порядок аттестации выпускников высших учебных заведений?

Порядок аттестации выпускников высших учебных заведений определен п. 4.3 Типового положения. В частности, предусмотрено, что выпускникам высших учебных заведений, получившим полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист».

Полное высшее педагогическое образование дает право выпускникам высших учебных заведений на получение квалификационной категории «специалист» как получившим квалификацию, достаточную для осуществления профессиональной деятельности. Указанная квалификационная категория присваивается им одновременно с приемом на работу.

Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/trudovi-vidnosini/205387/

Работодателям об аттестации — Audit-it.ru

Аттестация педагогического работника при переводе на другую должность

Е. В. Давыдова

Журнал “Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения” № 3/2016

Что такое аттестация? Какова роль профессиональных стандартов при установлении квалификационных требований? Для работников каких категорий аттестация обязательна? Что рекомендуется включать в положение о проведении аттестации?

Аттестация – процедура, обязательная для определенных категорий работников. Проводить ли аттестацию в остальных случаях – решает работодатель. Трудовой кодекс с проведением аттестации связывает прежде всего увольнение по ее результатам работника, не соответствующего квалификационным требованиям.

Основная цель осуществления данной процедуры – установить соответствие квалификации работника занимаемой должности. И как раз сейчас в связи с принятием огромного количества профессиональных стандартов многим работодателям приходится задумываться или об установлении порядка аттестации, или о внесении изменений в уже существующий порядок.

Обо всем этом и поговорим в статье.

Трудовой кодекс не поясняет, что такое аттестация.

Руководствуясь другими источниками, можно сформулировать, что аттестация – это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

Основной задачей при аттестации является проверка профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором.

Требования проводить аттестацию для всех работодателей без исключения в законодательстве нет, но считаем, что разработать порядок ее проведения необходимо всем. Тем более сейчас, когда, как мы уже сказали, появилось множество профессиональных стандартов, которые с 1 июля 2016 года станут обязательными для ряда работодателей.

Профессиональные стандарты при установлении квалификационных требований

 Напомним, что согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

А фактически это усовершенствованная форма квалификационных справочников ЕКС и ЕТКС, сочетающая в себе требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.

По факту принятия профстандартов положения квалификационных справочников будут постепенно отменяться.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

Согласно п. 25 Порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, профессиональные стандарты используются работодателем:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, в том числе для определения трудовой функции работника;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;
  • при установлении систем оплаты труда.

Сейчас пока действуют и справочники, и стандарты. И на сего­дняшний момент при применении этих документов следует учитывать, что в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Если по ТК РФ, иным федеральным законам с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или положениям профессиональных стандартов.

А с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ, согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д.

, то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования, в частности к образованию. Например, работники контрактной службы в сфере закупок согласно Федеральному закону от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/861103.html

Жилищный вопрос
Добавить комментарий